Иван Хруцкий
Иван Хруцкий остался в истории искусства благодаря своим работам в малых жанрах. Во многом он заложил основы традиционного русского натюрморта. Его работы украшали наиболее богатые дома современников и были коммерчески успешны. Из-за огромного количества заказов Хруцкий часто повторял полотна, зачастую лишь незначительно меняя композиционное решение. Так, «Натюрморт с биноклем», написанный в 1839 году, художник воспроизвел восемь раз. Хруцкий также был прекрасным портретистом, в работах которого отчетливо проступали принципы венециановской школы.
Родился в 1810 году в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии. Его отец, греко-униатский священник Фома Хруцкий, вскоре после рождения сына был уволен со службы и перебрался с семьей под Полоцк. Там будущий художник получил образование в высшем училище пиаров (католического монашеского ордена).
В 1830-х годах Хруцкий посещал классы Императорской Академии художеств как вольнослушатель и брал уроки у английского живописца Джорджа Доу. В 1836 году за картину «Плоды и цветы» получил большую серебряную медаль и звание свободного художника, что стало для него дополнительным стимулом продолжать учиться в Академии. Через три года Хруцкий получил малую золотую медаль и был возведен в звание академика. После смерти отца в 1839 году молодой художник остался опекуном младших братьев и сестер. В 1840 году по разрешению Академии он возвращается в Полоцкий уезд и строит там дом.
В 1846 году архиепископ Иосиф Семашко (известный тем, что в 1839 году сыграл ключевую роль в воссоединении униатов с православной церковью) приглашает Хруцкого на работу. Художник приезжает в Вильно, где ему предоставляют квартиру и гонорар. В течение восьми лет Хруцкий пишет портреты ближайших сподвижников Семашко. Из тридцати двух работ сохранилась всего одна – «Портрет Викентия Лисовского». Художником также были созданы иконы для Александро-Невского собора в Ковно (Каунасе), пещерной церкви трех мучеников в Вильно, церкви Св. Иосифа Обручника в Тринополе.
В натюрмортах Ивана Хруцкого можно найти влияние и голландских, и фламандских мастеров, однако Хруцкий выработал свой личный, узнаваемый стиль. К наиболее известным работам художника относят «Портрет неизвестной с цветами и фруктами», «Цветы и плоды», «Старуха, вяжущая чулок», «Натюрморт с биноклем», «Плоды и дыня», «Натюрморт со свечой».
В последние годы жизни художник ведет скромную, почти затворническую жизнь, работает мало, пишет семейные портреты и домашние интерьеры, почти позабыв о любимых натюрмортах. Одна из последних работ Ивана Хруцкого – «Автопортрет», созданный в 1884 году, за 9 месяцев до смерти.
Никодим Силиванович
Сегодня мало кто знает, что часть мозаичных композиций Исаакиевского собора была создана белорусским художником ХІХ столетия, несправедливо забытым в ХХ веке. Никодим Силиванович родился в 1834 году в деревне Цинцевичи Вилейского уезда. Его отец считался свободным крестьянином. Мальчик получил возможность обучаться в Молодеченском училище для дворян, где впервые проявились его способности в изобразительном искусстве. После окончания училища Силиванович нанялся гувернером в дом одного из местных помещиков. Тот решил помочь талантливому юноше, на свои средства отправив Никодима учиться в Рисовальную школу в Санкт-Петербург.
В 1859 году Силиванович поступил в Императорскую Академию художеств. Однокурсниками художника были Иван Крамской, Василий Верещагин, Павел Чистяков. Селиванович хорошо зарекомендовал себя как портретист. После окончания Академии он вернулся на родину. Его талант не нашел практического применения, поэтому Селиванович испытывал нужду. Единственный заказ, за который он тотчас же взялся, исходил от Лидского уездного управления: живописцу предстояло оформлять храмы. Такая работа принесет ему в дальнейшем художественную славу.
В тот период Силиванович увлекся техникой мозаики. Чтобы усовершенствовать мастерство, он вернулся в Санкт-Петербург и учился у Федора Бруни. Вскоре художник приступил к оформлению Исаакиевского собора. Вместе с Иваном Лаверецким он завершил мозаичную композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса Исаакиевского собора, а с помощником Михаилом Щетининым создал грандиозное мозаичное панно «Поцелуй Иуды» (выставлялась в Берлине, Копенгагене и Париже, имела небывалый успех) по картине Карла Брюллова. За выдающиеся достижения в искусстве мозаики Силивановича избрали академиком живописи.
На тот момент в искусстве мозаики Силивановичу не было равных в России. Он получил чин титулярного советника, который давал право на личное дворянство. Художник также был награжден орденами Святого Станислава ІІІ степени и Святой Анны ІІІ степени. В Российской империи такие награды давались тогда очень немногим мастерам.
Мозаика «Тайная вечеря»
Обращался Силиванович и к белорусским крестьянским мотивам, о чем свидетельствуют картины «Пастух из Свентянщины», «Солдат с мальчиком» и другие. Во время масштабных преобразований графа Михаила Муравьева-Виленского в Беларуси и Литве участвовал в росписи православных храмов в Лидском уезде, писал портреты православных священников, а в год разгрома польского восстания (1864) написал икону Александра Невского (не сохранилась).
Великие художники
Андрей Рублёв – знаменитый иконописец. Основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонам и образцам иконописи. Следующее поколение художников буквально училось по его работам.
Феофан Грек – один из лучших российских художников. Занимался росписью храмов, среди которых:
- Церковь Спаса на Ильине (Новгород);
- Архангельский Собор (Москва, Кремль);
- Благовещенский собор Московского Кремля.
Прославился как знатный иконописец, глубокий знаток иконографии.
Илья Репин – великий художник, чьей кисти принадлежат полотна, ставшие известными всему миру:
- «Иван Грозный и сын его Иван»;
- «Бурлаки на Волге»;
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Его работам присуща сюжетность, точное изображение ситуации. В каждой картине уловлена кульминация жизненного события. Полотна не сразу обнажают суть. Очень остро выписаны детали и чувства персонажей.
Казимир Малевич – автор прогремевшего «Чёрного квадрата», художник-модернист. Искал новые способы выражения цветового спектра в живописи. В его полотнах встречаются геометрические формы и абстракции. Мечтал найти «абсолютный покой» в художественных произведениях.
Алексей Бродович
Будущий пионер графического дизайна, гуру рекламы и учитель Ирвина Пенна, Ричарда Аведона, Луизы Даль-Вульф (наиболее влиятельных фотографов XX века), Алексей Бродович родился в 1898 году в деревне Оголичи (ныне Петриковский район Гомельской области). Он учился в престижном петербургском Тенишевском училище (из которого вышли Мандельштам, Набоков, Бруни) и готовился к поступлению в Императорскую Академию художеств. Однако ему была уготована иная судьба.
Шестнадцатилетним юношей Бродович бросает учебу и добровольцем уходит на фронт Первой мировой. Он не принимает революцию, присоединяется к Белому движению и в возрасте двадцати двух лет эмигрирует в Париж вместе с молодой женой. Там живет на Монпарнасе, заводит богемные знакомства с Сальвадором Дали, Марком Шагалом, Жаном Кокто. В скором времени становится декоратором в антрепризе Сергея Дягилева, создает афиши и декорации для «Русских сезонов». Бродович занимается всем: фотографирует танцовщиков, декорирует интерьеры домов и квартир, рисует по тканям для Модного дома Поля Пуаре, чертит эскизы мебели для Bianchini.
В начале 1920-х годов начинает карьеру в дизайне. В 1924 году участвует в конкурсе плакатов для благотворительного бала и занимает первое место, сумев обойти самого Пикассо. А через год на парижской Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности получает сразу пять медалей.
В начале 1930-х вместе с семьей переезжает в США по приглашению ректора Филадельфийского колледжа искусств, чтобы преподавать там дизайн и фотографию. В 1934 году на выставке фотографии Бродович знакомится с Кармел Сноу, главным редактором известного глянцевого журнала Harper’s Bazaar. Он еще не знает о том, что на посту арт-директора Bazaar ему предстоит провести почти четверть века и в корне изменить общемировые представления о рекламе и дизайне. Еще одна заслуга Бродовича – создание школы «Лаборатория дизайна», через которую прошли многие ныне известные американские дизайнеры и фотографы.
Обложки Harper’s Bazaar, созданные Алексеем Бродовичем.
Биография Ивана Янковского
Янковский Иван Филиппович родился 30 октября 1990 года. Он стал продолжателем творческой династии Янковских. Дед молодого актёра, Олег Янковский, снимался в культовых советских фильмах, включая картины «Служили два товарища» и «Обыкновенное чудо», а его бабушка, Людмила Зорина, была одной из ведущих актрис «Ленкома». Отец Ивана, Филипп Янковский — тоже известный актёр, зарекомендовавший себя и в качестве режиссёра.
Актёрами был и дед Ивана по линии матери Оксаны, Олег Фандера, игравший в Одесском русском драмтеатре имени А. В. Иванова и в театре Краснознамённого Дальневосточного военного округа в Уссурийске. Сама Оксана Олеговна стала актрисой кино, наиболее значимые роли играла в фильмах мужа, таких как «В движении» и «Статский советник». У актёра также есть сестра Елизавета, которая младше его на пять лет.
Будущий актёр рос активным и непослушным ребёнком. Поначалу он учился в школе с математическим уклоном и нередко прогуливал уроки, чтобы сходить в кино. «Я всё время был в состоянии игры, дуэли с родителями и с их представлениями обо мне», — делился Иван. В детстве он ходил на секцию плавания, лёгкой атлетики, занимался большим теннисом, футболом и баскетболом (хотя рост Ивана Янковского ниже среднего для этого вида спорта — 178 см).
Близкие приветствовали в нём интерес к профессии актёра, и свою первую роль он сыграл в десятилетнем возрасте в комедийной мелодраме «Приходи на меня посмотреть» — режиссёрском дебюте его дедушки, Олега Янковского. Картина получила множество наград, включая премию «Ника» и две «Золотые подковы». Отмечали и вклад юного дебютанта, исполнившего трогательную роль соседского мальчишки-ангела по имени Ваня.
Но по-настоящему актёр увлёкся кинематографом после поездки в США в том же 2000 году, где он посетил парк аттракционов студии Universal. Увидев образы из голливудских фильмов, Иван решил, что кино «нужно смотреть и знать», а потому несколько лет подряд ездил в Америку, учил язык и знакомился с местами, в которых снимались киношедевры. А в восьмом классе перешёл в Московскую международную киношколу.
В киношколе молодой человек учился в режиссёрской мастерской у педагога Ольги Керзиной. Они ездили в Южную Африку снимать документальное кино про больных детей, облагораживали братские могилы на Соловках и пр. Всё это должно было помочь им сформировать своё видение проблем, которые поднимаются кинематографом. Окончив киношколу, он поступил в ГИТИС, в мастерскую Владимира Андреева, но через год перевёлся к Сергею Женовачу.
Личная жизнь и семья Ивана Янковского
Подробностями личной жизни Иван Янковский предпочитает не делиться, хотя эта тема привлекает внимание прессы и поклонников не меньше, чем его новые роли. В начале карьеры в кино молодому актёру приписывали отношения с Камиллой, дочерью бизнесмена в сфере энергетики Руслана Байсарова
Также девушкой Ивана Янковского некоторое время была Алиса, дочь другого крупного предпринимателя Расула Будунова.
Самым длительным на сегодня для актёра является его роман с актрисой Верой Панфиловой, дочерью лидера рок-группы «Алиса» Константина Кинчева. С ней актёр познакомился во время обучения в ГИТИСе на актёрско-режиссёрском курсе Сергея Женовача. В 2013 году они начали встречаться, но в 2016-м разошлись. Некоторое время актёр появлялся в обществе Александры, дочери ресторатора Аркадия Новикова, и блогера Таисии Румянцевой.
В середине 2017-го Иван Янковский и Вера Панфилова вновь начали жить вместе, но через три года расстались окончательно. Тогда же в СМИ появились предположения о том, что Янковский начал встречаться с коллегой по фильму «Чемпион мира» Дианой Пожарской, но девушка эти слухи опровергла, напомнив, что состоит в браке с продюсером Артёмом Аксёненко. Сейчас о личной жизни младшего Янковского почти ничего не известно.
- Актеры и актрисы сериала «Топи»
- Актеры и актрисы фильма «Индиго»
- Актеры и актрисы фильма «Ночные стражи»
- Актеры и актрисы фильма «Огонь»
- Актеры и актрисы фильма «Текст»
- Актеры и актрисы фильма «Чемпион мира»
Василий Сазонов
Выходец из семьи крепостных крестьян, будущий академик Императорской Академии художеств Василий Сазонов родился в Гомеле в 1789 году. Граф Николай Румянцев (министр иностранных дел России в 1808-1814 годах) заметил талант мальчика и определил его за свой счет в Императорскую академию художеств. Там Сазонов учился под руководством небезызвестного художника Григория Угрюмова. За выдающиеся успехи в учебе граф Румянцев дал своему крепостному вольную.
Художник оканчивает академию в 1815 году, получает две серебряные медали и большую золотую медаль за картину «Расстрел русских патриотов». В 1817 году при поддержке графа Румянцева уезжает в Рим совершенствовать мастерство. Там создает копии с картин «Положение во гроб» Караваджо и «Любовь небесная и любовь земная» Тициана.
Вскоре живописец возвращается в Петербург и начинает работу над частными заказами – эти работы в дальнейшем и сделают Сазонову имя. Среди них «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» (хранится ныне в Третьяковской галерее), «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (хранится в петербургском Русском музее), «Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня». В 1830 году Сазонов становится академиком Императорской академии художеств и входит в творческую элиту Российской империи.
Блудный сын (Исаакиевский собор)
Кроме картин, бывший гомельский крепостной создавал образа и росписи (для Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, церкви Таврического дворца, Гатчинского собора, Троицкой церкви Измайловского полка, Александровского собора в Варшаве, церквей св. Екатерины в Царском Селе и св. Петра и Павла в Петергофе и т.д.). Вершина церковного творчества Сазонова – образы для малого иконостаса Казанского собора, а также картины «Милосердие самарянина» и «Блудный сын» для Исаакиевского собора.
Художник умер в 1870 году в Санкт-Петербурге. Улицы в честь Сазонова нет ни в Гомеле, ни в каком-либо другом городе Беларуси. Никто не знает, где похоронен гомельский самородок.
Отечественные кинематографисты
Лев Кулешов – применил технику монтажа в российской кинематографии. Является первооткрывателем эффекта Кулешова, где два кадра неодинакового содержания при склеивании, придают новый смысл. Благодаря его творчеству, лучшие деятели страны стали появляться в кинокадрах.
Сергей Эйзенштейн – создатель фильма «Броненосец Потёмкин», ставший впоследствии культовым. Теоретик кино, впервые начал использовать технику динамичного монтажа. Первым стал и в другом деле, а именно в применении цвета в кино. Например, так появился красный флаг в фильме «Броненосц Потёмкин».
Михаил Ромм – режиссёр документального кино, автор научных трудов, преподаватель ВГИКа. Снял неординарные картины:
- «Девять дней одного года»;
- «Обыкновенный фашизм».
Его работы получили большой общественный резонанс. Один из лучших теоретиков кино середины XX века.
Андрей Тарковский – снимал в стиле арт-хаус, сильно отличавший его от других режиссёров. Его знаменитые фильмы «Солярис» и «Сталкер» наполнены глубокими метафорами и ярко выраженными личностными смыслами. Его работы пронизаны аллегоричностью и где-то сродни притчам.
Иван Янковский сейчас
Проекты, в которых играет актёр Иван Янковский сейчас, значительно отличаются от тех, что он выбирал в начале карьеры. Так, в 2020 году он снимался в комедийной картине «Не лечи меня», хотя раньше утверждал, что комедии — это не его жанр. В ней он сыграл Илью, молодого хирурга-травматолога. По его словам, этот проект привлёк его тем, что в нём поднимаются проблемы системы здравоохранения, особенно актуальные в период пандемии.
В начале 2021 года увидел свет первый в фильмографии Ивана Янковского сериал «Топи», снятый Владимиром Мирзоевым по сценарию Глуховского (писатель охарактеризовал его как «безумный бэд трип триллер»). По сюжету его герой, умирающий от рака москвич Ден, вместе с другими молодыми людьми, пытаясь убежать от проблем, оказывается в отдалённом монастыре возле деревни Топи, где начинают происходить мистические вещи.
О своём герое в «Топях» молодой актёр говорил так: «Все вопросы, которые волнуют моего героя, волнуют и меня. Поиск религии, Бога, поиск себя. Сейчас мне это очень близко». Но ещё более значимой для себя Иван считает роль шахматиста Анатолия Карпова в драме «Чемпион мира» Андрея Сидорова. «Он совершенно не похож на то, что я делал раньше в кино», — делился он. Выход кинокартины планируется на 2021 год.
Моисеенко Евсей
Известный советский живописец, народный художник СССР Евсей Моисеенко родился 15 августа 1916 года в местечке Уваровичи Могилевской губернии (сейчас Буда-Кошелевский район Гомельской области) в крестьянской семье. Азы художественного образования получил в семилетней школе.
В 1931–1935 годах учился в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина, где готовили мастеров декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел
При содействии известного советского живописца Василия Яковлева, обратившего внимание на произведения начинающего художника, в 1935 году Моисеенко зачислили в ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры без вступительных экзаменов за три месяца до окончания учебного года
Обучение Евсея Моисеенко прервала Великая Отечественная война: в июле 1941 года, не завершив дипломную картину, он добровольцем ушел на фронт. Часть, где служил Моисеенко, попала в окружение и Евсей Евсеевич был пленен; художник оказался в Германии, в концентрационном лагере Альтенграбов. В апреле 1945 года Моисеенко освободили наступавшие с запада войска союзников.
После демобилизации живописец возвратился в институт и в 1947 году окончил его, представив дипломную картину «Генерал Доватор». Работа получила отличную оценку. В июле 1947 года Евсей Моисеенко был принят в Ленинградское отделение Союза советских художников; с 1956 – член правления Союза художников РСФСР и выставочного комитета Союза художников СССР.
В 1958 году Моисеенко пригласили преподавать в Ленинградском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Почти тридцать лет наш земляк руководил батальной мастерской, воспитав несколько поколений художников. В 1962 году он стал членом-корреспондентом, а 1973 – действительным членом Академии художеств СССР.
Широкую известность Моисеенко принесли сюжетные живописные полотна, посвященные темам гражданской и Великой отечественной войн. Среди них: «Первая Конная» (1957), «Ополченцы» (1959), «Красные пришли» (1961), серия из 9 картин «Этого нельзя забыть» (1962), «Матери, сестры» (1967), «Вестники» (1967), «Сын» (1969), «Черешня» (1969), «Победа» (1972), «9 Мая» (1975), «Ветераны» (1978)