Никитка – первый русский летун. 1940.
где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского “авиатора”. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом
“Сутки советского неба”
(на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена “Маяковская”, всего за шесть месяцев до её открытия. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит, и мозаичные панно по сей день украшают станцию. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной, и лишь в 1943 году откроется станция “Новокузнецкая” с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей.
В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью и признанием не только на родине, но и за границей. В 1937 году панно
“Знатные люди Страны Советов”
приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки.
А в 1939 архитектурный проект станции “Маяковская” (мозаики были воспроизведены в натуральном размере в мультимедийной инсталляции “Метрокомната”) берёт Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.
В 1941 году Дейнека создаёт картину “Левый марш”, мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта