Иван иванович шишкин

Русский до мозга костей

Он хотел писать российские пейзажи, Иван Иванович даже стал открывателем нового жанра в живописи – “парадного портрета русской природы”, как назвали это его современники. Известную картину 1872-го года «Мачтовый лес в Вятской губернии» художник пишет на своей малой родине недалеко от города Елабуга. Эту картину Шишкин первую показал на выставке художников-передвижников, открывшейся в 1871-м году при академии художеств.

После Иван Иванович всегда в этих выставках участвовал, стал членом товарищества передвижников. Эти художники, как и сам Шишкин, рисующий русский пейзаж, изображали быт простых людей и повседневность жизни, поэтому они стали так близки ему по духу

Павел Третьяков – известный в то время коллекционер, обратил внимание на картины Шишкина, он покупал многие его работы для своей новой галереи

И.И.Шишкин «Дама с собачкой», 1868 годМестонахождение: Галерея Антиквариус, Санкт-Петербург, Россия

В возрасте 34-х лет у Ивана Ивановича появился первый ученик – талантливый Федор Васильев, сестра которого стала женой Шишкина. Как и на картинах художника, изображающих погожий летний день, в личной жизни Шишкина также царило умиротворение и жизненный подъём. Несмотря на то, что жена была младше мужа на 15-ть лет, в их семье были и взаимопонимание, и любовь.

В этом союзе родилось трое детей – дочь и двое сыновей. Шишкин очень любил жену и детей, сильно скучал, когда приходилось уехать, писал нежные письма. С жены – Евгении Васильевой, художник написал два портрета: «Дама с собачкой» и «Перед зеркалом за чтением письма». Эти картины не были известны вплоть до 21-го века, пока не обнаружились на разных аукционах.

К сожалению, жена Шишкина рано ушла из жизни, она болела туберкулёзом, сначала умер её брат – подающий большие надежды ученик художника. Два маленьких сына Шишкиных тоже погибли, а незадолго до этого умер отец Ивана Ивановича. Искусный пейзажист был более чем подавлен этими событиями, он был почти раздавлен ими, более года не брал в руки кисть, топил душевную боль водкой.

И.И.Шишкин «Рожь», 1878 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Несмотря на эти ужасные трагические события в жизни художника, он смог собраться и снова приступить к работе, именно она его и спасла. После смерти близких и дорогих людей, пейзажист с дочерью Лидией уезжает на родину в Елабугу. Там он примечает своим глазом художника «Лекарское поле», которое находится недалеко от города. Эти пейзажи он считает интересными для творчества, пишет эскизы, из которых затем из-под кисти Шишкина в 1878-м году выйдет знаменитая «Рожь».

Среди ржи раскинулись вековые высокие сосны и одна из них, та, которая находится на заднем плане – сухая и одинокая.

– так характеризует картину «Рожь» искусствовед Светлана Степанова.

Работы художника

Лесная глушь

Начало 1870-х годов — время расцвета в творчестве Шишкина. Он полон сил и замыслов, он участвует в художественном движении, которое, как всем тогда казалось, перевернёт понятия о живописи, изгонит из неё затхлую омертвелость академических форм. Об этой работе много говорили — именно за неё Шишкин в том же году получил звание профессора; это было заслуженным знаком общего признания, почти славы.

Дождь в дубовом лесу

1890-е годы — кризисные для передвижников. В это время их пытались «задвинуть» на второй план художники, исповедовавшие новые идеи. Многие не сумели понять необходимость перемен. Но Шишкин умел меняться. Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом своему творческому принципу цельности видения предметной формы. «Дождь в дубовом лесу» — лучшее тому подтверждение.

Корабельная роща

Шишкин написал «Корабельную рощу» в год своей смерти. Картина словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры, свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утратил твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки. Картина является прощанием с миром, прощанием с родной землёй, с прикамскими просторами, в которых он всегда черпал силу и вдохновение.

Смерть

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.

Могила Василия Сурикова

Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение. В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова. Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Заграничные путешествия. 1861 – 1866

Мюнхен встретил русского мастера новыми встречами, мастерскими местных живописцев, музеями. Затем Цюрих, Женева, где Шишкин пробовал новые для себя способы творчества (гравировка «царской водкой», рисование с натуры животных). Удавалось удивить и европейских мастеров – рисование пером приводило их в восторг. Картиной «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», города, куда потом переехал Шишкин, художник заработал звание академика.

Исколесил всю Европу. Шесть лет за границей пролетели в трудах и свершениях. Условия пенсионерства позволяли ещё здесь находиться, но художник стремился на Родину.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЧИНОВНИК

Отъезду Ивана Шишкина в Москву предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к «положительным» занятиям. Особенно усердствовала в этом мать. Поняв, что Иван чуть ли не «идиотичен» в коммерции, она придумала ему кличку «арифметчик-грамматчик» и всячески досаждала, препятствуя его книжным «сидениям». Но Иван был тверд. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием «сделаться чиновником».

Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведенные в отчем доме после «побега» из Казани (1848—52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.»

Учёба

в Москве

С 1852 года Московское училище живописи и ваяния на четыре года стало вторым домом Ивана Шишкина. Обучался под руководством Аполлона Мокрицкого, первого своего преподавателя рисунка, научившего строить формы.  Академик предъявлял высочайшие требования к точности изображения предмета. Этот принцип стал основным в творчестве Шишкина, который был нацелен на максимально возможное сближение с природой.

Со временем сокурсники и преподаватели начали отмечать удивительную красоту простых, казалось бы, видов, изображённых Шишкиным. Его этюд студенческих лет «Сосна на скале», выполненный маслом на картоне, сегодня экспонат Государственного Русского музея.

В Санкт-Петербурге

После окончания училища в 1856 году Шишкин отправился в Санкт-Петербург, где с лёгкостью поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь с первых занятий в классе Сократа Воробьёва зарекомендовал себя как блестящий ученик с выдающимися способностями. Натура – вот что манило Шишкина, который с увлечённостью следопыта исколесил все окрестности столицы, не раз побывал на Валааме

Стремясь на природу, он с вниманием учёного всматривался в стволы и кроны деревьев, сучки и веточки, травы, камни и мхи. Его привлекали дикие места, лишённые романтики, наполненные первобытностью и дышащие вековой неизменностью

За этюды красками и рисунки пером с Валаама в 1858 году молодой живописец получил большую серебряную медаль. Работы произвели в Академии «страшный фурор», Совет торжественно объявил, что подобного ещё не видели. Склонялись, кстати, сразу дать малую золотую медаль, но отложили до марта 1859-го. В 1860-м – максимально возможная награда: медаль, большая золотая, и пенсионерская поездка за границу. Сам художник отзывался о медали восторженно, говоря, что «это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному».

Судьба Сергея Щукина и его коллекции

Сергей Щукин прожил дольше всех своих братьев. Ему и его семье удалось избежать революционных потрясений. Он не только вовремя покинул Россию, но и сохранил часть своего огромного состояния. Его семья никогда не нуждалась, но с коллекционированием было покончено навсегда. Сергей Иванович Щукин умер в Париже в 1936 году.

Несмотря на то, что Сергей Щукин завещал свою коллекцию Третьяковской галерее, после революции её национализировали и объединили с Морозовской коллекцией, а вскоре после Великой Отечественной войны картины, которые великие коллекционеры подбирали, тщательно взвешивая покупку каждой, на гребне волны с космополитизмом поделили пополам между Москвой и Ленинградом, между ГМИИ имени А. С. Пушкина и Государственным Эрмитажем.

Пётр Щукин. Главный меценат Государственного исторического музея

Старший брат, в отличие от младших, «западников» увлекался русским искусством. Вместе с братьями он входил в торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» и в деловых поездках начал заниматься коллекционированием. Началось это с профессионального интереса, с покупки тканей и персидских ковров, а закончилось тем, что он, страстная натура, стал покупать всё, относящееся к русской истории. Он не мог остановиться. В Москву ехали целые телеги, наполненные образцами древнерусского искусства. Он, в отличие от своих братьев, не знал точно, что именно ему нужно, и не умел и не хотел выбирать. В 1905 году он передал свою огромную коллекцию Государственному историческому музею (более 300 тысяч предметов!), а часть его коллекции хранится сегодня в Музее Востока.

«Портрет Петра Щукина», Андрей Карелин, ГИМ. (Wikimedia Commons)

Биография

Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске. Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором. Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.

Портрет Василия Сурикова

Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.

Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.

Автопортрет Василия Сурикова

Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске. Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца. К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.

Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.

Памятник Василию Сурикову

Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией. Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

«ПЕРЕДВИЖНИКИ» И ВЛИЯНИЕ И. КРАМСКОГО

Между тем в русском изобразительном искусстве в это время происходили знаменательные события. Еще в 1863 году группа молодых живописцев реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом («дело 14-ти»), отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию в знак протеста против засилья мертвого академизма. «Бунтовщики» основали Артель художников. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился. «Громче всех, — вспоминал Репин, — раздевался голос богатыря Шишкина. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит все изящней и блистательней».

Из Артели в 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее символом новой художественной эпохи. Шишкин был одним из его учредителей. Идеалам передвижничества он не изменял никогда, до самого смертного 1898 года участвуя в каждой передвижной выставке. Особенно близкие отношения сложились у художника с И. Крамским, одним из активнейших «рекламистов» творчества Шишкина. Шишкин всегда говорил, что Крамской оказал на него самое благотворное влияние.

Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему: это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Крамской даже предоставил Шишкину собственную мастерскую, когда тот готовил для академической выставки свою работу «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), с которой,собственно, и началась слава художника. Это была первая шишкинская картина, приобретенная П. Третьяковым. Автор получил за неё 300 рублей.

Шишкин часто бывал на родине, где собирал материалы для новых своих произведений. Так, например, поездка в Елабугу в 1871 году подвигла его к написанию знаменитой картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872).

Самые известные картины Шишкина

У великого пейзажиста Шишкина сотни произведений (рисунки пером, картины маслом, этюды, офорты). И в основном это виды лесов, полей, оврагов, рощ, а также озёр и рек в их окружении. Жанровых работ, портретов Шишкин писать не любил – в его галерее лишь несколько портретов первой жены (например, «Дама с собачкой, 1868). Редкие по своему появлению на полотнах люди изображались, как гости среди лесных и полевых просторов, маленькие и беззащитные на фоне богатырей-деревьев и природы-матери.

Наиболее знамениты картины Шишкина под названиями:

  • «Дубы» (1865);
  • «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872);
  • «Рожь» (1878);
  • «Дебри» (1881);
  • «Лесные дали» (1884);
  • «Святой ключ близ Елабуги» (1886);
  • «Утро в сосновом лесу» (1889);
  • «На севере диком…» (1891);
  • «Дождь в дубовом лесу» (1891);
  • «Корабельная роща» (1898).

«Картина с натуры должна быть без фантазии» – говорил мастер, влюблённый в русские просторы, особенно при их полуденном освещении. Художник находился в бесконечных поисках той самой картинки, трогающей самые тонкие струны души.

На счастье, Россия всегда изобиловала такими видами, а мысли художника так крепко сплелись с глубиной и высью родного неба, и корни настолько прочно вросли в землю русскую, что он стал поистине величайшим её воспевателем. Недаром в опросе «Петербургской газеты» в 1893 году (№9 от 10 января) Иван Иванович Шишкин свой девиз сформулировал так: «Быть русским. Да здравствует Россия».

Иван Щукин. Крёстный отец коллекционера Сергея Щукина

Именно Иван привил любовь к современному французскому искусству своему старшему брату Сергею Щукину. Он всегда был в стороне от семейного бизнеса. Поначалу он увлекался коллекционированием философских и богословских книг, но переехав в Париж, оказался в самом центре художественной жизни Европы. Иван познакомился здесь с новым течением живописи — импрессионизмом, и впоследствии познакомил с ним Сергея. Иван первым оказался вхож в круг галериста Поля Дюрана-Рюэля, и первого Сезанна в семье купил не Сергей, а Иван.

«Портрет Ивана Щукина», Игнасио Сулоага, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)

Правда, в 1900 году он свою французскую коллекцию продал, потому что увлёкся старым испанским искусством. Его проводником в мир старой школы стал испанский художник-импрессионист Игнасио Сулоага, который стал его ближайшим другом. В то время такие великолепные художники как Гойя, Эль-Греко и даже Веласкес, не были так популярны, как сейчас. У Ивана возникли финансовые проблемы, и когда он решил продать свою испанскую коллекцию, то оказалось, что многие из картин поддельные. Он не смог рассчитаться с кредиторами и в 33 года свёл счёты с жизнью. Подлинники из его собрания стали украшением крупнейших музеев Европы. Если бы не его преждевременная смерть, возможно он стал бы обладателем такой же значительной коллекцией, какую собрал его брат Сергей.

ПРЕДАННОСТЬ ИСКУССТВУ

Шишкин много ездил по России: писал этюды в Крыму, в Беловежской пуще,на Волге, на Балтийском побережье, в Финляндии и нынешней Карелии. Постоянно выставлялся — на персональных, академических, передвижных, торгово-промышленных выставках. В 1894—95 годах возглавлял пейзажную мастерскую в Академии, оказавшись на удивление «толерантным» педагогом, — застылой «партийностью» Шишкин не бравировал, на первое место в оценке художника ставя талант, а не верность тому или иному направлению.

Шишкин и умер за работой. 8 марта (20 марта— по новому стилю) 1898 года он с утра рисовал в мастерской. Потом навестил родных. Потом, пожаловавшись на недомогание, вернулся в мастерскую. В какой-то момент помощник увидел, что мастер падает со стула. Подбежав к нему, он увидел, что Шишкин уже не дышит.

Совсем немного о личной жизни

Виктор Семенович не был открытым человеком. Хоть он не отказывал в общении и желании познакомиться, но душу раскрывал лишь избранным. Он ценил хорошее вино, вкусную домашнюю еду и мед. В бытовом плане Сорокин был скромен. Он не гнался за модной одеждой. Потёртые джинсы и безразмерный свитер он носил с удовольствием. Но от него шло душевное сияние. Такой сказочный помощник мудрым словом поделится или дорогу укажет. У него была жена и сын Александр, с которыми он переехал в Липецк. Но последней его музой была Илона Фёдорова. На протяжении 14 лет она вдохновляла художника творить. Она говорила, что Мастер научил ее жизни.

С супругой Полтиной и сыном Александром (1963)

[править] Литература

  • Богданов А. О нашем современнике. // Вечерний Ленинград, 1971, 5 апреля.
  • Наш современник. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1972.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1980.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.1. М., Искусство, 1970.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.2. М., Искусство, 1972.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Т.1,2. М., Советский художник, 1979.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.1. М., Искусство, 1983.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.2. СПб., 1995.
  • Время перемен. Искусство 1960—1985 в Советском Союзе. СПб., Государственный Русский музей, 2006. ISBN 5-93332-199-0.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб, Первоцвет, 2007.
  • Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб, Галерея АРКА, 2019.

Выставки ленинградских художников

Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года

Сергей Щукин и Матисс. Они нашли друг друга

Одним из любимых художников Сергея Щукина был Анри Матисс. Коллекционер при покупке картин редко общался с живописцами напрямую, предпочитая пользоваться услугами маршанов. Матисс был единственным исключением. Щукин был связан с Матиссом теснейшим образом, переписывался с ним и сам делал ему заказы. В 1911 году Матисс приехал в Москву и все его картины были собраны в Розовой гостиной.


Зал Матисса в особняке Сергея Щукина на Знаменке. (ГМИИ им. А. С. Пушкина)

За популяризацию творчества Матисса Щукина особенно резко обвиняли в том, что он причиняет вред России и русской молодёжи. Но это, как ни странно, только укрепило его веру в Матисса. «Из-за Вас надо мной понемногу издеваются». «Я надеюсь когда-нибудь победить, но надобно ещё несколько лет борьбы». «Я полон веры в Вас и уверен в Вашей победе». «Я с удовольствием думаю о Ваших картинах и надеюсь иметь их много». И так в каждом письме.

[править] Организация

Балдина И. Портрет Д. Шостаковича. 1971

Организацией и подготовкой выставки занимался специально созданный выставочный комитет в составе 13 человек под председательством директора Русского музея Василия Пушкарева при участии Анатолия Левитина, Василия Астапова, Виктора Вальцефера, Ефима Гендельмана, Евсея Моисеенко, Игоря Раздрогина, Бориса Свинина, Соломона Эпштейна и других известных мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Непосредственный просмотр и отбор произведений осуществляли секционные комиссии Ленинградской организации Союза художников РСФСР в составе наиболее авторитетных специалистов. Формированием выставочной экспозиции занималась Экспозиционная комиссия в составе 26 человек под председательством Василия Пушкарева при участии Петра Фомина, Евсея Моисеенко, Николая Кочукова, Вячеслава Загонека, Бориса Корнеева, Бориса Лавренко, Александра Романычева, Василия Стамова и других. Для экспонирования были отобраны произведения живописи, скульптуры и графики. Издан подробный каталог выставки.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Портрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Дмитрий Щукин. Обладатель Вермеера, Брейгеля и Рембрандта

Дмитрия искусствоведы называют «тихим братом» Щукиных. Он увлекался старым европейским искусством, в основном северным, и совершенно не нуждался в публичности. Дмитрий Васильевич просто собирал картины старых мастеров. Например, в его коллекции были работы Вермеера, Брейгеля и раннего Рембрандта. Правда, считается, что больших шедевров в его собрании нет, зато там нет и подделок.

«Портрет Дмитрия Щукина». (Wikimedia Commons)

Ещё при жизни он стал делиться своей коллекцией, и свою меценатскую деятельность начал с того, что передал 32 картины Румянцевскому музею. После революции 1917 года его коллекция стала достоянием широкой общественности, а его, её владельца в 1920 году назначили… младшим помощником хранителя Музея старой западной живописи, который открылся в его доме в Староконюшенном переулке. Умер Дмитрий Щукин в Москве в 1932 году в полном одиночестве. Его могила не сохранилась.

Рожденный для творчества

Иван родился в семье купца, принадлежащего ко второй гильдии. Случилось это в 1832-м году 13 января в небольшом городе Елабуге. Отца Ивана не раз выбирали городским старостой за честность и неподкупность. Человек он был умный и разносторонний, на свои деньги построил в Елабуге водопровод, которого ещё не было даже в Казани.

Родители хотели, чтобы их дети, которых, помимо Ивана, было ещё пятеро, продолжили семейное дело, но маленький Ваня уже с детства проявлял талант и стремление совсем к другому. Будучи маленьким мальчиком, он уже делал неплохие наброски и рисунки.

И.Н. Крамской «Портрет Шишкина», 1873 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Мать, считая художество вещью несерьёзной, называла младшего сына мазилкой. Учиться юношу отправили в казанскую гимназию, куда, приехав один раз на каникулы, молодой человек вернуться уже не захотел. Ивану Ивановичу Шишкину было шестнадцать лет, когда он уговорил родителей позволить ему обучаться рисованию, отец поддержал сына в этом страстном стремлении, но хотел всё же приобщить сына к делу.

Иван Васильевич – отец Ивана, желая разбудить в младшем сыне предпринимательскую жилку и привить любовь к семейному делу, начинает давать юному Шишкину всевозможные поручения. У Ивана Ивановича дела пошли сразу не очень, его обманывали, обсчитывали и после поездки по Волге, вместо прибыли, он привез домой лишь прекрасные пейзажи волжских берегов.

В 1852-м году, когда Ивану исполнилось двадцать лет и отец понял, что предпринимательской жилки у сына нет, и ему точно не интересно и, даже невозможно по способностям, продолжить семейное дело, он отправил его в московское училище по живописи, которое тот успешно закончит спустя четыре года. После окончания этого учебного заведения, юноша едет в Петербург поступать в Императорскую академию художеств.

И.И.Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Не коллекция Щукина, а коллекции Щукиных

Выражение «коллекция Щукина» у всех на слуху. Большинство людей справедливо полагает, что речь идёт о великолепном собрании картин французских художников, импрессионистов и постимпрессионистов. Но для кого-то станет открытием, что у Сергея Щукина (1854−1936) было ещё три брата — старший Пётр (1853−1912) и два младших, Дмитрий (1855−1932) и Иван (1869−1908). И все они были страстными коллекционерами, их собрания были такого же высокого уровня.

Все четверо были очень разными людьми, но их всех объединяла любовь к прекрасному и тяжёлые испытания судьбы, такие сильные, что не все смогли их вынести.

Страсть братьев Щукиных к коллекционированию возникла не вдруг, не на пустом месте. Их дед, купец Василий Петрович Щукин, положил начало семейному капиталу, занявшись после войны 1812 года торговлей тканями. В середине века один из его шести сыновей, Иван Васильевич, стал купцом первой гильдии, и вошёл в десятку крупнейших российских торговцев мануфактурой, а его состояние стало исчисляться миллионами. Он не знал иностранных языков, не так много успел поучиться и не занимался коллекционированием, но среди родственников и ближнего окружения текстильного магната было немало блестяще образованных людей и тех, кто собирал предметы искусства. Его друг, купец и благотворитель, Кузьма Солдатенков, собирал картины и книги, известными коллекционерами были ближайшие родственники Щукиных Боткины. Автор книг и исследователь жизни и коллекций Щукиных Наталья Семёнова предполагает, что братья Щукины не только приобрели «нюх» на прекрасное, с детства тренируя вкус и «глаз», но и получили этот дар по наследству от Боткиных. А Пётр Бурышкин, бытописатель московского купечества считает, что оно у них «было в крови».

Заключение

В работах талантливый живописец отражал свое внутреннее мировоззрение. Главным в нем была страстная любовь к жизни. Особенно на завершающем этапе жизненного пути

Сорокин стал дорожить каждым неповторимым мигом своего существования в этом мире. У него была одна задача – успеть прочувствовать и эти переживания передать на холст. Поздние его полотна рекомендуется смотреть издали. Тогда можно увидеть, как мешанина красок превращается в трехмерную картину. Он один из немногих Творцов кисти, который овладел эффектом пространственности в живописи. Все свое творчество он посвятил одной цели – дух людей поднимать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: