От фресок к портретам
Почти вся жизнь Аньоло Бронзино, возможно, получившего такое прозвище благодаря смуглому цвету кожи или же рыжим волосам, прошла во Флоренции. Он родился в 1503 году, поступил в обучение к художнику Раффаэллино, а затем – к Якопо Понтормо, одному из основоположников маньеризма. Бронзино был любимым учеником Понтормо, и в двадцатые годы XVI века они совместно трудились над росписью стен церквей, создавали алтарные картины и произведения религиозного и мифологического характера. Бронзино, разумеется, воспроизводил манеру учителя, поэтому в ряде случаев искусствоведы даже затрудняются с точной атрибуцией произведений.
А. Бронзино. Портрет молодого человека с книгой
А в 1532 году Аньоло Бронзино довелось написать портрет урбинского герцога Франческо I делла Ровере, и с этого времени художник работал главным образом как портретист. Вскоре выработался и стал узнаваемым его стиль: лица на портретах сохраняли особенное, отстраненное выражение, но, тем не менее, оставляли возможность увидеть характер, за внешней холодностью разглядеть тревогу, отчаяние, твердость или обреченность.
А. Бронзино. Портрет герцога Козимо I Медичи
В конце тридцатых художник уже состоял на службе у герцога Козимо I Медичи, на десятилетия не только оказавшись связанным рабочими и творческими отношениями с его домом, но и погрузившись в интриги, тайны и драмы флорентийской аристократии, что нашло свое отражение и на портретах. Из-под кисти Бронзино выходили один за другим изображения членов семьи Медичи и приближенных герцога. Удивительно, но несмотря на то, что живописные образы аристократов создавались по заказу, Бронзино не покидали музы и вдохновение при написании этих картин: по всей видимости, сама жизнь при дворе создавала благоприятную творческую атмосферу. Достаточно сказать, что многие члены правящего семейства и приближенные к нему отправлялись на тот свет по причинам никак от них не зависящим и зачастую преждевременно. Создавая портреты, художник как будто пытался угадать судьбу своей модели – и, судя по всему, ему это удавалось.
Аньоло Бронзино: гений маньеризма
Аньоло Бронзино (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы. Родился 17 ноября 1503 года в городе Монтичелли, в Тоскане.
Бронзино известен как один из ярчайших художников-маньеристов. В целом для этого направления, маньеризма, характерно противоречие телесного и духовного начал, природы и человека. Специфика художественного оформления выражается в напряженности поз персонажей, спиритуализме, перегруженности композиции, ломанных линиях, удлиненных или деформированных фигурах, необычном освещении и перспективе.
Становление творческого пути Аньоло Бронзино как художника (а стоит отметить, что он также занимался поэзией и даже был членом флорентийской академии) связано с именами Раффаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо — его учителями. Бронзино и его наставник Понтормо часто работали вместе. Они, например, занимались росписью монастыря — ордена картезианцев в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло. Кроме того следствием совместного творчества можно считать создание Бронзино нескольких картин на религиозно-мифологические сюжеты, которые были написаны в духе маньеризма. Его картины на эти темы отличают сложное композиционное построение, эротизм образов, несколько искусственные позы.
Однако известность Бронзино принесли именно его портреты. Особой заслугой живописца можно считать создание парадно-аристократического портрета, с его отчужденностью, замкнутостью образа и одновременно грациозной статичностью композиционного решения. Также для такого типа портретов характерны холодный колорит, в них заметна скрупулезная работа над изображением деталей.
Начало успеха Аньоло Бронзино как портретиста связывают с созданием в 1532 году картины, на которой изображен герцог Урбинский Гвидобальдо II делла Ровере (сын герцога Франческо Мария делла Ровере, чьим придворным художником некоторое время был Бронзино).
Важным периодом в творчестве живописца стало время, когда он работал художником при дворе династии Медичи во Флоренции, куда он переехал из Урбино. Здесь он оказался в кругу интеллектуальной элиты, которую возглавил герцог Козимо I Медичи. Работая при дворе, он, например, занимался оформлением праздничных и театральных декораций (один из примеров торжественных случаев, для которых Бронзино создавал украшения, — парадный въезд Элеоноры Толедской во Флоренцию в связи с бракосочетанием с Козимо I).
Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Члены семейства Медичи часто становились персонажами портретов, созданных Бронзино
Эти полотна художник создавал тщательно, уделяя внимание образам, отражающим сдержанность и аристократическое благородство
Элеонора Толедская с сыном (на этой картине герцогиня запечатлена в любимом платье, в нем же она была и похоронена). Картина создана около 1545 года.
Не только портретная живопись увлекала Бронзино. Он также писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы, а еще алтарные образы для церквей.
Одна из наиболее известных работ — «Аллегория с Венерой и Амуром» (иные варианты названия —«Триумф Венеры» и «Венера, Купидон, Безрассудство и Время»), около 1545 года.
Образы на этой работе достаточно неоднозначны. Основными мотивами можно считать похоть, зависть, ложь. Две центральные фигуры сцены — Венера и ее сын Амур. Бородатый старец в верхнем углу считается (ввиду наличия на картине песочных часов, изображенных за ним) Хроносом. Внушительный жест можно интерпретировать как препятствие для фигуры с похожим на маску лицом, размещенной в левом верхнем углу (Забвение), которая пытается спасти Венеру и Амура от кровосмешения. Старуха за спиной Амура, вероятно, представлена как метафора Ревности, хотя ее также считают символом последствий неразумной половой связи. Существо за Путто (он изображен справа от Венеры), с телом химеры и женским лицом, часто трактуется как Удовольствие и Обман (фигура протягивает Венере соты).
Пожалуй, свидетельством того, что Аньоло Бронзино был выдающейся личностью, оставившей большое творческое наследие, могут служить слова эпитафии на его могиле (похоронен во Флоренции; точная дата смерти не известна — или 1563, или 1572 год), которые гласят следующее: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…».
Камилла Керимова
Потеря времени и внутренняя пустота
На заднем плане картины мы видим Бога времени, Хроноса. Здесь он явно не случаен. Для предающихся страсти время теряет значение, они забывают обо всем на свете.
Художник как бы намекает, не слишком ли это серьёзная растрата для правителя целой страны? Так много нужно сделать. А тут все время уходит на сладострастие.
Я могу предположить, что женщина-маска рядом с Хроносом может олицетворять внутреннюю пустоту. Её глазницы пусты. Под маской тоже ничего нет.
Под влиянием плотских страстей люди “пустеют”. В их головах ничему другому не остаётся места. Ни подвигам, ни великим свершениям.
Венера и Амур
«Венера и Амур» — первая из многочисленных работ Кранаха на распространенную в Германии XVI века тему. Картина, несмотря на внушительные размеры и монументальность композиции, отличается почти миниатюрной тщательностью исполнения и тонкостью письма: очевидно, здесь проявилось влияние нидерландской живописной школы XV века, которая произвела на Кранаха сильное впечатление во время его путешествия по Нидерландам в 1508 году. Одновременно, кранаховская Венера — с удлиненными пропорциями обнаженного тела и маленькой головой, неподвижно застывшая на черном пустом фоне в напряженной позе, — напоминает и о готических статуях, и об образах, созданных маньеристами. Маньеристические тенденции, связанные с наследием готики, были очень сильны в немецком искусстве эпохи Ренессанса. Венера в картине Кранаха, с одной стороны, подчеркнуто объемна, материальна; с другой, — неустойчива, будто лишена точки опоры. Легкая прозрачная ткань больше подчеркивает, чем прикрывает ее греховную наготу. Противоречивость, многозначность трактовки образа богини усиливает второй персонаж картины — маленький золотоволосый Амур с натянутым луком в руках, поза которого более естественна и динамична, лукавый взгляд которого направлен на зрителя — скорее, именно он завлекает и угрожает, в то время как Венера погружена в себя.
1. Элеонора Толедская
Элеонора Толедская, дочь испанского вице-короля Неаполя, была выдана замуж за девятнадцатилетнего герцога Козимо в 1539 г. в возрасте семнадцати лет. У них было одиннадцать детей, большинство которых умерли в детском или юношеском возрасте.
Художник написал несколько портретов Элеоноры. Искусствоведы однозначно признают авторство Бронзино за тремя из них: помимо этого двойного портрета два одиночных портрета Элеоноры находятся в Праге (1543) и Берлине (1555—1560). Остальные портреты считаются копиями, выполненными учениками из мастерской Аньоло Бронзино. В то время копировать парадные портреты было обычным делом, иногда их передавали в подарок в дипломатических целях.
Основные произведения
- Мученичество святого Лаврентия, 1529, Собор Сан Лоренцо, Флоренция;
- Пигмалион и Галатея, 1529, Национальная галерея античного искусства, Рим;
- Фрески часовни святой Элеоноры Толедской, 1545–1564, Палаццо Веккио, Флоренция.
Снятие с креста, 1549. Дерево, темпера. Бронзино сохранял возвышенный придворный стиль маньеризма и в своих религиозных произведениях. Такова алтарная икона для домовой церкви Элеоноры Толедской (1522–1562), находящейся в ее дворце Веккио. Однако вскоре после завершения икона была подарена Николасу де Гравалю. В его склепе, расположенном в церкви монастыря кармелитов в Безансоне, она находилась вплоть до Французской революции.
Святое семейство Панчиатики, 1530–1548. Дерево, масло. Бронзино демонстрирует блестящее владение рисунком. Художнику свойственна ясность построения композиции и движений изображаемых людей. На картине — Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем, обнимающим младенца Христа. Сцена представлена на фоне скал, над которыми нависают свинцовые тучи. Над крепостью, возвышающейся на скале, реет знамя с гербом заказчика картины — семейства Панчиатики.
Пьета, около 1530. Дерево, масло. Это раннее произведение художника обнаруживает не только влияние Микеланджело, но и параллели с живописью Понтормо. Монументальность композиции и трагизм создаваемых образов проявляют истинное религиозное чувство автора картины. Художник проникновенно передает глубину страданий Богоматери и Марии Магдалины.
Портреты Бронзино
Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни Медичи, около 1545. Дерево, масло. Бронзино умело передавал определенную отстраненность персонажей своих портретов по отношению к внешнему миру. Жена Козимо Медичи (1519–1574) и ее маленький сын изображены в торжественной обстановке, отдалены от окружающей их действительности замкнутым и подчеркнуто бесстрастным выражением лиц. Фактура красок на портрете напоминает глазурь.
Портрет Бартоломео Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Бронзино достиг точной передачи индивидуальных черт портретируемых. Их образы художник воплощает в четких, почти геометрических формах. На данной картине это впечатление усиливается наличием архитектурного ансамбля на дальнем плане, создающего единую вертикаль с человеческой фигурой. Несмотря на пронизывающий зрителя взгляд, фигура Бартоломео Панчиатики (1507–1583) кажется застывшей.
Портрет Лукреции Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Перед нами супруга Бартоломео Панчиатики. Выражение ее лица строгое и несколько чопорное. В 1528 Бартоломео Панчиатики женился на Лукреции ди Джисмондо Пуччи (1507–1572). Оба портрета написаны приблизительно в одно и то же время, но художник не ставил задачу создать пару. Лукреция держит правую руку на открытой книге, что придает портрету более личностный характер.
Портрет Лауры Багтиферри, около 1555–1560. Холст, масло. Перед нами не просто гордая аристократка, поэтесса и жена скульптора Бартоломео Амманнаги (1511–1592). В трактовке образа присутствует философское начало. Строгая осанка, одухотворенное лицо, книга в руке говорят о глубокой религиозности этой женщины и ее уверенности в себе. Художник отражает идеи Контрреформации, оказывавшей определенное влияние на искусство того времени.
3. Описание
На портрете в три четверти Элеонора изображена сидя, несколько повернувшись влево, однако взгляд её направлен прямо на зрителя. Её левая рука покоится на складках тяжёлого платья, правой она обнимает за плечи своего маленького трёхлетнего сына, смотрящего мечтательно-отсутствующим взглядом. Джованни одет в простое детское платье без украшений из тёмно-синего с золотом шелка, из-под которого выглядывают расшитый золотом воротничок и складки на рукавах его нижней рубашки.
Его мать, напротив, одета в роскошное платье из парчи, украшенное жемчугом, которое эффектно оттеняется лазурным фоном картины. Фоновая синева становится несколько бледнее у головы Элеоноры и превращается в подобие светящегося нимба, который добавляет возвышенности её благородному облику. Тёмные волосы женщины уложены в строгую причёску с пробором посередине и удерживаются жемчужной сеткой. В ушах у Элеоноры серёжки тоже из жемчуга, только каплевидной формы.
Платье Элеоноры из белого шелка с арабесковым узором из бархата и необычным гранатовым узором из золотой парчи плотно облегает верхнюю часть её тела
Жёсткая форма рукавов с декоративными разрезами привлекает внимание к линии плеча. Прямой вырез декольте прикрывает плетение из парчового шнура и жемчуга, гармонирующее с сеткой в волосах герцогини
На талии у Элеоноры тяжёлая золотая цепочка с кисточкой на конце, на которую плотно набраны жемчужины. На груди Элеоноры два жемчужных ожерелья: одно опускается до середины груди, а другое, короткое, украшено кулоном из крупного обработанного топаза и каплевидной жемчужины. Ткань для платья была изготовлена по испанским образцам на мануфактуре Медичи во Флоренции. Так, как бы между прочим, эффектно демонстрируются возможности местной текстильной промышленности.
Лицо Элеоноры абсолютно пропорциональное и безупречное, как и цвет её кожи. Жёсткое платье скрывает формы женского тела, но также как и форма лица приближена к овалу, так и верхняя часть тела стремится к геометричности форм. В духе маньеризма пропорции тела несколько удлинены. Очевидно, что смысл парадного портрета заключался в изображении идеального образа, а не в точном портретном сходстве.
Биография Аньоло Бронзино
Аньоло Бронзино появился на свет 17 ноября 1503 года во Флоренции, в семье мясника. Его подлинное имя — Аньоло ди Козимо (Agnolo di Cosimo), а свое прозвище «Бронзино» он получил уже в молодые годы за характерный бронзовый оттенок кожи и рыжий цвет волос. С юных лет у мальчика проявился талант к рисованию, поэтому родители отдали его на обучение сначала в мастерскую художника Рафаэллино дель Гарбо (Raffaellino del Garbo), а чуть позже, в 14-летнем возрасте — к известному портретисту Понтормо (Pontormo).
Именно Понтормо принадлежит заслуга выработки уникального стиля своего ученика. Почти до 30 лет Бронзино много трудился вместе с учителем над фресковыми росписями и картинами на религиозную тематику, поэтому произведения мастера, созданные в этот период жизни, по праву считаются совместными работами двух выдающихся живописцев.
В 1530 году произошло знаковое событие в жизни Бронзино — он был назначен придворным художником герцога Урбинского Франческо Марии I делла Ровере (Francesco Maria I della Rovere). Вскоре художник получил объемный заказ на фресковую роспись виллы своего покровителя, с которым блестяще справился. Затем Бронзино написал для молодого наследника герцога — Гвидобальдо картину «Состязание Аполлона и Марсия» и его портрет. Эти произведения принесли живописцу широкую известность и положили начало расцвету его творческой карьеры.
В 1533 году Бронзино вернулся в родную Флоренцию, где был назначен на должность придворного художника герцога Алессандро Медичи (Alessandro Medici). Через 4 года 26-летний покровитель живописца умер от руки наемного убийцы, но это событие не отразилось негативно на судьбе художника. Напротив, после смерти Алессандро верховная власть во Флоренции оказалась в руках его дальнего родственника Козимо (Cosimo I de Medici), который продолжил оказывать покровительство Бронзино.
В обязанности придворного живописца входило не только написание картин, но и организация праздничных мероприятий с яркими театральными декорациями. Кроме того, Бронзино успевал рисовать эскизы для флорентийских гобеленовых мастерских и создавать алтарные образы для местных церквей.
Основным жанром в творчестве художника на протяжении многих лет оставался портрет, причем Бронзино за свою долгую жизнь так и не удосужился написать ни одного автопортрета. Зато он оставил потомкам целый ряд интересных аллегорических картин, в которых мастерски изобразил женскую и мужскую обнаженную натуру.
Большую часть жизни художник прожил в родной Флоренции, но в 1546 году он совершил творческую поездку в Рим, а в 1564-м — в Пизу. Став известным мастером живописи, Бронзино нашел время и для обучения молодых талантов, а его любимый ученик Алессандро Аллори (Alessandro Allori) впоследствии стал выдающимся портретистом эпохи Маньеризма.
Бронзино никогда не был женат, не имел детей и был весьма обеспеченным человеком. Он вел достаточно скромную жизнь и предпочитал проводить время в обществе интеллектуалов, а не в шумной кампании любителей спиртного. Тем не менее, время, отведенное судьбой художнику, неотвратимо приближалось к печальному концу.
23 ноября 1572 года Бронзино навсегда покинул этот мир и отошел в вечность. Его похороны прошли в очень скромной обстановке, а на могиле великого мастера был установлен простой монумент с душевной надписью: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…»
Элеонора Толедская
Элеонора Толедская, дочь испанского вице-короля Неаполя, была выдана замуж за девятнадцатилетнего барона Козимо в 1539 г. в возрасте семнадцати лет. У их было одиннадцать малышей, большая часть которых погибли в детском либо юношеском возрасте.
Живописец написал несколько портретов Элеоноры. Искусствоведы совершенно точно признают авторство Бронзино за 3-мя из их: кроме этого двойного портрета два одиночных портрета Элеоноры находятся в Праге (1543) и Берлине (1555—1560). Другие портреты числятся копиями, выполненными учениками из мастерской Аньоло Бронзино. В то время копировать парадные портреты было обыденным делом, время от времени их передавали в подарок в дипломатичных целях.
Жизнь и творчество
Аньоло Бронзино (1503, Монтичелли близ Флоренции – 1572, Флоренция), настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Маньяно — известный мастер маньеризма во Флоренции. Известен также под именем Аньоло Тори. Ученик Раффеллино дель Гарбо и Якопо Понтормо. Позднее увлекся творчеством Микеланджело, с произведениями которого мог познакомиться во время своей поездки в Рим в 1546–1547. С 1530 по 1533 выполнял заказы герцога Урбинского Гвидобальдо делла Ровере (1514–1574) и жил в Пезаро. По возвращении во Флоренцию Бронзино быстро добился успеха и в 1540 стал придворным живописцем семьи Медичи.
На раннем этапе творчества находился под сильным влиянием Понтормо. Позднее Бронзино больше внимания уделяет технике изображения материальных объектов. Благодаря особому подходу к колористическому решению картин, ему удалось достичь уравновешенности композиции и пластичности изображений человеческих фигур. Наряду с произведениями на религиозные и аллегорические мотивы особое место в его творчестве занимают портреты.
Парадный репрезентативный портрет
При всем великолепии драгоценностей и облачения, царской роскоши парчи, приглушённой прохладными тонами чёрного, белоснежного и бронзового, портрет Элеоноры испускает сдержанность, достоинство и размеренную уверенность авторитетного дома Медичи в собственной силе.
Щедрое внедрение лазури, ценного красочного материала, практически натюрмортная точность в изображении драгоценного облачения с приковывающим взор гранатовым узором по центру, этим древним эмблемой полноты жизни и плодородия, и, в конце концов, присутствие мальчугана на полотне — все это очевидные и сокрытые намёки на достояние, благополучие и власть семьи Медичи во Флоренции.
Козимо I, супруг Элеоноры, всё время собственного правления был обязан обосновывать своё право на власть, а из-за войн и страстного увлечения культурой и искусством его экономическое положение было никак не радужным, но это уже совершенно другая история.
Элеонора в возрасте 23-х лет, 1543, Прага
Элеонора в возрасте сорока лет, 1560, Берлин
Джованни Медичи, 1545, Уффици, Флоренция
Джованни Медичи в виде Иоанна Крестителя, галерея Боргезе, Ватикан
Самые известные картины Бронзино
Среди работ великого итальянского живописца есть множество выдающихся шедевров искусства. И все же, самыми известными картинами Бронзино можно по праву назвать следующие произведения:
- «Аллегория с Венерой и Амуром» (1545) — многофигурная аллегорическая картина с прекрасным эротическим образом римской богини любви. А идентификация второстепенных персонажей до сих пор вызывает яростные споры искусствоведов.
- «Портрет Козимо I Медичи в доспехах» (1545) — самый известный из числа портретов великого герцога Флоренции, написанных художником. На картине покровитель Бронзино изображен гордым и уверенным властителем.
- «Портрет Элеоноры Толедской с сыном» (1545) — изображение жены Козимо Медичи в шикарном платье из парчи вместе с сыном Джованни. Одежда дамы тщательно скрывает фигуру женщины, что полностью соответствует правилам написания портрета XVI века в стиле маньеризма.
- «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна» (1540-е) — прекрасная аллегорическая картина, на которой знаменитый генуэзский адмирал предстает перед зрителем в образе всесильного бога морей и океанов. Произведение написано в лучших традициях классической античной скульптуры, где герои почти всегда изображались обнаженными.
4. Парадный репрезентативный портрет
При всем великолепии драгоценностей и одеяния, королевской роскоши парчи, приглушённой холодными тонами чёрного, белого и бронзового, портрет Элеоноры излучает сдержанность, достоинство и спокойную уверенность знатного дома Медичи в своей силе.
Щедрое использование лазури, ценного живописного материала, почти натюрмортная точность в изображении драгоценного одеяния с приковывающим взгляд гранатовым узором по центру, этим античным символом полноты жизни и плодородия, и, наконец, присутствие мальчика на полотне — все это явные и скрытые намёки на богатство, благополучие и власть семьи Медичи во Флоренции.
Козимо I, муж Элеоноры, всё время своего правления был вынужден доказывать своё право на власть, а из-за войн и страстного увлечения культурой и искусством его экономическое положение было отнюдь не радужным, но это уже совсем другая история.
-
Элеонора в возрасте 23-х лет, 1543, Прага
-
Элеонора в возрасте сорока лет, 1560, Берлин
-
Джованни Медичи, 1545, Уффици, Флоренция
-
Джованни Медичи в облике Иоанна Крестителя, галерея Боргезе, Ватикан