Главная женщина вождя: к 150-летию надежды крупской

Псевдоним

Первое стихотворение Надежды под ее девичьей фамилией Лохвицкая было опубликовано в 1901 г. после развода с мужем В. Бучинским. Хотя она увлекалась всю жизнь поэзией и издала три сборника, прославилась она совсем не из-за стихов. После публикации стихотворения Тэффи была смущена: она не ожидала, что оно будет опубликовано. Ей казалось неловким показывать свои стихи читателям, когда ее старшая сестра уже была признанной и известной поэтессой. Возможно, эта ситуация и подтолкнула ее к взятию творческого псевдонима.

О создании своего псевдонима сама писательница рассказывала: написав пьесу, она захотела подписать ее таким именем, которое принесло бы счастье. Ей подумалось, что счастливы всегда дураки, а ей был известен один такой дурак по имени Степан, которого домашние называли Стеффи. Отбросив букву из его имени, Надежда взяла себе псевдоним Тэффи. Пьеса имела успех, и все свои будущие произведения писательница подписывала этим псевдонимом. Впрочем, существует и другая версия – так звали героиню из рассказа Р. Киплинга.

Надежда Константиновна Крупская

Н.К.Крупская, 1895 год.

Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) — советский политический
деятель, педагог и организатор образования. Основные работы: «Народное
образование и демократия», «Женщина-работница», «К вопросу о свободной
школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и
пионердвижение» и др. Дала анализ мировому педагогическому наследию с
позиций марксистской идеологии. Цель воспитания видела в подготовке
всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста
с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко
чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик политехнического и
трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания.
Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения.
«Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» — основа деятельности
вожатых с пионерами. Статьи Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных
предметов в школе, по организации самообразования школьников интересны и полезны
и в настоящее время. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из
«наиболее захватывающих». В своих работах особенно много внимания уделяла
сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской
школе, по ее мнению, не могло отрываться от семьи.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.
высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001,
с. 67-68.

Другие биографические материалы:

Шикман А.П. Советский государственный и партийный
деятель (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический
справочник. Москва, 1997
).

Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Профессиональная
революционерка (Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина.
Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
).

Зверева Н.В. Теоретик-педагог (Демографический
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И.
Валентей. 1985).

Кравченко А. Г., Шульга С. И., Белова Т. Н.
Видный публицист и оратор (Советская историческая энциклопедия. В 16
томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965).

Волков С.В. Широко известная советским людям как
«друг и соратник Ленина» (Черная книга имен, которым не место на карте
России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004).

Далее читайте:

Из письма Г.Е.Зиновьева
Н.К.Крупской от 5 сентября 1925 г.

Речь товарища
Крупской на XVII съезде ВКП(б).  27 января 1934 г.

Н.К.Крупская.

Что нравилось Ильичу из художественной литературы.

Артем ЕРМАКОВ. Жизнь
через запятую. Надежда Константиновна
Крупская. 27.05.2004

Документы свидетельствуют:

Тыркова А.В. Дневники. . 1904.07.14

Из стенограммы выступления Е.М. Ярославского о мерах по усилению
антирелигиозной работы на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б). 10.12.1928
(Ярославский оправдывается перед Крупской).

Из стенограммы обсуждения вопроса о мерах по усилению антирелигиозной
работы на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б). 10.12.1928 (Выступление
Крупской).

Сочинения:

Сочинения, т. 1-4, М.- Л., 1930-34; Педагогические сочинения, т. 1-11, М.,
1957-63;

Педагогические сочинения, т. 1-6, М., 1978-80;

Женщина в стране
социализма, М., 1938.

Литература:

Кудинов В. Последние пятнадцать лет //
Смена.1990. N 4.

Воспоминания о Надежде Константиновне Крупской, М., 1979;

Н. К. Крупская.
Библиография трудов и литературы о жизни и деятельности, кн. 1-2, М., 1969-73;

Надежда Константиновна Крупская. Биография, М., 1978.

Начало революционной борьбы. Ссылка. Эмиграция.

Правда, Надежда Константиновна это учебное заведение не закончила, она проучилась всего 1 год. Нужда заставила девушку работать. Пока она училась, ее мать сдавала комнаты. В 1890 году, обучаясь на Бестужевских курсах, она вступила в один из марксистских кружков, которым руководил Михаил Бруснев. С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной школе, и одновременно вела пропагандистскую работу.

В конце февраля 1894 года питерские рабочие собрались на масленичные блины к инженеру Р.Э. Классону. Скорее всего, это было воскресенье 25 февраля. На этой встрече присутствовал Старик, автор известного в марксистских кругах труда «Что такое «друзья народа». Здесь же была и скромная учительница воскресной школы Надежда Константиновна. После этой встречи между Крупской и Ульяновым, скрывавшимся за партийной кличкой Старик,  завязались дружеские отношения, которые позднее переросли в любовь.

Вместе с ним и другими товарищами Крупская участвовала в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году Крупская была арестована за антиправительственную деятельность и сослана в Уфимскую губернию. Через некоторое время был сослан в Енисейскую губернию и Владимир Ульянов. Будучи в ссылке, и переписываясь с Надеждой, Ленин сделал ей предложение. Получив ее согласие, он стал добиваться разрешения отбывать ссылку вместе.

По его ходатайству Крупскую перевели в Шушенское, как невесту с условием, что в течение определенного времени они должны обвенчаться по церковному обряду. Того требовало законодательство Царской России. Молодые противиться не стали. Местный кузнец изготовил из медных монет 2 обручальных кольца и Владимир Ильич обвенчался с Надеждой Константиновной в сельской церкви. Вместе с Надеждой в Шушенское приехала ее мать, Елизавета Васильевна, взявшая на себя заботу о хозяйстве и быте молодоженов.

Отбыв ссылку, 29 июля 1900 года Ленин выезжает в Швейцарию. У Крупской ссылка заканчивалась позже. Этот остаток ссылки она отбывала в Уфе, где успела заболеть. Болезнь задержала ее возвращение в столицу. В эмиграцию она отправилась в 1901 году.

По воспоминаниям некоторых современников, Крупская не умела готовить. Она была революционеркой, активисткой, прекрасным секретарем при Ильиче, замечательным педагогом, пропагандисткой, но кухаркой она была никакой. Историк Вильям Похлебкин писал о том, что Крупская, по сути, кроме яичницы из 4-х яиц больше ничего не умела готовить, и задавалася вопросом: «Не с этим ли, в частности, связано возникновение у Владимира Ульянова выраженного атеросклероза головного мозга?»

Интересные факты

По данным профессора истории и известного знатока кулинарии В. Похлёбкина, Н. К. Крупская не обладала кулинарными дарованиями. В своей статье в журнале «Огонёк» «Что ел Ленин» Похлёбкин прямо связывал периоды более высокой работоспособности В. И. Ульянова с возникновением обстоятельств, когда еду ему готовила не супруга, а другие женщины. Это и сибирская ссылка (когда, среди прочего, в меню появляются и такие богатые витаминами и пр. продукты, как красная рыба) и жизнь в швейцарском пансионе. А в качестве «типичного» блюда от супруги Похлёбкин приводил пример повторяющейся несколько дней подряд «яичницы из четырёх яиц» и задавал вопрос — не с этим ли, в частности, связано возникновение у В. И. Ульянова выраженного атеросклероза головного мозга?
Н. К. Крупская сыграла весьма неблаговидную роль в судьбе К. И. Чуковского. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О „Крокодиле“ Чуковского»:
Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…

Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский (у него к тому же заболела туберкулёзом дочь) публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок. Он действительно после этого не напишет ни одной сказки до 1942 года.

Без детей для детей

У Надежды Константиновны и Владимира Ильича не было детей. Слишком они рисковали в своей революционной жизни. Кроме того, по наследству Крупская получила страшное аутоиммунное заболевание — базедову болезнь. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению недуга. В то время эффективных способов борьбы с этим заболеванием ещё не было, и прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью.

Работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет.

В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории.

Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции.

С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением.

— В 1917 году 72 процента людей в стране не умели читать и писать. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования! — рассказывает лектор-экскурсовод Музея-заповедника «Горки Ленинские» Раиса Савельева.

Советская школа: работа над ошибками

В 1929 г. Надежда Константиновна стала заместителем наркома просвещения РСФСР. И поставила конкретную задачу: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Но решить её было не так-то просто. Крупская наткнулась сразу на несколько «подводных камней».

«Коммунистическое воспитание» подразумевало бесплатное образование детей из разных социальных слоёв, совместное обучение мальчиков и девочек, приобщение к производительному труду.

В 1920-х гг. обучение было платным, но затем его сделали бесплатным. Этот «подводный камень» успешно ликвидировали. Но сразу же возник другой. Оказалось, что теперь двери школ и высших учебных заведений были закрыты для детей кулаков, дворян и священников. Надежда Константиновна заявила: «Ребёнок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чём не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста».


Советская школа, 1930-е гг. (Wikimedia Commons)

И второй «камень» удалось ликвидировать. Однако, больше всего проблем доставил третий из них — производительный труд. Здесь возникло сразу несколько проблем. Во-первых, вчерашняя шпана, которую забрали с улицы и посадили за парты, не видела смысла в труде. Беспризорники привыкли выживать по-своему, не надеясь на чью-либо помощь. И улица манила их обратно. Там не было учителей, дисциплины и труда. Была свобода и борьба за жизнь. Школа стала синонимам тюрьмы. И многие педагоги, столкнувшись с этой проблемой, оказались в растерянности. Одним из немногих, кому удалось справиться с поставленной задачей, был Антон Макаренко.

По одной из версий, между Макаренко и Крупской было противостояние. Каждый пытался доказать, что именно его подход к воспитанию и образованию детей правильный. Есть предположение, что Надежда Константиновна выступила с жёсткой критикой педагогической системы Макаренко. И после этого его отстранили от должности руководителя колонии имени Горького. Сейчас уже сложно установить факт конфликта. В воспоминаниях они друг друга практически не упоминают. Но их педагогические методы различались, поэтому некое недопонимание вполне могло быть.

Крупская продвигала мысль, что человек сможет одинаково хорошо освоить сразу несколько профессий. Но идея политехнизма провалилась. Позже супруга Ленина резюмировала: «Думали, что будет политехнизм, если научить нескольким ремеслам, а получалась большая нагрузка, поверхностное обучение, и ничему в конце концов не обучали. Это всё было ошибкой». В 1930-х гг. от этой затеи отказались.


Крупская с пионерами. (Wikimedia Commons)

Вообще, для Крупской было характерно признание собственных промашек. Она быстро поняла, что упор на безликий коллектив не приносил желаемых результатов. Начались поиски «золотой середины» между «я» и «мы». По рекомендации Крупской, педагоги пытались найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Да, работало это далеко не всегда. Но важен сам факт. Школьников стали учить не только «ставить себе общественные задачи», но решать их коллективными усилиями.

Естественно, у Крупской случались явные перегибы. Чего только стоит «буржуазная муть», брошенная в адрес «Крокодила» Корнея Чуковского. Не пощадила она и другие произведения писателя. Критика была столь мощной, что в 1929 г. в «Литературной газете» появилось письмо Чуковского, в котором он отрёкся от своих творений. И лишь в начале 1940-х гг. писатель вернулся к сказкам в стихах. Досталось от Крупской и Александру Пушкину. Под ударом оказалась «Сказка о рыбаке и рыбке». Якобы мораль произведения шла вразрез с моралью коммунистической. Также замнаркома просвещения была инициатором чистки библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы.

Крупской не стало 27 февраля 1939 г. Она умерла на следующий день после своего 70-летия. Надежда Константиновна — неоднозначная личность, но личность яркая, смелая. Она приняла правила игры своего времени, но ломая старое, пыталась создать новое. А её педагогическая система после череды проб и ошибок продолжила жизнь.

Личная жизнь

Мы привыкли на многочисленных фото видеть Крупскую довольно страшной полноватой женщиной с выпуклыми глазами. Базедова болезнь испортила ее внешность и, как полагают современные медики, не позволила иметь детей. Но ведь так было не всегда.

Молодая Крупская была милой девушкой, довольно решительной и целеустремленной. Спокойная жизнь преподавательницы гимназии или гувернантки ее совершенно не устраивала. Ей хотелось переделать мир, как того желал и Маркс.

Надежда Крупская и Владимир Ленин | Большая онлайн библиотека

С будущим мужем познакомила подруга А. Якубова, которой, кстати, Ульянов делал предложение, но получил отказ. Надежда не могла об этом не знать, однако выбрала его себе в мужья и не ошиблась. Причем поступила очень мудро по-женски: продемонстрировала ему свое увлечение марксизмом (примерно как умная жена сегодня воодушевленно смотрит с мужем футбол или едет с ним на зимнюю рыбалку), а затем «прикормила» разносолами своей матери. Сама Крупская готовить никогда не умела и учиться не хотела, кроме как омлетов и яичницы, ничего не делала. А Елизавета Васильевна постаралась! И так продолжалось до самой ее смерти.

Надежда Крупская и Владимир Ленин | Все для вас

Другая девушка переживала бы из-за внешности. Быть может, Надежда тоже переживала, и плакала, наверное, когда будущий муж придумывал ей конспиративные клички «Рыба», «Минога», а его родные вообще говорили, что у нее «селедочный вид» из-за выпуклых в связи с болезнью глаз. Но в жизни об этом никто не узнал!

Она вышла за него замуж и стала «первой леди» нового государства, взяв на себя важную функцию – воспитание подрастающего поколения в духе коммунизма, т.е. думала она широко и смотрела далеко вперед, даже если золотая медаль гимназии и не существовала вовсе. Да и мало ли какие еще интересные факты о Крупской утаила от нас история.

Фантастическая работоспособность несмотря на болезнь

Надя старалась не думать о прогрессирующей болезни, поэтому полностью погрузилась в идеи мужа и политическую деятельность. Они часто проводили время за чтением кучи журналов и самой разной корреспонденции. Она успевала обработать все письма, вникала в каждую проблему, и еще умудрялась писать свои статьи.

Ее помощь для Владимира Ильича была неоценимой. Жена была рядом во все трудные периоды жизни Ленина: уехала с ним в ссылку (ее посылали ближе, в Уфу, но она решилась отправиться в Шушенское), отправилась в эмиграцию. Но ее саму мучила болезнь, забиравшая красоту… Это было страшно, но ни в одном письме или воспоминании Надежда не написала ни строчки о своих переживаниях.

Детство. Семья Крупской

Надежда Константиновна была дочерью обедневшего дворянина, подпоручика Константина Игнатьевича Крупского ( 1838-1883г), поддерживавшего освободительные идеи. Константин Игнатьевич являлся  членом Комитета Русских офицеров, созданного в Польше, активисты которого в 1863 году поддержали январское восстание в этой Российской губернии. В начале 1863 года Комитет слился тайным революционным обществом «Земля и воля».

Мать Елизавета Васильевна Тистрова до замужества служила гувернанткой. Надежда была в семье единственной дочерью. Она родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года.

Наденька не отличалась крепким здоровьем. Болезнь и потом смерть отца в феврале 1883 года привели к тому, что Надежда слегла с нервным расстройством, после которого развилась неизлечимая Базедова болезнь – диффузный токсический зоб, приведший впоследствии к бесплодию и другим проблемам со здоровьем.

Надежда училась в одной из самых престижных учебных заведений столицы – в гимназии княгини А.А. Оболенской. Активная сторонница женского образования, кн. Александра Алексеевна умела внушить своим воспитанницам, что они должны не только учиться, но и учить. В этой гимназии преподавали лучшие умы своего времени: математики Н.И. Билибин, педагог и составитель лучших учебников по математике, и Е. Литвинова, физик Ковалевский, собиратель русского фольклора Смирнов.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Константин Игнатьевич оставался сторонником революционно-демократических движений. В его доме нередко проводились собрания. Наденька с юных лет вслушивалась в разговоры о великом будущем России, которая рано или поздно сбросит оковы ненавистного царизма.

После блестящего завершения гимназии Надежда поступила на Бестужевские курсы – одно из первых высших учебных заведений для девушек. Эти курсы закончили сестры Владимира Ильича Ленина — Анна и Ольга, К.Н. Самойлова и некоторые другие активистки революционного движения.

Общественная деятельность

После кончины Ленина, Надежда Константиновна предприняла ряд попыток противостоять постановлениям Сталина и пыталась оправдать репрессированных товарищей покойного мужа. Однако вскоре она осознала свое бессилие. Изначально она поддерживала Зиновьева и Каменева, но потом изменила свои взгляды.

В 30-е годы Крупская видела, каким репрессиям подвергались не только «враги народа», но и их детей. В связи с этим она старалась как-то помочь им, но вновь потерпела неудачу. Вскоре ее отстранили от дел и отправили на библиотечную работу.

С подачи Надежды Крупской в Советском Союзе было открыто немало музеев. Она избиралась в разные детские комитеты, где продолжала заниматься реформами в вопросах детского воспитания и образования. В 1937 г. ее избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва и удостоили степени доктора педагогических наук.

Дореволюционное творчество

Впрочем, еще до эмиграции Тэффи прославилась своими рассказами. Среди них, в частности, «Демоническая женщина» – Надежда Тэффи написала этот искрометный очерк о женской хитрости и вычурности в 1906 году. Высмеивая женщин, которые не имеют собственной личности, а лишь «рисуются» в обществе и перед мужчинами, создавая какой-то образец фальшивки. Мужчины далеко не всегда могут понять, что роковая красотка, «демоническая женщина» – лишь пустышка.

Также важным моментом дореволюционной биографии Тэффи являются частые публикации пьес и рассказов в популярных изданиях – в «Ниве», а также в «Сатириконе» и «Новом Сатириконе», в котором она работала на постоянной основе со своим хорошим другом и главным издателем Аркадием Аверченко.

Снискав славу великолепного прозаика, Тэффи также писала поэзию. В 1910 г. был издан сборник стихов «Семь огней», который был замечен лишь немногими – успех сатирических рассказов затмил все остальное.

Биография Крупской

Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге. Ее отец Константин Игнатьевич был поручиком. В 1863 г. он участвовал в Польском восстании. Мать Крупской, Елизавета Васильевна, работала гувернанткой.

Детство и юность

Несмотря на то, что семейство Крупских жило небогато, родители отдали Надежду учиться в частную гимназию, которую она с отличием окончила в 1887 г.

Через 2 года девушка успешно поступила на Бестужевские курсы, но проучилась в высшем женском заведении только 1 год. В это время она начала живо интересоваться марксизмом, в связи с чем вступила в марксистский кружок.

В период биографии 1891-1896 гг. Надежда Крупская преподавала в местной вечерней школе. Одновременно с этим она активно занималась пропагандистской деятельностью, по причине чего была позже арестована.

Знакомая Надежды познакомила ее с Владимиром Ульяновым. И хотя мужчина был невысокого роста и имел дефект речи, он поразил девушку своей харизмой и увлеченностью идеями Карла Маркса. Стоит отметить, что будущий вождь большевиков, также проявил к ней интерес.

Дворянка в третьем поколении

В семье поручика Константина Игнатьевича Крупского в 1869 году родилась единственная дочка Наденька. Отец девочки служил в Польше, но его заметили среди тех, кто поддерживал польское восстание. Константина Крупского обвинили в том, что он хорошо знал польский язык, умел танцевать мазурку, и разжаловали, лишив права поступать на госслужбу.

Дело продлилось много лет и завершилось оправдательным приговором незадолго до того, как глава семейства умер от чахотки. И все это время обеспечением семьи занималась мать, Елизавета Васильевна. Она работала гувернанткой в богатом доме. Но когда Надя вышла замуж, то мама поехала к молодоженам, вместо Наденьки готовя еду, стирая и убираясь в доме.

Единственную дочку было жалко, вот мать и не научила ее хозяйственным делам, как-никак дворянка! Кстати, дворянство семья Крупских получила от дедушки по отцовской линии, который, в свое время выучившись в духовной семинарии, пошел на войну с французами и дослужился до офицера с присвоением дворянства.

Надежда Крупская в молодости

Подробнее

Надежда Крупская является неоднозначным историческим лицом. Многие годы ее биографию приукрашивали, затем – поливали грязью. Она сама поделилась воспоминаниями о своем прошлом в книге «Моя жизнь».

Надя Крупская появилась на свет 26.02.1869. Ее родители обедневшие дворяне: отец – юрист, мать – гувернантка. Девочку определили учиться в гимназию, которую она закончила в 1887 г. Далее девушка продолжила образование на Бестужевских курсах, но по неизвестной причине прервала учебу. Юная Надя вместо высшего образования выбрала работу учителя в пролетарской вечерней школе и занятия в марксистском кружке.

Во время марксистских занятий состоялось ее знакомство с Владимиром Ульяновым. Ее поразила его преданность идеям Маркса и способность заинтересовать ими окружающих. Он тоже заметил неординарную девушку.

В 1896 году ее устоявшаяся жизнь школьного учителя завершилась арестом и ссылкой в Уфу. Для Владимира местом отбытия наказания за революционную деятельность было определено село Шушенское. После многочисленных прошений к властям, девушке разрешили отбыть в Шушенское к жениху для заключения брака. В 1898 году в церкви состоялось венчание Ульяновых.

Находясь в эмиграции, Надежда вела жизнь профессиональной революционерки, и во всем поддерживала мужа: работала с почтой, организовывала партийные курсы, переписывала и редактировала статьи. Возвратившись в 1917 году на Родину, Н.Крупская участвовала в подготовке Октябрьской революции.

Дальнейшая ее работа связана с созданием молодежных организаций. Она ознакомилась с европейским скаутским движением, и адаптировала его под большевистские интересы, создав пионерскую организацию и комсомол. Велика ее роль в деле народного образования. Она являлась одним из авторов советской системы обучения детей.

Смерть Ленина кардинально изменила карьеру Крупской. Она пыталась критиковать решения Сталина, вступалась за репрессированных, но легко уступала, так как не обладала достаточной волей к сопротивлению. Попытки помешать преследованию детей врагов народа закончились для Крупской отстранением от активной деятельности. Последние годы она занималась библиотечной работой, писала мемуары и рецензии к фильмам. Благодаря ее усилиям открывались новые музеи. За многолетнюю просветительскую работу с молодежью она удостоилась степени доктора педагогических наук.

Скончалась Н.Крупская скоропостижно от перитонита. Загадочная болезнь развилась внезапно во время празднования ее дня рождения в 1939 году, и породила множество домыслов. Местом захоронения праха жены вождя стала Кремлевская стена.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Произведения Н. И. Кочина

  1. Собрание сочинений: в 3 т. — Москва : Худож. лит., 1976-1978.
    Т. 1. Девки: роман. — 1976. — 509 с.;
    Т. 2. Парни. Юность: романы. — 1977. — 701 с.;
    Т. 3. Гремячая поляна: романы; Записки селькора: очерк. — 1978. — 542 с.
  2. Гремячая поляна: роман ⁄ послесл. В. Баранова. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. — 365 с. — (Нижегородская отчина).
  3. Гремячая поляна: роман. — Москва : Сов. Россия, 1980. — 412 с.
  4. Гремячая поляна: роман. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. — 464 с.
  5. Девки: роман ⁄ послесл. И.  К. Кузмечева. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1982. — 464 с. — (Волжские просторы).
  6. Девки: роман. — Москва : Сов. Россия,1971. — 512 с.
  7. Девки: роман ⁄ вступ. ст. Ю. Волчека. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1969. — 447 с.
  8. Зона : повести и рассказы. — Нижний Новгород : , 1993. — 174 с.
  9. Князь Святослав : роман. — Москва : Гепта-Трейд, 1996. — 447 с.
  10. Кулибин : роман. — Горький : Волго-Вят. кн .изд-во, 1985. — 192 с.
  11. Кулибин : роман. — Москва : Сов. Россия, 1972. — 94 с.
  12. Нижегородский откос : роман. — Москва : Сов. Россия, 1982. — 302 с.
  13. Нижегородский откос : роман. — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1972. — 350 с.
  14. Путь Савла: Повесть и другие произведения ⁄ сост. В. А. Шамшурин. — Нижний Новгород : Дятловы горы, 2007. — 320 с.
  15. Семён Пахарев : роман. — Москва : Современник, 1981. — 416 с.
  16. Спелые колосья. — Нижний Новгород : Книги, 2001. — 480 с.
  17. Юность : роман. — Москва : Сов. Россия, 1981. — 448 с.

Личная жизнь

В молодости Надежда Крупская была весьма привлекательной девушкой. Это уже позже у нее развилась Базедова болезнь, которая обезобразила ее внешность (ниже вы увидите фото Крупской до и после болезни).

Неудивительно, что Крупская и Ульянов-Ленин сразу проявили друг к другу интерес.

Крупская и Ленин

Оба были поглощены идеями Маркса и делали все возможное, чтобы пропагандировать коммунизм. В итоге у них возник прекрасный союз, как в семейном, так и в политическом плане.

Вступив в брак в 1898 г., Крупская и Ленин прожили вместе 26 лет, вплоть до смерти Владимира Ильича. И хотя у ее мужа были романы на стороне, она никогда не устраивала ему скандальных сцен, а всегда пыталась войти в его положение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: