Сигизмунд тальберг

Смерть

В 55 лет Борис Валентинович перенес первый инфаркт. Едва начав идти на поправку, художник стал еще интенсивнее работать. Первым полотном, написанным на пути к выздоровлению, стала картина 1971 года «Апрельское солнце». Пейзаж Щербаков создал в больничной палате.

Когда художнику после выписки было противопоказано носить на пленэры складной стул, зонтик и этюдник, эти вещи мужа несла Зоя Анатольевна. Когда болезнь запирала живописца в 4 стенах, жена приносила в квартиру-мастерскую букеты цветов, которые Борис Валентинович запечатлевал в натюрмортах.

Последнее десятилетие сердце Щербакова билось при помощи кардиостимулятора. Поддерживать жизнь и работоспособность живописцу помогал врач Евгений Чазов, портрет которого Борис Валентинович успел написать.

Художник скончался в возрасте 79 лет через 2 недели после изумрудной свадьбы. По одним сведениям, сердце Щербакова перестало биться 24-го, а по другим — 25 июля 1995 года. Живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы рядом с отцом.

Дуэль

Ференц Лист

В начале весны 1837 года Лист и Тальберг устроили состязание, которое впоследствии музыкальные критики назвали «Дуэлью века» между двумя титанами фортепиано. Критик Жюль Янин, наряду со многими другими музыковедами оценил дуэль Листа и Тальберга в ничью. Он отметил:

Большинство современных биографов Тальберга и сейчас соглашаются с такой оценкой. Но летописцы Листа, однако, осуждали своего коллегу, называя Тальберга «Стариной Арпеджио», который зарабатывает свою популярность, применяя лишь «ловкие трюки». Но эти дебаты, скорее всего, никогда не будут разрешены…

1838 и последующие годы

Тальберга прозвали Старина Арпеджио

Несмотря на острое соперничество, а иногда и едкие комментарии Листа в прессе и общественности, оба пианиста оставались друзьями всю свою жизнь. Лист был частым гостем Тальберг и его семьи, и Тальберг любезно посодействовал своему другу во время его гастрольного турне к королю Саксонии в 1838 году. Лист, в свою очередь, устроил шумный прием Тальберга в Вене десять лет спустя.
Тальберг решает полностью оставить концертную деятельность

В 1840 году Тальберг берет отпуск, чтобы отдохнуть от концертной деятельности и уезжает в Германию, чтобы побыть там в качестве туриста. Полноценного отдыха не вышло, так как Российская императрица убедила его, чтобы он сыграл один концерт для нее.

В 1843 году Тальберг женится на одной из дочерей баса Лабаша и окунается в рутину супружеской жизни, в которой в течение десяти лет неустанно трудится, выступая на многих концертных площадках мира. В 1855 году у Тальберга проявляется страсть к путешествиям, он решает ехать в Америку, чтобы играть там. В течение трех лет, он играет по пять или шесть концертов в неделю, проявляя поразительную работоспособность. И к 1963 году он зарабатывает столько денег, что решает полностью оставить концертную деятельность. Он и его семья упаковывают чемоданы, и, внезапно для всех, уезжают в Италию. Там Тальберг занимается выращиванием винограда и больше никогда в жизни не играет на любимом инструменте. В 1971 году Тальберг скончался, так и оставив загадкой свой внезапный уход со сцены…

Паустовский и муза Матисса

Писатель был женат трижды. Первый раз 24-летний Паустовский венчался с Екатериной Загорской. Они встретились на фронтах Первой мировой. После 20 лет брака, в котором родился сын, семья распалась, и Паустовский женился во второй раз на Валерии Валишевской-Навашиной, сестре известного польского художника.

А самой большой его любовью, как он сам говорил, стала актриса Татьяна Евтеева-Арбузова: «Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете». В этих отношения у 58-летнего писателя родился сын Алексей.

Но помимо любовных отношений, судьба свела писателя с еще одной удивительной женщиной — Лидией Делекторской. Переводчица, секретарь и муза художника Анри Матисса познакомилась с Паустовским во время его поездки в Европу в 1956 году. Между ними сразу завязалась крепкая дружба, а знаменательную встречу писатель отразил в очерке «Мимолетный Париж».

Борис Алмазов / Книги

Художественные

  • Алмазов, Б. А. Самый красивый конь : повесть / Борис Алмазов ; худож. В. Шубов. — Москва : Детская литература, 1977. — 94 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Белый шиповник : повести / Борис Алмазов ; худож. О. Биантовская. — Ленинград : Детская литература, 1979. — 237 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Считаю до трёх! : повесть / Борис Алмазов ; худож. Ю. Шабанов. — Ленинград : Детская литература, 1981. — 174 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Я иду искать : повесть / Борис Алмазов ; худож. С. Остров. — Ленинград : Детская литература, 1982. — 142 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Лягушонок : рассказ / Борис Алмазов ; худож. М. Петров. — Москва : Малыш, 1983. — 14 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Презент : повесть / Борис Алмазов ; худож. А. Маркелов-Быстряков. — Ленинград : Детская литература, 1984. — 44 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Матросская лента : рассказы / Борис Алмазов ; худож. Л. Хайлов. — Москва : Малыш, 1985. — 22 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Посмотрите — я расту : повесть / Борис Алмазов ; худож. Ю. Тризна. — Ленинград : Детская литература, 1985. — 63 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Синева : повесть-сказка / Б. Алмазов ; худож. И. Латинский. — Ленинград : Детская литература, 1987. — 143 с. : ил. — (Библиотечная серия).
  • Алмазов, Б. А. Оглянись : повести / Борис Алмазов ; худож. И. Латинский. — Ленинград : Детская литература, 1988. — 254 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. А и Б сидели на трубе : рассказы и повесть / Борис Алмазов ; худож. Н. Ломакин. — Ленинград : Детская литература, 1989. — 191 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Казачьи сказки / Борис Алмазов; худож. М. Гаврилов, А. Гусаров. — Санкт-Петербург : Изд. дом «Пенаты», 1996. — 271 с. : ил. — .
  • Алмазов, Б. А. Атаман Ермак со товарищи : роман / Борис Алмазов. — Санкт-Петербург : Азбука : Терра, 1997. — 575 с. — (Азбука– исторический роман. Отечество).
  • Алмазов, Б. А. Святой Илья из Мурома : роман / Борис Алмазов. — Москва : Эксмо: Яуза-Пресс : Лепта Книга, 2008. — 508 с. : ил. — (Русь изначальная).
  • Алмазов, Б. А. Старые да малые : рассказы и повесть / Борис Алмазов ; худож. Клим Ли. — Санкт-Петербург : Гриф : Детгиз, 2010. — 143 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Посмотрите — я расту / Борис Алмазов ; ил. А. Десницкой. — Москва : Самокат, 2013. —135 с. : ил. — (Родная речь).
  • Алмазов, Б. А. Самый красивый конь / Борис Алмазов ; ил. А. Журко. — Москва : Самокат, 2014. — 176 с. : ил. — (Собрание сочинений).
  • Алмазов, Б. А. Я иду искать : повесть / Борис Алмазов ; художник С. Остров. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 160 с. : ил. — (Вот как это было).
  • Алмазов, Б. А. Старые да малые : сборник для семейного чтения / Борис Алмазов ; худож. В. Канивец . — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 143 с. : ил. — (Ребята с нашего двора).
  • Алмазов, Б. А. Илья Муромец. Святой богатырь / Борис Алмазов. — Москва : Яуза : Эксмо, 2017. — 508 с. : ил. — (Русь богатырская). — .
  • Алмазов, Б. А. Казачьи сказки / Борис Алмазов ; художники М. Гаврилов, А. Гусаров. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 319 с. : ил. — (Дар Речи).
  • Алмазов, Б. А. Серёга и Пифагор / Борис Алмазов ; худож. Е. Ведина. — Санкт-Петербург : Качели, 2017. — 143 с. : ил. — (Вот так история).
  • Алмазов, Б. А. Оглянись : повести / Борис Алмазов ; худож. И. Латинский. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2018. — 253 с. : ил. — (Ребята с нашего двора).
  • Алмазов, Б. А. Пирожное для Пушкина / Борис Алмазов ; художник А. Вайнер. — Санкт-Петербург : Качели, 2018. — 142 с. : ил. — (Вот так история).
  • Алмазов, Б. А. Синева : повесть-сказка / Борис Алмазов ; художник И. Латинский. — Санкт-Петербург : Речь, 2018. — 144 с. : ил. — (Ребята с нашего двора).
  • Алмазов, Б. А. Боберман Стюдебекер / Борис Алмазов ; художник А. Вайнер. — Санкт-Петербург : Качели, 2019. — 80 с. : ил. — (Вот так история).

Научно-познавательные

  • Алмазов, Б. А. Прощайте и здравствуйте, кони! : научно-художественная книга / Борис Алмазов ; рисунки Г. Никеева. — Ленинград : Детская литература, 1978. — 208 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Наш хлеб : научно-художественная книга / Борис Алмазов ; худож. Д. Плаксин. — Ленинград : Детская литература, 1985. — 207 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Хлеб наш насущный / Борис Алмазов. — Ленинград : Лениздат, 1991. — 224 с. : ил.
  • Алмазов, Б. А. Житие преподобного Серафима Саровского чудотворца / Борис Алмазов ; худож. Н. Эпштейн. — Санкт-Петербург : Лицей, 1993. — 32с. : ил. — (Рассказы о православных святых). — .
  • Алмазов, Б. А. Святой благоверный князь Александр Невский / Борис Алмазов ; худож. В. Алексеев. — Санкт-Петербург : Лицей, 1994. — 40 с. : ил. — (Рассказы о православных святых).
  • Алмазов, Б. А. Век паровозов. Первые локомотивы и железные дороги / Борис Алмазов ; художник Н Гаврицков. — Санкт-Петербург : Качели, 2016. -68 с. : цв. ил.
  • Алмазов, Б. А Удивительные кони : истории, рисунки и фотографии / Борис Алмазов ; ил. П. Борозенец ; фото: Ю. Н. Кузнецова, М. А. Кантемиров. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 175 с. : ил.

Творчество

Борис Валентинович считал, что задача художника — найти в истории народа момент значительный, в природе — момент, выражающий настроение, а в портрете — отражающий характер человека. В качестве названий работ живописец часто использовал поэтические цитаты или строки из песен («Мороз сребрит увянувшее поле», «Течет река Волга», «Широка страна моя родная» и т. д.).

О признании заслуг художника перед живописью свидетельствует как Государственная премия, полученная в 1952 году 36-летним Борисом за полотно «Заседание Президиума Академии наук СССР», так и тот факт, что в 1973 году министр культуры Советского Союза преподнесла картину Щербакова «Русская зима» в дар президенту США Ричарду Никсону. Слава позволяла живописцу запечатлевать на полотнах (например, в работе «Ростов Великий. Девичий монастырь») и купола церквей.

В 1956 году Борис Валентинович принимал участие в копировании шедевров Дрезденской галереи, возвращенных Советским Союзом Германской Демократической Республике. В ходе поездки на берега Эльбы Щербаков написал картины, ставшие основой персональной выставки «Люди и города ГДР».

Среди циклов наследника художественной династии выделяются «Белая серия», объединившая портреты Героев Советского Союза, и серия пейзажей, написанных в уголках России, вдохновлявших литераторов: Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Льва Толстого и Ивана Тургенева, Антона Чехова и Михаила Шолохова.

Детство и юность

Будущий живописец родился в Петрограде на Благовещение 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1916 года в семье ученика Ильи Репина, мастера фресок Валентина Щербакова.

После Октябрьской революции Щербаковы на время уехали на родину отца семейства, в Казань. Боря постоянно крутился в мастерской Валентина Семеновича, брал в руку кисть и пытался рисовать. Когда мальчику было 4 года, отец в шутку отправил «работы» наследника на выставку футуристов, не указав возраст автора. Рисунки Бориса были с восторгом приняты организаторами, и судьба мальчика оказалась предрешена.

В 30-х годах XX века Щербаковы вернулись в город на Неве. Борис учился в Академии художеств у Петра Шухмина и Исаака Бродского. Дипломная работа начинающего живописца «Редакция “Правды” в 1917 году» экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1939 года.

С началом войны Щербаков-младший на время сменил кисть художника на саперную лопатку. Борис окончил краткосрочные офицерские курсы и участвовал в минировании подступов к Москве осенью 1941 года. Затем выпускник Академии художеств стал фронтовым живописцем, запечатлевавшим образы героев, возвращавшихся в блиндажи после атак. Портреты советских воинов, созданные Щербаковым, имеют не только художественную, но и историческую ценность, поскольку многие из бойцов, запечатленных на них, впоследствии погибли, не оставив на память родственникам фотографий.

Личная жизнь

9 июля 1940 года Борис женился на 19-летней красавице Зое Сорокиной. До свадьбы влюбленные 4 года встречались, вместе ходили в театры, музеи и филармонии. Щербаков не только неоднократно писал портреты жены, но и посвящал избраннице стихи.

Большую часть блокады Ленинграда супруга живописца и его теща прожили в осажденном городе: Зоя Анатольевна, будучи студенткой медицинского вуза, работала в госпиталях. Перевезти родственников в Москву Щербаков смог лишь в 1943 году, причем вначале семья ютилась в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Подколокольном переулке.

В 1948 году Зоя Анатольевна подарила мужу дочь Галину, которая, повзрослев, стала искусствоведом. Щербаковы жили в просторной квартире, служившей художнику и мастерской, на улице Горького в Москве. Лето семья обычно проводила в Подмосковье, причем критерием выбора дачи служило наличие поблизости живописных мест, пригодных для написания пейзажей. Одним из самых известных среди них стала картина «Русь подмосковная».

У Бориса Валентиновича всю жизнь было много друзей как среди коллег, так и среди ученых, литераторов и военачальников, портреты которых он рисовал. В 70-х годах XX века в ходе создания серии молдавских пейзажей Щербаков подружился с первым секретарем ЦК Компартии Молдавской ССР Иваном Бодюлом, а также дочерью партийного чиновника, начинающей художницей Натальей, которую часто брал с собой на пленэры.

Скандалы с наследством

В первый весенний день 2018 года ушла из жизни единственная законная наследница художника, его 70-летняя дочь. Причиной смерти Галины Борисовны, посвятившей себя сохранению и исследованию картин отца и не родившей детей, стало онкологическое заболевание.

Последние 15 лет в личной жизни женщины присутствовал Николай Вакась, который познакомился с ней, будучи участковым врачом и придя к Галине Борисовне по вызову. Мужчина утверждал, что влюбился в умную и красивую даму и стал ее супругом. Однако отношения москвичи не узаконили, а по некоторым данным Николай Сидорович продолжал состоять в браке с другой женщиной.

После смерти Галины Борисовны на пороге ее жилища появился Андрей Беличков, утверждавший, что покойная была его кузиной по матери. Вакась не пустил «родственника» в квартиру.

Андрей Николаевич обратился за помощью к своей дочери, работавшей в органах правопорядка, а она — к своему бывшему возлюбленному Алексею Коржневу, отдаленному родственнику друга Бориса Валентиновича, министра морского флота СССР Александра Афанасьева, с просьбой воспрепятствовать расхищению полотен Щербакова. Алексей выставил Вакася из квартиры, в которой Николай Сидорович прожил много лет. Однако, по информации канала «Россия», обнародованной в декабре 2020 года, Коржнев принялся распродавать картины художника, заявив, что перед смертью Галина Борисовна подарила все имущество ему.

Летом 2021 года суд признал наследство Бориса Щербакова выморочным. В сентябре 2021-го скандал между претендентами на квартиру и картины художника стал темой передачи Андрея Малахова «Прямой эфир». В программе принял участие Андрей Беличков. Николай Вакась через 2 дня после интервью, данного корреспонденту передачи, скончался.

О жизни и творчестве

Алмазов, Б. А. Я увидел лошадь первый раз // Алмазов, Б. А. Прощайте и здравствуйте, кони. — Москва : Детская литература, 1978. — С. 3–4.
Алмазов Борис Александрович // Писатели Ленинграда: биобиблиографический справочник. 1934-1981 / авт.- сост. В. C. Бахтин, А. Н. Лурье. — Ленинград : Лениздат, 1982. — C. 18.
Алмазов, Б. А. Простите меня! // Наш хлеб / Б. А. Алмазов. — Ленинград : Детская литература, 1985. — С. 5–7.
Алмазов, Б. А. Степь да табун со мной : // Библиография. — 1995. — № 2. — С. 52–55.
Алмазов Борис Александрович // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь в 3-х частях. Ч. 3. / авт.- сост. Н. О. Воронова, Н. П. Ильчук, И. С. Казюлькина, А. В. Коновалов, А. А. Копейкин, С. В. Малая, М. В. Переслегина. — Москва : Либерея, 1998. — С.24–26.
Борис Александрович Алмазов // Мир петербургской детской книги : Авторы. Переводчики. Художники : творческие биографии / Санкт-Петербургская секция Совета по детской книге России. — Санкт-Петербург : Петербург – ХХI век, 2000. — С. 12.
Алмазов, Б. А. «Не только музыка к словам…» : мемуары под гитару / Борис Алмазов. — Москва : Центрполиграф ; Санкт-Петербург : МиМ-Дельта, 2003. — 543 с., 32 с. ил., портр. : ил.
Алмазов, Б. А

Внимание: отдых ведёт к потерям в мастерстве! : / Борис Алмазов // Невский альманах. — 2014

— № 3. — С. 62.
Алмазов, Б. А. Как стать Гамлетом самому / Борис Алмазов ; беседовала Валерия Шарафутдинова // Костёр. — 2019. — № 8. — С. 4–5. — («Аптека для души»).
Богатырёва, Н. Всадник — это характер : / Н. Богатырёва // Читаем вместе. — 2014. — № 11. — С. 37.
Гришонкова, Е. Уроки личной истории : / Е. Гришонкова // Книжное обозрение. — 2014. — № 25–26. — С. 29.
Ермакова, Н. Н. Цена неблаговидного поступка : тема нравственности в прозе Б. А. Алмазова / Н. Ермакова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2018. — № 10. — С. 37. — («Не позволяй душе лениться!»).
Кутилина, Е. Дети и герои : / Е. Кутилина // Литературная газета. — 2014. — 14-20 мая. — Вкл. «Словесник». — С. 2.
Маршакова, М. А. Привет, давай почитаем… : современная детская литература глазами учителя-словесника : / М. Маршакова // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2016. — № 3. — С. 20–27. — (Работа с читателями).
Попов, Е. Обернулась, ты музыка, горечью : // Аврора. — 1993. — № 3. — С. 108–113.

Борис Александрович Алмазов: «Счастье — это не вовне человека. Это внутреннее состояние. Оно возникает в результате внутреннего покоя». — Текст : электронный // Издательство «Речь» — детские книги, рубрика «Советы мудрости» : сайт. — (дата обращения: 18.06.20).

Томашева, Е. Алмазов Борис Александрович. — Текст : электронный // Книжная лавка писателей. Санкт-Петербург : сайт. — (дата обращения: 18.06.20).

Тальберг в Париже

В 24 года Сигизмунд Тальберг приехал в Париж

В 24 года Сигизмунд Тальберг приехал в Париж. Он брал его штурмом, начав с концерта в доме австрийского посла графа Рудольфа Аппони. Россини, Мейербер, и Берлиоз обожали этого новичка, в то время как Шопен его не принял. Берлиоз даже возвел его выше Листа и Шопена, говоря, что он был главным пианистом в мире. Шопен был с ним не согласен. Но эти дебаты не слишком волновали публику. Тальберг нравился слушателям – самоуверенный, заботящийся о своем внешнем виде, этакий большой щеголь… Он любил внешние эффекты, например, во время пауз в бессилии ронял свободную руку, или переносил правую руку через левую и наоборот. На концертах он заставлял публику с напряжением следить за своими чудодейственными руками, за тем, как он справлялся с «непреодолимо трудными» пассажами.

Он выработал такой прием игры, при использовании которого слушатели могли бы поклясться, что один человек не может это сыграть. Прием этот состоял в том, что мелодия игралась в среднем регистре большими пальцами, а в верхнем и в нижнем регистрах она обрамлялась пассажами arpeggio, доходящими до пределов клавиатуры. Возникала иллюзия игры тремя руками. Эту идею Тальберг заимствовал у арфиста Париса Альверца. Тальберга прозвали Старина Арпеджио. Слушатели приходили в восторг и вставали со стульев, чтобы посмотреть, как Тальбергу это удается.
Тальберг обладал совершенной техникой, законченной и отточенной, и он добился ее честным трудом.
Концерт в доме австрийского посла графа Рудольфа Аппони

Его любили настолько сильно, что в апреле 1836 года оценили сольное выступление в 10000 франков. В это время его главный соперник – Лист узнает о сенсационных выступлениях молодого пианиста и пишет разгромную статью о Тайберговских фортепианных композициях. Статья вышла в двадцать пятый день рождения Тальгерга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: