Берта моризо: жизнь в красках

Правило 3: не скромничай

Если присмотреться к полотну «Женщина за туалетом», можно заметить, что Моризо подписала свою работу прямо на раме зеркала, в которое глядится её героиня. Сейчас мы расценим это скорее как безобидную прихоть художника, но в конце 1870-х этот жест был вовсе не так невинен. Своей размашистой подписью Берта бросает вызов общественным нормам, смело обозначая не только своё авторство. Это была своеобразная печать права собственности, коим в те времена могли обладать только мужчины.

Образованная, независимая и амбициозная, Берта знала цену своему таланту и не собиралась довольствоваться ролью второго плана. С мужчинами-художниками она всегда держалась на равных. Любимая модель Эдуарда Мане, Моризо не ограничилась ролью натурщицы и ясно дала понять, что не станет его любовницей. Зато воспользовалась возможностью взять несколько уроков у признанного мастера и завести полезные знакомства. Спустя несколько лет дом Берты станет местом притяжения всей Парижской богемы. Дега, Ренуар, Малларме и другие знаменитые художники каждый четверг будут съезжаться к ужину мадам Моризо и её мужа.


Берта Моризо «Колыбель» (1872)


Берта Моризо «Эжен Мане с дочерью в Буживале» (1881)

Детство и юность

Художница родилась зимой 1841 года в городе Бурж в семье префекта департамента Шер и была младшей из трех сестер Моризо. Почти через 5 лет после появления на свет Берты мать девочек порадовала супруга рождением долгожданного сына, названного в честь отца Тибурсом.

Первые уроки рисования дочерям дала мама — внучатая племянница художника в стиле рококо. Французская школа изящных искусств в середине 19-го века обучала лишь представителей сильного пола, и отец, ставший членом Счетной палаты, нанял девушкам преподавателя — живописца Жозефа Гишара. Скоро учитель сообщил чиновнику, что его дочери станут художницами, и спросил, не будет ли это катастрофой для буржуазной семьи Моризо.

Прогноз Гишара сбылся частично. Старшая сестра Берты Ив известна преимущественно как модель. В Метрополитен-музее хранится портрет женщины, написанный виднейшим представителем импрессионизма Эдгаром Дега. Образ Ив также запечатлен в работе Берты 1872 года «Женщина и ребенок на балконе». Биография средней сестры Эдмы в юности была связана с живописью, однако, выйдя замуж, дама забросила мольберт.

Последний подарок

В 1873 году Берте исполнится 32 года — и она поймет: рядом с ней есть человек, за которого она может выйти замуж и остаться при этом верной своему призванию. Эжен Мане, брат Эдуарда, стал для нее почти родным за последние несколько лет, с ним легко и весело, он понимает и ценит ее живопись. Он тоже Мане.

Все смелее в семьях Моризо и Мане идут разговоры о свадьбе. И вся романтическая история о страстной, невозможной любви между Эдуаром и Бертой еще могла бы казаться выдумкой, если бы не две красноречивые картины — «Букет фиалок» и последний портрет Берты, написанный в 1874 году.

Эдуар Мане. Букет фиалок. 1872, 27×22 см.

«Букет фиалок» — это робкое и еще нервное многоточие, которое Мане ставит в этом романе, не веря до конца в его завершение. Картину он отправляет Берте, как обиженный влюбленный возвращает подарки, напоминающие об ушедшем счастье. На ней фиалки с первого портрета Берты и веер — со второго, на листе бумаги надпись «Мадемуазель Моризо».

Эдуар Мане. Портрет Берты Моризо. 1874, 50.5×61 см.

Последний портрет Берты Моризо Мане написал в год ее свадьбы с Эженом, на руке Берты кольцо, а вся ее фигура — это отстранение, резкое движение назад, серьезное и настойчивое. Рукой она навсегда закрывается и ставит точку в этих долгих и отчаянных отношениях. Сразу после свадьбы Берта напишет сестре: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь».

Эжен стал прекрасным мужем, он не только позволял Берте заниматься живописью, но и параллельно со своей юридической практикой стал ее помощником и менеджером: носил мольберт, следил за развешиванием картин на выставках, писал длинные и подробные письма о выставке импрессионистов, о критиках и друзьях, когда Берта из-за беременности не могла присутствовать здесь лично. Через 4 года после свадьбы у Берты и Эжена родилась дочь Жюли, которая стала лучшей моделью Моризо и открыла для нее новый смысл живописи: сиюминутное делать вечным.

Берта Моризо. Женщина с ребенком на балконе. 1872

Веер

Берта Моризо была единственной женщиной в «банде Мане» — так стали называть молодых художников, которые бросали вызов традиционной живописи и Салону (это их через несколько лет назовут «импрессионистами»). Она не могла по вечерам вместе с художниками-мужчинам приходить в кафе Гербуа, где ее друзья спорили о судьбе и предназначении искусства, но с удовольствием принимала их с этими же спорами в родительском доме и выходила с ними на пленэры.

Через какое-то время темы для вечерних бесед стали другими — началась война, а потом изнурительная осада Парижа. Мане и Дега по вечерам приходят в дом Моризо, но говорят все больше о способах обороны и возможностях Национальной гвардии, куда оба записались добровольцами. Частым гостем в доме Моризо становится и брат Мане — Эжен. В городе царят голод и болезни, люди едят кошек и втридорога покупают ослиное мясо — в эти годы ни Моризо, ни Мане ничего не напишут.

Авангард – дело семейное

Доверенная Малларме после смерти матери, Жюли, дочь Берты и Мане (сидит слева), вышла замуж в мае 1900 году за Анри Руара, крупного коллекционера и друга детства Дега. Два остальных сына Руара женились на Ивонне и Кристине, дочерях художника Анри Леролля и музах Ренуара и Дега. В один день с Жюли Мане писатель Поль Валери (стоит справа), большой друг Леролля, женился на племяннице Берты Моризо (сидит справа). Союз изящных искусств и литературы…

1841. Родилась в Бурже 14 января. Ее отец – префект Шера.

1860–1862. По совету Коро она начинает рисовать на пленере в Овер-сюр-Уаз.

1868. Встречает Эдуарда Мане. Становится его подругой и моделью, известны 16 написанных им портретов Берты, в частности – для «Балкона» или «Отдыха»

1874. Выходит замуж за Эжена Мане, брата Эдуарда, от которого в 1878 году родила дочь Жюли.

1875–1881. Путешествует по Англии, потом Италии, летом отдыхает в Ницце, а зимой в Буживале.

1881–1883. Строит дом в Париже, где принимает художников и писателей.

1892. С успехом проводит свою первую персональную выставку.

1895. Умирает в 54 года от легочного заболевания. Похоронена на кладбище Пасси.

Подготовила Анастасия ГРИГОРЬЕВА

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: