Литература
- Понтий Пилат / Бабкина С. В. // Перу — Полуприцеп . — 2014. — С. 203. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7.
- Ельницкий Л. А. Кесарийская надпись Понтия Пилата // Вестник древней истории. — 1966. — № 3.
- Лопухин А. П. Пилат, Понтий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Львов Л. А. Надпись Понтия Пилата // Вопросы истории. — 1966. — № 7.
- Stauffer E. Münzprägung und Judenpolitik des Pontius Pilatus // La nouvelle Clio. 1960. — № 9
- Szanton N., Hagbi M., Uziel J., Ariel D. T. Pontius Pilate in Jerusalem: The Monumental Street from the Siloam Pool to the Temple Mount // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University. — 2019. — Vol. 46, № 2. — P. 147—166. — DOI:10.1080/03344355.2019.1650491.
1816–1822 Поздний период творчества
Как патриот, Антонио Канова не остался навсегда в Париже и в 1816 году окончательно вернулся в Рим. Несмотря на высокие должности и грандиозный успех Канова уже не мог работать в полную силу. Возраст и проблемы со здоровьем давали о себе знать и в 1818 году он вернулся в Поссаньо, где решил в тишине провести остаток жизни.
Храм Кановы
По просьбе местных жителей Канова принял участие в строительстве церкви Святой Троицы (Chiesa arcipretale della Santissima Trinità), известной сегодня как Храм Кановы (Tempio Canoviano).
Архитектурный талант скульптора проявился в уникальном проекте религиозного сооружения. Построенный в строгом неоклассическом стиле, он напоминает одновременно и римский Пантеон, и афинский Парфенон. Канова финансировал также все работы по строительству храма, а для пополнения средств продолжил брать заказы. Он не успел при жизни увидеть результат своего труда. Согласно завещанию работы по возведению церкви завершил в 1832 г. его сводный брат и друг детства епископ Джованни Баттиста Сартори (Giovanni Battista Sartori).
Интересный факт: Просьба Кановы похоронить его в римском Пантеоне была отклонена, что не помешало скульптору построить свой «Храм всех богов» в родном Поссаньо. Возведённый у подножия Коль Драга на высоте 342 м над уровнем моря, он производит должное впечатление.
Последние работы
Уже тяжелобольной Канова всё равно продолжал работать в периоды облегчения. В последние годы жизни он выполнил ряд копий своих знаменитых скульптур, а также завершил и создал новые, не менее прекрасные, чем на пике своей славы:
- Мраморный дуэт богов «Марс и Венера» (1815–1822), ставший аллегорий войны и мира в год победы Англии над Наполеоном в битве под Ватерлоу;
- Бюсты «Весталка» (1818), «Лукреции д’Эсте» (1821–1822), «Беатрис» (1818–1822);
- Кенотаф Стюартов для Собора Святого Петра (1819);
- Статую Джорджа Вашингтона в древнеримских доспехах (1815–1822);
- Статую Фердинанда IV в образе Минервы (1822);
- Две конные статуи для Пьяцца Плебисцито в Неаполе — Карла III Бурбона и его сына Фердинанда I (завершал работу после смерти Антонио Кановы его ученик Антонио Кали).
Тога и хитон
В третьем месте, где Евангелие говорит об одежде Иисуса, никаких переодеваний уже не было.
По римским правилам конвойной команде солдат, охранявших порядок при распятии преступников, полагалась в награду одежда казненных. Поэтому они просто раздели Иисуса перед тем, как прибить Его к кресту. И стали решать, кому и что достанется из Его вещей. Самих вещей было всего две. Верхняя одежда, которую римляне называли тога, состояла из одного большого куска ткани овальной формы. Тога накидывалась на плечи и потом определенным образом обматывалась вокруг тела. Вторая вещь называлась хитон — нечто вроде длинного свитера, который спускался ниже колена. Хитон надевался прямо на тело.
► Явление Спасителя на Геннисаретском озере. Дмитрий Хомяков, 2010. Христос облачен в хитон и тогу
Возможно, они бросали для этого игральные кости — у кого больше очков выпадет. Или, может быть, просто тянули палочки — кому достанется длинная, а кому короткая. А пока они были заняты этими делами, рядом с ними на кресте мучительной смертью умирал Спаситель мира, воплотившийся Бог Иисус Христос.
*** Одежда многое может рассказать о человеке. И по скудным евангельским упоминаниям об одежде Иисуса Христа становится понятно, каким видели Иисуса Христа люди в ту эпоху. Его одежда была совсем простой. Но даже враги своими руками одевали Его в светлые одежды и в пурпурную мантию царя. Да, это было сделано в насмешку над Иисусом. Но благодаря этим одеждам вот уже две тысячи лет люди во всем мире помнят, как Ирод признал Иисуса невиновным и Пилат спрашивал иудеев: «Царя ли вашего распну?» А разорванная воинами верхняя одежда Иисуса и Его хитон до сих пор хранятся в разных христианских храмах как великие святыни. Потому что одежда — продолжение человека, память о нем, свидетельство о том, как он жил на земле. А еще — напоминание о том, что всем нам еще предстоит увидеть Иисуса Христа во всей Его небесной славе и в ослепительных белых одеждах, сияющих, как свет солнца.
***
Что такое хитон?
Тест: Одежды Христа Читайте внимательнее!
В Библии есть всего три места, где одежде Христа уделено внимание. В нашей статье подробно рассказано не только об этом, но и о многих нюансах, касающихся истории одежд, которые носили люди во времена Иисуса
Возможно, вам стоит вернуться к некоторым интересным фрагментам статьи.
Поделиться результатом:
Тест: Одежды Христа Чуть-чуть не хватило внимательности!
В каждой из трех историй об одеждах Иисуса подробно изложен глубокий смысл тех библейских фрагментов, где упоминается одеяние Спасителя, а также дан интересный исторический комментарий. Чтобы получить «пятерку», Вам немного не хватило внимательности. Не расстраивайтесь!
Поделиться результатом:
Тест: Одежды Христа Самый внимательный читатель!
Для вас не составило труда ответить на вопросы нашего маленького теста. Значит, статью об одеждах Иисуса вы прочли детально и с интересом. Поздравляем с прекрасным результатом!
Поделиться результатом:
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.
Знакомство с Цезарем
Понтий Пилат, несмотря на политические потрясения, удержался на «должности» относительно долго – 10 лет. Возможно, это было связано со специфической политикой императора Тиберия, который утверждал, что частая смена наместников способствует распространению коррупции. О неучтивых чиновниках он привык говорить: «Они, как комары, сосут кровь, но когда хорошо напьются, то меньше вредят. Надо иметь милость к людям и не посылать к ним постоянно новых грабителей».
Супруга, предупредившая Пилата
Из Евангелия от Луки мы узнаем об еще оном лице этой истории – жене прокуратора. Взволнованная судьбой захваченного пленника она говорит мужу: «Не вдавайся в дело этого невинного человека, потому что сегодня во сне я много от него натерпелась» (27, 19). Евангелист не объясняет природу этих снов, но вкладывает в уста женщины слова, явно контрастирующие с приходящими со всех сторон обвинениями: она называет Иисуса справедливым.
Лука не уделяет больше внимания жене Пилата. Апокрифы, однако, дали ей имя, неизвестное в Библии – Клавдия Прокула. Ориген утверждал, что она должна была быть обращена в христианство. В упоминаниях св. Нины, которая занималась евангелизацией Грузии, оставлен небольшой комментарий по этому поводу. Клавдия, якобы, в течение некоторого времени хранила похоронный саван Иисуса, так называемую Туринскую плащаницу.
В глазах евреев: идолопоклонник
Несмотря на умеренные симпатии к Иисусу из Назарета, Понтий Пилат не уважает еврейский народ. По крайней мере, он несколько раз конфликтовал со своими подданными. Все началось с введением атрибутики с изображением Цезаря в крепость Антонии. Обиженные нарушением своих прав евреи очень энергично возражали.
Как пишет историк Иосиф Флавий: «Многие евреи пришли в Кесарию, чтобы убедить прокуратора не использовать эти символы. В течение пяти дней Пилат не желал их выслушать, он это сделал на шестой день, сидя в кресле судьи. Когда евреи собрались, он приказал окружить их кордоном солдат и угрожал им смертью, если они не перестанут мучить его своими требованиями. Евреи бросились на землю и оголили свои шеи, говоря, что предпочитают смерть нарушению своих прав. Пилат, не желая убивать такое количество людей, смягчился и снял флаги».
Кроме того, Пилат столкнулся с недовольством своих подданных, когда приказал разместить позолоченные щиты в честь Тиберия во дворце Ирода. Такой акт не был приемлем, особенно в святом центре иудаизма. Инцидент достиг самых высоких инстанций, в результате чего Пилату пришлось капитулировать.
Кровавый наместник или святой?
Непосредственной причиной смещения Пилата с должности было кровавое нападение на самаритянских паломников в 36 г. н. э. Обманутые лжепропроком они собрались в полном вооружении у подножия священной горы Гаризим. Прокуратор напал на них во главе своей армии и жестоко убил. Правитель Сирии, которому подчинялся Пилат (вероятно, Публий Сульпиций Квириний), приказал ему предоставить объяснения самому Цезарю.
Несмотря на это, коптской православной церковью в настоящее время Понтий Пилат признан святым. По преданию, он тайно принял христианство после смерти Иисуса. Это было сделано из-за жены, которая должна была убедить мужа в истинном послании Христа. Их памятный день приходится на 20 июня. В восточной православной церкви святой является только Клавдия, потому что в Евангелии она убеждала мужа, чтобы тот не имел ничего общего с распятием пророка из Назарета.
Поделиться этой записью
Черакки
Черакки, Джузеппе (Ceracchi, Giuseppe) 1751, Рим — 1801, Париж. Итальянский скульптор. Мастер европейского неоклассицизма. Много путешествовал. Прожил насыщенную жизнь, которая закончилась трагически: он был арестован и обвинен в заговоре против Наполеона Бонапарта, гильотинирован в 1801, хотя Наполеон ценил его талант. Сын золотых дел мастера; учился скульптуре у Т. Риги; в 1771 получил приз в Академии Св. Луки, позднее пользовался авторитетом в кругах римской Академии. Работал как портретист, создавал монументальные композиции. Совершил путешествия в Англию (в 1773), где выставлялся в Королевской академии Лондона (проект памятника У. Питу Старшему, 1779); исполнил статуи Силы и Умеренности для аттика Соммерсет-Хауса в Лондоне; сотрудничал с А. Дзукки, братьями Адам; посетил Нидерланды, Германию (1785), Австрию (1779), Голландию (1785). В 1791 снискал большую известность в Америке, где исполнил много портретов известных политических деятелей (Б. Франклина, Дж. Вашингтона, Т. Джефферсона, Дж. Медисона и др.); создал проект памятника Американской Свободе с аллегорической статуей Свободы. По возвращении в Рим в 1792 перевел портреты из терракоты в мрамор (бюст Дж. Вашингтона, 1794-1795, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Во время второй поездки в Америку (1794) надеялся на финансовую поддержку Конгресса США в осуществле- нии памятника Американской Свободе, но проект воплотить не удалось. Мечтал создать конный памятник Дж. Вашингтону — первому президенту США. В годы революционных событий во Франции (1795-1796) исполнил два бюста Наполеона, других деятелей революции, модель памятника Французской революции. Был человеком республиканских взглядов, находившимся в гуще политических событий. В Италии его крупными работами явились памятник голландскому барону Ян ван де Капеллену (1783-1789, Рим, парк виллы Боргезе), бюст Пьетро Метастазио (1787, Рим, Капитолийские музеи), исполненный для Пантеона; бюст Дж. Рейнолдса в позе императора Каракаллы (Лондон, Королевская академия художеств). Работы Черакки высоко оценивали современники. Президент Академии художеств Венеции Л. Чиконьяра писал о нем: «Римлянин Дж. Черакки взял верное направление в своих работах и смог бы стать крупнейшим мастером, если бы не политические события…». Черакки был яркой личностью и талантливым скульптором, оказал большое влияние на мастеров неоклассицизма в Италии. Лит.: Desportes U. Giuseppe Ceracchi in America and his Busts of George Washington // The Art Quarterly. 1963. Vol. 26. P. 141-179; Palazzo dei Conservatori. Roma. Giuseppe Ceracchi scultore giacobino. 1751-1801. Roma, 1989. Е. Федотова |
Чечони
Чечони, Адриано (Ceccioni, Adriano) 1836, Фонтебуона — 1886, Флоренция. Итальянский скульптор и живописец. Видный мастер веризма. Обучался скульптуре в Академии художеств Флоренции. В 1859 принял участие в революционных событиях Рисорджименто. В нач. 1860-х сблизился с Дж. Фаттори, Т. Синьорини, О. Боррани, С. Лега, Р. Сернези и другими мастерами, составившими ядро художественно-выставочного объединения «Школа маккьяйоли» (от итал. macchia — пятно), постоянно участвовал в их совместных выставках во Флоренции (до 1868). Местом встреч маккьяйоли было кафе «Микеланджело» на виа Ларга во Флоренции, где они обсуждали многие волновавшие их проблемы, высказывали свои взгляды на искусство. Подобная сцена запечатлена в полотне А. Чечони Кафе «Микеланджело» (1861, Милан, собрание Джакер). Это жанровая сцена, включающая гротескные портретные изображения. С 1863 по 1867 Чечони работал в селениях Портичи и Резина около Неаполя, стал (вместе с Д. Морелли) одним из создателей т. н. «Школы Резина», объединения мастеров, в которое входили художники Неаполя, разделявшие эстетические взгляды «маккьяйоли». Возвратясь во Флоренцию, продолжал заниматься живописью и скульптурой, а также начал сотрудничать в журналах и газетах, популяризируя взгляды флорентийских мастеров. После 1870 совершил поездку в Париж. С 1884 преподавал. В его скульптурах Мальчик с петухом (1868), Самоубийца (1865-1867, обе — Флоренция, галерея Питти), Кокетка (1870, Милан, частное собрание), Мать (1883, Рим, Нац. галерея современного искусства) проявилось присущее всем «маккьяйоли» острое видение образа, умение ценить натуру, желание жизненно-конкретно изображать явления современной действительности: «В природе нет ничего лишнего, ничего невероятного, ничего декоративного. Все, что мы видим, имеет свой смысл существования». В его эстетической позиции и произведениях отразилось желание всех «маккьяйоли» «создавать искусство честное, простое, а не искусство ради моды». Чечони создавал портреты в скульптуре (Дж. Кардуччи, Рим, Нац. галерея современного искусства) и в живописи (Библиотекарь Бонани, Рим, Нац. галерея современного искусства). Не лишен карикатурных черт, присущих методу Чечони, образ Виктора Эммануила II (Рим, Сенат). Об отношении к официальному салонному искусству свидетельствуют слова Чечони: «Перед нами наша жизнь, волнующая, грустная; перед нами наше общество, которое зовет к наблюдению… все это не дает нам ни на минуту задуматься о ваших греках и ваших римлянах». Статьи Чечони публиковал в полемических изданиях «маккьяйоли» — газете Il Giornale artistico и журнале Gazzettino degli arti del disegno. Свою мечту о будущем реалистическом искусстве Италии А. Чечони выразил в словах: «В Италии еще нет настоящих реалистов, их еще и не может быть. А когда они появятся, то можно будет сказать, что у нас есть искусство и культура». В книге воспоминаний Scritti e ricordi (1905) Чечони рассказал о деятельности мастеров «Школы маккьяйоли». У него было много учеников и последователей. Два его ученика — скульпторы Р. Карниелло и М. Галли — одними из первых стали коллекционировать произведения флорентийских «маккьяйоли». Лит.: Федотова Е. Д. Джованни Фаттори — художник «школы Маккьяйоли». М., 1992; Ceccioni A. Scritti e ricordi. Firenze, 1905; Vitali L. Lettere dei Macchiaioli. Torino, 1953. Е. Федотова |
Пилат в искусстве и культуре
Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса, «Евангелие от Пилата» Эрика-Эмманюэля Шмитта, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона, «Плаха» Чингиза Айтматова), «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне, музыке (например, рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, «Мастер и Маргарита» А. Градского, песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом» (1634) Рембрандта, «Что есть истина?» (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.
В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актерами:
- Зигмунд Любин («Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия, 1898)
- Сэмюэл Морган («From the Manger to the Cross» (США, 1912)
- Амлето Новелли («Христос», «Christus» (Италия, 1916)
- Вернер Краус («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I.), Германия, 1923)
- Виктор Варкони («Царь царей», «The King of Kings» (Австрия, 1927)
- Жан Габен («Голгофа», Франция, 1935)
- Бэзил Рэтбоун («Последние дни Помпей», США, 1935)
- Жозе Бавьера («Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» (1942); «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» (1946); «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» (1948); «El mártir del Calvario» (1952) Мексика.
- Лоуэлл Гилмор (Жизнь Христа «The Living Christ Series» (США, 1951)
- Ричард Бун (» Плащаница» (США, 1953)
- Бэзил Сидней («Саломея» «Salome» (США, 1953)
- Жерар Тиши («Поцелуй Иуды» aka «El beso de Judas», Испания, 1954)
- Алан Уитли («Иисус из Назарета», Великобритания, 1956)
- Фрэнк Тринг («Бен-Гур», США, 1959)
- Хурт Хетфилд («Царь царей», 1961)
- Жан Маре («Понтий Пилат», Италия — Франция, 1962)
- Алессандро Клеричи («Евангелие от Матфея», 1964)
- Ян Кречмар («Пилат и другие», ФРГ, 1972)
- Барри Деннен («Иисус Христос — суперзвезда», 1973)
- Род Стайгер («Иисус из Назарета», 1977)
- Харви Кейтель («Дело Назаретянина», 1986)
- Дэвид Боуи («Последнее искушение Христа», 1988)
- Збигнев Запасевич («Мастер и Маргарита», Польша, 1989)
- Михаил Ульянов («Мастер и Маргарита», Россия, 1994)
- Гэри Олдмен («Иисус», 1999).
- Фред Йохансон («Иисус Христос — суперзвезда», 2000)
- Христо Шопов («Страсти Христовы», 2004); «Расследование», 2006.
- Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита», Россия, 2005)
- Скотт Смит («Пилат», 2008)
- Хью Бонневилль («Бен-Гур», 2010)
- Сергей Фетисов («Иуда», 2013)
- Пилу Асбек («Бен-Гур», 2016)
- Константин Самоуков («Варавва», 2018)
1768–1779 годы. Венеция. Первый успех
В 1768 году Антонио Канова переехал в Венецию и продолжил совершенствовать свои навыки в мастерской скульптора Джузеппе Торретти (Giuseppe Torretti), а также в Академии изящных искусств, где посещал вечерние курсы обнажённого тела.
Эвридика и Орфей
В 1776 году Канова выставил на венецианской художественной ярмарке Festa della Sensa парные статуи «Эвридика» и «Орфей», над которыми работал два года по заказу своего венецианского покровителем Джованни Фалье.
Герои античной легенды запечатлены в момент выхода из подземного царства Аида. Орфей не должен был оглядываться на свою возлюбленную, но он сделал это и потерял Эвридику навсегда.
Мраморные фигуры передают не только сюжет, полный динамизма движений, но и чувства – отчаяние Орфея и смиренность несчастной Эвридики. Эта прекрасная работа в барочном стиле произвела фурор и сразу принесла признание и славу юному Антонио, которому исполнилось всего лишь 19 лет.
Скульптуры Орфея и Эвридики в настоящее время выставлены в Музее Коррера (Museo Correr) в Венеции.
Дедал и Икар
Семейные финансы позволили Канове открыть в Венеции собственную мастерскую и начать заработать деньги. В течение 1776-1777 гг. он создал свой следующий шедевр — «Дедал и Икар».
Согласно древнегреческому мифу изобретатель Дедал, построивший лабиринт на острове Крит, пытался спасти себя и сына Икара от преследования раздражённого царя Миноса. Скульптор запечатлел в мраморе трогательный сюжет. Отец, приобняв сына, крепит крылья на его спину и просит не взлетать слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск, скрепляющий перья. Эта работа была принята венецианским обществом с восторгом и позволила окончательно удостовериться в невероятном таланте скульптора.
Признанием Кановы стало его назначение в 1779 г. членом Венецианской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Venezia) и предложение места преподавателя. Антонио был польщён, но в его планах уже был Рим.
Скульптуру «Дедал и Икар» можно увидеть в Музее Коррера (Museo Correr) в Венеции.
Глобальное использование файлов
Следующие другие вики используют этот файл:
- Использование на af.wikipedia.org
- Понтий Пилат
- Goeie Vrydag
- Использование на an.wikipedia.org
- Использование на arz.wikipedia.org
- Использование на azb.wikipedia.org
- Использование на az.wikipedia.org
- Использование на be-tarask.wikipedia.org
- Использование на be.wikipedia.org
- Использование на bn.wikipedia.org
- Использование на ca.wikipedia.org
- Использование на de.wikipedia.org
- Triduum Sacrum
- Антонио Чизери
- Использование на el.wikipedia.org
- Συζήτηση χρήστη: KCharitakis
- Αγία Πρόκλα
- Использование на el.wikivoyage.org
- Использование на en.wikiquote.org
- Фридрих Ницше
- 50 центов
- Жак Эллул
- Wikiquote: Цитата дня / апрель 2011 г.
- Wikiquote: Цитата дня / 22 апреля 2011 г.
- Обсуждение в Викицитаторе: Цитата дня / 22 апреля 2011 г.
- Ясность
- Wikiquote: Цитата дня / апрель 2014 г.
- Wikiquote: Цитата дня / 18 апреля 2014 г.
- Wikiquote: Цитата дня / август 2015
- Wikiquote: Цитата дня / 31 августа 2015 г.
- Использование на eo.wikipedia.org
- Понтио Пилато
- Синедрио
- Использование на es.wikipedia.org
- Пончио Пилато
- Ecce homo
- Антонио Чизери
- Распятие Хесуса
- Ecce Homo (Цизери)
- Использование на eu.wikipedia.org
- Антонио Чизери
- Некалдия
- Ostiral Santua
- Хесусен Гуруцилтзакета
- Использование на fa.wikipedia.org
- عیسی
- پونتیوس پیلاطس
- Использование на fi.wikipedia.org
- Использование на fr.wikipedia.org
- Использование на fy.wikipedia.org
- Антонио Чизери
- Понтий Пилат
- Использование на gl.wikipedia.org
- Использование на he.wikipedia.org
- Использование на hr.wikipedia.org
- Использование на hy.wikipedia.org
- Использование на id.wikipedia.org
- Использование на incubator.wikimedia.org
- Использование на it.wikipedia.org
Посмотреть более глобальное использование этого файла.
Понтий Пилат в христианской традиции
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.
… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.
— (Лк. 23:21)Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.
По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»).
После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Луций Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.
Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он впал в различные несчастья, которые в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».
Имя Понтия Пилата — одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.
Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 год
Апокрифы о Понтии Пилате
Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. 4:21). В результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня.