Серия «Великие художники». Качество. Содержание
Все альбомы серии имеют прекрасное оформление. Твердый, глянцевый переплет. Специальная бумага: мелованная, плотная, высококачественные цветные иллюстрации. Размеры альбома 245 на 340 мм (большой формат), вес около 500 грамм. Без всякого сомнения, книги эти выдержат не одно поколение читателей. Коллекция отпечатана в Польше на Торуньском полиграфическом заводе «Zapolex».
Мне захотелось, показать как выглядят альбомы, в меру моих сил и возможностей. Я выбрала три тома, чтобы посетители сайта увидели их своими глазами.
Поверьте, выбрать было нелегко. Я приняла самое простое решение и выбрала — первый, последний и тринадцатый альбомы! Уверена, что они вам понравятся.
Научная деятельность
В период до 1968 г. Р. И. Персонов работал и преподавал на физическом факультете Московского Государственного Педагогического Института им. В. И. Ленина в лаборатории Э. В. Шпольского.
Р. И. Персоновым и коллегами было сделано два крупных открытия в спектроскопии примесного центра: открытие метода селективного возбуждения тонкоструктурных спектров (1972 г.) и метода выжигания стабильных спектральных провалов (1974 г). За рубежом эти методы получили названия: «Fluorescence Line Narrowing» и «Persistent Spectral Hole-Burning». В ряде источников эффект лазерного возбуждения тонкоструктурных спектров называют эффектом Персонова,.
Автор более 150 научных публикаций, обзоров и монографий.
Литература
- Записки Петра Могилы // АЮЗР. 1887. Т. 7. Ч. 1. С. 49-189;
- Казанье Мелетия Смотрицкого на честный погреб Леонтия Карповича // ЧИОНЛ. 1908. Кн. 20. Вып. 2. С. 101-119; Вып. 3. С. 121-155;
- Лямент у света убогих на жалосное преставление… отца Леонтия Карповича // Украïнська поезiя: Кiн. XVI — поч. XVII ст. К., 1978. С. 166-179.
- Голубев С. Библиографическая заметка по поводу статьи архим. Леонида (Кавелина) «Леонтий Карпович…» // Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1880. № 3. С. 49-51;
- Молчанов Н. Леонтий Карпович, церк. вития правосл. Юго-Зап. Руси в XVII ст. и два его слова: (Крит.-биогр. заметка) // ПО. 1880. Т. 3. № 11. С. 495-517;
- Смирнов Ф. Виленский Свято-Духов мон-рь. Вильна, 1888;
- Харлампович К. Западнорусские правосл. школы XVI — нач. XVII в. Каз., 1898. С. 397-399;
- Матерiали до вивчення iсторiï укр. лiт-ри. К., 1959. Т. 1: Давня укр. лiт-ра: доба феодалiзму — до XVIII ст. / Упоряд.: О. i. Бiлецький, Ф. Я. Шолом;
- Украïнськi письменники: Бiо-бiблiогр. слов. К., 1960. Т. 1: Давня укр. лiт-ра (XI-XVIII ст.);
- Грицай М., Микитась К., Шолом Ф. Давня укр. лiт-ра. К., 1989;
- Левшун Л. В. Некоторые принципы использования текстов Свящ. Писания в «Казанье на Преображенье» Леонтия Карповича // Начало: Сб. работ молодых ученых / ИМЛИ. M., 1990. С. 79-91;
- она же. Архiмандрыт Лявонцi Карповiч: Старое i новае ў гiсторыi ўсходнеславянскага прапаведнiцтва // Праваслаўе. 1998. № 7. С. 65-77;
- она же. Леонтий Карпович: Жизнь и творчество. Мн., 2001;
- Саверчанка i. В. Старажытная паэзiя Беларусi: ХVI — 1-я палова ХVII ст. Мн., 1992. С. 150-164;
- Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Мн., 1992;
- Wagilewicz J. D. Pisarze polscy rusini: Wraz z dodatkiem pisarze łacińscy rusini. Przemyśl, 1996;
- Гiсторыя беларускай лiтаратуры XI-XIX стагоддзяў. Мн., 2006. Т. 1: Даўняя лiтаратура XI — 1-й паловы XVIII стагоддзя. С. 565-571;
- Славянамоўная паэзiя Вялiкага княства Лiтоўскага XVI-XVIII ст. / Уклад., прадм. i камент.: А. У. Бразгунова. Мн., 2011. С. 548-587.
Детство и юность
Мыслитель и писатель Александр Герцен появился на свет 6 апреля 1812 года по новому стилю. Место рождения — город Москва.
Молодой человек имел очень родовитое происхождение. Его отца звали Иван Алексеевич Яковлев. Свой отсчет фамилия вела от Андрея Кобылы, исторического предка династии Романовых и основоположника нескольких других семейств. Любопытный факт: Герцен был родственником императорской фамилии.
Иван Алексеевич Яковлев был известен тем, что в 1812 году лично встречался с Наполеоном I в оккупированной Москве и доставил от него Александру I письмо с предложением о мире.
Портрет Ивана Алексеевича Яковлева, отца Александра Герцена
Мать молодого человека была этнической немкой. Ее звали Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг.
Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг, мать Герцена
Официально родители свой брак не оформляли. Выходило, что сын крупного дворянина — незаконнорожденный, что было настоящим позором. Свою фамилию Иван Алексеевич дать мальчику не мог. Вместо этого он присвоил ему выдуманную — Герцен, то есть сын сердца, если переводить с немецкого.
Несмотря на это, оставлять отпрыска на произвол судьбы мужчина не собирался. Родитель активно занимался его воспитанием.
Ранние годы Герцен провел в Москве. Он получал классическое, типичное по тем временам дворянское образование. С мальчиком занимались гувернеры-немцы и французы.
Молодой человек активно осваивал грамоту, интересовался иностранной художественной литературой. Зачитывался Гете, Бомарше и Шиллером. Позже взялся за штудирование философии и общественно-политических идей.
Благодаря обучению у немцев и французов, быстро освоил несколько иностранных языков.
Портрет Александра Ивановича Герцена в молодости
Читая зарубежную литературу, публицистические тексты, Александр Иванович проникся идеями свободы и демократическими идеалами, которые тогда только поднимали голову.
Будучи человеком впечатлительным, романтичным, сентиментальным и несколько наивным, он и сам стал мечтать о революционной деятельности. Благодаря И.Е. Протопопову, который учил мальчика словесности, Герцен познакомился со стихами Пушкина, проникся духом возрождения России на новых основаниях. И лишь больше укрепился в своем желании изменить жизнь в стране.
Отец прочил отпрыску карьеру чиновника. В 1820, когда тому было всего 8 лет, мужчина зачислил его в одно из ведомств города, приукрасив возраст и указав 14 лет.
В результате уже через 3 года малый ребенок получил чин коллежского регистратора. Впрочем, это была вполне стандартная практика в те времена.
В ранние годы Герцен познакомился с поэтом, писателем и революционным мыслителем Н. П. Огаревым, который стал его другом. Когда случилось выступление декабристов, юноши уже были знакомы.
Портрет А. Герцена в юности, неизвестный художник, 1830-е гг.
Попытка переворота, совершенная дворянской молодежью, а затем жестокая расправа над прогрессивной общественностью оказали на Герцена сильнейшее психологическое влияние.
Он решительно захотел бороться за свободу. А жестокость монархического режима укрепила его в мысли, что с царем и его приближенными нужно действовать сурово. Именно в то время радикальные идеи пустили свои корни в сознании будущего революционера.
В 1829 году Александр Иванович поступил в Московский государственный университет, на физико-математический факультет. Выбор направления был довольно неожиданным, если учесть, что Герцен интересовался в первую очередь гуманитарным знанием. Однако в тот момент он попал под сильное влияние своего дяди, который был химиком.
Систематическое образование Александр Иванович получал без проблем. Славился хорошей успеваемостью. Особо Герцена интересовали лекции по истории и философии. Хотя и от освоения технических предметов он не отказывался и проявлял недюжинное рвение.
А. И. Герцен. Рис. А. Л. Витберга. 1836. Портрет послан в подарок невесте Герцена Н. А. Захарьиной
Несмотря на жесткий ответ царской власти на выступление декабристов, до тотального разгрома высших учебных заведений, создания страны-казармы и репрессий дело еще не дошло. Все это началось позже.
Пока же университеты были настоящими оплотами свободомыслия и юношеских фантазий о переменах.
Так, школяры с энтузиазмом встречали информацию о зарубежных потрясениях, широких народных выступлениях. Профессора не вмешивались в жизнь своих подопечных, закрывая глаза на их рассуждения.
Сочинения
- Казанье двое, одно на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, другое на Успение Пречистое и Преблагословенное Владычицы нашое Богородицы и Приснодевы Марии. Евье, 1615;
- Два слова, которые сказывал о. Леонтий Карпович / Парал. пер. на рус. яз.: архим. Леонид (Кавелин) // ЧОИДР. 1878. Кн. 1. С. 1-118;
- Честному священноинокови господину отцю Кирилу (Пафнутию, Елисею) о Господе нашем Иисусе Христе радоватися // Литовские ЕВ. 1894. № 26. С. 229-231;
- Послание Виленского православного братства Львовскому ставропигиальному братству… от 21 янв. 1619 г. // АЗР. Т. 4. № 217. С. 504-506;
- Наука Леонтiя Карповича в недïлю перед Рiздвом / Опубл.: С. I. Маслов // Зап. наукового товариства в Киïвi. К., 1908. Кн. 2. С. 127-141.
Личная жизнь
Официально мыслитель был женат один раз, на своей двоюродной сестре Наталье Захарьиной.
Наталья Александровна Захарьина, супруга А. Герцена
Семейная жизнь складывалась неплохо, пока супруга не изменила Герцену с любовником во Франции. Впрочем, разводом дело не закончилось, отношения мужа и жены продолжились.
В этом браке на свет появилось 8 детей. Но до взрослых лет добрались только трое.
Герцен с детьми Александром, Ольгой и Натальей (Татой). 1856. С автографом писателя Жозефу Доманже.
В какой-то момент, уже находясь в эмиграции, революционер увлекся супругой своего давнего друга Огарева. От фактического союза родилось еще трое детей.
Несмотря на перипетии личной жизни Александра Герцена, основную часть времени и сил от отдавал общественно-политической работе.
По окончании университета, ссылка и возвращение
После выступления декабристов идеи революции в России стали по-настоящему актуальными. Кто-то следовал моде, другие же действительно хотели блага для страны.
И последних было большинство, поскольку выступать против власти стало делом опасным. Однако людей это совсем не останавливало. Революционные кружки появлялись один за другим словно грибы после дождя.
На заре 30-х годов Николай I начал давить на страну сильнее. Маховик репрессий стал раскручиваться все быстрее. Одним из первых под удар попал революционный кружок Н. Сунгурова.
В него входило несколько десятков человек: от студентов до мелких офицеров и военнослужащих. В отличие от прочих, они планировали реальные действия по свержению власти, придерживались радикальных взглядов на вещи.
В 1833 после окончания университета Герцен Александр Иванович и его сторонники не перестали встречаться в рамках своего революционного кружка.
Они продолжили обсуждать актуальные вопросы. Планировали создать единый журнал, где освещались бы прогрессивные события в мире. В тот же период они собирали деньги, чтобы передать их студентам, записанным в солдаты после разгрома кружка Сунгурова.
Как раз на этом моменте работа революционного общества Герцена дала сбой. Кто-то написал на него анонимный донос, в котором Александра Ивановича обвиняли в подготовке писем, порочащих имперскую фамилию. Якобы он нелестно отзывался о правителе и его семье.
Герцен отделался сравнительно мягким наказанием. Его сослали: сначала в Пермь, а затем на территорию современной Кировской области (тогда она называлась Вяткой).
На новом месте Александр Иванович начал работать в канцелярии, занимал небольшой чиновничий пост.
Ссылка продолжалась почти 7 лет. Право вернуться в родную Москву Герцен получил лишь в 1840 году. Следом по рекомендации отца Александр Иванович переехал в столицу, в Санкт-Петербурге он взялся за публичную, чиновничью деятельность, занимал довольно солидный пост.
А. И. Герцен с сыном Александром. Портрет работы А. Л. Витберга. 1840.
Однако после резкого отзыва о работе полиции Герцена выслали в Новгород, где он пробыл еще несколько лет. Окончательно обосноваться в Москве невольному путешественнику удалось только в 1842 году.
Находясь в городе, Александр Иванович познакомился с представителями умеренной революционной мысли. Эта встреча стала знаменитой. Новое общество придерживалось идеи необходимости коренных перемен в стране. Но вскоре выяснилось, что члены организации по-разному представляют будущее государства.
Кружок разделился на две группы. Первая, в которую входили Герцен, Огарев, Белинский и Станкевич придерживались мысли, что для стабильного развития России нужно следовать европейскому образцу. Брать все лучшее, что есть за границей. Представители этой мысли, в том числе и сам Герцен, стали западниками.
Герцен и Огарев
Их идеологические противники, Киреевский и Хомяков, категорически не соглашались с такой мыслью. Они высказывались за собственный, особый исторический путь России, отличным от того, которым шел мир.
Представителей этого направления стали называть славянофилами. Они считали, что развитие нужно искать в традициях и истории русского народа.
Вплоть до 1847 года Александр Иванович Герцен посещал собрания кружка Белинского.
Эмиграция
В том же 47-м революционер отправляется в Европу. Он не планировал оставаться за границей. Хотел посмотреть своими глазами на то, что так долго отстаивал в ожесточенных спорах со славянофилами. На какое-то время Герцен остановился во Франции.
Революция и последовавшие за ней кровавые события, а затем откат назад поразили мыслителя. Если в Европу он ехал романтически настроенным идеалистом, придерживался либеральных взглядов, после увиденного перешел на позиции социализма.
В этот период Александр Иванович общался с идеологами левых течений, например, П.-Ж. Прудоном и прочими. Принимал участие в политических выступлениях рабочих.
А затем из-за угрозы ареста по поддельному паспорту перебрался на территорию Италии. Находясь здесь, Герцен продолжал встречаться с революционно настроенными элементами, социалистами, радикалами и познакомился с Д. Гарибальди.
На родине Александр Иванович получил славу революционера. По личному распоряжению Николая I его имущество арестовали. Пути назад в Россию уже не оставалось.
В начале нового десятилетия революционера постигла череда личных трагедий: умерли жена и новорожденный сын, Герцен отправился в Лондон. В последние годы Александр Иванович издавал революционную газету «Колокол».
После поддержки польского восстания мыслитель окончательно растерял сторонников. Демократы считали его слишком революционным, а радикалы критиковали за умеренный и чрезмерно осторожный настрой. Они придерживались бескомпромиссных позиций.
Огромными стараниями российским властям удалось приостановить выпуск «Колокола», и добиться выдворения Герцена из Лондона. Остаток жизни мужчина провел в Швейцарии, которая предоставила ему гражданство.
Крамской – том 13
Биографии художников написаны так, что вместе с событиями жизни, читатели знакомятся с творчеством в соответствующий период времени; с рассказами о людях, окружающих художника. Мне нравится, что о каждой картине написана история ее создания, краткое описание и указано место, где находится оригинал в настоящее время. Например, чтобы увидеть легендарное полотно «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, надо посетить Картинную галерею в Дрездене, а картину «Мадонна Альба» — Национальную картинную галерею в Вашингтоне. Кстати, «Мадонна Альба» в начале прошлого века тоже принадлежала России, но была продана в годы Советской власти. За свою долгую жизнь я успела побывать в нескольких знаменитых музеях и не один раз. Знаю по своему опыту, что пойти (например) в Эрмитаж с экскурсией можно один раз и только для общего ознакомления. Ни рассмотреть знаменитые полотна, ни узнать что-то о них, практически нет возможности. Поэтому надо идти подготовленными, чтобы насладиться шедеврами. Полистать альбомы о жизни и творчестве художников, посмотреть картины и их описания (пусть и в интернете) – это один из способов получения предварительной информации.
Иван Николаевич Крамской родился в городке Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Рисованием занимался с детства, был самоучкой, и только благодаря своему упорству, получил образование в Академии художеств (Петербург). В России был известен не только как художник, но и как общественный деятель и блестящий критик. Крамской умер от сердечного приступа в возрасте 50 лет, во время работы над портретом своего семейного врача. Доктор Раухфус не успел его спасти.
Картина «Неизвестная» (1883) это самая таинственная картина Крамского. До сих пор неизвестно, кто позировал художнику; к какому слою общества эта девушка принадлежит. Москва, Государственная Третьяковская галерея. На соседней странице – «Портрет Анатолия Ивановича Крамского» (1882) – сына художника. Воронеж, областной Художественный музей имени И.Н. Крамского.
Картина Крамского «Христос в пустыне» (1872). Москва, Государственная Третьяковская галерея.
«Портрет императрицы Марии Федоровны» (1882) и «Портрет С.И. Крамской, дочери художника» (1882) – обе работы находятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.
«Русалки» (1871). Картина наполнена глубокой грустью. Художнику удалось предать сказочную красоту украинской ночи, написать лунный свет. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
Александр Герцен — биография
Александр Иванович Герцен — русский революционер, общественно-политический деятель и мыслитель 19-го века. Известно, что он происходил из среды крупного дворянства. Со стороны отца имел солидную родословную, которая началась аж от общего предка его и представителей династии Романовых. Казалось бы, с таким происхождением Герцен должен купаться в роскоши, пользуясь преимуществами привилегированного сословия. Но все пошло по иному пути.
Александр Иванович очень рано пристрастился к чтению, интересовался зарубежной художественной литературой и философией. Под влиянием гувернеров получил хорошее домашнее образование, стал начитанным человеком. Однако всю юность он сохранял романтические, идеалистические взгляды на вещи. Во многом именно склад личности, несколько наивный и вместе с тем прогрессивный, сделал Герцена тем, кем он стал в будущем.
Александр Иванович в зрелые годы придерживался радикальных, крайне левых позиций. Ратовал за свержение монархической власти силовым путем, коренную перестройку всего общества и его институтов.
Хоть Герцен и не дожил до слома старого порядка, социалистические идеи, которые он развивал и широко пропагандировал, сыграли свою роль в революциях будущего века.
Так, например, о его работа высоко отзывался В. И. Ленин, который считал того основоположником русского движения за революционные изменения.
Общественная деятельность
Впервые за революционную активность А. И. Герцен взялся еще в университетские годы. Страстный настрой, желание перемен и коренного слома общественно-политических устоев Александр Иванович не растерял ни в этот, ни в будущий период.
Вокруг Герцена и Огарева, его друга, быстро сложился целый революционный кружок. Это была организация, каких по стране складывалось множество. Юноши не собирались браться за реальные дела. Они обсуждали политические вопросы, труда зарубежных писателей, читали запрещенную литературу и оценивали события в мире.
В числе участников революционного общества того периода были Н. Сазонов, В. Пассек и прочие видные представители общественно-политической мысли, которые обрели известность в будущие годы.
Герцен и Огарев на Воробьёвых горах клянутся бороться за свободу
Герцен очень тепло вспоминал об этом времени. Отмечал, что практически никто из участников общества не отсиживался в стороне, принимал участие в обсуждениях, беседах, без страха высказывал свое мнение.
Удивительно, что ни одного доноса от членов кружка не поступало. Потому всем представителям революционного общества удалось остаться на свободе. Репрессий они избежали.
В 1833 году обучение Александра Ивановича подошло к концу. Выпускник получил степень кандидата университета. В современных категориях она соответствовала уровню магистра, выпускника второй ступени высшего образования.
В последние годы учебы Герцен специализировался на астрономии. Его выпускная работа была посвящена обоснованию гелиоцентрической системы Коперника.
Комментарии
Никола Тесла
физик, инженер, великий изобретатель
Альберт Эйнштейн
автор теории относительности, физик-теоретик
Галилео Галилей
великий ученый Возрождения, философ, математик, астроном, изобретатель
Яценко, Леонид Петрович
член-корреспондент Академии наук Украины, директор Института физики АН Украины
Войцех Ястшембовский
польский учёный-естествоиспытатель, изобретатель
Карл Гуте Янский
американский физик и радиоинженер, основоположник радиоастрономии
Янг Чжэньнин
китайский и американский физик
Лола Григорьевна Яковлева
российская, ранее советская, шахматистка, международный мастер ИКЧФ среди женщин
Заключение
Можно сделать некоторые выводы: в настоящее время наша замечательная коллекция стоит на полке. Интерес к художникам, да и процессу создания картин, у девочки так и не проснулся, но я нисколько не жалею о своем решении сделать такой подарок. Более того, я горжусь, что я не только потратила некоторое количество денег, но и приложила усилия, чтобы эту коллекцию собрать.
Могу предположить, что со временем, ценность ее вырастет. Я говорю не о стоимости одного альбома, а о желание людей насладиться прекрасными картинами и получить достойные знания. Более того, я считаю, что совсем не обязательно иметь дома всю коллекцию. Ну, куда же вы поставите сто один альбом? Да и вес их будет внушительный, около 50 килограмм. Мы проверяли.
Вес одного альбома приблизительно 500 грамм. Не всякая книжная полка выдержит. Даже один альбом — это прекрасный универсальный подарок ко всем праздникам и для всех возрастов. Но только для тех, кому это будет действительно интересно.
В старой и когда-то очень популярной песне, которую исполнял Владимир Трошин, были такие слова: «…Кто привёз коляску, кто — коня, кто — сказку, а сосед — подписку на Дюма-отца…» Так почему бы нам не вспомнить и не поддержать эту традицию – и не подарить новорожденному внуку, внучке (племяннику, брату, сестре и тд и тп) подписку на серию альбомов «Великие художники»? Или на любую другую. Благо выбор достаточно большой. А к ним большой и прочный книжный шкаф. Надеюсь, вы поняли, что это шутка?
Кстати, в 2015-2016 годах «Комсомольская правда» продолжила популярную коллекцию «Великие Художники» — выпуском новой коллекции «Лучшие художники современности». Количество альбомов в серии — 45, цена — 229 рублей (рекомендованная), начиная со второго тома. Для первого тома назначена специальная цена 139 рублей.
Еще одна новинка. Осенью 2017 года начинается продажа книжного проекта редакции «Комсомольской правды» и Московского Государственного Университета «Великие умы России». Это — художественная, превосходно иллюстрированная энциклопедия, рассказывающая о науке и ученых России, которые изменили мир.
Если вам интересно, узнавайте в киосках вашего города.
И в самом конце моей статьи приглашаю посмотреть несколько детских работ моей внучки, ради которой и появились эти замечательные альбомы в нашей семье.
Мне кажется, что в них «что-то такое» есть. Хотя, я понимаю, что «красота – в глазах смотрящего…»
Вот и все, что я хотела рассказать. Буду рада, если вы посчитаете эту статью интересной, и вам захочется узнать подробнее о творчестве Великих художников.
Автор текста: Людмила Волонцевич
Вперёд