Супрематизм, 1915-1918
Май 1915 года считается моментом рождения супрематизма: художник начал экспериментировать с беспредметной живописью. Термин «беспредметный» играет важную роль в научных работах Малевича. Он использовал его в значении «абстрактный», «бессюжетный», «нематериальный» и применял его не только в отношении живописи, но и языка, и мира в целом. Первые супрематические работы Малевич продемонстрировал в ноябре 1915 года, а в декабре того же года прошла легендарная выставка «0,10», на которой Малевич представил концепцию супрематизма и показал «Черный квадрат».
Экспозиция картин Малевича на выставке «0,10», 1915
Вторым названием выставки было «Последняя футуристическая выставка картин». Это провокационное название транслировало идею, что футуризм исчерпал себя, и пришло время нового искусства. Кроме того, такой выбор названия отражает мировоззрение Малевича: он считал, что все устаревшие художественные методы не заслуживают внимания и должны быть «сброшены с корабля современности».
Считается, что идея «Черного квадрата» появилась у Малевича еще в 1913 году, когда его соратник Михаил Матюшин попросил сделать декорации и костюмы для оперы Алексея Крученых «Победа над солнцем». Малевич принялся за работу и украсил сцену композициями из геометрических фигур, создал кубофутуристичные костюмы. Одним из элементов декораций был элементарный холст, на котором Малевич написал черный квадрат. В 1915 году состоялась вторая постановка оперы. К этому моменту «Черный квадрат» стал самостоятельным произведением.
Эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем», 1913
Малевич задумывал «Черный квадрата» в первую очередь как провокацию. Он считал, что именно эпатаж и шокирование светской публики — неотъемлемый шаг в освобождении от устоев классической живописи. Помимо этого «Черный квадрат» является манифестом обнуления искусства. Он полагал, что супрематизм — это наивысшая точка творческих исканий. Философ Михаил Бахтин писал: «Для Малевича супрематизм был самая высшая, последняя в области искусства мысль — супрем, супрематизм».
Радикальные идеи Малевича также описал теоретик Николай Пунин: «Супрематизм — концентр, куда сошлась мировая живопись, чтобы умереть». На выставке «0,10» «Черный квадрат» висел на месте красного угла, где традиционно в русских избах располагался иконостас. Таким образом, Малевич провозгласил «Черный квадрат» иконой нового беспредметного мира. По рассказу одной из учениц, художник считал «Черный квадрат» настолько серьезным открытием, что неделю не мог ни есть, ни спать. Это произведение встретило много критики со стороны художественного сообщества.
Например, историк искусства Александр Бенуа писал: «Черный квадрат в белом окладе — это не простая штука, не простой вызов, не случайный маленький эпизод, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
Пётр Ильич Чайковский. Биография
Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск. Сейчас территория поселка относится к Удмуртии. Отец Петра Ильича, Илья Петрович Чайковский не владел музыкальной профессией. Он происходил от казачьего рода Чаек, который хорошо известен Украине и работал простым инженером. Мать Петра Ильича Чайковского, Александра Андреевна Ассиер окончила училище для сирот, где занималась литературой, географией, арифметикой, риторикой и иностранными языками.
В свое время отец Петра Ильича Чайковского получил хорошую должность, из-за чего переехал на Урал. Он стал руководителем Камско-Воткинского сталелитейного завода, одного из крупнейших предприятий. Ему предоставили не только большой дом с прислугой, но и войско, в котором служило сто казаков. Среди гостей большого дома бывали дворяне, столичная молодежь, английские инженеры и другие представители высшего общества.
В семье Чайковских было шестеро детей: старший — Николай, второй сын — Пётр (Пётр Ильич Чайковский), Ипполит и младшая сестра Александра, позже родились близнецы Модест и Анатолий. Кроме того, в большом доме всегда жили родственники Ильи Петровича Чайковского, а позже и гувернантка детей, француженка Фанни Дюрбах из Монбельяра, которую встретили как члена семьи.
Несмотря на то, что родители Петра Ильича Чайковского не были профессиональными музыкантами, музыка всегда жила в их доме. Илья Петрович умел играть на флейте, Александра Андреевна – на фортепиано и арфе, говорили также, что она чудесно исполняет романсы, а гувернантка просто очень любила музыку.
В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Пётр Ильич брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой. Он не только был талантлив в музыке, но и сочинял стихи.
Старшие дети Чайковских получили хорошее образование: они учились в Санкт-Петербурге в пансионе Шмеллинга. Здесь Пётр Ильич познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. В юном возрасте случилась беда: Пётр Чайковский переболел корью, от последствий которой страдал всю жизнь.
В 1850 году Пётр Ильич Чайковский поступил в Императорское училище правоведения, где проучился вплоть до 1859 года. До разорения отца и кончины матери Пётр Ильич также брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Из-за бедственного положения семьи их позже пришлось прекратить.
После окончания учёбы Пётр Ильич Чайковский работал в Министерстве юстиции, где вёл дела крестьян. В свободное время он ходил в театр и музицировал. В 1861 году Чайковский впервые побывал за границей, где посетил Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и Лондон.
Развод, воссоединение, расставание
В конце семидесятых годов наступил кризис в отношениях. Жена Ободзинского — Нелли (биография, фото которой приведены в данной статье) ощущала отстраненность. Валерий чувствовал неудовлетворенность собственной жизнью, карьерой. Его стали запрещать показывать на телевидении, многие песни забраковывали. Певец понимал, что без появления на экранах он станет никому не нужен. Только благодаря радио он оставался на плаву.
Первое расставание случилось в 70-х, супруги подали на развод, а в 80-х снова поженились. Но ненадолго — мужчина вскоре ушел к новой пассии. После чего уже не возвращался. Карьера его была окончательно загублена, а вскоре и здоровье. Мужчина скончался в 1997-м году.
Живопись
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Картина Марка Шагала «Голгофа»
В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки. Летом 1914 года Марк вернулся в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914–1915 годах была создана серия картин из семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).
В предреволюционные времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей»), картины из цикла «Любовники» («Голубые любовники», «Зеленые любовники», «Розовые любовники») и жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», «Портрет Беллы в белом воротничке», «Над городом»).
Картина Марка Шагала «Над городом»
В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
Картина Марка Шагала «Белое распятие»
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
Ранние годы
Биография Нелли Ободзинской началась в 1943 году. Появилась на свет будущая супруга известного певца в начале марта в городе Свердловске (ныне — Екатеринбург). Нелли стала одной из первых учениц в школе, что располагалась неподалеку от ее дома. Учебное заведение впервые открыло свои двери в 1950-м году — в период массового восстановления хозяйства страны после войны.
Училась девочка с большим удовольствием, особенно легко ей давались иностранные языки. Потому после окончания школы хотела стать преподавателем. Поступать уехала далеко от отчего дома — на Байкал, в город Иркутск. Окончила педагогический институт имени Хо Ши Мина.
Трудности происхождения
Говоря о биографии художника Левитана, нельзя не упомянуть о том, что уже с детства и на протяжении всей жизни ему приходилось сталкиваться с трудностями из-за своего еврейского происхождения. Некоторые учителя изначально относились к нему предвзято, более того, будучи евреем, он выбрал «запретную», по их мнению, тематику – русский пейзаж. Некоторым его чувства казались неискренними и наигранными с целью получить расположение окружающих. Однако на этом неприятности не закончились: в 1872 году вышел указ, запрещавший евреям проживание в «исконно русской столице». Левитана с братом и сестрами выселили из их дома, и им пришлось несколько лет жить на небольшой даче в местечке Салтыковка (сейчас окрестности города Балашихи). В 1879 году художнику удается продать картину «Вечер после дождя» и переехать назад в город. Однако диплом художника Левитан получить не смог, вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания.
Малевич и большевики
Когда пришла революция 1917 года, Казимир Малевич встал на сторону большевиков. Он хотел сотрудничать с новой властью, так как это позволяло ему контролировать культурную и художественную политику. Ему казалось, что большевики позволят авангардистам преобразовать мир. В ноябре 1917 года Малевич был назначен «временным комиссаром для охраны ценностей Кремля», и в его назначении на эту должность кроется доля иронии, ведь он должен был оберегать то, что считал «обломками истории». Летом 1918 года был создан отдел Изобразительных Искусств, в коллегию которого вошли такие известные художники, как Любовь Попова, Надежда Удальцова, Ольга Розанова, , и Казимир Малевич.
Малевичу было поручено реформировать музеи и образование. С приходом новой власти авангардисты задались целью преобразовать методы художественного обучения. Многие академии были превращены в открытые мастерские, в которых педагоги могли выбирать собственную методику образования. Например, Малевич на стенах мастерской развешивал перед студентами лозунги «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычернено на ваших ладонях» и «Сожжем Рафаэля». Однако эта свобода быстро закончилась: в сентябре 1918 года большевики провели выборы руководителей открытых мастерских, и авангардисты не сумели занять в них ведущие должности. Авангардистов пригласили украсить город ко дню международной солидарности трудящихся 1 мая 1918 года и к годовщине революции. Малевич отвечал за оформление фасада здания рабочих и солдатских депутатов на Тверской улице.
Однако с 1919 года возмущение большевиков участием авангардистов в руководстве стало усиливаться. Попытки сотрудничества превратились для художников в бесконечные противостояние, которое привело к потере недавно приобретенных привилегий. Тем не менее, в 1919 году Казимир Малевич оставался членом коллегии отдела Изобразительных искусств и занимался преобразованием выставок и музеев. Малевич пытался продвигать свое новаторское видение музея как лаборатории искусства. Он считал, что современный музей должен стать «собранием проектов современности, и только те проекты, которые смогут быть применены к остову жизни или в которых возникнет остов новых форм ее, — могут быть хранимы для времени». Взгляды Малевича были крайне прогрессивными, ведь подобные музеи стали появляться в Европе только после Второй Мировой войны.
Весной 1919 года его идеи были реализованы. Состоялась Государственная выставка, которая целиком была посвящена абстрактному искусству. На ней Малевич впервые представил свою серию работ «Белое на белом». Однако эта выставка не получила должного внимания, и авангардистов обвинили в том, что они монополизируют музейную политику. Работа на государственной службе перестала приносить результаты, и осенью 1919 года Малевич решил переехать из Москвы в Витебск.
На это решение в частности повлиял , который с весны 1919 года преподавал в Витебском народном училище ваяния и зодчества. Малевич познакомился с Лисицким в 1917 году, и в середине октября 1919 года Лисицкий предложил Малевичу работать в Витебском училище и пообещал опубликовать его крупное сочинение «О новых системах в искусстве». Малевич сразу же принял предложение коллеги и написал заявление об уходе из московских мастерских: в Москве ему было все сложнее публиковать свои произведения. Также в отличие от Москвы, в Витебске не было проблем с продовольствием, и работа в училище гарантировала ему стабильную зарплату.
Годы творческого расцвета
После освобождения Киева Яблонская сразу вернулась в украинскую столицу. В 1944 году была принята в Союз художников Украины.
Преподаватель
В родном художественном институте почти тридцать лет Яблонская отдала обучению молодых талантов. В 1967 году получила звание профессора. Ученики любили своего наставника. Занимались не только в стенах института – дискуссии часто плавно перетекали в дом Яблонской, где за чаепитием было легче раскрыться и высказаться. Здесь, в неформальной обстановке, художница была с учениками почти подругой, весёлой и непосредственной. Студентам-будущим художникам было удивительно, что в её мастерской порядок. К гармонии она стремилась всегда: в семье и на работе, в дружбе и на холстах.
Живопись
Строгость в Яблонской была ещё та – прежде всего, к собственной живописи. Задумав картину, она делала эскизы сотнями. Найдя нужную композицию и работая уже на холсте, могла проткнуть его, если что-то пошло не так. Случалось, сжигала свои работы. Приступая к картине, нуждалась в тишине и покое, концентрировалась на замысле – суета и телефонные разговоры были неприемлемы.
Конъюнктурщицей не была никогда. Её картины в стиле соцреализма написаны не по заданию. Они рождены собственными чувствами художницы, её впечатлениями, идущими «от сердца». Это советская живопись с душой, добрая и искренняя.
Прославившие автора картины Татьяны Яблонской – полотна, ставшие талисманами целой эпохи, живописными свидетельствами событий из жизни советских людей. Простые сюжеты и живое исполнение делали работы человечными и понятными. Власть, в целом, относилась с одобрением – звание народного художника, три Государственных премии.
Выставки, в том числе за границей
Участвуя в выставках ещё студенткой, успешно экспонировала свои работы всю жизнь. Её персональные выставки привлекали толпы зрителей в Киеве и Москве, Будапеште и Лондоне. Участвовала в международных мероприятиях, самыми крупными из которых стали выставки в Венеции (1956) и Брюсселе (1958). Была в Испании, откуда приехала в безумном восторге, трижды в Италии, стране искусства, которую просто обожала. За границу выезжала не только как художник и автор выдающихся работ, но и как депутат Верховного Совета Украинской ССР.
Не всё гладко
Лишь иногда случались казусы. Так, принятая сначала картина «Перед стартом» (1947) с чьей-то подачи стала вдруг неугодной. Какие-то ценители искусства увидели в ней «тлетворное влияние импрессионизма», велели снять с выставки. Это сегодня она гордость Национального художественного музея Украины, а тогда, снятая с подрамника, картина долгое время валялась в подвале.
От глубоких и разрушительных переживаний художницу спасало собственное жизнелюбие – совершенно счастливый характер, направленный на поиск радости во всём, отметающий всякие отрицательные эмоции. К тому же главным ориентиром в искусстве для Татьяны Ниловны всегда была собственная оценка.
Если художница была убеждена в правоте, ничто не могло её сломить. Не боялась она и высказываться в соответствии со своими убеждениями. Так, спокойно отказала соответствующим органам в сотрудничестве, когда училась в институте
Много позже, в 1968 году, на съезде художников Украины раскритиковала излишнее внимание партийных органов к искусству. Последовали неприятности, снятие с должностей
Через несколько месяцев кто-то заступился, и Татьяну Ниловну восстановили в статусе.
Несколько штрихов к портрету
Вторым мужем художницы стал тоже её коллега, Армен Атаян. В 1959 году у Татьяны Яблонской родилась третья дочь, Гаянэ. Художественная среда, в которой росли дети, не оставила им выбора – все три дочери продолжили династию.
Кроме живописи у Татьяны Ниловны было множество талантов и увлечений: она хорошо водила машину (в семье были жигули, на которых художница ездила на этюды), отлично плавала (обожала бороться с течением), ходила на лыжах. Любила помогать людям. Педагогический талант отразился на собственных дочерях: Яблонская не ходила на родительские собрания, приучая детей быть ответственными.
Рост, вес, возраст. Годы жизни Валерия Ободзинского
Рост, вес, возраст, сколько лет Валерию Ободзинскому — ответ на некоторые из этих вопросов можно узнать только в интервью, которые дали близкие певца. Официально известно, что популярный исполнитель обладал ростом в 172 см, в молодые годы его вес был равен 62 кг. Но в последние годы жизни Валерий Ободзинский был обрюзшим и опустившимся человеком, его вес составлял примерно 80-85 кг.
Он не придерживался здорового образа жизни. В сознательном возрасте много употреблял спиртных напитков и наркотических средств, что негативным образом сказалось на его внешнем виде. Он выглядел старше своих лет. Умер Валерий Ободзинский в 55 лет, что стало для всех неожиданным. Если бы Валерий Ободзинский дожил, то сейчас бы популярному артисту исполнилось 75 лет.
Последние годы
В 1989 году настиг инфаркт. Художница, ограниченная в движениях, нашла удовлетворение в малом – ожидала солнца по вечерам наготове, «успеть залить полотно вечерним золотом».
В 1999 году у Яблонской случился инсульт. Упорство и оптимизм подсказали художнице выход – правая рука отказала, значит, надо учиться владеть левой. Так последние шесть лет она и провела – в инвалидной коляске и с кистью в левой руке. Мудрая и стойкая женщина умела находить прелесть в обыденном: пейзаже за окном, трогательном букетике в стакане, хаотично стоящих чашках после завтрака.
Она была влюблена в жизнь, поэтому по-другому не могла. Ныть, сдаваться – это было не для неё. Даже находясь в физически сложном положении, заполняла свою жизнь до отказа. Рисовала, читала, думала, вдохновлялась и радовалась жизни. До последнего дня. Умерла Татьяна Ниловна 17 июня 2005 года.
Детство и юность
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 6 июля 1887 года в белорусском городе Витебске, в черте Российской империи, отделенной Екатериной II для проживания евреев. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедкой. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Мать художника Фейга-Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.
Художник Марк Шагал
С пяти лет Мовша, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и Закону Божию. В 13 лет Шагал поступил в Витебское городское четырехклассное училище. Правда, учеба особого удовольствия ему не доставляла: в то время Марк был ничем не примечательным заикающимся мальчишкой, который из-за неуверенности в себе не мог найти общего языка со сверстниками.
Провинциальный Витебск стал для будущего художника и первым другом, и первой любовью, и первым учителем. Юный Моисей с упоением рисовал бесконечные жанровые сценки, которые он ежедневно наблюдал из окон своего дома. Стоит отметить, что родители не питали особых иллюзий по поводу художественных способностей сына. Мать неоднократно подкладывала рисунки Моисея вместо салфеток на обеденный стол, а отец и слышать не хотел об обучении отпрыска у именитого в то время витебского живописца Юделя Пэна.
Музей Марка Шагала в Витебске
Идеалом патриархальной семьи Шагалов был сын-бухгалтер или, на худой конец, сын-приказчик в доме состоятельного предпринимателя. Юный Моисей на протяжении пары месяцев выпрашивал у отца деньги на школу рисования. Когда главе семейства надоели слезные просьбы сына, он выбросил необходимую сумму денег в распахнутое окно. Будущему графисту пришлось собирать разлетевшиеся по пыльной мостовой рубли на глазах смеющихся обывателей.
Учеба давалась Мовше трудно: он был подающим надежды живописцем и никудышным учеником. Впоследствии эти две противоречащие друг другу черты характера отмечали все люди, пытавшиеся повлиять на художественное образование Шагала. Уже в возрасте пятнадцати лет он считал себя непревзойденным гением и поэтому с трудом мог выдерживать замечания учителей. По мнению Марка, только великий Рембрандт мог быть его наставником. К великому сожалению, художников подобного уровня не было в маленьком городке.
Марк Шагал в молодости
Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там он проучился 2 месяца.
Марк Шагал за работой
Летом 1909 года отчаявшийся найти свой путь в искусстве Шагал вернулся в Витебск. Юноша впал в депрессию. Картины этого периода отражают удрученное внутреннее состояние непризнанного гения. Его часто видели на мосту через Витьбу. Неизвестно, к чему могли привести эти упаднические настроения, если бы Шагал не встретил любовь всей своей жизни – Берту (Беллу) Розенфельд. Встреча с Беллой наполнила до краев его опустошенный сосуд вдохновения. Марку вновь захотелось жить и творить.
Марк Шагал в старости
Осенью 1909 года он вернулся в Петербург. К желанию найти наставника, равного ему по дарованию, добавилась новая идея фикс: юноша задумал во что бы то ни стало покорить Северную столицу. Рекомендательные письма помогли Шагалу поступить в престижную школу рисования именитой меценатки Званцевой. Художественным процессом учебного заведения руководил живописец Лев Бакст.
По свидетельствам современников Моисея, Бакст взял его без всяких нареканий. Более того, достоверно известно, что Лев оплачивал обучение подающего надежды графиста. Бакст напрямую заявил Мовше, что в России его талант не приживется. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил обучение. В столице Франции он впервые начал подписывать свои работы именем Марк.
Детство и юность
Биография Исаака Ильича Левитана, выдающегося российский художника, начинается в 1860 году в небольшом городке Кибарты (сейчас находится на территории Литвы), в совсем небогатой еврейской семье. Его отец, Илья Левитан, преподавал иностранные языки, а также работал переводчиком. Исаак был самым младшим, четвертым ребенком в семье: у него были старшие брат Авель Лейб и две сестры — Тереза и Эмма.
Художественные способности Левитана стали проявляться еще в детстве. Он не единственный в семье имел склонность к изобразительному искусству, его брат также увлекался живописью. В начале 1870-х, в надежде улучшить материальное положение, семья Левитанов переехала в Москву, где Авель Лейб поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По примеру брата, двумя годами позднее, в возрасте тринадцати лет, туда поступил и Исаак. Этот период стал ключевым для творческой биографии Исаака Левитана.
Юный художник учился успешно и считался подающим надежды. Однако через несколько лет умерла сначала мать, а затем и отец. Дети остались одни, в крайней нужде. Им помогали друзья, а также само училище, желавшее поддержать талантливых учеников. В 1877 году выдающийся русский живописец Алексей Саврасов, будучи преподавателем пейзажного класса, взял Левитана к себе в ученики. И тот быстро оправдал надежды учителя: в этом же году о двух его картинах, участвовавших в выставке, написали в газетах, а ему вручили серебряную медаль и денежный приз в размере 220 рублей. Это был первый успех юного шестнадцатилетнего живописца. В училище, помимо Саврасова, ему также повезло учиться у таких учителей, как Перов и Поленов.