Описание картины Дейнеки Будущие летчики
Передо мной картина известного художника Дайнеки. Что бы лучше понять замысел художника, я прочитал биографию мастера и постарался понять, как жили люди в то время. Картина написана в 1938 году, до Великой Отечественной войны еще оставалось три года. Молодое советское государство активно строило светлое будущее. Многие молодые люди хотели стать летчиками.
Я пытаюсь лучше рассмотреть ее и вглядываюсь в отдельные фрагменты. У меня ничего не получается. Все образы сливаются в одно единое целое. Стараюсь остановить взгляд на ребятах, изображенных автором на переднем плане полотна.
Трое мальчишек разного возраста сидят на набережной и рассматривают снижающийся гидроплан. Старший из ребят, указывает на что-то впереди и о чем-то рассказывает. Младшие с интересом слушают. Это можно утверждать, если присмотреться к их позам. Видно, как напряжены их худенькие, но жилистые и крепкие тела. Значит они, как все мальчишки того времени, много бегают и прыгают, почти никогда не сидят на месте. А сейчас подростки притихли и вслушиваются в каждое слово говорящего. Их мысли где-то там, рядом с гидропланом. Они сливаются с шумом моря, со свежестью морского воздуха и уносят юных героев в их мечты. Гидроплан хоть и летит от ребят, но он не улетает. Самолет просто снизился, чтобы ребятам было лучше рассмотреть его, Он наоборот зовет за собой, зовет в небо. Небо облачное, но светлое, с серо-розовым оттенком. Сама жизнь не бывает всегда безоблачной, но преодоление трудностей и делает человека человеком. Закаляет его физически и духовно.
Море художник тоже не обделил своим вниманием. Автор подобрал темные, насыщенные тона
Оно не очень теплое, не совсем спокойное. Чувствуется, что волны обладают большой силой. Но море не таит в себе угрозы. Маленькое судно спокойно скользит по его поверхности. Темный цвет скрадывает ширину пространства и тем самым приближает зрителя к небу. И наполняет всю картину необыкновенной энергией, оживляет ее.
Темным обведен и контур самолета. Он не несбыточная мечта, а реальность. Ребята вырастут, и станут летчиками. Перед ними откроются все дороги. Им будут подвластны все стихии и суша, и вода, и воздух.
6 класс
↑ Направление, стиль и тематика произведений
В отличие от более старшего поколения советских художников, Дейнека не успел вобрать в себя распространенные начале XX века идея модерна. Начав свой путь художника сразу во время революции, Дейнека не вкладывает много символизма в свои работы, как например Юон. Наоборот Дейнека является ярким представителем социалистического реализма. Его картины не редко посвящены революционной тематике и деятельности советских организаций.
А.Дайнека. картина Полдень фото
В тридцатых годах его задевает тема авиации. Появляются такие картины, как «Молодые Летчики» и «Через полюс в Америку». Во время войны тематика меняется на историческую, военную если точнее. Советский художник делает свой вклад в победу над нацизмом. При этом картины отличаются большим драматизм и пафосом. Особенно это заметно в одной из наиболее известных его произведений «Оборона Севастополя».
А.Дайнека. картина Оборона Севастополя фото
Однако среди его картин находят свое место трагедии. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня».
Детство и юность
Александр Александрович Дейнека родился 20 мая 1899 г. в Курске, в семье слесаря железнодорожного депо. Первое знакомство мальчика с миром живописи состоялось благодаря найденным в старом семейном сундуке иллюстрированным журналам и лубочным картинкам. Вскоре в подаренном бабушкой альбоме появились первые зарисовки скачущих лошадок, птичек и собак, марширующих солдатиков и дам под зонтиком.
Первые профессиональные навыки Саша получил в местной художественной студии, в 16-летнем возрасте поступил в Харьковское художественное училище.
После Февральской революции 1917 г. Харьковское училище было закрыто и Дейнека вернулся в Курск, устроился художником рисования в местной женской гимназии, затем стал фотографом в уголовном розыске. В 1919 г. Александр был призван в Красную армию, в качестве художника–оформителя занимался агитационной и пропагандистской работой. В августе этого года в опубликованной журналом «Наш день» статье молодой художник сформулировал свое творческое кредо и заявил о желании стать «художественным летописцем» героической борьбы пролетариата за справедливое устроение общества.
В 1921 г. после демобилизации Александр Дейнека был направлен Курским отделом народного образования на учебу в Москву и стал студентом полиграфического факультета Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Его наставником стал известный российский художник и график В.В. Флаворский, под влиянием которого были созданы многие студенческие работы — офорты «Акробаты», «Метатели диска», гравюра «Танец». В 1925 г. у Александра возникли разногласия с администрацией училища, ему не были зачтены результаты производственной практики в журнале «Безбожник у станка», и Дейнека покинул училище.
Описание картины Дейнеки Будущие летчики
Передо мной картина известного художника Дайнеки. Что бы лучше понять замысел художника, я прочитал биографию мастера и постарался понять, как жили люди в то время. Картина написана в 1938 году, до Великой Отечественной войны еще оставалось три года. Молодое советское государство активно строило светлое будущее. Многие молодые люди хотели стать летчиками.
Я пытаюсь лучше рассмотреть ее и вглядываюсь в отдельные фрагменты. У меня ничего не получается. Все образы сливаются в одно единое целое. Стараюсь остановить взгляд на ребятах, изображенных автором на переднем плане полотна.
Трое мальчишек разного возраста сидят на набережной и рассматривают снижающийся гидроплан. Старший из ребят, указывает на что-то впереди и о чем-то рассказывает. Младшие с интересом слушают. Это можно утверждать, если присмотреться к их позам. Видно, как напряжены их худенькие, но жилистые и крепкие тела. Значит они, как все мальчишки того времени, много бегают и прыгают, почти никогда не сидят на месте. А сейчас подростки притихли и вслушиваются в каждое слово говорящего. Их мысли где-то там, рядом с гидропланом. Они сливаются с шумом моря, со свежестью морского воздуха и уносят юных героев в их мечты. Гидроплан хоть и летит от ребят, но он не улетает. Самолет просто снизился, чтобы ребятам было лучше рассмотреть его, Он наоборот зовет за собой, зовет в небо. Небо облачное, но светлое, с серо-розовым оттенком. Сама жизнь не бывает всегда безоблачной, но преодоление трудностей и делает человека человеком. Закаляет его физически и духовно.
Море художник тоже не обделил своим вниманием. Автор подобрал темные, насыщенные тона
Оно не очень теплое, не совсем спокойное. Чувствуется, что волны обладают большой силой. Но море не таит в себе угрозы. Маленькое судно спокойно скользит по его поверхности. Темный цвет скрадывает ширину пространства и тем самым приближает зрителя к небу. И наполняет всю картину необыкновенной энергией, оживляет ее.
Темным обведен и контур самолета. Он не несбыточная мечта, а реальность. Ребята вырастут, и станут летчиками. Перед ними откроются все дороги. Им будут подвластны все стихии и суша, и вода, и воздух.
6 класс
Описание полотна
На картине описан летний крымский пейзаж, дышащий солнцем и яркими красками. Невысокие волны с белыми барашками омывают гранитный парапет, на котором сидят трое загорелых мальчиков. Они смотрят в высокое безоблачное небо, по которому летит белый гидроплан. Вдалеке как символ будущего виднеется белый корабль.
Полотно наполнено спокойствием и умиротворением. Художник размещает персонажей спиной к зрителям. Он дает возможность представить восторг на их лицах и блеск детских глаз. Старший мальчик показывает рукой на большую машину, которая заходит на посадку. Он со знанием дела что-то объясняет ребятам.
Мальчики помладше внимательно слушают его. Кажется, что позы ребят выражают их неподдельный интерес к происходящему. Таким образом Дейнека создает собирательный образ молодых людей, родившихся при советском строе, полный надежд и веры в светлое будущее. Рассказ можно использовать для читательского дневника или сочинения в 6 классе.
Послевоенный период
В послевоенный период Дейнека возвращается к привычному жанру изображения трудовых будней, спорта и физического совершенства. Перечень его живописных шедевров дополняют полотна «На Донбассе», «Выходной день», «На юге», «У моря. Рыбачки», «В Севастополе», его мозаиками украшаются фойе МГУ и Кремлевского Дворца Съездов.
Александр Александрович передает свой богатый опыт новому поколению художников в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, Московском институте прикладного и декоративного искусства, Московском архитектурном институте, является членом Академии художеств СССР.
Заслуги А. Дейнеки перед Родиной были не раз отмечены орденами и медалями, в 1963 г. ему было присвоено звание Народного художника СССР, а в 1969 г. высокое звание Героя Социалистического Труда.
Александр Александрович Дейнека скончался в Москве 12 июня 1969 г., спустя всего несколько дней после своего семидесятилетнего юбилея.
Сегодня работы великого мастера можно увидеть в собраниях крупнейших российских музеев — Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства, а также на родине художника в Курской картинной галерее им. А. А. Дейнеки.
Описание полотна
На картине описан летний крымский пейзаж, дышащий солнцем и яркими красками. Невысокие волны с белыми барашками омывают гранитный парапет, на котором сидят трое загорелых мальчиков. Они смотрят в высокое безоблачное небо, по которому летит белый гидроплан. Вдалеке как символ будущего виднеется белый корабль.
Полотно наполнено спокойствием и умиротворением. Художник размещает персонажей спиной к зрителям. Он дает возможность представить восторг на их лицах и блеск детских глаз. Старший мальчик показывает рукой на большую машину, которая заходит на посадку. Он со знанием дела что-то объясняет ребятам.
Мальчики помладше внимательно слушают его. Кажется, что позы ребят выражают их неподдельный интерес к происходящему. Таким образом Дейнека создает собирательный образ молодых людей, родившихся при советском строе, полный надежд и веры в светлое будущее. Рассказ можно использовать для читательского дневника или сочинения в 6 классе.
Популярные сочинения
- Был ли иной путь у Катерины? — сочинение-рассуждение (Островский Гроза) У Островского существует огромное количество разных произведений. Но одним из популярных из них является произведение «Гроза». Одной из главных героинь является Екатерина. С детства родители старались сделать
- Герои рассказа Белый пудель Рассказ А. Куприна «Белый пудель», впервые изданный более столетия назад, до сих находит отклик в сердцах воодушевленных читателей. Сюжет произведения прост, взят автором из жизни:
- Сочинение Кутейкин в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ) В знаменитой комедийной пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» достаточное количество ярких и уникальных второстепенных персонажей. К ним можно отнести всех невежественных учителей
Библиография
Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Россия, 1999 г.
- А. А. Дейнека. , M., 1935;
- Никифоров Б. М. А. Дейнека. Л. 1937;
- С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов., , М. ГТГ. 1944;
- Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
- А. А. Дейнека. , M., 1957;
- Konečny D., A. Dejneka, Praha, 1961;
- Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский худочник, 1965. — с.4.
- А. А. Дейнека. , M., 1969;
- Дейнека А. Жизнь, искусство, время..М., 1974;
- Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-начало 1930 гг.: Альбом / Редактор Е. П. Суздалева ; художник К. О. Остольский. — М.: Советский художник, 1979. — 198 с.
- А. А. Дейнека. , M., 1980;
- Сысоев В. П., А. Дейнека, Л., 1982;
- И. Ненарокомова. «Люблю большие планы…» Художник Александр Дейнека. М., 1987;
- А. А. Дейнека. , M., 1989;
- А. А. Дейнека. , M., 2001;
- Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005;
- Дейнека. Графика. М., «Интерроса», 2009;
- А. Якимович. Дейнека и другие : свет и тьма в искусстве советской эпохи // Собрание шедевров: наследие и современность. — 2009. — № 2. — С. 76-85;
- Дейнека. Живопись. М., «Интерроса», 2010;
- А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура. Тексты И.Вакар, И.Лейтес, Л.Бедретдинова, Е.Воронович, К.Кэр. , M., ГТГ, 2010;
- Е.Воронович. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. — 2010. — N 8. — С. 11-15;
- Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. , Рим, 2011;
- Епишин А. С. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров: наследие и современность. № 3. Сентябрь — Москва, 2011. — С.28-37;
- Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура. М., «Интерроса», 2012;
- ALEKSANDR DEINEKA (1899—1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011;
- EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler — Aleksandr Dejneka — Neo Rauch. , 2012
- Е.Воронович. Александр Дейнека. Художник в Третьяковской галерее. М., 2021.
Сегодня по календарю
1848 г. Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин сослан в Вятскую губернию.1945 г. Партизанами схвачен и расстрелян Бенито Муссолини – фашистский диктатор Италии.1947 г. Отправился в путешествие на плоту «Кон-Тики» норвежский этнограф Тур Хейердал. Целью его путешествия было намерение подтвердить свою гипотезу о возможности первоначального заселения Полинезии из Южной Америки.1988 г. М.С. Горбачев на встрече с Патриархом объявил о возвращении церкви культовых зданий.Родились:1902 г. Валентина Александровна Осеева-Хмелёва (1902-1969) – советская детская писательница, написавшая трилогию «Васек Трубачев и его товарищи».1906 г. Курт Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики, наиболее известный сформулированной и доказанной им теоремой о неполноте.1916 г. Феруччо Ламборджини – итальянский промышленник, основатель компании, производящей самые дорогие автомобили в мире.1924 г. Донатас Банионис – советский и литовский актёр театра и кино, режиссер, Народный артист СССР («Мёртвый сезон», «Король Лир», «Солярис», «Бетховен – дни жизни», «Приключения принца Флоризеля»).1932 г. Юрий Витальевич Волынцев – актёр театра и кино, народный артист РСФСР (пан Спортсмен в телепередаче «Кабачок 13 стульев»).
Описание картины «Оборона Петрограда»
«Оборона Петрограда» создается художником в конце 20-х годов, (1928 г., авторское повторение — 1956 г.). Это произведение А. А. Дейнеки считается его лучшей работой на историко-революционную тему, хранится в столичном Центральном музее ВС СССР.
Автор композиционно организует пространство как на античных фризах, избирая мотив шествия защитников города — солдат революции. Это придает картине плоскостность, регулярность, движение в двух направлениях. Композиция строится в трех планах, тремя лентами.
На первом плане идущие на фронт красноармейцы — мужчины и женщины — с винтовками на плечах, одетые по-будничному, их одежда – обычная, рабочая. Их целеустремленные лица решительны и суровы. Фигуры движутся слева направо напористо и неуклонно. Четко переданы художником их вера в будущее, величие их подвига
На втором плане на верхней ленте разворачивается картина возвращения раненых из боя, измученных, но свято верящих в победу солдат. Они уже испытали на себе, что такое война. Ритм движения этой ленты замедлен как бы искривлением, перекошенностью фигур, ими утрачен напор, но осталась вера в то, что другие закончат начатое ими дело. Эта часть картины «Оборона Петрограда» оставляет у зрителя глубинное внутреннее неприятие войны. Антимилитаризм вообще свойственен работам художника.
Контраст между движениями фигур картины Дейнеки «Оборона Петрограда» на этих двух лентах огромен. Группы людей движутся в разные стороны и с разной скоростью. Раненые – бредут, их фигуры – силуэтны. Тогда как идущие в противоположном направлении – фигуры людей, стремящихся в «последний смертный бой», которые трактуются объемно. Обобщенность, типизация образов обеих групп, их уход «из никуда в никуда» придают движению картины Александра Дейнеки «Оборона Петрограда» характер замкнутого круга. Прослеживается повторяемость событий. Это движение, как цвет и объемность фигур переднего плана картины, силуэтность — верхнего и неподвижность пейзажа придают картине своеобразную трехплановую глубину и выразительность, заставляют думать о цикличности и непрерывной связи героизма и цены за него заплаченной. Этот прием решения композиции будет повторяться автором «Обороны Петрограда» Александром Дейнекой в будущем неоднократно.
Вдали на третьей незначительной и узкой ленте картины изображен пейзаж: Нева с кораблями и часть набережной. Застывший от мороза, ледяной от балтийских ветров берег подчеркивает жесткость и суровость полотна, объединяет динамику напряженного ритма движения на двух других лентах.