Немецкий художник адольф фон менцель. картины. жизнь и творчество

Косая атака

В Силезских войнах Фридрих не только набрался боевого опыта, но и нашел способ побеждать более многочисленные армии противников. Дисциплина и вышколенность прусских солдат позволили ему применить в условиях XVIII века принцип, впервые открытый еще в эпоху Древней Греции знаменитым фиванцем Эпаминондом.

Речь идет о достижении численного превосходства на направлении главного удара. Ослабляя центр и один из флангов, прусский король усиливал другой фланг настолько, что там собиралась порой большая часть его войска. Такая тактика требовала безупречного исполнения, основанного на выучке солдат и офицеров, иначе она была бы слишком рискованной против искушенного и не замершего в пассивном созерцании противника.

При переброске батальонов второй линии на один фланг они должны были перемещаться быстро и не нарушать плотного строя, что заставило вспомнить забытую еще со времен Древнего Рима ходьбу в ногу. Поэтому солдат в армии Фридриха муштровали шагистикой не для парадов, а для боя.

В то время другие армии Европы уступали прусской дисциплиной и выучкой шагать в ногу. Это не позволяло их генералам копировать тактику пруссаков. Благодаря вымуштрованности солдат Фридрих одержал ряд громких побед, и его армия стала считаться лучшей в Европе.

Но все же прусская система не была идеальной. Рядовые солдаты, сержанты и офицеры превращались в безынициативные «винтики» машины, управляемой королем и генералами.

Без приказа капрала солдат не смел ничего предпринимать. Капрал, в свою очередь, тоже ждал приказа вышестоящего командира, даже если ситуация сама диктовала ему, что надо делать.

В ожесточенных сражениях, свалках, когда боевые порядки оказывались нарушены, а младших командиров уже повыбивало огнем и штыками противников, солдаты терялись, привыкнув каждый шаг делать строго по команде. Забегая вперед, заметим, что все эти слабости кунерсдорфский разгром наглядно продемонстрировал.

Фридрих Великий и… циничный

В детстве и юности Фридриха окружали выходцы из Франции, считавшейся тогда европейским центром наук, искусств, моды, изящной словесности и утонченного вкуса. Французский на протяжении всей жизни был основным языком Фридриха. На нем он предпочитал говорить и писать, в то время как на немецком не написал ни одной государственной или личной бумаги!

Кроме немецкого и французского прусский король владел еще английским, испанским, португальским, итальянским языками, мог читать по-гречески, на латыни и древнегреческом. Увлечением его была игра на флейте.

Решив, что славы можно добиться только на двух поприщах, военном и литературном, он в 20 лет написал трактат «Анти-Макиавелли», отредактированный и в виде книги изданный самим Вольтером, с которым принц был дружен. Но славы это произведение Фридриху не принесло. Критика циничных идей великого итальянца не сильно заинтересовала современников.

wikimedia.org
Фридрих II Великий.

Но, заняв отцовский престол (1740), Фридрих сразу же отбросил в сторону все свои либеральные идеи. «Конец этим глупостям», — таков был ответ друзьям, рискнувшим напомнить ему о разговорах про свободу и гуманизм.

Цинизм, который когда-то претил ему в рассуждениях Никколо Макиавелли, теперь стал движущей силой его политики!

Он позволял подданным писать на себя пасквили, даже судиться с ним, но не подвергать сомнению его решения и абсолютную власть.

Увидев как-то толпу, читающую сатиру на него, Фридрих распорядился перевесить бумагу, висевшую высоко на стене, пониже, чтобы читать было удобнее. Свите своей, удивленной таким приказом, он пояснил: «Мой народ и я сошлись на том, что народ может говорить все, что взбредет ему на ум, а я могу делать все, что мне нравится».

При этом Фридрих вел скромный до аскетизма образ жизни, четко разделял свои личные доходы и доходы государства и не терпел казнокрадства. Через несколько лет после окончания Семилетней войны он в своем завещании напишет: «На государственные доходы я смотрел как на святыню, коснуться которой не смеет ни одна нечестивая рука».

Доходы эти, впрочем, почти все уходили на нужды прусской армии (в первую половину царствования; во вторую Фридрих, видимо, опасаясь злоупотребить благосклонностью Фортуны, «заболел войнобоязнью»). Именно в сильной армии видел он главный инструмент своей внешней политики.

«Нравится ли тебе какая-то страна — так захвати ее, если имеешь для этого средства. Потом всегда найдешь какого-нибудь историка, который докажет справедливость твоей битвы, и юриста, обоснующего твои требования», — цинично поучал он современников.

wikimedia.org
Королевство Пруссия к началу Семилетней войны (1756 г.).

биография

Похороны Менцеля на Троицком кладбище (II дивизия) в Берлине .

Его отец руководил школой для девочек, и он хотел сделать своего сына учителем, но он не препятствовал его вкусу к искусству. Осиротевший в 1832 году Адольф фон Менцель был вынужден обеспечивать свою семью. В 1833 Sachse, Берлин, опубликовал свою первую работу, альбом литографий, предназначенную для иллюстрации небольшого стихотворения Гете , Kunstlers Erdenwallen . Он делал литографии того же типа, чтобы проиллюстрировать Denkwürdigkeiten aus der brandenburgisch-preussischen Geschichte , Les Cinq Sens и La Prière , а также дипломы для различных корпораций или обществ.

С 1839 по 1842 год он создал около четырехсот рисунков, одновременно используя технику гравюры на дереве, чтобы проиллюстрировать Geschichte Friedrichs des Grossen Франца Куглера ( История Фридриха Великого ). Впоследствии он произвел Friedrichs des Grossen Armee in ihrer Uniformirung ( Униформа армии Фридриха Великого ), Soldaten Friedrichs des Grossen ( Солдаты Фридриха Великого ) и, наконец, по приказу короля Фридриха Вильгельма IV , он проиллюстрировал работы Фридриха Великого, Illustrationen zu den Werken Friedrichs des Grossen (1843-1849).

Эти работы позволили Мензелю считаться одним из первых, если не первым, иллюстраторов своего жанра в свое время. За это время он самостоятельно изучил искусство живописи и вскоре создал большое количество очень разнообразных картин, всегда демонстрируя острую наблюдательность и почетное мастерство в предметах, связанных с жизнью и достижениями Фредерика Ле Гранда и сцены из повседневной жизни, такие как Aux Tuileries , Le Diner de bal и À la Confession .

Постепенно он похоронил стиль бидермейер, адаптированный к мелкобуржуазному вкусу , и устремил свой взор на другую сторону вещей, в угол спальни или мастерской. Среди его наиболее важных работ — « Ла Форж» (1875 г.) и «Рыночная площадь в Вероне» . Приглашенные окрасить коронации Вильгельма I — го в Кенигсберге, он произвел точное представление церемонии без соблюдения официальных традиций для этого вида живописи.

В Германии его осыпали почестями и он стал первым художником, награжденным Орденом Черного Орла .

Он связан с пре- импрессионизма его прикосновения его пейзажах и реализм его очень атмосферный стиль и внимательное отношение к деталям, как много в представлении персонажей как объектов и природы. Помимо великих исторических сцен, его наиболее яркими работами, безусловно, являются его студийные натюрморты и альбомы для рисования.

Фридрих II — утончённый король

В 1740 году умирает прежний монарх, и новым королём Пруссии становится Фридрих II

И если прежде в стране совершались серьёзные армейские преобразования, то теперь пристальное внимание было обращено на развитие науки и искусства

По инициативе Фридриха в Пруссию были приглашены знаменитые философы, появились Берлинская академия наук, первая в Берлине публичная библиотека. Надо отметить, что и сам Фридрих не находился в стороне от творчества и философии. Его перу принадлежит трактат “Антимакиавелли”, где прусский король критиковал высказывания итальянского политика.

Но главным увлечением монарха была музыка. Он сам являлся прекрасным музыкантом, виртуозно играл на флейте. Кроме того, Фридрих II стал автором сотни сонат и четырёх симфоний. Во времена его правления были сняты ограничения для представителей различных религиозных конфессий. Он говорил:

“Все религии равны и хороши, если их приверженцы являются честными людьми. И если бы турки и язычники прибыли и захотели бы жить в нашей стране, мы бы и им построили мечети и молельни”.

Адольф фон Менцель «Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси» / Старая национальная галерея, Берлин

“История самого себя”

Свои последние годы Фридрих II посвятил творчеству В этот период он много писал. Им были созданы «Письма о любви к отечеству», «Рассуждения о различных образах правления и о обязанностях государей», «История раздела Польши».

На закате жизни прославленный прусский завоеватель всё чаще задумывался о том, что его срок уже вышел. Он продолжает заниматься музыкой, однако теперь игре всё чаще мешают обострившиеся болезни. Известно, что многие годы Фридрих Великий страдал подагрой, геморроем, астмой. На закате жизни его нередко мучила бессонница.

Иоганн Георг Цизенис «Портрет Фридриха II»

«Я уже давно стал историей самого себя», — эту фразу тоже приписывают прусскому королю. Вероятно, именно из-за таких душевных мучений и одиночества (монарх пережил многих своих фаворитов и друзей-генералов), представители Третьего рейха идеализировали Фридриха Великого.

В их дневниках и трудах прусский монарх описывается как одинокий борец, не позволяющий собственным чувствам взять верх над разумом, готовый на всё ради успеха своей страны. Как вы понимаете, образ этот далёк от реальности.

Фридрих Георг Вейч «Портрет Фридриха II в старости»

В ночь с 16 на 17 августа 1786 года король Пруссии Фридрих II ушёл из жизни. Свои останки он завещал похоронить в имении Сан-Суси, однако сменивший его Фридрих Вильгельм II решил, что место захоронения монарха должно находиться рядом с могилой его отца — в потсдамской гарнизонной церкви.

Во время Второй мировой войны останки королей, в том числе и Фридриха Великого, были вывезены в Марбург, а в 1952 году — отправлены в замок Гогенцоллерн. И лишь в 1991 году завещание “Старого Фрица”, как называют короля Фридриха II было исполнено — его тело было погребено в любимом Сан-Суси.

Фридрих Великий был весьма неординарным и неоднозначным человеком, имеющим как сильные стороны, так и пороки и слабости. Суть его правления кратко и очень точно изложил историк Ю.Ю.Ненахов, словами которого я и хочу завершить рассказ о монархе:

Картина «Железопрокатный завод»

Мотивами огня и сумрака пронизана и картина Адольфа Менцеля «Железопрокатный завод». Это первое в мировой живописи полотно, рисующее большое промышленное предприятие, «не только шедевр, но и подвиг Менцеля» (Стасов). Даже синтаксис замечательного описания Стасова передает впечатление хаоса, лабиринта, едва ли не современных джунглей: «У него тут на сцене словно какой-то лес: висящие от светящегося вверху стеклянного потолка вниз по полу ремни, приводы, цепи, упирающиеся вверх тонкие чугунные столбы и столбики, зубчатые колеса, тут и там, повсюду, крючья и веревки образуют словно дремучую чащу лесную, сквозь которую еле могут пробираться рабочие в длинных кожаных фартуках, черные, как арапы, и двигающие огромными железными кочергами, клещами и ухватами в раскаленных горнах, дышащих огнем, точно красный ад среди мрака… Сотни людей виднеются вдали в просветах пламени… Это настоящая кузница циклопов, но нынешних, правдивых, не выдуманных и не идеализированных».

О «циклопах современной техники» говорил и сам Менцель. Это, конечно, не случайное совпадение. Менцель досконально изучал натуру («Я находился в постоянной опасности быть прокатанным вместе с металлом. Неделями… стоял я там между гудящими маховыми колесами и ремнями и пылающими блоками и делал зари¬совки»), но не фотографировал ее.

Работающих и отдыхающих людей Менцель изображает по-разному. Отдыхающие рабочие, отирающие пот или пьющие ледяную воду,— вызывают непосредственное сочувствие Менцеля. Это плач над красотой человеческого тела, поруганной бесчеловечным Молохом. Иное чувство вызывают у него фигуры работающих людей: атлетические позы, напряженные мускулы, руки, словно бы сросшиеся с тачками. Кружение во мраке вокруг огня…

Тревогой, как-то связанной с огнем, насыщено это полотно. Однако теперь эта тревога значительно конкретнее, чем в цикле о Фридрихе. Мешая, как и там, настоящее и прошлое, Менцель открывает здесь для себя еще одно измерение: будущее. «Железопрокатный завод» — картина-свидетельство, но не только. Это картина о тяжелой жизни и великой силе народа. По глубине и актуальности решения темы Менцель в этой картине превзошел себя. Вероятно, поэтому она остается лучшим его произведением.

В. АЛЕКСЕЕВ, из журнала «Семья и школа», 1968 год

Личная жизнь короля

Несмотря на все заслуги и вклад в развитие Пруссии, безупречным назвать Фридриха Великого точно нельзя. Его “слабостью” были красивые мужчины, которыми он часто увлекался.

Французский министр герцог Шуазель отмечал, что счастье прусский король познаёт “лишь в объятиях барабанщиков”. Вольер в своих записях вполне явно указывал, что причиной холодности к супруге и интереса к представителям своего пола у короля была болезнь. Он писал:

Вильгельм Кампхаузен «Портрет короля Пруссии Фридриха II» / Дворец Сан-Суси, Герамния

Кстати, о прусском короле упоминал и Джакомо Казанова в своих мемуарах. Если верить ему, при встрече со знаменитым ловеласом Фридрих II оглядел его с ног до головы, заметив “А вы красивый мужчина!”. В любимой резиденции короля, Сан-Суси, также имелось множеств намёков на однополую любовь. Они встречались в виде фонтанов картин, изображений на фресках.

Современные историки склонны считать, что Фридрих не придавал плотской любви большого значения. Многие его увлечения имели чисто платонический характер. Что же касается супружеской жизни, то, несмотря на бездетный брак, союз с Елизаветой Кристиной Брауншвейгской был вполне успешным и гармоничным.

Антуан Пэн «Портрет Елизаветы Кристины Брауншвейгской, жены Фридриха II»

Примечания и ссылки

  1. ↑ и Выставка в Лувре, «  Из Германии 1800-1939, от Фридриха до Бекмана  », Dossier de l’art , vol.  Специальный выпуск, п о  205,Март 2013 г., стр.  21, 48-53
  2. ↑ и (де) Георг-В. Költzsch , Phoenix Folkwang: Die Meisterwerke , Dumont,2002 г., 280  с. ( ISBN  3-8321-4994-5 ) , стр. 77-79
  3. Р. Барлетта , М. Карра , Д. Дурбе , Р. Негри и Ф. Руссоли ( перевод  с итальянского Мишеля Креспа и Анник Колканап, преф.  Д. Дурбе), Le Post-Impressionisme , Paris, Rive-Gauche Productions, колл.  «Искусство в движении»,девятнадцать восемьдесят один, 351  с. ( ISBN  2 86535023 1 ) , стр.  29
  4. François Daulte , Коллекция Бентинка-Тиссена в Государственных музеях Великого Герцогства Люксембург , Bibliothèque des Arts, Лозанна,1987 г., стр.  102
  5. История живописи: От Возрождения до наших дней до наших дней , Грюнд,1995 г.( ISBN  2-7000-2151-7 ) , стр. 67
  6. .

Новый “король-солдат”

После смерти отца с молодым королём произошло поразительное преображение. Да, он продолжал увлекаться искусством, но на поле боя нередко выступал личным примером для своих солдат, но главное — Фридрих II вошёл в историю Пруссии как великий завоеватель.

За времена его правления территория страны увеличилась практически вдвое. Кроме того, Фридрих “держал руку на пульсе” и в период первого раздела Польши. Именно тогда, в 1772 году, ловкий монарх приобрёл земли Западной Пруссии. Это была уже не военная, а дипломатическая победа.

Король Фридрих Великий был отчаянным храбрецом. Нередко он лично водил солдат в атаку, из-за чего пользовался у них непререкаемым авторитетом. Казалось, не существует сражения, в ходе которого прусский король мог бы упасть духом — он всегда проявлял стойкость и решимость.

От себя хочу также отметить, что знаменитые дисциплинированность и строгость, о которых так часто пишут поклонники Фридриха, чаще всего направлялись у него по отношению к самому себе.

Даже находясь во дворце, он не позволял себе поздно вставать, предпочитал есть весьма скромную и простую пищу, всегда был готов к переходу в “полевые условия”. Я думаю, если бы этого, уже зрелого и сформировавшегося Фридриха, увидел его отец, он был бы доволен, что сын всё-таки превратился во второго короля-солдата. Фридрих не знал полумер — на его счету были или блестящие победы, или разгромные поражения. В последних особую роль сыграли русские.

Антуан Пэн «Портрет Фридриха II» / Национальный музей Стокгольма

Стремительное разрастание территорий Пруссии беспокоило прочие могущественные государства, однако главным противником Фридриха Великого выступила Российская империя, во главе которой стояла императрица Елизавета Петровна. Противостояние с русскими истощило силы прусской армии.

Как поговаривали, Фридрих II даже подумывал об отречении от престола, но, к его радости, Елизавета Петровна умерла, а её сменил на российском престоле Пётр III. Он, как я уже заметила, был ярым поклонником прусского короля. Новый император возвратил пруссам все земли, которые прежде русским приходилось завоёвывать с большими потерями. Столь щедрый подарок порадовал прусского монарха, а вот для Петра III стал роковой ошибкой, приведшей к заговору и свержению.

Роберт Мюллер «Фридрих Великий осматривает урожай картофеля» / Немецкий исторический музей, Германия

Картина «Концерт на флейте»

Действие картины «Концерт на флейте» замечательного немецкого художника Адольфа фон Менцеля происходит во дворце Сансуси. Он построен в середине XVIII в. близ Потстдама прусским королем Фридрихом II. Друг Вольтера, Фридрих построил Сансуси в стиле рококо, вывезенном из Франции. Дворец производит впечатление легrости и изящества, ослепляет роскошью.

Жизнь в Сансуси — это праздники, балы, фейерверки. Фридрих делал все. чтобы не прерывался однажды заданный ритм веселости и сам старался соответствовать этому ритму. Он стремился создать впечатление, что так же легко, как танцует на балу, он выигрывает войны, пишет стихи и политические трактаты и крепко держит в руках военно-экономическую машину прусской монархии. Видимость легкости входила в кодекс чести «короля-философа». Этому были глубокие причины: на самом деле Фридрих был деспотичным и вероломным человеком, всю жизнь вымещающим на других обиды, полученные в юности от отца, жестоко наказавшего сына за попытку бегства из отечественной казармы в Англию.

Фридриху Менцель посвятил несколько лет своего творчества. Он создал 11 больших rартин («Фридрихиана»); около 2000 литографий посвящены различным эпизодам жизни короля, приметам быта и деталям нравов его времени. Менцель быстро распознал, насколько далек от действительности был созданный королем образ самого себя. Сквозь бальный блеск и французский лоск он попытался заглянуть в глубь, в самую суть Фридриха.

В «Концерте на флейте» декорации действия сохранены в неприкосновенности. Все верно стилю рококо: хрустальные люстры и ажурные рамы зеркал, кринолины и пудреные парики. Мы видим Фридриха, играющего на флейте, и оркестрантов, ожидающих, когда он кончит сольную партию, чтобы вступить. Всё как и бывало в Сансуси.

И все же Сансуси преображен Менцелем. Взгляд художника подобен рентгеновскому аппарату: он высвечивает в изображаемом скрытую реальность, второй план. Солнечный характер «легенды Сансуси» Менцель разоблачил как иллюзорный. Эмоциональную игру солнечного освещения — света и тени — он заменил драматическим противостоянием огня и сумрака. Фарфоровая хрупкость Сансуси только местами на холсте выхватывается огнем свечей, а там, куда огонь не достигает, все растворяется в золотисто-коричневатом сумраке. Дворец Без Тревог (так переводится «Сансуси») изображается Менцелем именно как дворец Тревоги. Персонажи напряжены и к чему-то прислушиваются. Они слушают, как играет на флейте король, но слышат, как шумит время. Золотистый сумрак, как едкая кислота, растворяет границы концертного зала, размывает очертания форм, и концертный зал оказывается открытым таинственной бесконечности, начинающейся там, где должны были быть стены.

Сансуси Менцеля заставляет забыть об изысканной отточенности форм Версаля (бывшего прообразом исторического Сансуси), о насыщенном солнцем фарфоре, о музыке рококо и хрупкой грации жеманниц, вообще о том, с чем привычно связывается понятие «восемнадцатый век». Менцель смешивает времена: на память приходят устрашающе пустынные залы в замках древнегерманских рыцарей, где горели не свечи, а дымные факелы, где не зеркала висели на стенах, а страшные кабаньи головы, где не флейты тешили слух, а хриплые военные трубы…

Возможности, открытые Менцелем, были поняты его современниками. Это были возможности социального критицизма. В. В. Стасов писал: «Что нам за дело до «Концерта на флейте» с прелестным огненным освещением и правдивостью придворной галантерейной обстановки рококо, когда и старинная-то музыка была плоха у короля, и сам-то он играл прескверно, и ничего-то нельзя тут ему поставить в заслугу, потому что он был страшно сух и прозаичен и ничего общего не имел ни с искусством, ни с поэзией… По счастью, для своего таланта, — добавлял Стасов, — Менцель провел только шестнадцать-семнадцать лет в своем фридриховском чаду».

«Счастье» Стасов видел в том, что с возрастом Менцель все чаще обращался к современной жизни, к ее блеску и нищете, к ее скоропреходящим радостям и разительным контрастам. Огонь и сумрак создают необычное драматическое освещение сцен у Менцеля.

Союз трех дам

Австрийская императрица Мария-Тереза чувствовала себя обманутой и оскорбленной. В общем-то, не злая по своей натуре, эта блестяще образованная, статная, красивая и умная женщина затаила на Фридриха глубокую обиду. А он к тому же давал ей и другим европейским монархам все новые и новые поводы для того, чтобы его ненавидеть. Фридрих писал на них едкие эпиграммы и злые сатиры. А так как теперь он был в центре европейского внимания, то содержание всех этих пасквилей быстро становилось известным их главным героям и героиням.

И вот Мария-Тереза, представительница одной из самых знатных фамилий Европы, пишет любезное письмо маркизе де Помпадур, выскочке и дочери мясника! Гордыня и спесь были отброшены ради мщения

Внимание столь высокородной особы так польстило француженке, что она смогла заставить Людовика вступить в союз с Австрией, давним принципиальным соперником Франции в европейских делах! А Елизавету уговаривать и не надо было

Против Пруссии сложилась коалиции из трех сильнейших государств Европы и еще Саксонии, Швеции и Испании. На стороне Фридриха кроме нескольких маленьких немецких государств выступили Португалия и Англия. Последняя, впрочем, как обычно, стремилась загребать жар чужими руками. Фридриху англичане платили деньги, чтобы он сражался в Европе, а они решали свои вопросы в Северной Америке, выдавливая оттуда Францию.

Проба сил

Получив в наследство от отца крепкое государство с дисциплинированными подданными и вымуштрованной армией, он решил попытать счастья на стезе полководца. Благо случай представился сразу же.

Фридрих, однако, решил не миндальничать и аннексировал Силезию, права на которую оспаривались у Австрии его предками. При этом Марии-Терезе он написал любезное письмо с «просьбой» Силезию ему уступить взамен на его обязательство «защищать слабую женщину» от ее врагов. Разгневанная цинизмом «благодетеля», молодая императрица начала против него войну.

Одной войной дело не ограничилось. Но Фридрих сумел выиграть и первую (1740–1742) и вторую (1744–1745) Силезские войны. Причем во второй на стороне Австрии выступили также Саксония и Сардинское королевство

Так молодой еще тогда прусский король громко заявил о себе на всю Европу и, что более важно, приобрел густонаселенную и богатую область

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: