Творчество Бенуа
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 г.
В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
В 1926 года Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов.
Бенуа начал свою творческую деятельность как пейзажист и в течение всей жизни писал пейзажи, главным образом акварельные. Они составляют едва ли не половину его наследия. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории
Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в.» и «Франция Людовика XIV»
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой; но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи.
Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911); этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
[править] Литература
- Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб.: Ф.78. Оп.5. Д.156.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л.: Лениздат, 1951. С.15.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.18.
- 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.23.
- Владимир Иванович Овчинников. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1984.
- Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. М.: Советский художник, 1981. Т.5. 1954—1958 годы. С.27, 121, 259, 376, 386, 420, 549, 572.
- Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957, 10 октября.
- Пышный И. Ленинградская живописная школа. Соцреализм 1930—1980. Некоторые имена. СПб.: Коломенская верста, 2008.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.39.
- 60 лет Великого Октября. Республиканская выставка произведений художников РСФСР. М., Советский художник, 1977. С.27.
- Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. London, Izomar Limited, 1998.
- L’ Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 12 Mars. Р.62-63.
- Peinture Russe. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1991, 18 Fevrier. Р.7,29-30.
- Les Saisons Russes. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1993, 29 Novembre. Р.41.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.9, 19-22, 24, 366, 389—396, 398—400, 402—406.
- Данилова А. Становление ленинградской школы живописи и её художественные традиции // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 21. СПб, 2011. С.94—105.
- Иванов С. В. Владимир Овчинников в воспоминаниях современников. К 100-летию со дня рождения //Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 21. СПб, 2011. С.46-53.
- Иванов С. В. Овчинников Владимир Иванович // Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб., Петрополис, 2014. Кн.2. С.142—144.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.46, 48, 49, 58, 61, 74, 75, 96, 107, 121, 128, 171, 206, 216, 278, 284, 296, 297, 324—328, 336, 352, 373—379, 381—383, 385—389, 392—396.
Приходящие музы: ревность и тщеславие
После Ларисы у мастера было много разных воздыхательниц. Подруги, сколько могли, терпели тяжелый характер гения, пользовались его деньгами, а потом исчезали. Одну чаровницу художник выгнал сам, застав в постели с собственным водителем. Другая бывшая содержанка мастера вспоминала:
Он щедрый, задаривал шубами, машинами, цацками. Но очень ревнивый. Я как-то поехала к зубному врачу с личным шофером Глазунова, попала в затор. Мобильных тогда не было. Так вот по дороге, когда машина останавливалась, я бежала звонить из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь. Тут уж ничего не нужно — ни его деньги, ни он сам. Слава богу, Илья Сергеевич отпустил меня с миром.
Инесса ОРЛОВА
Краткая биография
- В 1951 г. поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Его учителем живописи в Институте был художник Б. Иогансон. Во время учёбы молодой художник проводил студенческие каникулы и практику в творческих поездках: посетил Поволжье, Плес, Углич, Куйбышев.
- В 1956 г. женился на Нине Виноградовой-Бенуа.
- В 1956 г. получил I премию за портрет Юлиуса Фучика на конкурсе в Праге.
- В 1957 г. окончил Институт. Его дипломной работой стала картина «Дороги войны», которую учёный совет не принял, призвав уничтожить. На ней изображено отступление Красной армии в первые месяцы войны. Полотно было признано не отвечающим идеологии социализма.
- Получив за диплом низкий балл, был распределён простым учителем рисования в г. Ижевск. Затем переехал в Иваново, потом в Москву.
- В 1950-х годах началось увлечение творчеством Ф.М. Достоевского, которое в дальнейшем станет источником многих его картин. Иллюстрирует его романы «Идиот» и «Бесы».
- В феврале 1957 г. в Москве, в Доме работников искусств, прошла первая выставка его работ. Она имела большой успех, но вызвала много споров. Ранние работы созданы в академическом стиле, некоторые – под влиянием импрессионизма.
- В 1958 г. познакомился с С. Михалковым, который на всю жизнь остался его помощником и идейным товарищем.
- В 1960-х годах работал на Севере над циклом картин о древнерусской истории. Посетил Италию.
- В 60-х годах его творчество оценило высшее партийное руководство страны, разрешён выезд за границу.
- В 1967 г. был принят в Союз художников.
- В 1969 г. родился сын Иван.
- В 1970 г. решительно протестовал против реконструкции Москвы, разрушения исторической части города. Привлёк к этому протесту многих общественных деятелей, в результате план реконструкции был отозван.
- В 1973 г. родилась дочь Вера.
- В 70- годы иллюстрировал произведения русских писателей-классиков Лермонтова, А. Толстого, Куприна.
- В 1977 г. на выставке в Манеже была показана его грандиозная картина «Мистерия ХХ века». Через 5 дней по требованию Союза художников Москвы выставка была закрыта, а картина Глазунова была признана противоречащей советской идеологии.
- В 1978 г. назначен руководителем мастерской портрета в художественном иституте им. Сурикова в Москве.
- Создаёт много живописных портретов своих современников. Совершает поездки и проводит выставки за рубежом.
- Поездка во Вьетнам, создание «Вьетнамского цикла» (более 150 работ).
- 1970-е годы – очень плодотворные для художника: он создаёт иллюстрации к произведениям Блока, Гончарова, Достоевского, Лескова, Некрасова. Совершает творческие поездки в Индию и Чили. Выставляет свои картины в Финляндии, Швеции, Японии.
- В середине 70-х годов был в Сибири и создал цикл картин «БАМ».
- Вместе с женой в Берлинской опере оформил постановку оперы А. Бородина «Князь Игорь».
- В 1978 г. начал преподавать в Московском художественном институте.
- В 1980 г. окончил цикл картин «Поле Куликово». Получил почетное звание Народный художник СССР.
- В 1981 г. организовал Музей декоративно-прикладного искусства, став его директором.
- Оформил вместе с женой несколько постановок опер и балетов русских и советских композиторов в Берлине, Одессе и Большом театре (Москва).
- Совершил творческие командировки в Никарагуа и на Кубу. Создал портрет Фиделя Кастро.
- 1987 г. – создатель и бессменный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
- В период 1990-1999 гг. совершает со студентами поездку в Италию, пишет много картин, проводит выставки во многих городах России (Кисловодск, Краснодар, Пермь, Сыктывкар и др.).
- Участвует в конкурсе по реконструкции Московского Кремля и побеждает.
- В 2004 г. в Москве на Волхонке открылась Галерея его имени (более 300 картин).
- В 1997 г. присвоена Государственная премия РФ.
- В 2010 г. в Манеже открылась выставка работ в честь 80-летия художника.
- В 2017 г. открыл Музей сословий (в крыле галереи Глазунова), в его основе – древние иконы, собранные им в советское время в разных уголках страны.
- Умер от сердечной недостаточности 9 июля 2017 г. в Москве.
- Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Илья Глазунов в последние годы жизни
Картины
- 1896 — «Вид на лестницу и террасу в Версале»
- 1896 — «Прогулка короля»
- 1896 — «Набережная Рейна в Базеле в дождь»
- 1897 — «У бассейна Цереры»
- 1897 — «Версаль. Людовик XIV кормит рыб»
- 1898 — «Маскарад при Людовике XIV»
- 1899 — «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге»
- 1900 — «У Монплезира в Петергофе»
- 1900 — «Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце»
- 1900 — «Петергоф. Фрейлинские дома»
- 1900 — «Петергоф. Львиный каскад и колоннада»
- 1900 — «Ораниенбаум. Кабинет «Обезьян» в павильоне Катальная гора»
- 1900 — «Карнавал на Фонтанке»
- 1905 — «Версаль. Аллегория реки»
- 1905 — «Служба у капеллы св. Варвары»
- 1906 — «Вечер»
- 1907 — «Парад при Павле I»
Значение
И.С. Глазунов внёс большой вклад в культурную жизнь России второй половины XX в.
Творчество
В его живописи выделяются несколько циклов:
- Графический цикл «Русь»
- Цикл картин из современной городской жизни.
- Цикл портретов известных людей и простых тружеников, учёных, актеров, государственных деятелей, космонавтов, писателей и др.;
- Иллюстрации к произведениям русской классики.
- Серии работ в результате поездок в горячие точки мира: Чили, Никарагуа, Лаос, Вьетнам.
Другие заслуги:
- Вместе с писателем Владимиром Солоухиным объездил всю страну в поисках русских икон, спасая то, что можно спасти.
- Его художественный стиль был узнаваем, в нём главное значение придавалось глазам персонажа.
- Внёс большой вклад в театрально-декоративное искусство, оформляя вместе с женой спектакли в различных странах и городах.
- Создал несколько архитектурных проектов: музей народного искусства в Палехе, интерьеры зданий Российского посольства в Мадриде, план реконструкции Кремля.
- Выставки его произведений проводились в различных странах мира и в России, они всегда проходили с триумфом.
Общественная деятельность
Его общественная деятельность имела широкий резонанс:
- Он возбудил в обществе интерес к русской истории и её деятелям, утверждая, что Россия – великая страна с великим прошлым.
- Инициировал создание Общества охраны памятников истории и культуры.
- В Царицыно основал Музей декоративно-прикладного и народного искусства.
- В Киеве восстановил могилу русского реформатора П. Столыпина.
- С 1960-х гг. призывал к восстановлению Храма Христа Спасителя.
Творчество
В середине 1890-х, воспользовавшись тем, что дебютные картины привлекли внимание специалистов, Бенуа выступил как историк и теоретик искусства. Он написал раздел о русских мастерах для выпуска альманаха «История живописи XIX века»
Спустя пару лет Александр с друзьями посетил Францию для того, чтобы написать «Версальские серии», представлявшие собой сцены с прогулок короля Людовика Великого де Бурбона, а также его придворных, жен и детей.
В 1897-м цикл акварелей, созданный по возвращении из Парижа и предместий, заслужил восторженные отзывы знатоков живописи. Три работы после официальной выставки приобрел создатель «Третьяковки» — Павел Михайлович Третьяков.
В тот же период Бенуа стал основоположником и идейным вдохновителем творческого союза «Мир искусства». Совместно с театралом Сергеем Павловичем Дягилевым и портретистом Константином Андреевичем Сомовым он занимался пропагандой прогрессивного русского и западноевропейского искусства и выпускал тематический журнал.
Со временем участники объединения постарались привлечь внимание общественности к исконным народным промыслам, прикладному декоративному искусству, графике и архитектуре. Благодаря статьям, созданными «мирискусниками», в обиход вошли понятия «русский сезанизм» и «авангард»
В начале 1900-х Бенуа создал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина. Окружающие с первого взгляда не оценили прелесть графических изображений, поэтому зарисовки увидели свет только стараниями единомышленника — Дягилева.
Иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику» / «Наследие Александра Бенуа»
Позже Александр Николаевич в статусе признанного мастера-графика предоставлял работы для оформления классических книжных изданий, напечатанных в гостипографии имени Ивана Федорова. В 1923-м на свет появилась книга великого русского поэта с 37 рисунками Бенуа.
Запоминающимися литературно-художественным произведениями живописца и теоретика считались картина «Аполлон и Дафна», а также издания «Азбука в картинках». Образы, в основанные на греческой и русской мифологии, пришлись по душе массе людей.
В 1910-х Бенуа проиллюстрировал повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Серия завершенных картин отличалась детальной прорисовкой костюмов и городских пейзажей. Искушенным читателям казалось, что они попали в театр.
Автору удалось вызвать сильные эмоции благодаря многолетнему сотрудничеству с антрепризой Сергея Дягилева, известной под названием «Русские сезоны». Гастролируя вместе с артистами имперской оперы и балета в статусе худрука, Бенуа сформировал особый взгляд на изобразительное искусство и сделал живопись похожей на спектакль.
После Февральского переворота, приведшего к свержению монархии, Бенуа занимался охраной памятников старинного и классического искусства. Став главой картинной галереи петербургского Эрмитажа, художник создал актуальный каталог работ.
Вкладом сына архитектора в развитие русского искусства считалось оформление спектаклей, шедших на сцене столичных театров. Красочными декорациями славились балет «Петрушка» и оперетта «Женитьба Фигаро».
В начале 1920-х Александр Николаевич завершил работу над новым альбомом акварелей. 26 картин с авторским предисловием, послесловием и подписями получили название «Версаль»
Французский дворцово-парковый комплекс неизменно притягивал внимание живописца. Мастерство в изображении изящных пейзажей заслужило море похвал
Илья Глазунов. Документальный фильм. ЦСДФ, 1985г.
925
20
00:51:52
13.11.2018
Вступительное слово Иван Глазунов – ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Фильм о жизни и творчестве народного художника СССР, лауреата Государственной премии РФ, основателя Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Сергеевича Глазунова. В истории отечественной культуры XX века не так много представителей, чье творчество вызывало столь противоречивые мнения и яростные споры. Кто-то обвинял художника в излишней «русскости», кто-то в близости к власти. Но к чести Ильи Сергеевича, он всегда оставался верен себе, своему таланту и четкой жизненной позиции. Мы побываем в мастерской художника, увидим его в домашней обстановке и на встречах с многочисленными зрителями, еще раз посмотрим на его работы.
В фильм включены фрагменты интервью с дирижером Е. Светлановым, писателями В. Захарченко и В. Солоухиным
Мазки к портрету
-
Илья Сергеевич Глазунов
родился в Ленинграде в 1930 году, окончил Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. - Его мать, Ольга Флуг
, принадлежала к древнему роду, восходившему к чешской королеве Любуше — основательнице Праги. В ХVIII веке один из ее потомков, Готфрид Флуг
, приехал в Петербург по приглашению Петра I
— преподавать фортификацию и математику. - Во время блокады Ленинграда будущий художник потерял почти всю семью. «Отец умирал мучительно тяжело. Укутанный в пальто, он лежал на кровати и громко, протяжно кричал на одной ноте: «А-а-а-а!» Врач потом сказал, что у папы случился приступ голодного психоза. Мама, пытаясь меня успокоить, повторяла: «Не бойся, Илюша. Мы все умрем». Однажды я приоткрыл дверь в соседнюю комнату и в ужасе отпрянул, увидев двух крыс, соскочивших с тетиного лица», — вспоминал Глазунов.
- От голодной смерти Илью спас дядя, брат отца, главный патологоанатом Северо-Западного фронта. 12-летнего Илюшу вывезли в Новгородскую область. А мама осталась в городе. Мальчик получил от нее три письма. В апреле 1942-го связь навсегда прервалась.
- Первая выставка работ художника состоялась в Москве в 1957 году. Его дипломную работу «Дороги войны» об отступлении Красной Армии запретили как противоречащую советской идеологии.
- Галерею на Волхонке, 13 художнику помог открыть Юрий Лужков
. Узнав, что с художника за аренду залов в Манеже дерут $300 тысяч, мэр взревел: «Да они озверели!» — и замутил грандиозную реконструкцию. - С 1987 года Глазунов занимал пост ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Прикинь
!
В 2009 году тогдашний премьер-министр РФ Владимир Путин
, рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), заметил, что меч князя Олега коротковат: «Как ножик перочинный в руках смотрится. Им как будто колбасу режут». Глазунов обязался оплошность исправить и похвалил «хороший глазомер» главы российского правительства.
Детство и юность
Биография Александра Николаевича Бенуа началась в Санкт-Петербурге весной 1870 года. Будущий художник появился на свет в семье главного архитектора и проектировщика Петергофа, академика Императорской Академии художеств Николая Леонтьевича Бенуа и его законной супруги Камиллы, дочери знаменитого строителя театров — итальянца Альберта Катериновича Кавоса.
Портрет Александра Бенуа. Художник Леон Бакст / «Наследие Александра Бенуа»
Предки, познавшие все грани мира изящных искусств, отдали мальчика на воспитание в учебное заведение при благотворительной организации «Человеколюбивое общество». Позже он поступил в частную школу Карла Ивановича Мая и стал одноклассником будущих единомышленников Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.
В конце 1880-х Александр на правах вольнослушателя начал посещать занятия в санкт-петербургской Академии художеств. Считая, что дар живописца можно развить только с помощью постоянной практики, юноша не стал студентом престижного высшего учебного заведения.
Первые полотна он создавал дома под чутким руководством кровного брата Альберта. Знания по технике письма и особенностях построения композиции начинающий гений черпал из книг, в изобилии представленных в доме.
Родственники, видя, что молодой Бенуа, кроме способности писать, обладал рядом других талантов, не стали препятствовать поступлению на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Живописные работы, созданные в свободное от лекций время, Бенуа в первый раз показал на официальной выставке в 1893 году.
Последние годы
На закате жизни художник занялся мемуарами, названными «Мои воспоминания». В книге он запечатлел атмосферу творческих и духовных исканий Серебряного века. Бенуа в свои последние годы много писал. Не менее знаковым было его произведение «Александр Бенуа размышляет… Статьи и письма 1917-1960 гг.». Будучи неординарным творческим человеком тонкой душевной организации, Бенуа много размышлял, и его идеи нашли отклик во многих его современниках и дальнейших последователях.
Скончался Александр Бенуа 9 февраля 1960 года во Франции. Похоронен великий критик, художник, идеолог и мыслитель на кладбище в Париже.
Культурное значение
До появления творческого союза «Мир искусства» книги не выглядели так, как они выглядят сейчас. Художественное оформление было сведен к нулю, и лишь с появлением новой идеологии стало развиваться оформительство, книжная иллюстрация, книжная графика и типографика.
В 1901 году художник Александр Бенуа также занялся издательством журналов «Художественные сокровища России» и «Старые годы», борясь за сохранение истории и памяти об огромном художественном наследии страны. Будучи одним из самых значимых фигур среди художественных критиков своего времени, Бенуа ввел такие понятия, как русский сезаннизм и авангард.
Эмиграция
После Великой Октябрьской социалистической революции художник и теоретик перестал вмещаться в советское мироустройство. Он переехал в столицу Франции и до конца жизни оставался за границей. Как режиссер-постановщик и автор сценических декораций Бенуа работал в миланском театре «Ла Скала» и сотрудничал с дягилевской труппой Ballets Russes.
Картина Александра Бенуа «Прогулка короля» / «Наследие Александра Бенуа»
Грусть по городским пейзажам Санкт-Петербурга отразилась в видовых альбомах, серии иллюстраций к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и ряде отдельных живописных работ. В середине 1920-х Бенуа корпел над оформлением французских изданий «Страданий юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, «Уроков любви в парке» Рене Буалева и «Грешницы» Анри де Ренье.
Последние годы жизни русского художника были посвящены адаптации дневников и созданию мемуаров «Мои воспоминания». В статьях, посвященных искусству и истории живописи Серебряного века, а также в сборнике писем под названием «Александр Бенуа размышляет» чувствовался профессионализм и национальный дух.
Русский художник Глазунов Илья Сергеевич
6374
39
2
00:04:52
11.07.2013
Отец — Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать — Глазунова Ольга Константиновна. Супруга — Виноградова-Бенуа Нина Александровна (…-1986). Сын — Глазунов Иван Ильич, художник. Дочь — Вера Ильинична.
Илья Глазунов — художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.
Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами…
Память о войне всегда живет в душе художника. Уже будучи взрослым человеком, студентом Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине «Дороги войны», полной истинного драматизма и правды жизни. Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Академическое начальство единодушно отвергло картину, назвав ее антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа: «Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск — такого еще не было в советском искусстве».
Картину несколько лет не выставляли. На знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в Манеже в 1964 году, он все-таки осмелился ее показать. Однако выставка была закрыта, а картина передана в Дом офицеров, где была уничтожена. В середине 1980-х годов художник написал повторение уничтоженной картины. Она находится теперь в художественном музее Алма-Аты.
…Выехав из Ленинграда, маленький Илья оказался в старинной деревеньке Гребло, затерянной в дремучих новгородских лесах. Вместе с деревенскими сверстниками копал картошку на поле, работал на гумне, пас колхозное стадо. Эти годы оставили глубокий след в сознании будущего художника, им он во многом обязан пониманием русского характера, ощущением поэтики русского пейзажа.
Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии Институтом имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, где занимался в мастерской Народного художника СССР профессора Б.В. Иогансона.
Под высокими сводами академического коридора — бывшей Императорской Академии художеств — 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, — Нину Александровну Виноградову-Бенуа. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа.
Библиография
- Бенуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве); Н. Д. Б. О пародии и о подражании. СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913. 22 с.
- Эрнст С. А. Бенуа. П., 1921.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.2/5 — (5 голосов)
Значимые работы
В 1903 году художник создает серию иллюстраций к легендарной поэме Александра Пушкина «Медный всадник». Эти работы стали настоящим шедевром отечественной книжной графики, однако в свое время они были отвергнуты критиками как «декадентские». Но иллюстрации купил Сергей Дягилев, в последствии напечатав их вместе с поэмой в их общем детище – журнале «Мир искусства». Эти рисунки произвели настоящий фурор и были признаны знатоками и ценителями книги и искусства как уникальная графическая работа.
Это подняло дух Александра. В 1905 году он продолжил работать над иллюстрациями, развиваясь и прогрессируя в этой сфере. В дальнейшем стало выходить множество книг с графикой Бенуа, а художник стал пользоваться большим успехом.
Значимое произведение автора – вышедшая в 1904 году «Азбука в картинках». Эта работа для детей стала едва ли не самым масштабным трудом художника в тот период. Он корпел над азбукой около года, хотя стороннему зрителю может показаться, что иллюстрации были созданы за несколько минут. Но именно это, как уверены многие, и есть настоящий признак мастерства.
В 1991 году выходит издание повести Пушкина «Пиковая дама», украшенная рисунками Бенуа. Основой его замысла служили всего 6 страничных иллюстраций, через которые проходила главная сюжетная линия графического рассказа:
- Молодая русская графиня выигрывает в карты.
- Вечерний туалет постаревшей графини.
- Сцена, в которой Германн проходит через спальню мертвой графини.
- Ночное явление.
- Роковой проигрыш.
- Символическое изображение смерти.
Все иллюстрации к повести превосходно скомпонованы и выглядят как завершенные самостоятельные картины.
В 1922 года вышла крупнейшая работа автора за годы революции – альбом «Версаль». Свои акварели Бенуа сопроводил текстом. В издание альбома художник включил 26 работ, а также отпечатал вступительную статью и список приложенных рисунков. Версаль вообще был одной из излюбленных тем творца. В основу данной серии были положены его зарисовки с натуры. Версаль для Бенуа – символ единения человека, искусства и природы, что он четко отразил в своем альбоме.
Юность
Биография Александра Бенуа — будущего великого художника — начинается 21 апреля 1870 года. Александр родился в Санкт-Петербурге, где прожил большую часть своей жизни. Семья Александра Бенуа состояла из заслуженного архитектора Николая Бенуа и его жены Камиллы, которая была дочерью архитектора Альберта Кавоса. Образование Александр получил в гимназии Человеколюбивого общества в Санкт-Петербурге. Затем с 1885 года по 1890 он обучался в частной гимназии К. И. Мая, где завел знакомство со своими будущими верными друзьями и соратниками – Дмитрием Философовым, Константином Сомовым и Вальтером Нувелем.
Какое-то время Александр Бенуа учился при Академии художеств, но так и не окончил это заведение, посчитав, что художником можно стать только упорно работая, посвящая все время рисованию. С этих пор юный художник занимается изобразительным искусством самостоятельно и под надзором старшего брата по имени Альберт. К 1894 году заканчивает юридический факультет СПбГУ и получает высшее образование.
Впервые картины Александра Бенуа представил на выставке в 1893, где привлек к своему творчеству внимание ценителей и специалистов. Уже через год он начал карьеру историка и теоретика искусства
Бенуа принимает участие в написании сборника «История живописи XIX века» немецкого издательства, который включил главу о русских художниках авторства Александра Бенуа.
Лариса: искушение и страсть
Говорят, Виноградова-Бенуа знала о многочисленных увлечениях мужа, но старалась внушить себе, что это неизбежно: художнику постоянно нужна муза. И сама подталкивала к супругу вдохновительниц, которые быстро оказывались в его постели.
В 1957-м на выставке картин своего мужа она встретила звезду советского кино Нину Алисову
с 18-летней дочкой Ларисой Кадочниковой
.
Какие необыкновенные у вашей девочки глаза, — восхитилась она. Представила барышень мужу, предложила ему написать портрет Лары.
Когда девушка пришла в мастерскую, Глазунов оглядел ее со всех сторон, а потом сдернул с ее ушей дешевенькие клипсы:
Странный овал, тревожные черные глаза, страдающие и заставляющие страдать. То, что я искал. Такие лица были у героинь Достоевского
…
Он был полноват, немного мешковат, с удивительными глазами. Обладал каким-то непередаваемым магнетизмом, вспоминала Лара.
С того момента она стала не просто музой Глазунова — она была его собственностью, о местонахождении которой набирающий популярность художник должен был знать поминутно. Врывался с цветами в аудитории ВГИКа, где училась любимая, бесконечно звонил. Если Ларисе не удавалось приехать в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку, где она жила, среди ночи:
Где ты была? С кем?
Нас задержали на прогоне спектакля.
А почему не позвонила?
Не успела.
У тебя испуганный взгляд… Ты лжешь!
Заканчивалось все тем, что Глазунов хлопал дверью и в ярости выбегал из квартиры. Лариса рыдала всю ночь. А утром он звонил и просил прощения. Они мирились, и на какое-то время Илья успокаивался. Потом все начиналось по новой: куда пошла, с кем, зачем?..
Эта связь продолжалась три года. В курсе ли была Нина? Конечно.
Однажды мы пересеклись с ней в мастерской, — рассказывала Кадочникова. — Нина держалась естественно и дружелюбно. «Неужели ничего не знает? — думала я. — Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа…»
Нина закрывала глаза на его измены. А Глазунова «свободный брак» вполне устраивал.
Лариса забеременела. Услышав новость, Илья только пожал плечами:
Ты можешь родить, но я не готов стать отцом.
Мама Ларисы пригласила Глазунова домой:
Вы должны что-то решить. Нельзя так издеваться над девочкой.
Художник заявил с ходу:
Я Ларису люблю. Но ни о каком замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь с женой.
И Лара пошла на аборт. В тот, первый, раз, еще можно было все поправить. Кадочникова быстро восстановилась, даже съездила с Глазуновым в Крым. Чувствуя вину, Илья был заботлив и мягок. Но вскоре кошмар повторился. Лариса снова забеременела и снова убила ребенка. Стать матерью ей было не суждено.
С Ильей какое-то время я продолжала встречаться, — вспоминала Лариса Валентиновна. — Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз.
Наконец они расстались. Стали что-то обсуждать, заспорили — и почти одновременно сказали: «Все, хватит!»
Мне рассказали, что незадолго до нашего последнего свидания Глазунова вызвали в «компетентные» органы и попросили определиться с личной жизнью, — рассказывала Кадочникова. — У него намечалась выставка за границей, но отпустить туда могли только художника с безупречной репутацией. Вот он и определился.
Расставшись с художником, Кадочникова дважды выходила замуж и много лет служила в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки в Киеве.