Альфонс муха ( автопортрет)

Многогранность творчества

Так на свет появились его «La Femme Muchas» — образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания», и «Времена дня», где представлены четыре разных образа. Утро — нежная юная блондинка, День – рыжеволосая грациозная дева, Вечер – утомленная обворожительная брюнетка, Ночь — спящая темноволосая красавица. Вообще, Альфонс Муха был мастером отойти от штампов и демонстрировать публике нечто новое, одухотворенное и совершенное, что есть в жизни и можно перенести на язык полотна. Его картины дышат спокойствием, умиротворением, желанием созерцать красоту и радоваться ей.

В 1895 году Художник стал вхож в художественную галерею, к которой принадлежали Боннар, Грассе, Верлен, братья Люмьер – то есть творческая интеллигенция Парижа. 1899 год: Париж знакомиться с творением мастера – книгой «Отче наш» на латыни и на французском языке. Альфонс Муха и здесь отличился: каждая фраза известной молитвы была помещена на отдельной странице в обрамлении изысканных узоров и рисунков, сделанных в технике фототипии (кстати, это изобретение чехов).

С 1897 года Муха начинает сам устраивать выставки в Европе, а в 1900 году художника приглашают оформлять павильон Боснии и Герцеговины на Всемирной Парижской выставке. И хотя на ней представлены несколько плакатов Мухи с его излюбленными женскими образами, именно в тот период он живо интересуется историей славянских народов, которую он по-своему запечатлел затем в картинах «Славянской эпопеи».

Книга «Декоративная документация», которая вышла в свет в 1901 году, стала своеобразным итогом многолетней деятельности художника. В ней он изложил свой опыт и представил всевозможные рисунки, узоры, шрифты, техники, которые можно использовать не только в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, но также в декорировании мебели, в ювелирном деле. То, что представлено на страницах руководства стало примером для выполнения драгоценных украшений, например ожерелья с портретом Сары Бернар.

1903 год знаменателен в жизни Альфонса Марии Мухи: он женился на молоденькой ученице – Марии Хытиловой, которую ласково называл Марушкой. Они прожили всю жизнь вместе. Марушка подарила супругу двух детей: дочку Ярославу и сына Иржика.

Личная жизнь

Сейчас можно увидеть много разных суждений о личной жизни Альфонса. Говорят, что он имел связи с самой Сарой Бернан. Некоторые так же утверждают, что он вёл аскетический образ жизни до встречи с женой. Оба утверждения являются ложными. С Сарой их ничего не связывало, кроме деловых и приятельских связей. А до первой жены, Марии Хитиловой, у художника было несколько женщин. Первую любовь он встретил в 16 лет. К несчастью, девушка рано ушла из жизни. Но память о ней не угасла: свою дочь он так же назвал Ярославной, в дань бывшей возлюбленной.

Женитьба на Марии Хитиловой

Молодая Мария заметила художника в театре. Она перехватила инициативу в свои руки, и устроила встречу с художником лично. Не смотря на большую разницу в возрасте (22 года), у пары сразу появилась романтическая привязанность. Альфонс обожествлял жену. Он всю жизнь мечтал о ласковой, неиспорченной чешке. Всех женщин, с которыми живописец имел связи до Марии, он нарекал «чужими». В 1906 году они поженились.

«Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…» – из писем Альфонса к Марушке.

Дети и влияние женитьбы на творчество

У молодоженов было всего двое детей: старшая девочка Ярослава и сын Иржи. Свою семью художник отображал не только в портретах. У «Женщин Мухи», после знакомства с Марушкой, всё чаще замечались черты лица как её, так и их дочери. Семейная жизнь в целом благосклонно повлияла на Альфонса: постепенно он отошел от «открыточного» и дизайнерского стиля к полноценным картинам в традиционной стилистике.

Переезд в Америку

В год свадьбы он переезжает в США. За время работы в Европе, Альфонс Муха обрел известность. По приезду на него посыпалась гора заказов и предложений от предпринимателей. Место Сары Бернан заняла американка Лесли Картер. Не смотря на все прелести западной жизни, живописцу в Америке не нравилось. Он устал от бесконечной дизайнерской работы. За годы, проведенные в Америке, Альфонсу удалось поработать на местного миллионера, Чарльза Крейна. Тот был ярым славянофилом и не поскупился профинансировать гениальный проект Альфонса Мухи на славянскую тематику. Именно так появилась серия картин «Славянская эпопея».

Последний период творчества

В 1928 году после окончания работы над «Славянской эпопеей», Муха работает над  созданием официальных банкнот независимой Чехословакии и коллекции марок. Всю свою жизнь художник не уставал учиться новому, искал себя и стремился к самовыражению, все его начинания были «обречены на успех», благодаря самобытному таланту и неустанному труду.

С приходом к власти фашистов и пропаганде расистских теорий, интерес к творчеству Мухи падает. Его объявляют панславянистом, его патриотизм идет вразрез с пропагандой расизма, а картины, воспевающие красоту родной природы, не вписываются в пропаганду насилия и жестокости.

Художник был объявлен врагом Третьего Рейха, и посажен в тюрьму. Хотя его вскоре выпустили, но здоровье его было подорвано, и в 1939 году Альфонс Муха скончался. Перед смертью художник успел издать мемуары, и по завещанию был похоронен в Чехии на Вышеградском кладбище.

Немного биографии не помешает

Итак, южным июньским днем 1860 года в Моравском городке Иванчице, в семье судебного чиновника и дочери мельника родился гениальный мальчик. Уже с детства он хорошо рисовал, хотя и увлекался по большей части пением. Подростком он получил художественное образование недалеко от родного города – в Брно. Не поступив в местечковую художественную школу, ему одно время пришлось работать в театре: сначала актером, а затем декоратором и художником афиш.

Наконец его таланту отдали должное в Вене, и пригласили работать художником театральных декораций в мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт. Однако случившееся в 1881 году несчастье — пожар в театре и его мастерской – заставило юношу покинуть Вену. И все-таки судьба к нему благоволила, и в том же году он познакомился с графом Карлом Куэном-Беласси. Альфонс работал у графа придворным художником и оформлял для него интерьер замка в Грушовани, дворца Эммахоф, а затем и австрийского замка, который принадлежал брату графа.

Граф был восхищен мастерством юного Альфонса и даже оплатил его обучение в Академии изящных искусств в Мюнхене, где молодой человек «дорос» до главы Ассоциации Славянских художников. Через два года Альфонс Муха переезжает в город грез – Париж, и поступает там в одну за другой известные Художественные школы. Однако в одночасье молодому человеку пришлось выбирать: продолжать учебу или идти работать. Увы, но богатый спонсор покончил с собой.

Почему постеры?

Постеры не просто дешевле живописи, они более универсальны и менее претенциозны. Обаятельные героини с плакатов Альфонса Мухи одинаково хорошо впишутся в атмосферу сурового минимализма и в яркий многоцветный интерьер. Их улыбки будут навевать сладкие сны в спальне и создавать хорошее настроение на весь день, глядя на вас с кухонной стены.

Кроме того, постер — это не только арт-объект, это своеобразная декларация, кредо, отражение мироощущения хозяина дома. Если элегантность ар-нуво задевает струны вашей души и получает отклик в вашем сердце, то смело делайте выбор в пользу плакатов Альфонса Мухи.

Постер может стать яркой доминантой вашего интерьера, а может органично дополнить и связать другие элементы. Если в самом интерьере есть черты ар-нуво, эфемерные и таинственные красавицы с пышными волосами и лучистыми глазами станут для него своеобразной огранкой, которая превращает алмаз в бриллиант.

Если же вы решите освежить образом роковой женщины помещение в стиле лофт, то и здесь не ошибетесь. Оригинальность и смелость, а также соединение черт разных эпох и культур как раз в духе ар-нуво.

«La Femme Muchas» и «Славянская эпопея»

Альфонс Муха был чувственным и верным поклонником женской красоты.

При этом ни в коем случае его нельзя назвать ветреным или непостоянным – свою истинную любовь он дарил всегда лишь одной, а вот восхищался всеми… 

Дамы на полотнах художника роскошны, великолепны, полны чувств и внутренней энергии.

Это не просто изображения красивых лиц и тел – это целая история в одном моменте.

Его работы копировались и продавались сотнями и тысячами, репродукции картин украшали залы ресторанов, кабинеты светских эстетов, на каждом углу продавались панно, календари, эстампы работ Мухи.

Что уж говорить, французы так «влюбились» в его творчество и живопись, что даже попытались присвоить себе его происхождение, произнося фамилию Муха с ударением на последний слог – на французский манер.

Все картины мастера из серии «La Femme Muchas» построены особым образом: главная роль отводится женщине, причем обязательно славянке – красивой, стройной, но не худой, с копной пышных волос. На фоне – море цветов, восточные флористические орнаменты.

Дамы на холстах Мухи всегда грациозны, обаятельны и притягательны, некоторые из них наивны и милы, некоторые – неприступны и строги.

Наиболее известные серии картин: «Времена года», «Время суток», «Искусство», «Цветы», «Месяцы», «Звезды».

В 1912 годы Альфонс Муха приступает к созданию серии монументальных полотен, получившей название «Славянская эпопея».

В серию вошли 20 полотен 6*8 метров, каждый из которых показывает взгляд автора на историю славянского народа.

Несмотря на то, что творческая жизнь художника была насыщенной и яркой, в ней всегда было место семье.

В 1906 году он женился на Марии Хитиловой, с которой был до конца своих дней. В браке родились двое детей – дочь Ярослава и сын Иржи. Сохранилось немало портретов семьи, а также автопортреты художника.

Умер художник в 1939 году во время оккупации Праги нацистами. Его любимая жена Марушка до последнего вздоха была рядом… 

Семья Альфонса Мухи до наших дней хранит наследие своего великого предка.

А теперь, по традиции, милости просим в нашу галерею репродукций – наслаждайтесь прекрасными работами мастера кисти!

Спасибо за внимание!

Начало творческой карьеры

В качестве декоратора оригинальных и ярких афиш в свою мастерскую Муху приглашает театральный мастер Бриши-Бургхардт. Согласившись работать в его мастерской, Альфонс переезжает из Бруно в Вену, где он работает ровно полтора года, пока сильнейший пожар не уничтожает мастерскую. Уволенный из-за банкротства Бриши-Бургхардта, Муха направляется в небольшой город Микулов, куда его пригласил граф Куэн-Беласси для росписи своего замка. Работа, произведенная Альфонсом, впечатлила графа, из-за чего начинающему художнику он предлагает также расписать второй замок, который был создан для его супруги Эммы Куэн-Беласси.

После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Там он поступает в Академию изящных искусств. Тем не менее на обучение живописи в академии Альфонса хватает ровно на два года – в 1887 году художник вновь берет работу от Куэн-Беласси и какое-то время живет на получаемые от него средства. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. В данном городе его принимают на обучение сразу два престижных учреждения – Академия Жюлиана и Академия Коларосси. В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни.

Безоблачная жизнь в Париже резко оборачивается многочисленными проблемами, когда граф Куэн-Беласси, на чьи средства жил Муха, умирает. Художник отказывается от обучения в академии, начинает зарабатывать на жизнь росписью афиш, плакатов и даже ресторанных меню. Начав получать регулярные заказы, Альфонс Муха открывает свою маленькую мастерскую.

В 1892 году художник получает крупный заказ на оформление работы исторического содержания. Именно опыт, извлеченный Мухой при создании иллюстраций к данному труду, впоследствии лег в основу самой известной его серии картин – «Славянской эпопеи».

«Славянская эпопея»

В 1906 году семья уезжает в США, где Альфонс Муха преподавал в Художественном институте и работал в одном из известных театров, как декоратор. Он снискал громкий успех у американцев, однако все время хотел вернуться в Чехию: американская жизнь была не для него. Тем более, что он твердо решил заняться славянской тематикой, и как только вернулся в Чехию, принялся за работу.

На воплощение грандиозного замысла художник потратил 15 лет. Однажды он даже посетил Санкт-Петербург и Москву, чтобы собрать материалы для работы. В его «Славянском эпосе» отражены переломные моменты истории славян, как:

  • «Симеон, царь Болгарии»;
  • «После Грюнвальдского сражения»;
  • «Отмена крепостного права на Руси».

В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. Картинным полотнищам огромных размеров место нашлось не сразу, в конце концов их отправили в Брно. Затем они долго хранились в  замке в Моравском Крумлове, хотя сам художник их завещал Праге при условии, что для них будет построена отдельная Галерея

Внук мастера обратив внимание, что воля деда так и не была исполнена, основал Фонд и стал заниматься сбором средств для строительства. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею

Славянская эпопея «путешествует» по миру. В 2015 запланирована трехмесячная выставка артполотен в Японии, а в 2017 — в Южной Корее и Китае, после чего картины отправятся «домой».

Возвращение на родину и создание серии «Славянская эпопея»

Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Идеи, которые он копил в течение всей своей жизни и которые окончательно сформировались во время его проживания в Америке, дают возможность появиться на свет таким великим произведениям, как «Славяне на исторической родине», «Отце наш», «Славянская литургия» и др. Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян, их праздников, развитие их культурного наследия.

Через восемнадцать лет, окончив двадцать главных произведений своей жизни, Альфонс Муха преподносит свои картины Праге, как своей первой музе и родине. Однако данные полотна не были оценены зрителями в полной мере – за долгие годы, пока Муха трудился в своем замке, произошла резкая смена как в мировоззрении, так и в сознании людей. Наступил век модерна, нежные, женственные, великие и утопические идеи арт-нуво были уже «устаревшими».

Маленький музей Великого Художника

Художник создал образы утонченных, воздушных, обворожительных женщин, олицетворяющих женственность, чувственную красоту, обольстительность, грацию. Однако его искусство сложнее и многограннее, чем изображение женских натур. В свое время художник был настолько знаменитым и популярным, что его считали символом «золотого» и «серебряного» веков: он «творил» как раз на стыке одного с другим. В Праге в 1998 году открыли Музей Альфонса Мухи, все экспонаты в который были предоставлены членами семьи живописца.

Музей совсем маленький и состоит из трех комнат, в двух из них находятся личные вещи и работы художника — их немного, около 100, что порою разочаровывает посетителей. На самом деле все вполне логично и гармонично. Многие, кто приходит в Музей, даже не вполне уверены, что вообще слышали о таком человеке, как Альфонс Муха. Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал. Он — завершающий и подытоживающий небольшую экскурсию, когда посетителям показывают получасовой фильм о жизни и творчестве художника.

Творчество художника

Сам женский образ использовался тогда в рекламных целях впервые, но история показала, какой успех приобрел этот опыт, и по сей день использующийся специалистами таких ведущих в области рекламной индустрии стран как США. Однако нужно отдать должное Мухе: в его работах сложно найти малейший намек на слащавость, чего не скажешь о современных аналогах. Возможно здесь свою роль сыграло то обстоятельство, что эстетика чешского художника формировалась под влиянием средневековых сюжетов и кельтской мифологии. Это, с одной стороны, внесло разнообразие символики в его творения, и, с другой стороны, способствовало орнаментальному усложнению многих плакатов. Для упорядоченности рассмотрения фона произведений Мухи необходимо внести условную классификацию:

Цветочные мотивы, позаимствованные из восточной культуры, стали неотъемлемым атрибутом картин эпохи модерна для многих художников: плывущие стебли и бледные лепестки полностью отвечали концепции Арт Нуво не только своими формами, но и сочетанием не сочетавшихся до этих пор красок. В работах Мухи можно найти яркое подтверждение этому: пастельные тона, экзотические очертания, словно бы повторяющие образ прекрасной дамы, расположенной на первом плане с ее летящими нереально длинными волосами, одетой в легкие, сродни греческим туникам, одежды – все это создавало неповторимую гармонию и единство, обусловленное взаимопроникновением элементов женской фигуры и фона.

Переходя к рассмотрению орнамента, нужно отметить, что самой часто используемой геометрической фигурой в произведениях Мухи является круг как символ бесконечного повторения, круговорота, а также как символ женского начала. Даже надписи рекламного характера позади образа прекрасной дамы располагались полукругом с плавно очерченными буквами.

Здесь опять-таки кроется отсылка к языческому мироощущению, не говоря уже о фоновых изображениях с использованием мифических существ. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что плакатная реклама конца XIX века состоит из подлинных шедевров изобразительного искусства: уличные плакаты создавались не исключительно в маркетинговых целях, они выражали настроения целой эпохи, а значит, стремились покорить умы не ради коммерческой выгоды, но для всецелого перехода к новому видению реальности, избавленной от консерватизма прошлых лет.

Плакаты девушек

Знаменитые афиши и плакаты художника, на которых запечатлены поэтические женские образы, до сих пор тиражируются сотнями копий. Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов — девочка.

Раздувающиеся от легкого ветра длинные, блестящие на солнце волосы обрамляют чувственные девичьи лица, придавая им некую схожесть с христианской Мадонной. Стройные тела, облаченные в летящие дымчатые одежды, неизменно выделяются на чуть затемненном, как бы уходящем вдаль фоне. На каждой из девушек имеется большое количество различных украшений – обилие мелких витиеватых деталей, разноцветных пятен и завитков и сделало когда-то А. Муху знаменитейшим представителем арт-нуво.

Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Отсутствие красочных деталей и всякого интереса натурщицы к художнику и создаваемому им полотну, склоненные плечи, в которых отражены усталость и грусть, наличие обыденной житейской атмосферы в свое время удивили современников. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно… Тем не менее это полотно сумело доказать, что Муха способен метко передавать психологические переживания, пики эмоциональных и чувственных волнений. В похожем стиле было выполнено также еще несколько работ, к числу которых относится портрет дочери художника Ярославы.

Ранние годы

Родился Альфонс в 1860 году, в провинциальном чешском городке – Иванчице. Любовь к искусству развивалась у мальчика с ранних лет. Он увлекался пением, а в более сознательном возрасте принялся за акварель. Альфонс пытался поступить в Пражскую Академию Искусств, но провалил экзамены. Знал ли профессор, который назвал работы Альфонса бесталанными, что он только что отказал гению? В любом случае, для Мухи это не было особым ударом: он не утратил интереса к живописи.

Славянские мотивы в творчестве Мухи

Место рождения оказало значительное влияние на дальнейшее творчество Мухи. Его работы пронизаны любовью к родине: почти в каждой из «Женщин Мухи» прослеживаются славянские черты. Серия его самых известных работ, «Славянская эпопея», посвящена знаменательным датам чешской истории.

Временные трудности

Дальнейшая его деятельность непостоянна: сначала он работал на отца, затем перебивался мелкими подработками. В 1879 году получил должность театрального декоратора в Вене. Через три года его мастерская сгорела вместе с театром. В раздосадованных чувствах он вернулся в Моравию, город Микулов. Там же его встретил человек, который увидел в юноше талант, его первый спонсор.

Знакомство с графом Белази, обучение в Мюнхене

Граф Эдуард Куэн Белази случайно заметил одну из работ Альфонса. А именно – зарисовку девушки на берегу. Белази по достоинству оценил творчество Мухи. Он пригласил художника расписывать фрески в своем поместье. Альфонс настолько покорил графа Белази, что тот согласился оплатить учебу талантливому юноше в Мюнхене. В академии не оставили без внимания умения Альфонса и зачислили художника сразу на 3 курс. Там же он освоил приемы литографии, которые успешно применял в своих работах. После выпуска (1885 год) художник решил продолжить обучение в Париже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: