Лариса Удовиченко: расцвет карьеры, известность
Получение звания профессиональной актрисы, ознаменованное вручением диплома об окончании вуза, совпало по времени с выходом в кинопрокат сразу четырех фильмов, где сыграла Лариса Удовиченко:
- «Горожане»;
- «Всегда со мною…»;
- «Трын-трава»;
- «Красное и черное».
В ходе съемок кинолент и пятисерийного сериала по мотивам одноименного романа Стендаля ей посчастливилось работать с М. Никоненко, Н. Крючковым, Н. Еременко, Л. Марковым, Н. Белохвостиковой и снова со своим учителем С. Герасимовым.
Сама Лариса отмечает, что в те годы непрерывно получала приглашения на съемки, работая с известными мастерами советского кинематографа. Она получила возможность непрерывного совершенствования своего таланта, приобретения профессионального опыта. Но зрителям запомнилась не экранизация детективной повести В. Липатова в шести сериях и не лейтенант милиции в «Золотой мине», где она сыграла в трио с М. Глузским и Е. Киндиновым, а оперетта-комедия «Летучая мышь». Ничуть не уступая Л. Максаковой, братьям В. И Ю. Соломиным, она мастерски сыграла горничную Адель, превратив второстепенную роль в одну из главных.
Интересно! Анна Щербакова — биография, родители и достижения
После выхода на экраны культового пятисерийного фильма Одесской киностудии, снятого С. Говорухиным, по образному выражению кинокритиков, она попала в высшую лигу отечественных звезд кинематографа. Как свидетельствуют воспоминания участников создания великолепного кинофильма, Л. Удовиченко предложили роль Вареньки, гораздо более объемную по количеству эпизодов, но она сама выбрала роль Облигации, как интересную для работы над образом.
В расцвете карьеры она снималась и в других известных широкому кругу зрителей фильмах:
- в «Маленьких трагедиях» к юбилею А. С. Пушкина;
- в экранизации повести Достоевского «Подросток»;
- в мелодрамах «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Валентин и Валентина».
В перечне работ триумфального для нее 1985 года — целых шесть великолепных образов, лирическая и трагическая комедии, драма под названием «Собачий пир», удостоенная нескольких престижных премий, «Зимняя вишня» и «Сукины дети». Однако в ее карьере были и странные отказы уже после утверждения на роль: например, от И. Хейфица, М. Швейцера, заменившего Удовиченко в «Крейцеровой сонате» И. Селезневой. Критики объясняют эти факты недооценкой творческого потенциала, преобладанием в творческом багаже успехов в ролях комедийного плана.
Иллюстрации
Еще в молодости Булатов понял, что для того, чтобы стать настоящим художником, ему нужно не зависеть от государства. Понимая, что не сможет подстраиваться под стандарты советской власти, он отказался от живописи как средства заработка.
Но поскольку молодой человек не умел больше ничего, кроме рисования, он взялся иллюстрировать детские книги.
Вскоре художник устроился в издательство «Малыш», где работал вместе с близким другом Олегом Васильевым. Они создавали иллюстрации к сказкам Шарля Перро: «Золушке», «Спящей красавице», «Красной Шапочке», на которых выросло не одно поколение.
Детство и юность
Эрик Владимирович родился 5 сентября 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Мальчик рано остался без отца — тот ушел добровольцем на фронт и погиб. Но именно он первым заметил талант сына и предрек, что тот станет великим художником.
Мама живописца была эмигранткой из Польши, работала стенографисткой. После смерти мужа она решила выполнить его завет и отдать сына учиться в Московскую художественную школу. Но с первой попытки Эрика не приняли, тогда он начал заниматься под руководством Александра Михайлова.
Перед экзаменами у юноши открылся туберкулез, из-за чего его отправили лечиться в крымский санаторий. Там он посвящал все свободное время написанию этюдов, которые после возвращения принес в МСХШ. В итоге художника зачислили в учебное заведение.
В художественной школе Булатов обрел верных друзей и научился свободно мыслить, что не одобрялось в Суриковском институте, куда он затем поступил. Шла борьба с формализмом, который, как считали, процветал в МСХШ, поэтому на ее выпускников смотрели с подозрением.
После смерти Иосифа Сталина ситуация стала меняться к лучшему. Студенту прочили блестящее будущее, но он был недоволен методикой преподавания в институте. Получив диплом, Эрик стал переучиваться, брал уроки у Роберта Фалька и Владимира Фаворского, оказавших заметное влияние на его творчество.
Причины успеха: красота, элегантность и обаяние
Стиль и внешние данные, а вовсе не известность стали причиной ее успеха у представителей противоположного пола. Хотя сама актриса недавно призналась, что влюблялась практически в каждого партнера, но супружеские союзы ей не удавались:
- Первый брак с А. Панкратовым-Белым, был фиктивным — для получения московской прописки, по совету И. Макаровой.
- Второй раз Удовиченко была замужем за режиссером А. Эшпаем, но брак был бездетным и коротким. Муж сильно ревновал красивую женщину, а вскоре после развода женился на Е. Симоновой, с которой, по слухам, в супружестве счастлив.
- Третьим мужем актрисы стал музыкант-предприниматель Г. Болгарин, от которого родилась дочь Маша. Однако он страдал от игровой зависимости и, проиграв колоссальную сумму, подверг свою семью реальной опасности.
В некоторых источниках безосновательно утверждается, что у актрисы было много романов, в качестве претендентов на амплуа любовников называют С. Шакурова, М. Боярского, Н. Еременко и даже Н. Джигурду. Перед свои недавним юбилеем Удовиченко разместила на страничке в соцсетях фото в обнимку с А. Дьяченко. Других папарацци интересует бывший муж, от кредиторов которого ей пришлось увозить дочь в Одессу. В перечне «Дети» почему-то фигурирует сын Болгарина Максим, который скончался в 32 года от наркотиков. На самом деле у нее одна дочь, которая училась в Италии и там же вышла замуж за итальянца.
Жизнь актрисы на современном этапе
Сведения об этом противоречивы, известно достоверно, что в новые браки актриса не вступала. Она регулярно снимается в сериалах. Самая заметная роль — Даша Васильева в сериале по романам Д. Донцовой. Отмечают и роли, сыгранные в «Бедных людях» и «Зимней вишне», в пятом сезоне рассказов о майоре Черкасове.
Несмотря на продолжение творческой деятельности (на сегодняшний день в ее багаже более 130 проектов), появляются противоречивые сведения о ее местожительстве. Разные источники говорят, что она купила виллу в Ницце, квартиру в Болгарии, рядом с апартаментами Л. Гузеевой, проживает в Москве. Возможно, причиной заявлений об Италии стали ее заявления о любви к дочери, которая училась в Милане. Лариса Ивановна очень по ней скучала и постоянно навещала. Точно сказать, где сейчас известная актриса, затруднительно.
Итоги
Лариса Удовиченко родилась в Австрии, но выросла в Одессе, где училась в актерской студии при Одесской киностудии. Она сыграла несколько десятков ролей, среди ее работ есть несомненно удачные и даже ставшие культовыми.
Родители актрисы
Биография и личная жизнь Ларисы Ивановны Удовиченко начались в Одессе, но назвать ее одесситкой сложно. Отец Иван Никонович был военным врачом, родом из Сумской области. Он родился в семье сельских учителей, окончил Харьковский мединститут и Ленинградскую военную академию, начиная с Халхин-Гола и до Берлина спасал жизни и здоровье раненых советских бойцов. У матери, Музы Алексеевны, родители тоже были педагогами, только университетскими. В начале войны она не эвакуировалась с курсом, в Ленинграде осталась из-за бабушки, лежавшей в больнице.
Еще несколько фактов из биографии актрисы:
- Родители Ларисы Ивановны познакомились на переправе, где Муза Алексеевна сопровождала эвакуируемых из Ленинграда детей.
- У Ивана Никоновича уже была семья и двое детей, но он влюбился без памяти и всю войну старался помочь своей новой избраннице, отправлял ей посылки.
- После того как вернулся с фронта, он развелся с первой женой и женился второй раз. Спустя три года после Победы у них родилась дочь Яна, старшая сестра Ларисы.
- Вторая дочь у пары появилась через семь лет, в апреле 1955, в Вене, где Иван Удовиченко находился в составе советского контингента войск. После того как он демобилизовался, семья решила обосноваться в Одессе.
Так что называть Ларису одесситкой можно только с большой натяжкой: на момент переезда в этот солнечный город ей было около восьми лет, а ее родители по своей малой родине никакого отношения к городу не имеют.
Юные годы и выбор профессии
Мать Ларисы в начале войны была студенткой Ленинградского института театра, как и ее бабушка, которая закончила ЛГИТМиК. Они были творческими и одаренными натурами. Старшая сестра, экономист по образованию, работала администратором на Одесской киностудии, отец прекрасно пел и на всех семейных праздниках демонстрировал свой хорошо поставленный голос. Неудивительно, что биография и дальнейшая личная жизнь Ларисы Удовиченко была подчинена одной мечте и одной поставленной цели — девочка хотела быть актрисой и всеми силами стремилась к исполнению своей заветной мечты:
- училась в театре-студии при Одесской киностудии и занималась художественной гимнастикой в спортивной школе;
- в 15-летнем возрасте снялась у А. Павловского в эпизодической роли (в этом помогли занятия в студии киноактёра);
- спустя два года в ее творческом багаже появились еще две роли, но одна из них, эпизодическая, попросту выпала при монтаже ленты;
- во второй, под названием «Юлька», ей посчастливилось встретиться с С. Прохановым и М. Менглет.
Интересно! Сергей Лавров — биография и личная жизнь
Поскольку в Одессе не было высшего учебного заведения театрального профиля, свой новый этап в биографии и личной жизни Лариса Удовиченко начала с поездки в Москву для получения знаний по выбранной с детства профессии.
По приезде в столицу Л. Удовиченко подала, по сложившейся традиции, документы на вступление сразу во все театральные вузы, и ей повезло: она стала учиться во ВГИКе, на курсе Т. Макаровой и С. Герасимова. Это был первый институт, где она победила своих конкурентов в отборочном туре. Она не стала дожидаться других результатов, хотя, возможно, и в других были хорошие перспективы.
Не у каждого абитуриента на момент поступления были в багаже три уже сыгранные роли в фильмах Одесской киностудии — первой в Советском Союзе — у А. Павловского и С. Говорухина. Там же, но несколько позднее актрисой была мастерски воплощена роль Маньки-Облигации, которая заполнилась миллионам телезрителей. Она сыграла в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» по прославленному роману братьев Вайнеров «Эра милосердия».
Настоящую известность как актриса Лариса Удовиченко получила, еще будучи студенткой: исполнила одну из главных ролей в фильме «Дочки-матери» С. Герасимова, где главную героиню исполнила Т. Макарова, а ее мужа — И. Смоктуновский.
Последние годы
Начиная с 1992 года, талантливая актриса Лариса Белогурова, биография и причина ее смерти часто становятся интересными для зрителей, в кино больше не снималась. Молодое поколение артистов стало более интересным для режиссеров, поэтому Лариса Владимировна стала невостребованной. Но все-таки иногда предложения о работе поступали. Но все эти режиссеры предлагали очаровательной актрисе Белогуровой сниматься в сериалах, где совершались какие-то преступления, поэтому и роли эти были чаще всего отрицательными. Поэтому Лариса Владимировна на все такие предложения о работе отвечала отказами.
Но был случай, когда все-таки Ларису Владимировну уговорили сниматься в киноленте «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…». Она прошла кастинг, а вместо нее на роль утвердили Ладу Дэнс. Понимая, что как актриса она не может себя реализовать, Лариса Владимировна устраивается в компанию, которая занимается продажей кухонной посуды. Несмотря на то, что дохода не было, работа все-таки Ларисе Владимировне нравилась.
Давать интервью актриса Белогурова не любила, поэтому так мало информации о ее жизни. Муж актрисы рассказывал, что она была человеком не тщеславным и всегда старалась держать людей на таком расстоянии, чтобы они не лезли в душу.
Даже появлялись слухи о том, что талантливая актриса ушла в монастырь. Действительно, Лариса Владимировна приезжала в монастырь, но только за тем, чтобы записать аудиокнигу о Таисии Леушинской, которая вышла в свет в 2006 году. Текст этой книги, которая является воспоминаниями игумении, читает сама актриса. Эти слухи были основаны еще и на том, что сама Лариса Владимировна вела затворнический образ жизни.
Интересные факты
- По словам живописца, он редко дублирует свои работы, но для картины «Слава КПСС» сделал исключение. Она находилась в частной коллекции, владелец которой все время обещал предоставить ее для выставки и не делал этого. В итоге автору это надоело, и он сделал второй экземпляр.
- Каждая картина художника начинается с впечатления, которое требует выражения. Сперва он делает набросок цветными карандашами на бумаге, а уже потом создает полноценное произведение.
- У Булатова есть собственная коллекция его работ, которые он не собирается продавать. В их числе «Дверь», «Подсосенский переулок» и «Белая точка».
Анастасия Георгиевна Гачева
Гачева Анастасия Георгиевна (02.12.1966) — специалист по истории русской
философии и русскому космизму, литературовед, доктор филологических наук,
ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН, главный библиотекарь
Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова. Считая характерной особенностью русской
историософии религиозное истолкование историческою процесса, основанное на
стремлении к конечному разрешению судеб мира, Гачева выделяет в ней концепцию
истории как «работы спасения» (А. С. Хомяков, И. С. Аксаков, Федоров, В. С.
Соловьев, Бердяев, Булгаков, Федотов, А. К. Горский, Сетницкий, В, Н Муравьев),
основанную на представлении об истории как поле встречи Бога и человека, их
преображающего соработничества, захватывающего все сферы жизни, на
активно-творческой эсхатологии, идее апокатастасиса. Развитие русской
философской мысли второй половины XIX — первой трети XX века рассматривает под
углом столкновения идеи оправдания истории с секулярным прогрессизмом, с одной
стороны, и с идеей краха и неудачи истории (К. Н. Леонтьев), с другой. Изучает
хилиастические мотивы в творчестве русских мыслителей, подчеркивая их связь с
идеями богочеловечества, активного христианства. Обращаясь к
философско-общественной мысли русского зарубежья, интерпретирует духовные
искания ряда идеологов пореволюционных течений (сменовеховцев, евразийцев,
утвержденцев, новоградцев и др.) как попытку создать проект социального
действия, преодолевающий изъяны капитализма и социализма, вносящий христианский
идеал в историю. Гачева — автор монографии об идейно-художественных и
историософских взаимосвязях творчества Достоевского и Тютчева. Исследовала
основные линии воздействия идей Федорова на Достоевского и Соловьева.
Реконструируя эстетическую систему русского космизма, Гачева кладет в ее основу
идею искусства как жизнетворчества, представление о религиозном преображении
жизни как конечной цели творческого акта. Гачева — составитель и автор
комментария к Собранию сочинений И. Федорова (в соавторстве с Семёновой),
исследователь и публикатор литературно-философского наследия А. К. Горского,
Сетницкого, В. И. Муравьева, Чхеидзе.
М. А. Маслин
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное.
Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко,
А.П. Поляков. – М., 2014,
с. 126-127.
Далее читайте:
Гачева А.Г. (биографическая статья).
Философы, любители мудрости
(биографический указатель).
Русская
национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)
Сочинения:
Философский контекст русской литературы 1920- 1930-х годов (в соавт). М.,
2003; «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…»: Достоевский и
Тютчев. М., 2004; «Свет ште бити лепота Христова» (Ф. М. Достоевский и Н. Ф.
Федоров). Београд: Логос, 2007; Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров: Встречи в
русской культуре. М., 2008; Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия
бессмертия и воскрешения: В 2 ч. Ч. 2; Творчество Достоевского и русская
религиозно-философская мысль первой трети XX в. // Достоевский и XX век: В 2 т.
М., 2007. Т. 1; Идея «Третьей России» и пореволюционные течения русской
эмиграции 1920-1930-х годов // В поисках новой идеологии: Социокультурные
аспекты русского литературного процесса 1920-1930-х годов. М., 2010; Филология
на службе философии: Опыт анализа «Трех разговоров» Владимира Соловьева //
Соловьевские исследования. 2010. Вып. 2 (26); Жизнь — смерть — бессмертие в мире
русского романтизма // Жизнь и смерть в литературе романтизма. Оппозиция или
единство? М., 2010; Концепция истории как «работы спасения» в русской мысли
ХIХ-ХХ вв. // Общественная мысль России: истоки, эволюция, основные направления.
М., 2011.