Глас вопиющего в пустыне
Мы часто пользуемся в современной речи этим выражением.
Сегодня примером употребления фразеологизма являются ситуации, когда речь идет о:
- безответном воззвании;
- страстном призыве к чему-либо;
- отчаянной мольбе.
Происхождение фразы
Впервые это выражение упоминается в Ветхом Завете, в книге Исайи, в которой рассказывается притча об Иоанне Крестителе. По данным исследователей, этот текст был написан в 778−732 гг. до Р. Х (Рождества Христова).
Об авторстве выражения
Автор этих строк — библейский пророк Исайя (Йешаяху, в переводе с иврита — «спасение, посланное Яхве»). Он родился в знатной семье, жил в Иерусалиме в VII веке до Р. Х. Пророческий дар у него проявился с 20 лет: ему представился Господь Саваоф, восседающий на престоле, и ангелы, окружившие его.
Тайны и предположения
«Сотворение Адама» – фреска, что ярко выделяется среди прочих работ Микеланджело. Почему? Вероятно, этот сюжет особенно взволновал его мысли, а может, автор решил оставить некое “зашифрованное” послание людям. Сторонники второй версии высказывают самые разные предположения относительно замысла мастера.
Не секрет, что Буонарроти был знатоком анатомии и особенностей человеческого тела. В 1990 году в журнале Американской медицинской ассоциации была опубликована статья, посвящённая этой фреске. Но что общего между произведением искусства и медициной?
Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека
Как утверждал врач Фрэнк Мешберг, в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга. Быть может, гений “намекал” нам, что в основе созидания всего лежит разум человека?
Сторонники несколько иного предположения считают, что на фреске запечатлён процесс рождения. Красная ткань вокруг Творца имеет форму матки, а синяя лента напоминает пуповину. А вот врач Дейвис Кампос считает, что левая сторона тела Адама имеет “лишнее” ребро, что позднее, как мы знаем, стало основой для создания Евы.
Существует теория, что в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга
«Сотворение Адама» – без преувеличения великое и таинственное произведение искусства. Оставил ли в нём Микеланджело Буонарроти какие-то скрытые символы или просто постарался отразить собственное видение библейского сюжета? На этот вопрос у нас нет точного ответа, а к тому же у каждого на этот счёт своё мнение. Однако «Сотворение Адама» не перестаёт будоражить умы и вызывать восхищение людей.
Три искушения приготовил для Христа Диавол в пустыне
Христианская Церковь считает, что искушение Христа в пустыне после сорокадневного поста было направлено против человеческой природы Иисуса, воздействуя на которую Дьявол надеялся совратить Христа на ложный путь.
Таким образом «новый Адам» воплотившийся ради того, чтобы спасти человечество, во время пребывания в пустыне боролся с Дьяволом, который жаждал сохранить власть над людьми. Для этого Враг рода человеческого приготовил три искушения для Иисуса.
«Христос, ведомый Духом в пустыню». Уильям Хол, 1908 год. Христос, ведомый Духом в пустыню, оправился туда, в том числе, чтобы указать на троичность Божественных лиц
Эти три искушения затрагивают практически все греховные сферы. В Священном Писании они называются так:
- искушение голодом;
- искушение гордыней;
- искушение верой.
Иисус Христос удалился поститься в пустыню после крещения.
Многие верующие спрашивают: для чего Христос был направлен Духом в пустыню? Сын Божий вполне мог избегнуть всех искушений. Преподобный Ефрем Сирин в своих сочинения на это отвечает так:
Таким образом, пребывание Христа в посте и молитве в пустыне после крещения — это, в том числе свидетельство о троичности Божественных лиц, которые все участвуют в этом.
Иов северорусская икона XVII век. Существует параллель с искушением Христа в пустыне и испытаниями Иова
В Библии существуют параллели с искушением Христа в пустыне с испытаниями Иова. Пророк также подвергся трем испытаниям и в последнем испытании также Сатана предлагал поклониться ему.
Кроме того, усматриваются аналогии с Исходом евреев из Египта, например, евреи переходили через Иордан, а Иисус Христос крестился в нём, Спаситель постился сорок дней и израильтяне испытывали голод в пустыне.
Происхождение фразы
Исследователи приписывают авторство этих слов библейскому пророку Йешаяху родом из Иерусалима, который жил в VII столетии до Рождества Христова. Книга Исайи, являющаяся частью Ветхого Завета, содержит притчу об Иоанне Предтече, датированную 778-732 гг. до н. э. Она рассказывает о Крестителе, призывающем неверующих обратиться к Спасителю, открыть Ему свои сердца и души.
Он уговаривал израильтян подготовиться к встрече с Господом: сотворить дороги посреди пустыни, уменьшить горы, выровнять тракт, однако отшельника народ израильский не услышал. Сегодня современное толкование фразеологизма означает страстные, однако, безрезультатные воззвания к чему-либо.
Исследователи приписывают авторство этих слов библейскому пророку Йешаяху
Откуда взялся змей в раю?
Змея, как и других зверей полевых, создал Бог. Он наградил его особым отличием, быть хитрее остальных сотворенных зверей. Первые главы книги Бытие подробно рассказывают что змей-искуситель — змей, возможно с конечностями, которые после наказание отнял Господь. Факт того что змеи ползают, при этом не издают звука — доказательство наказания Бога, он обрек его на вечные скитания, поселил вражду между ним и людьми. Змей-искуситель отождествляется с Сатаной на основании Откровения Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
Примеры в истории, когда человека искушал “змей”
Адам и Ева — первые кто поддался на искушение, но не единственные. История знает множество примеров, искушения человека “змеем”, но не всегда «змею» удавались его помыслы. Самый яркий пример поражения Дьявола — искушение Христа в 40-дневный пост после крещения, в пустыне. Дьявол пытался соблазнить Христа тремя обольщениями (голодом, гордыней, верой), как любого человека. Надеялся что двойственность натуры Христа не выдержит натиска и соблазна. Христос не поддался на искушения, стойко выдержал соблазны, на все уловки находил мудрые ответы. Дьявол прекратил тщетные попытки. Такой яркий пример показывает, что какими бы сладкими не были речи дьявола, нужно свято верить в Господа и в свои силы, не поддаваться на искушения.
Змей-искуситель в современном обличье
«Змей искуситель» не оставил своих попыток склонять человечество к греховным мыслям. Ежедневно человек стоит перед выбором в различных ситуациях, Дьявол постоянно старается искушать людей совершить грех. Господь дал людям свободу выбора, первородным грехом показал последствия того, что непослушание будет наказано. Человечество не вняло ему, не думает о последствиях содеянного. Человек, искушается и обольщается собственной похотью, похоть рождает грех, а грех рождает смерть.
Об искушении Христа в пустыне рассказывают все евангелисты, кроме Иоанна
О сорокадневном посте Иисуса Христа, а также о его искушение после него Дьяволом можно прочитать практически у всех евангелистов кроме одного — Иоанна. Богословы отмечают, что при этом Матфей и Лука очень подробно рассказывают об этом событии и их рассказы совпадают в деталях. Апостол же Марк весьма кратко говорит об этом, без особых подробностей:
(Мк. 1:13)
Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 год. После крещения Иисус Христом, ведомый Святым Духом удалился в пустыню, чтобы в уединении и молитве подготовиться к исполнению своей миссии
Евангельский рассказ говорит о том, что после свое крещения, ведомый Духом, Иисус Христос удаляется в пустыню. Здесь он собирается в уединении и молитве подготовиться к исполнению той миссии, ради которой Он пришел в мир. Спаситель сорок дней
(Лк. 4:2)
«был искушаем от Диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал»
После этого Диавол пытается соблазнить на грех, как любого человека, повторим тем самым грехопадение Адама.
Иисуса Христа в пустыне Диавол искушал 3 раза.
Сын Божий был искушаем Врагом рода человеческого три раза, после чего оставил Его и Ему стали служит Ангелы. Об искушении Христа упоминается в нескольких книгах Нового Завета, так, например, апостол Павел говорит об этом в Послании к Евреям:
(Евр. 2:18)
Евангелие от Никодима, дореволюционное издание. Евангелие от Никодима — это единственное апокрифическое Евангелие в котором упоминается об искушении Христа в пустыне
Этот сюжет от других евангельских историй отличается тем, что он не раскрывается в апокрифической литературе. Он нём только кратко упоминается в Евангелии от Никодима. Это диалог Дьявола и ада перед сошествием туда Христа:
Сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне почитается как в Православной, так и в католической церкви
Сорокадневный пост Христа в пустыне почитается как в Православной, так и Католической церкви. Для этого установлен ежегодный Великий пост. Его первая часть — четыредесятница совершается в подражание Его поста.
Икона «Святая Четыредесятница, что значит Великий Пост». Написана на Афоне, 2008 год. Первая часть Великого поста — четыредесятница установлена в подражание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне
Католики же вспоминают искушения Христа в пустыне в первое воскресение Великого поста.
В этот день на Литургии Слова в каждом из трёх годовых циклов читается евангельский рассказ об искушении Христа, при этом причастным песнопением выступают слова, сказанные Иисусом в ответ на первое искушение — «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
380 метров
составляет высота горы Искушения
Согласно церковному преданию, местом, где Иисус постился сорок дней и был искушаем Диаволом, признается гора Искушения, расположенная в окрестностях Иерихона. Её высота составляет 380 метров и её ещё называют Сорокадневной горой. В её скалах действует монастырь Искушения.
Греко-православный монастырь Искушения Господня неподалёку от Иерихона. В наше время гора Искушения — это место христианского паломничества. Здесь выстроен монастырь, в котором сейчас живет один монах
В нём живет один единственный греческий монах. Обитель основали в IV веке, и все его внутренние помещения вырублены в скальных породах. В пещере же, где по легенде жил Христос во время нахождения в пустыне, устроена часовня.
Гора — это древнее место христианского паломничества. Посещали её и паломники из России, например, бывал здесь великий князь Николай Николаевич в 1872 году.
Последние дни одиночества
Итак, Господь объявил о Себе, вышел на открытое служение. Но чего это Ему стоило? Во время моления Христа в Гефсиманском саду в последние часы перед Своими крестными страданиями Господь скорбел и плакал, и просил учеников побыть с Ним, не оставлять Его в одиночестве. Божественная природа добровольно идущего на казнь Спасителя была непоколебима и тверда — но человеческая Его природа не могла, конечно, оставаться безучастной к происходящему, как если бы Он был каким-нибудь бесчувственным роботом. Поэтому кто знает, что мог чувствовать Иисус в самом начале Своего пути, когда взял на Свои плечи невообразимую тяжесть всех грехов, когда-либо совершенных людьми?..
Мы не узнаем, какой глубины была Его скорбь и тревога за людей, которые не поняли ни смысла Его крещения, ни слов Иоанна — но знаем только, что сразу после крещения Господь постился в пустыне целых сорок дней. Конечно, Он знал с самого начала, что Ему предстоит пострадать. И, может быть, именно поэтому начало конца Его земной жизни, эти первые сорок дней после крещения, стали для него временем, проведенным в одиночестве и молитве. Ведь можно попытаться представить, как чувствует себя, к примеру, невиновный человек, который добровольно пошел в тюрьму ради спасения близких и теперь ждет от своего народа заведомо несправедливого суда, причем приговор ему уже известен — смерть. Такой человек наверняка скорбит и, может быть, от горя не хочет даже есть — но дело здесь, конечно, вовсе не в качестве еды или религиозных нормах.
Вот и Христу не требовался пост в нашем привычном понимании, когда мы прилагаем какие-то усилия своей воли, чтобы отказаться от пищи и принудить себя к молитве. Господу не требовалось Себя ни к чему принуждать — но Он уже отдал всего Себя без остатка людям, и поэтому то время, которым обладал еще на земле, если и употреблял позже для еды и пиршества — то только для того, чтобы поддержать силы или за беседой привести еще одного человека к покаянию. Поэтому нельзя сказать нечто вроде «Бог постился сорок дней» — точнее будет обозначить, что сорок дней Христос только молился. Причем в Евангелии сказано, что Он взалкал (Мф 4:2) лишь напоследок — и отсюда видно, каково было напряжение Его духовных и душевных сил во время молитвы — сорок дней Он не вспоминал о том, что голоден. А если кого-то смущает такая длина поста (ведь, скорее всего, все сорок дней в пустыне Христос попросту ничего не ел!) — то достаточно сказать, что в медицине зафиксированы случаи и гораздо более долгого полного голодания, чем сорок дней, так что ничего фантастического в этом вовсе нет.
Пост Христа — это подвиг настоящей молитвы, а не мучительное ограничение в еде. А значит, и для христиан пост всегда должен быть связан в первую очередь с молитвой. Ограничение себя в еде ни в коем случае нельзя понимать как «очистительную диету для тела» — ведь на самом деле это средство очистить разум и душу. А еще сорокадневный пост Спасителя — единственный эпизод в Евангелии, о котором можно твердо сказать, что здесь Христос был абсолютно один — а значит, о произошедшем в пустыне Он Сам рассказал позже Своим ученикам. Но что же там произошло кроме, собственно, самого поста?
Сатана обольститель, а обольщение – это его инструмент
«Так много обольщения вокруг – и люди так легко в него попадают».
Иисус особенным образом предостерегает нас от обольщения в этот период конца века. Он говорит о событиях, предшествующих Его возвращению:
Величайшей и единственной в своем роде опасностью является не опасность болезни, нищеты или преследований. Это опасность обольщения. И если кто-либо заявляет: «Это никогда не случится со мной» — то с ним это уже произошло. Обольщение – это опасность для всех.
Сатана обычно проявляет одну и ту же тактику – его инструмент – это обольщение. Он делает всё, чтобы нам навредить, чтобы нас контролировать. Сатана никогда не предупреждает, что у него есть замысел на обольщение.
Павел говорит, что сатана мог прийти, как ангел света – как возбуждающее переживание, как прекрасное откровение, но очень часто оно затрагивает нашу гордость.
Обольщение — льстит тебе, говорит о твоей особенности – о твоей возвышенности над другими… — ты это принимаешь, значит ты уже на крючке.- Дьявол начал своё обольщение с Евы и Адама.
Быт.3 — «подлинно ли сказал Бог??» — это правда?? – он заставил Еву сомневаться в истинности слов Божьих. Когда она задумалась – она проиграла?? Потом обман — «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Потом соблазн через чувственность, желание – «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Существует всего лишь один надежный способ узнать истину: истина находится в Слове Божьем. Иисус сказал в Евангелии от Иоанна 8: 32: « … И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Нет другого пути, гарантирующего нам, что мы сможем избежать обольщения в это время, кроме как знать и применять истину Божьего Слова.
«Заклятый друг»
Да, дьявол ожидал Мессию долго. Готовился к Его приходу, придумывал, как поразить, чем искушать, как бороться с Его учениками, если они появятся. Одного сатана не мог представить — что Бог не просто пошлет великого праведника вместо Себя, а Сам придет на Землю. Никто не может проникнуть в замыслы Бога — а тем более падший дух. Дьявол узурпировал власть Бога над миром, подчинил себе людей так, что даже Христос говорил о сатане — князь мира сего (Ин 14:30). И вот этот враг ждал веками, когда имя Спасителя станет известно. Ждал и боялся — и наконец услышал, что в крещении на реке Иордан явил Себя долгожданный Христос.
Будучи не в силах проникнуть в тайну Боговоплощения, дьявол не мог и быть уверен, что Иисус — это действительно Мессия. Поэтому, как только Христос удалился в пустыню, дьявол принял решение лично прийти, увидеть — и победить.
Но тут падший дух обманулся в своих ожиданиях первый раз. Ведь как мы уже знаем, сорок дней Христос был погружен в молитву, и прервать Его разговор с Отцом не смог бы никто — если бы не человеческая природа Господа, нуждавшаяся в пище. «По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, — пишет святитель Василий Великий, — если б чрез алкание не снизошел до человеческой немощи». И только поймав краткий миг физической слабости Христа, дьявол подступил к Нему — чтобы обмануться во второй раз…
Сорокадневный пост был известен еще из Ветхого Завета. Так, Моисей постится сорок дней перед тем, как получить десять заповедей (Исх 34:28). Также известен пост пророка Илии (3 Цар 17:19), а в целом евреи постились четыре раза в год (Зах 8:19).
Христос, как пишет Феофилакт Болгарский, «постится столько времени, сколько Моисей и Илия: а если бы — больше, то воплощение Его показалось бы призрачным».
Кто обманул Адама змей или Ева?
Ева и Адам знали о последствиях запрета вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Но искушение змея оказалось сильнее запрета, Ева сорвала и попробовала запретный плод сама и дала мужу, он тоже вкусил его, несмотря на запрет и предупреждение о последующей неминуемой гибели (Бытие. Глава 3). Змей подтолкнул к совершению греха, но плоды вкусили они по своей воле, зная, что тем самым ослушаются отца. Основная мысли дерева добра и зла ведет к тому, что добро — это послушание, зло — непослушание, Адам знал о последствиях, но все равно принял плод. Ева преподнесла плод так красочно, как описал его змей, он внушил что плод обладает силой, способной приравнять к Богу. Адам добровольно принял из рук жены плод, тем самым разделив с ней греховные помыслы.
Искушение Христа — это не слишком распространённый сюжет в искусстве
В изобразительно искусстве искушение Христа не признается распространённым сюжетом. Чаще всего он присутствует в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа как один из его эпизодов.
Изображаются как все три искушения, так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы. В первом случае на первом плане крупно представляется первое искушение, а два вторых помещены на задний план.
«Искушение Христа»(клеймо иконы Спас Вседержитель, 1682 год). В православной иконописи сюжет искушения Христа в пустыне обычно изображают на иконах Крещения Господня
Для православной живописи характерно помещение сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня. Обычно картина с сюжетом искушения Христа имеет по числу искушений три композиции:
- «Иисус в пустыне»:Искушение голодом.
- «Иисус на крыле храма»: Искушение гордыней.
- «Искушение Христа на горе»: Искушение верой.
Кроме изображения Христа на картинах, посвящённых его искушению интересны также изображения Диавола. Так в романском и готическом искусстве, а также в период Раннего Возрождения Сатану обычно изображали как духа тьмы.
Для таких изображений характерен образ демона с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах. В период Высокого Возрождения итальянские художники рисовали его как «падшего Ангела», в образе миловидного юноши.
Картины с сюжетом искушения Христа в пустыне имеют 3 композиции — по числу искушений.
Так как этот сюжет касается изображения Господа, Христианская Церковь всегда внимательно следила за работой представителей искусства, затрагивающих её. Так, например, фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» подвергся жёсткой критики со стороны христианских кругов. В некоторых странах мира его даже запретили к показу.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Болезни пустыни
Мы упомянули о том, что избранный и призванный Богом человек не может миновать пустыню на пути в Землю обетованную. В новозаветное время Сам Дух Божий ведет туда Своего избранника, подобно тому, как Иисус после крещения поведен был Духом в пустыню
(Лк 4: 1). Крестившиеся во Христа Иисуса получают помазание от Святого и знают все
(1 Ин 2: 20), не нуждаясь более в человеческом водительстве. В этом отличие нового Израиля от ветхого, крестившегося в Моисея в облаке и в море
(1 Кор 10: 2). Как вышедший из Египта народ должен был следовать за Моисеем и быть послушным ему, так и новокрещеный член Христовой Церкви не должен советоваться с плотью и кровью
(Гал 1: 16), но следовать за Духом в ту пустыню, которую Он укажет. Поэтому поиск некоего духовного авторитета, которому можно было бы безоговорочно послушаться во время нахождения человека в пустыне, может быть свидетельством своеволия и отказа последовать Духу Божьему.
В пустыне христианин обретает опыт водительства Духом, когда исчезают все осязаемые ориентиры, сгущается тьма, и только вера может указать путь. Я пришел в мир как свет, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме
(Ин 12: 46). Кто не научится так ходить, тот путь из пустыни не найдет. Есть множество примеров людей, в слепоте своей принимающих за поводырей духов пустыни и отдающихся их водительству. Мы видим, как эти несчастные бродят по безводным местам, низвергаются в пропасти, не имея веры, чтобы, подобно иерихонскому слепцу, возопить о спасении. Слепота — вот первая из болезней, которые могут поразить идущего по пустыне.
В пустыне новокрещеный также учится слушать голос Божий, узнавать его среди многих других голосов. Поэтому другой недуг — глухота — поражает тех, кто начинает прислушиваться к лукавому шепоту и напрягает свой слух, чтобы услышать слова соблазна.
Как вера возникает от слышания слова Божьего, так от слышания слов лукавых рождается неверие. Неверие же становится источником ропота на Бога: О если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта. Ибо вывели вы нас в пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом
(Исх 16: 3).
Вот самый характерный пример такого ропота. Его движущая сила — страх. Страх делает человека безумным, и в своем безумии он восстает на Бога. Апостол Павел напоминает коринфянам о пагубности такого восстания: Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя
(1 Кор 10: 10).
Не ропот, но благодарность должна рождаться в верующем сердце во времена искушения. Ведь через искушения достигается венец жизни, который обещал Господь любящим Его
(Иак 1: 12). Поэтому апостолы призывают не только не бояться искушений: Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного
, но напротив, радоваться и благодарить: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения
(Иак 1: 2). В послании Иакова человек, переносящий искушения, назван блаженным.
С точки зрения человека мира сего, подобные призывы нельзя расценить иначе как безумство. Ведь оказывается, что не комфортному и беспроблемному существованию должна радоваться душа человека, но «огненному искушению». Искушение дает возможность человеку сразиться со злом, с сатаной во исполнение обетов крещения, когда человек отрекается от сатаны и поклоняется Христу как Царю и Богу. Сатана, согласно Евангелию, и является источником искушений. Он приступает ко Христу, но получив отпор, отходит от Него до времени
(Лк 4: 13). Апостол Иаков называет как причину искушений похоть: Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью: похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть
(Иак 1: 14–15). Эти слова перекликаются и со словами Спасителя: Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы
(Мк 7: 21). Поэтому человек не может спастись от искушения, прячась и убегая от него.
Последнее искушение Христа в пустыне — искушение верой
Видя, что ему не удается искусить Христа, Диавол подготовил ему третье, последнее испытание. Он показал Ему все царства мира, над которым имеет власть, и сказал:
(Лк. 4:6-7)
Тогда Иисус сказал в ответ:
«Искушение Христа на горе» (фрагмент «Маэсты» Дуччо, 1308—1311 годы). Последнее искушение Христа состояло в предложении Диаволом Христу власти над всеми подвластными ему царствами
Здесь Диавол решил смутить человеческий дух Христа и посеять сомнения в возможности осуществления Христом дела спасения человечества. Спаситель отвергает это искушение, чем показывает то, что он не признаёт власти Сатаны над миром, который принадлежит Богу, которому и подобает поклонение.
Таким образом, искушаемый сатаной Иисус Христос, успешно противостоит всем его попыткам помешать Ему осуществить свою Божественную миссию.
Первое искушение
Фото: Flickr.com
Почему же Иисус уступил своей человеческой природе и захотел есть? Ответ на этот вопрос очевиден – люди слишком много внимания уделяют своей плоти, своим желаниям, и идут у них на поводу. Поэтому сатана должен был увидеть, что Тот, кто перед ним, не подвластен этой слабости и даже делает ее своей силой.
Сделать голод орудием против сатаны Спаситель смог с помощью слов Господа, которые были донесены до людей еще в Ветхом Завете.
Но искушаемый совершенно спокойно отказывается от такого искушения – самому накормить себя. Все его чудеса и знамения были направлены только на пользу людям – он кормил и поил слабых, голодных и тех, кто шел за ним. И делал это из любви к людям и сострадания. Именно в этих целях он использовал свои божественные возможности. Поэтому Иисус, не вступая в дискуссию с сатаной, и не желая ему ничего доказывать, отвечает:
Таким ответом он ставит себя выше искушения, отказываясь даже разговаривать о нём. И сатана отступает. Но тут же переходит ко второму.
Мысли отцов Церкви на эту тему связаны с жертвой Христовой
Но это не означает, что отцы никогда не задавались этим вопросом
Мысли некоторых из них по этому поводу были высказаны в контексте рассмотрения другой, более важной темы, связанной с жертвой Христовой. Иные отцы высказывали свои соображения в словах, произнесенных на великие христианские праздники, еще иные, отвечая на отдельные вопросы, лишь вскользь прилагали свои мысли касательно этой области
Что же касается источника святоотеческого богомудрия – Священного Писания, то оно, к сожалению, не дает конкретного ответа. Скорее Библия содержит противоречивые свидетельства, тезисного или контекстуального характера, анализ которых мы попытаемся провести. Также важным для нас есть литургическое наследие, ведь церковная гимнография является одной из форм фиксации богословского предания.