В какой бесплатный архив стоит обращаться, чтобы узнать о предках бесплатно без регистрации
Если вы не знаете, с какого архива вам стоит начать, начните с главного архива региона, в котором проживал данный человек. К примеру, если вы живёте в области, то таким архивом может стать Центральный государственный Архив Московской области.
Ссылка: https://rusarchives.ru/state/moskovskaya-oblast/centralnyy-gosudarstvennyy-arhiv-moskovskoy-oblasti
С региональными архивами можно связаться по телефону или е-мейл (при должной доле упорства). Отправьте запрос в такой архив и регулярно проверяйте, дошёл ли он, каково состояние его рассмотрения, и получите ли вы требуемую информацию.
Поиск документов в местных ЗАГСах вам не очень поможет. Всё потому, что ЗАГСы были созданы уже после революции, и захватили с собой постреволюционный документальный период. Но если строк вашего исследования включает и революционное время, вы можете обратиться и в местный ЗАГС за информацией о своих предках.
Место скульптора в послереволюционной России
Первые три выставки на Пресне в 1917 году явились открытием талантливого скульптора в художественной жизни Москвы. Скульптор Коненков после революции оказался среди участников создания пролетарской скульптуры. Он был введен в комиссию, занимающуюся уничтожением старых памятников, не отвечавших времени и событиям в стране. Коненков принимает участие в принятом революционном плане монументальной пропаганды. Но «специалисты» от власти очень настороженно отнеслись к ярким экспрессивным работам автора. В 1918 году скульптор в дереве вырезает «Ватагу Стеньки Разина».
В 1923 году Коненков едет в Ригу как сопровождающий художественной выставки, а оттуда с выставкой отправляется в Америку. Но на выставку Коненков едет со своей женой Маргаритой.
Подробнее
Надежда Крупская является неоднозначным историческим лицом. Многие годы ее биографию приукрашивали, затем – поливали грязью. Она сама поделилась воспоминаниями о своем прошлом в книге «Моя жизнь».
Надя Крупская появилась на свет 26.02.1869. Ее родители обедневшие дворяне: отец – юрист, мать – гувернантка. Девочку определили учиться в гимназию, которую она закончила в 1887 г. Далее девушка продолжила образование на Бестужевских курсах, но по неизвестной причине прервала учебу. Юная Надя вместо высшего образования выбрала работу учителя в пролетарской вечерней школе и занятия в марксистском кружке.
Во время марксистских занятий состоялось ее знакомство с Владимиром Ульяновым. Ее поразила его преданность идеям Маркса и способность заинтересовать ими окружающих. Он тоже заметил неординарную девушку.
В 1896 году ее устоявшаяся жизнь школьного учителя завершилась арестом и ссылкой в Уфу. Для Владимира местом отбытия наказания за революционную деятельность было определено село Шушенское. После многочисленных прошений к властям, девушке разрешили отбыть в Шушенское к жениху для заключения брака. В 1898 году в церкви состоялось венчание Ульяновых.
Находясь в эмиграции, Надежда вела жизнь профессиональной революционерки, и во всем поддерживала мужа: работала с почтой, организовывала партийные курсы, переписывала и редактировала статьи. Возвратившись в 1917 году на Родину, Н.Крупская участвовала в подготовке Октябрьской революции.
Дальнейшая ее работа связана с созданием молодежных организаций. Она ознакомилась с европейским скаутским движением, и адаптировала его под большевистские интересы, создав пионерскую организацию и комсомол. Велика ее роль в деле народного образования. Она являлась одним из авторов советской системы обучения детей.
Смерть Ленина кардинально изменила карьеру Крупской. Она пыталась критиковать решения Сталина, вступалась за репрессированных, но легко уступала, так как не обладала достаточной волей к сопротивлению. Попытки помешать преследованию детей врагов народа закончились для Крупской отстранением от активной деятельности. Последние годы она занималась библиотечной работой, писала мемуары и рецензии к фильмам. Благодаря ее усилиям открывались новые музеи. За многолетнюю просветительскую работу с молодежью она удостоилась степени доктора педагогических наук.
Скончалась Н.Крупская скоропостижно от перитонита. Загадочная болезнь развилась внезапно во время празднования ее дня рождения в 1939 году, и породила множество домыслов. Местом захоронения праха жены вождя стала Кремлевская стена.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Свадьба и эмиграция
Ленин, отбывая наказание в Шушенском, вел переписку с Надеждой. Однажды в письме он предложил ей официально стать его женой. Немного подумав, Крупская ответила согласием. После этого Ленин стал ходатайствовать о том, чтобы Надежду перевели в Шушенское. Вскоре это ходатайство было удовлетворено. Однако паре поставили условие: они обязаны были обвенчаться по христианским канонам. Обряд венчания прошел в ближайшей сельской церквушке. Причем кольца, которыми обменивались молодожены, были выкованы кузнечных дел мастером из медных монет.
В 1900 году, сразу же после ссылки, Владимир Ильич выехал в Швейцарию. Срок ссылки Крупской, так уж вышло, окончился позднее, и в Европу она смогла попасть лишь в 1901 году. Будучи за границей, Надежда Константиновна не только оказывала помощь мужу во всех его делах, но и исполняла обязанности секретаря редакции печатного издания «Пролетарий».
В 1905-м, когда в Российской империи вспыхнула первая революция, Ленин и Крупская прибыли из-за рубежа на родную землю — стоять в стороне они не могли. Надежду Константиновну в этот период назначили секретарем ЦК партии — весьма почетная и ответственная должность. Но в декабре 1907 года, когда волнения в стране поутихли, паре опять пришлось покинуть пределы России.
В годы эмиграции Надежда Константиновна сильно увлеклась вопросами и проблемами педагогики. В 1915 году она закончила и опубликовала свой знаменитый очерк «Народное образование и демократия». Стоит отметить, что Крупская считается одним из главных идеологов советской образовательной системы. И в тридцатых годах за заслуги в данной сфере ей присвоили звание доктора педагогических наук.
Мила Романовская. “Русская березка”
Судьбы советских манекенщиц складывались по-разному. Судьба манекенщицы Романовской — история со счастливым концом.
Биография Милы Романовской
Официально профессии “манекенщица” в Советском Союзе не существовало. Представителей данной профессии называли “демонстраторами одежды”. Несмотря на то, что, в основном это были представительницы интеллигентных семей, девушки, учившиеся в консерваториях, балетных и театральных училищах, в трудовой книжке у них стояла запись “рабочий шестого разряда”. Манекенщицы для советских граждан были, одновременно, и богинями и падшими женщинами. О них ходило множество слухов и сплетен. Именно поэтому, Мила с трудом согласилась заменить свою подругу на показе в Ленинградском Доме моделей, когда та заболела. Романовской было стыдно выходить на всеобщее обозрение в откровенной, короткой юбке, ведь Мила была студенткой электромеханического техникума и готовилась стать достойным членом советского общества.
Проход Романовской вызвал фурор! Ей предложили контракт на выгодных условиях и она согласилась. Ее взяли на работу в Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту. Вскоре она поехала в свою первую зарубежную командировку — в Финляндию. Успех был оглушительный. О ней писали газеты и журналы Советского Союза. На международном фестивале мод в Москве она завоевала звание “Мисс Манекенщица”.
Мила Романовская вошла в топ советских моделей 60-х годов ХХ века вместе с такими известными моделями, как: Валентина Яшина, Лёка Миронова, Галина Миловская, Татьяна Чапыгина, Регина Збарская. Мила Романовская и Регина Збарская были полными противоположностями: Мила — кроткая блондинка, избегающая конфликтов; Регина — капризная брюнетка с итальянской внешностью, которую называли “русская Софи Лорен”. Романовская никогда не вступала в конфликты со Збарской, но судьба распорядилась так, что именно она отняла у нее международный триумф.
В 1967 году советский модельер Татьяна Осьмеркина для Международного фестиваля мод создала знаменитое красное платье “Россия”, использовав народные мотивы. В конкурсном отборе победила Регина Збарская, и платье шили по ее фигуре. Фото Регины в платье “Россия” появилось на обложке журнала. Однако, неожиданно для многих, было принято решение о том, что СССР на показе мод должна представлять голубоглазая блондинка. Выбор пал на Романовскую. Представлять СССР в Монреаль полетела именно она.
Успех был оглушительный! О Романовской написали все известные западные модные издания. Ее называли “Снегурочкой” и “Русской Березкой”. Платье “Россия” стало визитной карточкой Милы. Татьяна Осьмеркина говорила: “Органичный образ Милы Романовской совпал с моей моделью. На показе мод она была лучше всех”. Успех был настолько оглушительным, что известное издание “Look” отправило своего фотографа для проведения фотосессии в СССР. Данная фотосессия была проведена в Успенском соборе Кремля.
Мила Романовская в платье «Россия» Мила Романовская в платье «Россия»
Успех в карьере не привел к успеху в личной жизни. Муж Владимир ревновал жену к поклонникам и ее успеху, что, в итоге, привело к разрыву семейных отношений. Так закончилась первая история любви. Казалось бы, что судьба подарила Миле второй шанс — отношения с Юрием Куперманом переросли в крепкий брак. Настолько крепкий, что Романовская, по настоянию мужа, решается переехать жить за границу. В 1972 году супруги покинули Советский Союз. Однако, за границей Куперман оказался не востребован как художник. Австрия, Израиль, Англия — переезд из страны в страну давался Романовской “потом и кровью”, деньги на переезд из страны в страну зарабатывала она, работая на износ. В Великобритании Миле удалось организовать для мужа персональную выставку, к его картинам проявили интерес западные галереи. Избалованный художник заявил, что теперь он хочет переехать во Францию. Романовская, уставшая от капризов мужа, прервала данные отношения и осталась с дочерью в Англии.
Случайности — не случайны. Однажды, из-за сбоя программы, авиабилет Романовской оказался проданным дважды. В извинение за “овербук” авиакомпания предложила манекенщице лететь первым классом. Соседом Милы оказался приятный мужчина — состоятельный бизнесмен Даглас Эдвардс. Время, проведенное в полете, послужило началом новых отношений. Став миссис Эдвардс, Романовская оставила карьеру манекенщицы и стала помогать мужу в бизнесе. Кроме материального процветания Мила получила самое главное — счастливую семейную жизнь.
Вот так судьба награждает за терпение и упорство.
Почему Крупская осталась Крупской?
Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой. Но подписывалась везде, как Крупская. А среди революционеров ее вообще знали под кличками: Онегина, Минога, Рыба и т.п. Это помогало ей сохранить дистанцию от своего мужа, как бы «вести свою жизнь».
Ходили слухи о том, что эта женщина во время ссылки в Шушенском завела себе любовника, поэтому и осталась Крупской. Но это на самом деле не так: условия пребывания в этом месте были настолько строгими, что даже в отхожее место сложно было ходить не по времени, не то, что к любовнику. За всеми политзаключенными строго следили, да и не надо это было Надежде Константиновне, вышедшей замуж по любви.
Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. Это случилось после Революции, когда она поменяла паспорт и взяла старую свою фамилию.
Вся семья за одним столом
Возвращение в Советский Союз
Оперативные дела пребывавших в течение двух десятилетий в Америке Коненковых не рассекречены, но по многим фактам из жизни супругов за границей понятно, что миссия у них была, по крайней мере у Маргариты. По распоряжению Сталина, в 1945 году за ними в Америку был отправлен зафрахтованный пароход для перевозки в Россию всех работ и имущества Коненкова. В Москве они с женой получили квартиру и большую мастерскую на улице Горького. По приезде скульптор был удостоен звания Народного художника СССР.
Последние годы жизни Коненков посвятил монументальным композициям и восстановлению своей выпускной работы «Самсон». Последняя выставка работ Коненкова прошла в 1965 году в Москве. Умер Сергей Коненков в 1971 году. В 1974 году к столетию со дня рождения был открыт музей скульптора Коненкова, включающий в свою экспозицию мастерскую и комнаты второго этажа. В настоящее время в залах музея выставляют свои работы молодые скульпторы и художники.
Особенности кисти Рокотова
В парадных портретах мужчин их статус и положение при дворе передавались в основном через наряд. Доспехи, ленты, знаки отличия, богатая отделка камзолов, ордена – всё это в совокупности сообщало зрителю о значительности героя картины. Лица спокойны, все персонажи изображены в хорошем расположении духа.
Женские образы, которых в творческом наследии художника большинство, выдают своеобразный рокотовский тип: дуги бровей вразлёт, глаза затуманены, края верхних век слегка опущены вниз, полуулыбка на губах. Красавицы с возвышенными чертами, на лицах которых читаются затаённые чувства, надёжно спрятанные художником под дымкой. Некоторая размытость образа достигалась живописцем техникой, похожей на сфумато Леонардо да Винчи. Скорее всего, и сам художник был человеком таинственным, молчаливым и тонко чувствующим. В собрании Третьяковской галереи есть женский портрет, на обороте которого на французском языке написано, что это работа г-на Рокотова, «всегда преданного и всегда несчастного. Моя тень опять приходит разделить ваши страдания». Редкость – самоличная подпись живописца, да ещё такая сентиментальная. Каким был этот человек-загадка, окружённый обрывочными сведениями, домыслами – даже не существует портрета, глядя на который, со 100-процентной уверенностью можно утверждать, что это Фёдор Рокотов.
Позже картины Рокотова стали наряднее. Прежде, скрупулёзно занимаясь в основном лицами героев, теперь мастер больше внимания уделяет воздушности кружев, лентам, складкам на платьях, блеску драгоценностей – но не хватает выразительности лицам, которые вдруг стали надменными. Портреты строились, как выхваченные лучом света из полумрака (как правило, по пояс), и каждая модель выглядела помпезно.
Когда императрица разгромила московских масонов, в конце 1790-х, заказчиков стало меньше. Изменилась манера художника – «туманность» уступала место ясности линий, но краски стали скупы. Возможно, у художника появились возрастные проблемы со зрением.
Карьера Крупской
Надежда Константиновна, как и все остальные, прекрасно понимала, что свою известность она получила не столько за свои заслуги, сколько потому, что являлась вдовой Ленина.
При этом было бы неправильно говорить, что она отличалась глупостью и совершенно не разбиралась в политике.
Крупская не была тенью своего мужа, а наоборот, неоднократно доказывала свою значимость
Это хорошо осознавал и сам Ленин, поскольку еще во время знакомства с ней обратил внимание на острый ум будущей супруги
Вызывает уважение и то, что когда Надежда поняла, что не сможет родить Ленину детей, она закрыла глаза на его отношения с Инессой Арманд.
Более того, Крупская даже дружила с любовницей мужа. Возможно именно поэтому Ленин не захотел разводиться с Крупской, расставшись с Арманд, так как по достоинству оценил поступок жены.
Дворянка в третьем поколении
В семье поручика Константина Игнатьевича Крупского в 1869 году родилась единственная дочка Наденька. Отец девочки служил в Польше, но его заметили среди тех, кто поддерживал польское восстание. Константина Крупского обвинили в том, что он хорошо знал польский язык, умел танцевать мазурку, и разжаловали, лишив права поступать на госслужбу.
Дело продлилось много лет и завершилось оправдательным приговором незадолго до того, как глава семейства умер от чахотки. И все это время обеспечением семьи занималась мать, Елизавета Васильевна. Она работала гувернанткой в богатом доме. Но когда Надя вышла замуж, то мама поехала к молодоженам, вместо Наденьки готовя еду, стирая и убираясь в доме.
Единственную дочку было жалко, вот мать и не научила ее хозяйственным делам, как-никак дворянка! Кстати, дворянство семья Крупских получила от дедушки по отцовской линии, который, в свое время выучившись в духовной семинарии, пошел на войну с французами и дослужился до офицера с присвоением дворянства.
Надежда Крупская в молодости
Манера выполнения работы
Скульптор Коненков по возвращении из заграничной поездки поступает в Академию художеств, в класс, руководимый известным художником В. Беклемишевым. Выпускная академическая работа скульптора Коненкова — статуя «Самсон», в которой он использует модернистскую трактовку библейского мотива, была не с восторгом принята профессорами, привыкшими к классическим формам. Они усмотрели в фигуре Самсона их нарушение и отметили излишнюю экспрессию. Поддержка молодого скульптора была только со стороны И. Репина и А. Куинджи, в отличие от совета Академии. Благодаря им Сергей Коненков получает звание свободного художника. Во время событий 1905 года в Академии распорядились уничтожить изваяние «Самсон», дабы не будоражить им умы студентов.
Последующие годы Коненков создает свои произведения из дерева с инкрустацией его драгоценными камнями. Так рождается серия славянских языческих богов. В работах 1909-1910 годов оживают образы русских сказок и былин из древесного ствола, сучков, наростов и причудливых форм корней. В них есть и примитивная скульптура, и модернистская экспрессия.
Во время путешествия в Грецию и Египет в 1912-1913 годах Коненков совершенствует стилизаторские приемы и знакомится с опытом античных скульпторов. Увлеченность мрамором и обнаженными телами наблюдается в работах Коненкова «Женский торс» и «Сон».
С заботой о детях
Хотя в жизни Надежды Крупской не было того женского счастья стать матерью, но о том, чтобы другие матери лучше воспитывали и ухаживали за младенцами, она позаботилась. Нарком здравоохранения Дмитрий Ильич Ульянов, брат вождя революции, вместе с Надеждой Константиновной провели большую работу по введению в жизнь матерей и малышей резиновых пустышек. Это спасло здоровье и даже жизнь миллионам советских детей.
Сейчас мы даже не представляем, как малыши жили без пустышек, а тогда матери использовали вместо этого «успокоительного» средства мякиши хлеба. И в этом хлебе из-за недостаточной гигиены могла оказаться спорынья, которая вызывала тяжелейшее воспаление у детей. Еще Крупская настаивала на том, чтобы женщины перед тем, как покормить ребенка, мыли грудь. Личная гигиена каждого человека действительно в те годы принесла много пользы стране.
Плакат в женских отделениях больниц начала ХХ века
Смерть Надежды Крупской
Умерла Надежда Константиновна Крупская 27 февраля 1939 в кремлевской больнице. Трагедия произошла на следующий день после ее 70-летнего юбилея. Причиной смерти послужил перитонит, развившийся вследствие бурного аппендицита. Из-за ослабленного вследствии болезни состояния, врачи так и не решились сделать операцию. Крупская умерла в невероятных мучениях. После смерти тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве, хотя она бы наверняка предпочла лежать рядом с мужем в Мавзолее.
Сегодня многие историки выдвигают версию о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась не по естественным причинам. Все дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие, ей принесли торт от Сталина. А в связи со сложными отношениями, которые были между ними. Такой подарок казался не то, чтобы удивительным, а можно сказать подозрительным. И в связи с этим тортом, появилось мнение о том, что Надежду Константиновну отравили.
Второй версией является то, что ей дали умереть под прикрытием собственной смерти. Простое неоказание помощи. Слишком поздно приехал врач и слишком поздно ее привезли в больницу. Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня.
Информация об история болезни Надежды Константиновны до сих пор остается засекреченной. Она станет известной лишь спустя девяносто лет со дня ее смерти. Несмотря на тяжелую болезнь, Крупская никогда не считала себя больной. В последние годы жила в санатории в Архангельском, где постоянно работала ее приемная.
Жизнь в Америке
Уехав в Америку с выставкой, Сергей Коненков не вернулся на Родину. Он не ругал советскую власть, а задержку в Америке объяснял загруженностью огромным количеством заказов и тем, что не успел вовремя подать документы на оформление выезда. Шли недели и годы, а Коненков продолжал работать за границей. Маргарита, жена Коненкова, сделала мужа за границей популярным портретистом. Она обеспечивала ему дорогие заказы и бесконечные выставки.
В 1933 году по заказу дирекции Института передовых технологий Принстона скульптор Коненков выполняет портрет Альберта Эйнштейна. В это время жена Коненкова сблизилась с Эйнштейном, и если бы в 1945 году чета Коненковых не вернулась в СССР, возможно, она бы ушла к известному физику. О жизни за границей Коненков даже в своих мемуарах упоминает мельком. Остается догадываться, почему.
Галя Миловская
«Русская Твигги»
Галина Миловская была главной конкуренткой Регины Збарской: почти кинематографическое противостояние блондинки и брюнетки, спор яркого, южного типа и нежной славянской красоты. При этом Галя Миловская сильно отличалась от коллег по подиуму: при росте 170 сантиметров она весила 42 килограмма и для советской манекенщицы была определенно слишком худой. А вот для фотосессии в Vogue Галина подошла идеально. В 1968 году в Москву прибыл французский фотограф Арно де Роне. Правительство выдало разрешение, снимать планировали на Красной площади и в Оружейной палате Кремля. Съемка состоялась, но стоила Галине карьеры.
На одном снимке Галя сидит в свободной позе. Но тогда сидеть на Красной площади, раздвинув ноги, да еще спиной к портретам« вождей» — считалось кощунством. Впрочем, первое« прегрешение» манекенщице простили, но вскоре Галя приняла участие в еще более рискованном проекте: Галина стала первой советской боди-арт моделью. Ее снимки в обнаженном(пусть и раскрашенном) виде появились в итальянском журнале. На этом карьера Миловской закончилась: манекенщица с «антисоветскими» настроениями не могла появляться в советских журналах.
В 1974 году Миловская покинула СССР. Во Франции она познакомилась с банкиром, вышла замуж и простилась с модельным бизнесом, став режиссером. Один из ее фильмов завоевал несколько наград на международных фестивалях. Назывался он «Эти безумные русские».
Классическая, холодная красота Валентины Яшиной, возможно, досталась ей от отца, но о нем Валя знала только одно: он был шведом. Мать Валентины вскоре вышла замуж за мужчину, который удочерил девочку и дал ей свою фамилию.
Личная жизнь
Коненков настолько был увлечен всегда своей работой, что фактов о личной жизни его не очень много даже в его мемуарах. Он был женат на дочери кочегара и фабричной работницы Татьяне Коняевой, было у него двое детей. Но на момент, когда в его жизни появилась Маргарита, он с семьей не жил. Он увидел девушку на фотографии и был поражен ее внешностью и красотой ее рук. По его просьбе, Сергея познакомили с Маргаритой.
С момента знакомства он увлекся этой провинциалкой. На протяжении шести лет она была его и музой, и моделью, и гражданской женой. Скульптор Коненков был настолько влюблен в Маргариту, что другой модели своих ваяний он не представлял. Он предложил зарегистрировать официально их брак, но было отказано в руке дочери родителями Маргариты. Их смущала разница в возрасте в 22 года. Но в 1922 году Маргарита и Сергей стали супругами.
Последние годы жизни
Книги Надежды Константиновны по педагогике на сегодняшний день имеют историческую ценность лишь для тех немногих исследователей, которые интересуются взглядами большевиков на вопросы воспитания детей. Но подлинным вкладом Крупской в историю нашей страны является та поддержка и помощь, которую она оказывала на протяжении всей жизни своему мужу Владимиру Ильичу Ленину. Он был ее кумиром и соратником. Он был ее «богом». После его смерти пришедший к власти Сталин всеми силами старался убрать ее с политической сцены. Вдова Ленина была для него бельмом на глазу, от которого он всеми способами старался избавиться. На нее было оказано колоссальное психологическое давление. В умилительной биографии, изготовленной по указу Сталина, были искажены многие факты ее жизни, как политической, так и личной. Но сама она не могла изменить ситуацию. Надежда Константиновна молила всех, кого можно, похоронить мужа. Но ее никто не услышал. Осознание того, что тело любимого человека никогда не найдет упокоения, а сама она никогда не будет покоиться рядом с ним, сломило ее окончательно.