Их познакомил Париж и искусство.
Мир признал его гениальность после его смерти. Его возлюбленная знала это всегда.
Муза Модильяни
, его ангел-хранитель, самая преданная поклонница и не венчанная жена,
Жанна
не могла жить без него. На следующий день после его кончины она подошла к окну шестого этажа и шагнула за любимым в вечность.
Их познакомил Париж и искусство
. Они встретились в апреле 1917 года в художественной академии Коларосси.
Жанна
– 19-летняя студентка, делающая свои первые наброски.
Амедео
, или, как называли его в богемной среде, Моди (фр. — проклятый), — 32-летний бедный художник, воспользовавшийся возможностью за 50 сантимов получить место с мольбертом и писать обнаженную натуру. Модильяни к тому времени уже 10 лет как жил в Париже.
За эти годы страстный и увлеченный искусством красавец тосканец растерял свой лоск, а изящные костюмы и рубашки с накрахмаленными воротничками сменил на мятый вельветовый пиджак и длинный шарф. Умный, обаятельный, прекрасно образованный, он жил за гранью нищеты. В его маленькой мастерской неподалеку от Люксембургского сада всего-то и было вещей что мольберт, узкая кровать, пара стульев да большой чемодан, на котором частенько ночевали гости – такие же полуголодные увлеченные искусством фантазеры. Но самыми постоянными друзьями художника были алкоголь и гашиш. А еще он был смертельно болен. Туберкулез.
Амедео Модильяни и
Жанна Эбютерн
Жанна была полная его противоположность. Миниатюрная, нежная, кроткая, строгое католическое воспитание, ни капли вина – неудивительно, что ее родители не желали дочери такого неприкаянного мужа-бессребреника. Однако удержать Жанну уже не могло ничего. В своего Амедео она влюбилась без памяти и с первого взгляда.
О донжуанстве Модильяни говорил весь Париж. Красивый, романтичный, с ореолом трагичности – у него были романы с самыми яркими и экстравагантными дамами из парижской богемы. Моди был своеобразной достопримечательностью Монмартра. В кафе и ресторанчиках его часто кормили бесплатно – за наброски на салфетках. Картины продавались плохо. Впрочем, гордый итальянец даже с пустым кошельком не соглашался писать портреты за деньги. Никто не может диктовать ему что и как рисовать. За мольбертом Модильяни проводил все свое время – когда не пил и не кутил с друзьями в кафе. В приступах яростной самокритики он уничтожал одну картину за другой. Он не жил – сгорал. Но появилась Жанна и вдохнула жизнь в него и в его творчество.
Их любовь была пропитана запахом масляных красок, алкоголя, гашиша и сырости нетопленой мастерской. Около 30 портретов возлюбленной написал художник за те три года, которые были отведены им судьбой. Сейчас они продаются за миллионы долларов. Только недавно были обнаружено несколько картин, написанные самой Жанной – оказалось, она была хорошим художником и обладала своим, уникальным стилем.
Но главным в ее жизни было не искусство. А он – Амедео. Каждый вечер она находила его в одном из парижских кафе и смиренно доставляла на трамвае домой. Мало что изменилось, когда у них родился ребенок, девочка, тоже Жанна. Они не были хорошими родителями. Она думала только о своем гении, а гений думал об искусстве. После их смерти ребенка удочерит сестра Амедео. Жанна Модильяни станет одним из лучших биографов художника.
В конце января 1920 года друзья застали художника, лежавшим на кровати в холодной мастерской почти без сознания. У него была последняя стадия туберкулеза. Беременная Жанна сидела рядом, бессмысленно глядя в одну точку. 24 января он умер в больнице для бедных. На следующий день она выбросилась из окна родительского дома. Музе не было места в этом мире без ее гения.
Спустя несколько лет после смерти художника родители Жанны Эбютерн согласились перезахоронить ее рядом с возлюбленным. На кладбище Пер-Лашез две могилы рядом: «Амедео Модильяни, художник, умерший на пороге славы» и «Жанна Эбютерн, его преданная спутница, не пожелавшая пережить разлуку с ним».
Почему Модильяни не рисовал глаза
Существует ряд объяснений тому, почему художник не прорисовывал глаза на своих портретах
Ряд исследователей предполагает, что человек, оценивая портрет или собеседника, в первую очередь обращает внимание на глаза. Глаза – доминанта портрета
Это зеркало души, которое мешало творцу.
Модильяни предлагает убрать эту доминанту, чтобы привлечь основное внимание ко всему остальному. Этакий хитрый психологический маневр
При этом действовал подобным образом не только он один.
Есть и другая версия. Не каждый знает, что Модильяни достаточно долго занимался скульптурой. На него огромное влияние оказал скульптур Константин Бранкузи в 1909 году. Художник даже на несколько лет забросил живопись ради нового увлечения. В это время им было создано немало причудливых голов из камня.
Они получили название столпы «Нежности», и появились под влиянием достаточно примитивного африканского искусства. Мастерская художника была завешена тотемными масками, которые представляли собой вытянутые лица с удлиненными шеями. Любил мастер также и культуру Древнего Египта. Кроме того, пустые глазницы присущи скульптуре. Все это впоследствии нашло воплощение в работах Модильяни.
Забросил скульптуру Модильяни по причине того, что материалы обходились достаточно дорого. К тому же пыль негативно влияла на здоровье художника. С детства у него были проблемы с легкими. Вот Модильяни и перенес на холст свою любовь к скульптуре.
Биография Модильяни
Амедео Модильяни
(Modigliani, Amedeo) (1884–1920), выдающийся итальянский живописец и
скульптор. Родился 12 июля 1884 в
Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902
Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в
Академию в Венеции.
В начале 1906 он приехал в
Париж, где занялся поисками современного художественного языка. Испытал
влияние П.Сезанна, Тулуз-Лотрека, П.Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге
выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет.
В ноябре 1907 Модильяни
познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и
стал первым коллекционером его работ. Художник стал членом группы Независимых
и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне.
Знакомство со скульптором
Константином Бранкузи в 1909 сыграло основополагающую роль в развитии
скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и
ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением
произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912
он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне.
С началом Первой мировой
войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в
жизни, безработица, нищета. В это время он встретил английскую поэтессу
Беатрис Гастингс, с которой прожил два года. Модильяни был дружен с такими
разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с
коллекционерами и деловыми людьми – Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским.
Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество.
В эти годы Модильяни
вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные произведения.
Присущая его произведениям отвлеченность явилась следствием изучения искусства
древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей
кубистов; в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью
психологической характеристики. Позже формальная сторона его творчества
становится все более простой и классичной, сводится к сочетанию графического
и цветового ритмов.
В 1917 Модильяни, в то
время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной
Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. В следующем году
Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль.
Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнаженной
натуры: их сочли неприличными, и по требованию полиции полотна были сняты.
Тем не менее некоторые французские и иностранные коллекционеры проявили
интерес к работам Модильяни. В 1918 художник поехал на Лазурный берег для
отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать.
Модильяни умер вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром
следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой.
В работах Модильяни
сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое
чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук
всегда неспокойной совести.
Единственная выставка
В 1914 году Монпарнас стал новым центром притяжения творческой интеллигенции. Художники жили в полуразрушенных мастерских в нищенских условиях. Модильяни часто посещал местные кафе, где за неимением денег ему приходилось расплачиваться рисунками. Много времени он проводил со своей любовницей Беатрис Гастингс, которая в качестве обозревателя The New Age писала о светской жизни в Париже.
Беатрис Гастингс, 1915. (wikipedia.org)
В 1916-м Модильяни окончательно переключился на живопись. На полотна он перенёс неотъемлемые детали его скульптурных образов: вытянутая шея, овал лица, подобный маске, глаза, лишённые зрачков. Последнее стало визитной карточкой портретов кисти Модильяни. Деталь, восходящая к эстетической дематериализации и стилизации, — признак самоанализа и душевного спокойствия. Это глаза, которые не лицезреют видимого, являются символом отказа от всего внешнего и качеством трансцендентности. Данная традиция заимствована из африканских и восточноазиатских произведений искусства.
Невеста и жених, 1915−1916. (wikipedia.org)
Модильяни был заядлым рисовальщиком и любил писать с натуры, хотя иногда мог использовать фотографию для уточнения деталей. Часто, сидя в кафе или на улице, он доставал бумагу и карандаш и начинал так называемую графическую гимнастику. Художник был признанным мастером скетча: за 15 минут несколькими штрихами он схватывал главное. Эти рисунки служили набросками будущих картин. Кроме того, Модильяни обменивал их на товары, когда не хватало денег.
Портрет Леопольда Зборовски, 1916. (wikipedia.org)
Примерно в то же время арт-дилер Леопольд Зборовски настоял на том, что Модильяни должен попробовать себя в написании обнажённой натуры. Он гарантировал, что найдёт покупателей, которых заинтересуют такие полотна. Своё слово Зборовски сдержал: немало картин приобрели коллекционеры Йонас Неттер и Роже Дютийоль, что помогло Модильяни отчасти улучшить финансовое положение.
Обнажённые женщины Модильяни наследуют классической традиции: от «Рождения Венеры» Боттичелли до салонной живописи 19-го века, от «Махи обнажённой» Гойи и «Большой одалиски» Энгра до «Олимпии» Эдуарда Мане. Что особенно чувственно в произведениях Модильяни, так это небывалая близость модели к зрителю и мощное присутствие телесности, не смягчённой никаким мифологическим нарративом. Стилизация силуэтов и формализация являются отсылками к архаичному искусству.
На своей первой (и единственной при жизни) персональной выставке в декабре 1917 года Модильяни выставил 20 полотен, представлявших обнажённых женщин. Этот цикл картин, сегодня считающийся самым известным в наследии живописца, произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Вокруг галереи собралась такая толпа, что пришлось вмешаться полиции. Стражей порядка возмутила не столько сама нагота, сколько физиологичность изображений. Под угрозой конфискации полотна пришлось изъять из экспозиции. Наученный горьким опытом, Амедео больше не писал обнажённую натуру — модели на последующих работах так или иначе были прикрыты.
Интересно, что обвинения в порнографии и тяготению к сексуализации искусства противоречат личности самого Модильяни. В 1918 году он и его партнёрша Жанна Эбютерн посетили знаменитого импрессиониста Пьера Огюста Ренуара. Вероятно, желая повеселить Модильяни, Ренуар заявил, что считает картину с обнажённой натурой лишь тогда законченной, когда у него появляется желание шлёпнуть её по ягодице. Итальянец шутку не оценил и отрезал: «Мне не нравятся ягодицы».
В последние два года своей жизни он в основном писал самых близких ему людей, прежде всего Жанну, свою возлюбленную. Под впечатлением приближения отцовства он впервые начал изображать детей.
Алиса, 1918. (wikipedia.org)