Пётр Щукин. Главный меценат Государственного исторического музея
Старший брат, в отличие от младших, «западников» увлекался русским искусством. Вместе с братьями он входил в торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» и в деловых поездках начал заниматься коллекционированием. Началось это с профессионального интереса, с покупки тканей и персидских ковров, а закончилось тем, что он, страстная натура, стал покупать всё, относящееся к русской истории. Он не мог остановиться. В Москву ехали целые телеги, наполненные образцами древнерусского искусства. Он, в отличие от своих братьев, не знал точно, что именно ему нужно, и не умел и не хотел выбирать. В 1905 году он передал свою огромную коллекцию Государственному историческому музею (более 300 тысяч предметов!), а часть его коллекции хранится сегодня в Музее Востока.
«Портрет Петра Щукина», Андрей Карелин, ГИМ. (Wikimedia Commons)
Скульптура[ | ]
Портрет Павла I, послуживший прототипом памятника. С. С. Щукин, 1797 год Скульптура Павла I установлена на четырёхгранном отполированном фигурном пьедестале, выполненном из финского гранита. Император изображён в парадном мундире и треуголке, опирающимся на трость. Поза императора, посадка головы, выражение лица придают памятнику черты представительности и величия. В Гатчине статуя установлена на плацу перед Большим Гатчинским дворцом, около парапета, лицом к дворцу и плацу, как если бы император принимал парад. В Павловске же статуя стоит в центре Парадного плаца перед Павловским дворцом и император повёрнут лицом к входной аллее, «принимая гостей» в своей летней резиденции.
Модель статуи была выполнена известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали по парадному портрету императора кисти Степана Семёновича Щукина. Портрет Павла I был написан в 1796 году и одобрен самим императором. И на картине и в памятнике сохранено портретное сходство с Павлом I. В центре полотна на гладком пустом серо-зелёном фоне изображен царь в мундире Преображенского полка с голубой Андреевской лентой, на голове — большая чёрная треуголка. Портрет Павла I кисти С. С. Щукина находится в Третьяковской галерее. За памятник императору Иван Петрович Витали получил орден Святой Анны II степени. В конце XIX — начале XX века авторство памятника часто ошибочно приписывали другим скульпторам — Петру Карловичу Клодту фон Юргенсбургу и Луи Жану Жаку.
Первая статуя, отлитая из бронзы на Санкт-Петербургском Гальванопластическом заводе, была установлена в Гатчине на гранитном постаменте с цоколем 1 августа 1851 года во время правления императора Николая I, сына Павла I. Копия скульптуры, изготовленная методом гальванопластики мастером Соколовым установлена в Павловске в 1872 году на уменьшенном металлическом постаменте без выступающего цоколя.
Сергей Щукин. Коллекционер-революционер
Сергей Щукин был самым слабым из братьев. Он был очень невысокого роста, заикался и в детстве часто болел. Возможно, чтобы справляться с недугами ему нужны были яркие впечатления, сильные эмоции и жизнь на преодоление. Именно он после смерти отца встал во главе огромной текстильной империи и с успехом справлялся с её делами. Из-за этого он только после сорока лет стал собирать собственное собрание живописи. Талантливый бизнесмен оказался талантливым, и самое главное — смелым коллекционером.
«Портрет Сергея Щукина», Кристиан Крон, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)
Параллельно с Сергеем Щукиным коллекцию современных французских художников стал собирать другой текстильный магнат, Иван Морозов. Но если список их любимых авторов часто совпадал, то коллекции различались по сути. Если Иван Морозов подбирал картины, которые были в русле продолжения традиций французской живописи, то Сергей Щукин искал полотна парадоксальные, острые и радикальные. А после того, как эти произведения становились признанными, он шёл вперёд и увлекался новыми авторами. Он больше не покупал импрессионистов, а переходил к постимпрессионистам.
Сергей Щукин был не просто коллекционером, который в одиночестве любовался своими сокровищами, а наоборот старался сделать своё собрание доступным. Он приглашал и даже зазывал смотреть картины молодёжь, и особенно студентов художественных училищ. А их руководство, опасаясь дурного влияния, запрещало ученикам посещать дом на Знаменке, чтобы не дай бог они не испортили свой вкус. Их опасения не были напрасными, и возможно авангард двадцатых-тридцатых годов в России не был бы таким мощным без влияния Щукинской коллекции.
Сергей Щукин категорически не покупал русских художников, но всех пускал смотреть свою коллекцию и сам водил экскурсии. Показывая новую картину, он заранее ожидал, что его гости будут шокированы увиденным и любил приговаривать с изрядной долей иронии: «Сумасшедший писал, сумасшедший купил!» В ответ обыватели шептались, что страшные трагедии происходят в его семье потому, что в его доме висит «всё это». С собой покончили два его сына, и брат Иван. Умерла его молодая, красивая и любимая жена. А Сергей Иванович сразу после её смерти всю свою коллекцию завещал Третьяковской галерее.
Дмитрий Щукин. Обладатель Вермеера, Брейгеля и Рембрандта
Дмитрия искусствоведы называют «тихим братом» Щукиных. Он увлекался старым европейским искусством, в основном северным, и совершенно не нуждался в публичности. Дмитрий Васильевич просто собирал картины старых мастеров. Например, в его коллекции были работы Вермеера, Брейгеля и раннего Рембрандта. Правда, считается, что больших шедевров в его собрании нет, зато там нет и подделок.
«Портрет Дмитрия Щукина». (Wikimedia Commons)
Ещё при жизни он стал делиться своей коллекцией, и свою меценатскую деятельность начал с того, что передал 32 картины Румянцевскому музею. После революции 1917 года его коллекция стала достоянием широкой общественности, а его, её владельца в 1920 году назначили… младшим помощником хранителя Музея старой западной живописи, который открылся в его доме в Староконюшенном переулке. Умер Дмитрий Щукин в Москве в 1932 году в полном одиночестве. Его могила не сохранилась.
Зрелость
В 1773 г. Павел женился на гессен-дармштадской принцессе Вильгельмине ( в крещении Наталья Алексеевна). В связи с этим воспитание его было завершено, и он должен был привлекаться к государственным делам. Но Екатерина не посчитала это необходимым.
В октябре 1766 г. Наталья Алексеевна, которую Павел очень любил, скончалась при родах с младенцем, и Екатерина настояла на том, чтобы Павел женился второй раз, что он и сделал, отправившись в Германию. Вторая супруга Павла – вюртембергская принцесса София-Доротея-Августа-Луиза (в крещении Мария Федоровна). В энциклопедии Брокгауза и Ефрона так сказано о дальнейшем положении Павла: «И после того, во время всей жизни Екатерины, место, занятое Павлом в правительственных сферах, было местом наблюдателя, сознающего за собой право на верховное руководство делами и лишенного возможности воспользоваться этим правом для изменения даже самой мелкой детали в ходе дел. Такое положение особенно благоприятствовало развитию в Павле критического настроения, приобретавшего особенно резкий и желчный оттенок благодаря личному элементу, широкой струей входившего в него…»
Российский герб времен правления Павла I
В 1782 г. Павел Петрович и Мария Федоровна отправились в заграничное путешествие и были тепло приняты в европейских столицах. Павел даже получил там репутацию «российского Гамлета». Во время путешествия Павел открыто критиковал политику матери, о чем ей вскоре стало известно. По возвращении великокняжеской четы в Россию императрица подарила им Гатчину, куда переместился «малый двор» и где Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному на прусский манер, создал свою небольшую армию, проводя бесконечные маневры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования и предпринимал неоднократные и безуспешные попытки заняться государственной деятельностью: в 1774 г. он подает императрице записку, составленную под влиянием Панина и озаглавленную «Рассуждение о государстве касательно обороны всех пределов». Екатерина оценила ее как наивную и порицающую ее политику. В 1787 г. Павел просит у матери разрешения отправиться волонтером на русско-турецкую войну, но она отказывает ему под предлогом приближающихся родов Марии Федоровны. Наконец, в 1788 г. он принимает участие в русско-шведской войне, но и здесь Екатерина обвинила его в том, что шведский принц Карл ищет сближения с ним – и она отзывает сына из армии. Неудивительно, что постепенно его характер становится подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Он уединяется в Гатчине, где проводит почти безвыездно 13 лет. Единственное, что остается ему, — занятие любимым делом: устройством и обучением «потешных» полков, состоявших из нескольких сотен солдат, по прусскому образцу.
Екатерина вынашивала планы отстранения его от престола, ссылаясь на его плохой нрав и неспособность. Она видела на престоле своего внука Александра, сына Павла. Этому намерению не суждено было сбыться в связи с внезапной болезнью и смертью императрицы Екатерины II в ноябре 1796 г.
На престоле
Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, уничтожить ненавистные ему порядки екатерининского царствования — это стало одним из важнейших мотивов его политики. Он также старался пресечь влияние революционной Франции на умы россиян. В этом направлении и была развернута его политика.
Первым делом он велел извлечь из склепа Александро-Невской лавры останки Петра III, своего отца, которые были погребены в Петропавловской крепости вместе с гробом Екатерины II. 4 апреля 1797 г. Павел торжественно короновался в Успенском соборе московского Кремля. В этот же день было обнародовано несколько указов, важнейшими из которых были: «Закон о престолонаследии», который предполагал передачу трона по принципу допетровских времен, и «Учреждение об императорской фамилии», определявшее порядок содержания лиц царствующего дома.
Правление Павла I продолжалось 4 года и 4 месяца. Оно отличалось некоторой сумбурностью и противоречивостью. Слишком долго его «держали на поводке». И вот поводок сняли… Он пытался исправить недостатки ненавистного ему прежнего режима, но делал это непоследовательно: восстановил ликвидированные Екатериной II петровские коллегии, ограничил местное самоуправление, издал ряд законов, ведущих к уничтожению дворянских привилегий… Этого ему простить не могли.
В указах 1797 г. помещикам рекомендовалось исполнять 3-дневную барщину, запрещалось использовать труд крестьян в воскресные дни, не разрешалось продавать крестьян с молотка, а малороссийских – без земли. Было предписано явиться в полки дворянам, фиктивно в них зачисленным. С 1798 г. дворянские общества становились подконтрольными губернаторам, дворяне снова стали подвергаться телесным наказаниям за уголовные преступления. Но в то же время положение крестьян не было облегчено.
Преобразования в армии начались с замены «мужицкого» обмундирования на новое, скопированное с прусского. Желая поднять дисциплину в войсках, Павел I ежедневно присутствовал на учениях и разводах и сурово наказывал за малейшие ошибки.
Павел I очень боялся проникновения идей Великой Французской революции в Россию и ввел некоторые ограничительные меры: уже в 1797 г. были закрыты частные типографии, введена строгая цензура для книг, налагался запрет на французскую моду, был запрещен выезд молодых людей для обучения за границу.
В. Боровиковский «Павел I в мундире полковника Преображенского полка»
По вступлении на престол Павел, чтобы подчеркнуть контраст с матерью, декларировал миролюбие и невмешательство в европейские дела. Однако, когда в 1798 г. возникла угроза воссоздания Наполеоном самостоятельного Польского государства, Россия приняла активное участие в организации антифранцузской коалиции. В том же году Павел принял на себя обязанности магистра Мальтийского ордена, бросив таким образом вызов французскому императору, захватившему Мальту. В связи с этим мальтийский восьмиугольный крест был внесен в государственный герб. В 1798-1800 годах русские войска успешно сражались в Италии, а русский флот — на Средиземном море, что вызывало беспокойство со стороны Австрии и Англии. Отношения с этими странами окончательно испортились весной 1800. В это же время началось сближение с Францией, даже обсуждался план совместного похода на Индию. Не дожидаясь подписания соответствующего соглашения, Павел приказал выступить в поход донским казакам, которые были остановлены уже Александром I.
В.Л. Боровиковский «Портрет Павла I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена»
Несмотря на торжественное обещание поддерживать мирные отношения с другими государствами, данное при восшествии на престол, он принял активное участие в коалиции с Англией, Австрией, Неаполитанским королевством и Турцией против Франции. Русская эскадра под руководством Ф. Ушакова была направлена в Средиземное море, где с турецкой эскадрой освободила от французов Ионические острова. В Северной Италии и Швейцарии русские войска под командованием А.В. Суворова одержали ряд блестящих побед.
Судьба Сергея Щукина и его коллекции
Сергей Щукин прожил дольше всех своих братьев. Ему и его семье удалось избежать революционных потрясений. Он не только вовремя покинул Россию, но и сохранил часть своего огромного состояния. Его семья никогда не нуждалась, но с коллекционированием было покончено навсегда. Сергей Иванович Щукин умер в Париже в 1936 году.
Несмотря на то, что Сергей Щукин завещал свою коллекцию Третьяковской галерее, после революции её национализировали и объединили с Морозовской коллекцией, а вскоре после Великой Отечественной войны картины, которые великие коллекционеры подбирали, тщательно взвешивая покупку каждой, на гребне волны с космополитизмом поделили пополам между Москвой и Ленинградом, между ГМИИ имени А. С. Пушкина и Государственным Эрмитажем.
Не коллекция Щукина, а коллекции Щукиных
Выражение «коллекция Щукина» у всех на слуху. Большинство людей справедливо полагает, что речь идёт о великолепном собрании картин французских художников, импрессионистов и постимпрессионистов. Но для кого-то станет открытием, что у Сергея Щукина (1854−1936) было ещё три брата — старший Пётр (1853−1912) и два младших, Дмитрий (1855−1932) и Иван (1869−1908). И все они были страстными коллекционерами, их собрания были такого же высокого уровня.
Все четверо были очень разными людьми, но их всех объединяла любовь к прекрасному и тяжёлые испытания судьбы, такие сильные, что не все смогли их вынести.
Страсть братьев Щукиных к коллекционированию возникла не вдруг, не на пустом месте. Их дед, купец Василий Петрович Щукин, положил начало семейному капиталу, занявшись после войны 1812 года торговлей тканями. В середине века один из его шести сыновей, Иван Васильевич, стал купцом первой гильдии, и вошёл в десятку крупнейших российских торговцев мануфактурой, а его состояние стало исчисляться миллионами. Он не знал иностранных языков, не так много успел поучиться и не занимался коллекционированием, но среди родственников и ближнего окружения текстильного магната было немало блестяще образованных людей и тех, кто собирал предметы искусства. Его друг, купец и благотворитель, Кузьма Солдатенков, собирал картины и книги, известными коллекционерами были ближайшие родственники Щукиных Боткины. Автор книг и исследователь жизни и коллекций Щукиных Наталья Семёнова предполагает, что братья Щукины не только приобрели «нюх» на прекрасное, с детства тренируя вкус и «глаз», но и получили этот дар по наследству от Боткиных. А Пётр Бурышкин, бытописатель московского купечества считает, что оно у них «было в крови».
Памятник в Гатчине[ | ]
Открытие памятника Павлу I около Большого Гатчинского дворца. Литография, 1851 год В честь открытия гатчинского памятника 1(14) августа 1851 года перед Гатчинским дворцом был устроен парад, в котором принимали участие Павловский, Егерский, Кавалергардский и Гусарский полки. На параде присутствовал император Николай I. Это событие было запечатлено — придворный «живописец Его Величества» Адольф Шарлеман запечатлел будущего наследника российского престола великого князя Александра Николаевича в тот момент, когда он стоял за часового около памятника в мундире лейб-гвардии Павловского полка на картине «Освящение памятника императору Павлу I в Гатчине» (1851 год).
В 1919 году памятник подвергался угрозе сноса — городские власти решили избавиться от фигуры монарха. Но памятник удалось отстоять, во многом благодаря хранителю музея Владимиру Кузьмичу Макарову.
После войны с 1953 по 1960 год во дворце располагалось Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище и у его курсантов существовал обычай — ежегодно в выпускной день памятник императору наряжался в специально сшитую тельняшку.
Памятник Павлу I в Гатчине является одним из неофициальных символов города — его изображение часто можно встретить на сувенирной продукции, на обложках книг, посвящённых городу.
Образование
С 1760 г. главным воспитателем Павла стал граф Н.И. Панин, который был его учителем до вступления наследника в брак. Несмотря на то, что Павел более предпочитал военные науки, он получил достаточно хорошее образование: без труда объяснялся по-французски и по-немецки, знал славянский и латинский языки, в подлиннике читал Горация, в процессе чтения делал выписки из книг. У него была богатая библиотека, физический кабинет с коллекцией минералов, токарный станок для занятий физическим трудом. Он умел хорошо танцевать, фехтовать, увлекался верховой ездой.
О.А. Леонов «Павел I»
Н.И. Панин, сам страстный поклонник Фридриха Великого, воспитал наследника в духе преклонения перед всем прусским в ущерб национальному русскому. Но, по свидетельствам современников, в юности Павел был способным, стремящимся к знаниям, романтически настроенным, с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости. После восшествия на престол матери в 1762 году их отношения были достаточно близкими. Однако со временем они ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. По стране распространялись слухи о его воцарении, к нему как к «сыну», взывал Е. И. Пугачев. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот начинал все более критически оценивать политику матери. Совершеннолетие сына Екатерина просто «не заметила», никак не ознаменовав его.
Детство
Сразу же после рождения он попал под полную опеку бабушки, Елизаветы Петровны, которая все заботы о его воспитании взяла на себя, фактически отстранив мать. Но Елизавета отличалась непостоянством характера и вскоре охладела к наследнику, передав его на попечение нянек, которые были обеспокоены только тем, чтобы ребенок не простудился, не ушибся и не шалил. В раннем детстве мальчик с пылким воображением был запуган няньками: впоследствии он всегда боялся темноты, вздрагивал при стуке или непонятном шорохе, верил в приметы, гадания и сны.
На пятом году жизни мальчика начали обучать грамматике и арифметике, его первый учитель Ф.Д. Бехтеев использовал для этого оригинальную методику: буквы и цифры он писал на деревянных и оловянных солдатиках и, выстраивая их в шеренги, учил наследника читать и считать.
Щукин Степан СеменовичКартины и биография
Император Павел I, 1797, Музей Тропинина, Москва
В 1782 году после окончания Академии с большой золотой медалью художник был отправлен совершенствовать свое мастерство в Париж в качестве пенсионера. По возвращении из Европы в 1786 году за исполненный по поручению Академии портрет ее адъюнкт-ректора Юрия Матвеевича Фельтена (находится в конференц-зале Академии) получил звание назначенного в академики и должность преподавателя в портретном классе Академии. В 1797 году Щукин за портрет императора Павла I во весь рост удостаивается звания академика.
В 1802 году художник был избран в Совет Академии художеств. С избранием в действительные члены (что соответствовало статусу генерала в государственной табели о рангах) Императорской Академии Щукин не прекратил своей практической деятельности. Помимо портретов живописец занимался миниатюрой (одно время возглавлял в Академии класс миниатюрной живописи) и принимал участие в написании образов для Казанского собора в Петербурге. Портреты Щукина, до некоторой степени напоминающие собой кисть Левицкого, замечательны точностью рисунка, прекрасной характеристикой изображенных лиц, вкусным выбором аксессуаров, гармоничным колоритом и мастерским письмом.
Кроме вышеупомянутых портретов Фельтена и императора Павла I, в Академии находится исполненный Щукиным портрет профессора архитектуры Адриана Дмитриевича Захарова; в московской Оружейной палате – портрет Павла I в далматике; в гатчинском дворце – портрет Павла Петровича Ромавнова в бытность его великим князем; в московской Третьяковской галерее – портрет неизвестной дамы; в московском Румянцевском музее – портрет священника.
Среди других произведений Степана Семеновича Щукина заслуживают особого внимания портреты императрицы Марии Федоровны, великой княжны Екатерины Павловны, адъюнкт-ректора Академии художеств Ивана Егоровича Старова, князя Адама Адамовича Чарторыжского, генерала от артиллерии Алексея Ивановича Корсакова, министра народного просвещения Российской империи графа Петра Васильевича Завадовского, председателя Государственного Совета графа Николая Николаевича Новосильцева, три портрета императора Александра І и его собственный автопортрет, который хранится в Русском музее.
Много произведений Степана Щукина находится в частных собраниях. Важнейшие из многих учеников Щукина в Императорской Академии художеств – Василий Андреевич Тропинин, Александр Григорьевич Варнек, Федор Григорьевич Солнцев, Михаил Иванович Теребенев. Щукин Степан Семенович умер в 1828 году в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.
Иван Щукин. Крёстный отец коллекционера Сергея Щукина
Именно Иван привил любовь к современному французскому искусству своему старшему брату Сергею Щукину. Он всегда был в стороне от семейного бизнеса. Поначалу он увлекался коллекционированием философских и богословских книг, но переехав в Париж, оказался в самом центре художественной жизни Европы. Иван познакомился здесь с новым течением живописи — импрессионизмом, и впоследствии познакомил с ним Сергея. Иван первым оказался вхож в круг галериста Поля Дюрана-Рюэля, и первого Сезанна в семье купил не Сергей, а Иван.
«Портрет Ивана Щукина», Игнасио Сулоага, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)
Правда, в 1900 году он свою французскую коллекцию продал, потому что увлёкся старым испанским искусством. Его проводником в мир старой школы стал испанский художник-импрессионист Игнасио Сулоага, который стал его ближайшим другом. В то время такие великолепные художники как Гойя, Эль-Греко и даже Веласкес, не были так популярны, как сейчас. У Ивана возникли финансовые проблемы, и когда он решил продать свою испанскую коллекцию, то оказалось, что многие из картин поддельные. Он не смог рассчитаться с кредиторами и в 33 года свёл счёты с жизнью. Подлинники из его собрания стали украшением крупнейших музеев Европы. Если бы не его преждевременная смерть, возможно он стал бы обладателем такой же значительной коллекцией, какую собрал его брат Сергей.
Сергей Щукин и Матисс. Они нашли друг друга
Одним из любимых художников Сергея Щукина был Анри Матисс. Коллекционер при покупке картин редко общался с живописцами напрямую, предпочитая пользоваться услугами маршанов. Матисс был единственным исключением. Щукин был связан с Матиссом теснейшим образом, переписывался с ним и сам делал ему заказы. В 1911 году Матисс приехал в Москву и все его картины были собраны в Розовой гостиной.
Зал Матисса в особняке Сергея Щукина на Знаменке. (ГМИИ им. А. С. Пушкина)
За популяризацию творчества Матисса Щукина особенно резко обвиняли в том, что он причиняет вред России и русской молодёжи. Но это, как ни странно, только укрепило его веру в Матисса. «Из-за Вас надо мной понемногу издеваются». «Я надеюсь когда-нибудь победить, но надобно ещё несколько лет борьбы». «Я полон веры в Вас и уверен в Вашей победе». «Я с удовольствием думаю о Ваших картинах и надеюсь иметь их много». И так в каждом письме.