Фрэнсис бэкон биография

«Новая Атлантида» Бэкона

Одним из важнейших произведений Бэкона принято считать «Новую Атлантиду», названную по аналогии с работой Платона. Написанию утопического романа мыслитель посвятил время с 1623 по 1624 г. Несмотря на то, что книга увидела свет незаконченной, она быстро приобрела популярность в массах.

Фрэнсис Бэкон рассказал об обществе, которое управлялось одними учеными. Это общество было найдено английскими мореплавателями, высадившимися на острове посреди Тихого океана. Они обнаружили, что жизнь на острове подчинена Дому Соломона – организации, в которую входят не политики, а ученые. Дом имеет своей целью расширить власть людей над миром живой природы, чтобы она работала на них. В специальных помещениях проводились эксперименты по вызову грома и молний, получения из ничего лягушек и других живых существ.

Позднее, взяв за основу роман, создали реальные научные академии, занимающиеся анализом и верификацией явлений. Примером такой организации является Королевское общество поощрения науки и искусств.

Сейчас, некоторые рассуждения в романе могут показаться наивными, но в эпоху, когда он был опубликован, изложенные в нем взгляды на научное знание были популярны. Могущество человека казалось огромным, основанным на божественных силах, и знания должны были помочь ему реализовать власть над миром природы. Бэкон считал, что ведущими науками должны быть магия и алхимия, которые могли бы помочь достичь этой власти.

Чтобы работать на человека, у экспериментальной науки должны быть большие комплексы сооружений, двигатели, работающие с помощью воды и воздуха, электростанции, сады, заповедники и водоемы, где можно было бы проводить эксперименты. В результате их необходимо научиться работать как с живой, так и неорганической природой

Большое внимание уделено конструированию различных механизмов и машин, которые могут передвигаться быстрее, чем пуля. Военные машины, орудия для сражений – все это подробно описано в книге

Только эпохе Возрождения свойственна такая сильная ориентация на изменение мира природы. Как сторонник алхимии, Бэкон пытается представить в «Новой Атлантиде», как можно вырастить растение без использования семян, создать животных из воздуха, используя знания о веществах и соединениях. Его поддержали такие видные деятели медицины, биологии и философии, как Бюффон, Перро и Мариотт. В этом теория Фрэнсиса Бэкона кардинально отличается от представлений Аристотеля о неизменности и постоянстве видов животных и растений, имевших влияние на зоологию нового времени.

Королевское общество поощрения науки и искусств, созданное на основе описанных в «Новой Атлантиде» сообществ, много внимания уделяло световым экспериментам – как и ученые в романе Бэкона.

Внешние ссылки

  • Ресурсы изобразительного искусства

    (ru)  Art UK

     :

  • Изображение на английской вики

Френсис Бэкон

Цифры Рисунок на пейзаже (1945) · Картина 1946 года (1946) · Фрагмент распятия (1950) · Этюд с человеческого тела (1949) · Этюд для присевшей обнаженной натуры (1952) · Три этюда с головы человека (1953) · Этюд для медсестры в фильме «Броненосец Потемкин» (1957) • Лежащая фигура (1966) • Версия № 2 «Лежащей фигуры с шприцем для подкожных инъекций» (1968) • Этюд к корриде № 2 (1969) • Три исследования мужской спины (1970 г.) ) · Три фигуры и портрет (1975) · Две сидящие фигуры (1979) · Туша мяса и хищная птица (1980) · Диптих (1982-84) · Кровь на полу (Картина 1986) (1986)
Головная серия Голова I (1949) · Голова II (1949) · Голова III (1949) · Голова IV (1949) · Голова V (1949) · Голова VI (1949)
Папы Этюд после Веласкеса , 1950 · Этюд по портрету Иннокентия X Папы Веласкеса (1953) · Папа I (1953) · Папа II (1953) · Папа III (1953) · Папа IV (1953) · Папа V (1953) · Папа VI (1953 г.) · фигура с мясом (1954 г.) · Без названия (Папа) (ок. 1954 г.) · Этюд Иннокентия X (1962 г.)
Триптихи Три этюда для фигур у основания распятия (1944) · Три этюда для распятия (1962) · Три фигуры в комнате (1964) · Распятие (1965) · Триптих, вдохновленный книгой Т. С. Элиота «Агонисты Суини» (1964) · Три этюда для Джорджа Дайера (1967) · Две фигуры, лежащие на кровати с обслуживающим персоналом (1968) · По Мейбриджу — Изучение человеческой фигуры в движении — Женщина, опорожняющая чашу с водой (1970) · Триптих 1976 (1976) · Вторая версия Триптиха 1944 (1988)
Черные триптихи Триптих — август 1972 г. (1972 г.) · Триптих май-июнь 1973 г. (1973)
Мужские портреты Этюд для трех голов (1962) · Три этюда к портрету Джорджа Дайера (1964) · Двойной портрет Люсьена Фрейда и Франка Ауэрбаха (1964) · Три этюда для портрета Люсьена Фрейда (1965) · Портрет Люсьена Фрейда (мы оранжевый диван) (1965) · Портрет говорящего Джорджа Дайера (1966) · Этюд для головы Джорджа Дайера (1966) · Портрет Джорджа Дайера и Люсьена Фрейда (1967) · Три исследования Люсьена Фрейда (1969) · Три исследования для Портрет Питера Борода (1975) · Портрет Мишеля Лейриса, 1976 (1976) · Портрет Мишеля Лейриса, 1978 (1978) · Три этюда для автопортрета (1980)
Женские портреты Три этюда к портрету Генриетты Мораес (1963) · Этюд для портрета (Изабель Росторн) (1964) · Три этюда для головы Изабель Росторн (1965) · Три этюда Мюриель Белчер (1966) · Портрет Изабель Русторн Стоя на улице в Сохо (1967) • Три этюда Изабель Роусторн  (де) (1967) • Три этюда, в которых Генриетта Мораес смеется (1969) • Обнаженная женщина, стоящая в дверном проеме (1972) • Сфинкс: Портрет Мюриэль Блехер (1979)
Автопортреты Автопортрет (1973) · Три этюда для автопортрета (1973) · Автопортрет (1973) · Сидящая фигура (1974) · Спящая фигура (1974) · Три этюда для автопортрета (1974) · Три этюда для  автопортрета Автопортрет (1976)· Три этюда к автопортрету (1979) · Этюд для автопортрета-триптиха, 1985-86 (1985)
Статьи Список картин Фрэнсиса Бэкона

Эмпирический метод научного познания Бэкона

После того, как метод познания – индукция – определен, Фрэнсис Бэкон предлагает несколько основных путей, по которым может идти познавательная деятельность:

  • «путь паука»;
  • «путь муравья»;
  • «путь пчелы».

Под первым путем понимается получение знаний рационалистическим способом, но это подразумевает оторванность от реальности, потому что рационалисты опираются на собственные рассуждения, а не на опыт и факты. Их паутина мыслей выткана из их собственных мыслей.

По «пути муравья» идут те, кто принимает во внимание только опыт. Этот метод получил название «догматический эмпиризм» и он основан на информации, получаемой из фактов и практики

Эмпирикам доступная внешняя картина знания, но не сущность проблемы.

Идеальным методом познания является последний путь – эмпирический. Говоря кратко, идея мыслителя такова: для применения метода нужно соединить воедино два других пути и убрать их недостатки и противоречия. Знания выводятся из совокупности обобщенных фактов с использованием доводов разума. Этот метод можно назвать эмпиризмом, в основе которого лежит дедукция.

Бэкон остался в истории философии не только как человек, положивший начало развитию отдельных наук, но и как мыслитель, обозначивший необходимость в изменении движения познания. Он был у истоков опытной науки, задающей правильное направление теоретической и практической деятельности людей.

Философ науки

Бэкон остался в Сент-Албане после краха его политической карьеры. Уйдя в отставку, он теперь смог сосредоточиться на одном из других своих увлечений — философии науки. С тех пор, как он достиг совершеннолетия, Бэкон был полон решимости изменить лицо естественной философии. Он стремился создать новый план для наук с акцентом на эмпирические научные методы — методы, которые зависели от материальных доказательств — при разработке основ прикладной науки. В отличие от доктрин Аристотеля и Платона, подход Бэкона делал упор на эксперименты и взаимодействие, кульминацией которого стала «торговля разумом с вещами». Новый научный метод Бэкона включает сбор данных, их разумный анализ и проведение экспериментов для наблюдения за природой с истинами в организованном порядке. Он полагал, что при таком подходе наука может стать инструментом улучшения человечества.

Биограф Лорен Эйсли описал непреодолимое желание Бэкона изобрести новый научный метод, заявив, что Бэкон «более полно, чем любой человек своего времени воспринимал идею вселенной как проблему, которую нужно решить, исследовать, над ней размышлять, а не как вечно закрепленную стадию, по которой человек шел «. Сам Бэкон утверждал, что его эмпирический научный метод зажжет свет в природе, который «в конечном итоге раскроет и покажет все, что является наиболее скрытым и секретным во вселенной».

В молодости Бэкон пытался поделиться своими идеями со своим дядей лордом Берли, а затем с королевой Елизаветой в своем письме-рекомендации. Эти два не оказались восприимчивой аудиторией к развивающейся философии науки Бэкона. Только в 1620 году, когда Бэкон опубликовал Книгу Один из Novum Organum Scientiarum (novum organum на латыни «новый метод»), Бэкон утвердился в качестве авторитетного философа науки.

Согласно Бэкону в Novum Органум, научный метод должен начинаться с «Таблиц следствия». Затем следует перейти к «Таблице присутствия», которая представляет собой список обстоятельств, при которых произошло изучаемое событие. «Таблица отсутствия в близости» затем используется для выявления негативных явлений. Далее, «Таблица сравнения» позволяет наблюдателю сравнивать и сопоставлять серьезность или степень события. После выполнения этих шагов, научный наблюдатель должен выполнить краткий обзор, который поможет определить возможную причину возникновения

В отличие от типичной гипотезы, однако, Бэкон не подчеркивал важность проверки своей теории. Вместо этого он полагал, что наблюдения и анализа достаточно для создания более глубокого понимания или «лестницы аксиом», которую творческие умы могут использовать для достижения еще большего понимания

Живопись

В 1929 году Фрэнсис вернулся в Лондон, где снял студию вместе с другом Эриком Олденом и няней. Он пытался работать дизайнером интерьеров, но услуги парня не пользовались спросом. В тот же период живописец разместил в журнале объявление, в котором описал себя как «спутника джентльменов». На него откликнулся брат Дугласа Купера, который помог молодому человеку устроиться оператором в лондонский клуб и развить навыки дизайна.

Embed from Getty ImagesАвтопортрет Фрэнсиса Бэкона

Первой картиной мастера, которая привлекла внимание общества, было «Распятие», вдохновленное «Тремя танцорами» Пабло Пикассо. Но работа была раскритикована, и парень почти на 10 лет прекратил рисовать

В этот период он приобрел иллюстрированную книгу о болезнях ротовой полости, которая поразила художника и отразилась на дальнейшем творчестве.

Когда началась Вторая мировая война, Бэкону удалось избежать призыва в армию из-за болезни — он страдал астмой. Молодой человек вызвался добровольно служить в гражданской обороне, но был вынужден уйти из-за обострения недуга. Тогда живописец вместе со своим любовником открыл подпольное казино.

Успех пришел к Фрэнсису в 1944 году, когда появилась картина «Три этюда к фигурам у подножия распятия», задавшая тон последующим работам в жанре экспрессионизма. После появления в галерее Лефевра работа была с восторгом принята критиками. В последующие годы мужчина много путешествовал и продолжал рисовать.

Фрэнсис Бэкон — «Три этюда к фигурам у подножия распятия» / TATE

Вместе с популярностью Бэкона захватила жизнь лондонской богемы. Он стал частым гостем казино и увеселительных заведений, обзаводился новыми знакомствами. Несмотря на мрачность и жестокость, царившие на картинах, в жизни живописец оставался остроумным и обаятельным, что сбивало с толку журналистов, приходивших брать интервью.

Вскоре наступила темная полоса в биографии знаменитости: последовательно умерли четверо его друзей, няня и любовник, которому мужчина посвятил серию портретов под названием «Черные триптихи». Фрэнсис все больше пил и рисовал преимущественно автопортреты, аргументируя этот тем, что у него больше не осталось близких людей, которых он мог бы изобразить.

Смерть и наследие

В марте 1626 года Бэкон провел серию экспериментов со льдом. Испытывая влияние холода на сохранность и разложение мяса, он засунул курицу со снегом возле Хайгейта, Англия, и простудился. Бэкон, больной, остался в доме лорда Арундела в Лондоне. Комната для гостей, где проживал Бэкон, была холодной и затхлой. Вскоре у него развился бронхит. 9 апреля 1626 года, через неделю после того, как он прибыл в поместье лорда Арундела, Фрэнсис Бэкон умер.

В годы, прошедшие после смерти Бэкона, его теории стали оказывать значительное влияние на развивающуюся область европейской науки 17-го века. Британские ученые, принадлежащие к кругу Роберта Бойля, также известного как «Невидимый колледж», продолжили концепцию Бэкона о совместном исследовательском институте, применив его к созданию Лондонского королевского общества по улучшению естественных знаний в 1662 году. Королевское общество использовало подход прикладной науки Бэкона и следовало шагам его реформированного научного метода. Научные учреждения следовали этой модели в натуральном выражении. Политический философ Томас Гоббс сыграл роль последнего романа Бэкона «Отец классического либерализма» Джон Локк. Энциклопедисты 18-го века и индуктивные логики Дэвид Хьюм и Джон Милль также продемонстрировали влияние Бэкона на их работу.

Сегодня Бэкон по-прежнему широко известен как крупная фигура в научной методологии и естественной философии во время английского ренессанса. Отстаивая организованную систему получения знаний с гуманитарной целью, ему во многом приписывают вступление в новую, раннюю современную эру человеческого понимания.

Бэкон как лорд-канцлер

Коронование Джеймса I привело к тому, что Бэкон стал одним из самых доверенных государственных служащих короля. Ему удалось в основном остаться в стороне как с королем, так и с парламентом — несмотря на их осуждение расточительства монарха. Бэкон был назначен бароном Веруламом в 1618 году и лордом-канцлером (высшим титулом) в том же году. Фрэнсис был главным посредником между королем и парламентом в самые напряженные годы. К 1621 году он был назначен в пэры в качестве виконта Св. Альбана. Однако к концу года его стремительный подъем на вершину британской политики резко прервался, поскольку он был арестован, обвиняясь по 23 пунктам в коррупции.

Бэкон утверждал, что обвинениями способствовали политические интриги. Хотя он и принимал подарки, он утверждал, что это расценивалось как обычай дня, и дары никогда не позволяли ему влиять на его решение. Фрэнсис написал королю:

«Закон природы учит меня говорить в моей собственной защите: в отношении этого обвинения в взяточничестве я столь же невиновен, как и любой человек, родившийся в День святых. У меня никогда не было взятки или вознаграждения в моем глазу или мысли при произнесении суждения или приказа … Я готов сделать жертву себя королю».

Однако после парламентского расследования он признал свою вину — возможно, надеясь на мягкое наказание или возможно почувствовав, что парламент был настроен увидеть его падение, что бы он ни сказал.

«Мои господа, это мой поступок, моя рука и мое сердце; Я умоляю Ваши светлости быть милосердными к сломанному тростнику».

Парламент мало сочувствовал Бэкону и признал его виновным, он был оштрафован на 40 000 фунтов стерлингов, отправлен в лондонский Тауэр и лишен возможности занимать в будущем какой-либо пост. Однако через несколько дней в Башне он был освобожден королем Джеймсом и его штраф аннулировался. Но его общественное падение не могло быть отменено, и Бэкон больше никогда не вернется в парламент или государственную должность.

На свое политическое падение Бэкон ответил плодовитым литературным произведением; написав целый ряд статей, от науки и философии, до освещения юридических вопросов и политической ситуации в Британии. Литературный выход Бэкона и оригинальность мысли были более примечательными на фоне всего, что было в шестнадцатом веке в Англии. Религиозная и политическая напряженность привела к периоду ограниченного философского исследования. Бэкон был неотъемлемой частью английского ренессанса, который видел оживление литературы. Интересно, что Бэкона иногда предлагали в качестве реального автора работ Уильяма Шекспира, хотя эта теория не воспринимается слишком серьезно учеными.

Биография Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон появился на свет 22 января 1561 г. в Большом Лондоне. Он рос и воспитывался в состоятельной семье. Его отец, сэр Николас, был одним из наиболее влиятельных вельмож в государстве, а мать, Анна, приходилась дочерью гуманиста Энтони Кука, который воспитывал короля Англии и Ирландии Эдуарда 6.

Детство и юность

На становление личности Фрэнсиса серьезно повлияла его мать, которая имела прекрасное образование. Женщина знала древнегреческий, латинский, французский и итальянский языки, вследствие чего переводила на английский различные религиозные труды.

Анна являлась ревностной пуританкой – английской протестанткой, не признававшей авторитет официальной церкви. Она была близко знакома с ведущими кальвинистами, с которыми вела переписку.

В семье Бэконов всех детей побуждали скрупулезно исследовать теологические доктрины, а также придерживаться религиозных обычаев. Фрэнсис обладал хорошими умственными способностями и тягой к знаниям, однако не отличался крепким здоровьем.

Когда мальчику было 12 лет он поступил в колледж Святой Троицы в Кембридже, где обучался около 3-х лет. Еще с детства он часто присутствовал во время разговоров на политические темы, поскольку к его отцу приходили многие известные чиновники.

Интересен факт, что после выпуска из колледжа, Бэкон начал негативно отзываться о философии Аристотеля считая, что его идеи были хороши лишь для отвлеченных диспутов, но не приносили никакой пользы в повседневной жизни.

Летом 1576 г. благодаря протекции отца, который желал подготовить сына к служению государству, Фрэнсиса отправили за рубеж в составе свиты английского посла во Франции сэра Паулета. Это помогло Бэкону получить большой опыт в области дипломатии.

Научное исследование

Именно эта область работ Бэкона была наиболее влиятельной. Первой задачей Фрэнсиса было пересмотреть подход человека к науке. Он отвергал предположения о «врожденном знании» и считал, что обязанность ученого заключается в том, чтобы скептически относиться к любым предрассудкам, полагаться только на фактические данные и результаты экспериментов

Бэкон подчеркнул важность индукции путем исключения, также он поощрял научный прогресс посредством совместной работы

Novum Organum (1620) был одним из его самых влиятельных произведений, в которых выражен новый стиль логики. Бэкон выступал за использование сокращения и эмпирического понимания. Он отверг более философский «метафизический» подход старых наук. Фрэнсис изобрел метафору «кумир», чтобы указать, как на человека могут ошибочно влиять такие силы, как чрезмерное упрощение, поспешные обобщения или чрезмерное сосредоточение на бессмысленных языковых различиях.

Важность этого научного метода заключается в том, что он открыл возможность оспаривать все существующее научное православие. Современная наука не следует его методу, но дух эмпирических исследований можно отнести к революционному новому подходу Бэкона

Томас Джефферсон написал:

«Бэкон, Локк и Ньютон. Я считаю их тремя величайшими людьми, которые когда-либо жили, без каких-либо исключений, и заложили основу тех надстроек, которые были подняты в Физических и Моральных науках».

Бэкон был героем Роберта Гука и Роберта Бойла, основателей Королевского общества.

ссылки

  1. Бэкон Ф. (1984). Novum Organum. Афоризмы о толковании природы и царства человека. Перевод Кристобаль Литран. Барселона: Орбис.
  2. Бэкон Ф. (1620). Novum Organum. Первое издание. Тюрнхаут: Brepols Publishers.
  3. Мора А. (1990). Философские перспективы человека. Первое издание. Сан-Хосе, К.Р .: Юнед, Ред. Государственный университет на расстоянии, с.211.
  4. Вайнберг Л. (2006) Тестовая ситуация. Литература и эссе в Латинской Америке и Карибском бассейне. Первое издание. Мексика: Унам, Координационный центр и диффузор латиноамериканских исследований, стр. 1.
  5. BBC History (2014). Получено от Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626): bbc.co.uk

биография

Детство и учеба

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в городе Лондон, Англия. Он был сыном сэра Николаса Бэкона, держателя знаменитой марки Елизаветы I, и Анны Кук Бэкон, одной из самых просвещенных и образованных женщин своего времени.

Его мать отвечала за его обучение в первые годы жизни по пуританским и кальвинистским принципам..

После посещения Кембриджского университета и престижной юридической школы Gray’s Inn в Лондоне, Бэкон стал членом британского парламента в 1584 году..

Несмотря на это, Елизавета I не имела особой оценки, и поэтому его карьере удалось добиться успеха только после прихода к власти в 1603 году короля Джеймса I..

В этом же году Бэкону было присвоено звание рыцаря, а также право носить печать короны после смерти его отца.

Первые занятия по философии

Однако реальные интересы Бэкона были ориентированы на науку

Важно помнить, что большая часть научной работы, разработанной в то время, была сосредоточена на идеях Древней Греции и аристотелевской мысли.

Таким образом, Бэкон начал с изучения различных научных принципов, основанных на методологии Аристотеля. 

Это доказывало, что научная истина может быть в конечном итоге раскрыта, если несколько умных людей будут обсуждать данную тему в течение значительного периода времени..

Со временем Бэкон усомнился в этом авторитарном аргументе в поисках реальных доказательств, подтверждающих его правдивость..

Novum Organum

Так в 1620 году он решил написать и опубликовать свои идеи в книге. Показания относительно толкования природы (Novum Organum). Там он указал, как правильно люди могут получать знания естественным путем..

Перед публикацией Novum Organum, Политическая карьера Бэкона продолжала расти. В 1618 году он был назначен канцлером, заняв самое влиятельное политическое положение в Англии..

Также в 1621 году он был назначен виконтом Сент-Олбанса. В течение этого периода Парламент отрицательно указал на это, согласившись принять несколько взяток..

Благодаря выдвинутым против него обвинениям Бэкон был оштрафован, заключен в тюрьму и отозван из суда. Хотя король публично помиловал его, его общественная и политическая карьера закончилась бы в этот период.

смерть

Покинув тюрьму, Бэкон удалился в свой дом в Горхамбери, графство Хартфордшир, где продолжил свою писательскую деятельность. Он умер 9 апреля 1626 года в Лондоне.

Бэкон «Великое восстановление наук»

Фрэнсис Бэкон считает, что алхимия и магия могли бы послужить человеку. Чтобы знание было общественно контролируемым, он отказывается от магического. В «Великом восстановлении наук» он делает упор на то, что настоящие знания не могут принадлежать частным лицам – группе «посвященных». Оно – общедоступно и может быть понятно любому.

Бэкон также говорит о необходимости сведения философии к делам, а не словам, как это было прежде. Традиционно, философия служила душе, а Бэкон считает правильным покончить с этой традицией. Он отвергает древнегреческую философию, диалектику Аристотеля, труды Платона. Продолжая принятую в философии традицию, человечество не продвинется в научном познании и лишь умножит ошибки прошлых мыслителей. Бэкон отмечает, что в традиционной философии господствуют алогичность и нечеткие понятия, которые кажутся выдуманными и не имеющими под собой никакого реального основания.

В противовес описанному, Фрэнсис Бэкон предлагает истинную индукцию, когда наука движется вперед постепенно, опираясь на промежуточные аксиомы, контролируя достигнутые знания и проверяя их опытом. Он выделяет два способа поиска истины:

  1. Через чувства и частные случаи – к достижению самых общих аксиом, которые необходимо сужать и конкретизировать, соизмерять с уже доподлинно известными фактами.
  2. Через чувства и частное – к общим аксиомам, смысл которых не сужается, а расширяется до наиболее общих законов.

В результате такого деятельного познания, человечество придет к научно-технической цивилизации, оставив в прошлом историко-литературный тип культуры. Мыслитель считал необходимым привести в гармонию общение ума и вещей. Для этого необходимо избавиться от бесплотных и смутных понятий, которые употребляются в науках и философии. Затем, нужно заново посмотреть на вещи и исследовать их, пользуясь современными, точными средствами.

В «Великом восстановлении наук» Бэкон призывает современников сделать упор на науки, применимые на практике и улучшающие жизнь человечества

Это положило начало резкой смене ориентации в культуре Европы, когда наука, видевшаяся многим праздной и подозрительной, стала важной и престижной частью культуры. Большинство философов того времени последовало примеру Бэкона и занялось наукой вместо схоластического многознания, которое было оторвано от реальных законов природы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: