Популярные сегодня темы
-
Сочинение по картине Мальчишки Решетникова 5 класс
Федор Павлович Решетников особую часть своего творчества посвящал детской поре. Ведь это пора, характеризуется безмятежностью, жизнерадостностью и любознательностью
-
Сочинение по картине Георгиевский монастырь Айвазовского
Айвазовский известен по большей части как маринист, то есть существенную часть своего творчества он отдал морю. Георгиевский монастырь является ранней картиной
-
Сочинение по картине Охота Дузельханова 6 класс
На картине изображен захватывающий момент охоты. Действие разворачивается в степи, покрытой разноцветным ковром из распустившихся цветов. Художник не пожалел красок, чтобы показать все многообразие растительного мира
-
Сочинение по картине Васнецова Северный край 5, 7 класс
Картина «Северный край» была написана прекрасным художником-пейзажистом А.Васнецовым. Он мог удивительно четко изобразить прелесть русской природы. Примером этому служит его картина «Северный край».
-
Сочинение по картине Стрекоза Репина 6 класс
Свои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей
2 вариант
Удивительные эмоции дарит полотно «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки .
На картине показано решающее сражение за город, а фигура матроса отражает мощь сражения. Весь его вид говорит о беспощадности к врагам. Еще стоит отметить взгляд бойца, выбравший цель для атаки. Матрос в бою получил ранение. Рядом с ним солдаты отчаянно рвутся в бой. Еще один моряк хочет кинуть гранату
На моряке даже нет простой рубахи, но он не заостряет на этом внимание, так как стал единым целым с гранатой. В этот момент в другого человека попала пуля, он падает, его тело наклонилось, но даже во время смерти он не оставляет ценное оружие
Еще один боец начал рукопашный бой с врагом. У солдата нет патронов, поэтому он бьет врага подручными средствами.
Матросы стремительно выходят из моря, образуя своеобразную волну, которую невозможно остановить. У самого моря находится танк с подбитой гусеницей. Сейчас его силы не имеют ценности по сравнению со стремлением выиграть сражение.
В темно-серой форме показаны немцы. Они пытаются отодвинуть матросов от важных захваченных объектов. Их действия не приносят успеха и они несут потери. У ног бойца можно заметить мертвого немца с пробитой головой. Лицом он упал на массивную плиту. Что он выиграл от военного конфликта? На заднем изображены, сбившиеся в кучу враги. Художник специально не обозначает лица захватчиков, так как считает их чужими в городе.
За спиной воинов изображен, горящий город. Яркие огни и черный дым уходит в небо. Можно увидеть здания в черной копоти. На рейде находятся корабли, так как матросы сражаются за свою землю.
Александр Дейнека не стремился продемонстрировать конкретный бой. Такое сражение происходит на любом участке военных действий. Все эти события он старался отразить используя яркие контрасты. Белая форма у матросов, а темная форма у вражеских войск. Он хотел показать всю грандиозность данного сражения. Стоит отметить, что у матросов белоснежная форма. К ним не липнет грязь, так как они олицетворяют справедливость. Для достижения такого эффекта художник применял яркие краски, а море осталось голубого оттенка. Оно останется таким, так как люди в светлых одеяниях не позволят его испортить.
Над картиной художник работал приблизительно год. Он успел завершить работу к выставке, посвященной военным событиям 1942 года. Картина не иллюстрирует эпизоды войны, так как автор задействовал разные цветовые оттенки, чтобы показать чувства солдат, идущих на войну.
6 класс
Художественное решение
Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.
В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения, о чём впоследствии писал: «Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре. Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать
».
Отрывок, характеризующий Оборона Севастополя (картина Дейнеки)
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу. Кутузов поклонился, не изменяя улыбки. – А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов. Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии. – Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата. – Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу. Он невольно оглянулся на адъютанта. – Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
Сюжет
Набережная Севастополя. Матросы идут в контратаку. Защитники города, как вышедшие из моря пушкинские богатыри, обрушиваются на врага. Эта картина не о конкретном эпизоде, а о войне в целом. Матрос на переднем плане — воплощение воина-защитника. Кстати, изначальная задумка предполагала, что на месте этого матроса будет изображена схватка. Но затем Дейнека отказался от этой идеи и решил центральным сделать созидательный образ. Для него, что интересно, позировала женщина.
Фон боя — огненно-кровавое месиво. Чёрное море — в свинцово-сером цвете. Свет (советские войска) и тьма (вражеские силы) сошлись на этом клочке суши в смертельной схватке.
«Оборона Севастополя», 1942. (wikipedia.org)
В основу сюжета легли события, увиденные художником на фронте под Юхновом. Дейнека вспоминал: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожжёнными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…».
Почему же тогда на картине Севастополь? Художник признавался, что переживал за судьбу любимого города. «Представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолёта. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам», — рассказывал Дейнека.
Севастополь, 1942.(wikipedia.org)
Контекст
Художник писал по заказу Комитета по делам искусств при СНК СССР. Договор заключили в декабре 1942-го. Согласно этому документу, эскиз должен был быть представлен к 28 декабря, а окончательный вариант — к 1 февраля 1943 года. Масштабное полотно размерами 2 на 4 метра Дейнека писал запоем. «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину», — вспоминал художник.
«Знатные люди страны Советов». Эскиз панно для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. 1937
Критика встретила полотно неоднозначно. Одни хвалили за эмоциональный накал и силу драматизма, другие — ругали за абстрактность и неубедительность. Сам же Дейнека говорил, что, по его мнению, картина получилась настоящей.
За «Оборону Севастополя» Дейнеку могли наградить Сталинской премией — этот вопрос обсуждался неоднократно. В числе критических замечаний — обвинение в плакатности, непропорциональности фигур, незавершенности. Резюме подвел писатель Александр Фадеев: «Это не лучшее из того, что он написал. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей». Премию было решено не давать.
«Будущие летчики» (1937)
Судьба художника
Становление Дейнеки произошло в 1920-е. Это было бурлящее время, кровь молодых, инициативных, творческих людей кипела, голова кружилась от революционной атмосферы. Серьёзное влияние на Дейнеку оказал Владимир Маяковский. Вместе они декларировали в искусстве веру в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату. Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах.
Мозаика Дейнеки в московском метро.(wikipedia.org)
На 1930-е пришёлся пик карьеры Дейнеки. Создаваемый им мир, здоровый и светлый, чётко и в рамках линии партии противостоял больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Художнику заказывают роспись и украшение мозаикой помещений для госучреждений и публичных пространств.
После войны Дейнека вернётся к изображению трудовых будней правильных советских граждан. Выработанный ранее стиль уже похож скорее на ремесло, где нет места экспериментам и новаторству.
Композиция
Светлый город у моря на данном полотне имеет вид кровавого пылающего зарева. Лица наших матросов отражают решимость отстаивать Севастополь, отдавая жизни за него при необходимости. Боец на картине слева изображён вполоборота, его образ перекликается с образом матроса в центре. Посредине советский матрос, одетый в белую форму, и немецкий солдат, одетый в серо-зелёную, столкнулись врукопашную. С правой стороны полотно будто бы обрезано (это один из любимых приёмов Дейнеки), поэтому задние захватчики не видны, видны только их штыки. В результате появляется впечатление обезличивания и усиливается ощущение, будто матросы сражаются не с определёнными оккупантами, а с мировым злом.
Павшими можно увидеть на этом полотне исключительно немецких бойцов. А. А. Дейнека не стремился изобразить врагов карикатурно, в отличие от некоторых других советских художников, которые писали в батальном жанре. Смерть не вызывала у него желание пинать уже бездыханное тело. Поэтому изображение павшего немца, которого хорошо видно впереди, не содержит никакой жёлчности. В этом плане данное полотно перекликается с другим произведением художника — «Сбитый ас», которое признали «идейно несоответствующей». А. А. Дейнека оказал поддержку своей Родине иначе — через героический пафос картины, на которой изображена победная битва, хотя в действительности о победе на тот момент речь вовсе не шла.
Сочинение 2
Художник Дейнека А.А. очень любил Севастополь. Когда он увидел в газетах фотографии разрушенного города, он написал картину о его защитниках. На переднем плане картины мы видим матросов. Они сошли с кораблей и воевали, как пехотинцы. На них белая форма, тельняшки, гюйсы, на ногах тяжёлые ботинки. Для контраста фашисты изображены в своей темно-зелёной форме и сапогах.
Отступать некуда – за спиной море, а фашисты всё наступают и наступают. В ход идут последние гранаты. На переднем плане картины матрос собирается бросить в сторону фашистов связку гранат. Он для устойчивости широко расставил ноги, как на палубе родного корабля во время качки, и широко размахнулся. Сейчас будет бросок. И это на какое-то мгновение остановит немцев.
Справа от него моряки пошли в штыковую атаку на фашистов. Они тоже идут на моряков со штыками. Один из матросов замахнулся на наступающих автоматом, как дубиной. Вероятно, это последняя атака наших моряков. Они знают, что обречены на гибель – их прижали к морю, и сзади со спины полз немецкий танк. Но ему перебили гусеницу. Русские моряки не сдаются в плен, они идут в полный рост в свою последнюю атаку, в своё бессмертие.
Справа на белоснежной каменной плите лежит убитый фашист, за ним ещё один. Правильно, так им и надо. С левой стороны картины изображены ещё три матроса. Двое поднимаются со стороны моря, в руках автоматы. Обнажённый до пояса матрос так яростно бросает большую гранату, наверное, противотанковую, что развернулся корпусом. Это для того, чтобы граната пролетела дальше и попала точно в гущу фашистов.
Все фигуры чётко прорисованы, видна мимика на лицах матросов. Как-будто они живые. А у фашистов нет лиц, художник их не прорисовывал. Картина берёт за душу. И жалко матросов, и любуешься их силой, мощью, матроской удалью, гордишься их подвигом.
А на заднем плане изображён горящий Севастополь. Черно-красное зарево пожарищ полыхает до самого неба. От домов остались одни развалины. Фашисты яростно бомбили город. Самолёты практически висели над городом. Бомбили они и военные корабли. И транспорты, на которых люди пытались вырваться из города.
На переднем плане борьба света и тьмы, борьба добра со злом. Поэтому, моряки изображены в белой форме, а фашистская нечесть – в тёмной. Это повседневная форма матросов на кораблях. В ней они несут вахты, следят за порядком. Они оставили корабли, т.к. всё-равно не было топлива и боеприпасы закончились. Матросы в чём были, в том и сошли на берег.
Добро всё-равно победит, пусть не сейчас, в 1945 году. И Севастополь освободят и восстановят. Это наш город, гордость русских моряков. И он всегда будет нашим, мы его никому не отдадим.