Смирнов, василий сергеевич (художник)

Библиография

  • (ru) Александр Бенуа , История русской живописи в XIX веке , Москва, Республика,1999 г., 448  с. ( ISBN  5-250-02693-1 )
  • (ru) Е.С. Гордон (Гордон, Елена Сергеевна), «  Русская академическая живопись второй половины XIX в. (Русская академическая живопись вторая половина XIX в.)  » , 3 , сер. 8 (История),1984 г., стр.  66–78
  • (ru) Каталог выставки Третьяковской галереи (Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания) , т.  4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н — Я, Москва, Красная площадь,2006 г., 560  с. ( ISBN  5-900743-22-5 )
  • (ru) А.И. Леонов (Леонов, Алексей Иванович), Русская живопись Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников , т.  2, г. Москва, ,1971 г.
  • (ru) Наталья Мамонтова (Мамонтова, Наталья Николаевна), «  Василий Смирнов (Василий Сергеевич Смирнов) пенсионер Академии художеств (Русские художники в Италии в последней трети XIX века).  » , 1 , Москва, НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств,2006 г., стр.  238—248
  • (ru) Е. Нестерова (Нестерова, Е. В.), Поздний и салонный академизм (Поздний академизм и Салон: Альбом) , Санкт-Петербург.,2004 г.( ISBN  5-342-00090-4 ) , стр.  472
  • (ru) Кондаков С. (С. Н. Кондаков), Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 , т.  2, г. Санкт-Петербург, Товарищество Р.Голике и А.Вильборг,1915 г., 454  с. , стр.  183

Последние работы и преждевременная смерть

Смерть Нерона (1886-1888)

Летом 1887 года Смирнов прервал свое пребывание в Италии и на некоторое время вернулся в Россию, вероятно, из-за смерти отца. Когда он вернулся в Италию, он продолжил свою жизнь в качестве стипендиата и изучал римские древности, не пренебрегая современным искусством. Он проявляет особый интерес к этой теме для испанских художников, работающих в Италии.

Последним достижением его студенческой поездки в Италию стала его картина «Смерть Нерона» , написанная в 1888 году. Картина была отправлена ​​в Санкт-Петербург осенью 1888 года.31 октября 1888 г., То русская Академия изобразительных искусств присуждает ему звание академика. Затем картина была представлена ​​на выставке Академии в 1889 году, где он получил несколько наград и продал свою картину императору Александру III .

В январе 1889 года Смирнов получил должность старшего доцента по рисовальным классам Петербургской Академии художеств. Но в октябре того же года из-за развития туберкулеза он был вынужден вернуться в Италию, где климат был более благоприятным для его здоровья. В 1889 году он все еще находил в себе силы поработать над эскизами Помпеи. В последний год своей жизни он завершил картину « Утренний вход королевы Византии в гробницы ее предков» , первые исследования которой датируются 1884 годом. К сожалению, итальянский климат не смог вылечить ее болезнь. Он уже был в тяжелом состоянии, когда в 32 года решил вернуться в родовое имение в России. 17 декабря 1890 (29 декабря 1890 г.по григорианскому календарю ), он умер во время поездки поездом от станции Кубинка до станции Голицыно на окраине Москвы .

После его смерти его душеприказчиком становится его брат Василий Смирнов . Это тот , кто продает Утреннее вход королевы Византии к Могиле ее предков к Павла Третьякова . В рамках академической выставки 1891 года организована выставка его работ, на которой представлено около пятидесяти его картин.

Характеристика живописи

Превращение Смирнова в самостоятельного художника произошло во время пенсионерской поездки в Италию, за четыре года которой он выполнил две большие картины и несколько десятков эскизов и этюдов. Согласно Н. Н. Мамонтовой, особая роль принадлежит «помпейским» этюдам 1885—1887 годов, которые свидетельствуют о становлении художника и роли пленэра в его работе. Именно в этих этюдах можно определить, когда и как Смирнов обратился к методам пастозного письма, когда рельефная фактура в освещённых участках полотна сменяется прозрачным письмом в затенённых фрагментах.

Смирнов как представитель академизма шёл по пути усвоения монументальных форм своих предшественников, но его художественное мышление развивалось иначе, что обусловливалось его интересом и знакомством с новейшими художественными тенденциями. По мнению Н. Мамонтовой, «художник словно колеблется в выборе между импрессионистическими тяготениями, воплощаемыми в этюде, и декоративно-символистскими — в картине». Примером декоративно-символистского художественного решения была самая значительная работа Смирнова — «Смерть Нерона». В последней трети XIX века античные сюжеты, посвящённые борьбе христианства и язычества, чаще всего решались в русле «модной» (термин Е. Нестеровой) антитезы «Христос и Антихрист». У русских передвижников превалировала тема Христа, тогда как представители академического направления обращались к теме Антихриста, выраженного в образе Нерона. По мнению Е. Нестеровой, при написании «Смерти Нерона» Смирнов в первую очередь основывался на книге Ренана, а не на античных источниках. Создавая картину, художник отказался от многочисленных бытовых подробностей, что было нормой для современников, и сосредоточился на финале драмы. «Широкоформатная» композиция, сдвинутая вправо, была построена в первую очередь на ракурсах и больших цветовых плоскостях. Метафора жизни и смерти была «ритмически срежиссирована» из сочетания движения и покоя, пересечения горизонтальных и вертикальных линий под разными углами. Обозреватели выставки 1889 года восприняли картину как «непомерно увеличенную» версию сюжета западноевропейского академиста Альма-Тадемы, действующую на публику главным образом «своим кровавым трагизмом».

По мнению современников, последняя картина Смирнова — «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков» — не столь эффектна, как предыдущая, но отличалась тонким постижением стиля византийской жизни и эпохи. Композиционный ритм картины не суетен и торжественен. Работая над картиной, Смирнов обращался к мозаикам VI века, несколько видоизменённый сюжет одной из которых и был перенесён в картину. Мизансцена, впрочем, была размещена в мавзолее Галлы Плацидии.

Учебная поездка в Западную Европу

Смирнов уезжает в Италию через Вену . Затем он посетил Падую , Болонью , Венецию и Флоренцию , затем поселился в Риме вМай 1884 г.. Когда приходит жара, он уезжает в Турин , где вместе с друзьями посещает выставку искусства и промышленности, а затем отправляется в Салон живописи и скульптуры в Париже . В Париже он узнал о творчестве Эрнеста Мейсонье и Михая Мункачи . Затем он отправился в Лондон . После Англии он посетил художественные центры в Нидерландах , Германии и Чехии . Осенью он вернулся в Италию, куда переехал с художником Василием Савинским  (ru), приехавшим годом ранее, также в качестве стипендиата Российской Академии в Санкт-Петербурге. Савинский — ученик Павла Чистякова, работающий под его руководством, получая письма с точными инструкциями. Есть основания полагать, что на Смирнова повлияло наставничество Чистякова. В переписке Чистякова и Савинского постоянно упоминается имя Смирнова.

Летом 1885 года Смирнов работал над развалинами Помпеи , сделав множество зарисовок. Это привело его к увлечению древними предметами. Затем он задумал написать картину на эту тему: Апостолы Петр и Иоанн перед Гробом Господним , но, в конце концов, отказался по совету академика Валерия Якоби  (ru) , который приехал в Рим, чтобы оценить работы молодых. стипендиаты Академии художеств. Чтобы рассказать о своем пребывании в Италии в течение первых двух лет, Смирнов представляет 19 картин, в основном этюдов на классические темы. Именно в это время в его переписке упоминается картина « Смерть Нерона» . Затем он проработает там два года.

В 1887 году Смирнов закончил работу над картиной « Триумф Поппеи на Октавии» , сюжет которой также связан с биографией Нерона, поскольку он касается двух сменявших друг друга жен императора. На картине изображен момент, когда Поппея , вторая жена Нерона, получает в подарок голову первой жены Клавдии Октавии . Это работа, проводимая в рамках его третьего года субсидированной стажировки в Италии. Академическая власть одобрила эту работу Смирнова, хотя Павел Чистяков отмечает, что «лица… нарисованы слишком грубо». Картина не поступила в академию и была отправлена ​​на два года на передвижную выставку в провинциальные города России. Его текущее местонахождение неизвестно.

Обучение

Смирнов родился 12 августа 1858 г. (24 августа 1858 г.в григорианском календаре ) в Москве в семье , принадлежащей к русскому дворянству в виде камергера императорского двора, глава дворянства ouiezd из Kline , где находилась усадьба семьи Смирнова. У семьи также был собственный дом в центре Москвы на Пречистенке. Василий учился в 5- й классической гимназии. На выбор профессии повлияло объединение художника Василия Перова , кажется, друга семьи Смирновых. Не окончив гимназии, в возрасте 17 лет Василий в 1875 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества

После обучения в классе Перова он осознает важность выбора предмета, и это станет одной из личностных особенностей его искусства. Во время учебы он получил несколько небольших серебряных медалей за занятия природой

В 1878–1879 участвовал в первой выставке учащихся Московского училища живописи, ваяния и зодчества .

В Сентябрь 1878 г.Василий Смирнов, академик московской школы , поступил в Российскую академию художеств в Санкт-Петербурге , сохранив при этом связи с Москвой. Экспонировал свои работы на второй и третьей выставках студентов академии. Хотя его картины этого периода не сохранились, некоторые его графические и другие работы фигурируют в каталоге второй и третьей выставок студенческих работ. Только в 1950-х годах одно из его исследований под названием Le Paysan au stick было найдено в частной коллекции.

Михаил I Киевский в Орде , перед ставкой Батыя , 1883 год, Третьяковская галерея

В Санкт-Петербурге Смирнов учился в студии Петра Чамчина  ( фр ) . Кроме того, он работает в классе Павла Чистякова , не являясь одним из его ближайших учеников. За успехи в рисовании с натуры в 1880 году он получил большие серебряные медали. В 1882 году он получил золотую медаль за работу «Возвращение блудного сына в отчий дом» . В это время врачи обнаружили у него серьезные проблемы со здоровьем, и он был выписан из академии из-за хронического катара легких.

В 1883 году он вернулся в академию и был допущен к конкурсу на большую золотую медаль, дающую право на звание художника первой степени, а также на стипендию для учебной поездки за границу . За картину « Михаил I из Киева в Орде» перед ставкой Батыя он получает самую высокую цену, а его поездка в Европу оплачивается академией на 4 года. Ее выпускную работу в академии одобрил Илья Репин .

Пенсионерская поездка

В. Смирнов выехал в Италию через Вену — обычным для пенсионеров Академии путём. Посетив Падую, Болонью, Венецию и Флоренцию, к маю 1884 года художник обосновался в Риме. С наступлением сильной жары он предпочёл перебраться в Турин, побывав с друзьями на промышленно-художественной выставке, и оттуда совершил поездку на Парижский Салон, познакомившись с творчеством Месонье и Мункачи. Из Парижа он отправился в Лондон; после Англии посетил музеи и художественные центры Нидерландов, Германии и Чехии. Вернувшись осенью в Италию, Смирнов поселился вместе с пенсионером Академии Василием Савинским, приехавшим в Рим годом ранее. Савинский, ученик Чистякова, работал под его прямым руководством, получая подробные письма-инструкции. Есть основания полагать, что наставничество оказывало существенное влияние на становление Смирнова. Во всяком случае, в переписке Чистякова и Савинского постоянно упоминался Смирнов — учитель Савинского интересовался и его творческими планами.

Летом 1885 года Смирнов работал на помпейских раскопках, написав множество этюдов. Именно тогда начался творческий перелом, приведший к увлечению античными сюжетами. Смирнов в тот период обдумывал сюжет «Апостолы Пётр и Иоанн у гроба Господня», однако в начале 1886 года бросил начатую работу по совету академика Валерия Якоби, приезжавшего в Рим оценить работы молодых художников. Для отчёта о двухлетнем пребывании в Италии Смирнов представил 19 работ, преимущественно этюды на классические темы. Тогда же в переписке впервые упоминается замысел картины о смерти императора Нерона, работа над которой продлилась около двух лет.

В 1887 году Смирнов окончил полотно «Торжество Поппеи над Октавией», сюжет которого также был связан с биографией Нерона. На нём изображён момент, когда Поппея Сабина, вторая жена Нерона, получает в подарок голову его первой жены — Клавдии Октавии. Это была отчётная работа за третий год пенсионерской поездки. Академическое начальство, в общем, одобрило работу, хотя П. П. Чистяков отметил, что «лица… написаны грубовато». Картина не была приобретена академическим начальством и на два года была отправлена в передвижную выставку по провинциальным русским городам. Местонахождение её в настоящее время неизвестно.

Становление

Родился 12 (24) августа 1858 года в Москве в семье потомственного дворянина — камергера императорского двора и предводителя дворянства Клинского уезда, в котором находилось родовое имение. Жила семья в собственном доме на Пречистенке, в Троицком переулке. Образование получил в 5-й классической гимназии. На выбор профессии оказал влияние художник В. Г. Перов, по-видимому, друживший с семьёй Смирновых. Не окончив гимназии, 17-летний Василий поступил в 1875 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ)

Обучаясь по классу Перова, усвоил важность и предпочтительность сюжета в живописи, что стало одной из отличительных особенностей его собственного искусства. В училище был удостоен малых серебряных медалей за рисунок и этюд с натуры; участвовал в Первой ученической выставке МУЖВЗ 1878—1879 годов

В сентябре 1878 года В. Смирнов, «академист Московского училища», был зачислен в Императорскую Академию художеств, сохранив, однако, связи с Москвой. Он экспонировал свои работы на Второй и Третьей ученических выставках. Несмотря на то, что его живопись этого периода не сохранилась, некоторые графические и живописные произведения упоминаются в опубликованных каталогах Третьей выставки. Только в 1950-е годы в одном из частных собраний был обнаружен этюд Смирнова под названием «Крестьянин с посохом».

1883, Государственная Третьяковская галерея

В Петербурге Смирнов обучался в мастерской Петра Шамшина. Помимо этого работал в академических классах Павла Чистякова, но не вошёл в число его ближайших учеников. За успехи в искусстве 1880 году получил большие серебряные медали за этюд и рисунок с натуры, а в 1882 году получил малую золотую медаль за программу «Возвращение блудного сына в дом отчий». В это время обнаружились серьёзные проблемы со здоровьем художника, и в 1882 году он получил отпуск от Академии в связи с «хроническим катаром лёгких».

В 1883 году Смирнов был допущен к конкурсу на соискание большой золотой медали, дававшей классное звание и право на пенсионерскую поездку за границу. За программу «Святой благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя» удостоен высшей награды, звания классного художника 1-й степени и права на пенсионерскую поездку в Европу на четыре года за счёт Академии. Дипломная работа Смирнова получила одобрение И. Е. Репина.

биография

Он родился в семье Русское дворянство. Его отец служил камергер при императорском дворе и маршал знати в Клинский район. Очевидно, он выбрал искусство как карьеру под влиянием Василий Перов, друг семьи. В 1875 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он участвовал в выставке 1878 года, выиграв серебряную медаль.

В том же году он перешел в Императорская Академия Художеств в Санкт-Петербурге, где учился с Петр Шамшин и Павел Чистяков. В 1882 г. ему был предоставлен отпуск из Академии из-за «хронической болезни». катар «легких». В следующем году ему было присвоено звание «Художник» и стипендия для обучения за рубежом.

Он отправился в Италию через Вену и в конце концов поселился в Риме. Летняя жара оказалась слишком сильной, поэтому он переехал в Турин, затем провел некоторое время в Париже, участвуя в выставке Салон. Путешествуя по Северо-Западной Европе, он вернулся в Италию, где жил с Василий Савинский , который стал своего рода наставником.

В 1885 г. он делал зарисовки на Помпеи, что было началом его интереса к классическим предметам. В следующем году он начал работу над «Смертью Нерона», работа над которой заняла два года. Его отправили в Санкт-Петербург и после нескольких показов купил царь. Александр III.

В 1889 году он стал адъюнкт-профессором Академии, но оставался там ненадолго, так как у него было заболевание легких (диагностированное как туберкулез ) продолжала ухудшаться. Итальянский климат не оказал благоприятного воздействия, поэтому, чувствуя, что конец близок, он решил вернуться в родовое имение. Он умер в пути, в поезде между Кубинка и Голицыно. Его брат организовал в 1891 году большую выставку, на которой были представлены несколько незаконченных картин.

биография

Он родился в семье Русское дворянство. Его отец служил камергер при императорском дворе и маршал знати в Клинский район. Очевидно, он выбрал искусство как карьеру под влиянием Василий Перов, друг семьи. В 1875 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он участвовал в выставке 1878 года, выиграв серебряную медаль.

В том же году он перешел в Императорская Академия Художеств в Санкт-Петербурге, где учился с Петр Шамшин и Павел Чистяков. В 1882 г. ему был предоставлен отпуск из Академии из-за «хронической болезни». катар «легких». В следующем году ему было присвоено звание «Художник» и стипендия для обучения за рубежом.

Он отправился в Италию через Вену и в конце концов поселился в Риме. Летняя жара оказалась слишком сильной, поэтому он переехал в Турин, затем провел некоторое время в Париже, участвуя в выставке Салон. Путешествуя по Северо-Западной Европе, он вернулся в Италию, где жил с Василий Савинский , который стал своего рода наставником.

В 1885 г. он делал зарисовки на Помпеи, что было началом его интереса к классическим предметам. В следующем году он начал работу над «Смертью Нерона», работа над которой заняла два года. Его отправили в Санкт-Петербург и после нескольких показов купил царь. Александр III.

В 1889 году он стал адъюнкт-профессором Академии, но оставался там ненадолго, так как у него было заболевание легких (диагностированное как туберкулез ) продолжала ухудшаться. Итальянский климат не оказал благоприятного воздействия, поэтому, чувствуя, что конец близок, он решил вернуться в родовое имение. Он умер в пути, в поезде между Кубинка и Голицыно. Его брат организовал в 1891 году большую выставку, на которой были представлены несколько незаконченных картин.

Последующая работа и кончина

1886—1888

Летом 1887 года Смирнов прервал своё пребывание в Италии и на некоторое время вернулся в Россию, предположительно, из-за смерти отца. В остальное время он вёл обычную жизнь римского пенсионера, основательно изучая римские древности, не пренебрегая и современным ему искусством. Особый интерес вызывали у Смирнова испанские художники, работавшие в Италии.

Итоговой работой по пенсионерской поездке стала «Смерть Нерона», окончательно законченная к 1888 году. Полотно было отправлено в Петербург осенью, а 31 октября 1888 года Совет Академии художеств присвоил Смирнову звание академика. После этого картина была выставлена на Академической выставке 1889 года, удостоена наград и отличий и была приобретена императором Александром III.

В январе 1889 года Смирнов получил должность сверхштатного адъюнкт-профессора при рисовальных классах Академии художеств, но в октябре того же года из-за развивающейся чахотки был вынужден вернуться в Италию. У него ещё оставались силы, чтобы в течение 1889 года работать в Помпеях над этюдами. В последний год своей жизни он начал работу над картиной «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков», первый этюд к которой написал ещё в 1884 году. Между тем вылечиться ему в итальянском климате не удалось. Находясь в тяжёлом состоянии, 32-летний художник решил вернуться в родовое поместье, но 17 (29) декабря 1890 года скончался в пути между станциями Кубинка и Голицыно в вагоне поезда.

После кончины Василия Смирнова душеприказчиком стал его брат С. С. Смирнов, который продал «Утренний выход византийской императрицы» П. М. Третьякову. В рамках академической выставки 1891 года была устроена персональная экспозиция, на которой было представлено около 50 работ, включая этюды и незаконченный «Утренний выход».

Наследие и оценки

Из-за краткости жизненного пути сохранившееся творческое наследие В. Смирнова невелико; наиболее представительное собрание его работ находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Шесть «помпейских» этюдов, датированных 1887—1889 годами, поступили в ГТГ только в 1985 году. По-видимому, среди них есть и те, которые упоминались в каталогах прижизненных выставок Смирнова. Эскиз «Утреннего выхода византийской царицы» в 1935 году также был передан в коллекцию Третьяковской галереи. В собрании Русского музея остались только две картины Смирнова, поскольку его программная академическая работа «Князь Михаил Черниговский» в 1932 году была передана в Москву, а ещё через два года, в 1934-м, в антикварном магазине был приобретён её эскиз.

В немногочисленной литературе творчество Смирнова рассматривается в общем контексте русского салонно-академического искусства вместе с Семирадским, Бакаловичем, Бронниковым и другими, работавшими в 1880-е годы в Риме и тесно связанными между собой в личностном и творческом отношении. В своей «Истории русской живописи в XIX веке» А. Н. Бенуа называл Смирнова «сухим» и относил к группе «эпигонов эпигона» (то есть считал его последователем Семирадского, который в свою очередь сравнивался с Альма-Тадемой). Однако к началу XXI века оценки кардинально изменились. Так, Е. Нестерова отмечала, что в своих античных работах Смирнов нашёл собственные способы подхода к решению живописных задач, не похожие на способы других художников-античников. Она признавала, что Смирнов «…оказался талантливым выразителем эпохи историзма, чьё творчество ещё предстоит оценить по достоинству».

Характеристика живописи Смирнова

Утренний вход Византийской царицы на могилу ее предков В. Смирнова, 1889 — 1890 гг.

Вид на мавзолей Галлы Плацидии (умер в 450 г.) и его саркофаг, Равенна, Италия

Трансформация живописи Смирнова в сторону большей независимости происходит во время его пребывания в Италии в течение четырех лет после того, как он создал там две большие картины и несколько десятков эскизов и этюдов. По мнению искусствоведа Натальи Мамонтовой  (ru) , помпейский период с 1885 по 1887 год сыграл особую роль, что свидетельствует о становлении Смирнова и роли живописи по мотиву в его творчестве.

Как представитель академического стиля Смирнов пошел по пути монументальных форм своих предшественников, но его художественное мышление находилось под влиянием более поздних художественных тенденций. По мнению критика Н. Мамонтовой, «художник колеблется между импрессионистическими тенденциями в своих исследованиях и декоративным символизмом в своих картинах». Самым значительным символическим декоративным произведением Смирнова является «Смерть Нерона» . В последней трети XIX — го  века, классические сюжеты, посвященные борьбе христианства и язычества часто обращаются в фешенебельном противоположности между Иисусом Христом и Антихристом . Среди русских художников группы Амбулаторов преобладает тема Христа, а представители академизма обращаются к теме антихриста , выраженной в Смирнове в образе Нерона. По словам Е. Нестерова, для окраски Смерть Нерона , Смирнов опирался на Ренана книги , Antichrist (1873 г.) , а не на древних источниках. Создавая эту картину, Смирнов отказывается от многих деталей повседневной жизни, что было нормой для современных художников, и сосредотачивается на финале драмы. Его крупноформатная композиция (177 × 400  см ), смещенная вправо, построена в основном на углах и больших участках цвета. Метафора жизни и смерти была акцентирована на сочетании движения и неподвижности, пересекающих холст под разными осями горизонтальных и вертикальных линий. Летописцы выставки 1889 г. видели картину , как чрезмерно увеличенный вариант , который достигается за счет академического художника стиле, британский оригинальный голландский , Лоуренс Альма-Тадема , представляя публике образ «кровавой трагедии».

По мнению современников, последняя картина Смирнова « Утренний вход византийской царицы в могилу ее предков» не такая зрелищная, как предыдущая, но выделяется тонким пониманием образа жизни византийской эпохи. В ритме композиции картины нет ни суеты, ни торжественности. Для работы по этой таблице, Смирнов обратился к мозаикам V — го  века Мавзолея Галла Placida в Равенне , которые представлены в таблице.

Литературные источники

С. Н. Кондаков (1915). Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 (на русском). 2. п. 183..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}

Литературные источники

С. Н. Кондаков (1915). Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 (на русском). 2. п. 183..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: