Музей-заповедник «Абрамцево»
Усадьбе принадлежит обширная территория в 50 га, на которой размещены несколько памятников архитектуры и большой парк. Музейные коллекции, собранные здесь, очень богаты и содержат более 25 тыс. экспонатов – живописных и графических работ, скульптурных произведений и изделий народного творчества, редкие архивы и фотографии.
Поленовская дача
Центральное место музейного ансамбля занимает самое старое здание в Абрамцево — главный усадебный дом, возведенный в XVIII веке. Его современная экспозиция посвящена семье писателя Аксакова и членам Мамонтовского художественного кружка.
В здании, где раньше размещался лечебный корпус, можно осмотреть постоянную экспозицию картин российских художников XX и XXI веков. В одноэтажной деревянной кухне сегодня хранятся собранные мамонтовцами предметы русского народного искусства. В узорчатом резном тереме Студии-мастерской регулярно проходят временные выставки работ известных живописцев, художников-графиков и скульпторов, а также мастеров декоративно-прикладного творчества. А одноэтажная баня-теремок хранит коллекцию мебели и предметов быта из старых усадебных столярных мастерских.
Беседка — «Избушка на курьих ножках»
Замечательным по красоте строением на территории музея-заповедника является церковь Спаса. Ее первоначальный проект разработал художник В.Д. Поленов. И его работу продолжил В.М. Васнецов. Архитектурная стилизация под русскую старину и оформление иконостаса этого храма поистине уникальны. Большинство икон для него были написаны самыми известными художниками мамонтовского кружка. Богослужения в храме Спаса проходят несколько раз в году, по памятным для Абрамцево праздникам.
Совершенно оригинальным архитектурным памятником 80-х годов XIX века можно считать деревянную беседку – «Избушка на курьих ножках». Она находится неподалеку от церкви. Кроме того, на территории музея-заповедника можно побывать в одноэтажной Поленовской даче, где художник проживал вместе с супругой.
«Скамья Врубеля»
Посетив усадьбу, обязательно стоит прогуляться по ее замечательному парку. Он разбит на трех террасах, спускающихся в долину реки Вори. В тенистом парке сохранилась старая Гоголевская аллея. По аккуратным парковым дорожкам хорошо бродить в любое время года, но особенно приятно здесь бывать летом и в начале осени.
Находка к юбилею
Примечательно, что накануне юбилея в музей-заповедник «Абрамцево» поступил на закупку ценнейший экспонат – скульптура испанца Мариано Бенльюре, когда-то принадлежавшая С.И. Мамонтову, запечатленная на известном портрете Саввы Ивановича кисти художника М.А. Врубеля.
Скульптура – уменьшенное повторение в бронзе и мраморе одного из фрагментов мавзолея блистательного испанского тенора Джулиана Гайарре (1846–1890). Монумент, выполненный известным испанским скульптором Мариано Бенльюре, и сейчас находится на кладбище города Ронкал в провинции Наварра (Испания). Мы можем лишь предполагать, каким образом это замечательное произведение оказалось в доме Саввы Мамонтова.
1891 г. – трагическое время для семьи Мамонтовых: летом умер 22-летний сын Андрей. Осенью Елизавета Григорьевна отправилась в Италию, чтобы заказать мрамор для надгробия. Чуть позже выехал в Италию и Савва Иванович вместе с Врубелем. Вероятно, они и увидели эскиз в мастерской у молодого скульптора Бенльюре, обучавшегося тогда в Риме. Мариано начал работать над памятником сразу после гибели Джулиана Гайарре, которого он хорошо знал. Не исключено, что Мамонтов слышал или даже знал певца, который много гастролировал и выступал, в том числе и в России.
Безусловно, сюжет скульптуры был созвучен настроению не только Мамонтова, но и Врубеля. После смерти Андрея, талантливого художника, Врубель писал своей сестре:
Летняя школа в Абрамцево
Видимо, в эту поездку Мамонтов приобрел скульптуру Мариано Бенльюре, и она впоследствии находилась в зале его московского дома. Именно ее можно видеть на самом известном портрете Мамонтова, принадлежащем кисти Михаила Врубеля.
Скульптура является своеобразным камертоном произведения, над которым Врубель работал в 1897 г. Как и многие другие работы художника, портрет вызвал самые противоречивые отклики, однако Мамонтов его очень ценил и не выставил на аукцион после разорения. Несколько лет портрет находился в доме Мамонтова в Бутырках.
В 1906 г. Мамонтов все-таки был вынужден продать портрет М.П. Рябушинскому, а впоследствии он оказался в собрании Государственной Третьяковской галереи. Судьба скульптуры, изображенной на портрете, долгое время оставалась неизвестной, и лишь недавно она обнаружилась в одной из частных коллекций.
Благодаря счастливому стечению обстоятельств, великолепное произведение Бенльюре оказалось в родном гнезде Саввы Ивановича Мамонтова – в Абрамцеве, но пока только временно. Через какое-то время оно должно будет покинуть стены Абрамцева, если не найдется возможность приобрести его в музейную коллекцию.
В год 175-летия со дня рождения Саввы Ивановича Мамонтова сотрудники музея обращаются ко всем, неравнодушным к судьбе отечественной культуры, к друзьям Абрамцева, с просьбой оказать посильную помощь, чтобы приобрести работу Мариано Бенльюре для пополнения коллекции музея-заповедника «Абрамцево». Мы будем глубоко признательны и благодарны за любую оказанную помощь.
Елена Митрофанова, заместитель директора музея-заповедника «Абрамцево» по научной работе
Императорская Академия художеств
Университетская наб., 17
Закончив учебу на юридическом факультете, М.А. Врубель отправился отбывать воинскую повинность. Осенью 1880 года, в возрасте 24 лет, он поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где продолжил обучение у Павла Чистякова. С самого начала Михаил выделялся среди других студентов особой манерой живописи и необычным взглядом на классические сюжеты. От прежней рассеянности не осталось и следа — Врубель превратился в фанатика своей работы и стал одним из любимых учеников Чистякова. С 1882 года он начал посещать также «акварельные утра» у И.Е. Репина во воскресеньям, но с этим преподавателем отношения не сложились.
В 1883 году студенческую работу Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» наградили второй серебряной медалью Академии. В это же время А. В. Прахов искал мастера для реставрации Кирилловской церкви XII века, и П.П. Чистяков порекомендовал профессору своего студента Врубеля. Осенью 1883 года Михаил оставил учебу и уехал в Киев, приняв лестное предложение. Работа так увлекла Врубеля, что в Академию он так и не вернулся — его ждала Москва.
Натурщица в обстановке Ренессанса, 1983
Пятая (Аларчинская) гимназия
Пр. Римского-Корсакова, 73
М.А. Врубель родился 17 марта 1856 года в семье старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса. Мать умерла спустя всего три года после рождения сына. Детство Михаила и его сестры Анны проходило в переездах по службе отца: Омск, Астрахань, Харьков, Саратов. В 1867 семья переехала в Петербург. Здесь Михаил поступил в Пятую гимназию у Аларчина моста, которая славилась современными методиками преподавания. Особенно юного Врубеля увлекало естествознание. Параллельно с учебой в гимназии он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Учеба в Петербурге длилась три года, после чего семья переехала в Одессу, где Михаил с отличием окончил Ришельевскую гимназию.
Михаил с сестрой Анной, 1870-е / neofit.ru
Фото: Пятая Санкт-Петербургская гимназия / citywalls.ru
Государственный Русский музей
Наб. канала Грибоедова, 2
Михаилу Алексндровичу Врубелю было суждено умереть, так и не узнав, что ему присвоили звание академика. Между тем, сегодня его картины выставляются в крупнейших российских музеях. В одном только Русском музее хранится более 250 работ Врубеля. В 66 зале Корпуса Бенуа можно увидеть полотна «Шестикрылый серафим» (1904), «Богатырь» (1898-1899), «Утро» (1897), а также гипсовую голову, которая служила художнику натурой при написании многочисленных работ на тему Демона.
«Шестикрылый серафим», 1904 / rusmuseumvrm.ru
Фото обложки: Врубель М.А, автопортрет с раковиной, 1904-1905 / rusmuseumvrm.ru
Императорский Университет
22-я линия В.О., д. 7
В 1874 году М.А. Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета. В начале студенчества он поселился у дяди Н. Х. Весселя и с его одобрения вел весьма богемный образ жизни. Юриспруденция не слишком интересовала Врубеля — он дважды проходил второй курс, а в конце обучения так и не защитил итоговую работу, оставшись в статусе действительного студента. В те годы Врубеля скорее интересовала философия, чем живопись — в частности, теория эстетики Канта. Однако сохранилась его графика к литературным произведениям, одна из самых известных работ — иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». На жизнь Врубель зарабатывал в качестве репетитора и гувернёра, параллельно посещая вечерний класс П.П. Чистякова в Академии художеств.
«Свидание Анны Карениной с сыном», 1878 / wikipedia.org
Императорский Университет / etoretro.ru
Достопримечательности усадьбы Абрамцево
Людская — построена в 1870-е годы. Сейчас здесь располагается сувенирный магазин и экскурсионное бюро.
Людская
Кухня (1870 г.). Коллекция произведений русского народного творчества, мебель, резьба, предметы крестьянского быта.
Мастерская и КухняКухня. Коллекция произведений русского народного искусстваКухня. Коллекция произведений русского народного искусства
Скамья Врубеля (начало ХХ века).
Мастерская (построена в 1873 году по проекту В.А. Гартмана на месте разобранного флигеля). Одноэтажное деревянное здание. В ней выставлены изделия абрамцевской керамической мастерской и произведения М.А. Врубеля.
Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платьеМастерская. Аленушка
Усадебный дом (конец 18 века, перестроен в 19 веке). Памятник русского деревянного классицизма. Восточный фасад с открытой террасой выходит в парк, западный — с двумя крыльцами. В мезонине две комнаты. Тематика экспозиций: «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».
Реконструкция Усадебного дома
Баня-теремок — по проекту И.П. Ропета (И.Н. Петрова). 1877 — 1878 гг. Постройка в «русском стиле», причудливое одноэтажное деревянное здание с мезонином. Раньше на этом месте у Аксакова была баня. Здание украшено резьбой. Представлены изделия столярно-резчицкой мастерской, мебель и предметы быта, которые были изготовлены по эскизам Е.Д. Поленовой (сестры Поленова) и других художников.
Баня-теремокБаня-теремок. Изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерскойБаня-теремок. Изразцовая печь
«Избушка на курьих ножках» (по проекту В.М. Васнецова, 1883 год). Это сруб, который стоит на бревнах. На двускатной крыше конек с резной головой коня. Сени крыты соломой. Фронтоны украшены изображениями совы и летучей мыши.
Избушка на курьих ножкахИзбушка на курьих ножкахИзбушка на курьих ножках
Церковь Спаса Нерукотворного (первоначальный проект В.Д. Поленова дополнил В.М. Васнецов, изменив пропорции и увеличив высоту стен; 1881 — 1882 годы). Богослужения проходят в дни, памятные для Абрамцева. Церковь стилизована под старину. Мозаичный пол с цветком (по эскизам Васнецова). Печь М.А. Врубеля. Нарядно выглядит часовня, украшенная изразцами с цветочным орнаментом. Около церкви погребены: Андрей (сын Мамонтовых), Вера (дочь Мамонтовых), Елизавета Григорьевна Мамонтова, Сергей (внук Мамонтовых), сам Савва Иванович Мамонтов.
Церковь Спаса НерукотворногоЦерковь Спаса Нерукотворного. Усыпальница МамонтовыхЦерковь Спаса Нерукотворного. ИконостасЦерковь Спаса Нерукотворного
Поленовская дача (была построена в 1882 году для четы Поленовых артелью местных плотников). Дача служила Поленову мастерской. Позже ее на лето сдавали. Во время Первой мировой войны в ней был лазарет для слепых. В одноэтажном деревянном здании, которое обогревается печью и камином (изразцы имитируют кирпичи), проходят тематические выставки. В настоящее время выставка, организованная к юбилею С.И. Мамонтова.
Дача ПоленоваДача Поленова. Выставка «Миллионер, художник и, кругом, артист» (к юбилею С. И. Мамонтова)Абрамево. Поленовская дачаДача Поленова. Выставка «Миллионер, художник и, кругом, артист» (к юбилею С. И. Мамонтова)
Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве» выставлена в бывшем лечебном корпусе санатория, построенном в 1938 году напротив усадебного дома. В 30-е годы XX века на противоположном берегу реки был основан Поселок Художников, где жили и работали советские художники и скульпторы. С 1971 года экспозиция открыта для посетителей. Она включает коллекцию скульптур, картины объединения художников «Бубновый валет», А.В. Васнецова, И.Э. Грабаря и др. В 2012 году представлена выставка «Романтический монтаж». Произведения 1920-х — 1930-х годов в собрании Музея-заповедника «Абрамцево».
Бывший лечебный корпус санатория, 1938 г.Выставка художников ХХ века. Работа В.И.Мухиной «Колхозница»
Верхний (Поленовский) пруд, Нижний пруд, река Воря.
Река Воря в Абрамцево
Клиника доктора Бари на Васильевском острове
5 линия В.О., 58-60
После свадьбы семья продолжила жизнь в Москве, периодически путешествуя и принимая предложения по работе в разных городах. В 1901 году у пары родился сын Савва, названный в честь С.И. Мамонтова. Заботы о семье полностью легли на плечи художника, и он с исступлением работал над своим полотном «Демон поверженный». Обеспокоенные друзья показали Врубеля знаменитому психиатру В.М. Бехтереву, который поставил художнику неутешительный диагноз: «неизлечимый прогрессивный паралич». В 1903 году умер сын Савва, и это усугубило и без того плачевное состояние художника. Началась череда скитаний по психиатрическим клиникам. В конце концов, весной 1906 года Врубеля перевели из московской клиники Усольцева в Петербург. Сначала его лечили в больнице Конасевича и Оранского, а в мае перевели в клинику доктора Бари. Здесь он провел последние четыре года жизни, будучи уже полностью слепым.
Портрет сына художника, 1902
М.А. Врубеля похоронили на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Прощальную речь над могилой художника произнес Александр Блок. Вот его слова:
Врубель пришёл к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим.
Дом Бажанова
Ул. Марата, 72
С этим адресом связан еще один важный период творчества Врубеля, во время которого он увлекся керамикой. В 1890 году художник приехал в Абрамцево, где стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций». Его увлекла основная идея эпохи модерн — совмещение высокой эстетики и практической пользы в одном изделии. В те годы именно здесь, в Абрамцевских мастерских, возрождалось искусство русской майолики. Врубель вместе с керамистом Петром Ваулиным сыграл в этом деле первостепенную роль. Керамика стала для художника бесконечным полем для экспериментов — с пластикой, цветом и фактурой. В Доме Бажанова можно увидеть одну из пяти версий камина «Вольга Святославич и Микула Селянинович», которую создали по эскизам Врубеля в мастерской Ваулина и Гельдвейна в 1908 году.
Камин «Вольга Святославич и Микола Селянинович», 1908 / wikipedia.org
История этого камина началась еще в 1896 году, когда М.А. Врубель работал над панно для Всероссийской выставки в нижнем Новгороде. В те годы художник увлекся народными мотивами. Одно из панно он посвятил русской былине о Вольге и Микуле, а затем повторил этот же сюжет в оформлении камина. В 1896 году живописное панно было отвергнуто комиссией нижегородской выставки, а вот за керамическую работу в 1900 году Врубеля наградили золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Это произведение художник повторял еще четыре раза, но только в Доме Бажанова его использовали по назначению — в качестве действующего камина.
Интерьер Дома Бажанова / citywalls.ru
Панаевский театр
Адмиралтейская наб., 4 (сгорел в 1917 году)
После нескольких лет жизни в Москве у Саввы Мамонтова, зимой 1895-1896 годов Врубель приехал в Петербург. Здесь, в Панаевском театре, Мамонтов готовился представить сказочную оперу Энгельберта Гумпердинка «Гензель и Гретель». Врубель же заменил заболевшего Коровина в работе над декорациями и костюмами. На одной из репетиций художник впервые услышал голос Надежды Ивановны Забелы, которая исполняла партию Гретель. Михаила Александровича так поразил голос солистки, что он едва ли не в тот же вечер сделал ей предложение. Как вспоминала сама певица:
Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился.
Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок, 1904
Позже в разговоре с сестрой Врубель признавался, что если бы избранница ему отказала, он бы немедленно свел счеты с жизнью.
Вид на театр Панаева в 1900-1917 годах / nlr.ru
«Другие коллекционировали искусство, он же его двигал»
В октябре 2016 г. исполняется 175 лет со дня рождения С.И. Мамонтова. Масштаб и значимость личности Мамонтова – крупного промышленника, выдающегося деятеля железнодорожного строительства, страстного любителя искусства, основателя первой в России частной оперы, владельца художественных мастерских – были понятны русскому обществу уже при жизни Саввы Ивановича. Современники считали, что Мамонтову надо поставить четыре памятника: один – в Мурманске, другой – в Архангельске, третий – в Донецке, четвертый – в Москве, на Театральной площади.
Михаил Врубель. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 г.
Увлеченность искусством не помешала ему развернуться в полную силу и в деловом мире. Благодаря его стараниям были построены Ярославо-Архангельская и Донецко-Мариупольская железные дороги, которые продолжают работать и сейчас. Более 20 лет Мамонтов был безсменным председателем правления Мос¬ковско-Ярославо-Архангельской железной дороги. При этом Савва Иванович развивал отечественное производство железнодорожной отрасли полного цикла, от производства руды и выплавки чугуна до выпуска паровозов и вагонов. Железные дороги, построенные Мамонтовым, сыграли большую роль в истории нашего отечества в период Первой и Второй мировых войн.
Савва Иванович верил в особую миссию своего дела: развитие сети железных дорог должно было способствовать не только экономическому процветанию, но и культурному подъему. Он заказывал проекты вокзалов выдающимся архитекторам, интерьеры оформляли известные художники, даже обычные служебные постройки отличались особым стилем. Абрамцевская керамика украшает по сей день здания Москвы – гостиницы «Метрополь», «Националь», Ярославский вокзал, Государственную Третьяковскую галерею.
К концу 1890-х гг. Мамонтову удалось создать своеобразный промышленно-транспортный комплекс: Мытищинский вагоностроительный завод, Невский судостроительный и механический завод (производивший паровозы), чугунолитейные и горнорудные предприятия в Иркутской области, лесопромышленные предприятия, домостроительные общества в Москве и Петербурге.
Его привлекали богатства Русского Севера, потенциальные возможности которого он с размахом показал в экспозиции павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке 1896 г.
Савва Иванович обладал многочисленными талантами: музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актера, режиссера. В творческое содружество, известное как Абрамцевский (или Мамонтовский) художественный кружок, входили яркие представители русского искусства этого времени: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, В.А. Серов, М.В. Нестеров и многие другие.
Красная гостиная. Усадебный дом
Отечественное искусствоведение признает, что можно говорить о целом мамонтовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 1880–1890-х гг. В.М. Васнецов писал, что «Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других», в нем ощущалась «какая-то электрическая струя, зажигающая энергией окружающих». Савва Иванович был «художником и предпринимателем в одном лице», и всем, что он делал, по словам Станиславского, «тайно руководило искусство». Такого рода деятелей Россия, пожалуй, не знала. Он не был в точном смысле слова ни меценатом, как С.Т. Морозов и Н.П. Рябушинский, ни коллекционером, как П.М. Третьяков и А.П. Бахрушин. «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал», – писал известный художественный критик Я.А. Тугенхольд. Мамонтов довольно приблизительно знал технику изобразительного искусства, мог ошибиться в подлинности картины, однако В.И. Суриков очень ценил мнение Саввы Ивановича и нередко ему первому показывал свои работы. И.Е. Репин же прямо говорил: «Я люблю с ним советоваться. Он очень чуткий человек – артист и умница».
Как добраться до музея-заповедника «Абрамцево»
Усадьба расположена в 60 км от столицы, на территории Сергиево-Посадского района Московской области в селе Абрамцево, на Музейной улице, 1.
На электричке и пешком. От Ярославского вокзала в Москве через станцию «Абрамцево» ходят электропоезда, направляющиеся в Сергиев Посад, Александров и Балакирево. До станции электричка доходит за 1,10 -1,15 ч. От платформы путь до усадьбы составляет чуть более 1,5 км и проходит по живописной лесной тропе (общее направление – на запад). Дорога эта не утомительная и очень живописная. Заблудиться не получится – на деревьях во многих местах висят указатели к усадьбе.
Верхний пруд
На автомобиле. Из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе – до поворота на Лешково и Радонеж. Далее следует доехать до Хотьково, и отсюда повернуть на Абрамцево. Ко входу в усадьбу ведет главная дорога.
На автобусе. Из Сергиева Посада до усадьбы ходят рейсовые автобусы и маршрутки № 55 (8 рейсов в день). Время в пути – около часа. При посадке нужно быть внимательным – на машине должно быть указано, что маршрутка идет до Абрамцево. В противном случае, она довезет лишь до Хотьково.
Рейтинг достопримечательности:
← РОССИЯ | МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЕВРОПА → |
История Абрамцева
Усадьба Абрамцево имеет долгую историю. В XVI веке «Обрамково» и находящаяся поблизости деревня Мутовки принадлежали помещику Волынскому. В начале XVIII века это было поместье Ф.И.Головина, который происходил из знатного рода. В 1727 году Головин уволился из флота и поселился в Абрамкове. Он занялся устройством усадьбы. Однако поместье не оказалось доходным. В Абрамково (и двух соседних деревнях) было всего пятнадцать крестьянских дворов.
С 1783 по 1797 год поместье часто перепродавалось, несмотря на его прекрасное расположение в живописном месте. В 1797 году Абрамково купил Л.В. Молчанов. При Молчановых (до 1840 года) был выкопан пруд возле реки Вори, а в парке на спуске к реке сделаны террасы. К дому пристроили мезонин.
Крестьяне занимались земледелием и продажей леса. В их распоряжении была мельница. Женщины пряли лен, шерсть и ткали холсты. В 1841 году поместье вновь перепродается. Его приобретает В.В. Неведомский, а в 1843 году — писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). С этого времени начинается новый период истории усадьбы. Здесь бывали многие писатели, художники, музыканты: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.П. Погодин, М.С. Щепкин и др.
Однако со временем постройки обветшали. В 1870 году усадьбу Абрамцево, которое находилось к тому времени в запущенном состоянии (главный дом без фундамента, с гнилой крышей, перекосившимися полами, разваленными печами и т.п.), покупает Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Он был неординарным, талантливым человеком, который соединил в себе, казалось бы, несовместимое: удачливый богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель.
В Абрамцево неоднократно приезжали гостить В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие художники, актеры и музыканты.
Это собрание единомышленников вошло в историю русской культуры как Абрамцевский художественный кружок. Появляются мастерские (керамические, столярные и др.), возрождаются старинные ремесла. Собирается коллекция предметов крестьянского быта. Ставятся любительские спектакли.
Без преувеличения, духовной вдохновительницей всего этого была супруга С.И.Мамонтова Елизавета Григорьевна Мамонтова (в девичестве — Сапожникова, 1847-1908). Художник М.В.Нестеров так писал о ней:
В 1917 году Абрамцево было национализировано и стало государственным музеем-заповедником. Здесь работали И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, В.И. Мухина и др.
В наше время в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся более 25 тысяч экспонатов (живопись, декоративно-прикладное искусство, архивы прежних владельцев и их гостей и т.п.) и памятники архитектуры XVIII — XIX веков.
Слайды и текст этой презентации
М. А. Врубель и символизм
Позднякова Влада УГИ 453401
17 марта 1856 — 14 апреля 1910
Символизм
– направление в искусстве Евр к. 19 в. – нач. 20 в.- возникло как течение во Фр. поэзии, затрагивает сферы театра, изо, музыки- «Представляя разные стилевые тенденции эпох (поздний романт., акакд, Постимпресс, модерн), мастера этого направления были едины в своих представлениях об искусстве как о символе непознаваемой сущности, мира ведения и грез, в своих поисках новых, неаллегорических способов выражения современного эстетического идеала – неуловимых смысловых оттенков и состояний.- особенности: многозначность образа, игра метафор и ассоциаций.- реакция на позитивизм «позднего измельчавшего реализма и натуро-ма»- сформировалась новая нарочито многозначная илл-ия с утрированно экстатичными образами.
Кирилловская церковь
Фреска «Сошествие Святого Духа на Апостолов»
Врубель «Ангел с кадилом и свечей», эскиз к росписи Владимирского собора
Надгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве)Врубель1887, 43×59 см
Врубель «Эскиз орнамента к росписям во Владимирском соборе в Киеве», 1887
Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в КиевеМихаил Александрович Врубель1887, 31×43 см
Надгробный плач (второй вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в КиевеМихаил Александрович Врубель1887, 45×62.7 см
Врубель в Абрамцево: «красота пользы и польза красоты»
Врубель. «Голова Льва», ставшая в последствии эмблемой абрамцевской керамики
Михаил Врубель. Морская царица 1899 1900
Керамическая облицовка камина «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем». Автор эскиза М.А. Врубель
Врубель, Михаил АлександровичДемон летящий. 1899Холст, масло. 138,5 × 430,5 см, ГРМ
Врубель, Михаил АлександровичДемон поверженный. 1902Холст, Масло. 139 × 387 см ГТГ
Эскиз, 1901 год.
Эскиз, 1901 год.
М.А. Врубель «Сирень»1900
М. А. Врубель. Пан. 1899
Список используемой лит-ры
Аполлон. Элиис Лак. М. 1997Дмитриева, Н. А. Михаил Александрович Врубель : Альбом / Н. А. Дмитриева .— 2-е изд. — Л. : Художник РСФСР, 1990 .— 181 с.Алленов, М. Врубель Михаил / М. Алленов .— М. : СЛОВО/SLOVO, 1996 .— 96 сСарабьянов, Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века / Д.В. Сарабьянов .— Москва : АСТ-Пресс : Галарт, 2001 .— 302 с.Гомберг-Вержбинская, Э. П. Врубель / Э. П. Гомберг-Вержбинская .— М. : Искусство, 1959 .— 102 с.