Сергей косыгин

Небольшая путаница

Здание галереи называют по-разному: Дворец выставок в Праге, Ярмарочный дворец, Выставочнвй дворец или по чешски Národní galerie v Praze. Если вы едете на такси, то лучше назвать Veletržní palác (дворец Велетржни) место где находится коллекция современного искусства.

Если вы хотите увидеть здание-дворец, вроде дворца Кинских или Шварценбергский дворец, то вас ждёт разочарование.

Дворец Велетржни — современное здание в стиле функционализма. Построен в 1928 году и на тот момент был самым большим зданием в мире.

Картинная галерея

Картинная галерея занимает несколько этажей. Здесь выставлены работы чешских художников, шедевры прославленных мастеров Европы. Уникальную ценность представляют подборки французского и европейского искусства (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог).

Ф. Купка Осеннее солнце

Анри Руссо Автопортрет

Здесь же проходят временные экспозиции. Мы рады, что застали выставку скульптур Огюста Родена.

Огюст Роден Бронзовый век

Нам музей понравился: просторно, свободно, народу мало, кроме картин и скульптур есть медиа фильмы.

Славянская эпопея А. Мухи

Выставка Альфонса Мухи «Славянская эпопея» (Alfons Mucha: Slovanská Epopej) проходит на территории Veletržní palác.

В Праге картины этого художника можно увидеть в разных галереях. Есть и отдельный музей — музей А. Мухи.

Кроме того, работы художника часто путешествуют по разным странам и познакомиться с творчеством Мухи не представляет сложности. Но есть одно «но». Как правило, в мировых музеях можно увидеть небольшие по размеру картины и графические работы.

А одно из величайших творений А. Мухи — «Славянская эпопея» представляющая собой 20 монументальных полотен. Коллекция не должна разделяться — таково было главное требование художника.

Картины Славянской эпопеи долго не могли найти себе «дом». Ни одно из зданий Праги не могло их вместить.

Размеры (высота потолков) Выставочного дворца (Veletržní palác) позволяли разместить картины, и несмотря на это, пришлось провести реконструкцию части здания, чтобы Славянская эпопея смогла выглядеть эффектно, достойно и не страдать от температурных перепадов.

Коллекцию таких полотен перевозить крайне сложно, поэтому знатоки искусства специально приезжают в Прагу. Мы с Галей решили не упускать возможность.

Выставка очень интересная, впечатляющая масштабом картин и изображенными на них событиями. Это действительно «эпопея».

В залах есть удобные скамейки, где можно спокойно посидеть и не торопясь рассмотреть картины.

В первом зале «Славянской эпопеи» транслируется фильм о художнике.

Сколько стоит

  • Взрослый: 300 крон
  • Льготный: 150 крон

Вход на выставку находится на первом этаже. Жаль, что посетителей там немного, хотя славян в мире больше 300 миллионов.

Как добраться

  • На трамвае
    №№ 12, 17, 24, 53, 54, 91
    Мы ехали на №24, который идет с улицы Vodičkova в центре Праги. Ехать нужно до остановки Veletržní palác. Трамвай останавливается прямо напротив дворца.
  • На автобусе
    №156 до автовокзала Strossmayerovo náměstí
  • На метро
    До станций Vltavská

Дворец Велертжни на карте

Рекомендуем всем, кто любит искусство, увидеть Славянскую эпопею Альфонса Мухи и побывать в Национальной галерее Праги.

Детство и юность

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Моравии, в Иванчице, в семье судебного чиновника и дочери мельника. Мальчик демонстрировал тягу к творчеству с малых лет. Ему нравилось петь и рисовать. Навыки он успешно проявлял в школе. Окончив гимназию, Альфонс решил поступать в Пражскую академию художеств. Сдать экзамены с первого раза юноше не удалось, поэтому отец определил его на должность писаря в суде.

Портрет Альфонса Мухи / George R. Lawrence, Википедия

Работу Муха-младший совмещал с интересом к театру. Поначалу он пробовал себя в качестве актера, но вскоре понял, что его душа лежит к изобразительному искусству, и начал заниматься графикой. В этот период из-под пера Альфонса вышли первые афиши. Он подрабатывал театральным декоратором и размышлял над тем, с каким делом хочет связать свою биографию.

В 1879-м художник устроился на работу в мастерскую театральной фурнитуры «Каутски-Бриоши-Буркхарт». Спустя 2 года она сгорела в пожаре, и Альфонс переехал в крохотный городок Микулов. Счастливая случайность стала причиной приглашения Мухи в замок графа Куэн-Беласси. Вельможа заказал художнику роспись стен и был восхищен талантом живописца. Так Альфонс обрел покровителя, который обещал оплатить его обучение в Мюнхенской академии искусств.

Отучившись 2 года, молодой человек решил податься в Париж, ставший местом сосредоточения талантливых начинающих авторов. Здесь он планировал продолжить обучение и поступил в академию Жюльена, а также в академию Коларосси.

В 1889-м скончался меценат, спонсировавший нужды Альфонса, и он остался без средств к существованию. Для написания картин требовались деньги, ведь кисти и краски стоили немало. Альфонс решил начать зарабатывать самостоятельно и стартовал с изготовления полиграфической продукции: календарей, афиш, плакатов и приглашений. Он стал оформителем.

Личная жизнь

Перебравшись в Париж в зрелом возрасте, Муха влюбился в чешку Марию Хитилову. Разница в возрасте между ними составляла 20 лет. Но это не смутило девушку, и она стала женой художника. Свадьба состоялась в 1906 году. В браке у супругов появились двое детей: дочь и сын. Вместе с семьей Альфонс Муха некоторое время жил в США, где писал на заказ портреты и создавал афиши. Он был счастлив в личной жизни, но мечтал вернуться на родину, что и произошло позднее.

Автопортрет Альфонса Мухи / Википедия

Любопытно, что потомки художника пошли по его стопам. Дочь и внуки реализовались в прикладном искусстве. Ярмила, внучка графика, создала проект, в рамках которого по эскизам Альфонса были изготовлены декоративные предметы. Сын живописца стал журналистом.

Фон

Афиша выставки «Славянская эпопея 1930»

Альфонс Муха много лет работал над циклом «Славянский эпос» , который считал шедевром своей жизни. Он мечтал завершить такую ​​серию, прославление славянской истории, с начала 20-го века; однако его планы были ограничены финансовыми трудностями. В 1909 году ему удалось получить грант американского филантропа и страстного поклонника славянской культуры Чарльза Ричарда Крейна . Он начал с посещения мест, которые намеревался изобразить в цикле: России , Польши и Балкан , в том числе православных монастырей на горе Афон . Кроме того, он консультировался с историками относительно деталей исторических событий, чтобы обеспечить точное описание. В 1910 году он арендовал часть замка в Збироге и начал работу над сериалом.

Муха продолжал работать над циклом в течение 18 лет, постепенно отправляя картины в Прагу по мере их завершения. В 1919 году в пражском Клементинуме была показана первая часть цикла из одиннадцати полотен . В своей вступительной речи Муха заявил:

В 1921 году пять картин были показаны в Нью-Йорке и Чикаго, получив признание публики.

В 1928 году полный цикл был впервые показан во Дворце торговых ярмарок в Праге, столице Чехословакии.

Альфонс Муха умер в июле 1939 года. Незадолго до смерти он был допрошен в гестапо , так как он был важным представителем общественной жизни Чехословакии . Во время Второй мировой войны « Славянский эпос» был завернут и спрятан, чтобы предотвратить захват нацистами.

После чехословацкого государственного переворота 1948 года и последующего коммунистического захвата страны Муха считался декадентским и буржуазным художником, отчужденным от идеалов социалистического реализма . Строительство специального павильона для экспозиции цикла «Славянский эпос» стало неактуальным и несущественным для нового коммунистического режима. После войны картины были перевезены группой местных патриотов в замок в Моравском Крумлове, и в 1963 году цикл был выставлен там.

Творчество и работы Альфонса Мухи

Живопись Альфонса Мухи, за исключением эпических полотен «Славянская эпопея», немногочисленна и практически неизвестна широкой публике. В основном это камерная жанровая и портретная живопись:

  • «Женщина в красном», 1902
  • «Мадонна в лилиях», 1920
  • «Зимняя ночь», 1920
  • «Портрет Ярославы», 1930
  • «Женщина с горящей свечой», 1933

Цикл работ «Славянская эпопея»

Над живописным циклом «Славянская эпопея» Альфонс Муха работал с 1910 по 1928. 20 грандиозных полотен были переданы в дар Праге. Художник считал работу над этим циклом главным делом своей жизни. Часть картин из цикла:

  • «Славяне на исконной родине»
  • «Праздник в честь бога Свантовита»
  • «Симеон, царь Болгарии»
  • «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле»
  • «После Грюнвальского сражения»
  • «Ян Амос Коменский — последние дни в Наардене»
  • «Отмена крепостного права в России»

Литографии, афиши и плакаты

Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений, известных сегодня всему миру. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.

  • Афиши к спектаклям театра «Ренессанс», 1894-1900
  • «Саломея» 1897
  • «Времена года», серия 1896
  • «Четыре цветка», серия 1898
  • «Драгоценные камни», серия 1900
  • «Принцесса Гиацинт», 1911

Ювелирные украшения

Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. В поиске новых форм, он изучал историю, фольклор.

Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. В результате счастливого сотрудничества двух талантливых художников на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства

Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки», золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея»

Работая над «Славянской эпопеей», он надеялся донести до сознания людей свою духовную составляющую, патриотизм, обеспокоенность будущим своего народа. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм.

Отрывок, характеризующий Славянская эпопея

* Свантовит/Свентовит — в западнославянской мифологии «бог богов».

* Милич Ян из Кромержижа (?–1374) — чешский проповедник, предшественник Яна Гуса, призывавший к реформе церкви. Умер в темнице в Авиньоне.

** Гус Ян (1371–1415) — национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви; требовал возвращения к принципам раннего христианства. Осужден церковным собором в Констанце и сожжен.

19 октября 1918 г. из мастерской художника поступают полотна «Петр Хельчицкий» * и «Ян Амос Коменский — последние дни в Наардене» **.

* Хельчицкий Петр (ок. 1390 – ок. 1460) — идеолог умеренных таборитов в Чехии. Выступал за создание общества, основанного на равенстве и обязательном труде.

** Коменский Ян Амос (1592–1670) — чешский мыслитель-гуманист и педагог.

В 1919 г. эти одиннадцать полотен были выставлены в Праге, в 1921 г. они с огромным успехом экспонируются в Бруклинском музее Нью-Йорка.

24 февраля 1924 г. Муха дарит городу Праге картину «Пржемысл Отакар Второй» *, 16 сентября — полотно «После Грюнвальдской битвы» **, в 1925 г. — работы «После битвы на Виткове» *** и «Гуситский король Иржи Подебрадский» ****.

* Пржемысл II Отакар (ок. 1230–78) — король Чехии с 1253 г. Укрепил королевскую власть и военную мощь Чешского государства. Погиб в битве с немецкими войсками.

** Грюнвальдская битва 1410 (в немецкой литературе — битва под Танненбергом), решающее сражение «Великой войны» 1409-11, в котором польско-литовско-русские войска 15 июля разгромили войска Тевтонского ордена.

*** В апреле 1420 папа Мартин V и император Сигизмунд 1 объявили крестовый поход против Чехии. Крестоносцы осадили Прагу, но 14 июля были наголову разбиты гуситами под руководством Яна Жижки на Витковой горе (впоследствии в его честь названной Жижковой).

**** Йиржи из Подебрада (1420–1471) — чешский король в 1458–71. Стремился укрепить чешское государство, ограничить интриги папства. В 1466 осужден папой как еретик.

В октябре 1928 г. Альфонс Муха и Чарлз Р. Крейн, американский промышленник и дипломат, финансировавший этот гигантский проект, торжественно объявляют, что все двадцать монументальных полотен преподносятся ими в дар чешскому народу и городу Праге, включая те, которые были созданы в 1926–1928 гг., т. е.

История

Она была написана с по 1928 год по возвращении из США. Проект финансировал американский миллионер Чарльз Крейн, который интересовался славянским национализмом и хотел оказать политическое влияние в этом регионе Европы. Крейн основал кафедру славянских (или славянских ) исследований в Чикагском университете , которую занимал Томаш Масарик , будущий президент Чехословакии . Сын Масарика Ян был женат на дочери Чарльза Крейна Фрэнсис Крейн Лезерби. Во время панславянского банкета в Нью-Йорке Крейн встретил Муху, который нашел в нем щедрого покровителя. Мухе потребовалось восемнадцать лет, чтобы завершить его, и он даже спроектировал план павильона, который так и не был построен, для демонстрации работы.

Живопись

Одна из выпущенных графиком афиш сделала его знаменитым. Художнику сделала заказ великолепная французская актриса Сара Бернар. Альфонс создал афишу к спектаклю «Жисмонда». Артистка пребывала в таком восхищении, что рекомендовала его в качестве декоратора администрации театра «Ренессанс», и с этого момента поток заказов не иссякал.

Плакат Альфонса Мухи с Сарой Бернар в роли Жисмонды / Art Renewal Center

Помимо плакатов, афиш и вывесок, Муха писал картины. В этот период он получил возможность организовывать собственные выставки. Первая состоялась в 1897 году. Для Бернар Муха впоследствии создал ряд афиш к постановкам «Дама с камелиями», «Тоска», «Гамлет», «Медея» и т. д. Он сотрудничал с изданиями «Фигаро», «Народная жизнь», «Парижская жизнь».

Муха провел ряд вернисажей в Париже и Европе, пользуясь растущей популярностью. В 1898-м он свел знакомство с Жоржем Фуке, наследником ювелира. Результатом их дружбы стала созданная совместно коллекция ювелирных изделий. Успех оказался оглушительным, и Фуке заказал Мухе оформление фасада собственного дома, а также создание интерьера для магазина.

В 1910-м Муха вновь приехал в Чехию. Здесь он решил воплотить свою большую мечту и начал работу над циклом картин «Славянская эпопея». В тот период художник побывал в Москве и Петербурге, которые навеяли вдохновение для создания так называемых русских полотен серии. Работа над произведениями заняла 18 лет и была окончена в 1928 году. Параллельно Муха трудился и над заказами.

Автор передал в дар чешскому народу 20 картин об истории славян. В Праге не нашлось места, где можно было бы хранить такие масштабные полотна. Их хранили во Дворце ярмарок, затем в одном из замков, лишь в 1963 году картины были выставлены на всеобщее обозрение. Проект был одной из главных творческих задумок Альфонса Мухи, но его произведения «Драгоценные камни», «Зодиак» и другие оказались не менее востребованными и любимыми публикой.

Календарь «Зодиак» в оформлении Альфонса Мухи / MasterPiece Art

В 1918-м, после образования республики Чехословакия, правительство обратилось к художнику за созданием дизайна денежных купюр, марок, государственного герба и бланков официальных документов. Кроме того, в эти годы Муха создал эскиз витража для собора Святого Вита в Праге.

Муха посвятил всю свою жизнь творчеству. Работы автора пропитаны романтикой и мечтательностью. Его героини похожи на нимф, которых зритель застал в момент неги или кокетства. Работы графика долгое время оставались востребованными, но после 1930-х годов популярность художника пошла на спад. Эпоха диктовала иные идеалы. К началу Второй мировой войны живописец попал в опалу Третьего рейха, был внесен в список врагов и заключен в тюрьму как подозреваемый в антифашистской и националистической деятельности.

Полемика

Город Прага ведет десятилетнюю судебную тяжбу из-за работы, которая активизировалась в начале 2010 года

Большое внимание было уделено переносу Славянского эпоса из Моравского Крумлова (где он выставлялся почти 50 лет) в Прагу. Была надежда, что Прага, город, который посещают многие тысячи туристов, привлечет повышенное внимание к серии картин

Однако в пражских галереях нет подходящего места для работы. Поэтому некоторые чешские государственные учреждения, такие как Управление президента Чешской Республики , сочли предпочтительным оставить картины на их нынешнем местонахождении, поскольку там было мало проблем. Тем не менее, в начале 2010 года город Прага потребовал вернуть «Славянский эпос» для реставрационных работ и последующей демонстрации. Однако Фонд Мухи, которым руководят внук художника Джон Муха и его мать Джеральдин, заблокировали этот шаг, поскольку это была бы просто временная мера. Городские власти Праги утверждали, что владельцем картин был не Альфонс Муха, а Чарльз Р. Крейн, и что он подарил цикл городу Праге. Как сообщает газета Mladá fronta DNES , эта информация была подтверждена контрактами, обнаруженными в городских архивах. Фонд ведет переговоры с властями Праги о строительстве постоянного дома для работы.

25 июля 2010 года более тысячи человек собрались в Моравском Крумлове, чтобы выразить протест против запланированного переезда «Славянского эпоса» из города.

После двухлетнего спора между Прагой и моравским городом Моравский Крумлов знаменитый цикл из 20 монументальных полотен был — что опротестовали как защитники природы, так и историки искусства — в 2012 году был выставлен во дворце Велетржни Национальной галереи и остался там. до конца 2016 года. В 2018 году девять полотен «Славянского эпоса» были показаны в Брно во время фестиваля RE: PUBLIKA. Выставка объединила два противоположных мира работ известного художника модерна Альфонса Мухи — величественный «Славянский эпос» и уникальную коллекцию плакатов.

Картины были взяты из двухлетнего турне по Азии и вернулись в Прагу в 2019 году.

Альфонс Муха и его «Эпопея»

 

А.Муха. «Славянская эпопея». Апофеоз истории славянства.

Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, мастер театральной и
рекламной афиши. Один из ярчайших представителей стиля модерн.

Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия) . Получил первичное
художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы
театральных декораций. С1881 года Альфонс Муха был придворным художником
графа П.Куэна (1881–1885) и исполнил декоративное оформление части
интерьеров его замка в Грушовани (Моравия). Затем учился в Академии
художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. В 1887–1922
жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где
работал как живописец и педагог.

«Еще в 1900 году, – писал Альфонс Муха своему другу, – я решил посвятить
вторую половину своей жизни работе, которая помогла бы создавать и укреплять
в нас чувство национального сознания».

Помыслами мастер всегда оставался с родной Чехией. Он был горячим
приверженцем панславизма и мечтал своим творчеством послужить идее
объединения славянских народов, порабощенных Австро-Венгерской и Османской
империями. В  разгар славы, заваленный выгодными заказами, он принимает
решение круто изменить жизнь.

Незадолго до начала Первой мировой войны А. Муха совершает большую
поездку по славянским странам, собирает материалы, рисует, фотографирует. И,
возвратившись наконец на родину, запирается во дворце Збирог, чтобы начать
работать над монументальным проектом. Запирается на 20 лет! Итогом его
подвижнического труда стал цикл из 20 огромных (6х8 метров) полотен,
включающих каждое по несколько десятков персонажей, объединенных названием
«Славянская эпопея».

Первые три полотна посвящены затерянным в веках началам славянской
цивилизации. Действительность сочетается с фантазией: над нашими прапредками
парят огромные ипостаси древних языческих богов, их сменяют христианские
святые. Все видится как бы сквозь дымку истории: «Славяне на исконной
Родине», «Праздник Свантовита» (языческая обедня), «Введение славянской
литургии в Моравии» (обедня христиан как путь к сплочению на основе единого
языка проповеди – церковно-славянского). К этой группе примыкает полотно
«Царь Симеон Болгарский», посвященное государю, сумевшему объединить почти
все Балканы. Именно при нем появилась славянская письменность. Полотно
«После Грюнвальдской битвы» напоминает, как объединенное войско поляков,
литовцев и русских в 1410 году железной рукой остановило экспансию немецких
рыцарей-крестоносцев на Восток.

«Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле» посвящена памяти идеолога
чешской Реформации Яна Гуса, страстно выступавшего против кощунственной
торговли индульгенциями и нарушений заповедей Христа католической церковью,
осужденного церковным собором и сожженного на площади в Праге. «Встреча в
Кржижках» – о решении гуситов защищать свои идеи с оружием в руках.
«Гуситский король Иржи Подебрадский» – о герое, который выступал с идеей
освобождения светской власти из-под влияния церкви. Еще два полотна
повествуют о становлении славянской культуры: «Печатание Кралицкой Библии в
Иванчицах» и «Ян Амос Коменский – последние дни в Наардене».

Борьбе славян против Османского ига посвящена картина «Оборона Цигета».
Она рассказывает о подвиге защитников крепости Цигет, взорвавших себя с
пороховым погребом и погибших вместе со множеством врагов. Работа была
написана вскоре после начала Первой мировой войны, и столб черного дыма,
рассекающий полотно, воспринимается не просто как след взрыва, а как
предвестие катастроф, которыми будет наполнен так страшно начавшийся ХХ век.
(В 1939 году престарелый художник умрет в оккупированной фашистами Праге от
сердечного приступа после вызова на допрос в гестапо.)

Три последние картины цикла оптимистичны, они отражают веру художника в
грядущее освобождение и великое будущее славянских народов. «Присяга
общества Омладина» – символ национального возрождения. «Отмена крепостного
права на Руси» –событие, имевшее общеславянское значение. И наконец,
«Апофеоз истории Славянства» – завершение эпопеи. Четыре цвета – четыре
эпохи. Древние времена – синеватая дымка. Средние века – красный цвет,
времена порабощения – черный. Вспышка ясного золотистого сияния – предвестие
свободы. Не только для славян, но и для всех народов мира.

В 1928 году Альфонс Муха преподнес свой цикл «Славянская эпопея» в дар
городу Праге. К сожалению, из-за огромных размеров не нашлось места для
показа и хранения полотен. После Второй мировой войны они были перевезены в
город Моравски-Крумлов и размещены на постоянную экспозицию в залах
старинного замка.

Музей Альфонса Мухи в Праге

дворце Кауницкого

В собрании музея представлено более 100 произведений. Живописные работы, рисунки, пастели, литографии, фотографии, личные вещи

Особое внимание уделено произведениям наиболее известного, парижского периода творчества художника. В музее работает сувенирная лавка

Стоимость посещения музея:

  • 180 крон — взрослые
  • 120 крон — дети, студенты и пожилых людей старше 65 лет
  • 490 крон — семейный билет (2 взрослых, 2 детей)

Адрес музея: Prague 1, Panská 7. Расположение на карте Праги:

Телефон: +420 221-451-333

Расписание работы: ежедневно с 10:00 до 18:00

Оцените работы художника в этой видеогалерее:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: