Сыграть партнера
Режиссер Вячеслав Максаков рассказывал по ТВ: «Когда Виноградова шла по рынку, все, кто в тот момент находился поблизости, понимали: это актриса. И в каком-то кино они ее видели. Но мало кто мог назвать ее по имени-отчеству или хотя бы фамилии».
Статья по теме
«Привет, я Ежик в тумане». Незаметный гений актрисы Марии Виноградовой
В кино Марии Сергеевне практически всегда доставались эпизоды. «Жалкая женщина — это и её судьба в кино, и характер её героинь. Вот так и соткан ее кинематограф, — говорила в одном из своих телевизионных интервью народная артистка РСФСР Тамара Семина. — Актриса в предлагаемых обстоятельствах. Она всегда понимала, что от нее нужно режиссеру. Знала, как именно сыграть в этом маленьком кусочке. Эпизоды — Муська это делала виртуозно». Актёр Александр Панкратов-Черный считает: феномен Виноградовой был в присущем ей и редком для актеров умении — она не выпячивала себя в кадре. «Я, как и большинство актеров, иду от себя, — признавался Панкратов-Черный. — А она шла от партнеров. Это редкое качество — играть партнёра».
Георгий Виноградов: творческий путь артиста
На закате 30-х годов Георгий занял 6-е место на I Всесоюзном конкурсе вокалистов. Но, главное, ему удалось попасть на глаза популярным советским композиторам. С этого периода времени его карьера набирает неслыханные обороты.
До ВОВ он входил в состав Государственного джаз-оркестра Советского Союза. Он первый в чьём исполнении прозвучало музыкальное сочинение «Катюша». Авторы композиции Матвей Блантер и Михаил Исаковский уверены были, что только у Виноградова получиться передать эмоции произведения.
«Фанаты» творчества Георгия обожали слушать арии из классических опер, которые исполнял артист на волнах советского радио. Часто он вступал в интересные коллаборации, которые приумножали количество поклонников. С Андреем Ивановым он записал песни «Моряки», «Ванка-Танка» и «Светит солнышко». С Владимиром Нечаевым — пару военных композиций «В лесу прифронтовом» и «Эх, дороги».
В его репертуаре числится танго, которое он записал ещё до наступления военных действий. Речь идёт о произведение «Счастье моё». Композицию исполняли для уходящих на фронт военнослужащих. Песни, в исполнении советского певца – поднимали дух бойцов. Нельзя не отметить, что романсы в исполнении Виноградова включали в различные концертные программы.
Он любил джаз, но его исполнял преимущественно на заграничных сценах. Эдди Рознер позволил Георгию исполнить ряд произведений с его оркестром. Некоторые работы были записаны на пластинки. Они разошлись большим тиражом.
Георгий Виноградов: Биография артиста
«Так хотелось бы поработать…»
Одно из мест в Латгалии, где особенно легко работалось художнику, было имение Лобарж в 10 км от Резекне, которое принадлежало поэту и прозаику Алексею Михайловичу Жемчужникову.
— таким видел художник Лобарж.
Имения Зофино (в 20 км от Лудзы), Жоготы, Родополь (в 4 км от Вилян), Пакульники (Пакульниеки), Краслава – земля Латгалии вдохновляла художника.
Последняя поездка в Латгалию состоялась в 1937 году. Лето было дождливым, солнечные дни приходилось буквально ловить, да и здоровье художника оставляло желать лучшего:
В конце года, провожая своего друга, живописца Константина Высоцкого в последний путь на Покровское кладбище, Виноградов простудился и слег с воспалением легких. В минуты, когда ему становилось легче, он шел к мольберту и писал задуманную картину. За день до смерти он сказал: «А ведь я умру, хоть еще так хотелось бы поработать…». Художника не стало 5 февраля 1938 года. Похоронили его на Покровском кладбище.
За годы жизни в Латвии Сергей Арсеньевич написал не менее 250 живописных работ, множество рисунков. Наследие художника в годы войны было вывезено его женой сначала в Германию, а затем в Канаду.
Два года назад в Центре русской культуры состоялось организованное даугавпилсским коллекционером и художником Леонидом Мудраковским замечательное мероприятие, посвященное латгальскому творческому периоду художников Сергея Виноградова и Николая Богданова-Бельского. Радует, что имена талантливых художников не забывают в крае, который они увековечили в своих картинах.
P.S. При подготовке публикации использованы материалы статьи Нины Лапидус «Латгальская песня художника С.А. Виноградова» и сайта kykolnik.livejournal.com.
Фильмография
- 1940 – «Сибиряки»
- 1943 – «Мы с Урала»
- 1948 – «Последний этап»
- 1957 – «Звёздный мальчик»
- 1963 – «Я шагаю по Москве»
- 1977 – «Волшебный голос Джельсомино»
- 1984-1992 – «Ералаш»
- 1984 – «Прохиндиада, или Бег на месте»
- 1994 – «Мастер и Маргарита»
- 1996 – «Королева Марго»
Озвучивание фильмов
- 1956 – «Война и мир»
- 1956 – «Собор Парижской Богоматери»
- 1964 – «Сказка о потерянном времени»
- 1964 – «Золотой гусь»
- 1966 – «Хевсурская баллада»
Озвучивание мультфильмов
- 1957 – «Снежная королева» (переозвучка 1982 г.)
- 1969 – «В стране невыученных уроков»
- 1975 – «Ёжик в тумане»
- 1984 – «Зима в Простоквашино»
- 1993 – «Чудеса на виражах»
Переезд Виноградова в Москву
Он попал в столицу, сдав экзамены в академию связи. Георгий на протяжении долгого времени мечтал выступать на профессиональной сцене. Вскоре его мечты сбылись и привели его в Татарскую оперную студию при столичной консерватории.
Георгий Виноградов: Биография артиста
Виноградов усердно занимается вокалом, в надежде, что его труд не останется без внимания. На закате 30-х годов он в буквальном смысле слова проснулся популярным. Он стал частью Всесоюзного радио.
Виноградов поразил советских меломанов своим волшебным голосом. Тенор идеально передавал композиции, которые были актуальные в 30-40-х годах прошлого столетия. Ему удавалось без труда сохранить их настроение и эстетику.
Личная жизнь
Со своим мужем, актером Сергеем Головановым, Мария Виноградова познакомилась во время работы в Потсдаме. До этого оба артиста уже имели неудачные попытки семейной жизни, поэтому до свадьбы несколько лет жили без росписи. В 1957 году Мария и Сергей поженились, а в 1963-м у актеров родилась дочь Ольга.
Мария Виноградова и ее муж Сергей Голованов
Девочка стала поздним ребенком: Марии был 41 год, всю беременность она пролежала на сохранении, Сергею – 54. По словам дочери артистов, отца часто принимали за дедушку, что маленькую Олю сильно расстраивало. Ребенок родился долгожданным и любимым, в семье были хорошие отношения, хотя у Сергея случались проблемы с алкоголем.
Важную роль в личной жизни Мария Сергеевна отводила дому возле станции метро «Аэропорт», в котором жила с семьей. Дом считался «актерским», там жили многие звезды советских театра и кино. Между соседями установились добрые отношения, чужие беды переживались очень остро.
Иван Рыжов, Любовь Соколова, Мария Виноградова
Когда Любовь Соколова и Майя Булгакова, жившие в том же доме, попали в аварию, Виноградова, уже сама немолодая и не слишком здоровая, каждый день ездила к соседке в больницу.
Ольга Голованова судьбу также связала с актерским мастерством, и сегодня ее голос можно услышать за кадром многих кинофильмов и мультфильмов.
«Не оглядываясь в прошлое, смело двигаться вперед»: балетмейстер Олег Виноградов отмечает 85-летний юбилей
В день своего рождения он представит в Ереване новую постановку – балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева
Фото: дворцы-сады-парки.рф
1 августа советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, сценарист, сценограф, народный артист СССР Олег Виноградов отмечает юбилей. Ему исполнилось 85 лет. В свой день рождения в Национальном государственном театре оперы и балета имени А. Спендиаряна в Ереване он представит премьеру постановки балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева.
Также в день юбилея знаменитого балетмейстера на телеканале «Россия – Культура» состоится премьера документального фильма «Монолог балетмейстера», в котором от первого лица Олег Виноградов рассказывает о своей жизни и творчестве, начиная с раннего детства до сегодняшнего дня.
Носитель самой высшей балетной отечественной традиции
Ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий отмечает, что Олег Виноградов несет на себе творческую, содержательную работу в вузе. Он отсматривает творческие работы студентов, концертные номера.
«Смотрит, какие методики применяют преподаватели, при необходимости вносит корректировки», – пояснил он.
Запесоцкий отметил, что сейчас в стране из мира балета осталось всего семь народных артистов Советского Союза.
«И Олег Виноградов – один из того великого поколения, которое составило славу советского балета. Несмотря на свой почтенный возраст, он находится в великолепной форме
Постоянно проводит репетиции – во время работы у него горят глаза, и, что немаловажно, у молодежи при работе с ним глаза горят тоже. Олег Михайлович – носитель самой высшей балетной отечественной традиции», – добавил он
Силы отдает ученикам
Много сил и внимания Олег Виноградов уделял и уделяет преподавательской деятельности. Среди его учеников множество известных балетмейстеров, художников, композиторов. Под его руководством выросла целая плеяда звезд отечественного балета: Фарух Рузиматов, Сергей Вихарев, Юлия Махалина (выпускница СПбГУП), Диана Вишнева и многие другие. Ученики по сей день говорят о своем наставнике с большим уважением и любовью. Умение разглядеть в человеке талант и те качества, которых он сам в себе еще не знает, ученики Олега Виноградова считают одним из его главных достоинств.
«Олег Михайлович – это исключительная индивидуальность, он воплощает в себе не только качества балетмейстера, он человек-художник, человек, смело смотрящий в будущее, – рассказывает прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Юлия Махалина. – Благодаря Олегу Михайловичу я попала в Мариинский театр. Я была очень молоденькая, когда пришла в труппу, – мне только исполнилось 17 лет. Он был как отец родной. Мне очень повезло, что он меня разглядел и взял в Мариинский театр. Я многому у него научилась. Главное его правило – не терять времени. Каждый день ты просыпаешься, чтобы сделать что-то новое, чтобы сделать еще один прыжок вперед. Еще одно его качество – он никогда не «зализывает раны» вчерашнего дня. Всегда говорит: сегодня другой день, мы идем вперед. Олег Михайлович – смелый, порой рисковый человек. Мне кажется, именно поэтому он одержал в этой жизни много побед. Он не боится идти вперед. Очень хочу пожелать ему здоровья, творческого вдохновения и бережного отношения к себе».
СПРАВКА:
Олег Виноградов – лауреат Государственной премии РСФСР, премий Ленинского комсомола, имени Мариуса Петипа (Париж), «Пикассо» (Чикаго), французских кинематографистов «Золотой лев». И это далеко не весь список наград, которых он был удостоен. Начав работу главным балетмейстером Театра имени С.М. Кирова в 1977 году, он прослужил на этой должности более 20 лет. С его именем связан расцвет знаменитого Кировского балета.
Одним из следующих шагов на творческом пути стало основание Кировской балетной академии в Вашингтоне, куда Олег Виноградов прибыл в 1990 году по приглашению Джорджа Буша-старшего. В том же году он стал арт-директором труппы Universal Ballet Company в Сеуле, которой руководил 20 лет.
Виноградов – неоднократный участник Международных лихачевских научных чтений и дней знаний СПбГУП, член жюри международного конкурса «Высший бал/л, или Ум + Красота = Студент». Сегодня он является художественным руководителем кафедры хореографического искусства Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
По дороге в Нью-Йорк
В начале 20-х годов, чтобы хоть как-то поддержать голодающих художников, Сергей Арсеньевич вместе коллекционером русской живописи Иваном Ивановичем Трояновским организовали выставку в Америке. Позднее художник вспоминал: «Работали и сами не верили: неужто выйдет, неужто осуществится? Но, несмотря ни на что, работали. И все-таки настойчивость, энергия взяли свое…».
Когда картины были уже отправлены, организаторы выставки поехали в Ригу. Виноградов в столице Латвии был впервые, и город его привел в восторг. «Забыть не могу, какое впечатление произвела на меня стойка, самая обыкновенная. Эстет, подтянутый и тонкий Сомов, никогда в жизни не бравший в рот ни капли водки, увидев ее, не выдержал и выпил с нами несколько рюмок, – вспоминал он. – Я объездил всю Европу, был полонен Испанией, влюблен в Париж… Но тогда же я решил, что буду жить только в Риге».
Выставка русских художников в Нью-Йорке прошла с огромным успехом. Когда она закрылась и пришла пора возвращаться на родину, Виноградов принял решение ехать в Ригу. Здесь он и оставался до конца своей жизни.
О Риге художник говорил, что она «местами точно декорации из «Фауста»» и с радостью писал соборы, улочки старого города. Ему нравились латвийские пейзажи и развалины старинных замков. В 1925 году он вместе с женой и другом – художником Богдановым-Бельским – впервые приехали в Латгалию, где проживало немало русских людей. О впечатлении, которое на него произвел наш край, Сергей Арсеньевич впоследствии рассказал в интервью газете «Сегодня вечером»: «Я работал горячо с весны и до снега. Я изголодался по живописи, ибо в течение последних лет мне почти не удавалось писать… Как хорошо было работать среди очаровательной природы Латгалии. Пересеченная холмами и озерами местность, смешанный лес — листва и хвоя — все это исключительно живописно».
«Вы только не сердитесь!»
Первую свою роль в кино Виноградова сыграла в 18 лет — исполнила ученицу 6-го класса в детском художественном фильме режиссёра Льва Кулешова «Сибиряки». Режиссер Вячеслав Максаков рассказывал, что однажды Виноградова чем-то рассердила Кулешова. «Он на нее рассердился и ушел курить. Потом возвращается — этой девочки нет. Нашел ее между декорацией и стеной. Она колупала стеночку и всхлипывала. Увидев его, сказала: «Лев Владимирович, вы только не сердитесь, я всё сыграю, я сумею собраться».
В 1980 году вышел фильм Николая Губенко «Из жизни отдыхающих», где Виноградова исполнила роль Марго — одну из самых значимых ролей в своей фильмографии. «Эту роль должна была играть Галина Борисовна Волчек, — вспоминала на ТВ актриса Лидия Федосеева-Шукшина. — И проба у меня была именно с ней. И тут прилетаю на съемки. Вижу Марию Сергеевну Виноградову, мы звали ее Муся или Муха. «А что вы тут делаете, Муся?» — «Я на съемки приехала, играю Маргариту Серафимовну».
Режиссер Николай Губенко рассказывал, что Волчек он не взял на роль Марго потому, что «она из всех съемочных дней дала мне всего 10». А Виноградова полностью была готова погрузиться в кинопроцесс. «Она всегда приходила на съемки готовая, отдохнувшая, отоспавшаяся. Никаких вопросов, что, куда, чего. Любое мое пожелание режиссера исполнялось потрясающе», — вспоминал Николай Николаевич о Виноградовой.
«Приобретено»
Сергей Арсеньевич Виноградов родился в семье простого сельского священника в посаде Большие Соли Костромской губернии (ныне поселок Некрасовское Ярославской области). О таких талантливых детях, каким был мальчик, обычно говорят, что боженька поцеловал их в темечко.
Рядом с родительским домом находилась иконописная мастерская Ивана Баженова, и маленький Сережа мог часами сидеть неподвижно, наблюдая за работой мастера. А получив кисточку в руки, и вовсе становился самым счастливым ребенком. Вопрос о том, кем стать, так мучающий современную молодежь, для него был рано решен. В 11 лет отец отправил его учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое Сережа Виноградов окончил с большой золотой медалью.
Уже в 15 лет юный художник стал принимать участие в художественных выставках: поначалу – в ученических, а потом – в таких представительных, как выставки Общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, исторические вернисажи «Мира искусства» и «36 художников».
А еще Сереже невероятно везло на учителей, среди которых были прекрасные русские художники Василий Поленов, Илларион Прянишников, Владимир Маковский.
После училища Виноградов продолжил учебу в Петербургской академии художеств. Но как настоящему русскому художнику ему было душно в стенах мастерской – тянуло работать на воле, писать с натуры. В эти годы Сергей Арсеньевич очень много путешествовал по России и работал. Его пейзажи, картины с незамысловатыми сюжетами из крестьянского быта были наполнены такой радостной силой и светом, что их просто невозможно было не заметить и не оценить.
В каталогах выставок напротив большинства произведений Виноградова стояла пометка: «приобретено». Вот что писал в письме о выставке Союза русских художников (одним из основателей которого был Виноградов) художник Михаил Нестеров: «…«Торговля идет бойко, чтобы купить что-нибудь в день открытия — стояла очередь. Вот как теперь у нас живется «бедным художникам»!».
Но грянул 1917 год, стране, раздираемой Гражданской войной, голодом и разрухой, стало не до живописи.
Какие архивы могут помочь узнать данные о своих предках до революции 1917 года без регистрации
Поскольку до революции российское общество имело сословный характер, то это налагает свой непосредственный отпечаток на проводимые исследователем поиски. Если ваш предок был из дворянского сословия, то данные о нём стоит искать в специальном Российском государственном историческом архиве https://rgia.su, расположенном в городе Санкт-Петербурге (бывшей столице РИ).
В Москве вы можете обратиться в Российский государственный архив древних актов http://rgada.info. Здесь вы можете найти архаичные документы предков периода Смутного времени и ранее.
Также в Москве расположен Российский государственный военно-исторический архив http://ргвиа.рф. В котором можно искать информацию о своих предках до революции по их имени и фамилии. База данных электронной описи архива доступна в тестовом режиме на его сайте бесплатно и без регистрации.
Детские и юношеские годы артиста Георгий Виноградов
Детские годы артиста прошли в Казанской губернии. Дата рождения – 3 (16) ноября 1908 года. Он воспитывался в многодетной семье. Материальное положение семейства нельзя было назвать стабильным.
Глава семейства скончался рано. Георгию пришлось рано прочувствовать, что такое взрослая жизнь. Чтобы поправить материальное положение семьи, ему пришлось выйти на работу.
В этот период времени Виноградов поёт в церковном хоре. Кроме того, он учиться играть на музыкальных инструментах. Несмотря на желание стать музыкантом, Георгий не мог позволить себе получить профильное образование, в виду отсутствия финансовой стабильности. Он принял решение уйти из гимназии, а позже устроился на рабфак. Через несколько лет он занял должность телеграфиста.
Работа и абсолютная загруженность не отбила у Георгия желания развиваться. Он по-прежнему пел, а после 20 лет – поступил в Восточный музыкальный техникум. Преподавателям удалось разглядеть в Виноградове талант и большой потенциал. Они посоветовали молодому человеку отправиться в Москву.
Работа в ансамбле под руководством Александрова
С 1943 году он входил в ансамбль, которым руководил А. В. Александров. Виноградов вспоминает, что настроение, которое царило в коллективе – наталкивало его на самые гнусные мысли. Там царила атмосфера интриг, зла и недоговорённости. Артист не хотел принимать участие в шашнях, поэтому вскоре стал изгоем. Участники ансамбля делали всё для того, чтобы Виноградов «добровольно» покинул коллектив.
На закате 40-х годов прошлого столетия он удостоился звания народного артиста РСФСР. Он оказался на вершине музыкального олимпа. Казалось бы, его успех и репутацию не может ничего испортить. Однако после выступления в Польше на Виноградова поступила жалоба, которую написал кто-то из представителей ансамбля Александрова. Георгия обвинили в недостойном поведении перед публикой. Его лишили звания народного артиста и попросили уйти из ансамбля.
Больше всего в этой ситуации тенора тревожило то, что он больше не мог выступать на сцене. Георгий не мог гастролировать. Его карьера была уничтожена. Однако от исполнителя в этот период времени отвернулись не все. Например, «Школьный вальс» Иосиф Дунаевский сочинил именно для Виноградова.
В середине 60-х годов он решил уйти со сцены. Виноградов почувствовал, что вполне созрел для того, чтобы поделится своим опытом и знаниями с подрастающим поколением. Он занялся преподавательской деятельностью.
Детство и юность
Маша Виноградова родилась 13 июля 1922 года в Ивановской области, в городке Наволоки. Родители девочки были добрыми и восприимчивыми людьми, а мать – общительной женщиной не без творческой жилки. Когда Мария была маленькой, мама рассказывала ей сказки, которые сама же и сочиняла.
Актриса Мария Виноградова
От матери же девочка унаследовала озорство. Однажды будущая артистка перепрыгнула через забор в чужой огород, а там – коза. Она так боднула девочку, что та мигом перелетела обратно, а сверстники с тех пор Виноградову прозвали Маша-Коза.
Девочка с детства хотела выступать. «Дебют» состоялся в детском саду: Маше повязали огромный бант и вытолкнули на сцену – читать стихи про Ленина.
Мария Виноградова в молодости
Во время учебы в школе девочка много времени проводила в кружках и увлекалась самодеятельностью. Пела в хоре – у нее был альт, низкий голос, мальчишеский. Вместе с хором объездила Ивановскую область, коллектив не единожды получал наградные дипломы.
После школы Мария решилась и поехала в столицу сдавать вступительные экзамены во ВГИК. Шел 1939 год, курс в институте набирал Лев Кулешов, и конкурс в день сдачи Машей экзаменов был огромный – оставалось только 3 места. Девушка почти не волновалась: она успела привыкнуть к сцене, да и жюри показалось дружелюбным.
Мария Виноградова на пляже
Однако экзамен пошел не по плану: Марии не дали прочитать ни басню, ни стихотворение, ни подготовленный прозаический отрывок из «Легенды о Данко», а когда она запела по просьбе экзаменаторов «Кукарачу» — комиссия покатилась со смеху. После этюда девушку спросили, умеет ли она танцевать, и не прогадали – это Виноградова умела и любила. Жена Кулешова, Александра, даже привстала со стула, чтобы получше разглядеть девушку.
В этот день конкурс прошли два юноши и «маленькая, черненькая», как ее назвала секретарь комиссии, Маша Виноградова. Во время учебы студенты и преподаватели прозвали девушку Мухой – за озорство, неуемный характер и бешеную энергию.
Всегда просила прощения
И в то же время покладистой Виноградову нельзя было назвать. «Она выходила из актерского автобуса и сразу бросалась в бой: “Чего ты сидишь, оператор, и не чешешься?” Она была очень нервным человеком. Могла плакать. Могла накричать. А потом всегда просила прощения. Если ей делали замечание режиссеры, Муха всегда кусалась в ответ. А потом быстро отходила и зубки прятала», — рассказывал сценарист и режиссер Виктор Мережко.
Марию Виноградову мало кто звал по имени, в основном она отзывалась на клички, которые к ней приклеивались.
«В детстве у нее была кличка “Маша-коза”, — рассказывала по ТВ Ольга Голованова, дочь Марии Виноградовой. — Потому что она всё время куда-то залезала, падала. Один раз коза поддала ей с забора, и с тех пор эта кличка закрепилась за мамой. Она была всегда боевая. Даже в возрасте. Многие уверены, что она была очень веселым человеком. Но я считаю, что своей веселостью она закрывалась. Я часто видела ее очень грустной. А на людях она была практически всегда заводной».
Во ВГИКе ей дали другую кличку — Муха. «Я думаю, что это прозвище ей дали потому, что она была очень маленькой и подвижной, не могла усидеть на месте. Маруся, Муся, Муха», — рассказывал по ТВ народный артист РФ Сергей Никоненко.
Кадр из фильма «Сибиряки» (1940)
«Я теперь «ежик в тумане»
Что же касается личной жизни, со своим мужем, актером Сергеем Головановым, актриса Мария Виноградова прожила более 50 лет. Они встретилась в послевоенной Германии — в Потсдаме, когда работали в Театре группы советских войск. До свадьбы несколько лет жили без росписи, в 1957-м поженились, а в 1963-м у актеров родилась дочь.
«Мама родила меня в 42 года, 7 месяцев из 9 она лежала на сохранении. Поэтому я была избалована и папой, и мамой, которых часто принимали за моих бабушку и дедушку».
Статья по теме
«Я его пристрелю: он затмевает всё». Юрий Норштейн — о «Ёжике в тумане»
Маленькая зарплата не позволяла Виноградовой шиковать, но ей так хотелось дать своей девочке самое лучшее. Зарабатывать помогал голос. «Она же озвучила всех мальчиков в мультиках, — вспоминал в одном из интервью режиссёр мультипликационного кино и художник-мультипликатор Юрий Норштейн. — Все мальчуковые роли озвучивала она. Когда Мария Сергеевна пришла на пробы «Ежика в тумане», я показал ей текст. А текста — честно скажу — там было с горстку. Она говорит: «Ой, и всего-то». И была страшно удивлена, что мы работали часа 2. Потом, видя меня, она говорила: «Юра, я теперь ёжик в тумане. Каждый раз, когда выхожу на сцену на своем творческом вечере, я объявляю голосом из твоего мультика: «Я ежик в тумане».
В кино в конце жизни ей доставались сплошь роли старушек. «Все делают пластические операции, и я могла бы, — говорила Виноградова. — Но тогда мне не дадут играть моих старух. Нет, не буду делать пластику».
Сергей Голованов в фильме «Тайна двух океанов» (1955, 1956)
«Мама была очень активная, инициативная, брала на себя многие вещи по хозяйству, — рассказывала по ТВ дочь актрисы Ольга Голованова, которая пошла по стопам матери и тоже занимается озвучкой, дублируя многие зарубежные фильмы и мультфильмы. — А папа ей во всем этом уступал, принимая её заботу. Мама научилась правильно воспринимать, что он не хозяин в доме. Разные они были и в потребности общения. Папа любил побыть один. Если они шли на вечеринку, он через какое-то время уходил, а мама оставалась. В 80 лет у отца диагностировали рак. С папой они по-настоящему друг друга любили. Это мне говорили актёры, которые видели их вместе. Отвлекаться от одиночества и потери близкого человека ей было сложно. Работы не так много было. Когда мы ездили на Хованское кладбище на его могилу, мама потом очень долго отходила. Ей не было и 60, когда у нее случился первый инфаркт. Она не хотела лечиться, очень боялась больниц. Если бы у неё было другое отношение к этой ситуации, она могла бы дольше прожить».
Мария Виноградова тихо умерла дома и была похоронена рядом с мужем.