Последние годы жизни
Будучи уже на пенсии, писатель написал повесть «Гуттаперчевый мальчик». Дмитрий Васильевич Григорович рассказал о судьбе несчастного мальчика-сироты, который оказался в цирке. Мальчик выполнял акробатические трюки, он был тих и замкнут. Единственным, к кому главный герой испытывал доверие, был клоун, страдающий сильной алкогольной зависимостью. Он старался обходиться с мальчиком с теплотой, пытался радовать подарками, которые делал без повода.
Во время одного из выступлений юному акробату предстояло подняться на огромную высоту и перевернуться вверх ногами. Трюк должен был выполняться без страховки. Мальчик не смог удержаться на высоте и упал, сломав себе ребра и разбив грудную клетку. Представление было завершено. В эту же ночь клоун несколько раз подходил к уже мертвому телу мальчика – удар о пол оказался смертельным. Трогательное произведение по достоинству считается одним из лучших творений писателя, написанных за все время.
Скончался известный писатель 3 января 1900 года в возрасте 77 лет. Дмитрий Васильевич был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Личная жизнь
В первый раз Татьяна влюбилась в однокурсника, но чувство не было взаимным. Переживая, она даже подумывала о самоубийстве, но остановила привязанность к бабушке.
Впервые девушка вышла замуж сразу после института. В 1971 году родился сын Николай. Но мужу Василию не нравилось, что она уходила писать картину, а не сосредоточилась целиком на воспитании ребенка. Поэтому вскоре брак рухнул, и первенца помогала воспитывать бабушка.
Вторым супругом на 20 лет стал Александр Анатольевич Жигулин, директор картин на студии им. Горького. В 1987 году у них родился сын Александр, но со временем они перестали жить вместе.
С третьим супругом, голландцем Бертом, председателем правления банка, Назаренко посетила Малайзию, Сингапур и другие страны. После потери работы любимый ушел к другой женщине.
С Игорем, сыном экс-подводника и художника Алексея Новикова, женщина была знакома с юности, но практически не общалась. Он тоже художник, с 1990 года проживал в Швейцарии. Однажды приехал в Москву, где случайно оказался в общей компании с Назаренко. Разговорившись, прониклись взаимной симпатией. Потом встретились в Италии, куда художница ездила кататься на лыжах, и отправились в совместное путешествие по Флоренции и другим городам.
В 2012 году поженились и большую часть времени женщина стала проводить с мужем за границей. Игорь взял деловую часть участия в выставках жены на себя, при этом сам продолжает работать и выставляться. С ним впервые она познала счастье что-то делать вместе.
Игорь Новиков и Татьяна Назаренко
Согласно завещанию
Братья, почти во всем проявляющие единодушие, решили давно: однажды их коллекции будут переданы городу
Для Павла Михайловича, которого младший брат иногда попрекал в недостаточной вовлеченности в общественные дела, было важно, чтобы его собрание было полезно москвичам
Младший брат умер раньше старшего, в 1892 году. Согласно завещанию Сергея Михайловича его коллекция отошла Павлу Михайловичу. В том же 1892-м в городскую думу пришло заявление: Павел Третьяков дарит Москве свою коллекцию вместе со зданием, а также собрание брата. Подарок был очень щедрым, и в тот же день даритель оказался в центре внимания. Но всего этого потока благодарностей, который на него обрушился, он вовсе не хотел, предпочитая оставаться в тени. На время он вместе с семьей даже уехал из города в ожидании, когда все поутихнет. Когда вернулся в Москву, по привычке заглядывал в свою галерею — уже Городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых.
От предложенного Александром III дворянского титула он отказался: «Купцом родился, купцом и умру». А вот назначение пожизненным попечителем галереи он принял. Также он вошел в московское отделение Совета торговли и мануфактур, стал коммерции советником.
Коротко об истории создания Третьяковской галереи
Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.
Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.
В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.
На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.
Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год
Становление писателя
Дмитрий Васильевич Григорович был плохо знаком с традициями крестьян. Однако в свои 23 года он был членом литературного кружка Бекетовых, что сильно повлияло на его жизненные установки. Именно это стало толчком для написания масштабного произведения «Деревня». Пройдя через огромную работу, которая познакомила писателя со всеми тонкостями и особенностями крестьянской жизни, Григорович создал свое имя в литературных кругах.
Именно после этого объемного произведения Дмитрия Васильевича приняли в обществе как действительно талантливого писателя. После триумфального романа из-под руки Григоровича выходит произведение «Антон-горемыка». Сам Белинский говорил о повести только положительно, отмечая, какая она трогательная и жизненная одновременно. Однако не всем читателям понравились описания крестьянской бедности: славянофилы, которые принимали только величие простого народа, посчитали это произведение попыткой унизить крестьянский слой общества. Несмотря на такую критику, Дмитрий Васильевич продолжил писать.
Детство и юность
Татьяна Назаренко родилась в столице СССР 24 июня 1944 года. Отец, Григорий Николаевич, был кадровым военным. Мать, Абрамова Нина Николаевна, по образованию была врачом, но делила с мужем его мытарства. После войны отца направили на Дальний Восток, и родители решили, что Таню лучше оставить учиться в Москве с бабушкой по матери Анной Семеновной, поскольку много детей умирало в тех краях. Супруг бабушки, Николай Николаевич, погиб в результате репрессий, и женщина одна вырастила двух дочерей, обе получили высшее образование. На полноценное образование она настроила и внучку.
Поскольку учительница начальных классов не умела рисовать, то рисование преподавал ее зять-художник, который и заметил талант девочки к рисованию. Он посоветовал родителям отдать ее в художественную школу. Повлияли на ее способности красивые здания на Плющихе и интерьер расположенного там дома, где она проживала. Здание начала ХХ века с широкими лестницами, кессонными потолками, шикарными витражами не только восхищало чуткую девочку, но и будило художественное воображение. 11-летней школьница поступила в художественную школу при институте им. В. Сурикова, где подружилась с Натальей Нестеровой и другими девочками, выросшими в интересных художниц. Параллельно занималась в музыкальной школе и мечтала стать певицей, но сказали, что ее красивый голос долго не продержится.
Татьяна Назаренко в молодости
Потомки — художник и политик
У Павла Михайловича было шестеро детей, но они не смогли повторить успехов знаменитого отца. Зато проявить себя смог Николай Третьяков — сын Сергея Михайловича. Влюбленный в искусство с детства, он и сам стал художником, причем довольно успешным. За свою картину «Утром на даче», написанную в 1888 году, он получил серебряную медаль Академии художеств. Многие его работы хранятся в Третьяковской галерее.
Его сын Сергей стал предпринимателем и политическим деятелем, также входил в состав совета Третьяковки. Он помог учредить Московский банк, был главой совета директоров Русского акционерного льнопромышленного общества. Он выступал против царской власти, в феврале 1917 года был товарищем председателя исполкома Комитета общественных организаций Москвы. Ему прочили большую политическую карьеру, но в 1920-м он эмигрировал во Францию — страну, искусством которой так восхищался его дед. Он разочаровался в политике и до конца жизни проработал в журнале «Иллюстрированная Россия».
Строгое воспитание и большая ответственность
Об основателе рода, купце Елисее Мартыновиче Третьякове, известно не так уж много. В 1774 году он перебрался в Москву из города Малоярославца Калужского наместничества. Вместе с ним переехали жена и сыновья.
Первым среди его потомков в истории Москвы остался внук Михаил Захарович, купец второй гильдии. Он владел пятью небольшими лавками в гостином дворе, где продавал льняное полотно, а также держал две фабрики — бумагокрасильную и отделочную. Во многом в его делах помогла семья супруги — он был женат на Александре Борисовой, дочери богатого коммерсанта, который экспортировал в Англию сало.
Особое внимание Михаил Захарович уделял образованию детей. Он тщательно отбирал педагогов, часто сам присутствовал на занятиях
А однажды по договоренности с одной из московских типографий он напечатал книгу «Цветы нравственности, собранные из лучших писателей к назиданию юношества Михаилом Третьяковым», предназначенную в первую очередь его собственным детям.
Передать свои дела он планировал первенцу Павлу и родившемуся через год после него Сергею. Довольно рано Третьяков-старший начал знакомить их с работой своих фабрик и лавок. Сыновья занимались под его надзором всем: и зазывали покупателей на улицах, и продавали товар оптовикам, и вели бухгалтерию. Братья не брезговали и взять в руки метлу, чтобы привести в порядок помещение. Спать до полудня им не позволялось: они должны были вставать с первыми петухами и приступать к учебе или работе.
Михаил Захарович умер, когда старшему сыну едва исполнилось 17. Третьяков оставил завещание, согласно которому все его состояние переходило жене — Павел и Сергей были слишком юны. Супруге запрещалось выдавать им деньги на «слабость или распутство». Какое-то время формальным руководителем фабрик и лавок была именно Александра Даниловна, но через несколько лет она передала все сыновьям.
К тому времени их сестра Елизавета вышла замуж за старшего доверенного приказчика Владимира Коншина. Вместе с ним братья основали «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных, торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». Зять Третьяковых работал непосредственно в магазине, Павел занимался бухгалтерией, а Сергей отвечал за зарубежные торговые операции. Вскоре они решили, что разумно будет не только продавать льняные изделия, но и производить их. Сказано — сделано: уже в 1866 году открылась прядильная и ткацкая мануфактура в Костроме. Это стало настоящим событием в городе, работу получили тысячи человек.
Повлияли братья и на внешний облик центра Москвы: между Никольской улицей и Театральным проездом они с разрешения властей сделали небольшую улочку, чтобы удобнее было возить товар в гостиный двор. В корпусах проезда, названного Третьяковским, расположились магазины — одежды, парфюмерии, чая — и конторы, банковские и нотариальные.
Интересные факты
1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.
6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.
Успешный художник
Татьяне Назаренко повезло состояться как художнице в 70-е годы. Ее картины выставлялись в Отечестве, висели в Третьяковской галерее, Русском музее. Хотя потом они годами хранились в запасниках или мастерской, порой снимались с выставок, но эти сложности только закаляли ее.
Потом она преподавала, успешно выставлялась на Родине и за рубежом, ее работы попали в частные коллекции и коллекции Третьяковской галереи и Русского музея России, Национальных музеев «Женщины в искусстве» Вашингтона, Музея современного искусства Будапешта и музеев других стран.
Художница Татьяна Назаренко
Среди наиболее известных полотен художницы «Казнь народовольцев», «Автопортрет» (1984-1986), «Домашний концерт» (1986), «Счастливая старость» (1988), «Обломки» (1990), «Время» и «Памятник истории» (обе – 1992), «Заклинание» (1995). Сегодня она в числе самых популярных современных художников, родившихся России.
Детство и юность
Родились братья Покрасс в Киеве в еврейской семье продавца колбасой Якова Моисеевича. Несмотря на работу в торговле, глава семьи увлекался творчеством и даже самостоятельно научился играть на скрипке.
Старшим братом в большой семье был Самуил, родившийся в 1897 году. Через год на свет появился Аркадий, а позже Дмитрий (1899) и Даниил (1905). Так как семья была не богатой, обучался в музыкальной школе только старший брат. Остальным оставалось лишь слушать, как занимается Самуил. Дмитрий часто пропадал на улице, чтобы не нянчить младшего брата. Но время мальчик зря не терял: уже в 8 лет он умел бить чечётку и петь песенки фривольного содержания. Таким образом, он подрабатывал на свадьбах и других мероприятиях. Позже Дмитрий самостоятельно научился играть на нескольких музыкальных инструментах и начал сочинять музыку. Уже в юности братья поняли, что хотят посвятить себя музыкальной деятельности.
Старший брат Даниил получил высшее образование в московской консерватории, где обучался игре на фортепиано. Позже в этот же творческий вуз поступил и Дмитрий. Несмотря на то, что юноша был самоучкой, его сразу же взяли в учебное заведение, так как он отличался прекрасными способностями и уже в тот период сочинял романсы и песни. В 1917 году, после революционных событий в Москве, братья вернулись в родной Киев, где Дмитрий окончил местную консерваторию.
Какое образование получили Аркадий и Даниил, не известно.
Значение творчества писателя
Главным образом творчество Григоровича определялось его повестями «Антон-горемыка» и «Деревня». Произведения, рассказывающие о нелегкой судьбе крестьян, о трудностях, происходящих в жизни просто народа, стали известны на весь мир. Такие писатели, как Салтыков, Толстой и многие другие, открыто заявляли о том, что произведения Григоровича имеют огромное значение для всей русской культуры.
Именно Дмитрий Васильевич стал первым писателем-дворянином, который описывал жизнь простых людей в своих произведениях. Рассказывая читателям о бытовой жизни крестьян, Григоровичу удалось воспроизвести все житейские проблемы и трудности с достоверностью. Как уже позже отмечали литературные критики, ему удалось это сделать даже удачнее, чем Тургеневу. Произведения Григоровича были способны по-настоящему оставить незабываемое впечатление у читательской аудитории. Творчество писателя было запоминающимся. Он идеализировал крестьян, создавал добрые образы, описывал природу с тем обожанием, которое присуще только поклонникам своей родины.
Несмотря на все это, в 1860 году этот жанр литературы стал терять свое значение и актуальность. Новые взгляды, которые стали поддерживаться в обществе, исключали возможности печатания произведений Григоровича.
Образование
Говоря о биографии Дмитрия Васильевича Григоровича, важно отметить, какое образование было у писателя. Когда мальчику исполнилось восемь лет, мать решила отправить его в Москву, где он мог бы учиться во французском пансионе
Решение было принято.
После окончания пансиона Дмитрий Васильевич Григорович уже определился с тем, как он хочет устроить свою жизнь. Писатель переехал в Санкт-Петербург и продолжил свое образование в инженерном училище. Именно там Григорович познакомился с выдающимся писателем – Федором Михайловичем Достоевским.
У Дмитрия не было интереса к точным и естественным наукам, поэтому он решил попробовать свои силы в искусстве. Молодой человек перевелся в Академию художеств, где завел знакомство с еще одним талантливым писателем – Тарасом Шевченко.
Поклонник иностранных живописцев
Сергей Третьяков тоже проявлял интерес к искусству. Но он, в отличие от брата, предпочитал работы зарубежных художников. Особенно он любил творчество Теодора Руссо, Жана-Франсуа Милле, Жюля Дюпре и других представителей Барбизонской школы, объединявшей французских художников-пейзажистов. В 1880-х решил собрать работы представителей крупнейших живописных школ — испанской, бельгийской, немецкой.
В отличие от брата, свою коллекцию он демонстрировал неохотно и относился к ней менее ревностно: мог запросто обменять экспонат или вовсе его продать, в то время как Павел Михайлович ни за что не расставался ни с одной картиной.
Сергей Третьяков принимал активное участие в жизни города: занимал должность старшины московского купечества и входил в Славянский благотворительный комитет. Эта организация, появившаяся в 1858 году, занималась поддержкой православных людей, переселяющихся в Россию, спонсировала открытие школ и церквей.
Дважды его избирали гласным Московской городской думы — в 1877-м и 1881-м. Он добился увеличения финансирования на образовательные учреждения, начал сбор пожертвований для солдат в годы Русско-турецкой войны. Благодаря ему в состав города вошла Сокольничья роща.
Все началось с «Искушения»
Осенью 1852 года Павел Третьяков побывал в Эрмитаже и других культурных учреждениях Санкт-Петербурга. Остался под огромным впечатлением. Картины, статуи, бюсты, старинные вазы — все это приводило молодого предпринимателя в благоговейный трепет, равный которому он испытывал, пожалуй, лишь во время церковных служб. Так зародилась его любовь к искусству.
Первую картину будущий коллекционер приобрел спустя четыре года. За «Искушение» Николая Шильдера он заплатил 150 рублей. Сумма была приличная, обычный рабочий мог кормить на нее семью два месяца. Второй из двух картин, положивших начало коллекции, стала «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Третьяков волновался, что его опыта не хватит на то, чтобы отличить качественную копию. Поэтому он любил заказывать картины напрямую у авторов, без посредников. Он говорил: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника».
За некоторые полотна приходилось бороться не на шутку. Одним из таких стала «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого. Автор хотел за нее пять тысяч, Третьяков был готов отдать три. После смерти художника коллекционер обратился к его брату — тот запросил уже 18 тысяч. Путем долгих переговоров цену удалось сбавить до 4300.
С 1869 года Павел Третьяков начал интересоваться портретами своих талантливых современников — композиторов, писателей. Вернее, их созданием, он разворачивал целые кампании по привлечению художников и знаменитых моделей. Последними становились Иван Тургенев, Федор Достоевский, Аполлон Майков и другие деятели литературы и искусства.
Выставка «Миры гравюры на металле»
С 8 октября 2021 года по 15 мая 2022 года в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке пройдет выставка «Миры гравюры на металле», продолжающая серию показов произведений, выполненных в различных видах гравировального искусства.
Выставка «Миры гравюры на металле»
Первая выставка из цикла «Третьяковская галерея открывает свои запасники. Материалы и техники гравюры», проходившая в 2015–2016 годах, была посвящена гравюре на дереве. Нынешний проект знакомит зрителя с техниками глубокой печати, расскажет как об известных произведениях из собрания Галереи, давно ставших классикой, так и о листах, которые экспонируются впервые.
Гравюра на металле включает в себя обширный и разнообразный круг гравюрных техник. Общим для них является то, что создание печатных форм происходит нанесением на металлические пластины — доски (традиционно медные, с ХХ века — цинковые, реже используются латунь, железо, сталь, алюминий и даже пластик) рисунка в виде углубленных в металл линий, штрихов, царапин и шероховатостей.
Другим объединяющим эти техники признаком является способ получения конечного результата — отпечатка с гравированной доски (эстампа) при помощи специального металлографского (офортного) станка: под его давлением изображение оттискивается на бумагу из заполненных краской углублений печатной формы.
Выставка «Миры гравюры на металле»
В гравюре на металле больше технических разновидностей, чем в любой другой графической технике. Нанесение на металлическую доску изображения может осуществляться исключительно механически, при помощи металлических инструментов (резцовая гравюра, меццо-тинто, сухая игла) или с участием химического травления — офортом.
В широком смысле офорт — это группа техник, в которых углубленное изображение на металле получается в результате травления кислотой рисунка, нанесенного на поверхность покрытой кислотоупорным лаком металлической доски.
Термин восходит к названию азотной кислоты (от фр. eau-forte — крепкая вода), которая чаще всего используется в травильных растворах. Это травленый штрих (он же — игловой офорт, именно его в обиходе часто называют офортом), лавис, акватинта, мягкий лак.
Выставка «Миры гравюры на металле»
Разнообразные инструменты и гравированные доски, также вошедшие в экспозицию, познакомят зрителя с процессом изготовления гравюры. Впечатляющим экспонатом выставки является офортный станок, предоставленный отделением Московского союза художников — студией «Московский эстамп».
Выставка будет интересна как художникам-профессионалам и студентам художественных вузов, так и любознательному зрителю, который после знакомства с ней получит представление о том, что такое в гравюре «состояния», «затяжка», «барбы», «резерваж», и никогда не перепутает технику сухой иглы с акватинтой, а травленый штрих с мягким лаком.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/miry-gravyury-na-metalle-iz-tsikla-tekhniki-i-materialy-gravyury
Дом для картин
В том, что касается коллекционирования, Третьяков никогда не сбавлял оборотов. Он приобретал работы главных художников своего времени — Алексея Саврасова, Архипа Куинджи, Ивана Трутнева, Василия Сурикова, Василия Поленова, Александра Иванова. Иногда покупал целыми собраниями: например, у Василия Верещагина он забрал сразу больше 100 картин. В поисках интересных полотен он заглядывал и в антикварные магазины.
Комнаты в особняке в Лаврушинском переулке, где он жил с 1851 года и хранил картины, уже не могли вместить все, поэтому в 1872-м он задумался о постройке отдельного здания, где хранилась бы только живопись. Он посоветовался с братом, тот его поддержал. К юго-западному углу главного дома пристроили дополнительный корпус. Потом, по мере пополнения коллекции, здание перестраивали, возводили новые корпуса. Процессом руководил семейный архитектор Александр Каминский, зять Сергея Михайловича.
Коллекционирование никогда не отвлекало Павла Михайловича от семейных дел. Они были его основной работой, в то время как коллекция — только увлечением, пусть и серьезным. Каждое утро перед тем, как отправиться в контору, он непременно посещал галерею, чтобы хотя бы немного побыть среди любимых картин. Он знал и помнил историю каждой. Его жена Вера, двоюродная сестра предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, поддерживала мужа. Она также очень ценила, что он, как и Савва, не оставался в стороне, когда речь заходила о помощи людям. Третьяков много и щедро жертвовал — в основном анонимно, но также был попечителем при заведении для глухонемых детей, помогал в исследовательской экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Южные моря. Но сам он предпочитал вести скромный образ жизни: носил недорогую одежду, любил простую еду.
Профессиональная деятельность Самуила и Аркадия
Алена Рыпалева
Казаки в Берлине
Самуил Яковлевич (1897-1939) сразу же после окончания музыкального вуза активно занялся сочинительской деятельностью. Гениальному мастеру принадлежит известный Первый марш Красной Армии. Но в дальнейшем, после первого своего успеха, Самуил не смог в полной мере реализоваться на родине и в 1924 году переехал в Европу за новыми возможностями. Сначала талантливый музыкант проживал в Берлине, потом два года в Париже. В 1929 году Самуил перебрался на постоянное место жительства в Америку (США), где успешно работал в Голливуде, сочиняя музыку к фильмам и мюзиклам. Самой знаменитой работой композитора стала музыкальная картина «Три мушкетёра», которую в своё время высоко оценил сам Сталин, признав талант музыканта. В 1939 году во время ужина в одном из голливудских ресторанов Самуил отравился и умер. Многие источники утверждают, что музыкант был преднамеренно отравлен спецслужбами.
Аркадий Яковлевич (1898-1949) широким кругам известен как пианист, аккомпаниатор и дирижёр. Много лет музыкант работал в центральном парке культуры имени Горького в Москве, где пребывал на престижной должности дирижёра оркестра. Основная часть московской публики каждые выходные и праздники регулярно посещала этот парк и летнюю концертную площадку, где играл оркестр Аркадия. Позднее музыкант работал аккомпаниатором известного певца Вадима Козина. Скончался Аркадий в 1949 году, о причине смерти музыканта исторические источники умалчивают.
Творческая жизнь Дмитрия и Даниила
Младшие из четырёх братьев, Дмитрий и Даниил, стали известными на весь Советский Союз и за его пределами как гениальные композиторы, которые сочинили много популярных песен и романсов, а также музыку к советским кинокартинам. Оба брата Покрасс считаются основоположниками революционной музыки. Впервые о братьях заговорили в 1937 году, когда композиторы сочинили музыку к фильму «Двадцатый май». Называлась песня «Москва майская», слова которой все граждане Советского Союза знали наизусть: «Кипучая, могучая, никем непобедимая…». Слова к знаменитой песне написал Василий Лебедев-Кумач. В эти годы музыканты сочинили немало произведений, которые стали в итоге легендарными и вошли в историю. Чаще всего эти произведения были яркими, легко запоминающимися. Среди них особенно можно выделить песни «Если завтра война», «Три танкиста» и «Казаки в Берлине». Музыка талантливых братьев всегда несла веру в светлое будущее. В произведениях Дмитрия и Даниила воспевался героизм советского народа. Среди популярных произведений музыкантов известными также стали «Марш артиллеристов», «Если завтра война», «Девушка с характером», а также романсы «Всё, что было», «Две розы», «Дни за днями катятся» и «Чайная роза».
Младший из братьев – Даниил (1905-1954) был спокойным и уравновешенным человеком. Стройный симпатичный музыкант был всегда популярен у женщин. В последние годы жизни у Даниила был роман с танцовщицей Юлией Мельждер, которая была вдовой сына Сталина, из-за чего впоследствии у композитора появилась масса проблем. В 1954 году Даниил скончался от сердечного приступа, когда был за рулём автомобиля.
Дмитрий (1899-1978) по натуре был импульсивным человеком, самым активным из братьев и с бешеным темпераментом. Даже когда музыкант играл на фортепиано, любил это делать стоя и подтанцовывать. В 50-е годы Дмитрий гастролировал по Сибири и Дальнему Востоку. После смерти Сталина он вернулся в Москву и продолжил сочинять музыку. Но после ухода из жизни Даниила произведения Дмитрия уже не были такими успешными. В преклонном возрасте музыкант имел диагноз – болезнь Паркинсона. Несмотря на слепоту, композитор продолжал до последних дней заниматься творчеством. Похоронили Дмитрия в 1978 году рядом с братом Даниилом на Новодевичьем кладбище.
Творчество братьев Покрасс внесло огромный вклад в музыку советского периода. Произведения композиторов спустя десятилетия продолжают жить и регулярно исполняться артистами и вокальными коллективами. Песни музыкантов известны во многих странах.
Общий вывод
Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем – он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович – это русский Чарльз Диккенс.
Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение