Обучение
Биография Петрова-Водкина удивительна: как такой необразованный человек смог добиться таких высот? Это можно объяснить только упорной работой над собой, ведь, как известно, ремесленники и их дети очень усердны.
Свое начальное образование Кузьма получил в приходской школе. Это были всего четыре класса, где мальчик познал азы арифметики и научился писать. Знакомство с живописью произошло в церкви. Именно там Кузьма познакомился с иконописцами и стал активно копировать их работы, а также создавать собственные творческие произведения.
Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Поэтому в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Переезд в Самару был довольно затратный, да и возвращаться домой юноше не хотелось, поэтому после провала на экзамене Кузьма поступает в живописный класс Ф. Бурова
Здесь трудолюбивый юноша осваивает азы реалистического искусства, большое внимание уделяет изучению литературы. По окончании начального образования, благодаря удачной судьбе, Кузьма поступает в Петербургское училище рисования. Именно здесь, в классах В
Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника
Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника.
Творчество
Характер творчества
В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, что оказало влияние на разработку им сферической перспективы. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.
Эротизм в творчестве
Некоторые работы Петрова-Водкина были восприняты как содержащие эротизм.
Одна из его наиболее известных ранних работ «Сон» (1910) изображает двух обнажённых женщин, которые пристально смотрят на спящего обнажённого мужчину. Картина вызвала дискуссию среди художников и резкую критику в прессе. Она стала предметом спора между двумя знаменитыми художниками: главным защитником картины выступил Александр Бенуа, а самым резким критиком — Илья Репин.
Среди картин Петрова-Водкина немало изображений обнажённой натуры.
Преподавание
Петров-Водкин (биография художника это подтверждает) уделял огромное внимание воспитанию своих молодых коллег. Так, он преподавал рисунок и живопись в художественной школе Е. Звягинцевой
Кроме того, Кузьма Сергеевич создал свою педагогическую систему, направленную на помощь молодым художникам в овладении мастерством живописи
Звягинцевой. Кроме того, Кузьма Сергеевич создал свою педагогическую систему, направленную на помощь молодым художникам в овладении мастерством живописи.
В это же время Петров-Водкин перешел в своем творчестве на систему трехцветия. Его концепция основывалась на утверждении, что все богатство цветовой палитры строится на основе трех цветов – синего, красного и желтого. Только сочетание этих оттенков может создать наиболее четкие и сильные гармонии. Это положение отлично иллюстрируют два полотна Петрова-Водкина: «Полдень. Лето» и «Утро. Купальщицы».
Биография и интересные сведения о художнике
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, краткая биография которого описана в этой статье, сумел много добиться. Расскажем о странных, интересных или просто судьбоносных событиях в жизни художника.
- Дед Кузьмы был страшный пьяница, и в один из своих запойный вечеров в порыве гнева убил свою жену.
- Архитектор Мельцев первым смог разглядеть талант художника и помог устроить юное дарование в Петербургское училище рисования Штиглица.
- Графиня Ю. Казарьина, у которой работала мать Кузьмы, оплачивала петербургское обучение и спонсировала дальнейшею жизнь художника в течение 18 лет.
- В своем творчестве Петров-Водкин использовал всего три цвета: красный, желтый и голубой. Правда, голубой цвет художник иногда заменял на зеленый.
- Кузьма Сергеевич был не только художником-живописцем, но и смог проявить себя как талантливый график и оформитель театральных декораций.
Поленовская комната
В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи и забыл главное. Еще в детстве он пообещал себе и семье написать картину из жизни Христа… Когда он только поступил в Академию, мать, а она была очень религиозным человеком, говорила: «учись, кончишь Академию и приступишь, помолясь Богу, к большой картине». Все и правда ждали от Василия Дмитриевича значительного произведения.
Но сразу после Академии была Европа: берега Рейна и улочки Мюнхена, Швейцария и прекрасная Венеция. В Риме Поленов познакомился с неугомонным и пышущий идеями Саввой Мамонтовым, который обожал собирать вокруг себя талантливую молодежь. Вместе они ставили спектакль по «Женитьбе» Гоголя, устроили карнавальное шествие на улочках Рима. Поленову было не до серьезной живописи.
Тогда же его постигло личное горе. Проболев неделю, от кори умерла Маруся Оболенская, которую Поленов видел своей невестой. Тайком от Академии художеств он сбежал горевать к родным в усадьбу в Имоченцы. Там он писал с натуры. Но вскоре вернулся на берега Атлантики, в Бель.
Библейский и евангельский сюжет не складывался. Поленов откладывался его, пока совсем не потерял к нему интерес. Да и успех, сопровождавшийся покупкой “Московского дворика”, “Заросшего пруда” и “Бабушкиного сада” не могли не вскружить голову художнику. И тут неожиданная, беспощадная и несправедливая смерть сестры-близнеца…
Той же осенью 1881 года вместе с искусствоведом Праховым и горнозаводчиком Семеном Абамелек-Лазаревым Поленов отправился в Палестину и Сирию. В путешествии по берегам Босфора, Мраморного и Эгейского моря, вдоль Нила, пользуясь любым удобным случаем, Поленов делал зарисовки. Он схватывал пронзительную голубизну южного неба и солнца, размышляя над композицией будущей картины “Христос и грешница”.
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Ему было тридцать восемь лет, когда в 1882 году он женился на Наталье Якунчиковой. Молоденькая девушка поверила, что художник сможет осуществить грандиозный замысел и написать картину, о которой только и говорил после смерти Веры. Взяв годичный отпуск в Московском училище ваяния и зодчества, где Поленов был уже преподавателем, он уехал в Европу собирать натурный материал.
Сидя в парижской мастерской, потом в Риме, куда перебрался из-за болезни, Поленов разрабатывал композицию, в которой задумал показать Христа не идущим к людям, как у Иванова, а уже пришедшим. Из под руки художника десятками выходили этюды, наброски фигур, лица итальянских евреев. Позже все этюды будут представлены на очередной выставке передвижников, что было невиданным для России делом и новаторством.
Этюд – это вспомогательная работа, “черновик”, быстрый набросок для памяти. Никогда и никем в академической живописи он не рассматривался как самостоятельное и тем более законченное произведение. Однако, все этюды Поленова, а было их около сотни, после выставки скупил Третьяков.
Они сделанны с таким мастерством, что их нельзя не считать законченными самостоятельными произведениями искусства. Это и обнаружил коллекционер. Купленные Третьяковым работы физически не влезли в его галерею. Специально под них меценат построил отдельную “поленовскую” комнату.
Детство и юность
Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.
Автопортрет Петра Кончаловского
Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.
В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.
Автопортреты Петра Кончаловского
2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.
Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.
Ученики
- Аб, Павел Ефимович (1902—1974)
- Асламазян, Мариам Аршаковна (1907—2006)
- Белаковская, Виктория Марковна (1901—1965)
- Горб, Владимир Александрович (1903—1988)
- Деблер, Александр Адольфович (1908—1981)
- Дмитриев, Владимир Владимирович (1900—1948)
- Дормидонтов, Николай Иванович (1898—1962)
- Захарьян, Рубен Агасьевич (1901—1993)
- Зернов, Алексей Иванович (1891—1942)
- Калмыков, Сергей Иванович (1891—1967)
- Купреянов, Николай Николаевич (1894—1933)
- Лизак, Израиль Львович (1905—1974)
- Малагис, Владимир Ильич (1902—1974)
- Орешников, Виктор Михайлович (1904—1987)
- Пестинский, Борис Владимирович (1901—1943)
- Порет, Алиса Ивановна (1902—1984)
- Приселков, Сергей Васильевич (1892—1959)
- Прошкин, Анатолий Николаевич (1907—1986)
- Прошкин, Виктор Николаевич (1906—1983)
- Самохвалов, Александр Николаевич (1894—1971)
- Фролова-Багреева, Лидия Фёдоровна (1907—1997)
- Чупятов, Леонид Терентьевич (1890—1941)
- Шмидт, Александр Владимирович (1911—1987)
- Якобсон, Александра Николаевна (1903—1966)
Семейная жизнь
Биография Петрова-Водкина довольно разнообразна, а вот личная жизнь художника спокойна и размеренна. Женился Кузьма рано и свою жену привез себе из первой заграничной поездки. Мария Йованович была дочерью владелицы квартиры, которую снимал художник в Париже. Рассказы супругов о том, кто кому сделал предложение руки и сердца, очень противоречивы.
Кузьма говорит, что именно Мария хотела выйти замуж за начинающего и уже успешного художника. Мара говорит о том, что Кузьма сделал ей предложение в то время, когда она позировала ему для картины. Так или иначе, этот союз был крепким. Художник обожал жену и, будучи в командировках, писал ей длинные письма. Долгое время у супругов не было детей, и только на 37-м году жизни Мария подарила Кузьме дочку.
Художник обожал Леночку, и именно ему приходилось ухаживать за ребенком в первые годы жизни девочки.
Смерть Александра Иванова
Потомственный дворянин, сын историка и археолога, Василий Поленов увлекался живописью с детства. Рисовал с двух лет на всем, что подвернется под руку: на бумаге, стенах, песке. Но вкус к искусству ему привила мать, которая была художницей-любителем. Однажды пообещала детям пригласить в дом пенсионера Общества поощрения художеств Александра Иванова, только вернувшегося из Италии.
В 1858 году Иванов привез в Петербург долгожданное «Явление Христа народу», над которым трудился двадцать с лишним лет. Выставленная на всеобщее обозрение в Академии художеств картина потрясла четырнадцатилетнего Поленова. Почти ежедневно, едва заканчивались уроки в гимназии, он прибегал в Академию. Простаивал перед полотном часами, делая наброски и копируя фигуры.
Иванова очень ждали в доме Поленовых, поэтому громом среди ясного неба стала весть о его скоропостижной смерти. Причиной была не только холера, которой заболел художник, в большей степени неодобрение и осуждение, которое вызвала в обществе его картина. Биографы утверждают, что в те дни у юного Василия Поленова возникла идея создать полотно столь же значительное и масштабное, каким ему представлялось «Явление Христа народу». Впрочем, прошло не одно десятилетие, прежде чем художник взялся за свой евангельский цикл.
Обучение
Биография Петрова-Водкина удивительна: как такой необразованный человек смог добиться таких высот? Это можно объяснить только упорной работой над собой, ведь, как известно, ремесленники и их дети очень усердны.
Свое начальное образование Кузьма получил в приходской школе. Это были всего четыре класса, где мальчик познал азы арифметики и научился писать. Знакомство с живописью произошло в церкви. Именно там Кузьма познакомился с иконописцами и стал активно копировать их работы, а также создавать собственные творческие произведения.
Занятия живописью никто не воспринимал всерьез: ни будущий художник, ни его родители. Поэтому в 15 лет Кузьма собрал вещи и поехал поступать в железнодорожное училище. Переезд в Самару был довольно затратный, да и возвращаться домой юноше не хотелось, поэтому после провала на экзамене Кузьма поступает в живописный класс Ф. Бурова
Здесь трудолюбивый юноша осваивает азы реалистического искусства, большое внимание уделяет изучению литературы. По окончании начального образования, благодаря удачной судьбе, Кузьма поступает в Петербургское училище рисования
Именно здесь, в классах В. Серова, Петров-Водкин официально закончил учиться на художника.
Творчество
Самостоятельная жизнь художника началась с поездки за границу. Биография Петрова-Водкина в этот период недостаточно достоверна, даже несмотря на то, что художник писал ее сам. Талант писателя-фантаста Кузьма выражал, как мог, поэтому свои мемуары дополнял забавными эпизодами, которые явно были преувеличены. Например, художник писал, что в Сахаре он сражался с кочевниками, а в Риме был похищен. Его подъем на действующий Везувий также вызывает сомнения. Но все же читать такие заметки интересней, чем скудный на события мемуарник.
Вернувшись в Россию, художник решил поделиться с согражданами впечатлениями от поездки, которые он изобразил на холстах. Так, в 1909 году была открыта его первая персональная выставка.
Нужно сказать, что она имела большой успех. В следующем году Кузьма пишет картину «Сон». Вокруг этого полотна разразилось много споров, которые только подожгли интерес общества к живописцу. В 1912 году Петров-Водкин написал самую свою известную картину «Купание красного коня».
Послереволюционная жизнь самобытного художника сложилась как нельзя лучше. Он стал профессором Академии художеств, а также председателем Ленинградского союза художников. Многие коллеги не понимали стиля Кузьмы и поэтому не одобряли его работы. Действительно, художник часто перегибал палку, заставлял своих учеников идти по своим стопам и рисовать всего в трех цветах.
Определение слова «Кончаловский» по БСЭ:
Кончаловский — Максим Петрович , советский терапевт, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1918 профессор 2-го МГУ, с 1929 директор факультетской терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института, одновременно — научный руководитель института гематологии и переливания крови (с 1928) и заведующий терапевтической клиникой Всесоюзного института экспериментальной медицины (с 1929). Разрабатывал общие проблемы клиники: изучение «предболезненных» состояний, вопросов трудового прогноза, периодичности в течении болезней, клинических синдромов. К. принадлежат важные исследования по патологии желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, ревматизму. Председатель Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом (с 1928), Всесоюзного терапевтического общества (с 1931). Вице-президент Международной лиги по борьбе с ревматизмом (с 1936). Создал крупную школу терапевтов, среди представителей которой: Е. М. Тареев, А. А. Багдасаров, Б. Е. Вотчал, С. А. Гиляревский, А. Г. Гукасян и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Избр. труды, М., 1961 (библ.). Лит.: Гукасян А. Г., Максим Петрович Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды, М., 1956. Кончаловский — Пётр Петрович , советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-98) и в петербургской АХ (1898- 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918-21) и Вхутеине (1926-29). В своих ранних произведениях К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству. формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,- все в Третьяковской галерее. «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917,- оба в собрании семьи К.). После Октябрьской революции К. перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. основной темой полотен К. становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты К. полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи К.. «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,- оба в Третьяковской галерее). Среди портретов К. одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея. «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства К. особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Ленинград. «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). К. был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964. Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967. Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876-1956. Каталог, М., 1968. А. А. Александров. П. П. Кончаловский. Автопортрет с женой. 1923. Третьяковская галерея. Москва. П. П. Кончаловский.
Селёдка (1918)
Разруха, недостаток предельно скудной пищи и суровость быта отражаются в натюрморте «Селёдка», написанном Петровым-Водкиным в 1918. Картошка, чёрный хлеб, ржавая селёдка — это всё, что можно было отыскать в Петрограде, охваченном революцией. Лаконизм и простота, чёткость и многогранность форм предметов делают этот натюрморт культовым и монументальным. Это своеобразный гимн эпохи.
Художник относится к этим незамысловатым продуктам как к драгоценности. Селёдка переливается золотыми отблесками на фоне аккуратного куска синей бумаги, картофель и маленькая горбушка хлеба кажутся драгоценными камнями на розовой скатерти. Из-за края стола видно лицо ребёнка художника, ожидающего начала жалкого обеда.
6
После революции
После 1917-го Петров-Водкин в числе прочих занимался реорганизаторской работой художественных учебных заведений в Петрограде. В начале 1918 года стал профессором живописного отделения сначала академии, затем свободных мастерских. Названия менялись ещё не раз, но художник здесь задержался до 1932 года, параллельно преподавал на прочих курсах, в том числе сценических постановок. Работа не давала в полной мере заниматься собственной живописью, в письме матери художник жаловался, что профессорство и болтовня отнимали всё время.
Но именно в эти годы появляются натюрморты Петрова-Водкина, картины на военную тему, особенно яркий автопортрет, переосмысление темы красного коня в картине под названием «Фантазия» (1925).
В 1921 году с группой специалистов побывал в Самарканде, впоследствии красотой и впечатлением сравнив узбекское великолепие с Северной Африкой. Ему не хватало времени, чтобы набросать всё, что восхитило. Родилась тут, а впоследствии воплотилась в жизнь идея книги «Самаркандия».
Лучшие произведения
Художник Петров–Водкин, биографию которого мы рассмотрели выше, был очень талантлив.
- «Купание красного коня» – это самая известная работа Петрова-Водкина. Сюжет, ракурс и стиль – все необычно и ярко. Вдохновением для написания полотна Кузьме послужили древнерусские иконы, именно поэтому все фигуры на картине вытянуты и выполнены в непривычном развороте.
- «Сон» – наиболее скандальная картина художника. Нельзя сказать, что самая яркая, но именно благодаря этому полотну фамилия Петрова-Водкина не сходила с уст интеллигентных граждан более полугода. Картина для того времени была слишком откровенная, и не все ее смогли оценить по достоинству.
- «Портрет Анны Ахматовой». Художнику очень нравилось творчество поэтессы, стихи которой читали на любом собрании в любой компании. Но как человек, Анна живописцу не нравилась никогда. Ее портрет, несмотря на самобытность, пронизан холодом и отчуждением, хотя и выполнен с достоверной точностью.
Биографические произведения
Продолжаем такую тему, как биография Петрова-Водкина. Кратко можно далее упомянуть и о литературных дебютах знаменитого художника. Как писатель Кузьма Сергеевич проявил себя в создании биографических произведений. Среди них можно назвать: «Пространство Евклида», «Хлыновск», «Самаркандия».
Два первых произведения были написаны в период с 1928 по 1932 годы, когда врачи запретили Петрову-Водкину писать масляными красками из-за угрозы здоровью, так как в тот период он был серьезно болен. А «Самаркандия» стала итогом посещения Средней Азии в 1921 году. Все эти повести были хорошо встречены критикой и публикой, а впоследствии не раз переиздавались. Кроме того, произведения стали основой для монографий, брошюр и статей, посвященных жизни Петрова-Водкина.
Символизм
В голландской живописи, для которой характерны символизм и аллегории, «натюрморты с селёдкой» имеют сакральный подтекст: рыба, хлеб и вино — элементы христианской символики. На ранних натюрмортах предметы степенно выстраивались в соответствии с канонами. Скромные и незамысловатые «завтраки» отражали пуританские вкусы публики, а символика картин была понятна людям той эпохи. Например, на картинах Питера Класа сельдь — это символ Христа, хлеб и вино — таинство причастия, нож — символ жертвы, лимон — краткость земных удовольствий, орехи в скорлупе — душа, скованная грехом, виноград — символ божественного покровительства.
В натюрмортах Давида Штеренберга селёдка — жадное вожделение изголодавшегося человека, олицетворение скудости жизни и нужды тех лет.
«Купание красного коня», «Мать», «Девушка на Волге»
Начинает проявлять свою творческую самобытность Петров-Водкин, биография которого – предмет нашего обзора. Художника выносит на суд поклонников прекрасного отличные образцы им же и созданного стиля. Например, картина «Купание красного коня», принесшая Кузьме Сергеевичу популярность. Вначале планировалось изобразить сцену купания коней при закате солнца, которую автор когда-то видел на Волге, невдалеке от Хвалынска.
Но встреча с древнерусской живописью заставила изменить изначальную задумку. Теперь центром полотна стал огнеподобный пылающий конь, который вызывал бы ассоциации с образом Георгия Победоносца, встречающимся на множестве древних икон. На картине он стал символом благородства, могучей воли и неисчерпаемой энергии. Те, кто видели картину впервые, отмечали, что нашли в полотне предзнаменование будущих изменений в общественной жизни, которые, к слову, не заставили себя долго ждать. Не случайно на выставке «Мир искусства» картину поместили над входом, подобно знамени.
Затем появилась еще одна картина в том же стиле – «Мать». Работа над ней велась с 1911 по 1913 годы. На полотне нарисована сидящая женщина в красной юбке и розовой кофте, на руках у нее ребенок. А на заднем фоне изображены приволжские степи, уходящие в глубь картины.
Но наиболее важным стала полотно «Девушка на Волге», свидетельствующее о большом творческом росте Петрова-Водкина. Эта картина стала своего рода этапом на пути к формированию уникального стиля Кузьмы Сергеевича. Замысел ее возник у художника на основе впечатлений, полученных во время наблюдений за жизнью волжан. Однако не только родной Хвалынск помог в написании картины, но и воспоминания об итальянских фресках эпохи Возрождения, на которых с особым изяществом были изображены молодые девушки. Именно сочетание житейских наблюдений, работ итальянских мастеров и русская иконопись породило новый самобытный стиль.
Творческий путь
- 1889 год – поступление в Хвалынское городское училище (в этом заведении ребята учились всего четыре года). Там Кузьма Сергеевич познакомился с несколькими иконописцами и нередко наблюдал за процессом создания икон. Это вдохновило будущего художника самому попробовать писать масляными красками не только иконы, но и пейзажи.
- 1893 год – неудачная попытка поступить в железнодорожное училище в Самаре. Продолжать сапожное дело своего отца Кузьма все же не захотел и, не собираясь бросать свои занятия рисованием, отправился к Федору Бурову, который преподавал живопись и рисунок.
- 1895 год – смерть Бурова. Так и не завершив свое художественное образование, Кузьма вернулся в Хвалынск. Однако сам он не сильно из-за этого огорчился, так стиль преподавания Бурова ему не нравился. Несмотря на то, что некоторые азы рисования ученики Бурова все же освоили, они ни разу «не подошли к натуре». В этом же году начинающему живописцу улыбнулась удача: крохотный городок на Волге посетил довольно известный в то время архитектор из Петербурга – Р. Ф. Мельцер. Пригласила его помещица Казарина для того, чтобы спроектировать новый особняк. Мать Кузьмы, работавшая горничной у Казариной, догадалась показать работы своего сына архитектора. Мельцер сразу признал талант начинающего живописца. Кузьма Сергеевич с помощью Мельцера уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования, принадлежащее барону Штиглицу. Следует отметить, что Кузьма весьма достойно сдал вступительные экзамены. Примечательно, что Казарина и другие хвалынские помещики каждый месяц высылали художнику небольшую сумму для платы за обучение.
- 1897 год – переезд в Москву. Там Кузьма Сергеевич поступил в МУЖВЗ – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем стал известный художник Валентин Александрович Серов.
- 1905 год – завершение учебы в МУЖВЗ. После этого Кузьма Сергеевич на три года уехал за границу, где посетил Италию, Грецию и Северную Африку. Там он написал картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников». Также он успел поучиться в нескольких частных академиях в Париже и Мюнхене.
- 1910 год – написание первой известной картины «Сон». Обнаженные фигуры персонажей вызвали резонанс в творческих кругах, пресса отнеслась к работе негативно. Полемика главным образом разразилась между Ильей Репиным и Александром Бенуа: первый картину упорно критиковал, а второй защищал.
- 1911 год – вступление в объединение «Мир искусства». Несмотря на то, что в раннем творчестве Петрова-Водкина прослеживаются яркие черты европейского модерна и символизма, к 1910 году он увлекается живописью эпохи Кватроченто (раннее Возрождение) и вновь обращается к русской иконописи, что и стало предпосылками к вступлению в «Мир искусства». В 1911 году художник пишет самую значимую для себя картину – «Купания красного коня». Именно из-за увлечения иконописью, особенно Новгородской школой, конь Петрова-Водкина написан красным цветом, как и конь на иконе Георгия Победоносца. Увидев эту картину, Илья Репин стал относиться к Кузьме Сергеевичу более благосклонно, признав его талант.
- 1913 год – начало работы в театре Незлобина. Там Кузьма Сергеевич проработал более 20 лет и оформил такие спектакли, как «Орлеанская дева», «Дневник сатаны», «Женитьба Фигаро».
- 1918 год – начало преподавательской деятельности в условиях реорганизации советского художественного образования. Преподавал Сергей Кузьмич сначала в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, затем во ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, и наконец в Институте пролетарского изобразительного искусства до 1933 года. В это время художник пробует писать натюрморты, наиболее известна картина «Селедка».
- 1928 год – переезд из Ленинграда в Детское Село, в котором жила творческая элита. Врачи диагностировали прогрессирующий туберкулез, и Петров-Водкин был вынужден отказаться от живописи маслом. Он решил заняться литературным творчеством и пишет несколько автобиографических повестей и более десятка пьес и рассказов. Он даже попытался отдать некоторые из них в печать, но они были раскритикованы Максимом Горьким.
- 1932 год – избрание председателем ЛОССХ – Ленинградского отделения Союза советских художников.
- 1934 год – художник пишет свою последнюю картину – «Портрет В. И. Ленина», которая не была принята обществом и цензурой из-за «домашнего образа».
- 1936, 1937 годы – последние персональные выставки Петрова-Водкина, которые прошли в Москве и Ленинграде. В 1939 году художник умирает.
В поисках себя
Понятно, что после гигантов русского реализма – Репина, Серова – сказать в этой сфере на тот момент было нечего. В поисках собственного пути художник Петр Петрович Кончаловский снова путешествует по Европе, посещает Францию, Италию, вместе с тестем Суриковым едет в Испанию. Это турне оказалось решающим. Он открывает для себя картины постимпрессионистов. Его до слез трогают Ван Гог, Сезанн, Матисс. Их влияние очевидно в картинах Петра Кончаловского того периода. «В самом деле, если проанализировать как следует мои пальмы 1908 г., писанные в Сен-Максиме, там наверное найдутся, рядом с бесспорными ван-гоговскими элементами, и «куски» от Сезанна, потому что так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их», — признает родство с постимпрессионистами Кончаловский. Кончаловский как самобытный художник по сути родился в Испании. «Бой быков» – это уже не чье-то, не под кого-то, это уверенный голос нового таланта, нашедшего свой путь.
Вернувшись в Россию, он близко сходится с авангардистами – Ильей Машковым, Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Давидом Бурлюком. В 1910 году принимает участие в выставке картин авангардного объединения «Бубновый валет».
Личная жизнь
Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.
Петр Кончаловский с женой (автопортреты)
Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.
У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.
Петр Кончаловский с семьей
Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.
[править] Биография
Сергей Петров родился в 1 октября 1911 года в городе Елец Орловской губернии. В 1929-1932 учился в Ленинграде в художественно-промышленном техникуме. По окончанию техникума продолжил обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств у В. И. Шухаева, Н. Э. Радлова, Р. Р. Френца, Д. Н. Кардовского. В 1939 году окончил институт по мастерской Р. Р. Френца с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа — картина «Встреча Пушкина с Кюхельбекером».
После защиты диплома в 1939 году С. Петров был призван в Красную Армию. Службу проходил на Дальнем Востоке в 192 стрелковом полку 12-й стрелковой дивизии 2-й Краснознамённой армии. Участник Великой Отечественной войны. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
После демобилизации С. Петров возвращается к творчеству. Одновременно начинает преподавательскую работу в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. С конца 1940-х годов участвует в ленинградских выставках. Работал в технике пастели и масляной живописи. Писал портреты, жанровые композиции, пейзажи, натюрморты.
Среди основных произведений, написанных С. Петровым, картины «Школьник» (1950), «Шестиклассница», «Пионер» (обе 1951), «Портрет актёра И. В. Мартынова» (1955), «Старик в очках», «Сирень и ландыши» (обе 1956), «Хутор», «Вечер»1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.25. (обе 1957), «Портрет Светланы» (1958), «Ветреный день» (1967), «Партизаны Великой Отечественной войны Н. С. Пегова и Ф. П. Котляров» (1975).
В 1949—1972 годах С. Петров заведовал кафедрой рисунка ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Период его руководства стал наивысшим в истории кафедры, к работе он привлёк ряд таланливых художников и педагогов, среди них были Л. И. Чегаровский, П. И. Пуко, И. В. Суворов и другие.
В 1972 году С. А. Петров был удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Сергей Алексеевич Петров скончался 12 октября 1977 года в Ленинграде на шестьдесят седьмом году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях России, Украины, Японии, Германии, Франции.
Примечания
- ↑
- Петров-Водкин Кузьма Сергеевич // Большая советская энциклопедия:
- ↑
- ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 19. Отоми — Пластырь. — М., 1975. — 648 стр., илл.; 29 л. илл. и карт.
- Учился в частной художественной школе А. Ажбе.
- Театральная энциклопедия. / Гл. ред. П. А. Марков. — Т. 4. Нежин — Сярев. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
- Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Русская и советская живопись. Каталог. Вып. 1. — М.: Советский художник, 1956.
- Зернов, Алексей Иванович (13 марта 1891, деревня Тушитово, Тверская губерния — январь 1942, Ленинград). См. А. И. Зернов. Каталог выставки. Живопись, рисунки, акварели. СПб: 1992. С. 1-4. ; см. также В. В. Милютина и о ней. М.: Прометей, 1991, С. 58, 62
-
Гусев В., Петрова Е. Русский музей. От иконы до современности. — 2-е издание. — СПб.: Palace Editions, 2009. — С. 280. — 392 с. — ISBN 978-5-93332-320-4.