Джорджия О’Кифф (1887-1986 гг.)
Джорджиа О’Кифф. 1915. Ru.wikipedia.ru.
Удивительная фигура модернизма – художница Джорджия О’Кифф. Она всегда творила на грани, умело балансируя между искусством предметным и абстрактным, чётким рисунком и цветовыми пятнами вне фокуса.
Главным героем её произведений была природа. Но художница выбирала очень неординарные ракурсы и предметы. То цветок очень крупным планом. То … череп животного.
Познакомимся сначала с картиной «Ирис».
Джорджиа О’Кифф. Ирис. 1924 г. Частная коллекция. Artchive.ru.
Цветок, конечно, узнаваем. Но по сути это абстракция и вольная работа художника с цветом и формой.
О’Кифф, как истинная женщина, пошла на такую уловку. Публика в начале 20 века ещё негативно относилась к чистым абстракциям. И это объяснимо. Наш мозг так устроен, что во всем ищет узнаваемые образы.
Джорджия облегчает зрителю путь к наслаждению своими работами. Она обозначает образ – наш мозг его сразу узнает. И, расслабляясь, уже получает удовольствие от сочетания цветов.
Но в ее «Ирисах» есть еще кое-что необычное. Эти безобидные цветы явно намекают на женскую сексуальность. Хотя сама художница всегда удивлялась такой интерпретации, говоря, что это всего лишь цветы.
Будем считать, что О’Кифф неосознанно, но свободно выражала себя. А женщиной она была в плане сексуальности весьма неординарной.
Известны факты о ее бисексуальности. А после смерти своего супруга, известного фотографа Альфреда Стиглица, 62-летняя Джорджия закрутила роман с 30-летним молодым человеком.
А теперь посмотрим на ее «Череп оленя».
Джорджиа О’Кифф. Череп оленя. 1936 г. Музей изящных искусств, Чикаго. Artchive.ru.
Мы видим череп животного на фоне пустынного дикого пейзажа. Сочетание образов смерти (череп) и вечности (горы) действует магически, согласитесь.
Кажется, что О’Кифф совсем отказалась от полуабстракций. На самом деле череп и очертание горы – это тоже лишь повод поэкспериментировать с цветом и формой.
Но образы опять же узнаваемы: они помогают зрителю «войти» в произведение и отдаться эмоциям.
Поступки мадам О’Кифф были такими же необычными, как и ее работы. Например, она была богата, но очень скупа. Сама пекла хлеб, чтобы не тратить деньги. Имея два мерседеса, никогда не ездила на них.
Эта удивительная дама всегда говорила, что знает, чего хочет, пускай её мотивы и не понятны остальным. В конце концов, гениальность часто граничит с «сумасшедшинкой».
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИЦЫ
Родилась в Париже. Первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жана Батиста Грёза, Жозефа Верне, Габриэля Франсуа Дуайена и других мастеров.
В 1770-х годах родители Виже обосновались в доме на парижской улице Сент-Оноре, напротив дворца Пале-Рояль, и к 15-летней профессиональной художнице заказы потекли рекою
В тот период Виже находилась под покровительством двух богатейших дам Парижа: мадам де Верден, супруги генерального откупщика, и, что более важно, принцессы Марии-Аделаиды де Бурбон-Пентьевр, супруги герцога Шартрского, которая была на 2 года старше юной художницы
В 1776 г. Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена, художника и, в большей степени, торговца живописью. Связи мужа усилили популярность юной художницы-портретистки в среде французской знати, и в конце концов Виже-Лебрен была приглашена в Версаль рисовать королеву. Мария Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала её дополнительными заказами, а в 1783 г. оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрён была благополучно избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.
C 1780-х гг. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрен писала будущего короля Виллема I, в России в 1795—1799 гг. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.
Переждав таким образом Великую Французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашению Наполеона и до 1814 г. жила, главным образом, в своём поместье в Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж.
Умерла Луиза-Элизабет Виже-Лебрен в Париже 30 марта 1842 года. На момент смерти великой портретистке было 86 лет.
Клара Петерс (1594-1657 гг.)
Клара Петерс. Суета сует (автопортрет). 1620. Частная коллекция
О нидерландке Кларе Петерс мы знаем очень мало. Даже даты ее жизни спорны. А многие работы были ошибочно приписаны другим малым голландцам. Словно и не было такой художницы…
Это можно объяснить. Женщине, даже очень талантливой, было легко затеряться среди многочисленных художников. В 17 веке в Голландии творили 6000 мастеров!
Но не была бы она женщиной, если бы не придумала одну хитрость.
На одной своей картине она изобразила себя (смотрите первую картину). Хотя жанр натюрморта этого не позволял.
Портретист из неё был неважный, но зато она смогла увековечить свой облик. А ещё она иногда «выбивала» своё имя на ножах, изображённых на картинах.
Клара Петерс. Накрытый стол (деталь). 1615 г. Прадо, Мадрид
Клара писала завтраки и сервированные столы. Прекрасный тому пример – «Натюрморт с цветами и золотым бокалом».
Клара Петерс. Натюрморт с цветами и золотым бокалом. 1611 г. Музей Прадо, Мадрид
Гиперреалистичность и сочетание цветов просто поражают!
Давайте сравним ее работу с картиной современника, замечательного художника Яна Хема.
Слева: Клара Петерс. Натюрморт с золотым бокалом. Справа: Ян Давидс Хем. Стол. Первая половина 17 века. Музей Прадо, Мадрид
Обратите внимание, насколько чувствуется женская рука! На столе Клары гораздо больше порядка, даже чересчур. Золотой бокал стоит точно по центру
И четкость рисунка выше, чем у Хема.
У последнего все-таки воздуха в картине побольше. Но все равно очевидно, что школа у Клары была очень серьёзная.
Над «Натюрмортом со свечой, бокалом и кубком» искусствоведы до сих пор ломают головы.
Клара Петерс. Аллегория свадьбы. 1607 г. Частная коллекция
Кто-то видит в нем собрание мрачных аллегорий. Муха – символ смерти. Свеча – быстротечности времени, кольцо – бренности бытия.
А кто-то говорит, что работа, наоборот, запечатлела счастливое событие – бракосочетание художницы. Поэтому иногда картину называют «Аллегорией свадьбы».
Так что Клара угодила всем: и пессимистам, и оптимистам
Сегодня работы Петерс выставляются в самых известных музеях мира. В 2017 году, например, музей Прадо устроил выставку ее работ.
Но ее имя все равно НЕ на слуху: оно известно лишь настоящим ценителям голландского натюрморта. Петерс стала ещё одной несправедливо упущенной из виду женщиной-художником.
Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842 гг.)
Элизабет Виже-Лебрен. Автопортрет. 1790 г. Галерея Уффици, Флоренция
Свои первые заказы Элизабет Виже-Либрен стала получать … в 15 лет! Впрочем, частенько портреты заказывали поклонники. Они искали повод познакомиться с прехорошенькой художницей :).
Элизабет с раннего детства была окружена неординарными людьми. Отец был художником, брат – писателем. В доме частыми гостями были Дидро, Вольтер. Да и в мужья девушка выбрала художника и торговца живописью.
Элизабет творила в эпоху рококо, самую женственную пору в истории живописи. В это время дам изображали гораздо чаще мужчин. И художник женского пола тоже не вызывал отторжения.
Поэтому Элизабет могла трудиться, рассчитывая на признание. Сосредоточившись на жанре портрета, она очень быстро прославилась. Ей покровительствовала Мария-Антуанетта и другие аристократы.
В чем же был секрет ее славы? Взглянем на портрет «Мария-Антуанетта и её дети».
Элизабет Виже-Лебрен. Мария-Антуанетта с детьми. 1787 г. Версальский дворец
Это прекрасный пример портрета-комплимента – главного жанра, в котором работала художница.
Элизабет знала, как писать своих заказчиц истинными красавицами. Вот и королева Франции белокожа и розовощека.
Но затем грянула революция. Портреты-комплименты во Франции стали никому не нужны. И Виже-Лебрен поехала покорять Россию.
Здесь она создала ряд портретов выдающихся личностей, например, Станислава Понятовского и графини Строгановой. И даже написала портрет принцесс.
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет дочерей Павла 1. 1797 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Дочери Павла I вышли идеальными. Да и с нарядами художница расстаралась. Элизабет была большой модницей и «наряжала» моделей по своему вкусу.
То есть на самом деле у девочек не было таких платьев: их выдумала мадам Лебрен. В наше время она непременно стала бы модельером :).
Заказчики были довольны. Какой же женщине не понравится увидеть себя идеальной! Да ещё в прекрасном платье с изящно рассеянными по нему солнечными бликами.
Хотя нет, одному человеку Элизабет все же не угодила. Екатерине II. Как раз умение живописно льстить очень не нравилось ее Величеству. Поэтому художнице так и не удалось написать портрет императрицы. Хотя, конечно, хотелось.
Сегодня мы вполне можем понять Екатерину II. Работы художницы и правда однотипны. Ведь она всех подгоняла под стандарты красоты той эпохи. Сейчас красотки с пухлыми губами пресловутой уточкой так же похожи друг на друга.
Но у Лебрен есть оправдание. Она была типичным представителем эпохи рококо. Эпохи торжества красоты, легкости и праздности.
Фрида Кало (1907-1954 гг.)
Фрида Кало с фигуркой ольмеков. 1939 г. Фото Николаса Мурая. Rutage.com.
Что приходит в голову при упоминании имени Фриды Кало?
Темпераментная натура, брак с художником Диего Ривера, тяжёлая авария, сквернословие и, конечно, знаменитая монобровь…
За интересной биографией порой теряется само творчество. Но только не у Фриды. Ее картины столь же яркие и неповторимые, как она сама.
Больше всего Кало прославилась автопортретами. Причём почти всегда они были отражением её внутренних переживаний.
Картина «Диего и Я» – не исключение.
Фрида Кало. Диего и я. 1949 г. Частная коллекция. Pinterest.ru.
Фрида считала, что знакомство с Диего было одним из двух несчастий ее жизни. Он всегда был в её мыслях. Поэтому частые измены мужа были для неё крайне болезненными. Оттого мы и видим слёзы на глазах.
Вторым несчастьем Кало считала аварию, в которую попала. Она получила очень тяжёлые травмы: автобус, в котором ехала девушка, врезался в трамвай.
Она долго восстанавливалась после этого. Но до конца здоровье так и не вернулось. Она всю жизнь мучилась от постоянных болей, а ещё так и не смогла стать матерью.
Для Кало рисование было арт-терапией. Поэтому ее тело на полотнах то утыкано гвоздями, то покрыто алыми шрамами. Боль настоящая перерождалась в символы боли на картинах.
«Сломанная колонна» – тоже психотерапевтическая для Фриды работа.
В 1940-х ее ждало еще одно серьезное испытание. Когда-то сломанный в нескольких местах позвоночник не выдерживал нагрузок.
Врачи заставили Фриду носить полгода (!) стальной корсет. Это было невообразимо сложно и мучительно.
Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944 г. Музей Долорес Патиньо в Мехико. Artchive.ru.
И вот Фрида рисует свой больной позвоночник в виде разрушающейся древнеримской колонны. В собранном состоянии ее удерживает только пресловутый стальной корсет.
Фриду не интересовало, что от женщины ждали эстетичной живописи. Для неё это была возможность хоть как-то ужиться со своей болью и предчувствием смерти.
В результате Кало выработала уникальный стиль. Что-то среднее между сюрреализмом и фолк-артом. Она стала художником, чью кисть узнают сразу, даже без базовых знаний живописи.
Артемизия Джентилески (1593-1653 гг.)
Артемизия Джентилески. Автопортрет. 1615 г. Частная коллекция
Среди детей тосканского художника Орацио Джентилески талантливее всех оказалась его дочь Артемизия.
Уже в девичестве она стала писать удивительные картины. Настолько профессиональные, что несколько веков их приписывали отцу девушки, самому Орацио.
У Артемизии была насыщенная жизнь.
Она была … придворным художником! Дружила с Галилеем, Ван Дейком. И была тогда единственной женщиной, принятой в художественную академию Флоренции.
Одной из самых ярких работ Артемизии является картина «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».
Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1612 г. Национальный музей Каподимонте, Неаполь
Сколько же ненависти в полузакрытых глазах героини. Её рука тверда: как будто это НЕ первый опыт.
У того же Караваджо Юдифь более брезглива и растерянна, что кажется естественнее.
Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Слева: Артемизия Джентилески. 1612 г. Справа: Караваджо. 1599 г.
Но такая безжалостность у героини Артемизии не случайна.
Картина написана после громкого судебного разбирательства. Юную художницу изнасиловал художник Агостино Тасси, ученик ее отца.
Артемизии пришлось пережить травлю и позорное для того времени гинекологическое обследование, прежде чем суд признал Тасси виновным.
Так что Артемизия явно вложила в образ Юдифи свои личные страдания. Считается, что Олоферна художница писала со своего обидчика.
Ещё одним символом непокорности тирании является ее «Лукреция».
Артемизия Джентилески. Лукреция. 1621 г. Дворец Катанео-Адорно, Генуя
У Джентилески она не стенает, не жалуется, а принимает отчаянное и страшное решение – лишить себя жизни.
Ее изнасиловал царский сын. И она заколола себя на глазах мужа, так как не могла стерпеть позора.
Лукрецию художница писала с себя. В то время женщине было немыслимо нанимать натурщиц. Поэтому перед нами – обычная женщина крепкого телосложения.
Этим она сильно отличается от красоток других мастеров 16-17 веков. Сравните хотя бы с Лукрецией Тициана.
Слева: Артемизия Джентилески. Лукреция. 1621 г. Дворец Катанео-Адорно, Генуа. Справа: Лукреция и Тарквиний. 1515 г. Музей истории искусств, Вена
В то время, когда творила Артемизия, женщинам доверяли разве что натюрморты и пейзажи. А она бралась за библейские сюжеты! И даже смогла добиться заказа на роспись церкви.
Несмотря на все достижения при жизни, после смерти она была забыта… Артемизию вспомнили и оценили только в 20 веке.
Ярлыки
-
«Вирсавия»
(1) -
«Даная»
(1) -
«Девочка с персиками»
(1) -
«Девушка освещенная солнцем»
(1) -
«Кружевница»
(1) -
«Ночной дозор»
(1) -
«Пётр на смертном ложе»
(1) -
«Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
(1) -
«Последний день Помпеи»
(1) -
18 век
(9) -
Академия хкдожеств
(1) -
Академия художеств
(1) -
Александр Македонский
(2) -
Алексей Петрович Антропов
(2) -
амулеты
(1) -
анималист
(1) -
анималистический жанр
(1) -
Антон Лосенко
(1) -
Анубис
(1) -
Апеллес
(1) -
архитектура
(1) -
барокко
(2) -
богиня Хатхор
(1) -
Брюллов К.П. Автопортрет
(1) -
Брюллов Карл
(1) -
Бурлаки
(1) -
бытовой жанр
(1) -
В.А. Тропинин
(1) -
Валентин Серов
(4) -
Василий Андреевич Тропинин
(1) -
Великий сфинкс
(1) -
Виргилиус Эриксен
(1) -
Вишняков Иван
(1) -
Гентский алтарь
(1) -
Георг Кристов Гроот
(1) -
Геродот
(2) -
Гертье Диркс
(1) -
Гиза
(1) -
Гор
(1) -
Горький
(1) -
графиня Юлия Самойлова
(1) -
грифоны
(1) -
Губерт ван Эйк
(2) -
Д.Г. Левицкий
(1) -
Дашур
(1) -
Джордж Стаббс
(1) -
Джосер
(2) -
Древний Египет
(8) -
Египет
(1) -
Екатерина II
(1) -
Елизавета Петровна
(1) -
Ермолова
(1) -
Женский портрет 18 века
(1) -
живописец Иван Аргунов
(1) -
живопись
(3) -
Живопись Нидерландов
(1) -
Живопись Нидерландов 15 века
(2) -
жизнь и творчество
(1) -
И. Е. Репин
(2) -
И.Е. Репин «Царевна Софья»
(1) -
И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
(1) -
Иван Аргунов
(2) -
Иван Никитин
(3) -
идущие вброд
(1) -
изображение Мадонны
(1) -
изображения лошадей
(1) -
Икона «Ангел Златые власы»
(1) -
Илья Репин
(1) -
Имхотеп
(1) -
интимный портрет
(1) -
Иоганн Фридрих Гроот
(1) -
Исаак Ильич Левитан
(1) -
искусство портрета
(1) -
историческая живопись
(1) -
исторические картины
(1) -
исторический жанр
(1) -
история жизни и любви Рембрандта и Саскии
(1) -
история создания Русского музея
(1) -
К.Е. Маковский
(1) -
канопы
(1) -
Каравакк
(1) -
Карл Брюллов
(2) -
картина «Бурлаки на Волге»
(1) -
картина «Воскрешение дочери Иаира»
(1) -
классицизм
(1) -
классицизм. Карло Расстрели
(1) -
конный монумент
(1) -
Константин Тон
(1) -
Коровин
(1) -
Красная пирамида
(1) -
крепостной художник
(2) -
критический реализм
(1) -
Левитан
(1) -
Левицкий
(1) -
Ломаная пирамида
(1) -
Лоренс Альма-Тадема
(1) -
Луи Токке
(1) -
М.И. Козловский
(1) -
Мазини
(1) -
Мари Анн Колло
(1) -
Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
(1) -
Медный всадник
(1) -
Медум
(1) -
Мемфис
(1) -
Микерин
(1) -
Михаил Микешин
(1) -
мумия
(1) -
набережная
(1) -
Наполеон Бонапарт.
(1) -
натюрморт
(1) -
Невский проспект
(1) -
немес
(1) -
Нидерланды
(4) -
Никитин Иван
(1) -
О. А. Кипренский
(1) -
острохарактерные народные типажи
(1) -
Павел Федотов
(1) -
памятник А.С. Пушкину
(1) -
памятник Екатерине Великой
(1) -
парадные портреты
(1) -
парадный портрет
(1) -
парадный портрет Петра III
(1) -
пейзаж
(1) -
Пётр III
(1) -
пирамида
(1) -
пирамида Микерина
(1) -
пирамида Хеопса.
(1) -
пирамида Хефрена
(1) -
Пирамиды
(3) -
площадь Искусств
(1) -
поздний академизм
(1) -
Портрет
(1) -
портрет А.С. Пушкина
(1) -
портрет графини М.А. Румянцевой
(1) -
портрет Е.С. Авдулиной
(1) -
портрет Иды Рубинштейн
(1) -
портрет императрицы Елизаветы Петровны
(1) -
портрет Сары Фермор
(1) -
портрет статс-дамы А.М. Измайловой
(1) -
Портрет супругов Арнольфини
(1) -
портретист
(2) -
портреты
(2) -
портреты Екатерины II
(1) -
портреты Петра I
(1) -
портреты Саскии
(1) -
портреты светских красавиц
(1) -
портреты смольнянок
(1) -
прерафаэлиты
(1) -
приветствие
(1) -
придворный живописец
(1) -
реализм
(2) -
Рембрандт ван Рейн
(2) -
Репин И.Е.
(2) -
Риччи Себастьяно
(1) -
Рождество Христово
(1) -
рококо
(4) -
Рокотов
(1) -
романтизм
(2) -
русский классицизм
(1) -
Русский музей в СПб
(2) -
русский пейзаж
(1) -
русский реализм
(1) -
Санкт-Петербург
(3) -
саркофаг
(2) -
Саския ван Эйленбюрх
(1) -
Северное возрождение
(2) -
Северное возрождение.
(1) -
сентиментализм
(1) -
сердаб
(1) -
Серов Валентин
(2) -
скарабей
(1) -
скульптор М.К. Аникушин.
(1) -
скульптура
(2) -
Снофру
(2) -
список литературы
(1) -
строительство пирамиды
(1) -
сфинксы
(1) -
Таманьо
(1) -
Титус ван Рейн
(1) -
учеба в Академии художеств
(1) -
Ф.С. Журавлёв
(1) -
фараон
(4) -
фараон Хеопс
(1) -
фараоны четвёртой династии
(1) -
Хеб-сед
(1) -
Хендрикье Стоффельс
(1) -
Хеопс
(4) -
Хефрен
(1) -
Химеун
(1) -
Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
(1) -
Хуфу
(1) -
Чемесов
(1) -
Чудеса света
(1) -
Шаляпин
(1) -
Этьен Фальконе
(1) -
Юсуповы
(1) -
Ян ван Эйк
(4) -
Ян ван Эйк — портретист
(1) -
XIX век
(2) -
XV век
(4) -
XVIII век
(2)
Шесть «русских» лет
Все ужасы Французской революции, как это ни парадоксально звучит, принесли Виже-Лебрен еще большую славу. Ее как близкую подругу мученицы-королевы Марии-Антуанетты с почетом принимали европейские монархи. Екатерина II, люто ненавидевшая якобинцев, оказывала любезный прием изгнанникам и, в числе других, пригласила Виже-Лебрен к своему двору, куда Луиза и прибыла 25 июля 1795 года. Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство». Государыня предложила изгнаннице поселиться в Царском Селе, однако апартаменты во дворце не выделила. В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги.
Эрмитаж: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз — Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны
«Портрет графини Екатерины Скавронской» 1790Эрмитаж: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз — Портрет дочерей императора Павла I Эрмитаж: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз — Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыномИмператрица Мария Федоровна. Портрет графини Варвары Головиной. 1798 Эрмитаж: Виже-Лебрен, Элизабет-Луиз — Женский портрет
В светских салонах ее принимали как желанную гостью. Графиня Варвара Головина писала: «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами». Однако теплый прием не помешал иностранке рассказывать позже, что придворные русские дамы оставляют драгоценности на подоконниках распахнутых окон дворцов в полной уверенности, что от воров их оберегают Николай-угодник и Дева Мария. О жизни же простых людей мадам Виже-Лебрен не знала практически ничего. По ее наблюдениям, здесь «никогда не увидишь пьяного». И с чистой совестью утверждала: русский народ трудолюбив, не ворует и мягок нравом, а также русские «проворны, умны, познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах».
Мэри Кассат (1844-1926 гг.)
Мэри Стивенсон Кассат. Автопортрет. 1878 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Какие перспективы открывает жизнь, когда родители – миллионеры!
Но своевольная американка Мэри Кассат шла своим путём. Она посвятила жизнь живописи, к великому неодобрению богатых родителей.
Художница радикально изменила образ ребенка в искусстве. Посмотрите на ее «Маленькую девочку в голубом кресле».
Мэри Кассат. Маленькая девочка на голубом кресле. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США
До Кассат детей было принято рисовать ангелочками. Умилительная серьезность, аккуратные наряды.
Художница же изобразила обычную девочку-непоседу. Платье её задралось, обнажив коленки. Поза говорит об усталости, а на лице написана раздражённость.
Картины Кассат очень разные. Например, работа «В омнибусе» ничем не напоминает «Девочку в голубом кресле».
Мэри Кассат. В омнибусе. 1897 г. Чикагский институт искусств
Художница была свободолюбивой натурой. Поэтому в её творчестве можно найти и работы в духе импрессионистов, и реалистичные полотна, и графические рисунки.
«В омнибусе» – это как раз рисунок. Простые линии рождают выразительные образы двух женщин с младенцем. Эта работа создана, конечно, под влиянием японских гравюр.
Чаще всего Кассат писала матерей с детьми. Сама она отказалась и от замужества, и от материнства ради живописи.
Увы, в 19 веке женщине приходилось выбирать. Лишь вынужденное монашество открыло Кассат дорогу в искусство.
Работы Мэри Кассат. Слева: Мать и дитя. 1913 г. Справа: Мадам Лефевр держит ребёнка. 1903 г.
Но ее матери часто … грустят. И здесь мы можем только гадать, почему.
То ли это грусть самой Мэри по несостоявшейся роли матери. То ли художница изображала состояние многих женщин: неудовлетворенность из-за невозможности заниматься чем-то еще, кроме «женских дел».
Мэри думала, что нашла выход. Но, судя по этим грустным глазам, полноценного счастья ей это не принесло.
В заключение
Такие разные, удивительные, неповторимые женщины-творцы стали яркими символами своих эпох:
Артемизия Джентилески – это барокко XVII века;
Клара Петерс – натурализм малых голландцев того же XVII века;
Элизабет Виже-Лебрен – рококо XVIII века;
Мэри Кассат – импрессионизм XIX века;
Наталья Гончарова – русский авангард XX века;
Джорджия О’Кифф – модернизм XX века;
Фрида Кало – сюрреализм того же XX века.
Не все имена, к сожалению, у любителей живописи на слуху. Но сейчас мы постепенно вспоминаем их. Ведь они покорили-таки живописный Эверест.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.