Густав климт

ТВОРЧЕСТВО ГУСТАВА КЛИМТА

Среди наиболее восхитительных работ художника — панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств.

Картина Густава Климта «Поцелуй». На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд. Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит — символ роскоши и декадентства. Этот стиль часто называют стилем модерн. Климт написал большое количество портретов, в основном женских, а также мифологические и аллегорические композиции. Эскизы предметов прикладного искусства и мозаик Густава Климта пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены художественными критиками начала двадцатого века «порнографическими». Скончался Густав Климт в 1918 году. 

Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio — отход, отделение), название объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергавших академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн. Венский Сецессион возник в 1897 и объединил художников австрийского модерна — «сецессионстиля» (Sezessionsstil) — вокруг журнала «Вер Сакрум» (Ver Sacrum), основанного в 1898 году. Журнал одновременно был и органом австрийского литературного символизма (Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке). Руководил объединением живописец Густав Климт. Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики — геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры — ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений. Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstill).

Биография

Лундберг родился в Стокгольме 17 августа 1695 года, был сыном королевского повара Густафа Лундберга и его жены Сабины Рихтер, в семье которой были успешные художники и ювелиры. Осиротел в раннем возрасте и был воспитан своим дядей, Фредриком Рихтером, ювелиром; в 1712 году стал подмастерьем живописца Давида фон Крафта. Обучение закончилось уже в 1717 году, чтобы по совету учителя продолжить своё образование в Париже. Обычно отъезд связывают с катастрофой Швеции в Северной войне, не оставлявшей деятелям искусства надежд на получение выгодных заказов.

В Париже он стал учеником Гиацинта Риго, Никола де Ларжильера и исторического живописца Жана-Франсуа де Труа. Он также получил несколько уроков у Pierre-Jacques Cazes  (англ.) (рус. во Французской Академии изящных искусств. Определяющим оказалось влияние венецианской художницы Росальбы Каррьера, которая жила в Париже с по 1721 год. Лундберг был её единственным учеником в Париже, от неё он узнал некоторые секреты технологии производства пастели. Наиболее ранняя известная картина художника — «Распятие» 1719 года для шведского посольства, где лютеранская община проводила богослужения.

Лундберг вскоре зарекомендовал себя как один из ведущих портретистов в Париже. Он создал портреты Людовика XV и королевы Марии Лещинской, а также её родителей, свергнутого короля Речи Посполитой Станислава Лещинского и его супруги Екатерины Опалинской. Он создал портреты многих шведов, посещающих Париж, и подружился с графом Карлом Густавом Тессином — послом Швеции, коллекционером искусства и выходцем из известной семьи архитекторов, который позже ста его покровителем при шведском королевском дворе. В дополнение к портретам французской и шведской аристократии, он известен своими картинами коллег — Шарля-Жозефа Натуара и Франсуа Буше. В 1741 году Лундберг был избран членом Академии живописи и скульптуры Франции. Но его популярность стала быстро угасать после появления новых пастелистов, придерживавшихся более реалистичного стиля, чем он. Художник задумался о возвращении на родину, не выдерживая конкуренции с ними.

Орден Вазы

В 1745 году он путешествовал по Испании и Португалии, останавливаясь в Мадриде, чтобы создать портрет дочери Людовика XV Марию Луизу Елизавету, которая была замужем за Филиппом, сыном короля Филиппа V. Он вернулся в Швецию по морю осенью 1745 года. Благодаря своей известности во Франции он быстро зарекомендовал себя в качестве ведущего художника рококо в Швеции. Используя дружбу с Тессином, он уже в 1750 году стал придворным живописцем. Лундберг написал портрет королевы Луизы Ульрики, её любимца Густава Бадина, в прошлом чернокожего мальчика-раба, а теперь придворного королевы, несколько портретов кронпринца, будущего короля Густава III. Ближе к концу своей карьеры, он нарисовал портрет молодого кронпринца Густава Адольфа в 1779 году.

В мастерской Лундберг работали несколько учеников, частично выполняя заказы, предназначенные для учителя (как в масле, так и пастели), обычно создавая фон или изготовляя копии работ Лундберга. Среди них наиболее известны Jakob Björck  (англ.) (рус. и Peter Adolf Hall  (англ.) (рус..

Густав III высоко оценивал художника, в 1772 году Лундберг стал одним из первых рыцарей Ордена Вазы.

Художник был чрезвычайно богат, ему принадлежала ценная мебель, коллекция произведений искусства, редкого фарфора и серебряной посуды. Лундберг не состоял в браке, но имел приёмную дочь, Maria Fult. Он в прошлом был помолвлен с её старшей сестрой и пообещал ей, когда она умирала, что обеспечит её маленькую сестру.

Революционер, получивший признание

Художник зачитывается книгами писателей-утопистов и считает себя анархистом-социалистом, что привлекает внимание общества. Талантливый живописец, который очень хочет добиться признания и внимания, даже объявляет себя республиканцем и революционером до мозга костей

Как считают исследователи творчества Курбе, он выбрал очень правильное время для такого заявления.

Когда республику сменила империя, а к власти пришел Наполеон III, расцвет славы художника достиг своего апогея. Император не жаловал революционеров, а отказы выставить произведения на выставках, которые получал Курбе Гюстав, он выдавал за преследование по политическим мотивам. Публика, наслышанная об опальных творениях, жаждала их увидеть, чтобы составить свое мнение.

Большой скандал, связанный с творчеством художника-реалиста, разразился в 1853 году. Курбе выставил эпатажное произведение «Купальщицы», возмутившее достопочтенную публику. Императорская чета посчитала оскорбительным полотно, на котором изображена полная обнаженная женщина, повернувшаяся к зрителю спиной. Работа тут же нашла своих почитателей и ненавистников.

БИОГРАФИЯ ГУСТАВА КЛИМТА

Родился в предместье Вены в семье художника-гравера. Окончил венскую Школу декоративного искусства. Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле. В росписях с изображением аллегорических фигур, исполненных Климтом в 1890-1891 годах на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются черты, ставшие основными в его творчестве — четкий силуэт и склонность к орнаментализму. После 1898 года, работы Густава Климта, приобретают более декоративный, символический аспект.

Густав Климт являлся лидером Венского авангарда рубежа веков. Будучи по преимуществу художником-декоратором, Климт возглавил венское сообщество художников-новаторов «Сецессион» — движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения.

В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны — это жажда абсолютной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм. Эти картины живописца в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью. С другой стороны — это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах Густава Климта.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ТВОРЧЕСТВЕ КЛИМТА

Сто тридцать пять миллионов долларов было заплачено на аукционе в 2006 года за «Портрет Адели Блох-Бауэр», написанный Густавом Климтом в 1907 году.

В открывающей и закрывающей композиции аниме — сериала Мамору Канбэ «Эльфийская песнь» главные герои сериала предстают перед зрителем в интерпретированном виде известнейших картин Густава Климта: «Поцелуй», «Объятия», «Три возраста женщины», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Водяные змеи I», «Водяные змеи II», «Даная».

Некоторые исследователи считают, что на картине «Поцелуй»изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Густав Климт,1862—1918 . Авт. текста Ж. Нере; Пер.с англ. Е.Калмыкова — Кёльн: Taschen, Арт-Родник, 2000
  • Густав Климт . Авт. текста М.Кини — Москва: Белый город, 1998
  • Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр.200-206
  • «Густав Климт», Серия: «Подарочные Издания. Шедевры графики в эксклюзивном оформлении» — Москва: Эксмо, 2012

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, 

Густав Климт: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

2.5/5 — (2 голоса)

«Рисовать я умею…»

Густав Климт был движущей силой среди венских художников, которые отделились от типичного венского консерватизма. Зарождавшийся модерн был известен в Вене под названием «стиль сецессии». Именно Климт основал эту ассоциацию художников. Венская сецессия смогла показать населению новое искусство изображения.

До нашего времени сохранилось много произведений Густава Климта. Например, «Идилия», «Обнаженная истина», «Золотые рыбки», «Остров на Аттерзее». Но самой известной считается работа — «Поцелуй». Картина была создана в 1908 г и выставлена в этом же году на художественной выставке. Работа была оценена в 5 раз выше, чем какая-либо картина, проданная в Вене в то время.

«Поцелуй»

Лучше понять художника помогут слова, написанные им самим: «Рисовать я умею. У меня нет автопортрета. Я не интересуюсь собой – скорее другими людьми, женщинами…Тот, кто хочет что-то узнать обо мне, должен внимательно рассмотреть мои картины и найти на них то, что я есть и кем я буду».

Основные моменты жизни и творчества Климта

Будущий яркий представитель ар-нуво рано начал заниматься творчеством, брать заказы. Если вначале он точно следовал консервативным рекомендациям академического образования, то позднее показал себя как художник-портретист, аллегорист. Его работы были смелыми, открытыми новым направлениям.

Ниже представлены основные события из жизни Климта:

  1. 1880 г. Густав, а также его младший брат Эрнст, который поступил в ту же художественную школу, решают объединиться для совместной работы в так называемую компанию художников. Они берут с собой однокурсника Франца Мача.
  2. 1880-1882 гг. Группа получает свои первые заказы на потолочные и театральные украшения в Вене, Карловых Варах и Рейхенберге. Молодые художники оформляют внутренние дворы исторического музея аллегорическими рисунками, изображают путти с изречениями и именами известных художников.
  3. 1883 г. Братья Климт вместе с Францем Мачем переезжают в свое совместное ателье в Вене.
  4. 1883-1887 гг. Студийное сообщество выполняет работы для национального театра в Бухаресте, а также потолка в императорской вилле.
  5. 1888 г. Император Франц Иосиф I награждает братьев Климт и Ф. Мача золотым крестом за заслуги перед искусством.
  6. 1889 г. Климт путешествует по Европе. Он посещает Триест, Венецию, Мюнхен.
  7. 1891 г. Густав становится членом «Сообщества изобразительных художников Вены».
  8. 1892 г. Умирает брат Климта, Эрнст. Густав переживает глубокий кризис. Чтобы найти свой стиль, он перестает работать в паре с Мачем. Также происходит отстранение от традиционной живописи, которой обучали в художественной школе.
  9. 1894-1896 гг. Климт фокусируется на выполнении 3-х монументальных потолочных изображений. Министерство образования дает задание, выполнить проекты декора потолка Венского университета. Густав аллегорически изображает три факультета: юриспруденцию, философию и медицину.
  10. 1897 г. Климт – соучредитель, а также первый президент Венской сецессии. Именно создание сецессии и обращение к формальному языку авангарда помогло преодолеть тяжелое для художника время.
  11. 1898-1900 гг. Интенсивная работа в ассоциации. В этот период Климт развивает почти экспрессионистскую, плоско-орнаментальную форму изображения, напоминающую мозаику.
  12. 1900 г. Произведение «Философия» получает золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
  13. 1900-1910 гг. Климт выступил с такими работами, как «Афина Паллада», «Обнаженная истина» и «Портрет Сони Книпс». Картины впервые оформлены золотым листом.
  14. 1914-1916 гг. Первую мировую войну художник провел в Вене. Он также часто посещает озеро Аттерзее в Форстхаусе.
  15. 11 января 1918 г. Густав Климт перенес инсульт в своей квартире. Климт был наполовину парализован. Его доставили в госпиталь. Через 2 дня неизвестные воры ворвались в его заброшенное ателье и украли всё, что смогли.
  16. 6 февраля 1918 г. Художник умер в больнице от воспаления легких. Через 3 дня его похоронили на кладбище в Хитцингер.

Густав Климт в 1914 г.

«Золотой мальчик»

Густав Климт родился 14 июня 1862 года. Его мать Анна мечтала стать оперной певицей, но не смогла реализоваться. Отец Эрнст занимался гравюрой и ювелирным делом, однако зарабатывал мало — семье с 7 детьми не хватало денег на самое необходимое, приходилось часто переезжать. По воспоминаниям одной из сестёр Густава, на Рождество не всегда был хлеб на столе, не то что подарки.

Уже в детстве проявился талант Густава. Когда ему исполнилось 14 лет, ему предложили полную стипендию в Венской школе искусств и ремёсел. Климт был прилежным учеником и старательно осваивал академический рисунок. Впоследствии эти знания помогут ему стать одним из самых востребованных декораторов интерьеров в Австрии.

Густав Климт в 1887 году. (commons.wikimedia.org)

Полноценную профессиональную карьеру Густав Климт начал в 1880 году, когда вместе с братом и другом создал «Товарищество художников». Среди первых заказов были крупномасштабные фрески для домов обеспеченных венцев. Хотя эти произведения были выполнены в академическом стиле и изображали классические сюжеты, в них уже чувствовались те перемены, которые должны были произойти в австрийском искусстве, всё громче были цитаты ар-нуво.

Занавес Карлсбадского городского театра. 1886. (commons.wikimedia.org)

После так называемого академического этапа Климт переключился на портреты и стал одним из самых востребованных мастеров в Австрии.

Портрет Сони Книпс. 1897—1898. (commons.wikimedia.org)

В 1892 году скончался отец Климта. Это событие настолько сильно потрясло его, что некоторое время он был не в состоянии работать. Чтобы прийтий в себя, забыться, художник отправился в Италию. Именно в эту поездку он познакомился со знаменитыми фресками в Равенне, которые определили дальнейшее развитие искусства.

Мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне. (commons.wikimedia.org)

Биография

Лундберг родился в Стокгольме, Швеция, в семье шеф-повара Густава Лундберга и его жены Сабины Рихтер, в семье которых были успешные художники. Осиротевший в раннем возрасте, он был воспитан дедом Фредериком Рихтером, который был ювелиром. Позже Лундберг поступил в ученики к немецко-шведскому художнику Давиду фон Краффту (1655–1724) в 1712 году.

В 1717 году Лундберг отправился в Париж, где учился у Гиацинта Риго (1659-1743), Николя де Ларжильер (1656-1746) и Жан Франсуа де Трой (1679-1752). Определяющее влияние оказала венецианская художница Розальба Каррьера (1675-1757), которая жила в Париже с 1720 по 1721 год.

Впоследствии Лундберг зарекомендовал себя как один из ведущие художники-портретисты Парижа. Он написал Людовика XV и его королеву Марию Лещиньскую, а также родителей королевы свергнул короля Станислава Лещинского и его супругу и подарил Станиславу уроки рисования пастелью. Он изобразил многих шведов, посещающих Париж, и подружился с графом Карлом Густавом Тессином (1695-1770) — шведским послом, коллекционером произведений искусства и членом известной семьи архитекторов, которые позволили ему остаться в его дворце. Помимо множества портретов французской и шведской аристократии, он известен своими картинами коллег, французских художников рококо Шарля-Жозефа Натуара (1700-1777) и Франсуа. Буше (1703-1770).

В 1741 году Лундберг был избран членом Королевской академии живописи и скульптуры (Académie royale de peinture et de скульптур ). Но вскоре его популярность пошла на убыль в результате появления новых пастелистов, представляющих более реалистичный стиль, чем его. В 1745 году он путешествовал по Испании и Португалии, остановившись в Мадриде, чтобы нарисовать дочь Людовика XV Луизу-Элизабет, которая была замужем за Филипп, сын короля Филиппа V.

Он вернулся в Швецию осенью 1745 года. Уже успешный художник, он быстро зарекомендовал себя как ведущий художник рококо в Швеция. Благодаря дружбе с Карлом Густавом Тессином, он вскоре был представлен при Королевском дворе Швеции. Легкий и элегантный стиль Лундберга был отходом от преобладающего ранее стиля портретной живописи барокко. В 1750 году он был назначен придворным художником-портретистом (hovkonterfejare). Он написал много портретов наследного принца, впоследствии короля Густава III. В конце своей карьеры он написал портрет молодого наследного принца Густава Адольфа в 1779 году. Он умер в Стокгольме в 1786 году и был похоронен в Упсале гамла киркогорд.

Эротическая мифология

Личная жизнь Густава Климта, который, надо сказать, отличался любвеобильностью и был охоч до женщин, оставалась тайной. Известно, что у него были многочисленные мимолётные связи, но сам живописец никогда не афишировал отношений с кем-либо. Вполне естественно, что Климт остался холостяком. Лишь одна женщина, Эмилия Флёге, оказала значительное влияние на его жизнь. Эмилия вращалась в кругах венской богемы и была очень увлечена модой. Её салон одевал самых богатых клиентов Австрии. Кстати, младший брат Климта Эрнст женился на сестре Флёге Элен.

Чтобы изобразить свои фантазии (и, видимо, избавиться от навязчивых образов), Климт использовал мифологию и аллегорию. С помощью таких персонажей, как водяные змеи, дочери Тифона, музы, нимфы, Даная и так далее, художник освобождал свою чувственную натуру.

Тифон и его дочери. Фрагмент «Бетховенского фриза». (commons.wikimedia.org)

Консервативная публика, безусловно, обвиняла Климта в порнографии, что было не корректно. Целью художника было не изображение наготы как таковой, но описание безбрежности человеческих эмоций и воображения. Климт настаивал на необходимости большей свободы в рисовании того, чего на самом деле не существует, трансцендентного. Сам он пренебрегал перспективой, щедро покрывал холст разнообразными декоративными элементами и узорами, воплощавшими его интерес к природе и истории искусства.

Живопись

В начале 1880-х братья Густав и Эрнст вместе с другом Францем Мачем разрисовывали фресками театры австро-венгерской провинции. В середине 1880-х молодые художники украшали придворный театр и Музей истории искусств в Вене, за что Франц Иосиф вручил наиболее талантливому из троицы – Густаву Климту – «Золотой крест». Императорская награда, полученная в 26 лет, открыла ему путь к славе. Живописец стал почетным членом университетов Вены и Мюнхена.

Картина Густава Климта «Даная»

В начале 1890-х один за другим скончались отец и брат Густава Климта. Горе от потери близких наложило отпечаток на творчество мастера – вскоре у него появился индивидуальный почерк, сделавший картины узнаваемыми. В это трагичное время Климт встретил свою музу Эмилию Флёге, с которой не расставался до конца жизни.

Во второй половине 1890-х будущий основатель модерна возглавил группу художников, получившую название Венский сецессион. Молодые австрийские бунтари отвергли рамки академической живописи, удивив и шокировав общество слишком смелыми работами.

Картина Густава Климта «Поцелуй»

Первые произведения Климта, принесшие ему скандальную известность, были оформительскими. В 1894 году он получил заказ на 3 картины для потолка актового зала Венского университета, которые закончил спустя 6 лет. Представление полотен «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» обществу обернулось скандалом.

Возмущенные консервативные граждане назвали работы порнографией и призвали заключить живописца в тюрьму. Больше Густав Климт не брал государственные заказы, но рисовать обнаженную женскую натуру не бросил. При этом эротизм и чувственность в его полотнах не переходили тонкой грани, за которой бы превращались в пошлость и вульгарность.

Картина Густава Климта «Три возраста женщины»

Финал 1890-х назван «золотым периодом» в творчестве мэтра ар-нуво. Для работ этого времени Климт использовал сусальное золото, полотна конца 1890-х наиболее дорогие и знаменитые. Прославленный «Поцелуй» – яркий образец модерна, напоминает о красоте венецианской мозаики. Изображение картины часто используют, чтобы украсить бокалы для шампанского.

В 1899 году Густав Климт снова вызвал потрясение, представив публике полотно под названием «Обнаженная истина». Символическая нагая рыжеволосая девица с зеркалом в руке олицетворяла эту самую «голую правду». На шквал критики живописец ответил, как и ожидали от гениального скандалиста, новой картиной с таким же эпатажным «характером». Названная «Золотые рыбки», она демонстрировала публике «пятую точку» той самой красавицы с огненными волосами и пышными формами.

Картины Густава Климта «Надежда» (1903 г.) и «Надежда II» (1908 г.)

Густав Климт был баловнем судьбы. Его превозносили при жизни. Модного мастера засыпали заказами, которые щедро оплачивались. Он мог выбирать темы и сюжеты, которые казались интересными. Но всюду обязательным элементом были женские тела и неприкрытый эротизм.

Самыми известными картинами «золотого периода» австрийского гуру ар-нуво называют, кроме «Поцелуя» и «Обнаженной истины», полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр», «Водяные змеи», «Надежда», «Три возраста женщины» и «Древо любви». Последнюю работу – фреску, нарисованную в 1905-1909 годах, можно увидеть в брюссельском дворце Стокле. У фрески есть и другие названия – «Древо познания» и «Древо жизни».

Картина Густава Климта «Дерево любви» («Древо жизни»)

Наследие Густава Климта – это и пейзажи, нарисованные в его «фирменном» стиле живописи. Для них мастер брал квадратные холсты, полагая, что такая форма «расширяет» пространство. В последние пять лет жизни Климт рисовал только пейзажи. Наиболее известные «Яблоня» и «Березовая роща».

Венский сецессион

В 1897 году Климт стал соучредителем объединения Венский сецессион. Отвергая традиционно консервативную художественную традицию, Климт и его единомышленники задумывали это движение как освободительное. Они ставили под сомнение правила классического искусства, поскольку оно не могло описать то, что было за пределами реальности, и художникам требовалось больше свободы для самовыражения. Сецессион должен был дать возможность экспериментировать, развиваться, обмениваться идеями.

К Венскому сецессиону примкнули все молодые и талантливые художники того времени. Альфред Роллер, например, считается одним из отцов-основателей австрийского модерна (который в немецкоязычной среде называется югендстилем). Он был не только президентом сецессиона, но и главным художником Венской оперы и руководил Венской художественно-промышленной школой. Он же разработал сецессион-шрифт, который часто можно встретить на венских плакатах эпохи модерна.

Коломан Мозер выставлялся в Австрии и Германии, а до этого какое-то время преподавал живопись у детей австрийского эрцгерцога Карла Людвига. Йозеф Хоффман, ученик знаменитого Отто Вагнера, долгое время являлся главным архитектором Вены. Йозеф Мария Ольбрих — известный архитектор, построивший здание, где проходили выставки сецессиона.

За теоретическую базу архитектурного стиля сецессиона отвечал Отто Вагнер. Многие из более молодых представителей кружка были его учениками. Вагнер вёл курсы в Академии художественных искусств Вены и разрабатывал новую концепцию «практической полезности». Суть её состояла в сочетании простых геометрических форм и орнаментов — именно поэтому архитектуру сецессиона иногда называют «квадратным стилем».


Афиша первой выставки сецессиона работы Густава Климта. (commons.wikimedia.org)

В живописи представители сецессиона далеко не всегда использовали исключительно прямые линии. Но суть оставалась той же — искусство из музейного становилось прикладным. Коломан Мозер работал над дизайном почтовых марок, керамических изделий и мебели. Карл фон Хазенауэр помогал Отто Вагнеру проектировать Венскую железную дорогу. А Густав Климт создавал полотна для украшения актового зала в главном здании Венского университета, а также помогал декорировать залы для показов мод.

Ранние работы участников Венского сецессиона были в основном выдержаны в стиле ар-нуво. Повлияло на них также английское и восточное искусство. Создавая кружок, венские художники вдохновлялись опытом Берлинского и Мюнхенского сецессионов. В Берлине несколько молодых художников, в том числе Франц Скарбина и Макс Либерман, создали отдельное объединение ещё в 1892 году. Причиной раздора был отказ комиссии Союза берлинских художников выставлять картины Эдварда Мунка. В том же году был создан и Мюнхенский сецессион. Вскоре Мюнхен превратился в столицу современного искусства, там работали Пабло Пикассо, Василий Кандинский, Пауль Клее и Анри Матисс.

Свою первую выставку художники провели в 1898 году. Специально для неё Ольбрих построил выставочный зал, известный под именем Дом сецессиона. Белоснежное здание венчает купол из золочёных ягод и лавровых листьев. Такой же орнамент рассыпан и по фасаду здания. Золото, цвет, волны были отличительными чертами югендстиля. Главный вход здания украшен лозунгом «Der Zeit Ihre Kunst — Der Kunst Ihre Freiheit» («Эпохе — своё искусство, искусству — своя свобода»). Это фраза известного критика Людвига Хевеши, который одним из первых сообщил о создании сецессиона. Самой известной выставкой объединения стала 14-я по счёту, посвящённая Бетховену. На ней в 1902 году была впервые показана знаменитая фреска «Бетховенский фриз» работы Густава Климта. Это один из лучших шедевров венского югендстиля.

В 1905 году в Венском сецессионе произошёл раскол. Группу покинул Густав Климт, а вместе с ним и несколько других художников, в том числе и Карл Молль. Но кружок не распался и продолжил свою работу. В поздние годы сецессион отошёл от принципов ар-нуво и находился под влиянием функционализма, а потому поддержал идеи Ле Корбюзье и немецкого Баухауса.

Творчество

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись— предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык». Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане», собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей»» «Волна» (все пять— в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее), «Разбиватели шоссейного камня» (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар»(картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего.

Трагедия, подкосившая живописца

Заслуживший скандальную репутацию Гюстав Курбе, картины которого никого не оставляли равнодушным, ратовал за реальное изображение действительности. У живописца появляются последователи, его полотна выставляются в различных городах Европы с неизменным успехом. Однако требующего свободу развития общества и выступающего против государственной власти Курбе французские реакционеры арестовывают и заключают в тюрьму. Его приговаривают к шести месяцам заключения и огромному штрафу, который больной художник не смог выплатить. Произошло страшное: все полотна конфискованы, мастерская, где творил живописец, уничтожена, а о том, чтобы выставляться, даже не идет и речи.

Подавленный происходящим, Курбе Гюстав бежит из страны в Швейцарию, но сил бороться и протестовать у него больше нет. Он изредка берется за кисти и краски, а из-под его пера выходят исключительно пейзажи. 31 декабря 1877 года художник умирает, и проходит более сорока лет, прежде чем его прах переносят на родину в знак запоздалого признания. Своим творчеством живописец подготовил почву, на которой выросло новое искусство.

Детство и юность художника

Густав Климт родился 14 июля 1862 года в семье Эрнста Климта и Анны Климт (урожденной Финстер). Семья проживала в Баумгартене. Это был самостоятельный округ Вены. Отец занимался художественной гравировкой золота, мать была домохозяйкой. У Густава было 2 брата и 4 сестры. Условия жизни семьи из 9 человек были непростыми. Эрнст Климт, как ремесленник, зарабатывал очень мало, поэтому им приходилось часто переезжать.

С 1868 по 1876 гг. Климт посещает народно-гражданскую школу. В октябре 1976 г. 14-летний юноша начинает обучение в Венской школе прикладного искусства (сейчас это университет прикладного искусства в Вене). После окончания школы Густав должен был стать учителем рисования. Помимо своих школьных занятий Климт берет дополнительно уроки у таких известных художников, как Михаил Ризер, Людвиг Миннигероде.

С 1878 г., по предложению Рудольфа Эйтельберга, основателя художественной школы, Климт продолжил свое образование в техникуме живописи у профессора Фердинанда Лауфбергера (1829-1881).

Густав Климт в 1887 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: