Маслов василий николаевич

Детство в Красноярске

В этом городе родился будущий художник. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим, недалеко от Красноярска. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает, и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам. Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Он давал ему копировать работы старых мастеров.

После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Его работы видели сотрудники. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Тогда губернатор обратился к меценату, золотопромышленнику Кузнецову, который не только согласился финансировать обучение молодого человека, но и взял его с собой в Петербург, куда отправлялся по делам. Однако поступить в Академию Суриков не смог.

Если бы мама пожалела, он мог не стать художником

Всю свою жизнь Василий Суриков вспоминал один эпизод. Когда пришла пора учиться, мама повезла его из села Сухой Бузим в Красноярск, в уездное училище.

Позже художник с братом не раз приезжал на это место и считал, что здесь произошел поворотный момент в его жизни, определивший его дальнейшую судьбу. Если бы мама тогда пожалела сына и забрала домой, скорее всего, он бы не стал художником.

О жизни и творчестве одного из самых знаменитых российских художников известно многое. Но исследователи до сих пор находят белые пятна в его биографии.

Портрет мамы Сурикова, написанный им

Иногда даже с экрана телевизора можно услышать, что Василий Суриков родился в селе Сухобузимо, где несколько лет назад стали возрождать старинную русскую забаву – «Взятие снежного городка» в память о картине художника с одноименным названием.

Однако в селе Сухой Бузим (нынешнее Сухобузимо) художник лишь жил несколько лет. А родился он в Красноярске, об этом есть записи в метрических книгах. Когда у отца художника начались серьезные проблемы со здоровьем – в роду Суриковых все мужчины были предрасположены к туберкулезу, он попросился перевести его на службу в село. И семья переехала в Сухой Бузим.

До сих пор не известно, откуда изначально пошел род Суриковых. По одной из версий предки художника пришли в Сибирь с Ермаком. Как утверждает историк Геннадий Быконя, точно известно, что сам Суриков пытался установить, откуда пошел его род, и просил брата заняться этим.

За год до своей смерти Суриков утверждал, что их роду более 200 лет и идет он от донских казаков. В 1893 году художник с дочерью Ольгой приехал на Дон для сбора материала для картины «Покорение Сибири Ермаком». И донские казаки признали его своим.

«Покорение Сибири Ермаком»

Также есть свидетельства, что предки художника Петр и Илья Суриковы были участниками красноярского бунта. Красноярск славился своим бунтарским духом. В конце XVII века красноярцы изгнали нескольких воевод подряд. Последний бунт закончился для них хорошо. Царь Петр I признал требования жителей справедливыми, назначил воеводу, против которого горожане не возражали, а прежних воевод отдал под суд. О бунте же велел никаких расследований не производить.

Отец художника Иван Васильевич, по некоторым сведениям, был казачьим сотником, но потом казачью службу оставил и служил чиновником средней руки в Енисейском губернском управлении. Дважды был женат.

От второй жены у него родилось восемь детей, но выжили только трое. Остальные умерли в младенчестве. Есть мнение, что смерть маленьких детей, которая происходила на глазах у Сурикова-ребенка, наложила свой отпечаток на творчество будущего художника.

Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену

Все последующие 40 лет творчества он не написал на заказ ни одной работы. Это один из феноменов художника. Практически все русские живописцы писали на заказ и только так могли безбедно существовать. Суриков же никогда не нуждался в деньгах.

Его картины покупали, и за ту цену, которую выставлял он сам.

Большую картину художник в среднем писал от 3 до 5 лет. И все это время жил на деньги, полученные от продажи предыдущей. Не отказывал себе в поездках в Сибирь, в Европу, дал детям хорошее образование. Выписывал лучше холсты и краски из-за границы.

Также он не вел никакой педагогической работы, хотя его несколько раз приглашали. Художник отвечал, что у него нет времени и очень много замыслов, которые он хотел бы реализовать. Именно поэтому у Сурикова не осталось учеников.

Хотя, как утверждают исследователи, его манера писать прослеживается в творчестве более поздних художников, но это скорее бессознательное влияние. Более того, Суриков не продал ни одной своей картины за рубеж, хотя у него не единожды просили.

Основные этапы в жизни

В Красноярске

Преждевременная смерть отца от туберкулеза прервала обучение Василия. Прасковье Фёдоровне с детьми пришлось вернуться в Красноярск. Юный Суриков устроился в местное губернское управление на должность переписчика. Однако не прекратил рисовать, напротив, посвящал этому все свое свободное время.

По воле судьбы любительские работы молодого художника были случайно замечены губернатором П.Н. Замятниным. Восхищенный его талантом, он нанял его учителем рисования для своей младшей дочери. Вскоре губернатор нашел покровителя, оплатившего обучение юноши. Это был золотопромышленник Пётр Кузнецов.

В Санкт-Петербурге

В конце 1868 года Суриков переезжает в Петербург для дальнейшего обучения живописи. К сожалению, первая попытка поступления в Академию художеств провалилась.

На вступительных испытаниях необходимо было нарисовать фрагменты античных статуй («гипсы»), а Суриков не имел подобного опыта. Провалившись на экзамене, юный художник сразу же поступил на курсы в Рисовальную школу. Он был настолько мотивирован, что закончил программу обучения, рассчитанную на три года, всего за три месяца.

Летом 1869 года Сурикову удалось стать вольнослушателем в Академии. И уже через год он начал полноценное обучение у Павла Чистякова. Василий с жадностью поглощал всю информацию и учился с огромным рвением. Во время обучения он стал обладателем многочисленных наград. В ноябре 1875 года Василий Иванович окончил свое обучение в звании классного художника первой степени.

В Москве

В 1877 году Василий Суриков переехал в Москву. Он приступил к выполнению своего первого и единственного заказа для храма Христа Спасителя, на который потратил два года. Художник заключил брак с французской дворянкой Елизаветой Шаре, которая родила двух дочерей — Ольгу и Елену.

У Василия с Елизаветой была настоящая любовь, которая вдохновляла его на написание шедевров. После ее смерти художник не был в отношениях ни с одной женщиной.

Переезд в Москву Суриков считал важным шагом в своем творческом развитии. Он любил этот город и считал его центром русской народной жизни. Художник сразу же приступил к реализации давних творческих планов и сконцентрировался на изображении исторических событий.

Василий Суриков и Елизавета Шаре

Мне нравитсяНе нравится

Первой масштабной работой исторического содержания является «Утро стрелецкой казни». 1 марта 1881 года работа выставлена на всеобщее обозрение. Она становится центром внимания общественности. После этого художник вступает в Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1883 году презентуется «Меншиков в Березове», сразу же купленный Павлом Третьяковым. В 1887 году Суриков выставляет на общее обозрение «Боярыню Морозову». На тот момент работа получила неоднозначные оценки критиков. Ее сравнили с пестрым персидским ковром из-за большого количества персонажей и деталей. Однако нашлись люди, которые сразу оценили шедевр Сурикова по достоинству.

Известный художественный критик Владимир Стасов был тронут работой художника до глубины души:

У Сурикова уже на тот момент выработался уникальный художественный почерк: тщательность выполнения деталей, динамичная композиция, огромное внимание к цветам

[править] Некоторые работы художника

Плакаты

ОСТАНОВИ ЗВЕРЯ! Комп. графика, 70х100 см. 2012 г.

БЕЗ НАЗВАНИЯ. Постановочное фото, изоколлаж, 60×90 см. 1989 г.

ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЕТ. Постановочное фото, 70×100 см. 1999 г.

ДРУЖБА НАРОДОВ ПОБЕДИЛА ФАШИЗМ! Оригинальная графика, комп. доработка, 100×145 см. 2015 г.

КАНДИНСКИЙ. Оригинальная и комп. графика, 70×100 см. 2016 г.

КОМФОРТНА ЛИ МОСКВА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ? Фотоколлаж, 100×150 см. 2007 г.

КТО СКАЗАЛ, ЧТО ПЛАКАТ УМЕР? Постановочное фото, 70×100 см. 2005 г.

КУЗЬКИНА МАТЬ. Оригинальная и комп. графика, 100×150 см. 2009 г.

МИРА И ДОБРА! Постановочное фото, 100×150 см. 1992 г.

ОСТАНОВИ ЗВЕРЯ! Комп. графика, 70×100 см. 2012 г.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЛАКАТ. Комп.графика, 70×100 см. 2018 г.

Графика, живопись, граффекты

Графика, живопись, граффекты

ACIPENSER STYLE. Холст, масло, 140×90 см. 2012 г.

MEMENTO MORI. Холст, масло, 120×100 см. 2009 г.

SPHINX. Холст, масло, 200×150 см. 2016 г.

БИОДИФФУЗИЯ. Инсталляция. Кожа, металл, дерево, плёнка, бинты; авторские мебель, муляжи, светильники; уникальные предметы, брендовые товары, S — 150 кв. м. 2016 г.

В.ГИЛЯРОВСКИЙ — КОРОЛЬ РЕПОРТЁРОВ. Холст, масло, 200×150 см. 2018 г.

ВЕНДЕТТА. Холст, масло. 120×100 см. 2011 г.

ВИОЛОНЧЕЛИСТКА. Холст, масло, 100×80 см. 1999 г.

ДЖАЗ (из серии «Музыка»). Бумага тонированная, кисть, перо, тушь, 55×70 см. 1988 г.

ЛЕВ ЯШИН. Холст, масло, 200×150 см. 2018 г.

МОБИЛЬНИК ЗА €1 000 000. Холст, масло, 120×100 см. 2008 г.

НОКТЮРН (из серии «Музыка»). Бумага тонированная, кисть, перо, тушь, 72×55 см. 1988 г.

СЭНЪИ. Холст, масло, 100×100 см. 2010 г.

УТРЕННЯЯ КАЗНЬ. Инсталляция. Холст, масло, металл, ткань, цитрусовые, 300×270×80 см. 2010 г.

Э. ПИАФия. Холст, масло, 195×145 см. 2016 г.

Эмблемы и логотипы

INTERMEDIAGROUP LLC. 1999 г.

АКАДЕМИЯ ТВОРЧЕСТВА РОССИИ. 1990 г.

Американская кинокомпания SEREIN. 2018 г.

Газета КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА. 1995 г.

Газета НОВОСТИ МСХ. 2008 г.

Международный правозащитный кинофестиваль СТАЛКЕР. 1997 г.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД СБЕРБАНКА РФ. 1995 г.

Эмблемы и логотипы

INTERMEDIAGROUP LLC. 1999 г.

АКАДЕМИЯ ТВОРЧЕСТВА РОССИИ. 1990 г.

Американская кинокомпания SEREIN. 2018 г.

Газета КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА. 1995 г.

Газета НОВОСТИ МСХ. 2008 г.

Международный правозащитный кинофестиваль СТАЛКЕР. 1997 г.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД СБЕРБАНКА РФ. 1995 г.

Первый учитель

В училище Суриков учился успешно

Важное значение для его будущего имела встреча с человеком, угадавшим дарование практически в самой начальной стадии развития. Это Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования

Он и сам поверил в талант Василия, и ему внушил, что он непростой мальчик, и ему непременно надо много работать, оттачивая свой талант. Копирование гравюр с картин старых мастеров, этюды на природе, приёмы акварельной живописи – Гребнев стал первооткрывателем таланта Сурикова и первым его огранщиком. Художник впоследствии всегда будет с теплотой и чувством благодарности вспоминать своего наставника.

Творческая деятельность

В 1954 году Шукшин поступил во ВГИК на режиссерское отделение. Свою первую небольшую роль Василий Макарович сыграл в 1956 году в фильме С. Герасимова «Тихий Дон». В 1958 году Шукшин получает главную роль в фильме «Два Федора». В этом же году был впервые опубликован рассказ писателя «Двое на телеге» в журнале «Смена».

С 1963 года Василий Шукшин, биография которого была пестра на разные профессии, работает режиссером в ЦКДЮФ. Вскоре в журнале «Новый мир» вышли рассказы «Классный водитель», «Гринька Малюгин» и первая книга писателя «Сельские жители».

В 1964 году был закончен первый полнометражный фильм Шукшина – «Живет такой парень», в котором снялся Л. Куравлев.

Юные годы и начало творчества

Несмотря на отсутствие художников в роду Суриковых, талант Василия можно считать врожденным, так как рисовал он с раннего детства. Уже в 6 лет юный художник сделал копию гравюры, на которой был изображён Пётр Великий.

В 1854 году семья переехала в Сухой Бузим. Здесь Вася получил начальное образование. Затем его отправили в Красноярское уездное училище. К родителям мальчик приезжал лишь на летние каникулы.

Ключевую роль в раскрытии таланта юного Сурикова сыграл его первый наставник Николай Гребнев. Он помог осознать начинающему художнику свое предназначение. В 1862 году молодой человек написал свою первую полноценную картину «Плоты на Енисее».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: