Ян ван эйк

Описание фигур

Оба персонажа картины Яна ван Эйка («Портрет четы Арнольфини») одеты в праздничные наряды. У туалета женщины виден аккуратно расправленный длинный шлейф, что означает ее принадлежность к богатому бюргерству. У нее округлый живот. По мнению специалистов, он, как и ее осанка в виде так называемой готической кривой, скорее всего, является не признаком беременности, а данью моде, таким образом подчеркивавшей главное достоинство дамы — плодовитость.

На мужчине надета цилиндрическая шляпа с широкой тульей, хук из бархата винно-красного цвета, подбитый мехом, и нижняя одежда из дорогой черной материи. Несмотря на богатый наряд, очевидно, что мужчина не является аристократом. Об этом свидетельствуют его деревянные башмаки, которые носили те, кто ходил пешком, тогда как представители благородного сословия ездили верхом или передвигались на носилках.

Поклонение (1426)

Эта картина — единственная работа Мазаччо, которая имеет точную дату создания. Об этом свидетельствуют официальные документы. Она является фрагментом большого Пизанского полиптиха, считавшегося утерянным, но к счастью, большая его часть найдена и хранится в музеях. Размер картины небольшой — всего 20×60 см. Работа выполнена на деревянной доске темперой.

Обилие персонажей делают эту прекрасную картину настоящей миниатюрой, иллюстрацией к сюжету о Рождестве Христа. Она изображает поклонение Волхвов, принёсших богатые дары младенцу Иисусу. Длинная процессия выстроилась перед Марией, которая держит на руках новорождённого пухленького младенца. Прекрасные изображения животных дополняют картину, а спокойный по тональности горный пейзаж подтверждает мастерство художника. Лёгкие облачка плывут по ультрамариновому небу. Такого же цвета покров Девы Марии и одного из волхвов. Особое место в картине занимают лошади. Они изображены в разных ракурсах, что придаёт картине динамизм и глубину.

Мазаччо отличался от своих коллег-современников тем, что он единственный умел правильно «поставить» фигуру на плоскость. До Мазаччо фигуры просто висели в пространстве, у него же — все люди стоят на земле.

Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»

На полотне изображены мужчина и женщина, стоящие на некотором отдалении друг от друга в спальне городского дома. Молодой человек (Джованни Арнольфини на момент написания картины исполнилось 34 года) изображен почти анфас. Его правая рука поднята на уровень плеча, как если бы он собрался произнести клятву. Его дама стоит, повернувшись влево. Комната, в которой они находятся, видна как бы сверху. Таким образом, на изображении отсутствует единая точка схождения горизонтальных и вертикальных осей.

Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Их соприкосновение выглядит очень церемониальным. Живописец изобразил руки почти в центре полотна, придавая, таким образом, им особое значение.

Интересные факты

Некоторые документы свидетельствуют, что у «Портрета четы Арнольфини» существовала верхняя крышка из дерева с изображением обнаженной девушки, совершающей ритуальное омовение невесты. Она хранилась в коллекции живописи кардинала Оттавиани, однако на данный момент утрачена. Итальянский историк Фацио описал ее в своем произведении De viris illustribus.

Еще один интересный факт: когда картина ван Эйка была изучена под инфракрасным излучением, оказалось, что все детали, которым приписывают символизм, были дописаны в конце работы над полотном. Иными словами, они не являлись частью замысла живописца, а появились позднее, возможно, по пожеланию заказчиков.

Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Наверняка она еще долго будет находиться в центре внимания всех тех, кто любит разгадывать исторические загадки, так что, вполне возможно, что нас ждут громкие сенсации.

Тайна прекрасной дамы

Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом.

Некоторые искусствоведы считают полотно документальным свидетельством бракосочетания купца. Тогда дама должна быть его женой. Известно, что в 1426 году Арнольфини женился на 13-летней Констанце Трента. Однако в 1433 году она умерла, т. е. на момент написания картины ее не было в живых. Тогда либо на картине ее изобразили посмертно, либо это вторая жена Арнольфини, о которой не сохранилось никаких документальных свидетельств.

Существует также мнение, что дама на портрете — это Маргарита ван Эйк, а мужчина — сам художник. Косвенным свидетельством этой гипотезы считается наличие на полотне изображения статуэтки святой Маргариты, которая находится рядом с лицом дамы. В то же время есть и другая версия. Согласно ей, Маргарита была покровительницей рожениц, и ее изображение рядом с альковом означает пожелание скорого прибавления в семействе.

Мадонна Кассини (1426)

Несмотря на свои небольшие размеры, всего 24×18 см, картина «Мадонна Кассини» является настоящим шедевром. Её обнаружили случайно среди ценностей, которые гитлеровцы пытались вывезти из Италии в конце своего падения. На обороте картины стоит штамп с гербом кардинала Антонио Кассини. Это и дало соответствующее название картине.

На каноническом золотом фоне изображена Мадонна с младенцем Иисусом. Картина написана в готическом стиле. Но это только на первый взгляд — стоит только приглядеться к позе Марии и малыша, как сразу становится видно, насколько изображение отличается от канонических готических мадонн.

Мазаччо изобразил Марию нежной матерью, которая играет со своим ребёнком, щекочет его за шейку. А младенец реагирует на щекотку, пытаясь поймать руку матери. Лицо Мадонны печальное. Она как бы предчувствует будущее, которое суждено её сыну.

Картина поражает тонкостью письма, выразительностью. На головке младенца выписана каждая кудряшка. Мелкие детали свивальника и одежды поражают тонкостью и мастерством исполнения. Несмотря на канонический золотой фон, лица и фигуры людей выглядят объёмными.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме «Девственница с канцлером Ролином» .
  • Веб-сайт Лувра — Интерактивное исследование Богородицы с младенцем с канцлером Роленом
  • Новые теории о Богородице с младенцем с канцлером Ролином и путешествием Яна ван Эйка в Испанию
vтеЯн ван Эйк
Работает
Портреты
  • Портрет мужчины с синим шапероном (ок. 1430 г.)
  • Леаль Сувенир (1432)
  • Портрет кардинала Никколо Альбергати (1432 г.)
  • Мужской портрет (Автопортрет?) (1433)
  • Портрет Арнольфини (1434 г.)
  • Портрет Бодуэна де Ланнуа (ок. 1435 г.)
  • Портрет Яна де Леува (1436)
  • Портрет Джованни ди Николао Арнольфини (ок. 1438)
  • Портрет Маргарет ван Эйк (1439)
Отдельные религиозные произведения
  • Благовещение, Мадрид (ок. 1432–1434)
  • Святой Франциск получает стигматы (ок. 1432–1440)
  • Благовещение, Вашингтон (ок. 1434–1436)
  • Мадонна канцлера Ролена (1435 г.)
  • Мадонна Лукки (1436 г.)
  • Мадонна с младенцем и каноник ван дер Пале (1436 г.)
  • Мадонна в церкви (ок. 1438–1440)
  • Мадонна у фонтана (1439)
  • Мадонна Яна Воса (1441–1443)
Полиптихи
  • Гентский алтарь (с Хубертом ван Эйком , завершен в 1432 году)
  • Диптих «Распятие и Страшный суд» (ок. 1430–1440)
  • Дрезденский триптих (ок. 1437 г.)
Иллюминированные рукописи
Рисунки
  • Святая Варвара (1437)
  • Эскиз кардинала Никколо Альбергати (ок. 1432 г.)
  • Этюд для распятия (ок. 1440 г.)
Потерянный
  • Портрет Изабеллы Португальской (ок. 1428–1429)
  • Святой Кристофер (ок. 1460–)
  • Купание женщины (ок. 1434)
  • Икона Вера (Голова Христа) (до 1438 г.)
  • Мадонна Николаса ван Маэльбеке (после 1440 г.)
Оспаривается
  • Три Марии у гроба (ок. 1420-е гг.)
  • Источник жизни (ок. 1432 г.)
  • Портрет мужчины с гвоздикой (1435 г.)
цех
  • Распятие (ок. 1430–1432)
  • Мадонна Инс Холла (после 1434 г.)
  • Христос на кресте с Богородицей и святым Иоанном (ок. 1435 г.)
  • Святой Иероним в своем кабинете (1442 г.)
Авторитетный контроль
  • BNF : cb13506123t (данные)
  • Joconde : 00000081347
  • RKDimages ID : 2110
  • SUDOC : 050195743
  • VIAF : 183708377
  • WorldCat Identities (через VIAF): 183708377

Ванэйковские «мадонны»

Отдельного внимания заслуживают знаменитые ванэйковские Мадонны: «Мадонна в церкви», «Мадонна каноника ван дер Пале» и «Мадонна канцлера Ролена». Эти работы изобилуют множеством невиданных на то время новшеств:

  • скрупулезной проработкой архитектуры, интерьера, одежды, украшений и предметов быта;
  • грамотной передачей светотени;
  • яркостью красок и многообразием оттенков;
  • продуманной сюжетной линией, в основе которой заложен религиозный символизм.

Мадонна в церкви

Мадонна каноника ван дер Пале

Мадонна канцлера Ролена

Портрет четы Арнольфини

Ещё одна изобилующая символами картина Яна ван Эйка – «Портрет четы Арнольфини» – раскрывает человеческую индивидуальность в обыденной обстановке.

Портрет четы Арнольфини

Герои как будто дают клятву верности друг другу, на что указывают их лица и жесты, а также пёс на переднем плане, олицетворяющий дружбу и преданность. Символично также изображение горящей свечи только над головой молодого человека. Не исключено, что на момент написания картины его возлюбленная умерла, так как свеча над её головой не горит… Апельсины на столе символизируют на неземное блаженство, а яблоко – грехопадение. Щётка символически показывает чистоту отношений между мужем и женой. Чётки – знак благочестия.

Масляная техника Яна ван Эйка

Эмалевидная поверхность картин Ван Эйка — результат использования техники масляного письма, которая позволяет достичь глубины и богатства цвета. Нанося один поверх другого полупрозрачные слои, живописец достигает слитности мазков и получает смягчённые контуры, что делает композицию в высшей степени реалистичной.

Ещё больше реализма и плавности переходов можно достичь методом сфумато, работая по технологии оптических просветов. Мягкие светотеневые взаимоотношения создаются методом «от пятна» ещё на стадии работы наждачной бумагой.

На этапах проработки композиции оптическими смесями и ввода цвета изображение «оживает», а после финишной лессировки маслом и усиления колорита масляными красками приобретает сочность и глубину пространства. Подробнее о стадиях работы по технологии оптических просветов, материалах и инструментах, применяемых для создания реалистичной живописи, можно прочитать в этой книге.

Несмотря на то, что произведения Ван Эйка – ещё не верх совершенства в плане геометрии и пропорций, его усовершенствованная масляная техника была признана в Европе. Она повсеместно укоренилась в Нидерландах, в 15 веке пришла в Германию и во Францию, а чуть позже завоевала сердца итальянских художников.Нередко встречается информация будто бы Ян ван Эйк изобрел масляную живопись. Это утверждение неверно, ведь маслом работали и до него. Однако достижения фламандца на этом поприще и вправду сродни изобретению. Он усовершенствовал состав масляных красок, сделав их намного более прочными и яркими.

За свою жизнь Ян ван Эйк написал более 100 произведений, большинство из которых, к сожалению, не сохранилось. Но даже по уцелевшим работам можно сделать вывод о том, насколько огромен вклад этого художника в мировую живопись.

Фреска «Чудо со статиром» (1425-1428)

По мнению многих искусствоведов, эта картина Мазаччо является лучшей его работой. Эта огромная фреска (2×5 м), учитывая время её создания, перешагнула своё время на целое столетие вперёд. Современники этой фрески ещё выполнены в готическом стиле, их плоские, статичные фигуры размещены в безликом двухмерном пространстве. Мазаччо поражал своим неповторимым мастерством изображать объёмные, реалистичные фигуры людей в трёхмерном, живом пространстве.

Сразу бросается в глаза правильная перспектива и чёткие формы архитектурных сооружений. Здания и пейзаж, изображённые на фреске, играют такую же огромную роль, как и прекрасно выполненные фигуры людей. Гармония пространства создаёт полное ощущение реальности происходящего. Яркие и насыщенные цвета фрески преобладают оттенками красного, но нет ощущения пресыщения этим цветом, напротив, он прекрасно вписывается в холодные сине-голубые и бежевые тона горного пейзажа. Складки одежды, тени, отбрасываемые фигурами, делают изображение объёмным, а фигуры реалистичными.

Судьба портрета после наполеоновских войн

Полотно нашлось в 1815 году. Ее новый владелец — британский полковник Джеймс Хей — рассказывал всем, что купил картину в Брюсселе. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Британцы, вместо того чтобы возвратить картины и статуи в Мадрид, погрузили их на корабль, отправлявшийся в Лондон. Видимо, Джеймс Хей, который командовал тогда 16-м драгунским полком и принимал участие в сражении с армией брата Наполеона, присвоил себе несколько конфискованных полотен, в том числе и знаменитую работу кисти ван Эйка.

На этом история картины «Портрет четы Арнольфини» не закончилась. В 1816 году полковник Хей привез ее в Лондон и передал будущему королю Георгу Четвертому «для опробации». Известно, что полотно висело в покоях принца-регента до весны 1818 года, но затем его вернули владельцу. В1828 году полковник передал картину на хранение приятелю, и о ее судьбе в следующие 13 лет ничего не было известно.

В 1842 году полотно приобрели для Лондонской национальной галереи за довольно скромную сумму, и до 1856 года оно экспонировалось там под названием «Фламандский мужчина и его жена». Позже надпись на табличке изменили. Сегодня полотно внесено во все каталоги как «Портрет четы Арнольфини», и перед ним всегда собираются толпы зрителей.

Мадонна каноника ван дер Пале

Мадонна каноника ван дер Пале, 1434—1436

По мнению исследователей, картина написана между 1434 и 1436 годами. Она была заказана для каноника Йориса ван дер Пале. Богоматерь восседает на престоле в центре картины с младенцем Христом на руках; с одной стороны — Святой Донатиан, покровитель Брюгге, а с другой — Святой Георгий в доспехах и стоящий на коленях ван дер Пале в клерикальной одежде. Святые представляют его Богородице, надеясь, что она заступится за него, когда придет его черед предстать перед Богом.

9. Портрет Яна де Лейва

Портрет Яна де Лейва, 1436

Еще один из замечательных портретов ван Эйка. Ян де Лейв, вероятно, был знакомым ван Эйка. Он был известным ювелиром в Брюгге, и ван Эйк показывает его одетым в черную шапочку и халат. Ян де Лейв смотрит на зрителя держа в руке золотое кольцо — символ профессии. На рамке, которая окружает портрет, есть надпись, которая проходит по всем четырем сторонам и закрашена так, чтобы выглядеть отлитой в бронзе. Изречение на фламандском языке гласит: «Я, Ян де Лейв, нарисован Яном ван Эйком.»

Рождество (год создания неизвестен)

Эта работа является лицевой частью Берлинского тондо, выполненного темперой по дереву. Диаметр картины 56 см. Это специфическая вещь, поднос, его дарили женщине в честь рождения ребёнка. Лицевая часть подноса изображает Рождество, а тыльная сторона украшена изображением ангела, играющего с собакой.

Рождество — сложная композиция, изобилующая различными фигурами, архитектурными деталями, с использованием перспективы. Небольшие размеры и монументальность картины делают её настоящим шедевром ренессанса. Обстановка и костюмы героев соответствуют времени художника. Очень красочная и яркая картина выполнена с величайшим мастерством.

Несколько слов о Яне ван Эйке

Художник родился где-то между 1385 и 1390 годом в городе Маасейке в Северных Нидерландах. В молодости он работал вместе со своим старшим братом Губертом. Тот также был успешным художником и считается одним из авторов знаменитого Гентского алтаря. В 1425 году мастер Ян стал придворным живописцем Бургундского герцога Филиппа Третьего Доброго. В 1431-м он приобрел дом в городе Брюгге, где жил до самой смерти.

Его по ошибке считают основоположником живописи масляными красками. На самом деле он просто усовершенствовал эту технику, но, несомненно, сделал многое, чтобы она стала основной в Нидерландах, откуда проникла в Германию и Италию.

Джованни Арнольфини

Человек, изображенный на известном полотне художника Яна ван Эйка, — это богатый купец из итальянского города Лукки. Еще в ранней молодости Джованни Арнольфини отправился в Брюгге, где основал несколько текстильных мануфактур, занимающихся производством дорогой одежды для аристократов. Кроме того, он занимался сделками купли/продажи драгоценностей, в том числе с европейскими монархами. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Однако он продолжал пользоваться авторитетом среди негоциантов и богатых ремесленников города Брюгге и даже часто приглашался в качестве третейского судьи для разрешения экономических споров.

Портрет четы Арнольфини

Портрет четы Арнольфини, 1434

Портрет Арнольфини, написанный в 1434 году, является одним из самых узнаваемых изображений в западном искусстве. Полноразмерный двойной портрет находится в Национальной галерее в Лондоне с 1842 года. Это шедевр натурализма в масле, на котором изображен Джованни ди Николао Арнольфини и его жена Констанца — и это первый парный портрет в Европейской живописи! Наиболее популярна версия, что на картине изображена свадебная церемония. Но есть так же предположение, что картина написана после смерти Констанцы — и заказана в память о ней. На эту мысль исследователей натолкнул то факт, над ее головой погасла свеча в люстре, в то время, как свеча над головой Джованни продолжает гореть.

Ссылки [ править ]

  • Буччи, Кристина (2005). Большая история искусства 4. Il Quattrocento . Il Sole 24 Ore . С. 194–198.
  • Фридлендер, Макс Якоб . Ранние нидерландские картины, Том 1: Ван Эйкс, Петрус Кристус . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер, 1967.
  • Гельфанд, Лаура; Гибсон, Уолтер. «Суррогатная личность:« Мадонна Ролена »и позднесредневековый религиозный портрет». Simiolus: Нидерланды ежеквартально по истории искусства, том 29, № 3/4, 2002.
  • Харбисон, Крейг. Ян ван Эйк, Игра реализма , стр. 100–118, Reaktion Books, Лондон, 1991, ISBN 0-948462-18-3 
  • Лейн, Барбара Г. (1984). Алтарь и алтарь, сакраментальные темы в ранней нидерландской живописи . Харпер и Роу. п. 18 . ISBN 0064301338.
  • Пехт, Отто. Ван Эйк и основатели ранней нидерландской живописи . 1999. Лондон: Harvey Miller Publishers. ISBN 1-872501-28-1 

Иконография [ править ]

Деталь, показывающая церковь над руками Ролина и собор над Христом, цветы в саду и раздавленных кроликов Lust.

Дева сидит с младенцем Христом «на коленях» (то есть на бедрах), которые составляют платформу для младенца. Этот очень традиционный мотив известен как Трон Мудрости , и его часто использовал Ян ван Эйк, который уточнял его значение в сложных аллюзиях. Тело Богородицы часто сравнивали с жертвенником, на котором присутствовал Христос, каким он считался во время мессы . Эта картина, возможно, изначально висела слева от места Ролина, перед его часовней в его приходской церкви, между ним и алтарем. Для Ролина, или зрителя настоящего и нарисованного Ролина вместе, Дева изображена на месте алтаря в часовне. освещенная рукописьперед Ролином открыта страница с большой буквой D, которая, вероятно, означает «Domine, labia mea aperies» («Господи, открой мои губы»), начало утрени ; поэтому это Книга часов .

Рогир ван дер Вейден в роли Святого Луки рисует для своей картины Богородицу. Сеттинг явно заимствован из Мадонны Ролин. Святой Лука рисует Богородицу , Бостон, ок. 1440.

Архитектура лоджии, как и на многих картинах ван Эйка, выполнена в богатом и изысканном романском стиле, далеком от готических стилей его времени. Сеттинг, вероятно, представляет собой одновременно воображаемое здание в Отене и «Небесный город Иерусалим»; показаны два персонажа из двух миров, и их окружение объединяет мир каждого.

Картина может быть связано с назначением в 1436 году от сына Rolin Жаном , как епископ Отуне ; на девственной стороне реки находится великолепный собор . Кроме того, прямо над руками Ролена есть церковь меньшего размера, возможно, предназначенная для представления новой церкви, посвященной Деве, или его приходской церкви Нотр-Дам-дю-Шастель, которую он значительно обогатил.

Похоже, есть серия иллюстраций Семи смертных грехов, распределенных по деталям картины. В рельефы только над головой шоу Rolin в (слева) изгнание Адама и Евы из Рая ( Pride ), то убийство Авеля Каином ( Envy ) и пьянства Ноя ( Gluttony ). Тогда львиные головы на столицах позади Ролина могут обозначать Гнев , а крошечные раздавленные кролики между колонной и основанием в ширме лоджии — Похоть.(примером которого они считались в средние века). Все эти детали находятся на стороне картины Ролина; на другой, божественной стороне нет эквивалентов. Однако это оставляет Скупость и Ленивость пропавшими без вести, если, возможно, человеческие фигуры самого Ролина (с его недополученным кошельком) и бездельников на террасе (возможно, включая, как указано выше, самого ван Эйка) представляют два последних порока.

Описание [ править ]

Сцена изображает Деву Марию в короне парящего Ангела, когда она представляет Младенцев Иисуса Ролину. Он расположен внутри просторной лоджии с богатым декором колонн и барельефов. На заднем плане — пейзаж с городом на реке, который, вероятно, должен был стать Отеном в Бургундии , родном городе Ролина. Широкий спектр хорошо детализированных дворцов, церквей, острова, мостов с башнями, холмов и полей изображен при равномерном освещении. Возможно, некоторые из многих земельных владений канцлера вокруг Отена включены в обзор. Туман покрывает горный хребет вдалеке. Как и во многих ранних нидерландских картинах, крутизна холмов и гор показана намного больше, чем местная, для драматического эффекта.

Деталь ангела.

Небольшой сад с множеством узнаваемых цветов (включая лилии, ирисы, пионы и розы), видимый сразу за колоннами, символизирует добродетели Марии. Дальше две мужские фигуры в шаперонах смотрят через зубцы того, что выглядит как укрепленный балкон или мост. Было предположение, что они могут представлять ван Эйка и его помощника по образцу его портрета Арнольфини . Фигура справа носит красный шаперон, похожий на вероятный автопортрет ван Эйка в Национальной галерее в Лондоне . Рядом с ними две сороки и два павлина, последние — символы безнравственности и гордости, которым может поддаться даже такой могущественный человек, как Ролин. Однако Марти Домингес утверждает: павлины были символом Иисуса Христа, а сороки считались злом. Художники любят противопоставлять символических птиц дихотомии добра и зла: Ван Эйк на панели канцлера Ролена также будет использовать павлина и сороку .

В интерьере есть сложные источники света, типичные для ван Эйка, причем свет идет как из центрального портика, так и из боковых окон. Канцлер, чей сильный характер хорошо передан художником, одет в элегантную одежду с меховой подкладкой; Богородица того же размера, что и Ролин (скорее, новинка по сравнению с традициями готической живописи), вместо этого покрыта красной мантией. Младенец Иисус держит в левой руке крест. Перфекционистская обработка деталей и текстур, таких как капители, узорчатый мостовой, золотая корона ангела или одежда, характерны для работ Яна ван Эйка, и это один из лучших примеров.

Как и у других ван Эйкса, изображение пространства не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Сравнение плитки на полу с другими элементами показывает, что фигуры находятся всего в шести футах от экрана лоджии с колоннами, и что Ролину, возможно, придется протиснуться через проем, чтобы выбраться отсюда. Многие ван Эйкс показывают внутреннее пространство, которое на самом деле очень мало, но изображение тонко умело сохраняет ощущение интимности, но не ощущает себя стесненным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: