Легенда об Аполлоне и Дафне
Аполлон был богом искусства, музыки и поэзии. Согласно легенде, однажды он прогневал юного бога Эрота, за что тот пустил в него стрелу любви. А вторую стрелу – антипатии – пустил Эрот в сердце нимфы Дафны, которая была дочерью речного бога Пенея. И когда увидел Аполлон Дафну, с первого взгляда в нем зажглась любовь к этой юной и прекрасной девушке. Он влюбился и не мог отвести взгляда от ее необыкновенной красоты.
Пораженная в сердце стрелой Эрота, Дафна с первого взгляда испытала страх и воспылала ненавистью к Аполлону. Не разделяя его чувств, она бросилась бежать прочь. Но чем быстрее Дафна пыталась убежать от преследователя, тем настойчивее был влюбленный Аполлон. В тот миг, когда он почти настиг свою возлюбленную, девушка взмолилась, обращаясь к отцу и прося помощи. В тот момент, когда она закричала в отчаянии, ноги ее начали деревенеть, приросли к земле, руки превратились в ветви, а волосы стали листьями лаврового дерева. Разочарованный Аполлон долго не мог прийти в себя, пытаясь принять неизбежное.
Описание героев и сюжетной сцены
Когда Феб (Аполлон) увидел Дафну, дочь речного бога Пенея, в его сердце попала любовная стрела Купидона. Он был покорен красотой нимфы и воспылал к ней неистовой страстью. Купидон сыграл злую шутку, и направил в сердце Дафны другую стрелу, убивающую любовь. Прекрасной нимфе не суждено было когда-либо испытать ответного чувства. Увидев Аполлона, Дафна пустилась бежать от златовласого бога, а юноша, охваченный безудержной страстью, стал преследовать возлюбленную, умоляя не проявлять к нему холодность. Когда силы прекрасной нимфы были на исходе, она обратилась с мольбой к своему отцу, Пенею. Дафна просила бога, чтобы тот лишил ее красоты, причиняющей столько страданий и изменил ей тело, из-за которого рушилась вся жизнь. Не успела нимфа произнести последние слова своей молитвы, как начались невероятные метаморфозы.
Скованность охватила все тело Дафны, нежная кожа покрылась тонкой корой, волосы превратились в густую крону дерева, руки и плечи стали вдруг колыхающимися ветвями, ноги, принявшие форму сплетённых корней, вросли в землю, а лицо спряталось за слоем густой листвы. Несмотря на преобразования во внешности нимфы, Аполлон продолжал испытывать к ней страстную любовь. Даже в таком виде Дафна оставалось предметом обожания бога, он положил руку на ее грудь и почувствовал, как сердце бьётся под слоем коры. Аполлон обнял ветви, словно они по-прежнему были руками прекрасной девы, и расцеловал их. Дерево как будто сжалось от прикосновений влюбленного бога. Тогда Аполлон произнес следующие слова:
«Отныне, раз ты не можешь стать моей невестой, ты станешь моим деревом! Лавровым деревом! Венок из твоих листьев будет украшать мою голову. Мои лира и колчан для стрел будут изготовлены из твоих ветвей. Ты будешь всюду со мной, будешь слышать, как звучат радостные возгласы, прославляющие победы римских генералов, будешь видеть, как люди собираются на площади Капитолия, чтобы стать свидетелями торжественных военных шествий. Ты будешь стоять у дверей императора, служа ему в роли преданного стража. Седина никогда не коснется моих золотых волос, так и твоя листва останется вечно зеленой и молодой».
Скульптура Джованни Бернини
Великий итальянский скульптор и архитектор заслуженно считается гением барокко, его скульптуры живут и дышат. Одно из величайших достижений Дж. Бернини, «Аполлон и Дафна», является раннейработ скульптора, когда он еще трудился под покровительством кардинала Боргезе. Он создал ее в 1622–1625 годах.
Бернини удалось передать момент отчаяния и то, как движутся Аполлон и Дафна. Скульптура завораживает своей реалистичностью, бегущие находятся в едином порыве. Только в юноше видно желание овладеть девушкой, а та стремится любой ценой ускользнуть из его рук. Скульптура сделана из каррарского мрамора, ее высота 2,43 м. Талант и самоотверженность Джованни Бернини позволили ему закончить шедевр искусства за сравнительно небольшой срок. Сегодня скульптура находится в галерее Боргезе, в Риме.
История жизни Джованни Баттиста Тьеполо
В 1750 году по просьбе князя-архиепископа Вюрцбургского Тьеполо приступил к росписям его резиденции. Он исполнил грандиозную фреску площадью 650 квадратных метров над лестницей в вестибюле дворца, в основе которой сюжета лежит прославление архиепископа Франконского и всей католической церкви. Тьеполо словно уничтожает плоскость потолка и уводит взгляд зрителя в безграничное голубое, пронизанное солнечными лучами небо. Множество фигур порхает среди облаков в легком головокружительном полете.
Оставляя в центре свободное пространство, художник располагает большинство действующих лиц у карниза, где изображены четыре страны света: Европа, Азия, Африка, Америка. Тут же аллегории наук, искусств, мифологические существа, античные боги, нимфы, наяды, обитатели экзотических стран, а также разнообразные звери, птицы, растения…
Встреча Антония и Клеопатры . 1747—50. Фрагмент
В 1753 году плафон вестибюля был закончен, и Тьеполо с сыновьями возвратился на родину. Поездка в Вюрцбург принесла художнику огромный успех и еще более укрепила его славу крупнейшего мастера монументально-декоративной живописи: в Венеции приглашения, заказы, почести следуют одни за другими. В 1756 году Тьеполо был избран президентом незадолго до того организованной Венецианской Академии живописи и скульптуры и одновременно-почетным академиком Пармской Академии.
К лучшим созданиям декоративного гения Тьеполо относятся его фрески в Виченце в вилле Вальмарана, относящиеся к 1757 году, где художник работал с учениками и своим сыном Джованни Доменико Тьеполо (1727-1804).
Последними большими работами мастера в Италии были плафоны «Триумф Геркулеса» в палаццо Каносса в Вероне и «Апофеоз семьи Пизани» бального зала виллы Пизани в Стра, а также исполненный по заказу русского двора плафон на холсте — «Триумф Марса» для большого Китайского дворца в Ораниенбауме. В апреле 1762 года художник покинул родину. Его пригласили в Мадрид ко двору Карла III для исполнения большой фрески в королевском дворце. К 1764 году художник завершил роспись плафона большого тронного зала. В том же дворце он исполнил еще два значительно меньших по размеру плафона. Кроме того, в Мадриде Тьеполо выполнил семь алтарных картин для церкви святого Паскаля (1767).
Несение креста . 1737—38
Последние годы жизни Тьеполо были омрачены соперничеством с испанским художником Рафаэлем Менгсом: «неоклассицизм» вытеснял уходившее в прошлое «барокко». Тьеполо обращался и к другим жанрам живописи, создав несколько великолепных портретов, ярких и выразительных: «Портрет Антонио Риккобоно» (ок. 1745), «Портрет Джованни Кверини» (ок. 1749).
Живописи художника не уступают по качеству исполнения его рисунки и офорты. Как рисовальщик и офортист Тьеполо является одним из величайших мастеров восемнадцатого столетия. Сотни его рисунков и две серии оригинальных офортов — «Каприччи» и «Скерци ди фантазиа» — отличаются оригинальностью образов, изобретательностью композиционных решений и, при лаконизме примененных средств, исключительной светосилой.
Описание скульптуры
Мраморная скульптурная группа явилась последней в серии работ, выполненных Джованни Лоренцо Бернини по заказу кардинала Шипионе Каффарелли-Боргезе — известного ценителя произведений художественного искусства и покровителя молодого талантливого мастера. Большая часть первоначальной работы была сделана между 1622 и 1623 гг., но перерыв, потребовавшийся для завершения скульптуры Давида, прервал изготовление очередного шедевра до 1625 года. Известно, что Бернини ваял скульптуру не сам: ему помогал работавший в его мастерской молодой талантливый ученик Джулиано Финелли (1601-1653), который изваял некоторые детали, показывающие превращение Дафны из человека в лавровое дерево, такие как кора, ветви, а также развевающиеся на ветру волосы дочери богини. Тем не менее, некоторые историки скептически относятся к значимости вклада Финелли в сотворении шедевра. В сентябре 1625 года скульптура Бернини Аполлон и Дафна была помещена в Галерею Боргезе и находится там по сей день.
Советуем прочитать:
ГАЛЕРЕЯ БОРГЕЗЕ — коллекция шедевров художественного искусства
Скульптура Бернини Аполлон и Дафна. Фрагмент Antonella Nigro / Wikimedia Commons
Аполлон и Дафна запечатлены мастером как раз в тот самый момент, когда пылающий страстью юноша настигает свою возлюбленную, а та в свою очередь уже начала обращаться в лавр. Пальцы Дафны стали похожи на ветви, ее ноги постепенно укутывает древесная кора, а стопы превращаются в корни. Ее эмоции противоречивы: с одной стороны девушка напугана: Аполлону все-таки удалось ее настигнуть, а с другой – она испытывает облегчение, ведь отец услышал ее мольбы о спасении. Чувства Аполлона выражены в его взгляде, полном печали, растерянности и разочарования
Его левая рука осторожно касается талии Дафны, пытаясь удержать ее и в то же время не причинить боли
Скульптура Бернини Аполлон и Дафна. Фрагмент Alvesgaspar / Wikimedia Commons
Скульптурная группа Аполлон и Дафна отличается сильнейшим динамическим потенциалом. Джованни Лоренцо Бернини смог передать не только физическое напряжение, выраженное в безуспешной гонке, но и глубокий эмоциональный фон, оказывающий влияние на целостность восприятия сцены. Переплетение чувств и переживаний персонажей являются ключевой составляющей произведения и его основой.
Возможно Вас заинтересует:
Смерть. Наследие
Джованни Баттиста Пиранези умер 9 ноября 1778 года в возрасте 58 лет от болезни почек.
Он был на вершине славы, когда смерть застала его в своём доме на Strada Felice (сегодня Via Sistina). За год до кончины уже больной он отправился в Неаполь, где участвовал в археологических раскопках ещё малоизвестных трёх греко-дорических храмов в Пестуме. Последние зарисовки и гравюры из серии «Руины построек Пестума» (Avanzi degli Edifici di Pesto, 1777-1778) опубликовал уже его сын Франческо.
Похоронили «певца руин» в церкви Санта-Мария-дель-Приорато, той самой, которая стала его единственным реальным архитектурным строением. Позже на его могиле была установлена статуя скульптора Джузеппе Анджелини (1735-1811), изображающая Пиранези в древнеримском одеянии.
Сын Пиранези, Франческо, продолжил дело отца. Он не только создавал собственные гравюры, но также занимался распространением и продажей работ своего знаменитого родителя. В 1799 года семья Пиранези из-за своих политических мировоззрений бежала во Францию, прихватив с собой 20 ящиков с медными гравированными пластинами. Наследие великого гравёра было выкуплено для Национальной Калькографии (Calcografia Nazionale) при понтификате папы Григория XVI и возвращено в Рим в 1839 году. Сегодня медные доски Пиранези хранятся в Центральном институте графики (Istituto Centrale per la Grafica), который находится рядом с фонтаном Треви.
Пиранези и сегодня остаётся одной из самых больших загадок среди выдающихся деятелей XVIII века. Он создал свой античный Рим, более совершенный, чем реальный, немного фантастический и невероятно притягательный. Один из биографов Пиранези процитировал его изречение: «Мне нужно генерировать великие идеи, и я считаю, что, если бы мне поручили разработать новую вселенную, я был бы достаточно безумен, чтобы взяться за это».
Обучение и выбор профессии
Юный Пиранези жаждал новых знаний, и он их получил, продолжив обучение у знаменитого венецианского архитектора Джованни Скальфаротто (Giovanni Antonio Scalfarotto) и гравёра Джузеппе Карло Цукки (Giuseppe Carlo Zucchi). Знакомство с Томмазо Теманца (Tommaso Temanza) – венецианским инженером-строителем, писателем и историком архитектуры, не только принесло Джованни опыт проектировщика, но и переросло в многолетнюю дружбу.
Для Пиранези наступил период новых открытий и поиска своего места в многогранном мире. Молодой художник брал уроки рисования у известного картографа и гравёра Джованни Баттиста Нолли (Giovanni Battista Nolli), а уроки сценографии – у братьев-художников Джузеппе и Доменико Валериани (Giuseppe е Domenico Valeriani). Наибольшее влияние на Джамбаттисту оказал Джузеппе Васи (Giuseppe Vasi), с котором он некоторое время работал вместе. Этот талантливый художник-пейзажист и гравёр передал своему будущему конкуренту важные знания и секреты в работе с офортами.
За три года Джованни Баттиста изведал каждый уголок Рима, где сохранились остатки древних сооружений, участвовал в раскопках и археологических экспедициях в Геркуланум и Помпеи, делал зарисовки архитектурных элементов, изучал историю и искусство Древнего Рима.
Очевидцы рассказывали, что Джованни мог даже заночевать в руинах, увлёкшись их изучением.
В 1743 году Пиранези вместе с послом вернулся в Венецию, где проработал в течение последующих четырёх лет. За это время он переосмыслил свои способности и сделал окончательный выбор, остановившись на профессии гравёра. Этот вид творчества позволил Пиранези реализовать одновременно амбиции художника, архитектора и историка.
Первые работы
Итогом впечатлений от встречи с Римом стали первые серии гравюр, созданные Джамбаттистом в 1743–1745 годах. Они были выполнены с поражающей фотографической точностью и в необычной манере.
Техника, которая определила почерк работ Пиранези, представляла собой сочетание офорта с резцовой гравюрой, что позволяло добиться выразительности и мягкой контрастности живописи.
Первая часть архитектурных набросков
Дебютной работой Пиранези стал научный труд 1743 года «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором» (Prima parte di architetture, e prospettive inventate, ed incise da Giambatista Piranesi architetto Veneziano).
В этой работе автор разместил 12 гравюр с вымышленными видами древнего Рима, на которых запечатлел Капитолий, Римский Форум, языческие храмы, мавзолей императора, величественный мост и другие грандиозные строения.
Фантазии Пиранези родились не на голом месте. Для создания офортов он кропотливо изучал в библиотеке старинные гравюры, описания несохранившихся античных скульптур и труды историков.
Надо признать, что эти виды были настолько хороши, что путешественники часто оказывались разочарованными, сравнивая античные памятники на гравюрах Пиранези с действительностью. В XVIII в. большая часть древних сооружений Рима представляла собой груду камней, занесённых пылью и покрытых растительностью, а территория Римского и Императорского форумов — пастбище, по которому бродили свиньи и буйволы.
Виды Рима
Спустя всего два года после выхода первой работы Пиранези начал создавать серию гравюр «Разные виды Рима античного и современного» (Varie Vedute di Roma Antica e Moderna). Автор явно был под впечатлением от работы Джузеппе Васи под названием «Великолепие Рима», но при этом показал собственный подход к теме. Гравюры Джамбаттисты отличались особым живописным стилем – каприччио (capriccio), который объединяет в изображении археологические руины, архитектурные фантазии, растительность и фигурки людей, занятых своими повседневными делами.
Среди офортов этой серии бесценными для истории являются виды Рима XVIII века, на которых запечатлены Палаццо Боргезе (Palazzo Borghese)
Палаццо Барберини (Palazzo Barberini)
Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale)
базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano)
Бельведер в Ватикане
и другие знаменитые строения.
Темницы
В период пребывания в Венеции Пиранези создал одну из своих самых необычных работ, которая будоражит умы творческих людей и сегодня. Цикл гравюр из 16 картин под названием «Фантастические изображения тюрем» (Le Carceri d’Invenzione, 1745) или «Темницы» (Carceri) – это просто «взрыв» архитектурных фантазий.
Мрачные и драматичные виды изобилуют деталями, которые сливаются в чёткие конструкции строений из каменных блоков и арок, лестниц и переходов. В этом загадочном пространстве можно разглядеть даже пыточные приспособления, наводящие ужас, и фигурки людей с ролями тюремщиков и узников.
Возникает вопрос: «Что побудило художника создать эти гравюры?» Некоторые считают, что тема родилась из ночных кошмаров Пиранези, другие видят в ней призыв к недопустимости насилия в Эпоху Просвещения, но есть и другое очень интересное мнение. В XVII–XVIII вв. появилось тайное общество масонов или «вольных каменщиков», а так как отец Пиранези и он сам имели отношение к строительной гильдии каменщиков, то, вполне возможно, что изображения несут особые скрытые символы масонства.
Историческая справка
«Аполлон и Дафна» – это последнее произведение в серии скульптур, выполненных молодым Бернини по поручению его покровителя, кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе. После создания статуи «Плутон и Прозерпина», которую заказчик подарил известному меценату, коллекционеру и ценителю искусства Людовико Людовизи, художник сразу же начал трудиться над изваянием «Аполлон и Дафна». Основная часть работы была выполнена в 1622 – 1623 годах. Затем последовал небольшой перерыв, связанный, скорее всего, с созданием скульптуры «Давид». Свои окончательные формы произведение пластики по мотивам поэмы Овидия приобрело в 1625 году. Как свидетельствуют документы, в сентябре скульптура «Аполлон и Дафна» была перевезена на виллу Боргезе, в Риме.
По одной из версий Бернини заканчивал работу над статуей не в одиночку, художнику помогал его ученик, Джулиано Финелли. Считается, что именно благодаря вкладу талантливого подмастерье в скульптуре появились искусно выполненные детали (ветви, кора, растрепанные локоны волос), помогающие передать превращение Дафны из нимфы в дерево. В то же время многие искусствоведы склонны не преувеличивать значимость роли Финелли.
Скульптура рассчитана на круговой обзор, Бернини пытался найти ракурс, позволяющий одновременно видеть эмоции и Аполлона, и Дафны, с тем чтобы сюжет произведения становился сразу понятен зрителю, и не возникало необходимости обходить статую с разных сторон.
Дафна. Что случилось с Дафной?
Некоторые искусствоведы называют XVII столетие веком барокко. Мастерам, которые работали в этом стиле, представлялось, что весь мир — и природа, и люди — находится в непрерывном движении. И они старались передать в своих творениях это движение: и физическую стремительность, и вихрь чувств. Одним из самых прославленных представителей барочного стиля в искусстве был итальянский скульптор Лоренцо Бернини.
Когда Бернини еще не был знаменит, он отдал дань Аполлону. Ваять скульптурный портрет бога искусств, как это делали древние греки, ему не хотелось: состояние покоя было ему неинтересно — оно чуждо духу барокко. И Бернини выбрал бурный эпизод из жизни Аполлона — историю с речной нимфой Дафной. Сразив Пифона, Аполлон увидел рядом бога любви Эрота — и тоже с луком и стрелами. Сам себе Аполлон казался после победы уже не мальчиком, но мужем, и он снисходительно сказал: «На что тебе, малыш, оружие? Стрелять из лука — дело взрослых!». «Ну, погоди! — подумал Эрот. — Сейчас увидим, кто тут стреляет, как взрослый». Он взлетел на соседнюю гору Парнас, прицелился и пустил Аполлону в сердце стрелу, вызывающую любовь. Другой же стрелой, убивающей любовь, он поразил прекрасную Дафну. И вот однажды Аполлон увидел Дафну и полюбил с первого взгляда. Дафна тоже заметила Аполлона и в ужасе пустилась наутек. Аполлон — за ней. Бог-музыкант уже почти догнал нимфу, но она взмолилась к отцу, богу рек Пенею, чтобы он спас ее от преследователя. И на глазах у влюбленного руки ее, воздетые к небу, стали ветвями, волосы — листвой. Еще мгновение — и оказалось, что он обнимает лавровое дерево! Лавр с тех пор сделался любимым деревом Аполлона. Бог повелел ему вечно зеленеть и сплел себе венок из лавровых веток. А в честь Аполлона лавровым венком стали награждать и лучших поэтов и музыкантов.
Дафна, конечно, не виновата, что попалась Эроту под горячую руку. Но её история — напоминание остальным о том, что если убегать от собственных талантов, то в конце концов одеревенеешь.
Бернини от них не убегал, а изваял Аполлона и Дафну, и бог искусств, как видно, вознаградил его: эта работа принесла скульптору признание — лавры, так сказать. Его талант произвел столь сильное впечатление на папу римского, что тот назначил Бернини придворным скульптором.
В XVII столетии в искусстве помимо барокко сложился и другой стиль — классицизм. Его приверженцы не только заимствовали сюжеты для своих работ из греческих мифов, не только чтили античность, но и считали ее образцом для подражания. Их не интересовали бурные чувства, как мастеров барокко. Они желали изображать прекрасное, а красота постигается с помощью разума. Мастера, которые придерживались классицистического стиля, согласились бы с Пушкиным в том, что «прекрасное должно быть величаво». Им нравились строгость, ясность и отстраненность, свойственные греческим статуям. Они полагали, что любое впечатление, даже от природы, следует сначала осмыслить, а уж потом воплощать на полотне или в мраморе. Вовсе незачем живописать все, что видишь. Надо отсеять мелочи, поскольку они противоречат возвышенности рассказа.
Поначалу классицизм развивался преимущественно во Франции. Первыми и самыми выдающимися представителями этого направления в XVII веке считаются художники Пуссен, знаток античной мифологии, и Клод Лоррен. Но их последователи очень скоро возвели отстраненность и величавость в закон, что что творения классицизма перестали вызывать отклик в душе зрителей. В середине XVIII века, накануне Великой французской революции, много говорили о необходимости разумного устройства общества, и в ответ классицизм в искусстве пережил новое рождение. Теперь уже он появился и в других странах. Скажем, итальянский классицизм возглавил в конце столетия наиболее знаменитый в Европе скульптор тех лет Антонио Канова. В искусстве и мифах древних греков и римлян каждый мастер находил свое: борец — образы героев, а пацифист — гармонию. Третья волна классицизма возникла в начале XIX века. В русском искусстве она принесла шедевры архитектуры: строго симметричные, с «античными» колоннами особняки, дворцы и общественные здания. Многие из них стоят до сих пор как памятники возвышенным чувствам, царившим в русском обществе, — как раз тогда, в связи с Отечественной войной 1812 года, оно переживало подъём патриотизма.
Композиция и цветовая палитра картины
Полотно «Аполлон и Дафна» ее автор, Александр Николаевич Бенуа, создал в манере, близкой одновременно к строгой классике и манерному барокко. Отличается картина от этих стилей менее четкими линиями, некоторой условностью и размытостью отдельных деталей изображения и более нежными, прозрачными тонами.
Сюжет работы «Аполлон и Дафна», в отличие от большинства произведений по этому мифу, обладает более спокойной, лишенной острого драматизма напряжения – Александр Николаевич Бенуа предпочел разряженную, гармоничную атмосферу. Бог искусства изображен играющим на лире возле дерева, на котором спряталась от него нимфа. Справа на первом плане расселись рогатые сатиры, слева – изящные нимфы. Аполлон и Дафна спокойны, хотя заметно, что девушка с некоторой тревогой смотрит вниз. Вдали на картине виднеются очертания гор и холмов.
Произведение «Аполлон и Дафна» отличает от большинства мифологических полотен еще и практически полное отсутствие символизма. Из характерных для тематики мифов символики Александр Николаевич Бенуа оставил в композиции холста «Аполлон и Дафна» только лиру божества и дерево – так как, согласно мифу, именно в дерево в итоге превратилась преследуемая нимфа. Работа выполнена в очень нежной, светлой цветовой гамме. Основные цвета, которые использовал художник в композиции «Аполлон и Дафна»:
- Зеленый.
- Бежевый.
- Золотистый.
- Синий.
- Голубой.
- Желтовато-коричневый.
Самым ярким цветовым акцентом на картине «Аполлон и Дафна» является синее покрывало, на котором сидит главный герой
Оно не только концентрирует внимание на основных персонажах композиции, но и отмечает центр полотна, создавая при этом эффектный контраст с желто-зеленой кроной дерева, на котором сидит нимфа
Примечания
- Палефат. О невероятном 49
- Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия II 513 и др. // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.663
- Овидий. Метаморфозы I 568—570
- Гигин. Мифы 203
- Павсаний. Описание Эллады X 7, 8
- ↑ 12 Палефат. О невероятном. Примечания
- Парфений. О любовных страстях 15, 1
- ↑ 1234 Тахо-Годи, 1980.
- ↑ 12 Пантеон Олимпа. Комментарий(неопр.) .Античная мифология . Поволжский региональный центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ) (19 февраля 2007). Дата обращения 8 октября 2014.
- Павсаний. Описание Эллады VIII 20, 2-4; Парфений. О любовных страстях 15, 2-3
- Лавр: А. Шапошников. Сакральный календарь друидов (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 31 марта 2014. Архивировано 31 марта 2014 года.
- Пантеон Олимпа. Комментарий (неопр.) .Античная мифология . Поволжский региональный центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ) (19 февраля 2007). Дата обращения 8 октября 2014.
- Овидий. Метаморфозы I 534—539
- Парфений. О любовных страстях 15, 4, ссылка на Диодора из Элаиты и Филарха
- Филаргирий. Комментарий к «Буколикам» Вергилия III 12 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.665
- Греческая мифология: Дафна — горная нимфа
- ЛАВР (Словарь античности)
- Грейвс Р. Мифы древней Греции. Зевс и его родичи. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДЕЯНИЯ ГЕРМЕСА
- Филострат. Жизнь Аполлония Тианского I 16
- Либаний. Речи XI 94-99 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 586
- Дельфийский оракул // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
- Тахо-Годи А. А. Нимфы // Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — Энциклопедия. (В 2 томах). — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. II. — С. 219—220.
- ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА стр.0685
- ↑ 12 Бочаров Николай Алексеевич. Справочник мифологии
- Аполлон и Дафна. Франческо Тревизани (1656—1746). Холст, масло. 1708—1717 гг. 73 × 59,5 см. Инв. № ГЭ 238. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
История, воплощенная в искусстве
Аполлон и Дафна, история которых поражает отчаянием и трагизмом, вдохновляли многих великих художников, поэтов, скульпторов на протяжении всей истории. Художники старались изобразить бег на своих полотнах, скульпторы пытались передать силу любви и осознание собственного бессилия молодого бога Аполлона.
Известным произведением, достоверно отображающим трагизм этой истории, было полотно А. Поллайоло, который в 1470 году нарисовал картину с одноименным названием «Аполлон и Дафна». Сегодня она висит в Лондонской национальной галерее, привлекая взгляды посетителей реалистичностью изображенных героев. На лице девушки читается облегчение, в то время как Аполлон опечален и раздосадован.
Яркий представитель стиля рококо Джованни Баттиста Тьеполо даже изобразил на своей картине «Аполлон и Дафна» отца девушки, который помогает ей избежать преследователя. Однако на лице его читается отчаяние, ведь цена такого избавления слишком высока – его дочери больше не будет среди живых.
Но наиболее удачным произведением искусства по мотивам мифа можно считать скульптуру Джованни Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна». Ее описание и история заслуживают отдельного внимания.
Живопись
В конце 1710-х годов Тьеполо покинул студию Ладзарини и приступил к самостоятельному созданию фресок в ряде часовен и церквей. Установлено авторство изображений на вилле в Массандзаго близ Падуи и храме Святого Евстафия и сподвижников, который называли Сан-Стае.
Стиль живописца проявился около 1720 года, когда ему была поручена работа по созданию сцен из «Книги Бытия». Во дворце Дионисо Дольфина, а также в соборе города Удине он сделал росписи под названием «Авраам и его сыновья».
Современники нарекли эти произведения набором холстов, полных остроумия и элегантности, определяющей чертой которых был легкомысленный и беззаботный настрой. Прохладная цветовая палитра создавала ощущение естественного дневного света, что делало картину реалистичной и почти живой.
Ранние шедевры, создававшиеся во втором десятилетии XVIII века, принесли мастеру много заказов от богатых и знатных семей. Он расписывал храм в Веролануова и скуолу Санта-Мария-дель-Кармело, а также капеллу Коллеони и ряд других итальянских церквей.
В 1740–1750-х годах Джанбаттиста работал над гравюрами и стал автором великолепных серий Capricci и Scherzi di fantasia. Они были изданы венецианским коллекционером, вдохновившимся фантастической темой и восточными персонажами, познававшими тайны бытия.
В тот же период слава Тьеполо достигла границ Западной Европы, и его пригласили украсить Вюрцбургскую резиденцию, которую проектировал Балтазар Нейман. Художник расписал потолок и стены, основываясь на мифологических сюжетах, и продемонстрировал склонность к символизму и многочисленным аллегориям.
В 1753 году живописец вернулся на родину в Венецию и стал избранным президентом Падуанской академии искусств. В это время он создал фрески для залов Палаццо Лабиа с изображением Клеопатры и Антония, исполненных нежных чувств.
Спустя десятилетие Джанбаттиста получил заказ от короля Карла III и в течение 9 лет работал над декорированием мадридского дворца. Он написал панегирические полотна, утверждавшие превосходство Испании, которые украсили стены будуаров и потолок тронного зала.
Мифология
Дочь земли Геи и фессалийского речного бога Пенея (в Элиде) (версия Овидия, см. далее), либо речного бога Ладона из Аркадии (аркадская версия, изложенная у Павсания). Либо дочь Амикла.
Избегала мужчин и жила в обществе девушек, спутница Артемиды[прояснить
], подобно которой дала слово сохранить целомудрие и оставаться безбрачной. История любви Аполлона к Дафне подробно рассказана Овидием в «Метаморфозах» (греч. превращения ; I, 452—517). В неё также был влюблен смертный Левкипп, сын Эномая. Надев женский наряд и заплетя волосы, он выдал себя за дочь Эномая и стал охотиться вместе с Дафной, которая обнимала его. Аполлон, неравнодушный к Дафне ещё до случая с Эротом (далее), стал ревновать к Левкиппу. Когда девушки купались в Ладоне, они обнаружили, что Левкипп не девушка, и растерзали его. Обман Левкиппа был раскрыт не без участия Аполлона.
Миф об Аполлоне и Дафне.
Вскоре после победы над Пифоном Аполлон обидел Эрота, насмеявшись над ним с его луком и стрелами. В отместку тот поразил его стрелой любви к Дафне, её же — стрелой антипатии, вызвав у неё отвращение к Аполлону. Преследуемая охваченным страстью Аполлоном — по словам Овидия, Аполлон гнался за ней, как собака за зайцем (согласно ему же, она явилась его первой любовью), — Дафна взмолилась к родителям с мольбой изменить её облик, чтобы избежать любви Аполлона, и была превращена в лавровое дерево. Либо Аполлон её изнасиловал, и она попросила Зевса превратить её в лавр[прояснить ].
Только скончала мольбу, — цепенеют тягостно члены, Нежная девичья грудь корой окружается тонкой, Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же —
в ветви;
Резвая раньше нога становится
медленным корнем,
Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остаётся.
Овидий
Однако Аполлон сохранил свои чувства — в память о ней лавр с тех пор стал священным деревом Аполлона, а лавровый венок — его непременным атрибутом. Также, по воле Аполлона дерево будет вечнозеленым и никогда не лишится листвы. В связи с этим лавровый венок стал присуждаться победителю Пифийских игр в честь Аполлона, и стал символом триумфа.
Миф о Дафне, превратившейся в лавр, зародился в эпоху эллинизма. По некоторому мнению, ему не следует придавать особого значения, поскольку, как считает И. И. Маханьков, он явно позднейшего происхождения и создан с целью объяснить особую роль лавра в культе Аполлона (так называемый этиологический миф); при этом одновременно он входит и в другую группу сравнительно поздних мифов — о превращениях (метаморфозах).
Есть еще сирийский рассказ о Дафне, и священный лавр, которым она стала, почитался в роще у Антиохии. Царь Селевк I охотился и увидел место, где бог преследовал Дафну.
Также горная нимфа Дафна упоминается как прорицательница Дельфийского оракула, его совладелица совместно с Геей. Листья лавра жевала жрица-прорицательница оракула пифия, готовясь войти в состояние божественного экстаза.
Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на острове Дафна, где посетителям, включая Павсания, показывали первое лавровое дерево.