Популярные сочинения
- Сочинение на тему Общение Общение есть главное ценность каждого народа, и имеет главное значение в жизни человека. В современном мире как и раньше человек не может обходиться без общения с другим человеком
- Сочинение-описание картины Кружевница Тропинина для 4 класса Картина представляет собой портрет молодой девушки, занятой тонкой, изящной, но не простой работой. Полотно выполнено в мягких пастельных тонах с преобладанием серого, коричневого и желтого цветов.
- Что является залогом победы в бою? — сочинение Победа в бою – это необходимость. На государство уже напали недруги и представляют серьёзную угрозу для народа. Победа буквально необходима, но достичь её можно только кровью и потом.
Портретное рисование
Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара. На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига. Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.
Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо. Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей. Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.
В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.
Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.
Орест Адамович Кипренский
Выдающийся русский художник-портретист.
Был внебрачным сыном крепостной крестьянки, детство провёл в крепостной семье. Получил вольную и был определён в воспитательное училище при петербургской академии художеств. В Академии Кипренский учился 15 лет и по окончании (в 1803) состоял при ней 6 лет пенсионером.
Уже в эти годы Кипренский проявил блестящий талант рисовальщика, достигая в своих натурных и композиционных рисунках большой свободы, экспрессии и эмоциональной выразительности.
В 1805 году Кипренским была исполнена картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле», в которой отразились патриотические настроения передовой дворянской интеллигенции. За эту картину художник получил золотую медаль 1-й степени.
Но подлинное призвание Кипренского сказалось в первом же написанном им портрете А. К. Швальбе (1804), выделявшемся выразительной, энергичной характеристикой и высоким живописным мастерством. В 1804 исполнены портреты А. Р. Томилова, Е. П. Корсакова, И. В. Кусова, в которых при известной парадности проявилась уже характерная для К. человечность образа.
С 1809 году Кипренский работал в Москве и Твери. К этому времени откосятся портреты Евфграфа Давыдова, К. П. Ростопчиной, Ф. В. Ростопчина (1809), мальчика Челищева, автопортрет , портреты Н. С. Мосолова и И. А. Гагарина (1811). Правдиво передавая индивидуальные черты моделей, Кипренский сумел воплотить в своих лучших портретах большое общественное содержание, показать человеческое достоинство и глубину духовной культуры изображаемых людей: за их внешним спокойствием всегда ощущаются живые человеческие чувства.
Вернувшись в 1812 году в Санкт-Петербург, он приступил к созданию серии карандашных портретов участников Отечественной войны: среди них были герой Березины К. И. Чаплиц, братья А. П. и М. П. Ланские, ополченцы А. Р. Томилов и П. А. Оленин (1813), поэт К. Н. Батюшков (1815) и др.
В 1814-1816 гг. исполнены портреты Д. Н. Хвостовой, В. С. Хвостова , поэта В. А. Жуковского и др., принадлежащие к замечательным созданиям художника, приобретшего уже широкую известность.
В 1816 году Кипренский уехал в Италию для изучения живописи старых мастеров. Его слава распространилась далеко за пределы России. В 1819 флорентийская Академия художеств заказала Кипренскому автопортрет для галереи Уффици.
Продолжая работать в эти годы над портретами (К. М. Голицина, ок. 1819, Е. С. Авдулиной, 1822), художник обращался к аллегорическим и античным темам (эскизы и картон «Аполлон, поражающий Пифона», картина «Анакреноова гробница», 1820). Черты условности и отвлечённости проявилась в картинах «Молодой садовник» (1817) и
«Девочка в маковом венце» (1819).
Возвратившись на родину в 1823 году, Кипренский создал яркие реалистичные портреты: декабриста И. А. Анненкова (1823), Н. П. Трубецкого (1826), Е. А. Телешовой, автопортрет (1828) и др. . Особое значение имеет портрет А. С. Пушкина (1827), вдохновенно передающий облик гениального поэта, его «дум высокое стремление».
Наступившая после разгрома декабристов николаевская реакция заставила художника вновь уехать в 1828 в Италию, где он умер.
Последние годы его жизни полны творческих метаний: он исполнил поверхностную сентиментальную картину «Мальчик — ладзароне» (1831), пышный и внешне эффектный портрет М. А. Потоцкой и С. А Шуваловой. Наиболее значительные произведения последних лет — картина «Читатели газет в Неаполе» (1831), навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет скульптора Б. Торвальдсена (1833).
Основные произведения Кипренского хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Кипренская живопись
Женские изображения — особая часть творческого пути Ореста Адамовича. Каждая картина Кипренского раскрывает душу творца, передает глубину образа, облика. Все это благодаря мастерству. Наиболее популярными считаются портреты Щербатовой, Авдулиной и Хвостовой. А самой выдающейся работой является изображение Ростопчиной. За широкой и добродушной улыбкой этой красивой женщины скрываются духовные и эмоциональные переживания. В рисунке явно присутствует драматизм, некий душевный кризис.
С 1813 по 1814 год Орест создал несколько карандашных портретных рисунков мальчиков и девочек разных возрастов. Каждый из них передает тончайшую грань детской натуры.
В те же годы Кипренский, картины которого уже пользовались популярностью, получил академическое звание, а через несколько лет стал советником в родной Художественной академии. Та пора считается наиболее удачной в плане признания таланта мастера.
Жизнь художника
В художественное училище мальчика отдали не случайно. Его отчим относился к нему с душевной добротой и, видя, что Орест неравнодушен к живописи и пытается что-то рисовать, показывал его рисунки настоящему отцу-помещику. Так юный Кипренский вступил на живописный путь, родной отец помог ему выбиться в люди, дав вольную и устроив на учение.
В процессе обучения юноша показывал отличные и выдающиеся результаты. В класс исторической живописи Академии художеств, в который он попал после 9 лет училища, брали далеко не всех, а лишь наиболее способных начинающих художников.
Орест Адамович Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
В 1803 году Кипренский закончил обучение в Академии. Работы Ореста говорили сами за себя, взглянув на них, можно было сразу сказать, что их автор большой талант, что и замечали его современники. Среди первых работ молодого художника выделяется «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Именно за эту картину Орест Адамович получил золотую медаль. В этот период Кипренский понимает, что хотел бы больше рисовать человеческих лиц, и начинает заниматься портретами.
Портрет Адама Карловича Швальбе в 1804 году на выставке в Неаполе вызвал бескрайний восторг у местной публики. Автора вызвали к президенту Неаполитанской Академии художеств, который заявил Кипренскому, что, исследовав данный портрет, знатоки живописи вынесли вердикт о том, что он не мог принадлежать кисти художника XIX века.
Итальянец сказал русскому живописцу, что он выдает картину Рубенса за свою. Однако так считали не все знатоки живописи и искусства, некоторые приписывали портрет кисти Ван Дейка. Про это событие из жизни художника рассказывает искусствовед Людмила Ярошинская:
Орест Адамович Кипренский «Портрет Адама Швальбе», 1804 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Орест Адамович создал серию своих автопортретов, начиная с 1808 года. У него получилась своего рода биография в лицах, где он предстает в разных образах и в разном настроении. В 1809 году Кипренский вернулся на родину, в Москву. В этот период у художника окончательно вырабатывается свой стиль и метод написания картин. Несмотря на успех в России, юный Орест стремился в солнечную Италию, к её живописным видам и национальному колориту.
К сожалению, в это время шла война против Наполеона Бонапарта, и границы были закрыты, Кипренский не мог покинуть пределы родины. Орест Адамович уехал в Тверь. Там он создавал рисунки карандашом. После окончания войны Кипренский отправился в Санкт-Петербург.
Даже в карандаше он создал потрясающие портреты. О Кипренском заговорили с ещё большим энтузиазмом. Его пригласили ко двору для написания портретов приближенных и родственников императорской семьи. Кипренский писал в столице не только портреты, но и делал очень удачные и достоверные зарисовки видов Петербурга. После окончания всех военных действий в России и Европе Оресту Адамовичу удалось выехать за границу, в Рим.
Орест Адамович Кипренский «Портрет М. П. Ланского»,1813 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Детские годы
Кипренский Орест родился в 1782 году, 24 марта. Его мать, крепостная крестьянка по происхождению, родила сына от помещика Дьяконова, а чуть позже вышла замуж за Швальбе Адама. Фамилия Кипренский является выдуманной.
Орест был внебрачным сыном Дьяконова, но несмотря на это помещик всячески заботился о ребенке. В 6 лет Орест стал вольным человеком и был определен Дьяконовым в художественную академию Петербурга. Уже в начале своего учебного пути Кипренский был отмечен как одаренный мальчик. Он много раз получал всевозможные медали за композиционные эскизы и штудии.
В. С. Дмитриев, гувернер и преподаватель Академии художеств в то время, отмечал, что Ореста отличало от сверстников чуткое восприятие цветовой гаммы. Он рисовал непринужденно, легко. Частенько мальчика можно было застать даже за пением. Кипренский был способным, живым и темпераментным.
«Русский Ван Дейк»
По части мастерства Кипренский не уступал лучшим живописцам Европы. Доказательством этому служит история с портретом отца Швальбе. «Я выставлял портрет отца моего, — писал художник из Неаполя в 1836-м. — Здешняя Академия, рассматривая картину, со мною сыграла следующую шутку: портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто — в Рембрандты пожаловал». Палитра Кипренского была настолько разнообразной, что даже опытные искусствоведы допускали ошибки. Например, целая эпопея поисков связана с портретом гусара Давыдова, написанным художником в Москве. Более 100 лет считалось, что на полотне изображён знаменитый «рубака и весельчак» Денис Давыдов. Но затем всё же оказалось, что это его двоюродный брат Евграф.
Зарекомендовав себя талантливым портретистом, Кипренский в 1812-м был удостоен звания академика за серию работ, среди которых были портреты знаменитых личностей: принца Ольденбургского и князя Гагарина. Впрочем, любые творения художника были настолько живыми и эмоциональными, что один из современников заметил: «Оставаясь наедине с портретами Кипренского, я слышу голоса людей».
Живописец не пытался приукрасить мир или изображаемую им натуру. Он подходил с одинаковой тщательностью и естественностью к воплощению любого образа, будь то садовник, государственный деятель или творческая личность. Среди последних Кипренский запечатлел баснописца Ивана Крылова, поэтов Василия Жуковского и Константина Батюшкова, Александра Пушкина.
Портрет «солнца русской поэзии», заказанный лицейским другом Антоном Дельвигом, стал одним из немногочисленных пушкинских изображений при жизни. Поэт «рисоваться» не любил, а по поводу портрета высказался лаконичной стихотворной рифмой: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Но всё-таки «любимец моды легкокрылой» лукавил. Конечный результат ему понравился, иначе после смерти Дельвига он не приобрёл бы портрет «волшебника милого», как он величал Ореста, для своего кабинета.
Скандал в Италии
Творческой карьере Кипренского всерьёз помешала одна странная и мрачная история, когда в его мастерской нашли мёртвую натурщицу. Несмотря на то, что убийцей признали слугу, тень от случившегося преступления пала и на хозяина. Двери Европы закрылись для Ореста, и ему пришлось распрощаться с мечтами о европейской славе и финансовом благополучии.
«Отечество люблю более самого себя… Радуюсь, что я родился русским, и живу в счастливый век Александра I и Елисаветы Несравненной», — писал Кипренский, живя в Италии. На любимую родину художник и вернулся, встретив финал земной жизни в нищете и забвении, к которому привело завершение эпохи романтизма в искусстве.
Сын крепостной с античным именем
Говорят, что определённые черты характера человек берёт у природы тех мест, где он родился и вырос. Родные места Кипренского — Балтийское побережье, точнее, тот его участок, что зовётся Копорской губой. Само Копорье, город-крепость, имеет богатую военную историю. Когда-то здесь был край Новгородчины, а в 1782-м в местной церкви крестили младенца, наречённого диковинным именем Орест. Назвать мальчика в честь героя античных трагедий пожелал помещик Алексей Дьяконов, который, скорее всего, и был его настоящим отцом. Свидетельств этому нет, поскольку мать ребёнка, дворовая Анна Гавриловна, была выдана замуж за крепостного Адама Швальбе.
Своей необычной фамилией, Кипрейский (то ли от прекрасной богини Киприды, то ли от цветка кипрея), будущий мастер портрета также обязан помещику Дьяконову. Он же дал мальчику вольную и помог раскрыться его таланту.
Способности к рисованию Орест проявил очень рано. В 6 лет он уже был отправлен в Петербург поступать в училище Императорской Академии художеств, где его фамилию слегка изменили, из Кипрейского сделав Кипренским.
В Академии художеств, где существовала строгая система обучения, трудиться начинающим живописцам приходилось с утра до вечера. Сложно представить, что испытал здесь Орест, начавший учёбу 6-летним ребёнком и проведя в стенах заведения целых 15 лет. Успехи его были неоспоримы.
В 1802-м из-под кисти Кипренского вышла первая выпускная программа — картина, написанная на один из сюжетов, рекомендованных советом Академии. Работа, к сожалению, не сохранилась. По неизвестным причинам большой золотой медали за программу художник не получил. А только она давала право на стажировку за границей. И тогда сам президент Академии настоял, чтобы Кипренскому дали вторую попытку. В этот раз он написал «Дмитрия Донского на Куликовом поле». Решение совета было безапелляционным — большая золотая медаль. И всё же поездка за границу снова не состоялась: в Европе шли Наполеоновские войны.
Закат мастера
Дочку натурщицы Кипренский не бросил на произвол судьбы, он устроил её в пансион и оплатил содержание. Весть об убийстве дошла и до Франции, хотя сам факт того, что женщину убил именно Орест Адамович, подтвержден не был.
В Париже мастера не приняли, остался лишь один вариант – вернуться на родину. Тем не менее, Кипренскому удалось написать несколько работ в Париже, например, портрет Авдулиной в 1822 году.
Через год он уехал в столицу Российской империи. Так же, как в Европе, отношение к Кипренскому было холодное и неприветливое. В 1828 году Орест Адамович вновь отправился в Рим. Там живописец влюбился в бывшую маленькую натурщицу, которую устроил в пансион, теперь она была красивой юной девушкой.
В 1836 году он женился на ней, но счастье художника было недолгим. Спустя лишь три месяца после свадьбы Орест Адамович простудился, заболел воспалением легких и 17 октября 1836 года скончался. Дочь Кипренского родилась уже после смерти отца.
Орест Адамович Кипренский «Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)», 1819 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Александр Иванов – художник, современник Кипренского написал после его смерти:
На обложке: Фрагмент картины Ореста Адамовича Кипренского «Автопортрет», 1828 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия