11 признаков того, что перед вами картина маньеристов

Раздробленность и междоусобицы

В конце XIV — начале XV века Италию нельзя было назвать единой страной. После распада в XIII веке империи южно-германских королей Штауфенов долго не появлялся единый центр власти: Милан, Флоренция и Венеция, раздираемые междоусобицами, контролировали территорию к северу от Папского государства. На родине Медичи в то время бытовала республиканская форма правления — главный руководящий орган состоял из 9 членов Синьории. При этом существовал запрет на наследование должностей — не только личное, но и семейное. Членов совета выбирали случайным образом. Именно в эту пору Козимо Медичи удалось основать собственную династию правителей Флоренции.

Великие герцоги Тосканские[править | править код]

Французская политика Климента VII, вызвавшая разграбление Рима немцами, привела к изгнанию Медичи из Флоренции в 1527 г. Тогда папа заключил союз с Карлом V и с его помощью возвратил Флоренцию Алессандро. После десятимесячной осады Флоренция в г. сдалась немецким войскам. Алессандро Медичи, женившийся на Маргарите — побочной дочери Карла V — получил от него наследственную монархическую власть во Флоренции с титулом герцога. Распутство герцога создало массу недовольных, которые после безуспешных жалоб на него Карлу V составили заговор. Алессандро был убит своим родственником Лоренцино в 1537 г., но убийца вынужден был бежать и был убит в Венеции в 1548 г.

Подъем[править | править код]

В начале XV ст. Джованни Медичи достиг высших должностей, а в 1434 г. его сын Козимо, воспользовавшись недовольством народа знатью за частые войны и тяжёлые налоги, захватил в свои руки власть. С этих пор до конца столетия фамилия Медичи управляет республикой и приобретает громкую известность покровительством всем направлениям Ренессанса. При слабоумном и бесхарактерном сыне Козимо, Пьеро, популярность Медичи пострадала: против них был составлен заговор, который хотя и окончился неудачей, но вовлек Флоренцию в войну с Венецией. Сыновья Пьеро, Лоренцо и Джулиано, восстановили прежнее значение фамилии. Заговор Пацци в 1478 г. и умерщвление Джулиано только усилило влияние Медичи.

После смерти Лоренцо в 1492 г. его старший сын Пьеро уступил Карлу VIII, двинувшемуся на Неаполь, несколько важных пунктов во владениях Флоренции, за что был изгнан как изменник родине. В г. была восстановлена демократическая республика. Все попытки Пьеро (умер в ) вернуть прежнее положение остались безуспешными, и только в г. партия Медичи снова стала во главе республики.

Искусство[править | править код]

Род Медичи, правивший во Флоренции, одном из культурных центров Ренессанса, не мог не повлиять на возникновение большого количества произведений искусства. Они покровительствовали художникам, архитекторам, были и щедрыми меценатами, и просто — расточительными заказчиками .

Галерея Уффици, наполненная огромным количеством шедевров, находилась в личном владении династии, пока в 18 в. последняя представительница правящего рода Анна Мария Луиза Медичи не подарила ее городу.

Художники, работавшие на Медичиправить | править код

  • Вероккьо — скульптор и живописец: надгробие Козимо Медичи (1465), скульптурная группа «Уверение Фомы» (1476—1483), гробница Пьеро и Джованни Медичи, эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров Лоренцо Медичи, скульптура «Мальчик с дельфином» для фонтана виллы Медичи в Кареджи.
  • Микеланджело: работы для Лоренцо Медичи, оформление фасада семейной церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, Новая Сакристия (капелла Медичи), гробница Джулиано и Лоренцо Медичи, проч.
  • Беноццо Гоццоли — писал фрески для Медичи в Палаццо Медичи-Рикардо
  • Боттичелли: роспись знамени для Джулиано Медичи, картина «Поклонение волхвов», среди изображенных — представители рода (1475—1478), Портрет Джулиано Медичи, «Паллада и кентавр», «Весна», проч.
  • Бенвенуто Челлини — работал для гецога Козимо Медичи.
  • Джамболонья — прославленный скульптор: конный памятник Козимо I Медичи, Меркурий Медичи.
  • Бронзино — придворный портретист Козимо I.
  • Лука Джордано — фрески в палаццо Медичи-Риккарди.
  • Вазари
  • Фра Филиппо Липпи: алтарный образ Св. Михаила, проч.
  • Фра Беато Анджелико: Алтарь Сан Марко (1438—1440) для монастыря Св. Марка
  • Понтормо: росписи виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519—1521), проч.
  • Рафаэль: Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.
  • Тициан: Портрет Иполлито Медичи (1532-33).

Архитекторы и зданияправить | править код

  • Палаццо Медичи-Рикардо (1444-60) — арх. Микелоццо ди Бартоломео
  • Палаццо Веккьо (де ла Сеньория)
  • Палаццо Питти — арх. Брунеллески. Приобретен в собственность рода Элеонорой Толедской, супругой Козимо I.
  • Капелла Медичи в церк. св. Аннунциаты — арх. Микелоццо ди Бартоломео
  • Новая Сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо — Микеланджело

Происхождение[править | править код]

Происхождение фамильного имени точно неизвестно, по одной из версий, один из родоначальников клана был врачом (medico) при дворе Карла Великого. Основателем династии считается Джованни ди Биччи (1360—1429), который в г. был избран гонфалоньером Флоренции. Сыновья Джованни, Козимо (1389—1464) и Лоренцо (1394—1440), были первыми активными политическими деятелями Флорентийской республики.

Составив себе большое состояние коммерческими операциями, Медичи с половины XIV века принимают деятельное участие в борьбе народа (итал.ророlo minuto) со знатью, образовавшейся из слияния дворянства с богатой буржуазией (итал.popolo grasso), и всегда стоят на стороне народной партии. В г. Бартоломео Медичи составил неудачный заговор против знати, во главе которой стояли Альбицци, а в г. его брат Сальвестро, заняв высшую должность в республике (гонфалоньере), противодействием знати вызвал восстание черни (бунт чомпи итал.Ciompi), которое было подавлено Альбицци. Сальвестро был изгнан и вся фамилия Медичи была лишена права занимать общественные должности в течение десяти лет.

Папство и изгнание из Флоренции[править | править код]

Когда в 1513 г. кардинал Джиованни, брат Пьеро, вступил на папский престол под именем Льва Х, сын Пьеро — Лopeнцo — и другой племянник папы, кардинал Джулио — сын Джулиано, герцога Номурского — заняли прежнее положение во Флоренции. Папа дал Лоренцо герцогство Урбинское и устроил его брак с родственницей французского королевского дома, Магдалиной де ла Тур д’Овернь. После смерти Лоренцо в 1519 г., оставившего только дочь Катерину — будущую жену французского короля Генриха II, власть оставалась в руках Джулио до того, как он стал в 1523 г. папой под именем Климента VII. Во главе флорентийской республики стал тогда Алессандро Медичи — побочный сын Лоренцо — и кардинал Ипполито — побочный сын герцога Немурского.

Политик и делец

После прибытия во Флоренцию Козимо Медичи стал ее неофициальным правителем и до самой смерти пробыл в этом положении. Его современники понимали, что в основе политической власти лежит коммерческий успех. Не было в Италии более искусного банкира, чем Козимо Медичи. Он кредитовал даже Папу, который, несмотря на огромные доходы, которые он получал «с миру по нитке» от всех католиков, постоянно влезал в долги.

Правда, кредитование правителей было делом опасным — мало того, что титулованные особы могли просто отказаться платить или обанкротиться из-за дорогостоящей войны, так они еще и регулярно рисковали быть убитыми. Тем не менее Козимо нередко поступался экономическими выгодами в пользу политических.

Последние годы жизни и смерть

На закате жизни на долю Козимо Медичи выпало немало испытаний. Он тяжело пережил смерть младшего сына и внука. Семейный бизнес пришлось передать в руки Пьеро, тяготевшего к уединенной, духовной жизни и далекого от коммерческих и государственных дел. На политической арене Козимо тратил много сил, здоровья и времени на устранение недовольств оппонентов, восстававших против его единоличного управления республикой. При этом нетитулованный глава государства продолжал пользоваться огромным авторитетом и уважением у простых граждан.

Козимо почувствовал приближение смерти весной 1464 года. Вместе с женой он переехал в свою любимую виллу в Кареджи, где тихо скончался 1 августа того же года. Погребение состоялось в церкви Святого Лаврентия, усыпальнице известных представителей клана Медичи. Козимо завещал не устраивать пышных похорон, однако проститься с ним пришли все жители Флоренции. По приказу правительства на надгробии были высечены слова: «Отец отечества» – свидетельство и выражение истинного уважения народа, которое мудрый правитель снискал при жизни.

Последние рывки

Решающим шагом, который обеспечил Медичи постоянную власть, стало изменение в процедуре жеребьевки для определения членов Синьории. Значительно снизилось количество кандидатов и, таким образом, роль случая уменьшилась. К тому же в списке претендентов теперь могли оказаться лишь угодные Козимо люди. Многие флорентийские фамилии потеряли возможность занимать государственные должности.

Кризис для Медичи наступил лишь к 1455-му. Вернулась старая система управления, при которой Козимо уже не мог влиять на результаты выборов. К тому же казна была истощена многолетними войнами. Недовольство во Флоренции нарастало и привело к тому, что спустя два года против Медичи был устроен заговор. Его раскрыли, а лидера казнили, но это не помогло. Летом 1458-го наступил конституционный кризис, который разрешился благодаря точно выверенной политике Козимо. Сосредоточив в своих руках фактическую власть, Медичи в последние годы почти не занимался политикой, проводя все больше времени в своем дворце в Виа Ларга.

В 1464 году он умер. Его похоронили в церкви Сан-Лоренцо и начертали на надгробии «Отец отечества».

Упадок Флоренции[править | править код]

Правление Козимо II, с фантастическими планами завоеваний на Востоке и полным подчинением Испании, было началом упадка Флоренции. Только покровительство просвещению (Козимо II поощрял Галилея) оставалось неизменным и при нём, и при его сыне и преемнике, Фернандо II (1621—1670). Первые семь лет во главе правления стояли, как регентши, бабка и мать Фернандо, австрийская принцесса Мария-Магдалина. В это время Тоскана дошла почти до полного одичания. Фернандо усердно старался улучшить положение страны, но без особого успеха. Из многочисленных братьев Фернандо особенно известны Маттео, принимавший участие в 30-летней войне, и, последняя знаменитость из дома Медичи, кардинал Леопольдо, защищавший вместе с Фернандо Галилея.

Сын и преемник Фернандо, Козимо III (1670—1723), ханжа и педант, не мог остановить упадка Флоренции. У сыновей его не было потомства. Козимо III заставил своего брата, кардинала Франческо, сложить духовный сан и жениться, но и этот брак остался бесплодным. Наследник Козимо, сын его Джиованни-Гасто (1723-37), болезненный и до времени состарившийся, не принимал почти никакого участия в управлении. Со смертью его сестры Анны-Марии в 1743 г. прекратилась владетельная линия Медичи. Из второстепенных ветвей фамилии Медичи до настоящего времени во Флоренции сохранились Медичи-Торнаквинчи (Tornaquinci), маркизы Кастелина, и в Неаполе князья Оттайяно (Ottaiano) и герцоги Сарло.

Медичи против Альбицци

Для Козимо Медичи настала пора борьбы за власть. На одном берегу реки стоял клан Медичи и его союзники, разбогатевшие дельцы, на другом — семьи, чья власть была традиционной. Одним из главных противников Медичи была семья Альбицци. Нарастающий конфликт обострился из-за войны с Луккой, которую Флоренция начала в конце 1429-го. Изначально оба клана поддерживали войну, но позже использовали неудачный исход как оружие в борьбе за власть.

В 1933 году на жеребьевке постов в Синьорию две трети голосов оказались против Медичи. Когда Козимо прибыл в городской дворец для консультации, его арестовали и сослали в Падую на 10 лет.

Противники Медичи во главе с Ринальдо Альбицци надеялись, что смогут ослабить клан противников, отправив лидера в изгнание. Но их ожидания не оправдались: сеть Медичи продолжила эффективную работу. Вскоре Козимо поселился в Венеции, где его всячески поддерживали.

К тому же Флоренция нуждалась в деньгах, которые Медичи больше не выдавали. К концу 1934-го почти все члены Синьории были готовы заключить мир. 29 сентября Козимо вернулся на родину — и его возвращение, как и предыдущий уход, оказалось триумфальным.

Работает

1510-1519

  • Леда и Лебедь, около 1512 г., дерево, темпера, 55 x 40 см, Галерея Уффици , Флоренция
  • Святой Иоанн Креститель , около 1515 г., дерево, масло, 65 × 47,7  см , Дижон , Музей изящных искусств , .
  • Эпизод из больничной жизни , 1514 г., первоначально фреска в больнице Сан-Маттео, Galleria dell’Accademia во Флоренции , .
  • Украшение капеллы Папы, базилика Санта-Мария-Новелла , Флоренция , .
  • Фрески церкви Сантиссима Аннунциата , Флоренция , 1514 г .:
    • Священная беседа , фреска , часовня Сан-Лука, ;
    • Посещение , фреска, атриум, .
  • Рассказы Иосифа , около 1518 г., Лондон , Национальная галерея , :
    • Иосиф умолял своих братьев о помощи , дерево, масло, 36,3 × 142  см , ;
    • Иосиф продан Путифару , дерево , масло, 61 × 51,6  см , ;
    • Фараон возвращает свою должность главному виночерпию , дерево, масло, 61 × 51,7  см , ;
    • Иосиф в Египте , дерево, масло, 96,5 × 109,5  см , .
  • Святой Квентин , дерево, масло, 150 × 100  см , Сансеполькро , Pinacoteca Comunale, .
  • Алтарь Пуччи , 1518, Флоренция, церковь Сан-Микеле Висдомини, .
  • Портрет прекрасного резчика по камню (1517-1518), дерево, масло, 49 × 36  см , Париж , Лувр , .
  • Святой Иоанн Богослов и Святой Михаил Архангел , дерево, масло, 173 × 59  см , .
  • Вертумн и Помона , 1519, фреска, вилла Медичи в Поджо-а-Кайано , .

1520-1529

  • Сцена жертвоприношения , около 1520 г.), холст, темпера, гризайль, 85 × 148  см , Музей Каподимонте в Неаполе . Из собрания Фарнезе .
  • Святое Семейство со Святым Иоанном Крестителем , около 1522-1523 гг., Холст, масло, 120 × 99  см , Санкт-Петербург , Эрмитаж .
  • Поклонение волхвов , 1523, дерево, масло, 85 × 190  см , Флоренция , Палатинская галерея , дворец Питти . Исполняется для прихожей Джован Марии бенинтенди, .
  • Портрет Cosimo pater patriae , .
  • Двойной портрет двух друзей , около 1522 г., дерево, масло, 88 × 68  см , Венеция , Коллекция Витторио Чини , .

La Visitation (1528-1529), церковь ректора в Карминьяно .

Портрет лютниста (1529-1530), Ньюарк , Собрание Аланы .

  • Фрески в большом монастыре Картерия Сан-Лоренцо-аль-Монте в Галлуццо , недалеко от Флоренции (1523-1525), сегодня выставлены в Пинакотеке Чартерного дома, :
    • Молитва в саду оливковых деревьев  ;
    • Иисус перед Пилатом  ;
    • Восхождение на Голгофу  ;
    • Снятие с креста  ;
    • Воскресение .
  • Тайная вечеря Эммауса , 1525, 230 × 173  см , Флоренция, Галерея Уффици , . Казнен для монахов картезианского монастыря Галлуцо, .
  • Скиния Болдроне , .
  • Украшение капеллы Каппони , 1526 г., Флоренция, церковь Санта-Феличита , :
    • Четыре евангелиста  ;
    • Депонирование  ;
    • Благовещение .
  • Посещение , 1528-1529 гг., 202 × 156  см , Провост церкви Святых Михаила и Франциска Карминьяно , .
  • Святой Иероним , дерево, масло, 105 × 80  см , Ганновер , Niedersächsisches Landesmuseum, inv. КМ 132, .
  • Богородица с младенцем и Святой Анной между Святым Петром, Святым Себастьяном, Добрым Вором и Святым Бенедиктом , 1527-1529, дерево, масло, 228 × 176  см , Париж, Лувр . Алтарь главного алтаря монастырской церкви Сант-Анна ин Верзайя во Флоренции, .
  • Мученичество святого Мориса и Фиванского легиона или одиннадцати тысяч мучеников , 1529-1530, дерево, масло, 65 × 73  см , Флоренция , Палатинская галерея , дворец Питти . Предназначен для монахинь Хосписа Невинных .
  • Пигмалион и Галатея , дерево, масло, 81 × 64  см , Флоренция, Галерея Уффици, , .
  • Портрет лютниста , ок. 1529-1530, дерево, масло 81,2 × 57,7  см , Ньюарк (Делавэр) , собрание Аланы .
  • Портрет алебардиста , 1529-1530 гг., Масло на панели, перенесенной на холст, 92 × 72  см , Лос-Анджелес , Музей Дж. Пола Гетти , .

1530-1539

  • Портрет молодого человека в красной шляпе , ок. 1530 г., дерево, масло 92,1 × 73  см , Великобритания , собрание Дж. Томилсона Хилла .
  • Портрет Америго Антинори , около 1531 г., Лукка , Дворец-музей манси , .
  • Венера и любовь , дерево, масло, 128 × 197  см , Флоренция, Академия, , .
  • Портрет Марии Сальвиати и Козимо Медичи в детстве , масло на дереве, 88 × 71  см , Балтимор , Walters Art Gallery , , .
  • Портрет Козимо I ст оделся на испанском языке , масло по дереву, 101 × 76,2  см , Принстон , .

1540-1557

  • Монсеньор делла Каса , 1541-1544, дерево, масло, 102 × 79  см , Вашингтон , Национальная художественная галерея , Сэмюэл Х. Кресс , .
  • Украшение хора Сан-Лоренцо, 1546–1556, утраченная работа, .

Изображения в живописи

По свидетельствам современников, Козимо не отличался внешней привлекательностью и обладал заурядными физическими данными. Он предпочитал скромную, для своего положения одежду, был худым, небольшого роста, с грубыми чертами лица и землистым цветом кожи; приобретенные с возрастом подагра и артрит изуродовали фигуру и походку. Наиболее известное изображение Козимо – профильный портрет флорентийского художника Понтормо (настоящее имя – Якопо Каруччи (Jacopo Carucci)), написанный спустя более полвека после смерти основателя династии Медичи.

Увидеть картину можно в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), одном из самых старых художественных музеев не только Флоренции, но и всей Европы.

Казимо Старший изображен также в виде старца, жаждущего поцеловать маленького Христа, на картине «Поклонение волхвов», принадлежащей кисти знаменитого Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli).

В «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) – главном источнике информации о творцах эпохи Возрождения, есть детальный анализ этой работы. Она считается одним из самых живых и точных портретов Козимо.

Меценатство

Козимо всегда покровительствовал гуманистам, людям искусства и литературы, стремясь сделать Флоренцию центром интеллектуальной жизни Италии. Он был одним из самых щедрых меценатов в Европе, скупал ценные книги, древнегреческие и латинские рукописи, щедро оплачивая переводы античных классиков (в том числе работы Платона и Цицерона), приглашал и обеспечивал выгодными заказами известных скульпторов, архитекторов и живописцев. Козимо оказывал содействие многим великим творцам Возрождения. В их число входили:

  • ученый, писатель и историк Леонардо Бруни;
  • писатель, собиратель античных манускриптов Поджо Браччолини;
  • теоретик искусства, архитектор Леон Баттиста Альберти;
  • мыслитель-гуманист, знаток латыни Кристофоро Ландино;
  • архитектор, скульптор Филиппо Брунеллески;
  • художник Филиппо Липпи;
  • скульптор Донателло;
  • архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломео.

В период его правления Флоренция преобразилась: значительные средства выделялись Медичи на возведение храмов, монастырей, приютов и больниц. Деньги Козимо были вложены в строительство кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (la Cattedrale di Santa Maria del Fiore), реконструкцию церкви Святого Марка (Basilica di San Marco), где была также основана публичная библиотека, обустройство дортуара монастыря Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce), обновление базилики Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo) и многие другие архитектурные сооружения.

В 1462 году по инициативе Медичи учредили Платоновскую академию, возглавил которую Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) – выдающийся философ, астролог, гуманист и знаток античного наследия. В течение 30 лет на вилле Козимо в Кареджи, превратившейся в центр флорентийского неоплатонизма, проходили заседания лучших представителей науки и искусства эпохи Возрождения, изучались труды древних мыслителей, обсуждались вопросы философии, эстетики и религии.

Династия[править | править код]

Файл:Лев Х (1513-1521)(1).jpg «Портрет Льва Х»

«Биа Медичи», Бронзино, 1542, Уффици

Представители династииправить | править код

  • Джованни ди Биччи
  • Козимо
  • Лоренцо Великолепный
  • Джулиано Медичи
  • Бартоломео Медичи
  • Алессандро Медичи

Женщиныправить | править код

Элеонора Толедская с сыном. Бронзино. 1545. Уффици, Флоренция

  • Екатерина Медичи, королева Франции
  • Мария Медичи, королева Франции
  • Биа Медичи, модель знаменитого детского портрета Бронзино
  • Элеонора Толедская, супруга Козимо I

Список гонфалоньеров республики Флоренцияправить | править код

  1. Сильвестро (1378—1381)
  2. Джованни (1421—1429)
  3. Козимо (1434—1464)
  4. Пьеро I (1464—1469)
  5. Лоренцо I (1469—1492)
  6. Пьеро II (1492—1494). Династия изгнана из города (1494—1512).
  7. Джованни (1512—1513)
  8. Лоренцо II (1513—1519)
  9. Джулио (1519—1523)
  1. Алессандро (1532—1537)
  2. Козимо I (1537—1569, с 1569 «Великое герцогство Тосканское», 1569—1574)
  3. Франческо I (1574—1587)
  4. Фердинанд I (1587—1609)
  5. Козимо II (1609—1621)
  6. Фердинанд II (1621—1670)
  7. Козимо III (1670—1723)
  8. Джованни Гастон (1723—1737). После его смерти владения получает Франц I, Император Священной Римской Империи.

Семья и образование

Козимо Медичи родился в 1389 году, во Флоренции. Он был старшим сыном в семье Джованни ди Биччи де Медичи (Giovanni di Bicci de’ Medici) и Пиккарды Буери (Piccarda Bueri). Глава семейства стал известным итальянским банкиром, пройдя непростой путь от обычного мелкого кредитора до создателя финансовой империи. Благодаря своей предприимчивости, трудолюбию и приданному жены, в 1392 году основал Банк Медичи – одно из самых преуспевающих коммерческих предприятий во всей Европе. Мать Козимо, Пиккарда Буери (Piccarda Bueri), была знатных кровей, происходила из старинного, аристократического рода, и считалась одной из первых красавиц Вероны.

Юноша получил блестящее всестороннее образование: обучался в школе монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели (Santa Maria degli Angeli), где ему преподавали философию, историю искусств, точные науки и иностранные языки. Он великолепно знал французский, немецкий, арабский и иврит. Одним из его учителей, а потом и другом, был лучший знаток классической литературы, словесности, латинского и греческого языков, гуманист Роберто де Росси (Roberto de’ Rossi), прививший искреннюю любовь к античному наследию. Огромную роль в воспитании сыграл отец, наставления которого повлияли на характер и судьбу Козимо Медичи. Джованни ди Биччи учил своего приемника скромности и умеренности, советовал остерегаться открыто выражать свои мысли, избегать судебных разбирательств и споров о политике, не проявлять гордыни и упрямства.

Родной брат

Всю жизнь Козимо Медичи чувствовал неразрывную связь с единственным, младшим братом Лоренцо (Lorenzo di Giovanni de’ Medici), родившимся на 6 лет позже. Сыновья Джованни ди Биччи никогда не терзались ревностью, не были конкурентами, и всегда оставались друг для друга мощной поддержкой и опорой. Они оба участвовали в коммерческих (позднее и политических) делах семьи. Лоренцо был менее инициативен, но помогал брату во всех его начинаниях. Он стал впоследствии родоначальником младшей ветви рода Медичи, потомком которой был Козимо I, провозглашенный в 1569 году первым правителем великого Тосканского герцогства.

Брак и дети

В 1416 году, в возрасте лет 27 лет, Козимо женился на итальянской аристократке Контессине де Барди, принадлежавшей к старинному и влиятельному роду флорентийских банкиров. Этот брачный союз был заключен по настоянию Джованни ди Бичи, и усилил положение клана Медичи. Известно, что Контессина участвовала в управлении финансовыми делами семьи, была очень скромной, рачительной и мудрой женщиной. Она пережила своего супруга на 9 лет.

В браке родилось двое детей: в 1416 году – Пьеро (Piero di Cosimo de’ Medici), получивший из-за болезни прозвище Подагрик (il Gottoso), и в 1421 году – Джованни (Giovanni di Cosimo de’ Medici). Младший сын, на которого возлагались большие надежды, как на приемника семейного дела, умер в возрасте 42 лет, за год до смерти отца. В 1469 году продолжателем великой династии Медичи станет сын Пьеро, 20-летний Лоренцо Великолепный (Lorenzo di Piero de Medici il Magnifico).

У Козимо был еще один внебрачный ребенок, рожденный в 1430 году от Маддалены, девушки, прислуживавшей в доме Медичи более 20 лет. Мальчика назвали Карлом, он воспитывался в семье вместе с законнорожденными детьми, и впоследствии стал настоятелем монастыря Сан-Стефано (Santo Stefano) в Прато.

Власть в руках Медичи

В 1434 году началась тридцатилетняя «золотая» эпоха правления Козимо Медичи. Пока он находился у власти Флоренция переживала период политической стабильности, а также экономического и культурного расцвета. К основным достижениям относились:

  • устранение противоречий между представителями разных слоев флорентийского общества;
  • мудрая социальная политика по отношению к простым гражданам (снижение налогов, поддержка в неурожайные годы и прочее);
  • установление мирных отношений с Миланом, Неаполем и Венецией;
  • присоединение некоторых соседних территорий;
  • увеличение престижа Флорентийской республики и ее превращение в центр международной политики;
  • развитие финансовой системы, а также судоходства, торговли, земледелия, шелкопрядильного производства;
  • ориентация на образование и культуру, привлечение во Флоренцию лучших представителей науки и искусства.

Интересно то, как Козимо Медичи управлял республикой: сосредоточив в своих руках фактическую и единоличную власть, он не имел высоких титулов, а пост гонфалоньера (главы Синьории) занимал всего три раза (сроком на два месяца), при этом до самой смерти оставался решающей фигурой, «серым кардиналом» в политической жизни Флоренции. Республиканская форма правления все больше приобретала номинальный характер. Ключевые государственные должности получали преданные и верные последователи, а сам Козимо предпочитал оставаться в тени. Осознавая силу капитала, он с легкостью разорял и уничтожал противников, или напротив, привлекал на свою сторону нужных людей. Деньги были его главным политическим оружием. Так, например, Медичи кредитовал самого Папу, короля Англии, герцога Бургундского и многих других высоких особ.

Политическая жизнь

Будучи умным, прозорливым и деятельным человеком, Козимо понимал, как важно участвовать в политической жизни. Отец подготовил для него хорошую почву: Джованни ди Биччи имел определенное влияние во Флоренции, во многом способствовал снижению налогов для людей, благодаря чему семья Медичи приобрела сторонников из числа простых горожан

Еще в 1415 и 1417 годах Козимо был избран на небольшие сроки членом флорентийской Синьории – высшего органа городского самоуправления. Позже стал главой партии народа, которая выступала как оппозиционная сила против местных патрициев.

Наиболее острой и открытой вражда семей стала после того, как была проиграна война Флоренции с Луккой и Миланом. Главе аристократической партии, Ринальдо Альбиции, путем интриг и ложных обвинений удалось добиться тюремного заключения Козимо. Речь шла даже о вынесении смертного приговора, но после долгих переговоров городские власти приняли постановление об изгнании Медичи и его родственников из Флоренции на 10 лет.

В 1433 году семья уехала из родного города в Падую (Padova), позже перебралась в Венецию. Примечательно, что когда Козимо покидал пределы Флорентийской республики, простые люди всячески оказывали ему поддержку, почет и уважение, а венецианцы встречали не как осужденного изгнанника, а как достойного государственного мужа. Находясь в Венеции Козимо продолжал вести бурную финансовую и политическую деятельность.

Клан Альбиции властвовал недолго. Ошибки во внешней политике и повышение налогов подорвали позиции аристократической партии. В 1434 году во флорентийской Синьории прошли выборы, в результате которых руководящие должности в городе заняли противники патрициев. Для семьи Альбиции это был полный провал. Козимо приехал во Флоренцию спустя год после своей «ссылки», и его возвращение было настоящим триумфом.

биография

Якопо Карруччи — сын художника по имени Бартоломео ди Якопо ди Мартино Карруччи и Алессандры ди Паскуале ди Заноби. Он осиротел в 10 лет. Его отправляют во Флоренцию , где он проведет остаток своей жизни. В 1511 году он поступил в мастерскую Андреа дель Сарто , затем Леонардо да Винчи и Пьеро ди Козимо . Он пробыл там всего несколько лет, а затем (1510-1516) его главным образом вдохновил стиль Андреа дель Сарто , чей повествовательный стиль и упорядоченные ритмы он впервые подражал.


Портрет Козимо Медичи (1518 г.), Флоренция , Музей Уффици .

В 1519 году Понтормо получил заказ на оформление виллы Медичи в Поджо-а-Кайано в Тоскане, где он создал фреску  Вертумна и Помоны , одну из его шедевров. Его посмертный портрет Козимо Старшего, выполненный по заказу Оттавиано Медичи, еще раз свидетельствует о доверии, оказанном Понтормо княжеской семьей.

Он подписал свой манифест маньеризма с алтарем Пуччи в церкви Сан-Микеле Висдомини во Флоренции в 1518 году.

В картинной галерее (установленной в большой трапезной дворца) картезианского монастыря Галлуццо он написал пять фресок Сцены Страстей, взятых из Великого монастыря (1523-1525) во время его пребывания в картезианском монастыре для побега. эпидемия чумы, которая свирепствовала во Флоренции.

С 1525 по 1528 год он работал над украшением часовни Барбадори (или Каппони) в церкви Санта-Феличита . Он был разработан Филиппо Брунеллески в XIV — го  века , и художественное оформление было поручено Pontormo Лодовико ди Джино Каппони. Картина свода исчезла, но все еще можно увидеть четырех евангелистов в подвесках и два его величайших шедевра: Благовещение на боковой стене и алтарь, изображающий Поклонение над алтарем. Последний, заключенный в его золотую славу, с его уникальной композицией, его искаженными позами, его персонажами с тревожными выражениями в кислых и стилизованных цветах, составляет одно из самых важных произведений зачатков маньеризма.

Осада Флоренции имперскими войсками в 1529 году и смерть Андреа дель Сарто в следующем году прерывают выразительный этап его жизни. Затем Понтормо впадает в глубокое отчаяние, которое ему до сих пор удавалось сдерживать. Он участвует в титаническом предприятии по заказу Медичи: украшает апсиду церкви Сан-Лоренцо . Эти фрески, из которых известны только подготовительные коробки, полностью исчезли.

Именно в области портретной живописи это приводит к счастливым и прочным результатам. Его персонажи, застывшие в позах, выделяются на замкнутом, «тупиковом» фоне, а металлические цвета, иногда ослепляющие, превращают фигуры в образы самих себя.

За последние два года жизни (с Март 1554 г. в Ноябрь 1556), Понтормо ведет загадочный журнал, в котором собраны записи о его питании, здоровье, общественной жизни и о ходе работы над фресками для хора базилики Сан-Лоренцо во Флоренции .

Дата смерти остается неопределенной. Мы точно знаем только дату захоронения Понтормо,2 января 1557 г., в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции. Следовательно, художник умер бы в последние дни года.Декабрь 1556 где 1 — й Январь одна тысяча пятьсот пятьдесят-семь.

Бронзино был его учеником.


Иосиф в Египте (1517-1518), Лондон , Национальная галерея .


Святой Иоанн Богослов (около 1525 г.), фреска в капелле Каппони, Флоренция , церковь Санта-Феличита .

Финансы и банковское дело

Еще в молодости Козимо проявлял себя как гениальный делец, обладающий великолепным чутьем, острым умом и предпринимательской жилкой. К 30 годам он уже активно участвовал в коммерческих делах отца, и возглавлял семейный банк. В 1429 году Джованни ди Биччи умер, оставив сыновьям огромное состояние. Помимо земельных угодий и прочего имущества, Козимо получил в наследство почти 180 тысяч флоринов (золотых флорентийских монет), и стал одним из богатейших людей Флоренции.

Сфера его деловых интересов была очень широкой: вместе с братом он занимался не только расширением банковской сети (филиалы были открыты в разных частях Европы, Северной Африке, на Ближнем и Дальнем Востоке), но и торговлей. Семейный бизнес Медичи монополизировал и охватывал следующие направления:

  1. производство и сбыт шерстяных и шелковых тканей;
  2. добыча квасцов, применяемых в текстильной и кожевенной промышленности;
  3. торговля ценными видами меха и дефицитными в Европе пряностями.

Ведение масштабной коммерческой деятельности диктовало необходимость выходить на политическую арену. Такая роль основателя клана Медичи оказалась очень значимой для Флоренции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: