Детство и юность
Валентин Пикуль родился в Ленинграде 13 июля 1928 года. Родители Савва Михайлович и Мария Константиновна были выходцами из крестьянских семей. Жизнь писателя начиналась непросто – ранние годы и юность пришлись на Великую Отечественную войну, которая не щадила никого.
Валентин Пикуль с родителями
До 4 класса мальчик жил с родителями в Ленинграде, учился на отлично и посещал кружки акробатики и рисования. За год до войны Пикули переехали в Молотовск, где получил работу отец будущего писателя. Сдав экзамены за 5 класс, Валя вместе с мамой поехал в Ленинград, в гости к бабушке. Начавшаяся война не дала семье вернуться домой к осени, а затем началась блокада.
Зиму 1941-1942 года, самое страшное время блокады, Валентин Саввич с матерью прожили в Ленинграде. Эвакуироваться из осажденного города удалось только по «Дороге жизни» – под обстрелами и с постоянным риском уйти на дно Ладожского озера вместе с машиной. К этому моменту у мальчика от недостатка питания и витаминов развились дистрофия и цинга.
Юнга Валентин Пикуль
Семью эвакуировали в Архангельск, отец Пикуля в это время уже воевал в рядах морской пехоты. Валентин Саввич, несмотря на юный возраст, не захотел отсиживаться в тылу. Из Архангельска юноша бежал на Соловки, в школу юнг. В 1943 году Пикуль закончил учебу и был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота. Отец Пикуля в это время без вести пропал под Сталинградом.
Парень прошел всю войну. К моменту капитуляции Германии Валентину было 17 лет, а в его личном деле имелась характеристика, согласно которой юнга В. Пикуль способен на совершение необдуманных поступков.
Валентин Пикуль в молодости
После победы юношу отправили в Ленинградское подготовительное военно-морское училище, но с учебой не сложилось – в 1946 году его отчислили с формулировкой «за нехватку знаний». Официальное образование он так и ограничил 5 классами школы – больше нигде писатель не учился и получал знания самостоятельно, с помощью книг.
Смерть
6 августа 2005 года этот мир покинул Никулин Валентин. Актер в последние месяцы тяжело болел. Врачи поставили ему диагноз – остеопороз. Данное заболевание характеризуется разрушением костной ткани, в результате чего кости становятся хрупкими. Также у актера были проблемы с сосудами. Бывшая супруга (Ганулина Марина) приехала из Израиля в Москву, чтобы ухаживать за ним.
За месяц до смерти состояние Валентина Юрьевича заметно ухудшилось – он перестал ходить. Его шансы на выздоровление равнялись нулю.
Последний приют Валентин Никулин обрел на Донском кладбище (г. Москва). Его могила расположена на территории 4-го участка. В июле 2007 года коллеги, родственники и поклонники актера установили ему памятник из гранита.
Самые дорогие картины Валентина Серова
Картины Серова высоко ценятся на международных аукционах и нередко уходят с них в частные коллекции по высоким ценам. За последние двадцать лет в период с 2000 года оборот продаж работ художника составил 25 млн долларов суммарно за 83 картины. Посмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.
Рекорд принадлежит картине «Портрет Марии Цетлиной», которая наделала много шума на аукционе Christie’s. Появление здесь в 2014 году полотна такого большого значения стало полной неожиданностью. Обычно такие холсты висят в музеях и крайне редко оказываются на торгах. И именно из музея портрет попал на аукцион вот по какой причине. Картина украшала один из музеев города Рамат-Ган (Израиль), куда она попала после смерти наследников Цетлиной. Так как музеи города пришли в упадок, городские власти решили выставить некоторые работы на аукцион, чтобы на вырученные средства поправить положение. Местным жителям такой подход совсем не понравился, и они устроили забастовку. Однако эта мера не помешала холсту попасть на торги, причем ушел он с молотка за баснословные 14,5 млн долларов. Так как эта сумма оказалась в 4 раза больше ожидаемой прибыли, власти пообещали построить в городе новый музей русского искусства.
В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.
Не меньшей неожиданностью для аукциона стал и портрет Оскара и Розы Грузенберг. На нем запечатлен знаменитый юрист, которого называли защитником угнетенных, Оскар Грузенберг и его супруга Роза. Репродукция этой картины неоднократно появлялась в монографиях о художнике. При этом копия была черно-белой, так как местонахождение оригинала никто не знал. Как выяснилось на аукционе, портрет все это время оставался в семье Грузенберг и был выставлен на торги правнучкой пары с портрета. Картину продавали в 2012 году на аукционе Fine Art Auctions в Майами.
Эксперты были весьма удивлены, что такая масштабная работа предлагалась на малоизвестном аукционе всего за 150-200 тысяч долларов. Однако покупатели по достоинству оценили это произведение и бились до тех пор, пока цена не взлетела в десятки раз и не достигла планки 4,67 млн долларов.
В. Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910 г.
Третьей работой стал портрет Прасковьи Мамонтовой, выполненный художником в те же годы, что и знаменитая картина «Девочка с персиками». На портрете изображена Прасковья — двоюродная сестра Веры Мамонтовой (той самой Веры, что позировала Серову в усадьбе Мамонтовых для «Девочки с персиками»). Этой картине не суждено было стать столь известной: то ли выражение лица девочки не способствовало этому, то ли мрачные тона, из-за чего в картине не ощущалось легкости момента, как в работе «Девочка с персиками». Однако это произведение имеет высокую ценность по другим причинам: оно не только демонстрирует известную семью Мамонтовых, но и является отличным образцом ранней живописи Серова, который уже в свои двадцать с небольшим лет создавал картины высокого уровня. Картина была выставлена на международных торгах Sotheby’s в 2012 году и ушла за 1,9 млн долларов.
В. Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889 г.
Мы рассмотрели только тройку наиболее крупных уходов, остальные продажи можно посмотреть в каталогах аукционных домов, в частности найти их на Sotheby’s и Christie’s. Заметим, что картины Серова появляются на аукционах достаточно редко. Как мы писали выше, за последние двадцать лет на аукционах было продано только 83 картины, а выставлено — 130.
Прекрасные работы талантливого живописца Валентина Серова можно перечислять и описывать еще долго. Хотя мастер ушел из жизни в самом расцвете лет, его наследие очень велико и сегодня восхищает зрителей не меньше, чем в годы работы художника.
биография
Клуцис и Кулагина в 1922 году, фотомонтаж Клуциса
Кулагина покинула Государственные свободные художественные мастерские и поступила в государственную художественную школу Вхутемас в 1920 году по настоянию учителя Густава Клуциса, с которым она недавно познакомилась. 2 февраля 1921 года пара поженилась и жила вместе в штаб-квартире школы. В 1928 году Кулагина вступила в группу художников «Октябрь», членом которой уже был ее муж. В 1930 году она разработала плакат к Международному дню трудящейся женщины , используя авангардные методы в сочетании с типографикой , литографией и фотомонтажом . Начиная с 1932 года, Кулагина видела, что ее произведения часто отвергались Центральным Комитетом Коммунистической партии .
Ее работа в качестве дизайнера началась еще до того, как она окончила школу, с Советского павильона на выставке Pressa в Кельне, включая зоны, которые она спроектировала. Позже работала в ИЗОГИЗ (Государственное художественное издательство), ВОКС (Всесоюзное общество культурных связей с зарубежьем) и ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка).
Работы Клуциса и Кулагиной дополняли друг друга, и их стиль фотомонтажа в сочетании с графической работой позволил им стать официальными производителями революционных плакатов для Коммунистической партии при Сталине.
В конце 1930-х годов началась Великая чистка, и многие гражданские лица были обвинены в антикоммунистических идеалах или содействии успеху революции; Обвинялись и отец, и муж Кулагиной. 17 января 1938 года Клуцис был арестован, когда собирался уехать на Всемирную выставку в Нью-Йорке . Кулагиной никогда не рассказывали правду о том, что случилось с ее мужем, до конца своей жизни она считала, что он умер от сердечного приступа, находясь в заключении. В 1989 году, через два года после ее смерти в Москве, было обнаружено, что он был казнен по приказу Сталина, очень скоро после ареста.
Литература
Профессиональное занятие литературой началось с посещения кружка Веры Кетлинской, лауреата Сталинской премии. Первые 2 романа не прошли «рецензирование» у самого автора и полетели в мусорное ведро. Опубликовано было только 3-е по счету произведение – «Океанский патруль». После выхода романа Пикуля приняли в Союз писателей СССР.
Писатель Валентин Пикуль
В это время началась его дружба с Виктором Курочкиным и Виктором Конецким, также только начинавшими литературный путь. За неразлучность друзья называли их «три мушкетера».
Интерес к истории России у Пикуля со временем становился сильнее, и в 1961 году увидел свет роман «Баязет» об осаде одноименной крепости во время Русско-турецкой войны. Эту книгу Валентин Саввич считал началом своей писательской биографии. После «Баязета» писателя регулярно издавали, а подлинный успех пришел к Пикулю после того, как в 1971 году журнал «Звезда» опубликовал роман «Пером и шпагой».
Книги Валентина Пикуля «Пером и шпагой» и «Нечистая сила»
Следующей работой, которая оказалась у всех на слуху, стала «Нечистая сила». Первая попытка публикации состоялась в 1979 году, но уже тогда роман вызвал такую бурю эмоций и критики, что полноценное издание вышло только спустя 10 лет.
«Нечистая сила» рассказывает о событиях заката царской власти в России, периоде, когда на первый план дворцовой и политической жизни вышла фигура Григория Распутина. Критики предъявляли Пикулю претензии в недостоверности описания эпохи, исторических фигур, императорской семьи и их окружения.
Писатель Валентин Пикуль
Как правило, прозу Валентина Саввича критиковали в либеральных кругах, обвиняя писателя в желании угодить властям. «Нечистая сила» же вызвала противоречивые эмоции и у сторонников Советов. Близкие к Пикулю люди впоследствии утверждали, что из-за романа писателя избили, а по распоряжению лично Суслова за ним установили негласную слежку.
Еще один роман о предреволюционном и революционном времени, «Честь имею», вышел в 1986 году, но эта публикация прошла спокойно.
Книги Валентина Пикуля «Честь имею» и «Фаворит»
Карьера писателя продлилась 40 лет. За это время он написал больше 30 крупных литературных произведений и множество рассказов-эссе. По воспоминаниям жены, Пикуль мог работать сутками. В периоды вдохновения он не просто писал – проговаривал, а мог даже разыгрывать сам с собой сцены из романов. У писателя было суеверие – он не начинал новое творение в понедельник.
К литературному творчеству Пикуль подходил очень ответственно. Он не ограничивал источники только официальной, одобренной партией литературой. Для каждого персонажа писатель заводил отдельную карточку, в которую записывал все важные моменты. После смерти Валентина таких карточек осталось более 1000.
Валентин Пикуль
Последней, незавершенной работой писателя стал роман «Барбаросса» об истории Второй мировой. Книга должна была состоять из двух томов, в перерывах между которыми Пикуль собирался написать роман о 18 веке «Когда короли были молоды». Планам не суждено было сбыться – до смерти Валентин Саввич успел написать только часть первого тома. Неосуществленными остались и замыслы романов о балерине Павловой, Михаиле Врубеле, сестре Петра I Софье.
По книгам Пикуля неоднократно снимались успешные в прокате фильмы и сериалы. Наибольший рейтинг по данным сайтов о кино принадлежит экранизации романа «Моонзунд», вышедшей в 1987 году.
Знакомство с кинематографом
Когда на советских экранах впервые появился Никулин Валентин? Это произошло в далеком 1961 году. Начинающий актер исполнил роль Андрея в драматической ленте «Високосный год». Его коллегами по площадке были Фадеева Елена, Иннокентий Смоктуновский и Ермольева Виктория.
В том же 1961 году вышла вторая картина с участием Валентина Никулина. Речь идет о киноповести «Девять дней одного года». Ему досталась эпизодическая роль – гостя на свадьбе.
В период с 1962 по 1965 гг. он снялся еще в нескольких картинах. Молодой актер примерял на себя разные образы – моряка, журналиста и инженера. И в каждой роли он был убедителен.
Личная жизнь
Валентин Пикуль был женат трижды. С первой женой Зоей Чудаковой он познакомился в 17 лет в очереди. Брак был поспешным: девушка забеременела, и Валентину пришлось жениться – в те времена нравы не позволяли вольностей. От этого союза родилась единственная дочь писателя, Ирина, которая унаследовала интерес отца к морскому делу и позже стала инженером-кораблестроителем.
Валентин Пикуль с кошкой
Наибольшее значение в личной жизни писателя имели две последние супруги.
В 1956 году Валентин встретил Веронику Феликсовну Чугунову, ставшую его второй женой. Женщина не сразу согласилась выйти за него замуж – не воспринимала как жениха человека на 10 лет младше нее. Вероника, которую друзья Пикуля за суровый нрав прозвали Железной Феликсовной, стала ближайшим соратником и другом писателя.
Валентин Пикуль и Вероника Чугунова
Супруга взяла на себя весь быт, все «мирские» проблемы и дала Валентину возможность посвятить себя писательскому делу. Второй жене писатель посвятил роман «Слово и дело». По совету Вероники семья перебралась из Ленинграда в Ригу – таким образом удавалось сменить комнату в коммуналке на двухкомнатную отдельную квартиру. Есть, правда, версия, что отдельная жилплощадь стала наградой за лояльность Пикуля властям.
Вероника умерла в 1980 году, и писатель остался один. К жизни он был приспособлен мало, и над ним взяла негласное шефство сотрудница библиотеки Антонина. Когда через короткое время Пикуль сделал женщине предложение, это оказалось полной неожиданностью. Оба они были уже взрослыми людьми, у Антонины Ильиничны – двое детей от первого брака, да и никакие ухаживания предложению не предшествовали.
Валентин Пикуль и его жена Антонина
Когда Антонина, опешив, сказала, что не может принять такое решение самостоятельно и должна посоветоваться с детьми, Пикуль ответил, что отвезет ее к дому и будет ждать ровно полчаса. Если Тоня не спустится – уедет домой.
Сын и дочь дали согласие, и женщина перебралась к Валентину в тот же день: писатель велел не брать вещей, сказал, что жизнь начнут с чистого листа. Отношения супруги выстраивали уже в браке – до этого они почти не знали друг друга. Первые два года Антонина даже звала мужа по имени-отчеству.
Союз оказался крепким: с третьей женой Валентин прожил до самой смерти, и Антонина стала его главным биографом. За книги о Пикуле вдова была принята в Союз писателей России и считается главным популяризатором литературы Валентина Саввича.
Валентин Никулин: биография, детство
Он появился на свет в Москве в 1932 году 7 июля. У него еврейские корни. Родители Валентина – интеллигентные и творческие люди. Отец его, Юрий Вениаминович, был известным в СССР драматургом. А мама, Евгения Брук, получила замечательное музыкальное образование по классу фортепиано. Также она являлась композитором.
Родители расстались, когда нашему герою было 5 лет. Он остался жить с матерью. А с отцом виделся лишь по выходным и праздникам.
Валя с раннего возраста проявлял интерес к искусству. Ему нравилось рисовать, танцевать и петь. Мальчик часто бывал на репетициях у мамы. Поначалу он задумывался о музыкальной карьере. Но со временем его планы на будущее поменялись.
Образование
Никулин Валентин Юрьевич, биография которого нами рассматривается, решил связать свою судьбу с юриспруденцией. После получения школьного аттестата парень подал документы в главный московский вуз – МГУ. Ему удалось с первой попытки поступить на юридический факультет. В 1957 году Вале вручили диплом о высшем образовании. Однако по полученной специальности он не работал.
Найти свое место под солнцем Валентину помогла его мама. Евгения Наумовна настояла на том, чтобы сын попробовал себя в актерском искусстве. И он прислушался к словам родительницы. Вскоре В. Никулин стал студентом актерской студии им. Немировича-Данченко, открытой при МХАТ.
В 1960 году наш герой успешно окончил это учебное заведение. Практически сразу же Валя устроился на работу в театр «Современник». На сцене данного учреждения он сыграл множество характерных ролей.
Работа
В период становления Советского Союза политика оказывала мощное влияние на художественное сообщество, а искусство и дизайн, созданные в этот ранний период, известны своим революционным рвением и радостным утопизмом. В этой тематике работы Кулагиной сочетали рисунок и графический символизм с техникой фотомонтажа (первопроходцем которой был ее муж). Это сочетание отличало ее творчество от творчества Клуциса. Клуцис и Кулагина никогда не работали над проектами вместе, тем не менее, их работа была совместной и подкреплялась тем, что одно находилось рядом с другим.
После большевистской революции 1917 года политические волнения усилились, и прошлый революционный дух, проявленный в русском искусстве, превратился в пропагандистскую работу. К началу 1930-х годов производство плакатов было строго ограничено для художников по заказу, а также использовались изображения, текст и символы. Плакаты художников-любителей были уничтожены и конфискованы. В дневниковой записи Кульгалиной от 1935 года она задокументировала разочарование и трудности с созданием плакатов для Сталина и правительства, только для того, чтобы они были выбраны в соответствии со строгими правилами, поощряющими цензуру в ее работах. Большинство плакатов того времени были отклонены или отправлены на доработку.
Хотя Клуцис и Кулагина известны своими официальными работами для правительства, они также занимались личным искусством и фотографией, используя такие стили, как наложение и фотомонтаж, часто портреты друг друга.
Вслед за произошедшими радикальными изменениями в 1931 году Кульгалина создала пропагандистский плакат «Международный день женщин-работниц — битва за пролетариат» (Международный день работниц — боевой день пролетариата), посвященный женщинам в составе рабочей силы. Она использовала фигуративную живопись и фотомонтаж на этом плакате, чтобы изобразить женщин-солдат, крестьян, фермеров и группу женщин, сражающихся на улицах с полицией.
По мере того как политическая среда в России начала растворяться в 1930-х годах, Клуцис и Кулагина столкнулись с растущим давлением с целью ограничить тематику и юмор, которые они использовали для официальных плакатов и графических работ, и их плакаты стали скорее представлять сталинскую визуальную риторику и пропаганду. чем его первоначальная революционная надежда.
К 1933 году пропагандистские плакаты стали такой обычной формой искусства, в которой мало места для оригинальных произведений. Кулагина пишет в дневнике: «Но нет изобретательности, нет творчества. Или формализм губит кого-то вроде меня? Но мне кажется, что всегда нужно искать что-то заостренное — а в Изогизе любят плакаты, которые почти не отличить друг от друга ».
Кулагина, как и другие художники-фотомонтажисты, столкнулась с резким сокращением заказов на плакаты из-за нехватки бумаги и чернил. В результате ее работа того времени была ограничена двумя цветами, потому что каждый дополнительный цвет увеличивал время производства.