Пакулин, вячеслав владимирович

Круг художников

См. основную статью: Круг художников (общество) (b)

В 1926 году стал председателем объединения «Круг художников» (b) (1926—1932), в состав которого первоначально вошли сокурсники Пакулина, а позднее к ним примкнула наиболее активная творческая молодежь Ленинграда (b) (А. Ф. Пахомов (b) , М. А. Федоричева (b) , М. Ф. Вербов, Л. Р. Британишский (b) , Д. Е. Загоскин, А. П. Почтенный (b) , А. С. Ведерников (b) , А. И. Русаков (b) , В. И. Малагис (b) , А. Н. Самохвалов (b) , Г. М. Неменова (b) , Б. Е. Каплянский и другие). Пакулин являлся несомненным лидером этого объединения, участвовал в трёх основных его выставках в Русском музее (b) (1927, 1928, 1929) и в Картинной галерее в Киеве (b) в 1930 году.

Для Пакулина, поиски декларируемого «стиля эпохи», монументального по форме и емкого по содержанию, воплотились в создании им серии программных живописных произведений, до сих пор считающихся его лучшими работами, как «Жница» (1926—1927), показанная на первой выставке общества. Эта работа написана под влиянием «крестьянского цикла» К. Малевича (b) . Пакулин, с его особым колористическим даром, с его чувством формы русского монументального, фрескового искусства, не оказался напрямую зависим от художественной формы Малевича. Художник воспринял эту форму творчески, сохраняя свою собственную индивидуальность. «Жница» — огромное по размерам полотно, имеющее сходство с фреской.

Другое программное произведение В. Пакулина — «Женщина с ведрами» (1928).

Эти монументальные образы не были единственными в творчестве В. Пакулина. В 1920-х — начале 1930-х годов он, наравне с монументальными полотнами, создает также камерные портреты «Дама с веером» (1927) и «Женщина в красной шляпе» (1927), экспрессивные полотна «Матрос» (1928) и «Террор» (1929), и сориентированные на иконописные традиции работы на дереве — «Да здравствует Международный день работниц!» (1929) и «Мать» (конец 1920-х годов).

Блокада

В Блокаду (b) жил и работал в Ленинграде.

В конце июня 1941 года вместе с группой художников, руководимой В. А. Серовым (b) , выезжал на фронт для создания маскировки военных объектов в районе станции Дно (b) .

В марте 1942 года на Первой выставке ленинградских художников в марте 1942 года демонстрирует картины «Народное ополчение», «Взятие немецкого танка» и несколько пейзажей. Совместно с художником Н. И. Пилыциковым создает полотно «Таран Харитонова»..

Зимой 1941—1942 гг. начал работу над серией пейзажей. Впоследствии В. А. Серов называл Пакулина «Мафусаилом городского пейзажа», таким образом выражая своё уважение перед мастерством Пакулина. Художник работал на улицах Ленинграда, возил за собой подрамники. Продолжал работу во время обстрелов и бомбёжек. Написал несколько десятков пейзажей. Пакулин любил Ленинград, однако до войны никогда не писал городские пейзажи, именно в блокаду ему открылась красота города. Многие художники отмечали что зимой 1941—1942 года Ленинград был особенно красив: искрящийся инеем, неподвижный и почти безлюдный. Пейзажи блокадной «летописи» Пакулина — «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942), «У Адмиралтейства» (1941—1942), «Эрмитаж. Иорданский подъезд» (1942), «Проспект 25 Октября. Весна» (1943), «Демидов переулок» (1943), «Улица Пестеля» (1943), «Львиный мостик. Весна» (1943), «У Фонарного моста» (1944), «Фонтанка» (1944) и «Невский проспект в праздник 9 июля 1945 года» (1945).

В марте 1943 г. выезжал в составе группы художников на передовые линии фронта, рисовал портреты бойцов.

[править] Биография

Вячеслав Пакулин родился 2(15) марта 1900 года в Рыбинске в семье железнодорожника. В 1916 году в Петрограде поступил в Центральное Училище технического рисования (ЦТУР). Среди его педагогов в училище были А. Е. Карев и В. В. Лебедев. Учёбу с перерывами продолжает до 1922 года, когда в результате слияния бывшего училища им. А. Л. Штиглица и бывшей Академии художеств В. Пакулин оказывается студентом живописного факультета ВХУТЕМАСа.

Пакулин В. Мойка весной. 1943. НМИИ

В 1922-1925 годах В. Пакулин продолжает учёбу во ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН у А. Е. Карева и А. И. Савинова. В 1925 году заканчивает институт, защитив дипломную работу «Смена» («Героический реализм»).

Весной 1926 года В. Пакулин в числе 18 молодых ленинградских художников и скульпторов обращается в Главнауку с просьбой утвердить устав объединения с названием «Круг художников». В. Пакулин избирается председателем «Круга», ему принадлежит авторство Декларации общества. Среди наиболее известных работ В. Пакулина «круговского» периода поиска «стиля эпохи» картины «Жница» (1926-1927), «Дама с веером» и «Женщина в красной шляпе» (обе 1927), «Женщина с ведрами» (1928), экспрессивные полотна «Матрос» (1928) и «Террор» (1929).

Объединение просуществовало до 1932 года, проведя три выставки, наиболее значительной из которых стала вторая выставка 1928 года в Русском музее. Его членами были в общей сложности от 40 до 50 живописцев, графиков и скульпторов. В 1932 году большинство из них, включая самого В. Пакулина и его жену М. А. Федоричеву (1895-1971), вошли в образованный Ленинградский Областной Союз советских художников.

Пакулин В. Мойка. 1944. МИСП

В 1930-е годы В. Пакулин писал в основном пейзажи пригородов Ленинграда. Был участником «Первой выставки ленинградских художников» 1935 года в Русском музее. Среди наиболее значительных его работ — участие по приглашению А. Самохвалова в выполнении монументального панно «Хлопок» (1939) для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

В войну и блокаду В. Пакулин оставался в Ленинграде. В эти годы им была написана серия ленинградских пейзажей, которые считаются вершиной творчества художника. Среди них работы «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942), «У Адмиралтейства» (1941—1942), «Эрмитаж. Иорданский подъезд» (1942), «Проспект 25 Октября. Весна» (1943), «Мойка весной» (1943), «Демидов переулок» (1943), «Улица Пестеля» (1943), «Львиный мостик. Весна» (1943), «У Фонарного моста» (1944), «Мойка» (1944), «Фонтанка» (1944) и «Невский проспект в праздник 9 июля 1945 года» (1945). Участвовал в ленинградских блокадных выставках, включая первую выставку, открывшуюся в промёрзших залах ЛССХ 2 января 1942 года. В 1944 году принял участие в выставке пяти художников в Русском музее (В. М. Конашевич, В. В. Пакулин, А. Ф. Пахомов, К. И. Рудаков и А. А. Стрекавин), показав 28 своих блокадных пейзажей.

После войны без особого успеха продолжал работать преимущественно в жанре камерного городского пейзажа («Новый Ленинград», «На Неве», обе 1951).

Вячеслав Владимирович Пакулин скончался 18 сентября 1951 года в Ленинграде на пятьдесят первом году жизни. Его произведения хранятся в Государственном Русском музее, в других музеях и частных собраниях в России, Украины, Германии, США и других стран.

Источники

  1. Шихирева О. Н. К истории  объединения «Круг художников» // Советское искусствознание. — 1982. — Вып. 1 (16); Москва, 1983 (с приложением архивных материалов). — С. 297—326.
  2. Шихирева О.Н. Мы органичны с революцией. ОБМОХУ и «Круг художников» // Творчество. — 1989. — № 6. — С. 13—15.
  3. Мусакова О.Н. К истории объединений «Круг художников». Вст. статья: Каталог живописи: Объединение «Круг художников» 1926—1932 / Русский музей; Научный рук. Е. Петрова; Авт. ст. Е. Евсеева, Н. Козырева, О. Мусакова. — СПб.: Palace Editions, 2007. — 184 с.
  4. Мусакова О. Н. Видеть одухотворенно. Семья художников Пакулиных. — СПб., 2005. Выставка произведений семьи художников Пакулиных. ЦВЗ «Манеж». Статьи.
  5. Мусакова О. Н. Блокадная летопись Вячеслава Пакулина: Культурное наследие Российского государства. Вып. 5. Часть 1: Сборник статей. — СПб.: Вести, 2010.
  6. Шихирева О. Н. Блокадная летопись Вячеслава Пакулина // Антиквариат. — 2004. — № 7.
  7. Мусакова О. Н. Объединение «Круг художников» // Наше наследие. — 2010. — № 93—94.
  8. Мусакова О. Н. Общество «Круг художников»: Учебное пособие. — СПб., 2007. — 60 с. (с публикацией архивных материалов)
  9. Мусакова (Шихирева) О. (b) В. В. Пакулин. http://www.mecenat-and-world.ru/41-44/musakova.htm
  10. Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись: Каталог. — Л.: ЛССХ, 1948.
  11. Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда: Заметки о выставке ленинградских художников // Ленинградская правда. — 1947. — 29 ноября.
  12. Бетхер-Остренко И. Художественная летопись истории // Вечерний Ленинград. — 1964. — 28 янв.
  13. Мямлин И. Сердце с правдой вдвоём… / Ленинградская правда. — 1975. — 1 июня.
  14. Изобразительное искусство Ленинграда: Каталог выставки (b) . — Л: Художник РСФСР, 1976. — С. 25—26.
  15. Мочалов Л. Пейзажи Вячеслава Владимировича Пакулина. — Л.: Художник РСФСР, 1971.
  16. Художники города-фронта: Воспоминания и дневники ленинградских художников. — Л.: Художник РСФСР, 1973.
  17. Подвиг века: Сборник / Автор составитель Н. Паперная. — Л., 1969.
  18. Коровкевич С. Художники города-фронта // Художники Ленинграда в голы блокады. — Л.: Художник РСФСР, 1965. — С. 7—26.
  19. Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. — London: Izomar Limited, 1998.
  20. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб.: НП-Принт, 2007. — С. 19, 380—382, 385—387, 391, 407. — ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
  21. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — СПб.: Первоцвет, 2007. — С. 22.
  22. Струкова А. И. Ленинградская пейзажная школа и её мастера. 1930-е — первая половина 1940-х годов: Автореферат диссертации. — М., 2008.
  23. Слудняков А. Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х — 1940-х годов: Автореферат диссертации. — СПб., 2009.
  24. Арсеньева З. В Русском музее открылась выставка работ Вячеслава Пакулина // Санкт-Петербургские ведомости. — 2021. — 23 дек.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: