Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930)
Н. А. Касаткин впервые в истории русской
традиционной живописи создал, еще в начале 1900-х гг., своеобразную
галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что
был ценим и оберегаем молодой советской властью, возведен в
патриархи живописного социалистического реализма, одним из первый
удостоился звания (1923) «народный художник республики».
Сын видного московского гравера А. А. Касаткина,
он учился в МУЖВЗ (с 1873) у В. Г.
Перова и И. М. Прянишникова.
Получил в 1883 г. высшую награду училища — большую серебряную медаль
и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти».
После окончания училища Касаткина пригласил
на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д.
Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в
создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря
и др.
Художник, безусловно, испытывал огромное влияние
Л. Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг
Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и
вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни
общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную
литературность сюжетов произведений Касаткина
С 1891 г. художник становится членом ТПХВ и
постоянным участником выставок этого объединения. Именно в этот
период определяется главная тема в творчестве Касаткина — жизнь
рабочих и городской бедноты. Он пишет картины «Семья рабочего»
(1891), «Тяжело (Буревестник)» (1892), «В коридоре окружного суда»
(1897, удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже
1900 г.), «Арестантки на свидании» (1899)и др.
С 1894 г. началась преподавательская
деятельность Касаткина в МУЖВЗ, длившаяся более двадцати лет (до
1917). Художник пользовался любовью и уважением студентов. Среди его
учеников такие известные впоследствии мастера, как
Б. В. Иогансон,
В. В. Мешков и др. В 1892-97 гг., после нескольких поездок в Донбасс
и на Урал, Касаткин создает знаменитую «шахтерскую» серию картин:
«Шахтерка» (1894), «Углекопы. Смена» (1895), «Шахтер-тяголыцик»
(1896), «Кузница» (1897), «Уральский рабочий» (1899), «В семье
рабочего» (1890-е) и др.
Художник откликается на события революции 1905
г., написав ряд революционно-романтических произведений:
«Тревожное», «Рабочий-боевик», «Последний путь шпиона», «Беззаветная
жертва революции», «Студент», «После обыска» (все 1905). Эти и
другие работы Касаткина стали на долгое время образцами для
художников — приверженцев соцреализма.
В 1906 г. Касаткин посетил Финляндию,
Норвегию, Швецию. В 1908-10 гг. путешествовал по Италии и Турции,
много и плодотворно работая. После Октябрьской революции Касаткин
активно включился в общественно-культурную деятельность: оформлял
массовые празднества, был художником-инструктором отдела народного
образования Сокольнического районного совета (с 1918), создал
районную художественную студию для рабочих, преподавал.
В 1920-х гг. писал портреты-типажи: «За учебу» (1925), «Герой
обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая», «Комсомолка-рабфаковка»
(все конца 1920-х). В 1930 г., давая пояснения в Музее революции к
своей новой картине «Карийская трагедия», Касаткин скоропостижно
скончался. В истории советского искусства осталась легенда о
художнике, творившем «как надо», художнике — символе
социалистического реализма.