«архитектурная фантазия», франческо гварди

Обучение и выбор профессии

Юный Пиранези жаждал новых знаний, и он их получил, продолжив обучение у знаменитого венецианского архитектора Джованни Скальфаротто (Giovanni Antonio Scalfarotto) и гравёра Джузеппе Карло Цукки (Giuseppe Carlo Zucchi). Знакомство с Томмазо Теманца (Tommaso Temanza) – венецианским инженером-строителем, писателем и историком архитектуры, не только принесло Джованни опыт проектировщика, но и переросло в многолетнюю дружбу.

Для Пиранези наступил период новых открытий и поиска своего места в многогранном мире. Молодой художник брал уроки рисования у известного картографа и гравёра Джованни Баттиста Нолли (Giovanni Battista Nolli), а уроки сценографии – у братьев-художников Джузеппе и Доменико Валериани (Giuseppe е Domenico Valeriani). Наибольшее влияние на Джамбаттисту оказал Джузеппе Васи (Giuseppe Vasi), с котором он некоторое время работал вместе. Этот талантливый художник-пейзажист и гравёр передал своему будущему конкуренту важные знания и секреты в работе с офортами.

За три года Джованни Баттиста изведал каждый уголок Рима, где сохранились остатки древних сооружений, участвовал в раскопках и археологических экспедициях в Геркуланум и Помпеи, делал зарисовки архитектурных элементов, изучал историю и искусство Древнего Рима.

Очевидцы рассказывали, что Джованни мог даже заночевать в руинах, увлёкшись их изучением.

В 1743 году Пиранези вместе с послом вернулся в Венецию, где проработал в течение последующих четырёх лет. За это время он переосмыслил свои способности и сделал окончательный выбор, остановившись на профессии гравёра. Этот вид творчества позволил Пиранези реализовать одновременно амбиции художника, архитектора и историка.

Венецианская школа живописи и эпоха Возрождения

Возрождение в Венецию происходит немного позже, чем в других итальянских городах. На протяжении большей части XV века в венецианской живописи главенствует византийский стиль, в то время как единственным новшеством становится введение некоторых готических элементов, пришедших, в основном, благодаря контактам с Германией.

Во второй половине XV века, с появлением в Венеции Антонелло да Мессины и связью между семьей Беллини и Андреа Мантенья, стал проявляться стиль искусства возрождения. Андреа Мантенья женился на дочери художника Якопо Беллини и сестре Джованни и Джентиле Беллини, которые также были художниками, как и их отец. Элементы, усвоенные Джованни Беллини из живописи Мантеньи и Антонеллы да Мессина, воплотились в совершенно новом стиле, не исключавшем некоторые позднеготические отголоски. Этим новым стилем стало Возрождение, которое определяют как венецианское. Главной его особенностью было совершенно новое использование цвета, что привело к появлению тональной живописи.

Семья

Мастер гравюры, известный также как Джамбаттиста Пиранези (Giambattista Piranesi), родился 4 октября 1720 года в небольшом городке Мольяно-Венето (Mogliano Veneto) в провинции Тревизо (Treviso), относящейся к региону Венето (Veneto). Его родителями были Анджело Пиранезе – выходец из словенского города Пирано и венецианка Лаура Луккези.

Фамилия Piranese, которая трансформировалась на итальянский манер в Piranesi, произошла от названия местечка в Словении Pirano d’Istria, где добывали истрийский камень – главный строительный материал Венеции.

Семейное окружение повлияло на выбор профессии и увлечений Джамбаттисты. Его отец, резчик по камню и строитель, дал сыну первые уроки практичной архитектуры. Дядя по материнской линии, магистрат водопроводных сооружений Венеции Маттео Луккези (Matteo Lucchesi), стал наставником в изучении вопросов гидромеханики. Старший брат, Анджело, будучи монахом-доминиканцем, привил Джованни любовь к истории Древнего Рима и литературе, а также выучил его латинскому языку.

Творчество в зрелые годы

Успех и признание не охладили творческий пыл Джамбаттисты. Следуя своим замыслам, художник создал огромное количество гравюр, объединённых в серии по темам.

Серия «Римские древности»

Отдельный цикл из 252 гравюр, который начал публиковаться с 1748 года, получил название «Римские древности времён Первой республики и первых императоров» (Le Antichità Romane de’ tempo della prima Repubblica e dei primi imperatori) или просто «Римские древности».

Главной мотивацией при создании этих офортов было желание автора, как археолога, задокументировать и сохранить в иллюстрациях разрушающиеся древние памятники Рима. Четыре тома этой серии включают гравюры с живописными видами известных достопримечательностей, таких как Колизей (Colosseo)

Пантеон (Pantheon)

Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)

Колонна Траяна (Colonna Traiana)

и многих других.

Особенно поражают те работы серии, где Пиранези с точностью инженера передал интересные детали древних архитектурных конструкций, в том числе и в техническом разрезе:

  • «План, фасад, вертикальное сечение и детали кладки гробницы Цецилии Метеллы, 1762»;
  • «Вид древней Аппиевой дороги,1756».
  • «Вид на мост и мавзолей, возведённые императором Адрианом, 1756» и другие работы.

Эти офорты, выполненные так детально и грамотно с инженерной точки зрения, наводят на мысль, что Пиранези имел доступ к редким архивам документов, которые, возможно, ещё хранятся в библиотеках Ватикана.

Серия «Марсово поле античного Рима»

Самой сложной по исполнению стала фундаментальная работа 1762 года под названием «Марсово поле античного Рима» (Campo Marzio dell’antica Roma).

Она состояла из 50 гравюр и затронула достопримечательности обширной территории Рима между Тибром и Квиринальским и Капитолийским холмами. Пиранези пришлось включить богатое воображение художника, чтобы реконструировать в своих гравюрах форму и облик этой местности.

Первой работой стала огромная топографическая карта Марсового поля времён поздней империи, которая родилась под впечатлением от мраморной плиты с высеченным планом Рима при императоре Септимии Севере в 201–211 годах.

Как будто в продолжение детализации этой карты Пиранези создал ряд великолепных гравюр, где с высоты птичьего полёта раскрывается вид на величественные древнеримские сооружения, а, точнее, их реконструкции: Театры Бальба (Teatro di Balbo) и Марцелла (Teatro di Marcello, 1757)

Амфитеатр Тита Статия Тавра (Anfiteatro di Statilio Tauro)

Пантеон (Pantheon)

Серия «Различные способы украшения каминов»

Темы гравюр Пиранези не были ограничены только видами Рима. В серии «Различные способы украшения каминов, 1769» Джамбаттиста использовал свои любимые этрусские и египетские мотивы, сюжеты из древнеримской живописи, в том числе фрагменты фресок античного Геркуланума (зарисовки он сделал лично во время участия в археологической экспедиции).

Самыми известными из этой серии являются две гравюры интерьера Английского кафе на Пьяцца-ди-Спанья (Piazza di Spagna) в Риме, которое в XVIII в. было излюбленным местом встреч художников и представителей культуры, в основном англичан. В 1760 г. это кафе Пиранези оформил лично, использовав новаторский для того времени египетский стиль. К сожалению, старинное здание не сохранилось, что делает гравюры художника ещё более ценными. Сегодня на этом же месте находится Чайная комната Бабингтона (Babington’s tea room), основанная в 1893 году.

Помимо каминов (которых всего 61) в этой серии присутствуют ещё 100 гравюр с изображением карет, комодов, раковин, ваз и огромных настенных часов. Именно эта коллекция стала настоящим хранилищем идей для ювелиров, мебельщиков и дизайнеров интерьеров.

Талант и трудоспособность Пиранези не имели границ. До настоящего времени сохранилось около 800 его офортов, но известно, что их было более тысячи. Кроме вышеописанных серий были и другие, не менее интересные: «О величии и архитектуре римлян, 1767», «Капитолийские камни, 1762», «Суждения об архитектуре, 1767», «Античные вазы, подсвечники, надгробия, саркофаги, треножники, лампы и украшения, разработанные и выгравированные Джованни Баттиста Пиранези, 1778».

Первые работы

Итогом впечатлений от встречи с Римом стали первые серии гравюр, созданные Джамбаттистом  в 1743–1745 годах. Они были выполнены с поражающей фотографической точностью и в  необычной манере.

Техника, которая определила почерк работ Пиранези, представляла собой сочетание офорта с резцовой гравюрой, что позволяло добиться выразительности и мягкой контрастности живописи.

Первая часть архитектурных набросков

Дебютной работой Пиранези стал научный труд 1743 года «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором» (Prima parte di architetture, e prospettive inventate, ed incise da Giambatista Piranesi architetto Veneziano).

В этой работе автор разместил 12 гравюр с вымышленными видами древнего Рима, на которых запечатлел Капитолий, Римский Форум, языческие храмы, мавзолей императора, величественный мост и другие грандиозные строения.

Фантазии Пиранези родились не на голом месте. Для создания офортов он кропотливо изучал в библиотеке старинные гравюры, описания несохранившихся античных скульптур и труды историков.

Надо признать, что эти виды были настолько хороши, что путешественники часто оказывались разочарованными, сравнивая античные памятники на гравюрах Пиранези с действительностью. В XVIII в. большая часть древних сооружений Рима представляла собой груду камней, занесённых пылью и покрытых растительностью, а территория Римского и Императорского форумов — пастбище, по которому бродили свиньи и буйволы.

Виды Рима

Спустя всего два года после выхода первой работы Пиранези начал создавать серию гравюр «Разные виды Рима античного и современного» (Varie Vedute di Roma Antica e Moderna). Автор явно был под впечатлением от работы Джузеппе Васи под названием «Великолепие Рима», но при этом показал собственный подход к теме. Гравюры Джамбаттисты отличались особым живописным стилем – каприччио (capriccio), который объединяет в изображении археологические руины, архитектурные фантазии, растительность и фигурки людей, занятых своими повседневными делами.

Среди офортов этой серии бесценными для истории являются виды Рима XVIII века, на которых запечатлены Палаццо Боргезе (Palazzo Borghese)

Палаццо Барберини (Palazzo Barberini)

Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale)

базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano)

Бельведер в Ватикане

и другие знаменитые строения.

Темницы

В период пребывания в Венеции Пиранези создал одну из своих самых необычных работ, которая будоражит умы творческих людей и сегодня. Цикл гравюр из 16 картин под названием «Фантастические изображения тюрем» (Le Carceri d’Invenzione, 1745) или «Темницы» (Carceri) – это просто «взрыв» архитектурных фантазий.

Мрачные и драматичные виды изобилуют деталями, которые сливаются в чёткие конструкции строений из каменных блоков и арок, лестниц и переходов. В этом загадочном пространстве можно разглядеть даже пыточные приспособления, наводящие ужас, и фигурки людей с ролями тюремщиков и узников.

Возникает вопрос: «Что побудило художника создать эти гравюры?» Некоторые считают, что тема родилась из ночных кошмаров Пиранези, другие видят в ней призыв к недопустимости насилия в Эпоху Просвещения, но есть и другое очень интересное мнение. В XVII–XVIII вв. появилось тайное общество масонов или «вольных каменщиков», а так как отец Пиранези и он сам имели отношение к строительной гильдии каменщиков, то, вполне возможно, что изображения несут особые скрытые символы масонства.

Скульптор и архитектор

Пиранези прославился как величайший мастер офортов, но его многогранный талант коснулся и других сфер деятельности. Наряду с гравюрами он продавал и памятники античного искусства, в создании которых участвовал лично.

В 1769 году на рынке древностей была представлена колоссальная мраморная Ваза Пиранези.

Художник реконструировал её из множества несвязанных фрагментов скульптур, найденных при раскопках на месте Виллы Адриана (Villa Adriana) в Тиволи (Tivoli). Оригинальные детали II века н. э. (бычьи головы, львиные лапы и барельефы) послужили для создания имитации античной вазы высотой 278 см.

Её изображение, конечно, запечатлено на гравюре Пиранези, а сама скульптура в настоящее время находятся в Британском музее (British Museum) . Ценители искусства наперебой критиковали Вазу Пиранези, но оригинальность и смелость идеи затмили её недостатки.

Скульптурные фантазии Джамбаттисты не ограничились одним творением. Он буквально поставил на поток прибыльное производство и создал из античных обломков не одну вазу, а также несколько оригинальных по дизайну карнизов, канделябров и декоративных колонн. Пиранези составил серьёзную конкуренцию антикварам, так как его совершенные «античные находки» получались намного интереснее оригиналов.

Единственной архитектурной работой Пиранези стала в 1764–1766 гг. реконструкция церкви Мальтийского Ордена Санта-Мария-дель-Пиорато (Santa Maria del Priorato) на Аветинском холме.

Её новый фасад стал в Риме первым образцом архитектуры неоклассицизма, а впечатляющий интерьер – отображением военной истории Мальтийского ордера. Пиранези также спроектировал площадь перед церковью – Пьяцца Кавальери-ди-Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta). Её оригинальной частью стала декоративная стена, при создании которой гравёр использовал изображение погребальных урн, стелл и надгробий, найденных в садах Палаццо Корсини (Palazzo Corsini).

Несмотря на покровительство папы Климента XIII, Джамбаттиста больше не получал серьёзных заказов на проекты зданий. Его архитектурный талант вылился в многочисленные рисунки и чертежи на бумаге, за что имя Пиранези стали связывать с понятием «бумажная архитектура».

Смерть. Наследие

Джованни Баттиста Пиранези умер 9 ноября 1778 года в возрасте 58 лет от болезни почек.

Он был на вершине славы, когда смерть застала его в своём доме на Strada Felice (сегодня Via Sistina). За год до кончины уже больной он отправился в Неаполь, где участвовал в археологических раскопках ещё малоизвестных трёх греко-дорических храмов в Пестуме. Последние зарисовки и гравюры из серии «Руины построек Пестума» (Avanzi degli Edifici di Pesto, 1777-1778) опубликовал уже его сын Франческо.

Похоронили «певца руин» в церкви Санта-Мария-дель-Приорато, той самой, которая стала его единственным реальным архитектурным строением. Позже на его могиле была установлена статуя скульптора Джузеппе Анджелини (1735-1811), изображающая Пиранези в древнеримском одеянии.

Сын Пиранези, Франческо, продолжил дело отца. Он не только создавал собственные гравюры, но также занимался распространением и продажей работ своего знаменитого родителя. В 1799 года семья Пиранези из-за своих политических мировоззрений бежала во Францию, прихватив с собой 20 ящиков с медными гравированными пластинами. Наследие великого гравёра было выкуплено для Национальной Калькографии (Calcografia Nazionale) при понтификате папы Григория XVI и возвращено в Рим в 1839 году. Сегодня медные доски Пиранези хранятся в Центральном институте графики (Istituto Centrale per la Grafica), который находится рядом с фонтаном Треви.

Пиранези и сегодня остаётся одной из самых больших загадок среди выдающихся деятелей XVIII века. Он создал свой античный Рим, более совершенный, чем реальный, немного фантастический и невероятно притягательный. Один из биографов Пиранези процитировал его изречение: «Мне нужно генерировать великие идеи, и я считаю, что, если бы мне поручили разработать новую вселенную, я был бы достаточно безумен, чтобы взяться за это».

Концепция красоты венецианской школы живописи

Тициан — «Любовь земная и небесная» (ок. 1515 г.)

Важнейшей стилистической характеристикой венецианской живописи был тонализм, о котором пойдёт речь в следующем параграфе. Но различия между флорентийским и венецианским Возрождением имеют более глубокие корни, которые влияют на саму эстетику искусства. Красота может иметь две основные цели: доставить интеллектуальное удовольствие или доставить физическое, чувственное удовольствие.

В истоках флорентийского искусства лежит поиск идеальной красоты, которая является, прежде всего, идеальным совершенством, поэтому скорее имеет характер интеллектуальный, чем чувственный. Отношение к красоте в Венеции, особенно в XVI веке, сильно отличается: её природа и предназначение связаны больше с чувствами, чем с интеллектом.

Кроме того, необходимо учитывать, что Флоренция XV века была пропитана культурой неоплатонизма, которая только недавно очистила значение красоты от средневековой идеи о её прямой связи с проявлением греха и похоти. Венеция же в XVI веке была богатейшим городом, купавшемся в роскоши и благополучии, питавшим известную толерантность к плотским удовольствиям. Очевидно, что красота здесь рассматривается не как нечто идеальное, а как позитивное проявление жизни, потому что она способна пробуждать радость и наслаждение.

Такое разное отношение к красоте объясняет, почему во флорентийской живописи уделяется больше внимания рисунку, а в венецианской — цвету. Рисунок — это то, как наш мозг рационализирует формы, которые он воспринимает, это транскрипция нашего мышления о реальности. С помощью идеального рисунка мы совершенствуем наше восприятие реальности. Цвет — это эмоции глаз.  Это то, что вызывает непосредственную эмоциональную реакцию. Цвет передает нам даже тактильные ощущения, как будто изображение является чем-то реальным, а не надуманным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: