Шебуев Василий Козьмич (1777-1855)

Творческая судьба живописца В. К. Шебуева целиком
			связана с Петербургской АХ. Он обучался и получил воспитание в
			Академии екатерининских времен, когда, реализуя некоторые
			просветительские идеи, императрица устроила это учебное заведение
			как закрытое, изолированное от среды, воспитательное учреждение, где
			ученикам наряду с высокими профессиональными навыками должны были
			прививаться не менее высокие добродетели — бескорыстное служение
			Отечеству, благородство, чистота нравов. Стиль классицизм,
			оперировавший формами античного искусства, отводил скульптуре и
			исторической живописи центральное место в общественной жизни
			государства, и в связи с этим роль художника представлялась в то
			время исключительной.
Уже в девять лет Шебуев выходит по отметкам
			в число первых учеников. Учителями его были
			И. А. Акимов и
			Г. И. Угрюмов, давшие
			будущему художнику блестящую школу академического рисунка и
			живописи.
После окончания учения с аттестатом первой
			степени и малой золотой медалью в 1797 г. Шебуев был оставлен
			пенсионером при АХ, а в 1803 г. отправлен в Рим, где совершенствовал
			свое искусство, копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах.
			К римскому периоду относится картина «Гадание (Автопортрет с
			гадалкой)» (1805- 07), стоящая в творчестве исторического живописца
			особняком. Радость жизни, уверенность молодого художника в своих
			силах излучает это полотно, смыкающееся во многом с романтическим
			направлением в искусстве начала XIX в. До конца жизни Шебуев хранил
			этот автопортрет у себя.
В 1806 г. художник вместе с другими пенсионерами
			был отозван на родину в связи с необходимостью живописного и
			скульптурного украшения строящегося в Петербурге Казанского собора,
			ставшего своеобразным пантеоном славы, памятником русскому воинству
			и одновременно «храмом славы русских художников». Шебуев исполнил
			там ряд композиций, в том числе изображения трех святителей —
			Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Вся дальнейшая жизнь Шебуева связана с
			преподавательской деятельностью в АХ: начинал он в звании академика
			(1807) по классу исторической живописи, а закончил — ректором
			живописи и ваяния (с 1832). В период президентства А. Н. Оленина
			Шебуев много работал над подготовкой учебных пособий по анатомии
			(«Антропометрия», 1830-31) для учеников АХ, создал эскиз росписи
			купола конференц-зала АХ («Торжество на Олимпе», 1832; роспись
			поныне украшает плафон зала); в 1836 г. он исполнил эскизы купола и
			иконостаса для Екатерининской церкви в здании АХ. Работал над
			оформлением дворцовой церкви в Царском Селе (1820-21), Измайловского
			(1837) и Исаакиевского (1844-48) соборов в Петербурге.
Все эти работы отличают великолепное
			композиционное решение, органичное соотношение с особенностями
			конкретного интерьера, его освещения и т. д. Самая известная
			историческая картина Шебуева «Подвиг новгородского купца Иголкина в
			Северной войне со шведами» (1839) написана на сюжет из истории
			петровских времен и прославляет патриотическую самоотверженность
			русского человека.
Время написания картины — это период поисков
			новых форм в русской исторической живописи, когда жесткие каноны
			классицизма начинают сдавать свои позиции. Шебуев пытается
			реанимировать уходящую в прошлое форму классицистической
			исторической картины, — отсюда намеренная театрализованность жестов
			действующих персонажей, резкое противопоставление
			гиперболизированной ярости врагов величавому спокойствию главного
			героя. Однако колористическое решение полотна с яркими контрастами
			цвета и светотени, а также динамизм самого действия, развертывание
			его во времени свидетельствуют о наступлении романтических веяний в
			искусстве. Реалистические же тенденции отчетливо выразились в
			достоверном изображении конкретных деталей одежды, оружия.
Достаточно легко реалистические устремления
			Шебуева прослеживаются в его поздних портретных работах. Их отличают
			искренняя доброжелательность к своим моделям, стремление точно, не
			идеализируя, передать облик знакомого человека, таковы «Портрет
			отставного экспедитора И. В. Швыкина» (1833), «Портрет неизвестной в
			коричневом платье» (1837), «Портрет жены» (середина 1840-х). Глядя
			на них, можно с уверенностью сказать, что именно в портретном жанре
			наиболее полно раскрылся талант художника.
 






























