Самые известные русские художники-пейзажисты и их картины

«Последний знаменосец передвижничества» Николай Касаткин

(1859 — 1930)

Автопортрет

В творческом созвездии русских художников-реалистов второй половины XIX — первой трети ХХ века, особую ступень занимает Николай Алексеевич Касаткин, один из мастеров, сохранивший заветы передвижничества, пронесший  идеи Товарищества до конца своих дней. Представитель старшего поколения «передвижников» Н. А. Ярошенко справедливо видел в нем своего прямого продолжателя.

Н.А. Касаткин — Академик и действительный член Петербургской Академии художеств, член «Товарищества передвижных художественных выставок» (с 1891 года), один из основателей социалистического реализма и самый первый народный художник Республики  (1923 г.).

Николай Алексеевич  родился в декабре 1859 года в  Москве.  Свой художественный дар он  унаследовал от отца, известного художника-литографа Алексея Касаткина. С четыр­надцати лет оттачивал мастерство в Мо­сковском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Перов, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников. За дипломную работу «Нищие на церковной паперти» на выпускном экзамене в 1883 году был удостоен высшей награды учебного заведения — большой серебряной медали и звания высококлассного художника.

Вплоть до самой революции 1917 года Касаткин работал педагогом в родном училище. Кроме этого, после окончания училища его пригласили на работу в издательство «И. Д. Сытин и К°», где художник проработал около тридцати лет.

С 1890 экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств  и Товарищества передвижных художественных выставок. Несколько картин с выставок «передвижников»  были приобретены П. М. Третьяковым. В 1900 за картину «В коридоре окружного суда» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.

Николай Алексеевич неоднократно совершал творческие поездки по России. Путешествовал по Волге и Уралу, с 1891 по 1901 ежегодно выезжал в район донецких шахт. В 1894 побывал на Кавказе в гостях у Н.А. Ярошенко, воспользовавшись любезным приглашением хозяина Кисловодской усадьбы: «…мне сдается, что Вы напрасно проводите летнее время по городам, вместо того, чтобы хорошенько отдохнуть и укрепиться физически и скорее где-нибудь на лоне природы, хотя бы в Кисловодске».  

Вместе с Ярошенко он совершил путешествие по Военно-Грузинской дороге. «Меня здесь очень любят и балуют, здесь я совсем как дома», — сообщает он родным…

После Октябрьской революции —  «отдав всю душу октябрю и маю» — Касаткин сохранил большой потенциал живописца. Оказавшись на «гребне волны» новых событий, он продолжал творить в духе времени, добывая славу и себе и отечеству. Ему первому было присуждено почётное звание народного художника Республики (1923). Он вошел в новосозданную Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1924 году был командирован в Англию для того, чтобы запечатлеть борьбу английского пролетариата за свои права. В 1929 в Москве прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставках мастера.

17 декабря  1930 года, давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Сигида» («Карийская трагедия»), Касаткин скоропостижно скончался.

Ретроспектива произведений Касаткина состоялась в 1953–1954 в Москве, Ленинграде и Таллине.

Музей Н.А. Ярошенко обладает достаточно большой коллекцией работ Н.А. Касаткина,  позволяющей открыть истинный художественный уровень его произведений. Более 300 живописных и графических работ, как дореволюционного, так и советского периодов творчества, было подарено членами семьи художника. Касаткин раскрывается в них как своеобразный и талантливый живописец.   Его блестящий талант колориста, способного любой бытовой сюжет показать таким пластически живописным сложным языком, что зачастую художественная сторона оказывается сильнее собственного сюжета.

Девушка с книгамиЖенская головаЖенский портрет (Рыжая)ЛесНа дачеНа торфяном болотеПортрет А.Н. КасаткинойПортрет девочки-шахтеркиПортрет девушкиПризнаниеСтолетний старикСумеркиТорфяное болото

Детство и юность

Николай Иванович Новиков родился в Московской губернии, в имении Тихвинское-Авдотьино, 27 апреля (8 мая) 1744 года. Он происходил из дворянской семьи, его отец был отставным офицером флота. Грамоте мальчика научил деревенский дьячок, позже Николая отдали в столичную гимназию. Молодой человек проучился там 5 лет и был исключен за лень и прогулы.

Вернувшись к родителям и прожив с ними еще 2 года, он отправился на службу в Измайловский полк, к которому был приписан при рождении. Военная карьера складывалась успешно, Новикова вскоре произвели в унтер-офицеры, но сам он к тому времени начал понимать, что душа его лежит не к армии, а к наукам и книжному делу. К этому времени относятся его первые литературные опыты. Николай издал 2 повести, самостоятельно переведенные с французского языка, и сонет.

Портрет Николая Новикова

В 1767 году Новикову поручили работу в комиссии, составлявшей обновленный свод законов «Новое уложение». Он оказался в числе молодых людей, которые должны были вести протоколы заседаний. Это было очень важным делом, находившимся под личным контролем Екатерины II, а включение в состав комиссии стало признанием его «особливым дворянином со способностями».

Там Николай Иванович смог глубоко изучить проблемы современной российской жизни, что заложило основы его просветительских взглядов. Императрица заметила способного молодого ученого, поэтому даже после перевода из Измайловского полка в Муромский Новиков остался работать в комиссии.

[править] Биография

Николай Абеленцев родился 6 октября в 1934 году в станице Новопокровская Краснодарского края. Ребенком пережил Великую Отечественную войну и немецкую оккупацию.

В 1954-1957 годах Н. Абеленцев проходил военную службу в составе группы советских войск в Германии. После демобилизации приехал в Ленинград и в 1958 году поступил в Ленинградское художественно-педагогическое училище, которое окончил в 1963 году.

В том же 1963 году Н. Абеленцев поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1969 году окончил институт по мастерской А. А. Мыльникова с присвоением квалификации художника живописи, представив в качестве дипломной работы эскиз росписи ленинградского ипподрома «Укрощение лошадей».

С 1969 года Н. Абеленцев участвовал в выставках, писал жанровые и тематические картины, портреты, пейзажи, занимался монументально-декоративным искусством. Работал по договорам с Ленинградским отделением Художественного фонда РСФСР и Комбинатом живописно-оформительского искусства.

В том же 1969 году Н. Абеленцев был принят в члены Ленинградского Союза художников, началась его многолетняя педагогическая работа, сначала в должности ассистента на кафедре ЛИЖСА имени И. Е. Репина.

В 1984-1987 годах Н. Абеленце преподавал живопись и композиции в Театральном Институте на Моховой, в 1987-1990 годах работал приглашённым деканом факультета рисунка, живописи и композиции в Институте Искусств в Адене (республика Йемен).

Произведения Н. И. Абеленцева представлены в художественных музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: