Шебуев Василий Козьмич (1777-1855)
Творческая судьба живописца В. К. Шебуева целиком
связана с Петербургской АХ. Он обучался и получил воспитание в
Академии екатерининских времен, когда, реализуя некоторые
просветительские идеи, императрица устроила это учебное заведение
как закрытое, изолированное от среды, воспитательное учреждение, где
ученикам наряду с высокими профессиональными навыками должны были
прививаться не менее высокие добродетели — бескорыстное служение
Отечеству, благородство, чистота нравов. Стиль классицизм,
оперировавший формами античного искусства, отводил скульптуре и
исторической живописи центральное место в общественной жизни
государства, и в связи с этим роль художника представлялась в то
время исключительной.
Уже в девять лет Шебуев выходит по отметкам
в число первых учеников. Учителями его были
И. А. Акимов и
Г. И. Угрюмов, давшие
будущему художнику блестящую школу академического рисунка и
живописи.
После окончания учения с аттестатом первой
степени и малой золотой медалью в 1797 г. Шебуев был оставлен
пенсионером при АХ, а в 1803 г. отправлен в Рим, где совершенствовал
свое искусство, копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах.
К римскому периоду относится картина «Гадание (Автопортрет с
гадалкой)» (1805- 07), стоящая в творчестве исторического живописца
особняком. Радость жизни, уверенность молодого художника в своих
силах излучает это полотно, смыкающееся во многом с романтическим
направлением в искусстве начала XIX в. До конца жизни Шебуев хранил
этот автопортрет у себя.
В 1806 г. художник вместе с другими пенсионерами
был отозван на родину в связи с необходимостью живописного и
скульптурного украшения строящегося в Петербурге Казанского собора,
ставшего своеобразным пантеоном славы, памятником русскому воинству
и одновременно «храмом славы русских художников». Шебуев исполнил
там ряд композиций, в том числе изображения трех святителей —
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Вся дальнейшая жизнь Шебуева связана с
преподавательской деятельностью в АХ: начинал он в звании академика
(1807) по классу исторической живописи, а закончил — ректором
живописи и ваяния (с 1832). В период президентства А. Н. Оленина
Шебуев много работал над подготовкой учебных пособий по анатомии
(«Антропометрия», 1830-31) для учеников АХ, создал эскиз росписи
купола конференц-зала АХ («Торжество на Олимпе», 1832; роспись
поныне украшает плафон зала); в 1836 г. он исполнил эскизы купола и
иконостаса для Екатерининской церкви в здании АХ. Работал над
оформлением дворцовой церкви в Царском Селе (1820-21), Измайловского
(1837) и Исаакиевского (1844-48) соборов в Петербурге.
Все эти работы отличают великолепное
композиционное решение, органичное соотношение с особенностями
конкретного интерьера, его освещения и т. д. Самая известная
историческая картина Шебуева «Подвиг новгородского купца Иголкина в
Северной войне со шведами» (1839) написана на сюжет из истории
петровских времен и прославляет патриотическую самоотверженность
русского человека.
Время написания картины — это период поисков
новых форм в русской исторической живописи, когда жесткие каноны
классицизма начинают сдавать свои позиции. Шебуев пытается
реанимировать уходящую в прошлое форму классицистической
исторической картины, — отсюда намеренная театрализованность жестов
действующих персонажей, резкое противопоставление
гиперболизированной ярости врагов величавому спокойствию главного
героя. Однако колористическое решение полотна с яркими контрастами
цвета и светотени, а также динамизм самого действия, развертывание
его во времени свидетельствуют о наступлении романтических веяний в
искусстве. Реалистические же тенденции отчетливо выразились в
достоверном изображении конкретных деталей одежды, оружия.
Достаточно легко реалистические устремления
Шебуева прослеживаются в его поздних портретных работах. Их отличают
искренняя доброжелательность к своим моделям, стремление точно, не
идеализируя, передать облик знакомого человека, таковы «Портрет
отставного экспедитора И. В. Швыкина» (1833), «Портрет неизвестной в
коричневом платье» (1837), «Портрет жены» (середина 1840-х). Глядя
на них, можно с уверенностью сказать, что именно в портретном жанре
наиболее полно раскрылся талант художника.