М. В. Ломоносов
Выдающиеся граждане России прославляли свою страну не только в искусстве управления государством или тактике ведения боевых действий. Михаил Ломоносов принадлежит к когорте величайших отечественных учёных, которые сделали огромный вклад в развитие мировой науки. Родившись в бедной семье и не имея возможности получить достойное образование, он с раннего детства обладал высоким интеллектом и тянулся к знаниям. Стремление к наукам у Ломоносова было настолько сильным, что в 19-летнем возрасте он оставил свою деревню, отправился пешком в Москву и поступил в Славяно-Греко-Римскую академию. Далее последовала учёба в Петербургском университете при Академии наук. Для совершенствования знаний по естественным наукам Михаил был направлен в Европу. В 34 года молодой учёный стал академиком.
Ломоносова без преувеличения можно считать универсальным человеком. Он обладал блестящими знаниями по химии, физике, географии, астрономии, геологии, металлургии, истории, генеалогии. Кроме того, учёный был прекрасным поэтом, писателем и художником. Ломоносов сделал множество открытий в физике, химии и астрономии, стал основоположником науки о стекле. Ему принадлежит проект создания Московского университета, которому впоследствии было присвоено его имя.
Происхождение и детство
Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозно-патриархальной купеческой семье. Из восьми детей оставалась одна девочка, когда появился на свет очень слабенький Миша. Родители готовились к худшему, но мальчик, к счастью, выжил. Мария Михайловна, дочь купца Ростовцева из Ельца, и Василий Иванович, человек прямой и уважаемый в обществе, родители Михаила, жили дружно. Отец занимался торговлей, но больше по долгу, чем по призванию. Любил читать, увлекался историей. Поэтому, хоть и надеялся передать сыну семейное дело, всё же поддерживал его гуманитарные увлечения и интерес к рисованию – мальчик с детства проявлял чуткое отношение к природе и художественное дарование.
Учёба и первый успех: Уфа, Москва
До 12 лет Михаил учился в мужской гимназии на родине. По решению семьи в 1874 году отправился в Москву для поступления в техническое училище, но провалил экзамены. Был принят в реальное училище К.П. Воскресенского, молодое, но уже именитое столичное учебное заведение с расширенной программой изучения точных наук.
По рекомендации самого Воскресенского, директора и опытного педагога, который обратил внимание на наклонности Михаила, Нестеров в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первыми наставниками начинающего художника стали Сорокин П.С., Прянишников И.М
Особенное влияние на становление Нестерова как художника оказал любимый им преподаватель В.Г. Перов. В Училище была практика проводить выставки работ учеников, в них принимал участие и юный Нестеров с интересными жанровыми работами бытовой тематики. Биография Михаила Васильевича Нестерова, художника, позже принятого в Товарищество передвижников, началась с картин: «Снежки», «Домашний арест», «Экзамен в сельской школе», «В ожидании поезда», «Знаток» и «Жертва приятелей». Сегодня они выставляются в Третьяковской галерее.
Отечественные кинематографисты
Лев Кулешов – применил технику монтажа в российской кинематографии. Является первооткрывателем эффекта Кулешова, где два кадра неодинакового содержания при склеивании, придают новый смысл. Благодаря его творчеству, лучшие деятели страны стали появляться в кинокадрах.
Сергей Эйзенштейн – создатель фильма «Броненосец Потёмкин», ставший впоследствии культовым. Теоретик кино, впервые начал использовать технику динамичного монтажа. Первым стал и в другом деле, а именно в применении цвета в кино. Например, так появился красный флаг в фильме «Броненосц Потёмкин».
Михаил Ромм – режиссёр документального кино, автор научных трудов, преподаватель ВГИКа. Снял неординарные картины:
- «Девять дней одного года»;
- «Обыкновенный фашизм».
Его работы получили большой общественный резонанс. Один из лучших теоретиков кино середины XX века.
Андрей Тарковский – снимал в стиле арт-хаус, сильно отличавший его от других режиссёров. Его знаменитые фильмы «Солярис» и «Сталкер» наполнены глубокими метафорами и ярко выраженными личностными смыслами. Его работы пронизаны аллегоричностью и где-то сродни притчам.
Почему удобен сайт Obrazovaka.ru?
Пожалуй, каждому знакома ситуация, когда, заинтересовавшись какой-либо сферой истории, науки либо культуры, нам хочется как можно больше узнать о великих людях, вершивших судьбы мира в то время. Однако не всегда в интернете можно найти полную и достоверную, при этом интересную биографию, которую приятно читать. Поисковые системы предлагают множество сплетен, часть из которых просто выдуманы ради привлечения читателей, при этом нужные нам факты разбросаны по нескольким сайтам и поиск нужного занимает длительное время. Особенно это касается биографий «звезд» современной киноиндустрии, музыки и спорта, а также советских биографий известных деятелей из Украины и России, найти которые иногда можно только в специализированных изданиях.
Учёба, первые заработки и профессиональные звания
В 1881 году Нестеров отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через год, разочаровавшись, возвращается в Москву, надеясь продолжить обучение у любимого педагога. Но застал Перова тяжело больным и едва успел закончить портрет умирающего наставника.
В 1882 году – Нестеров вновь студент Училища живописи, на этот раз он ученик Саврасова А.К., позже Маковского В.Е.
В 1884 году художник зарабатывает первые деньги, иллюстрируя издания, в том числе сборники сказок Пушкина, произведения Гоголя и Достоевского. В это же время увлекается исторической тематикой допетровской эпохи. В этом амплуа и получил известность, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» квалифицирован как свободный художник. В 1886 году Нестеров получил Большую серебряную медаль – на конкурс выставлялась картина «До государя челобитчики». Теперь Нестеров классный художник третьей степени.
Талантливые поэты
Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Тематика его текстов имела широкий диапазон: от любовной лирики до социального неравенства.
Михаил Лермонтов – автор прославленной поэмы «Герой нашего времени». Многие стихотворения посвятил Кавказу, где он воевал. Поднимал вопросы о ненужности войн, об отчуждённой позиции человека. Исследовал в своём творчестве воздействие любви на демоническую природу.
Владимир Маяковский – поэт, внедривший футуризм в Российскую поэтическую культуру. Обладал необыкновенным стилем письма — ступенчатым по форме. Уникальный поэт Серебряного Века русского стихосложения, был ярым сторонником и проповедником, рупором коммунистических идеалов и миропонимания.
Сергей Есенин – лирический поэт, утончённый и душевный. Одновременно с этим, оставался в душе хулиганом и подростком. Его поэзия затрагивала темы любви к женщине, Родине, природе, а также личной борьбы с окружением. Его стихам присуща особая напевность и щемящая пронзительность.
Владимир Высоцкий – создатель песен и стихов, бард, великий поэт Бронзового века и просто историческая личность России. В своём творчестве сумел подытожить социально-культурное наследие XX века. Его стихи пронизаны острой сатирой. Пел и писал о борьбе человека с обстоятельствами, о месте личности в обществе, и в мире.
Д. И. Менделеев
Всемирно известный химик Дмитрий Менделеев — гордость России. Появившись на свет в Тобольске в семье директора гимназии, он не имел преград для получения образования. В 21 год молодой Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года Менделееву была присвоена степень магистра химии. С этого возраста он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год он становится профессором химической технологии, а через 2 года — профессором общей химии.
Библиография
- Г. Скляренко, «Худфонд Олега Тистола — несколько слов о красоте стереотипов» (Худфонд Олега Тистола: кое-что о красоте стереотипов) // Книжная мастерская (Маия Маиснтигна -2009
- Г. Скляренко, От «Болотяны Лукроза» до «Матери городов». Архитектурные фантазии Олега Тистола и Николая Маценко. (Від «Болотяної Лукрози» до «Матері городов». Архітектурні фантазії Олега Тістола и Миконк- Мацері Матері городов «.
- Барбара Бауэрмейстер, REP нового времени. (Der Rep Der Neuen Zeit) // Sieter. — 2005. — № 34.
- Джанет Коплос, О стенах и странствиях // Искусство в Америке, июль 1992.
- Ян Хайн Сассен, Олег Тистол, Вандерлидер, Stedelijk Museum, 1991
- Свиблова О. В поисках счастливого конца. (В поисках счастливого конца) // Источник. (Родник) — 1990. — №5 (41)
- К. Акинша, Поэтика Суржика или Киевская чоп // Декоративное искусство, 1989. — №3.
- Лариса Кашук, Фурманный Заулек, Фурманный переулок // Фурманный переулок — Фурманный Заулек — Фурманный переулок. — Dom Slowa Polskiego.-1989.
Первое путешествие за границу
Вырученные за «Пустынника» деньги позволили художнику впервые отправиться в Европу. Музеи, архитектура и природа ошеломили молодого живописца. Позже, вспоминая своё упоение, он удивлялся, «как сердце не разорвалось от восторгов и сладкого томления». В путешествии художник написал «Остров Капри», делал множество набросков. Примечательно, что с течением времени в его зарисовках всё чаще проглядывались русские пейзажи и темы – Нестерова влекла родина. Здесь, вдали от неё, художник остро почувствовал свою причастность к Руси и долг перед ней. Нравственное совершенство и духовный подвиг русского человека как художественная тема выходила на первый план в творчестве живописца.
Работа
Проект украинских денег. Роксолана. 280х480 см. Масло на холсте. 1995 г.
Искусство Олега Тистола (картины, масштабные инсталляции, фотографии, скульптуры, арт-объекты) всегда было в центре художественного процесса, о чем свидетельствует его регулярное участие в международных арт-мероприятиях.
Искусство Тистола, возникшее на рубеже советской и постсоветской эпох, сочетало в себе как критику советской культуры с переоценкой ее клише, так и жизненную, радостную и игривую атмосферу, во многом определявшую привлекательность искусства. «Украинская новая волна». Объединив в своих работах национальные и советские символы, мифы и утопии, он открыл для себя понятие симулякра — копии без оригинала. Такая парадоксальная самодостаточность пропаганды, как подмена несуществующих предметов, неожиданно объединяет пропаганду с поп-артом . Tistol в первую очередь интересовали его формальные эстетические аспекты — трафаретные пластины, цветные резервные копии, гладко окрашенные поверхности.
Ранние работы Олега Тистола, масштабные картины (« Зиновий Богдан Хмельницкий » (1988), «Воссоединение» (1988), «Прощание Славянки» (1989), «Упражнение с булавами» (1989)) демонстрируют основные черты. украинской «новой волны» — свободная игра с символами, яркие выразительные краски и особое «преувеличение» художественных приемов.
В 1987 году Олег Тистол и Константин Реунов объявили программу «Решительный край национального постэклектизма». Его основной идеей было стремление очертить национальное пространство как тему для изучения, обновить и пересмотреть художественный язык, художественные традиции и основы живописи. Национальная традиция, которую часто отождествляют с « казацким барокко », стала объектом исследования украинских художников. Отечественная мифологичность мировоззрения, ретроспектива ориентаций и неоднозначность стереотипов представлены как культурная драма, как ее традиционные черты.
ТВ + Реализм. 25.12.2009. 150х200 см. Масло на холсте. 2009 г.
Одновременно с середины 90-х Олег Тистол и его коллега-художник Николай Маценко начали разрабатывать концепцию «Нацпром» («Национальная индустрия»), или исследования национальных стереотипов, закрепленных в окружающей среде. Их проекты: «Музей Ататюрка», «Музей архитектуры», «Музей Украины», «Мать городов», объединившие живопись, фотографию и арт-объекты, — прекрасный пример ясности и адекватности концепция, а также строго определенная авторская позиция. Архитектура предстает в этой серии как некое украшение, набор, способный украсить самые удивительные жизненные представления. В то же время, пройдя через фильтры художественного видения, как известные, так и обычные здания — воплощение ушедших стилей и социальных амбиций — предстали в виде видений и призраков, которые в любой момент готовы уступить свое место новым. архитектурные фантазии
Таким образом, работы художников привлекли внимание украинской публики к чрезвычайно важной теме манипулирования историческим наследием, отмеченной популярностью «архитектурных реконструкций», воплотивших многие украинские города с традиционной планировкой и стилизованными под фальшивые здания
Тему «стереотипов» продолжил Олег Тистол в своей серии картин «Национальная география» (1998–2004), где он соединил «местное» и «чужое», аутентичное и заимствованное, этническую и глобальную проблематику. Источниками этой серии послужили старые иллюстрированные журналы с этнографическими фотографиями «разных племен». Национальная экзотика здесь рассматривалась как современная стратегия «продажи локальных брендов на мировом рынке».
В 2000-х, начале 2010-х Олег Тистол изобразил своих современников.
С 2006 года Тистол работает над проектом «УБК» (русское сокращение от «Южный берег Крыма »). Продолжая поиск стереотипов, художник находит их в повседневной жизни. Главный объект проекта — пальмы на набережной Ялты . Это также продолжение темы «национальная география», где Крым — символ места отдыха, релаксации, рая. Тистол привлекает своей искусственной средой, которая превращает ландшафт в часть культуры, ведь пальмы не являются настоящими крымскими деревьями, они были посажены здесь в 20 веке, сформировав его «новый стереотип». Различные техники, такие как фотография, живопись, рисунок, используемые в «УБК», переходили одна в другую. В проекте представлены живописные рисунки и циклы гравюр, где представлены страницы школьных тетрадей, быстрые заметки, случайные наброски, чеки супермаркетов, счета из отелей и прачечных, письма, приглашения на прошедшие выставки и билеты на самолет. используется в качестве фона.
биография
Олег Тистол родился 25 августа 1960 г.в кантоне Врадиевка Николаевской области в семье ученого и фермера Михаила Федоровича Тистола. В 1970 году его мать Болгарина (Тистол) Валентина Сергеевна получила должность менеджера по культуре. Олег Тистол переезжает с родителями в Николаев .
Художественное образование начал в 1972 году в детской художественной школе, основанной его матерью в Николаеве. В 1974 году поступил в Киевское республиканское художественное училище на отделение живописи и переехал в Киев. В 1978-1979 годах работал дизайнером в Худфонде в Николаеве. С 1979 по 1984 год учился во Львовском национальном институте декоративно-прикладного искусства .
В 1984-1986 годах служил в армии в войсковой части Макаров-1, где познакомился с Константином (Винным) Реуновым. В 1988 году Олег Тистол женился на художнице Марине Скугаревой.
Во время первой советско-американской выставки « Совиарт» Олег Тистол знакомится с художником Дмитрием Канторовым, который приглашает его в московский сквот Фурманный переулок. С конца 1988 года Тистол и Реунов в сотрудничестве с куратором Ольгой Свибловой выставляли свои работы в Глазго , Рейкьявике , Хельсинки . С 2002 по 2009 год Олег Тистол работал с Ольгой Лопуховой на совместной ретроспективной выставке Худфонд (2009).
Он является членом Национального союза художников Украины . С 1993 года живет и работает в Киеве .
Библиография
- Скляренко Г. «Худфонд Олега Тистола — несколько слов о красоте стереотипов» (Худфонд Олега Тистола: кое-что о красоте стереотипов) // Книжная мастерская (Майстерня книги). -2009
- Скляренко Г. От «Болотяны Лукроза» до «Матери городов». Архитектурные фантазии Олега Тистола и Николая Маценко. (Від «Болотяної Лукрози» до «Матері городов». Архітектурні фантазії Олега Тістола и Миколи Маценко) // Киев (Київ), 2006.- №4
- Барбара Бауэрмейстер. РЭП Нового Времени. (Der Rep Der Neuen Zeit) // Sieter.- 2005.- № 34.
- Джанет Коплос. О стенах и странствиях // Искусство в Америке, июль 1992 г.
- Ян Хайн Сассен. Олег Тистол // Wanderlieder, Stedelijk Museum, 1991
- Свиблова О. В поисках счастливого конца. (В поисках счастливого конца) // Источник. (Родник) — 1990. — №5 (41)
- Акинша К. Поэтика суржика или Котлета де Киев // Декоративное искусство, 1989.- №3.
- Лариса Кашук. Фурманный Заулек, Фурманный переулок // Фурманный переулок — Фурманный Заулек — Фурманный переулок. — Dom Slowa Polskiego.-1989.
Другие источники поиска данных о родственниках до революции по фамилии
Если ваши предки проживали до революции в Москве или Санкт-Петербурге, то существенно помогут в поисках адресные справочники «Вся Москва» и «Весь Петербург». Здесь вы можете отыскать по фамилии бесплатно данные об адресе вашего родственника, а также о его занятии. Эти справочники доступны в интернете на сайте исторической библиотеки https://www.shpl.ru.
Также могут помочь «Памятные книжки» — сборники сведений о людях в губерниях, занимающих какую-либо должность (от обычного врача до председателя собрания). Во всех таких книжках есть указатели, которые помогут отыскать нужного человека. Просмотреть некоторые бесплатные памятные книги можно на сайте http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9503.
Минин и Пожарский
Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.
Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.
Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.
Работа в храмах
После выставки Нестеров получил приглашение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Решившись принять его, отправился в Европу – надо было внимательнее изучить византийское искусство. Впоследствии роспись храмов, работа бок о бок с искусными мастерами, в частности, с Виктором Васнецовым принесла Нестерову лавры профессионала и множество заказов. Если фресками, созданными в Киеве и Абастумани (Грузия), художник был не вполне доволен, то работой в Марфо-Мариинской обители (Москва) он увлёкся серьёзно. Причём подошёл к ней творчески, внося новшества – кроме святых и посвящённых героями фресок были простые люди в поисках пути ко спасению. Последним храмовым заказом стала работа в Спасо-Преображенском соборе (Сумы). В общей сложности художник расписывал церкви более 22-х лет.
“Душа народа” или “На Руси”