Владимир мирзоев

Садриддин Айни (Таджикистан)

Садриддин Айни — таджикский писатель, общественный деятель и учёный, автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии, основоположник таджикской советской литературы и Герой Таджикистана. Он родился 15 апреля 1878 году (умер в 1954г.) в селе Сактар (ныне Гиждуванский район Бухарской области Узбекистана).

Айни проучился в бухарском медресе Кукельдаш. Кроме родного таджикского, он прекрасно знал узбекский язык и некоторые свои произведения писал на двух языках.

Он внес значительный вклад в литературу двух народов. Работал над составлением антологии «Образцы таджикской литературы», включавшей в себя лучшие образцы поэзии, начиная от Рудаки и до начала XX века.

 
Этим изданием Айни доказал существование самостоятельной таджикской нации, её истории и культуры в своём споре с пантюркистами. Его основные труды: «Одина», «Дохунда», «Рабы», «Смерть ростовщика», «Воспоминания» и др.
 
«Воспоминания» представляют по существу собрание новелл о детстве, юности автора и дают широкую картину жизни бухарского общества на рубеже веков. За это произведение (часть I, II) Садриддину Айни была присуждена Сталинская премия в 1950 году. 
 
Повесть «Одина» считается началом новой таджикской литературы. Писатель Д. Икрами говорил «Все мы вышли из „Одины“..». «Дохунда» знаменует дальнейшее развитие автора в русле соцреализма, а «Рабы» — первый таджикский роман, в котором была «нарисована» жизнь Средней Азии от начала XIX века до 30-х годов XX века. 
 
«Дохунда»
 
Главный герой романа — бедняк Ёдгор по прозвищу Дохунда («нищий»). Он оказался после смерти отца Бозора «по наследству» в долговом рабстве у бая Азимшаха. Но, осознав свое подневольное положение, Ёдгор не стал дальше с этим мириться. Путь Ёдгора к революции составляет основу содержания романа. 
 
В романе описана не только  идеология большевизма (в ту эпоху она носила прогрессивный характер), описание борьбы против эмира и его приспешников, но и прекрасные пейзажи природы, любовь Ёдгора и Гульнор…
 

Рустам Мирзоев. «ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА»

Закрыть выставочный сезон всегда хочется какой-то неожиданной, необычной или значимой выставкой.

В этом году закрывающая выставка соответствует всем перечисленным параметрам. Неожиданна она тем, что ее никто, в самом деле, не ожидал и закрывать сезон должна была совсем другая выставка.

Но пару месяцев назад, на одном из открытий, ко мне подошел Рустам Мирзоев и спросил, нельзя ли вписаться в выставочный план еще в этом сезоне – ему захотелось написать городских пейзажей.

Тогда мне казалось, что нельзя, но я все равно предложила ему начать работать, чтобы открыть новый выставочный сезон.

Однако через несколько недель планы завершающего сезон художника изменились и образовалось нужное Рустаму «окно», в которое он благополучно «пролез». Необычность выставки заключается в том, что на ней мы увидим как живопись, так и графику художника, чего у нас до этого не бывало.

Значимым мне кажется любое напоминание горожанам о том, что мы живем в, может быть, не самом пафосном и роскошном, но в очень уютном и душевном городе, в котором есть большие речные просторы, порт и маяк, тихие улочки под сенью дерев, красивые старые двери старых домов, много солнца и волшебных теней на белых стенах зданий.

Эта выставка – словно прогулка старинным провинциальным городом, где время ведет себя прилично и никуда не несется, страшась осуждения всезнающих бабушек на лавочках.

С Рустамом всегда сложно в плане названий выставок – их у него никогда нет и мне часто приходится придумывать их самой.

В этот раз Рустам сказал: «Тут же все понятно. Хотел нарисовать домик».

Поэтому было решено не мудрствовать и назвать все как есть – честно и просто по техникам, в которых выполнены работы, а это масляная живопись на холсте и графика – уголь на пенопласте.

А «домики» зрители и сами увидят – все действительно понятно.

Почти все работы – это что-то вроде городских этюдов весьма широкой городской географии – от центра старого города до Октябрьского, написанных быстро и легко.

Зима – черно-белая, графическая, детально проработанная; лето – цветное, легкое, написанное широкими мазками.

Выбор изображенных мест весьма мирзоевский – практически ничего открыточно-туристически-заезженного, все время какие-то малоизвестные закоулки, фрагменты городской среды либо же широкие речные панорамы, когда город уже и не кажется городом, но именно это и придает этим работам их особую душевную атмосферу.

Мы все знаем и любим эти закоулки и просторы Николаева, не меньше, чем одесситы свои знаменитые одесские дворики или пляжи, только, в отличие от последних, часто стесняемся об этом говорить.

Рустам же сказал

И это важно

Очевидно, что этот город крайне нуждается в любви и посвящениях, воспевании его скромного очарования.

И пусть эта выставка не ода городу, но это вполне романс. Вроде того про «белой акации гроздья душистые».

Акации уже отцвели, но открытие выставки Рустам Мирзоева/закрытие тринадцатого выставочного сезона будет происходить под аккомпанемент цветения каких-то совсем уже тропических деревьев с белыми цветами и большими листьями, которых внезапно стало так много в городе.

Источник

Происхождение и детство

Герасимов родом из Тамбовской губернии, уездного города Козлов (сегодня Мичуринск). Родился 12 августа 1881 года в семье выходца из крестьян, теперь же купца-скототорговца, как тогда говорили, прасола. С юга страны отец будущего художника пригонял скот и продавал его на базаре. Особого богатства не нажил, но 2-этажный дом у семьи был. Жили просто, соблюдая старые обычаи. Когда родился сын Александр, в семье уже была дочь, тоже Александра (забавная родительская прихоть – дать разнополым детям одинаковые имена).

После церковно-приходской школы Александр поступает в уездное училище. Параллельно отец начинает посвящать «наследника» в дела торговли.

У Александра Герасимова в детстве открылись наклонности к рисованию – друзья и родные поражались сходству изображённых людей и животных с оригиналами. Поворот в судьбе случился после приезда в Козлов в 1890-х художника С.И. Криволуцкого, земляка-просветителя из Кирсановского уезда Тамбовской губернии, закончившего Академию художеств в Петербурге. Криволуцкий открыл в Козлове школу рисования, Герасимов начал посещать занятия и втянулся в мир творчества. Вскоре учитель «задал вектор» ученику, уже юноше, рекомендовав тому ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Посетителям николаевской галереи «На Спасской 45» представили потустороннюю серию картин Мирзоева – «Уголь»

Пятничным вечером 23 января в николаевской галере «На Спасской 45» открылась вторая половина выставочного сезона 2014-2015. На этот раз николаевцам презентовали последний проект Рустама Мирзоева под загадочно-простым названием «Уголь».

Серия этих работ была создана художником для киевской галереи «ЦЕХ» минувшим летом и любезно предоставлена нам киевскими коллегами.

Накануне открытия выставки организаторы подчеркнули, что в Николаеве никто этих картин воочию не видел, кроме самого художника и искусствоведа Александры Филоненко, написавшей текст для каталога выставки.

Она объяснила, что рисование углем обычно имеет место на бумаге. Но Рустам Мирзоев решил перенести свои угольные рисунки на холст, и холст изрядных размеров, превратив свои рисунки в монументальные высказывания.

– Вы видите, что они выполнены максимально реалистично. Все узнаваемо, нет никаких искажений, но в самой ткани визуального полотна присутствует нечто, что создает некий сдвиг реальности, и мы начинаем ощущать, что что-то не совсем нормальное происходит за кажущейся нормальностью картинки, – рассказала Александра Филоненко.

При всей понятности визуального ряда смысл изображенного постоянно ускользает, хотя остается интенсивное ощущение его присутствия. Не помогают и названия, состоящие часто из одного слова. Как отметила искусствовед галереи, в основном на работах изображен пейзаж и некие жанровые сцены, вызывающие ощущение странности происходящего, словно мы наблюдаем некие ритуалы, порожденные чуждым нам сознанием. По ее словам, атмосфера сна или какого-то странного, медленного триллера пронизывает эти работы, вызывая то ощущение смутной тревоги, то недоверия к реальности.

– Работать сначала не очень получалось, но потом потихоньку пошло. Такое тревожное ощущение тогда было. И вот оно передалось в работах, хотя цели такой не ставилось. Состояние, когда кажется, что все в порядке, все хорошо, но что-то не так. Что-то происходит, какая-то тревога. Только без явно выраженных признаков, – лаконичными фразами описал серию «Уголь» Рустам Мирзоев.

Для Александры Филоненко спустя полгода работы художника не потеряли своей актуальности. Вместо этого она поймала себя на мысли, что картины стали прочитываются немного по-другому. В качестве примера искусствовед привела картину «Стул».

– Работа со стулом и двумя летящими птицами, она, несмотря ни на что, несет для меня некий месседж надежды. На разломанный стул, одиноко стоящий в степи, кто же все-таки на него сядет – ворон или голубь? Они еще в полете. Ничего еще не решено и всегда остается надежда, – поделилась личной интерпретацией Александра Филоненко.

Вместе со всеми она задается вопросами: «Почему голуби летят правильным прямоугольником, как будто строем, внося ненормальный порядок в скромный пейзаж городской окраины?», «Затерявшаяся в мистическом сосновом лесу машина на ярко-зеленой траве – это постцивилизация?», «Почему вороны построили свои гнезда на деревьях четко в ряд, как будто под линейку?» «Чей строй и чья линейка?» «Кто управляет всеми этими процессами?» Вывод, по ее мнению, напрашивается потусторонний.

– Созданные в тревожное время, когда в реальности, внешне выглядящей нормально и привычно, что-то идет не так, эти работы выражают ощущение пассивного наблюдателя, не вмешивающегося в процессы активно, но первым замечающего сдвиги в ткани мира в ту или иную сторону, – отметила искусствовед галереи.

Так что не пропустите возможность познакомиться с выставкой, которая пробудет в Николаеве всего три недели.

Источник

Саид Ахмад Хусанходжаев (Узбекистан)

Саид Ахмад Хусанходжаев — узбекский писатель и драматург, Герой Узбекистана, народный писатель Узбекистана, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» и ордена «Дружбы». Он родился 10 июня 1920 году (умер 5 декабря 2007 г.) в городе Ташкент. Свои произведения публиковал под литературным псевдонимом Саид Ахмад.

В середины 30-х годов Саид Ахмад работал журналистом, активно участвовал в процессах коллективизации и ликвидации безграмотности на селе. В конце 30-х годов он публикует свои первые публицистические очерки и рассказы в газете «Кизил Узбекистон» и журналах «Муштум» и «Шарк Юлдузи».

Первый сборник рассказов Саид Ахмада — «Дар» вышел в 1940 году и был довольно прохладно принят критиками. В последующих сборниках — «Мужественное сердце», «Ферганские рассказы», «Мухаббат», наиболее полно раскрылся талант Саида Ахмада, как мастера лирического и сатирического рассказа, сыгравшего значительную роль в развитии этого жанра в узбекской литературе.

 
В начале 60-х годов Саид Ахмад начинает свою трилогию «Горизонт», ставшую значительным произведением узбекской литературы. Работа над произведением продолжалась более десяти лет — первая книга трилогии «Дни расставания» была опубликована в 1964 году, в 1969 году вышла вторая книга «На пороге горизонта» и в 1974 году публикуется первая по времени действия книга «Сорок пять дней». В 1988 году выходит роман писателя «Безмолвие».
 
Наибольшую известность Саиду Ахмаду принесли его пьесы, среди которых особенно выделяется комедия «Бунт невесток». Это произведение сразу после выхода поставило имя Саида Ахмада в один ряд с классиками узбекской литературы. Комедия Саида Ахмада была поставлена в 14 странах мира, по ней были сняты два художественных фильма — киностудией «Узбекфильм» и Лаосской киностудией.
 

«Бунт невесток»

 
Комедия «Бунт невесток» рассказывает о Фармон-биби, матери семерых сыновей и сорока одного внука. Она сочетает в себе противоречивые качества: она заботливая мать, любящая бабушка и деспотичная свекровь.
 
И к ней необходимо найти подход. Младшей невестке Нигоре, вдохновительнице и организатору «бунта невесток», удалось найти «ключик» к матери своего мужа и его шести братьев.
 
И Фармон-биби, узнав себя в героине домашнего спектакля, меняется на глазах…
 

Минин и Пожарский

Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.

Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.

Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.

Рустам Мирзоев в галерее «Цех»

В минувшую пятницу галерея «Цех» отметила свое восьмилетие открытием выставки николаевского художника Рустама Мирзоева «Парадные портреты». Изображения передовиков коммунального хозяйства и другие приметы жизни в панельных многоэтажках рассматривала АГЛАЯ ТОПОРОВА.

«Парадные портреты» Рустама Мирзоева — проект сугубо урбанистический. Художник попытался переосмыслить и перенести на холст то, к чему любой горожанин привык с раннего детства — рисунки и надписи в подъездах. Годы идут, а темы этих изображений не меняются — женщины-вамп, котики, едва процарапанные надписи и сложные буквенно-цифровые шифры коммунальных служб. Мы смотрим на них с детства, и надписи вроде «Васька — дурак» или «Берегите свою квартиру от пожара» превращаются для нас в то, о чем поется в песне «С чего начинается Родина».

В принципе украинские художники уже довольно давно занимаются переносом уличных изображений и элементов граффити на холст. Достаточно вспомнить станковые работы граффитчика Эппла или последние картины Давида Чичкана (см. «Ъ» от 9 апреля). Реализм и гиперреализм, в последние годы почти вытесненные из трендов украинской живописи разнообразными абстракциями, возвращаются в нее таким вот парадоксальным образом — с помощью наивного народного творчества на грани хулиганства.

13 работ Рустама Мирзоева, представленных на выставке в «Цехе», продолжают эту традицию. «Парадные портреты» населены колоритными персонажами наподобие царя и бога коммунального хозяйства «Сантехника» — гиперреалистического портрета представительного мужчины в кепочке и адидасовской куртке; квартального секс-символа «Анжелы» — девушки, похожей даже не на героиню граффити, а на татуировку на плече влюбленного уголовника; суровый «Лифтер» курит трубку, из которой вьется столб густого зелено-фиолетового дыма, а спортивный мужчина вопрошает: «Зая, где малая?»

«Парадные портреты» населены не только представителями человеческого мира, но и теми изображениями, которыми жители панельных многоэтажек по неведомым причинам стремятся украсить свое существование в рамках заданной жизнью среды — «Чайка» говорит зрителю о мечте о море, хотя ее городские сородичи давным-давно облюбовали мусорные баки и свалки; помойный котенок под гордой надписью «Кот» особенного смысла, кажется, не несет, но разве можно сейчас высказаться о чем бы то ни было, не упомянув при этом котика?

Ностальгическое «Радио» — подробное изображение приемника для городской радиоточки — сообщает о том, что времена меняются, и тому, что еще совсем недавно было частью собственной жизни, теперь место только в общем незащищенном пространстве, в котором о пожаре и другой беде предупредит разве что Фредди Крюгер («101»).

О рисунках на стенах и в подъездах сделаны тысячи социологических и культурологических исследований. Выставка живописи на объективность и точность в понимании процессов субкультуры микрорайонов претендовать не может. Да и не должна

Тем не менее попытка запечатлеть и творчески переосмыслить приметы и артефакты уходящей фактуры является важной и интересной для понимания того, откуда все мы вышли и куда нам иногда приходится возвращаться. По крайней мере — в мыслях

Источник

Отношение к современной эстраде

Своё мнение о современных исполнителях и современном шоу-бизнесе артист высказал с интервью, данном журналистам интернет-издания. Он убеждён, что качественным произведениям невозможно пробиться к зрителю, так как стоимость выхода песни в эфир на телевидении запредельная, поэтому эстрада полна безголосых и бездарных вокалистов, поющих под фонограмму.

Певец открыто высказывает своё негативное мнение в отношении тех, кто отошёл от искусства в сторону коммерции и стяжательства. Он считает, что недопустимо потребительское отношение с аудитории, для которой ты стал родным человеком, и если деньги стали главным стимулом для работы, то это прямой путь к саморазрушению: пьянству, наркотикам и сексуальной распущенности.

Также отмечает тот факт, что те, кто работает в Москве и поёт на русском языке, зарабатывают денег в тысячи раз больше тех, кто служит своему народу в родном краю и поддерживает сохранение родной культуры и одного языка.

Сам Рустам Закиров категорически не приемлет такого отношения к своим зрителям. Поэтому круг его поклонников и слушателей, посещающих выступления, остаётся постоянным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: