Мастер
В феврале 1917 года Павел Дмитриевич перебрался в мастерскую на Арбате, на чердак дома 24, где жил до 1934 года. Теперь уже он сам — не ученик, а учитель. Приглашенный преподавать в МУЖВЗ, он совмещал педагогическую деятельность с реставраторской, а кроме того, подрабатывал в голодные годы военного коммунизма в анатомическом театре (работа эта пошла ему впрок как художнику).
В арбатскую мастерскую Павел Дмитриевич привел и жену Прасковью Тихоновну (из воспитанниц Марфо-Мариинской обители), с которой обвенчался в 1926 году. И здесь, под арбатской крышей, в нем постепенно зрел замысел «большой», как сам художник помечал в записной книжке, картины. Сначала это был замысел под рабочим названием «Благослови, душе моя, Господа». Возможно, для его исполнения он копировал этюды Иванова к «Явлению Христа» и зарисовывал в антирелигиозном музее мощи свт. Иоасафа Белгородского. А с 1925 года идея выкристаллизовалась. Работой жизни стал «Реквием».
В 1931 году мастерскую художника посетил Максим Горький, принявший на себя с тех пор роль «охранителя» творческих поисков Корина. С помощью Горького Корину удалось обустроить мастерскую в отдельном доме на Малой Пироговской (сейчас здесь устроен посвященный ему музей) и побывать вместе с братом в Европе, где он увлеченно изучал наследие старых мастеров.
Властью Павел Дмитриевич обласкан не был, хотя на мрачном фоне 1930—1940-х годов его жизнь выглядит вполне благополучной: в 1931—1959 годах он возглавляет реставрационную мастерскую Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в 1939—1943 годах работает над серией портретов деятелей культуры, заказанной Комитетом по делам искусств, в конце 1940-х — начале 1950-х годов преподает в Художественном институте имени В. И. Сурикова.
Однако настоящее официальное признание мастер получил только в первой половине 1950-х годов, когда по его эскизам были созданы мозаики станции московского метрополитена «Комсомольская» (кольцевая) и витражи станции «Новослобоская». За панно для «Комсомольской» Корин получил в 1954 году Государственную премию, а спустя несколько лет — звание народного художника РСФСР.
Доживал свои последние годы Корин тихо — в мастерской на Пироговке, с верной спутницей Прасковьей Тихоновной и старым эрделем. Время от времени наведывался в Палех, ничего не меняя в родительском доме (о создании «фамильного» музея Корин думал уже тогда). Умер Павел Дмитриевич 22 ноября 1967 года и был похоронен на соседнем Новодевичьем кладбище.
Первая мастерская и поиски своей темы
Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.
Корину выпало жить во время великой смуты, он стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в стране. И мимо неё исторический живописец Павел Корин пройти не мог. Назревала главная тема его картин. Почитатель таланта русского художника А.А. Иванова, автора «Явления Христа народу», и традиций исторической живописи, Павел Дмитриевич Корин понял, что он должен тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие и вечные мысли.
Известные женщины с именем Прасковья по Зодиаку
Овен
Телец
Близнецы
Рак
Лев
Дева
Весы
Скорпион
Стрелец
Козерог
Водолей
Рыбы
Прасковья Жемчуговаоперная певица, актриса театрародилась: 31.07.1768Знак Зодиака: Лев
Прасковья АнгелинаЗнаменитая участница стахановского движения в годы первых пятилеток, бригадир тракторной бригады МТС, ударница,родилась: 12.01.1913Знак Зодиака: Козерог
- Прасковья Ангелина, дважды Герой Социалистического Труда, организатор первой женской тракторной бригады (1912–1959)
- Прасковья Анненкова (Полина Гебль), жена декабриста И. А. Анненкова. Последовала за мужем в ссылку. Автор «Записок» (1800–1876)
- Прасковья Жемчугова (Ковалева), российская актриса, певица, жена графа Шереметьева (1768–1803)
Основные черты характера Прасковьи:
Оптимизм, общительность, чувственность
Прасковья Жемчугова
Эта история любви крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой (1768–1803) и изысканного аристократа графа Шереметьева более всего напоминает сказку про Золушку, переделанную на российский манер, – только это не сказка, а быль. Маленькой девочкой хорошенькая и подвижная дочь кузнеца попала в графский дом вместе с десятком таких же крепостных ребятишек, определенных к театру. Шереметьев, заядлый театрал, справедливо полагал, что настоящих актеров надо готовить с раннего детства, обучая всем тонкостям мастерства. Так Параша, схватывавшая все на лету, научилась петь, танцевать, выучила несколько иностранных языков и в полной мере постигла непростое искусство непринужденно держаться на сцене.
Ее поразительная красота, талант и выразительность не остались незамеченными – Жемчугова вскоре стала ведущей актрисой шереметьевского театра и возлюбленной самого графа. Однако в отличие от многих подобных романов знати со своими крепостными, Шереметьева и Прасковью связывало действительно подлинное чувство, основанное на общности интересов, любви и взаимном уважении.
В 1801 году они наконец зарегистрировали свой брак – вопреки общественному мнению и преодолев на пути к этому массу препятствий. Впрочем, уже будучи законной женой графа, красивая и умная Прасковья стала даже своеобразным предметом зависти со стороны его знакомых. Однако семейное счастье продлилось всего два года; после тяжелых мучительных родов Прасковья Жемчугова умерла. Граф пережил ее ненадолго.
Замысел главной картины
В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие – прощание с патриархом – олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.
С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.
Имя в истории и литературе
Прасковья Жемчугова
Эта история любви крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой (1768–1803) и изысканного аристократа графа Шереметьева более всего напоминает сказку про Золушку, переделанную на российский манер, – только это не сказка, а быль. Маленькой девочкой хорошенькая и подвижная дочь кузнеца попала в графский дом вместе с десятком таких же крепостных ребятишек, определенных к театру. Шереметьев, заядлый театрал, справедливо полагал, что настоящих актеров надо готовить с раннего детства, обучая всем тонкостям мастерства. Так Параша, схватывавшая все на лету, научилась петь, танцевать, выучила несколько иностранных языков и в полной мере постигла непростое искусство непринужденно держаться на сцене.
Ее поразительная красота, талант и выразительность не остались незамеченными – Жемчугова вскоре стала ведущей актрисой шереметьевского театра и возлюбленной самого графа. Однако в отличие от многих подобных романов знати со своими крепостными, Шереметьева и Прасковью связывало действительно подлинное чувство, основанное на общности интересов, любви и взаимном уважении.
В 1801 году они наконец зарегистрировали свой брак – вопреки общественному мнению и преодолев на пути к этому массу препятствий. Впрочем, уже будучи законной женой графа, красивая и умная Прасковья стала даже своеобразным предметом зависти со стороны его знакомых. Однако семейное счастье продлилось всего два года; после тяжелых мучительных родов Прасковья Жемчугова умерла. Граф пережил ее ненадолго.
Интересные факты
Валентина Мельникова, несмотря на внешнюю жесткость, очень романтичная особа. Она любит петь и танцевать. А еще все свое свободное время проводит на дачном участке, занимаясь садом.
Кстати, оба сына женщины не служили в армии. Насмотревшись на ужасы жизни срочников, Валентина решила, что ее сыновья ногой не ступят в военный гарнизон в качестве солдат. Старшего сына даже «отмазывать» не пришлось. Он был лунатиком, а с таким заболеванием в мирное время в армию не призывают. А вот с младшим пришлось потрудиться. Но все равно, своих кровиночек Мельникова в армию не отдала. И начала делать все возможное, чтобы и другие матери могли не переживать за свое чадо, отправленное в чужой край.
Как говорит сама Мельникова, армию она искренне ненавидит. Чувство возникло после того, как она услышала слова одного из командиров в части. Во время разговора с Валентиной самонадеянный мужчина в 1990 году высказался: «Солдаты – это пыль под моими сапогами». Кстати, выразился он намного грубее. С тех пор женщина старается сделать все, чтобы привить уважение к срочникам и контрактникам.
Прасковья Фёдоровна и Пётр I
Отношения с Петром I строились исключительно на осознании своего места и женской мудрости Прасковьи Фёдоровны. Она осознавала, что царь властен распоряжаться её судьбой, а потому не пыталась установить над ним свою власть или, тем более, попытаться присвоить часть её себе. З.Короткова так описывает отношение Прасковьи к царю:
Я хочу добавить, что среди родственниц Петра I именно Прасковья Салтыкова проявляла наибольшее уважение и такт по отношению к государю. Несомненно, это было оценено им по достоинству.
Иван Никитин «Портрет царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой в пожилом возрасте»
Работы художника
Павел Корин оставил значительный след в искусстве, особенно важный и ценный для русского человека. Наиболее известны:
- Эскиз «Реквием. Русь уходящая»;
- Портретные этюды к «Реквиему»;
- Триптих «Александр Невский»;
- Пейзажи «Палех» и «Моя Родина»;
- Портреты Жукова, Нестерова, Горького;
- Мозаичные и витражные работы в московском метрополитене.
Моя Родина 1928 г.
Значимые исторические события и великие люди всегда были в центре внимания художника. Главное полотно, к сожалению, осталось на стадии чистого холста, но этюды и эскиз к нему позволяют представить задуманную грандиозность работы и впечатление от неё (размер холста 551 х 941 см).
Замуж — против своей воли
Царь Иван V действительно не отличался крепким здоровьем, однако версия о слабоумии молодого правителя так и остаётся недоказанной. Впрочем, даже такое положение вещей Прасковью не устраивало. Шведский дипломат Хильдебрандт Горн писал, что знатная красавица заявила: лучше умрёт, чем выйдет замуж за хилого Ивана. Однако замуж за царя её всё-таки выдали — насильно.
Что интересно, после венчания в 1684 году отец Прасковьи из Александра был переименован в Фёдора, а сама девушка приобрела отчество “Фёдоровна”. Но для чего? Причина крылась в традиции династии Романовых. Молодым царицам давали такое отчество в связи с Фёдоровской иконой Божьей матери.
От царской пары представители рода Милославских ждали появления наследника, однако за 12 лет брака у Ивана и Прасковьи родилось пять дочерей — и ни одного сына. Надо заметить, что такое положение дел заметно радовало противников Милославских — Нарышкиных, которые также спешно женили Петра.
Биография
Нет точных данных о месте рождения П.В. Шпилёвой, известно, что это была территория алтайского юга Томской губернии.
В детстве семья Прасковьи переселилась в село Кольчугинского уезда Томской губернии (с 1925 — Кузнецкий округ ).
После окончания неполной средней школы начала работать на сельхозработах в местном совхозе «Заря» Наркомата совхозов СССР. Когда началась Великая Отечественная война, все совхоза перешли на особый режим работы без выходных. Летом Прасковья Васильевна работала в полеводческой бригаде по заготовке кормов для свинофермы, зимой работала свинаркой на ферме. Показала себя в труде как ответственный и надёжный работник, всегда выполняла поставленные производственные задания.
В первые послевоенные годы райком ВКП(б) поставил задачу повысить урожайность обрабатываемых сельхозпредприятиями полей, а также усилить эффективность работы полеводческих звеньев — в связи с решением февральского (1947) «О мерах подъёма сельского хозяйства в послевоенный период». Совхоз «Заря» был реорганизован в совхоз «Ударник», были заново сформированы бригады и звенья бригад.
35-летняя Прасковья Васильевна Шпилёва, как ответственный и инициативный работник, была в тот год назначена звеньевой полеводческого звена совхоза. Перейдя с животноводства на полеводство, П.В. Шпилёва включилась в социалистическое соревнование с другими полеводческими звеньями, в том числе состязалась со звеньями ударников труда А.В. Гавриловой и Ф.Н. Голубева. По мнению современников, она весьма провела на полях зимой 1947—1948 гг., а также серьёзно подготовилась к весенне-летнему комплексу полеводства, удачно организовала проведение посевных работ и уже к середине мая здесь был завершён сев .
Звено П.В. Шпилёвой серьёзно подготовилась к весенне-летнему комплексу полеводства, удачно провело посевные работы и уже к середине мая здесь был завершён сев .
Летом была проведена борьба с ами. Труд оказался не напрасным. Звеном П.В. Шпилёвой был получен рекордный урожай ржи. Посевы оказались весьма густыми и совхозные комбайны не смогли качественно вести уборку. Звено полеводов А.В. Гавриловой, показав самоотверженность и высокую ответственность за своё дело, произвело уборку вручную. Был в итоге получен урожай ржи 30,2 центнера с гектара на площади 40 гектаров, что стало рекордом по области. В тот год совхоз дал рекордные показатели в своей работе и трое работников были представлены к званию Героя Социалистического Труда.
Указом от 25 февраля 1949 года, за достигнутые высокие производственные показатели по получению урожая ржи, Прасковье Васильевне Шпилёвой, звеньевой полеводческой бригады совхоза «Ударник» Минсовхозов СССР (село Титово, Промышленновский район Кемеровской области) было присвоено звание с вручением и .
На следующий год звено П.В. Шпилёвой вновь отличилось высоким рекордным урожаем и звеньевая была награждена высшей наградой страны — вторым .
Передовой работник, П.В. Шпилёва продолжала работать в совхозе до выхода на пенсию в 1970-х гг. Жила в родном селе Титово. Участвовала в ветеранском движении.
Умерла в селе в 1980-х, была похоронена на сельском кладбище.
Реставраторы, работавшие в музее с 1920-х годов
Корин Павел Дмитриевич | |
Годы жизни | 1892–1967 |
Годы работыв музее | 1929–1959 |
Должность | Художник-реставратор станковой масляной живописи высшей квалификации |
П.Д. Корин и П.Т. Корина
Живописец, аттестованный реставратор станковой живописи, собиратель древнерусской иконописи. Брат А.Д. Корина. Окончил иконописную школу в Палехе, в 16 лет получил звание мастера-иконописца. С 1909 – в Москве в иконописной палате Донского монастыря учился у К.П. Степанова. В 1911 году познакомился с М.В. Нестеровым, впоследствии помогал ему расписывать собор, построенный А.В. Щусевым в Марфо-Мариинской обители. С 1912 учился в МУЖВЗ у К.А. Коровина и С.В. Малютина, окончил училище в 1916. Расписывал усыпальницу в подземном храме под собором в Марфо-Мариинской обители (по заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны). Обучался реставрационному делу в Берлине и Париже (1931–1932 и 1935). Блестящий знаток техники живописи. Создатель множества живописных произведений – портретов, триптихов, пейзажей. В области реставрации утвердил многоплановый подход к объекту реставрации как к произведению, имеющему научную и художественную значимость. С 1929 по 1959 работал в ГМИИ, с 1932 – зав. реставрационной мастерской Музея. Участвовал в крупных реставрационных работах в ГТГ, Большом театре, принимал участие в обследовании и реставрации панорамы Франца Рубо «Бородинская битва». Среди отреставрированных картин: «Портрет кардинала Антониотто Паллавичини» Тициана Вечеллио; «Крещение» Корнелиса ван Харлема; «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, прозванного Джулио Романо (совместно с В.Н. Яковлевым, С.С. Урановой); «Сатир в гостях у крестьянина» Якоба Йорданса (совместно с В.Н. Яковлевым, С.С. Чураковым). Принимал участие в реставрации картины А.А. Иванова «Явление Христа народу». В годы Великой Отечественной войны обеспечивал сохранность оставшихся не эвакуированными художественных ценностей. В послевоенное время возглавлял работы по реставрации картин Дрезденской картинной галереи, входил в состав комиссии по реставрации живописи в Успенском и Благовещенском соборах Московского Кремля и непосредственно наблюдал за ходом реставрационных работ, в 1948 руководил работами по реставрации фресок Владимирского собора в Киеве. Им лично в этом соборе были восстановлены росписи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова. В 1952 закончил выполнение мозаики на станции московского метро «Комсомольская». Составил с А.А. Рыбниковым, С.А. Тороповым и В.Н. Крыловой в 1949 году «Инструкцию по хранению музейных ценностей в условиях военного времени». С 1948 являлся консультантом, а в 1960–1964 – научно-художественным руководителем ГЦХРМ, сменив на этом посту И.Э. Грабаря.Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1952), Ленинской премии (1963).Аттестация – художник-реставратор станковой масляной живописи высшей квалификации (1955).
Литература: Отечественная реставрация в именах 1918–1991 гг.: Биобиблиографический справочник. / Авт.-сост. О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова. М.: Индрик, 2010. Вып. 1.
Архивы: ОР ГМИИ. Ф. 5, оп. 4, д. 159.
Где искать документы Всеобщей переписи населения 1897 года
Архив
По правилам переписи переписные листы, несущие в
себе персональные сведения о каждой семье должны были быть уничтожены.
Большинство комиссий задачу исполнили. Но были и те, что по разного рода причинам
сохранили переписные листы, в последствии передав их в региональные или
районные архивы.
В каждом архиве есть опись фондов. Из нее можно узнать какие документы имеются на хранении и заказать их для просмотра лично в архиве. Заказать удаленный поиск в архиве, составив запрос по электронной почте или нанять исполнителя.
В интернете тоже имеются оцифрованные документы.
Сайт мормонов
Большая часть документов, переданная в архивы, была оцифрована и выложена на сайт мормонов familysearch.org. К сожалению, доступ в России к этому сайту был ограничен. Но активисты добавляют документы и выкладывают их в общий доступ. (Не только Россия, но и другие страны)
Сайт с архивными фондами Всеобщей переписи населения 1897 года
Система, которая позволяет на карте наглядно увидеть сохранность и доступность документов, касающихся Первой Всероссийской переписи населения 1897 года. Сайт имеет несколько разделов.
Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы
Важно учитывать административно-территориальное деление, в результате чего документы могли попасть в разные архивы (например, по Вятской губернии – в нынешние соседние области Кировскую и Вологодскую)
Главная страница с картой, на которой можно увидеть губернии Российской империи и ныне существующие архивы.
Библиография. Различные статьи, книги и сборники, содержащие информацию о Всеобщей переписи населения 1897 года.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи Библиография
Раздел с краткой информацией о Всеобщей переписи населения 1897 года.
АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи О Всеобщей переписи населения 1897 года
Поиск по фондам
Поиск по фондам. Имеется возможность найти документы по ключевому слову, по типу документа, по губернии и уезду. В результате поиска выдается список всех фондов, с указанием номера фонда, описи и дела. В предложенном списке можно выбрать наиболее подходящие документы и просмотреть их на сайте (присутствует ссылка, если документ оцифрован), либо заказать их в архиве.
АСУ Первая всеобщая перепись населения Российской империи Поиск фондов
Можно просматривать все документы по губернии, либо по конкретному округу (уезду). Обязательно указан архив, в котором документы лежат на хранении.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи Таганрогский округ
Воспользовавшись этими электронными ресурсами, можно восстановить свою родословную, если документы Всероссийской переписи населения 1897 года по вашему населенному пункту сохранились.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Валентина Мельникова сейчас
Сейчас Мельникова, как и прежде, отстаивает позиции солдат на службе. Показательным является случай, произошедший в 2019 году в Забайкалье. Она, как председатель Комитета солдатских матерей, она требовала для Рамиля Шамсутдинова, расстрелявшего 10 человек, психиатрической экспертизы. По ее словам, даже на фото видно, что человек был не в себе и действовал в состоянии аффекта. А вот винит в случившемся она вовсе не Рамиля, а его командиров, которые не заметили состояния подчиненного.
В 2020 году произошел еще один расстрел в армии. Тогда виновен был Антон Макаров. И вновь Мельникова винит не парня в случившемся. По ее мнению, виноваты врачи и военкоматы, допускающие к службе ребят с тяжелыми заболеваниями.
Сейчас Мельникова имеет двойное гражданство и проживает или в Москве, или в Хеймнице в Германии. Ситуация с Украиной – животрепещущий вопрос, который занимает председателя Комитета солдатских матерей. О своем видении ситуации она поведала в интервью Гордеевой.
По ее словам, о том, что в Украине начнется “военная операция”, Комитет предупреждал еще с декабря. И вот она началась. В интервью поднимаются все важные вопросы о ситуации в армии и о погибших или пропавших ребятах. Ведь дешевле написать «пропал без вести», чем искать человека.
В поисках себя
Понятно, что после гигантов русского реализма – Репина, Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», — признает родство с постимпрессионистами Кончаловский. Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании. «Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.
Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами – Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».