Ссылки
- Костянтин Богаєвський. Альбом. Київ, Мистецтво, 1973Архивная копия от 16 февраля 2016 на Wayback Machine (b)
- Константин Богаевский. Виртуальная галерея работ
- Богаевскии Константин Федорович. Биография и творчество художника на Artonline.ruАрхивная копия от 5 ноября 2007 на Wayback Machine (b)
- Константин Богаевский — картины и биография на сайте Art-каталог
- Постеры на сайте Agni ArtАрхивная копия от 30 сентября 2007 на Wayback Machine (b)
- Картинная галереяАрхивная копия от 30 сентября 2007 на Wayback Machine (b)
- Cimmerian Perceptions — Галерея Богаевского
- Эссе Максимилиана Волошина Константин БогаевскийАрхивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine (b)
- Богаевский и АйвазовскийАрхивная копия от 28 апреля 2015 на Wayback Machine (b)
- могила К. Ф. Богаевского на кладбище г. ФеодосияАрхивная копия от 22 апреля 2017 на Wayback Machine (b)
Творчество
Корабли. Вечернее солнце. 1912. Государственный Русский Музей (b) Пальмы, 1908, Севастопольский художественный музей (b)
В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым (b) », «Древняя крепость») . После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом («Последние лучи»). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини (b) . Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин. «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…» — писал Богаевский.
С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»). Как известно, стихотворение Волошина «Полынь» посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах («Южная страна. Пещерный город»).
После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер (b) , Альтдорфер (b) ) и итальянских (Мантенья (b) ) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена (b) , у которого Богаевский (как раньше Тернер (b) ) позаимствовал идею освещения («Воспоминание о Мантенье», «Итальянский пейзаж», «Классический пейзаж», «Киммерийская область», «Корабли»). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка.
Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). В это время художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего.
Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в следующих музеях: Государственная Третьяковская галерея (b) , Государственный Русский музей (b) , Феодосийская картинная галерея (b) , Севастопольский художественный музей (b) , Симферопольский художественный музей (b) , Сочинский художественный музей (b) .
биография
Константин Богаевский родился в городе Феодосия на востоке Крыма в старинной итальянско- немецкой семье генуэзского происхождения 24 января [ OS 12 января] 1872 года. Первые уроки искусства он получил у Ивана Айвазовского .
В 1891–1897 учился в Императорской Академии художеств в классе Архипа Куинджи . Искусство молодого Константина не пользовалось популярностью в Академии, и его даже на каком-то этапе временно уволили из Академии за «бездарность». Несмотря на это, Куинджи всегда очень уважал своего ученика и защищал его. В 1898 году Константин побывал в Италии и Франции, где познакомился с творчеством Клода Лоррена , которого провозгласил своим истинным учителем. Его первая выставка была в Москве в 1898 году.
С 1900 года Богаевский работал в Феодосии . Главной темой его работ стали символические пейзажи несуществующей страны (известной друзьям как Богаевия ), которые он видел только во сне. Константин Богаевский стал популярным художником после того, как Максимилиан Волошин опубликовал серию очерков « Константин Богаевский» . Волошин высоко оценил символизм картин Богаевского. Современники часто проводили параллели между Богаевским и Николаем Рерихом .
Богаевский был членом Союза художников России « Мир искусства» и журнала « Жар-Цвет» . В 1906 году он выставил свои картины на выставке «Русское искусство», организованной Сергеем Дягилевым . В 1911 году он посетил Италию и открыл для себя картины Андреа Мантенья , которые оказали сильное влияние на собственные более поздние работы Богаевского.
Богаевский вернулся в 1912 году в Феодосию, где должен был оставаться до конца своей жизни. Он поддерживал многолетнюю дружбу с другим известным феодосийцем и бардом несуществующей страны Александром Гриным , а также с коктебельской группой русской интеллигенции, в которую входили Максимилиан Волошин , Марина Цветаева и Осип Мандельштам .
После Октябрьской революции Богаевский ушел в относительную безвестность, хотя такие произведения, как Порт воображаемого города 1932 года, высоко ценились как искусство в живописной школе соцреализма Днепрогэса .
Он умер в Феодосии 17 февраля 1943 г. А малая планета , 3839 Bogaevskij , обнаруженного советского астронома Николая Степановича Черных в 1971 году, назван в его честь.
Биография
Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего феодосийской городской управы. В 1880 году (b) поступил в классическую гимназию (b) , а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита.
Учился рисовать сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского (b) , но безуспешно. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств (b) , учился с 1891 по 1895 год в мастерской (b) Архипа Ивановича Куинджи (b) . В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона (b) в Вене, а также Арнольда Бёклина (b) .
Начиная с 1900 года Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции (b) , Мюнхене (b) (Сецессион), Париже (b) и Москве (b) . В 1904 году вступил в Новое общество художников (b) , затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости (b) , в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.
Южный берег Крыма. Киммерия (Героический пейзаж). 1937.
В 1906 году Богаевский участвовал в выставке Exposition del Art Russe, устроенной Сергеем Дягилевым (b) в Париже при Salon d’Automne. В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров. В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина (b) «Годы странствий», проиллюстрирована рисунками Богаевского.
В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства (b) ». В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка М. П. Рябушинского (b) в Москве. В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя (b) , демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках.
В 1923 году Богаевский работал над панно для сельскохозяйственной выставки в Москве. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936—1939 году работал в Тарусе. В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии немецкой авиацией. Немцы систематически проводили провокационные (на самолётах использовалась советская символика) авианалеты на феодосийский рынок. Похоронен в Феодосии на городском кладбище (старом) (b) .
Могила Ж. Г. Богаевской 2018 г. Немецкое кладбище, г. Москва (b)
«Хоронили его из дому. Собралось много народу: местные художники, ученики художественной школы — все, кто был или мечтал стать причастным к искусству. Гроб опустили в могилу Ивана Егоровича и Софьи Антоновны Шмитт, людей, воспитавших художника. „Константин Федорович Богаевский. Родился 24 января 1872 г., погиб от бомбы 17 февраля 1943 г.“ — написано на памятнике».
По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья — художник Константин Кандауров (b) и поэт Максимилиан Волошин (b) .
Богаевский Константин Федорович (1872-1943)
С семи лет К. Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография «Извержение Везувия», случайно оказавшаяся у родителей.
В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста
И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои
картины.
Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи.
В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в «струю» принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу, — сообщение о том, что
А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Так он оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого «учителя жизни» (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли
А.А. Рылов,
Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др.
Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе.
Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой — палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы «Древняя крепость» (1902), «Пустынная страна» и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: «Звезда-Полынь», «Генуэзская крепость» (обе 1906).
Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен — они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. «Тихая равнина», «Раннее утро», «Розовый гобелен», «Страна великанов», «Жертвенники» и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой.
После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров — Маптеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника. Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий.
Примечания
- Жил в собственном доме на улице Дуранте (ныне — Богаевского).
- ↑ Самый сильный и храбрый. Вспоминая К. Ф. Богаевского. /Феодосия, мой древний град. Феодосия, ИД «Коктебель» 1997 ISBN 5-7770-0869-8
- Валентина Браславская. Память детства не дает покоя: Воспоминания. — Москва: Мелга, 2014. — 192 с.
- Воронова О.П. Над Понтом Эвксинским. К. Богаевский. — Москва: Советский художник, 1982.
- Е.М. Аленова, Н.А. Борисовская и другие. Русские художники от А до Я. / Составление Н.А. Борисовская, Е.С. Гордон. — СЛОВО / SLOVO. — Москва, 1996.
- Алексеева Л.К. Цвет винограда: Юлия Оболенская и Константин Кандауров. — М.: АСТ, 2017. — С. 311. — 384 с. — (Письма и дневники). — ISBN 9785170972623.
- . Культура.РФ. Дата обращения: 21 апреля 2022.
- . paustovskiy-lit.ru. Дата обращения: 21 апреля 2022.
- . voenhronika.ru. Дата обращения: 22 апреля 2022.
- (рус.) ?. Газета «Победа» Феодосия (15 января 2022). Дата обращения: 22 апреля 2022.
- . feolib.crimealib.ru. Дата обращения: 22 апреля 2022.
- . Дата обращения: 22 апреля 2022.
- Константин Фёдорович Богаевский. Каталог персональной выставки. / П.М. Дульский. — Казань: Центральный музей ТССР, 1927. — С. 5.
- . Симферопольский художественный музей. Дата обращения: 21 апреля 2022.
- . www.facebook.com. Дата обращения: 10 апреля 2017.
- . Полезная газета ФЕО.РФ Феодосия.Крым. (23 апреля 2017). Дата обращения: 22 марта 2022.