Художники передвижники. список фамилий и их картины

Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:

  • vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;

  • gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;

  • myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
  • familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
  • books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;

  • jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.

Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.

[править] Организация

Балдина И. Портрет Д. Шостаковича. 1971

Организацией и подготовкой выставки занимался специально созданный выставочный комитет в составе 13 человек под председательством директора Русского музея Василия Пушкарева при участии Анатолия Левитина, Василия Астапова, Виктора Вальцефера, Ефима Гендельмана, Евсея Моисеенко, Игоря Раздрогина, Бориса Свинина, Соломона Эпштейна и других известных мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Непосредственный просмотр и отбор произведений осуществляли секционные комиссии Ленинградской организации Союза художников РСФСР в составе наиболее авторитетных специалистов. Формированием выставочной экспозиции занималась Экспозиционная комиссия в составе 26 человек под председательством Василия Пушкарева при участии Петра Фомина, Евсея Моисеенко, Николая Кочукова, Вячеслава Загонека, Бориса Корнеева, Бориса Лавренко, Александра Романычева, Василия Стамова и других. Для экспонирования были отобраны произведения живописи, скульптуры и графики. Издан подробный каталог выставки.

Память о художнике

Имя Ивана Михайловского до последнего времени было мало кому известно в Нижнем Новгороде, оно не значится ни в справочниках местных художников, ни в публикациях по истории нижегородской культуры. Волей судьбы он оказался в нашем городе уже зрелым, сложившимся мастером, когда ему было за шестьдесят.

Иван Осипович Михайловский родился в 1855 году в старинном уездном городе Слоним Гродненской губернии. Выпускник Императорской Академии художеств, окончивший курс с серебряной медалью, он более 30 лет провел в Варшаве, преподавал в различных учебных заведениях, выполнял многочисленные заказные работы, писал портреты, пейзажи, церковные образа. Был удостоен нескольких значительных наград и орденов Российской империи, получив в 1899 году, будучи преподавателем Варшавского политехнического института, чин статского советника. Наряду с педагогической деятельностью постоянно работал как художник, создавая произведения не только в различных жанрах, но и разных видах искусства – станковой и монументальной живописи, иконописи и даже театральной декорации.

После перевода Варшавского института в Москву, а затем в Нижний Новгород семья Михайловских навсегда покидает Польшу и поселяется в России. 18 последних лет своей жизни художник провел в Нижнем Новгороде – с 1916 по 1933 годы. Ему довелось преподавать в высших учебных заведениях, преемственно связанных между собой: Варшавском, а затем Нижегородском политехнических институтах и Нижегородском государственном университете. Художник многое сделал для организации процесса обучения рисованию на инженерно-строительном отделении механического факультета университета, входил в состав руководства как член Коллегии НГУ.

В 1922 году он вместе с двумя другими университетскими преподавателями В.А. Ликиным и М.М. Пашкевич-Ржевской организует частную школу рисования и живописи с целью «развития и укрепления художественных знаний в народе». Ее учащиеся могли использовать помещения и пособия мастерских НГУ, которыми заведовал Михайловский, на него же было возложено и руководство школой.

В Нижнем Новгороде художник не оставлял занятий живописью, писал в основном портреты и пейзажи. Выполненные в традициях русского реалистического искусства 2-й половины XIX века, они свидетельствуют о высоком уровне профессионального мастерства, полученном в Академии, и в то же время – о наличии собственных, индивидуальных приемов. Творческое наследие мастера, по его собственному свидетельству, к началу 1920-х насчитывало «до 3-х тысяч картин, портретов и этюдов». На сегодняшний день оно разошлось не только по разным городам, но и странам – России, Польше, Украине, Эстонии. Многие из работ были утрачены в огне войн и революций.

Нижегородскую коллекцию удалось сохранить, прежде всего, благодаря правнуку художника Константину Ивановичу Громову (1936-2016). Он не пошел по пути прадеда, но в своей области, будучи в течение 26 лет начальником конструкторского отдела по доводке и испытаниям серийных автомобилей на Горьковском автозаводе, получил заслуженное признание как крупный специалист, лауреат Государственной премии СССР. Именно в его семье впервые возникла идея персональной выставки в Нижегородском государственном художественном музее. Вместе с женой Галиной Леонидовной они обращались в различные инстанции, собирали биографический материал, архивные документы и произведения, перешедшие от других потомков. К сожалению, Константин Иванович не дожил до открытия выставки 25 мая 2017 года, которая была подготовлена его вдовой совместно с сотрудниками музея.

Сегодня, во многом благодаря этой первой в городе персональной выставке под названием – «Иван Михайловский: от Варшавы до Нижнего Новгорода», его имя постепенно возвращается в культурный и научный оборот. В экспозиции демонстрировалось более 30 живописных произведений, в том числе редкие виды нашего города и его окрестностей конца 1910-х – 1920-х годов. Посетители смогли не только открыть для себя незаурядную личность, но и узнать некоторые малоизвестные факты нижегородской истории. Судя по отзывам, судьба и творчество Михайловского оказались интересны людям разных возрастов и профессий. Два его пейзажа были подарены по окончании выставки Нижегородскому государственному художественному музею и сегодня уже приняты в коллекцию живописи, на основной инвентарь. Хочется надеяться, что об этом художнике будут помнить, и он навсегда покинет печальный список забытых мастеров.

Ирина Миронова,искусствовед, куратор выставки,Нижегородский государственный художественный музей

Влияние творчества художников-передвижников на культуру и искусство

Влияние передвижников на культуру заключалось в просвещении общества. Их выставки знакомили посетителей с последними тенденциями в искусстве. По словам художника Николая Ярошенко, они мечтали «вынести искусство из дворцов и сделать достоянием всех». И цели своей передвижники достигли.

Бунт будущих передвижников в Императорской Академии сместил акценты в работах художников с академических сюжетов к изображению реализма. Их полотна оказали влияние на искусство последующего периода в истории государства.

Кроме того, живописцы продемонстрировали успешную бизнес-модель частного художественного предприятия. В своде правил, адресованных художникам, чьи полотна включали в программу выставки, было требование предлагать к демонстрации только те картины, которые ранее нигде не выставляли, чтобы заинтересовать зрителей. Начинающим художникам выставки передвижников помогли обрести известность.

Выставочную деятельность общества поддерживал меценат и коллекционер Павел Третьяков. Он покупал полотна для своей галереи, а также заказывал картины у членов товарищества.

Передвижники организовывали выставки почти 30 лет. За собственным успехом они не заметили, как в их работе наступила стагнация. Художники использовали те же темы, что и писатели этого периода. Но по сравнению с литературой, живопись оставалась слишком «статичной» в отображении протеста против недостатков общества. Среди художников вспыхивали разногласия. В 1923 году состоялась последняя – 48-я по счету – выставка, после чего передвижники прекратили деятельность. Часть членов общества вступили в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

[править] Источники

  1. Время перемен. Искусство 1960—1985 в Советском Союзе. — Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 2006. — с.377.
  2. Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб, Галерея АРКА, 2019. С. 379-380.
  3. Наш современник. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1972.
  4. Наш современник. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1972. — с.7-24.
  5. Наш современник. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1972. — с.25-38.
  6. Наш современник. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1972. — с.39-47.
  7. Время перемен. Искусство 1960-1985 в Советском Союзе. СПб.: Государственный Русский музей, 2006. С.31.

Жанры

Передвижники считали, что мифологические сюжеты ведут к упадку искусства. Первоначальный интерес к сюжету сменяется равнодушием, а затем человек теряет интерес к живописи. Поэтому передвижники посвящали картины изображению повседневной жизни: элементам крестьянского быта, труду крестьян, праздникам, российским пейзажам.

Художники изображали не только бедность, но и красоту крестьянского мира. Некоторые полотна носили социально-политический подтекст. Например, полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге» изображает тяжелые условия, в которых трудятся простые люди.

У передвижников много полотен с изображением пейзажей. Картина Саврасова «Грачи прилетели» произвела фурор на первой выставке. Сегодня это полотно известно каждому школьнику. Среди других популярных полотен были изображения русского леса Ивана Шишкина, лунные ночи в украинской глубинке Архипа Куинджи.

Несмотря на то, что пейзажи передвижников популярны и сегодня, критики утверждали, что этот жанр не может продвигать прогрессивные взгляды, а значит, люди в них не нуждаются. От художников требовали включать в пейзаж «социальные комментарии». Ответом на подобную критику стала картина Исаака Левитана «Владимирка». Дорога, изображенная на картине, – это путь, по которому заключенных вели на каторгу в Сибирь.

К 1885 году передвижники утратили статус оппозиции к царскому правительству. Выставки передвижников посещала семья монарха, картины покупали император и близкие к нему люди. Представителей передвижников, Репина и Поленова, пригласили преподавать в Императорскую Академию художеств.

А. Д. Сахаров

Кроме Гагарина в Советском Союзе были и многие другие выдающиеся граждане России. СССР прославился на весь мир благодаря академику Андрею Сахарову, внёсшему неоценимый вклад в развитие физики. В 1949 г. совместно с Ю. Харитоном он разработал проект водородной бомбы — первого советского термоядерного оружия. Кроме того, Сахаров провел массу исследований по магнитной гидродинамике, гравитации, астрофизике, физике плазмы. В середине 70-х он предсказал появление интернета. В 1975 г. академику была присуждена Нобелевская премия мира.

Кроме науки Сахаров занимался активной правозащитной деятельностью, за что попал в немилость к советскому руководству. В 1980 г. он был лишён всех званий и высших наград, после чего депортирован из Москвы в Горький. После начала Перестройки Сахарову разрешили вернуться в столицу. Последние годы своей жизни он продолжал заниматься научной деятельностью, а также был избран депутатом Верховного Совета. В 1989 г. учёный работал над проектом новой советской конституции, провозглашавшей право народов на государственность, однако скоропостижная смерть не позволила ему довести начатое дело до конца.

[править] Литература

  • Богданов А. О нашем современнике. // Вечерний Ленинград, 1971, 5 апреля.
  • Наш современник. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1972.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1980.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.1. М., Искусство, 1970.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.2. М., Искусство, 1972.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Т.1,2. М., Советский художник, 1979.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.1. М., Искусство, 1983.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.2. СПб., 1995.
  • Время перемен. Искусство 1960—1985 в Советском Союзе. СПб., Государственный Русский музей, 2006. ISBN 5-93332-199-0.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб, Первоцвет, 2007.
  • Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб, Галерея АРКА, 2019.

Выставки ленинградских художников

Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года

Основные идеи творческого объединения

Вдохновитель и теоретик передвижников – Иван Крамской. Концепция искусства Крамского основана на идеях Николая Чернышевского: картина должна не просто изображать действительность, а «интерпретировать для зрителя, способствуя просвещению и счастью человека». Идея объединения художников на базе передвижных выставок изложена в письме группы московских художников коллегам из Санкт-Петербурга.

В основе идеи передвижников лежат 5 принципов:

  • отказ от эстетического реализма;
  • отказ от академической рутины;
  • невосприимчивость к иностранным влияниям;
  • миссионерская роль искусства;
  • реализм.

В уставе общества говорится, что цель объединения – организация передвижных художественных выставок во всех городах империи для того, чтобы:

  • предоставить жителям провинции возможность ознакомиться с русским искусством;
  • развивать у людей любовь к искусству.

Также общество планировало помочь участникам, продающим свои работы, донести творчество до широкого круга зрителей.

Первая выставка состоялась в Петербурге 11 декабря (по старому стилю – 29 ноября) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке представили полотна 16 живописцев. Затем картины экспонировались в Москве, Киеве, Харькове. Всего показали 82 произведения от 20 художников.

Особенной популярностью у аудитории пользовалась и до сих пор пользуется картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Живописец Иван Крамской писал другу Федору Васильеву о том, что выставка пользуется успехом у посетителей. Отмечая при этом, что среди массы представленных полотен особенно гости выделяют именно «Грачей».

Выставка передвижников стала ежегодной и демонстрировалась в 12 городах России. Кроме нее, проводились показы и в городах, до которых главные выставки не добирались. В таких случаях экспозиции комплектовали из полотен, которые не выставлялись на продажу при проведении основных выставочных мероприятий.

Михаил Врубель

Русский художник Михаил Врубель, работал во всех жанрах искусства. Известен как автор «демонического цикла». Это серия, куда вошли картины, иллюстрации и скульптуры с изображением демона.

Врубельеще в юности увлекся рисованием. Правда, сначала ему пришлось учиться на юриста, этого хотел отец Михаила.

Первое время юноша расписывал стены церквей и даже написал несколько икон. Этим он занимался и после учебы.

«Демонический цикл» появился благодаря Лермонтову. Врубель рисовал иллюстрации для его поэмы «Демон», его очень заинтересовала эта тема.

К сожалению, жизнь художника закончилась печально. У него возникли проблемы с психикой, а потом Михаил потерял зрение.

Самые известные работы: «Царевна-лебедь», «Девочка на фоне персидского ковра», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Позитивный художник

Иван Тихий – украинец, создававший пейзажи, портреты и жанровые произведения преимущественно в жанре станковой живописи и традициях социалистического реализма.

Его картины хранятся в украинских музеях, а также разбросаны по частным коллекциям родной страны и Европы. Иногда встречаются на аукционах, что говорит о их востребованности до сих пор

Они фиксируют отдельные моменты прошедшей эпохи, не перегружая внимание зрителя избыточным количеством деталей. От них веет покоем, гармонией, теплым светом и жизнерадостностью, чего не хватает сегодняшнему вечно спешащему человеку, чьи будни полны забот и тревог

Возможно, именно поэтому творчество художника по-прежнему вызывает интерес.

ФедорПавлович Решетников

.

Советский живописец и график, народный художник СССР (1974), действительный член АХ СССР (1953: с 1974 вице-президент). Член КПСС с 1945.

Учился в Москве во Вхутеине — институте изобразительных искусств (1929-34) у Д. С. Моора и С. В. Герасимова. Участник экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933-34).

Преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1953-56, профессор с 1954).

Автор жанровых работ (в основном посвященных детям), произведения на историко-революционные и батальные темы, портретов, иллюстраций, сатирических композиций, графически и скульптурных шаржей.

Произведения: «Прибыл на каникулы» (1948, вместе с картиной «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» — Государственная премия СССР, 1949), «За мир!» (1950, Государственная премия СССР, 1951), «Тайны абстракционизма» (триптих, 1960), все — в Третьяковской галерее; «Вьетнамская мать» (темпера, 1968, министерство культуры СССР, Москва). Награжден 2 орденами, а также медалями.

(1906, с. Сурско-Литовское, УССР – 1988, Москва)

Народный художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Вице-президент Академии Художеств СССР. Дважды Лауреат Сталинской Премии за картину «Генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин» и «За мир!»

Живописец-жанрист и сатирик, создатель эталонных произведений соцреализма.

Родился в семье иконописца. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино, откуда был послан учиться на рабфак искусств в Москву. Вскоре поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где занимался в 1929–1934 гг., в частности у таких ярких мастеров как Д.С.Моор и С.В. Герасимов.

Уже в студенческие годы прославился как виртуоз графического шаржа, что помогло ему стать – в качестве художника-репортера – участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932 г.) и «Челюскин» (1933–1934 гг.). Привезенные зарисовки имели шумный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи». Но настоящую всесоюзную известность художнику принесла картина «Опять двойка!» (1952 г.), которая на протяжении десятилетий печаталась в школьных учебниках по литературе.

Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, в Государственном Русском Музее, более 30 Художественных Музеях бывшего СССР.

Смерть

Помимо изобразительного искусства, Федор Павлович занимался преподавательской деятельностью и имел высокий руководящий пост в Академии художеств.

Федор Решетников — «За мир!» Художник покинул земной мир в преклонном возрасте 13 декабря 1988-го. Смерть наступила по естественным причинам. Последнее пристанище выдающегося мастера – Ваганьковское кладбище. Рядом с ним покоится и его супруга, ненадолго пережившая любимого мужа.

Примечательно, что за несколько месяцев до кончины работники Читинского музея обнаружили некогда пропавшую картину «Дом» на стенах местного торгово-кулинарного училища.

Детство и юность

О детстве Ивана Тихого и его родителях известно крайне мало. Он родился на 10-й день января 1927 года в украинском селе Савинцы, расположенном на 110 км юго-восточнее Харькова. Там пошел в школу, а через 4 года семейство переехало в село Сентяновку возле Луганска к родственникам. Мальчик окончил там 7-летку.

Поскольку он любил рисовать, то захотел стать художником. Для исполнения намеченной цели далеко ехать не пришлось, поскольку в ближайшем городе Луганске находилось художественное училище. В том же году Ване удалось туда поступить. Но учебу пришлось прервать из-за войны. Отца, Антона Тихого, призвали на фронт, и он погиб в жестоких боях под Сталинградом. Немецко-фашистские захватчики продвигались по СССР и быстро дошли до Луганска.

Матери Ивана с тремя детьми пришлось выживать под бомбежками и нести все тяготы жизни на занятой врагами родной земле. Они познали и голод, и холод, и издевательства. Пребывание в оккупации послужит в будущем причиной отказа в приеме художника в КПСС, членство в которой способствовало бы карьерному росту и упрощало получение наград.

Биография Максима Решетникова: что известно о новом министре экономики

Родился в Перми в 1979 году, 40 лет. Окончил с отличием местную школу-гимназию. Затем поступил в Пермский госуниверситет. И там учился сразу на две специальности: «экономист-кибернетик» и «лингвист-переводчик». На последних курсах параллельно еще и начал работать в региональном правительстве. Всего за семь лет «дослужился» до должности первого заместителя главы администрации губернатора Пермского края. В 2007 году перебирается в Москву — в Министерство регионального развития. Через два года возвращается в Пермь — на должность руководителя администрации губернатора, но всего на полгода.

Уже в октябре 2009-го Сергей Собянин позвал молодого технократа в аппарат федерального правительства, которым он тогда руководил. А потом и в московскую мэрию. В апреле 2012 года Решетников становится министром правительства Москвы, руководителем Департамента экономической политики и развития города, одним из создателей инвестиционной стратегии Москвы до 2025 года.

С февраля 2020 года новый министр экономического развития работал губернатором родного Пермского края. Теперь новый премьер Михаил Мишустин доверил ему одно из самых сложных дел — формирование новой экономической политики всей страны. Кстати, как вспоминают школьные учителя, на выпускном вечере в альбоме своего классного руководителя он написал слова благодарности с подписью: «От будущего премьера». Теперь он в паре шагов от мечты детства.

Лавров, Шойгу и Голикова остались. А вот что известно о новых членах Правительства России

00:00

00:00

xHTML-код

Мишустин поставил задачи новому кабинету министров.

Краткая биография

Фёдор Миха́йлович Реше́тников

(17 сентября 1841, Екатеринбург — 21 марта 1871, Санкт-Петербург) — русский писатель и очеркист.

Родился в Екатеринбурге. Рано лишился матери (ушедшей от мужа и перебравшейся с 9-месячным сыном в Пермь), оставшись на попечении своего дяди и тётки. В 1851 году был отдан учиться в Пермское уездное училище. В 1855 году привлечён к суду за то, что, как-то разбирая с дядей (почтальоном) полученную почтовую пересылку, потерял важный казённый пакет. После длившегося два года судебного разбирательства был сослан на 3 месяца в Соликамский монастырь на покаяние. Окончив Пермское уездное училище в 1859 году, служил чиновником в Екатеринбурге (где ныне имеется дом-музей) и Перми.

В 1863 году переехал в Санкт-Петербург. Служил в департаменте Министерства финансов. Одновременно публиковал в газете «Северная пчела» очерки о жизни социальных низов. При содействии Н. Г. Помяловского в 1864 году сблизился с редакцией «Современника».

В 1865 году совершил длительную поездку на Урал, собирая в Перми, Соликамске, Усолье, Чердыни, Тагиле материалы для задуманной серии этнографических очерков о горнозаводских рабочих. Некоторое время сам работал на Демидовском заводе. Впечатления отразились в романах «Горнорабочие», «Глумовы» и других произведениях.

Постоянная борьба с нуждой и наследственная болезнь способствовали раннему уходу из жизни. Умер от отёка лёгких.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Детство и юность

15 июля по старому стилю, или 28-го по новому, 1906-го в семье Решетниковых, проживавшей в селе Сурско-Литовское (ныне Украина), родился второй ребенок, которого назвали Федей. Тяга к изобразительному искусству, кажется, была заложена в нем с детства. Отец Павел занимался созданием икон, и по его примеру старший брат Василий стал студентом Киевского художественного училища.

Однако после смерти обоих родителей учебу в нем пришлось оставить, чтобы воспитывать и содержать семью. Парень занялся росписью церквей и храмов, а дома в свободное время писал лики святых. Маленький Федя помогал как мог – растирал краски, готовил холсты и кисти.

Федор Решетников и Отто Шмидт Известно также, что имелся и третий брат Иван, позднее увлекшийся революцией. В связи с этим следы его долго были затеряны, точных биографических сведений о нем нет. В дальнейшем все трое встретились в Мариуполе в 30-х.

По мере взросления будущий прославленный живописец охотно брался за любую работу. Среди освоенных им профессий – оформитель местных культурных центров и провинциальных театров, руководитель музыкального хора, плотник, сапожник, маляр, шахтер, актер и даже спортивный комментатор.

Позднее он трудился в клубе железнодорожников – отсюда его и направили на рабфак искусств, дававший возможность получить высшее образование. Отучившись, Решетников сделал выбор в пользу ВХУТЕМАС, куда поступил в 1929-м.


Федор Решетников — «Ремонт “Сибирякова” во льдах» / Culture and art

В мастерских он жадно впитывал знания, преподаваемые Сергеем Герасимовым («Мать партизана», «Фронтовик») и Дмитрием Моором (агитплакат «Ты записался добровольцем?»). Первые успехи не заставили себя ждать – способного студента, попавшего под влияние творческого коллектива «Кукрыниксы», прозвали на курсе «виртуозом графического шаржа».

Приобретенные навыки открывали перед молодым человеком новые возможности. Благодаря им он попал в заполярные экспедиции в качестве художника-репортера. Особенно жадно желал Федор оказаться на «Сибирякове», бок о бок с Отто Шмидтом. Интересный факт: именно во время плавания он написал дебютную живописную картину «Ремонт “Сибирякова” во льдах».

Следующая подобная «командировка» в составе «Челюскина» прошла заметно труднее, чем первая – пароход затонул, экипаж спасли с дрейфующей льдины и возвратили на Большую землю. Зарисовки, сделанные Решетниковым, восторженно приняли и публика, и критика.

Особенности дореволюционного документоведения

Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.

На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.

С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: