Певец света
По-своему воспел поэзию этой ночи и Куинджи, ведь его недаром называли «певцом просторов и света». Он
как никто другой умел создавать потрясающую иллюзию света.
Этот серебристо-зеленый свет на
картине был настолько ярким и зримым, что многие зрители пытались найти
какой-то подвох, пытаясь понять, как художнику удалось добиться такого эффекта.
Поговаривали, что картина написана не
мазками масла на холсте, а какими-то таинственными лунными красками на стекле и
подсвечена лампой с обратной стороны. Любопытствующие заглядывали за картину и
не обнаруживали никакой лампы, а луна продолжала сиять загадочным колдовским
светом.
Конечно, грамотно
подобранное освещение зала играло свою роль. Картина особенно выигрышно
смотрелась при искусственном освещении и задернутых шторах. И краски Куинджи, действительно, на самом деле
были не совсем обычными и типичными. Художник очень много времени посвятил
серьезному изучению свойств красок, проводя в университетской лаборатории
немало часов, используя даже специальные
приборы, чтобы добиться нужных ему оттенков и эффектов.
Процесс создания картины был у него длительным – Куинджи долго подбирал краски, долго
обдумывал каждый мазок кистью, напряженно вглядываясь в создающуюся работу.
Художественные приёмы мастера
Полная иллюзия объёма и глубина пространства, ощущение загадочного мерцания и вибрации, оживление картины – этих эффектов Куинджи добился с помощью специально подобранных красок, в состав которых вводились некоторые химические элементы. Использовались также особенности восприятия цвета глазом человека: тёплые тона кажутся ближе по расстоянию, чем холодные. Мелкие мазки, многослойность полупрозрачных красок, штрихи сухой кистью позволили объёмно и реалистично передать поток лунного света, струящийся из глубины бездонного неба. Волшебством и даже дьявольщиной называли достигнутые кистью живописца эффект полной реальности и иллюзию подвижности.
Буря заслуженных восторгов обрушилась на Куинджи. Неудивительно и вместе с тем печально, что хозяин картины великий князь Константин Константинович не хотел расставаться с ней, отправляясь в морское плавание. Это было безрассудное решение.
История создания
Работы Куинджи уникальны. Автор обладал необыкновенной способностью запечатлевать те явления природы, которые длятся сравнительно недолго — считанные минуты или часы. Художник запоминал и передавал на картине совершенно фантастические тона: такого эффекта невозможно было добиться, рисуя часами с натуры.
Работа над картиной
Будучи другом Менделеева, художник в его мастерской экспериментировал с красками. Живописец смешивал разные оттенки, добиваясь новых сочетаний. Также Куинджи изучал краски, основой которых был битум. После высыхания они имели матовый оттенок. Подмешивая к битумным краскам алюминиевый или бронзовый порошок, Куинджи добивался едва заметного таинственного блеска.
На полотне живописец изобразил местность, которую проезжал ранее, возвращаясь из-за границы. Над картиной художник работал в течение полугода в своей мастерской на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. По выходным Куинджи на пару часов открывал двери мастерской для посетителей. Желающие могли увидеть картину в работе. По Петербургу пошел слух, что вскоре художник явит миру шедевр — новое слово в живописи. Автор закончил пейзаж осенью 1880 года.
Выставка одной картины
Куинджи был не только гением колористики. Он совершил революционный шаг в развитии живописи. Художник организовал выставку одного полотна! «Лунная ночь на Днепре» была представлена на суд зрителей в зале Общества поощрения художеств на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. Окна в помещении, в котором находилась картина, были закрыты плотной тканью, а на полотно был направлен луч искусственного света.
Посетители выставки были поражены реалистичностью красок. Серебристо-зеленоватый диск луны освещал таинственным светом темную равнину и блестящую поверхность реки. От этого водная гладь приобрела тот же мистический оттенок, что и ночное светило.
Часть критиков утверждала, что автор писал пейзаж красками, специально для этого изготовленными химиком и другом Куинджи Менделеевым. Опасались, что со временем таинственное свечение исчезнет и картина станет вполне посредственной. Самая прагматичная часть посетителей искала за картиной лампу, источник волшебного света.
Помимо уникальных тонов работа художника притягивала к себе какой-то мистикой сродни гоголевским произведениям. Из-за этого некоторые подозревали Куинджи в сговоре с нечистой силой. Произведение живописи никого не оставило равнодушным.
Выход в море
Однажды мастерскую художника посетил князь Константин Романов. Он купил «Лунную ночь на Днепре» за огромную по тем временам сумму. После выставки хозяин картины увез ее с собой во Францию, а оттуда намеревался взять с собой полотно в кругосветное путешествие.
Друг Куинджи Иван Тургенев, будучи на тот момент в Париже, отговаривал князя от этого. Он опасался, что морской воздух и испарения повредят произведение искусства. Однако Романов сделал по-своему, и картина вместе со своим хозяином два года провела в морском круизе.
Влажный климат, палящее солнце сделали свое дело: краски потускнели, на полотне появились царапины. Прибыв в Петербург, Романов отвез картину на реставрацию к ее создателю. Художник сделал все, что смог, но восстановить первоначальный вид полотна так и не удалось. Несмотря на это, по сей день «Лунная ночь на Днепре» поражает фантастическими красками и техникой исполнения.
«Лунная ночь на Днепре» Куинджи — История одного шедевра
Сюжет
Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона. Свет колеблется на темных водах реки, которая, по замечанию Крамского, «совершает величественно свое течение».
«Лунная ночь на Днепре». (wikipedia.org)
Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счет чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.
«После дождя», 1879. (wikipedia.org)
Контекст
Специально для «Лунной ночи на Днепре» Куинджи организовал выставку одной картины — первую в своем роде в России. Еще до нее по Петербургу гуляли слухи о небывалой по красоте картине, которую пишет Куинджи. Под окнами художника собирались желающие увидеть полотно. Каждое воскресенье он на два часа пускал в мастерскую всех любопытных.
Для большего эффекта окна в зале были занавешены, луч света падал только на полотно. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам — зеленоватый лунный свет заливал всю комнату.
«Море. Крым», 1890-е. (wikipedia.org)
Люди не понимали, почему от картины исходит столь необычный свет. Казалось, что только с помощью масла нельзя создать такой эффект. Некоторые даже пытались заглянуть за картину — нет ли там лампы.
Какие только слухи не ходили по Петербургу! Что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. Кто-то даже вспомнил нечистого.
Шумиха поднялась такая, что художник решил уйти в затворничество на 20 лет.
На самом деле, секрет был прост — долгие годы работы. Куинджи был страстным экспериментатором. Он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. Не обошлось тут без руки химика всея Руси Дмитрия Менделеева.
Картину купил Великий князь Константин. Он настолько был очарован полотном, что даже взял его с собой в кругосветное путешествие.
Судьба художника
Куинджи родился в семье бедного сапожника. Маленький Архип, рано лишившийся родителей, учился из рук вон плохо. Больше ему нравилось рисовать, поэтому все, что казалось ему подходящим для этого, было испещрено рисунками.
Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, вел учет кирпича на стройке, помогал в пекарне. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.
Архип Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869. (wikipedia.org)
Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза. В академии Архип познакомился с передвижниками, под влиянием которых он написал первые удачные, по мнению академиков, полотна.
Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после нее еще несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушел в затворничество. «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
», — говорил Куинджи.
Следующие 20 лет он писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел новых картин до его смерти в 1910 году. Все, что имел, Куинджи передал Обществу художников, которое организовал незадолго до кончины.
Столетия назад такие народы, как скифы, печенеги, хазары, наводили ужас на своих соседей. Однако это не помогло древним народам сохранить свою идентичность.
Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia
Главный редактор: Снежана Петрова
«Эффект Куинджи»
Илья Репин. Портрет Архипа Куинджи (фрагмент). 1877. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Современники Куинджи не верили, что подобного эффекта свечения можно достичь только искусной живописью. Его обвиняли в использовании «лунных» красок и даже в «сделке с дьяволом». Критики писали, что специальные краски помогал делать друг художника, химик Дмитрий Менделеев, а освещение полотна готовил физик Федор Петрушевский.
Однако «лунный эффект» живописец действительно создал лишь с помощью мастерства и техники. Петрушевский и правда вел исследования в области цвета и света, но он не помогал Куинджи, а напротив — описывал его опыт. На одной из лекций в 1883 году, уже после выставки с «Лунной ночью», он рассказывал о том, что «иные картины имеют лучший вид при огне, чем при дневном освещении. Картины, изображающие лунное сияние, отраженное водой, часто представляются лучшими или, по крайней мере, более блестящими вечером, чем днем, так как светлые тона получают перевес над фиолетовыми, синеватыми и другими тонами воды».
Современники прозвали этот прием «эффектом Куинджи». Художник Павел Чистяков писал коллекционеру Третьякову: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами сделать его не могут».
Описание картины
Летняя ночь. Только полная Луна, показавшись в просвете между лёгкими облаками, освещает спящую землю. В лунном свете широкий Днепр спокойно несёт свои воды по бескрайним равнинным просторам. Лента реки сверкает холодным серебристо-зелёным блеском и завораживает сдержанной силой. Луна высвечивает несколько хат на ближнем берегу, дороги и тропинки между ними. У реки темнеет силуэт мельницы. По всей видимости, это окраина украинского села. Противоположный берег за Днепром пустынный. Линия горизонта потонула в сумраке ночи и слилась вдалеке с тёмным ночным небом. Тишина и покой. Только кажется, что слышишь стрекотание невидимых в тёмной траве сверчков. Природа спит.
Непоправимое
Опасения неравнодушных к искусству людей, к сожалению, подтвердились. Смешение новых по составу красок, подбираемых мастером в процессе работы, а более всего содержание полотна длительное время в условиях перепадов температур и влажности воздуха, воздействие соли, неизбежное при перевозке в открытом виде, без должной бережной упаковки (ведь полотном надо было любоваться) – всё это привело к множественным повреждениям красочных слоёв и даже механическим царапинам.
По возвращении великого князя Куинджи по его просьбе взялся за реставрацию полотна. Но к первоначальному виду картину привести уже не удалось: яркий солнечный свет и солёный влажный воздух привели к необратимым последствиям.
Выразительные средства
Работы художника привлекают внимание декоративностью, изысканностью и некоторой идеализацией. Они долго не отпускают зрителя, заставляя его додумывать сюжет и невидимые части пейзажа
Главное действующее лицо на картине — это лунный свет. Сияние луны, полное мистики и загадок, проглядывает сквозь мрачные ночные облака. Для его изображения живописец выбирает серебристо-зеленоватые краски. Кажется, что оно светится изнутри и отражается от окружающих предметов.
Но не только иллюзия света на полотнах Куинджи оказывает сильное эмоциональное воздействие. Художнику удалось невероятно точно и выразительно передать красоту южной ночи. Чтобы добиться желаемого эффекта, живописец применил специальное соотношение и сочетание цветов:
- изображение неба и окружающей природы холодными оттенками, которые помогают подчеркнуть яркость сельских домиков;
- затемнение некоторых участков полотна, чтобы передать таинственность и загадочность ночи;
- использование битумных красок, обладающих отражающими свойствами;
- противопоставление теплого красноватого цвета при изображении земли и прохладного серебристого оттенка лунного света для углубления пространство.
Художник пишет полотно мелкими мазками, что создает впечатление вибрирующего освещения. Лунный свет наполняет полотно легким движением. Он переливается на водной глади ручья, отражается от стен домов, освещает макушки спящих деревьев.
Картина Куинджи отличается необычайной энергетикой и мистичностью. Обладая новизной исполнения, она стала откровением для ценителей живописного искусства.
«Днепр» в море
От этой идеи многие знакомые пытались отговорить князя. А Куинджи даже грозился подать в суд. Но князь был непреклонен: в сентябре 1880 года «Ночь на Днепре» погрузили на корабль «Герцог Эдинбургский», и вплоть до января 1882-го она путешествовала с Константином Константиновичем по Европе. Правда, с небольшой остановкой в Париже.
Фото: ГРМ
А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре
И это было опять делом рук Тургенева. Видимо, чувствуя вину за то, что заинтересовал столь безответственного владельца своим рассказом о «Ночи на Днепре», писатель предпринял целую операцию по спасению шедевра. Успешной она оказалась лишь отчасти.
Апофеоз Верещагина
Третьяковская галерея представила главный выставочный проект сезона
О том, как разворачивались события, Тургенев пишет в письме ответственному секретарю Общества поощрения художеств Григоровичу:
«Вам известно, что вел. кн. К.К. взял ее с собою в кругосветное плавание. Нет никакого сомнения, что она вернется оттуда совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям моря и пр. Свидевшись с ним в Париже — и уговорив его прислать картину из Шербура (где она находилась на фрегате) хоть на десять дней, я имел тайную надежду, что он согласится оставить ее здесь до Выставки, что бы спасло картину, и принесло бы много пользы и славы живописцу; <…> но великий князь оказал великое упорство — и картина, простояв здесь у первого здешнего торговца картинами Зедельмейера в прекрасной галерее и при отличном освещении, отправилась обратно на фрегат…»
Действительно, в Париже, где Тургенев тогда жил, он смог в кратчайшие сроки договориться с известным галеристом о временном экспонировании картины. Но убедить упрямого князя даже великому писателю оказалось не под силу.
От мухи к ангелу
Ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых объединила ключевые произведения концептуализма
Впрочем, «Ночь на Днепре» морской круиз пережила — и в конце концов поселилась в Мраморном дворце, в кабинете Константина Константиновича.
Особые впечатления
Жаль, что нельзя оказаться на той выставке картины, когда она предстала перед зрителями впервые, в тёмном зале, с направленным на неё светом лампы. По свидетельствам современников, её размеры 105 х 146 см вкупе с уникальной живописью создавали у первых зрителей впечатление раскрытого окна и потрясающего вида из него. Реальный свет и ощущение воздуха, искрящаяся и подвижная водная поверхность реки, бездонное глубокое небо – всё настоящее, живое, вместе с тем магическое и волнующее. Удивительно, что это волшебство передано красками и кистью рукой человека.
Создание именно этого поэтически цельного пейзажа стало крупнейшим творческим достижением Куинджи, и несмотря на потускневшие со временем краски, современные ценители имеют возможность прикоснуться к высокому искусству и прочувствовать удивление и восторг перед реальной картиной мира и победой великого художника, победой фантастического света над тьмой.
Самые дорогие полотна Куинджи
При жизни Куинджи получал за свои работы внушительные суммы, в том числе от царских особ и мецената П. Третьякова. Не снизилась их ценность и сегодня. Самой дорогой картиной, ушедшей с официальных торгов, считается одна из версий описанного выше полотна «Березовая роща». Этот вариант мастер написал специально для промышленника П. Демидова, но по неизвестной причине их сделка не состоялась, как и еще одна попытка продать холст предпринимателю К. Солдатенкову. В итоге его приобрел коллекционер Ф. Терещенко, а спустя годы картина была обнаружена у одного из коллекционеров в Нью-Йорке. В 2008 году ее выставили на известный аукцион Sotheby`s с оценкой 2-3 млн долларов. С молотка творение Куинджи ушло за 3,1 млн долларов.
Другие известные картины мастера также могли бы претендовать на сумму в миллион долларов и более, но большинство коллекционеров не торопятся расставаться со своими картинами Куинджи. Зато мошенники уже много раз делали попытки похитить дорогие полотна художника из музеев. Так, в начале 2019 года один из посетителей Третьяковской картины, под видом работника музея просто подошел, снял со стены картину «Ай-Петри. Крым», вытащил ее из рамы и спокойно вынес из музея. Прямо как в фильме «Старики-разбойники»! Как и в кино, ее пропажу могли не заметить не только на следующий день, но и до конца проходящей выставки. Но по стечению обстоятельств, в это же время в музее находилась полиция, вызванная по поводу украденной шубы. При просмотре камер пропажу сразу заметили, а картину уже на следующий день удалось вернуть в музей.
Интересно, что страховая стоимость похищенной картины составляет около 12 млн рублей (около 180 тысяч долларов). Судебная экспертиза определила стоимость картины в 20 млн рублей, которые пришлось выплатить похитителю. В то же время эксперты полагают, что на аукционах картину могли бы выставить с оценкой 1-2 млн долларов.
Среди других похищений назовем кражу в 1980 году в Куйбышевском художественном музее картин «Море» и «Облако», похищение в 2001 году из Челябинской галереи работы «Развалины в степи» и «На закате», пропажу в 2017 году этюда «Днепр» и другие.
Что касается других уходов картин Куинджи, то среди них назовем такие. Это произведение «Русский пейзаж», проданное за 392 тысячи долларов, картина «Перед грозой» (цена продажи 221 тыс. долларов), холст «Украинская ночь» (цена продажи 213 тыс. долларов), полотно «Поместье у озера лунной ночью» (продана за 90 тыс. долларов).
Мастер дивного света Архип Куинджи не всегда был принят публикой, но это не отвратило его от дела жизни. Благодаря такой стойкости духа и верности своим взглядам, художник оставил потомкам большое наследие удивительных картин. Эти полотна и сегодня заставляют зрителей подолгу всматриваться в них, а ценителей искусства мечтать заполучить их в свои коллекции.
Лунная ночь на Днепре
Осенью 1880-го на улицах Санкт-Петербурга царило необыкновенное оживление. Очередь, начинавшаяся на Большой Морской, тянулась до Невского, заворачивала за угол и змеилась дальше – до самой Малой Морской. Солидные, хорошо одетые люди работали локтями, старались хотя бы чуть-чуть протиснуться вперед, не считаясь с риском наступить на ногу Тургеневу, Менделееву или какому-нибудь великому князю – как писали в газетах тех дней, «здесь собрался весь грамотный Петербург». Те, кто не успел до закрытия, расходились по домам. А следующим утром все повторялось вновь: очередь, начинавшаяся на Большой Морской, тянулась до Невского. Нет, в 1880-м в Питере не открывался первый McDonald’s, и Джаред Лето не приезжал сюда с гастролями. Причиной ажиотажа была выставка Архипа Куинджи, устроенная в Обществе поощрения художеств.
Экспозиция была во всех смыслах новаторской. Во-первых, она стала первой в истории русской живописи выставкой одной картины. А во-вторых, демонстрировалось полотно в затемненной комнате при контрастном искусственном освещении – еще одно, по тем временам, революционное решение.
Впрочем, сенсацией выставка стала не за счет созданных Куинджи прецедентов, а благодаря собственно картине. «Лунная ночь на Днепре» стала вехой в пейзажной живописи – такой, как «Война и мир» в литературе или, например, «Гражданин Кейн» в кинематографе. Она как бы разделила жанр на «до «Лунной ночи» Куинджи» и «после нее». Известный критик Алексей Суворин писал: «Картина эта — невиданное еще нигде могущество красок. Впечатление от нее — решительно волшебное: это — не картина, а сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре. Луна — это действительная луна, она действительно светит; река — это настоящая река, она действительно светится и блестит; вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несет свои воды Днепр; тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — все это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать… Такой картины нет в целом мире, нет в мире искусства!..».
Дело, впрочем, было не только в «фотографической» точности. Казалось бы, незатейливый украинский пейзаж задышал у Куинджи гоголевской мистикой. Оглушительная тишина малороссийской ночи, ощущение тайны, волшебства, первобытной природной силы – все это производило гипнотический эффект. В то время как искушенная публика говорила о «нисходящей градации света» и «гармонии лиризма и декоративности», зрителя попроще интересовала «обратная сторона Луны». Многие пытались заглянуть за раму, в надежде обнаружить там электрическую лампочку – настолько достоверной получилась у Куинджи луна.
Приятель Куинджи – Иван Крамской – уже в те дни высказывал опасения: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединял вместе (зная или не зная — все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и, по истечении известного времени, или потухнут или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: отчего приходили в восторг добродушные зрители?» А после того как владевший картиной великий князь Константин Константинович взял ее с собой в кругосветное плавание, опасения усилились.
Влажный морской воздух и время сделали свое дело. Краски померкли и «Лунная ночь на Днепре» уже не производит столь могучего впечатления, что в 1880-м. Но даже сегодня некоторые посетители Русского музея* не могут устоять перед соблазном. И, улучив момент, когда никто не смотрит, заглядывают за раму.
*Куинджи создал копии своей «Лунной ночи на Днепре» — их можно увидеть в Третьяковской галерее и в Симферопольском художественном музее.
Необычная выставка
В 1880 году в Петербурге
открылась одна необыкновенная экспозиция.
У здания на Большой Морской улице выстроилась огромная очередь желающих попасть
в выставочный зал. Прождав на улице
несколько часов, посетители заходили внутрь, чтобы посмотреть на одну-единственную картину.
Это был пейзаж русского художника-передвижника Архипа Ивановича Куинджи под названием «Лунная ночь на Днепре». Совсем
небольшое по размеру полотно, а на нем нарисованы небо, луна и река. Казалось
бы, ничего особенного… Однако зрители были изумлены. В полутемном зале им казалось, что из серого
питерского утра они каким-то волшебством перенеслись в лунную украинскую ночь.
Они видели широкую равнину, по которой неспешно несет свои воды Днепр,
а в вышине затянутого облаками небосвода, сквозь небольшую прореху сияет луна, таинственным
серебристым светом освещая реку и ее берег. Любуясь этим красивейшим пейзажем,
посетители выставки вспоминали слова великого Н.В. Гоголя, воспевавшего красоту украинской ночи.
«Лунная ночь на Днепре», Куинджи
Год написания: 1880Размер: 105 × 146 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
10 предложений/ 117 слов
«Лунная ночь на Днепре» по праву считается одной из лучших работ Архипа Куинджи. К сожалению, полотно не дошло до нас в первозданном виде, поскольку краски его потемнели под воздействием влажного морского воздуха и яркого света. Тем не менее от этого работа живописца не утратила своего очарования.
На полотне изображён спокойный сельский пейзаж. В зеленоватом призрачном сиянии луны по равнине медленно течёт широкая река Днепр. На её правом берегу расположились маленькие хатки-мазанки. Вдалеке виднеются острые крылья мельницы, на переднем плане изображены ветви кустарников и деревьев. Левое побережье полностью скрывается во тьме.
Природа на картине Куинджи кажется окутанной тайной. Удивительный оттенок вод Днепра, а также необычная яркость лунного диска и по сей день не перестают восхищать поклонников творчества художника.
Вариант 2 — Подробно
19 предложений/ 243 слова
Картина «Лунная ночь на Днепре» — это настоящий шедевр Архипа Куинджи, к созданию которого, по собственным словам художника, он шёл всю жизнь. К сожалению, в настоящий момент мы не имеем возможности наблюдать первозданных оттенков полотна. Оно долгое время находилось под воздействием влажного морского воздуха и яркого света, из-за чего потемнело. Тем не менее от этого работа живописца не утратила своего очарования.
На картине изображён ночной сельский пейзаж. По раскинувшейся в низине равнине красиво извиваясь течёт широкая река Днепр. Её воды в призрачном сиянии луны сверкают таинственным зеленоватым светом. Именно он и по сей день очаровывает зрителей, заставляя их искренне любоваться красотой изображённой на полотне природы.
На правом берегу реки хаотично расположились скромные невысокие украинские хатки. Вдалеке виднеются острые крылья мельницы. На переднем плане заметны очертания ветвей кустарников и деревьев.
Тиха и спокойна лунная ночь на Днепре. На ровной поверхности воды совсем не видно ряби, поэтому она кажется почти зеркальной. Глубокая темнота окружает всё вокруг, делая невозможным увидеть что-либо вдали. Большую плоскость полотна занимает небо. Оно затянуто густой пеленой серых облаков, но художнику чудом удалось поймать тот удачный момент, когда из-за туч ненадолго появилась луна.
Луна на полотне Куинджи не только окрасила воды Днепра в необычный зелёный цвет, но и осветила пространство вокруг себя, создав на небе совершенно чарующий рисунок. Яркий золотой оттенок лунного диска долгое время заставлял зрителей думать, что художник использовал для своих картин специальную электрическую подсветку, но это, конечно же, было не так. Волшебство работ Куинджи заключается в исключительном мастерстве живописца.
см. также:Все сочинения-описания картин
Полтава
Песнь вторая (фрагменты)
* * *
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. И тихо, тихо все кругом;
… …
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополен листы, Но мрачны странные мечты В душе Мазепы: звезды ночи, Как обвинительные очи, За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая тихо головою, Как судьи, шепчут меж собою. И летней, теплой ночи тьма Душна, как черная тюрьма.
1828 г.
………………………………..
Все статьи > Песни про сон Стихи про сон > Украинская ночь: Гоголь, Маяковский, Пушкин, Куинджи
…………………………………
Вам понравится:
Пушкин Александр Зимнее утро >>>
Пушкин Александр Месяц >>>
Пушкин Александр Ночь >>>