Семья
Мастер гравюры, известный также как Джамбаттиста Пиранези (Giambattista Piranesi), родился 4 октября 1720 года в небольшом городке Мольяно-Венето (Mogliano Veneto) в провинции Тревизо (Treviso), относящейся к региону Венето (Veneto). Его родителями были Анджело Пиранезе – выходец из словенского города Пирано и венецианка Лаура Луккези.
Фамилия Piranese, которая трансформировалась на итальянский манер в Piranesi, произошла от названия местечка в Словении Pirano d’Istria, где добывали истрийский камень – главный строительный материал Венеции.
Семейное окружение повлияло на выбор профессии и увлечений Джамбаттисты. Его отец, резчик по камню и строитель, дал сыну первые уроки практичной архитектуры. Дядя по материнской линии, магистрат водопроводных сооружений Венеции Маттео Луккези (Matteo Lucchesi), стал наставником в изучении вопросов гидромеханики. Старший брат, Анджело, будучи монахом-доминиканцем, привил Джованни любовь к истории Древнего Рима и литературе, а также выучил его латинскому языку.
Живопись
В конце 1710-х годов Тьеполо покинул студию Ладзарини и приступил к самостоятельному созданию фресок в ряде часовен и церквей. Установлено авторство изображений на вилле в Массандзаго близ Падуи и храме Святого Евстафия и сподвижников, который называли Сан-Стае.
Стиль живописца проявился около 1720 года, когда ему была поручена работа по созданию сцен из «Книги Бытия». Во дворце Дионисо Дольфина, а также в соборе города Удине он сделал росписи под названием «Авраам и его сыновья».
Современники нарекли эти произведения набором холстов, полных остроумия и элегантности, определяющей чертой которых был легкомысленный и беззаботный настрой. Прохладная цветовая палитра создавала ощущение естественного дневного света, что делало картину реалистичной и почти живой.
Ранние шедевры, создававшиеся во втором десятилетии XVIII века, принесли мастеру много заказов от богатых и знатных семей. Он расписывал храм в Веролануова и скуолу Санта-Мария-дель-Кармело, а также капеллу Коллеони и ряд других итальянских церквей.
В 1740–1750-х годах Джанбаттиста работал над гравюрами и стал автором великолепных серий Capricci и Scherzi di fantasia. Они были изданы венецианским коллекционером, вдохновившимся фантастической темой и восточными персонажами, познававшими тайны бытия.
Джованни Баттиста Тьеполо — «Пир Клеопатры» В тот же период слава Тьеполо достигла границ Западной Европы, и его пригласили украсить Вюрцбургскую резиденцию, которую проектировал Балтазар Нейман. Художник расписал потолок и стены, основываясь на мифологических сюжетах, и продемонстрировал склонность к символизму и многочисленным аллегориям.
В 1753 году живописец вернулся на родину в Венецию и стал избранным президентом Падуанской академии искусств. В это время он создал фрески для залов Палаццо Лабиа с изображением Клеопатры и Антония, исполненных нежных чувств.
Спустя десятилетие Джанбаттиста получил заказ от короля Карла III и в течение 9 лет работал над декорированием мадридского дворца. Он написал панегирические полотна, утверждавшие превосходство Испании, которые украсили стены будуаров и потолок тронного зала.
История создания скульптуры
Как и многие другие скульптуры, изваяние «Аполлон и Дафна» Джованни Бернини заказал итальянский кардинал Боргезе. Скульптор начал работать над ней в 1622 году, однако ему пришлось прерваться для более срочного задания кардинала. Оставив незаконченным изваяние, Бернини принялся за Давида, а затем вернулся к прерванной работе. Статуя была закончена спустя 3 года, в 1625 году.
Чтобы оправдать наличие в коллекции кардинала скульптуры с языческим уклоном, было придумано двустишие, описывающее мораль изображенной сценки между героями. Его смысл заключался в том, что тот, кто бежит за призрачной красотой, останется лишь с ветвями и листьями в руках. Сегодня скульптура, изображающая финальную сцену кратковременных отношений Аполлона и Дафны, стоит в середине одного из залов галереи и является его тематическим центром.
дальнейшее чтение
- Барчем, Уильям Л. (1992). Джамбаттиста Тьеполо . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-08054-2.
- Баксандалл, Майкл; Альперс, Светлана (1994). . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
- Рицци, Альдо (1971). Офорты Тьеполо . Electa. ISBN 0-7148-1499-7.
- Альдо Рицци, Il Tiepolo all’Arcivescovado di Udine , Милан, 1965.
- Альдо Рицци, Тьеполо и Удине , Милан, 1969.
- Альдо Рицци, le acqueforti dei Tiepolo , Милан, 1970.
- Альдо Рицци, Графика Тьеполо: le acqueforti , Милан, 1971.
- Альдо Рицци, Ла Мостра дель Тьеполо , Милан, 1971.
- Альдо Рицци, Джамбаттиста Тьеполо , Милан, 1990 год.
- Альдо Рицци, Я Тьеполо в Удине , Милан, 1996 год.
- Адельхайд М. Гелт и Джордж Нокс, Доменико Тьеполо: Новый Завет , Блумингтон, Индиана, штат Индиана, 2006.
- Кристиансен, Кейт. , Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 1996. ISBN .
- Бурш, Сюзанна. , Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 1997. ISBN .
Мифология[ | ]
Дочь земли Геи и фессалийского речного бога Пенея (в Элиде) (версия Овидия, см. далее), либо речного бога Ладона из Аркадии (аркадская версия, изложенная у Павсания). Либо дочь Амикла.
Избегала мужчин и жила в обществе девушек, спутница Артемиды[прояснить
], подобно которой дала слово сохранить целомудрие и оставаться безбрачной. История любви Аполлона к Дафне подробно рассказана Овидием в «Метаморфозах» (греч. превращения ; I, 452—517). В неё также был влюблен смертный Левкипп, сын Эномая. Надев женский наряд и заплетя волосы, он выдал себя за дочь Эномая и стал охотиться вместе с Дафной, которая обнимала его. Аполлон, неравнодушный к Дафне ещё до случая с Эротом (далее), стал ревновать к Левкиппу. Когда девушки купались в Ладоне, они обнаружили, что Левкипп не девушка, и растерзали его. Обман Левкиппа был раскрыт не без участия Аполлона.
Миф об Аполлоне и Дафне.
Вскоре после победы над Пифоном Аполлон обидел Эрота, насмеявшись над ним с его луком и стрелами. В отместку тот поразил его стрелой любви к Дафне, её же — стрелой антипатии, вызвав у неё отвращение к Аполлону. Преследуемая охваченным страстью Аполлоном — по словам Овидия, Аполлон гнался за ней, как собака за зайцем (согласно ему же, она явилась его первой любовью), — Дафна взмолилась к родителям с мольбой изменить её облик, чтобы избежать любви Аполлона, и была превращена в лавровое дерево. Либо Аполлон её изнасиловал, и она попросила Зевса превратить её в лавр[прояснить ].
Только скончала мольбу, — цепенеют тягостно члены, Нежная девичья грудь корой окружается тонкой, Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же —
в ветви;
Резвая раньше нога становится
медленным корнем,
Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остаётся.
Овидий
Однако Аполлон сохранил свои чувства — в память о ней лавр с тех пор стал священным деревом Аполлона, а лавровый венок — его непременным атрибутом. Также, по воле Аполлона дерево будет вечнозеленым и никогда не лишится листвы. В связи с этим лавровый венок стал присуждаться победителю Пифийских игр в честь Аполлона, и стал символом триумфа.
Миф о Дафне, превратившейся в лавр, зародился в эпоху эллинизма. По некоторому мнению, ему не следует придавать особого значения, поскольку, как считает И. И. Маханьков, он явно позднейшего происхождения и создан с целью объяснить особую роль лавра в культе Аполлона (так называемый этиологический миф); при этом одновременно он входит и в другую группу сравнительно поздних мифов — о превращениях (метаморфозах).
Есть еще сирийский рассказ о Дафне, и священный лавр, которым она стала, почитался в роще у Антиохии. Царь Селевк I охотился и увидел место, где бог преследовал Дафну.
Также горная нимфа Дафна упоминается как прорицательница Дельфийского оракула, его совладелица совместно с Геей. Листья лавра жевала жрица-прорицательница оракула пифия, готовясь войти в состояние божественного экстаза.
Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на острове Дафна, где посетителям, включая Павсания, показывали первое лавровое дерево.
Особенности созданного шедевра
Многие посетители галереи Боргезе в Риме отмечают, что скульптура вызывает неоднозначное отношение к себе. На нее можно смотреть многократно, и каждый раз находить что-то новое в чертах изображенных богов, в их застывшем движении, в общей концепции.
В зависимости от настроения одни видят любовь и готовность отдать все за возможность обладать любимой девушкой, другие отмечают, какое облегчение изображено в глазах юной нимфы, когда тело ее превращается в дерево.
Восприятие скульптуры также меняется в зависимости от ракурса, с которого ее рассматривать. Не зря ее поставили в центре зала галереи. Это дает возможность каждому посетителю найти свою точку просмотра и сформировать собственное видение великого шедевра.
Миф о Дафне и Левкиппе
Он выкристаллизовался в эпоху эллинизма и имел несколько вариантов. Наиболее подробно история под названием «Аполлон и Дафна» описывается Овидием в его «Метаморфозах» («Превращениях»). Юная нимфа жила и воспитывалась под покровительством богини-девственницы Артемиды. Подобно ей, Дафна также дала обет целомудрия. В нее влюбился некий смертный – Левкипп. Чтобы сблизиться с красавицей, он надел женский наряд и заплел волосы в косы. Его обман раскрылся, когда Дафна с прочими девушками пошла купаться в Ладоне. Оскорбленные женщины растерзали Левкиппа. Ну, а при чем тут Аполлон? – спросите вы. Это только начало истории. Солнцеподобный сын Зевса на тот момент лишь слегка симпатизировал Дафне. Но и тогда коварный бог ревновал. Девицы разоблачили Левкиппа не без помощи Аполлона. Но это была еще не любовь…
Примечания[ | ]
- Палефат. О невероятном 49
- Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия II 513 и др. // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.663
- Овидий. Метаморфозы I 568—570
- Гигин. Мифы 203
- Павсаний. Описание Эллады X 7, 8
- ↑ 12 Палефат. О невероятном. Примечания
- Парфений. О любовных страстях 15, 1
- ↑ 1234 Тахо-Годи, 1980.
- ↑ 12 Пантеон Олимпа. Комментарий(неопр.) .Античная мифология . Поволжский региональный центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ) (19 февраля 2007). Дата обращения 8 октября 2014.
- Павсаний. Описание Эллады VIII 20, 2-4; Парфений. О любовных страстях 15, 2-3
- Лавр: А. Шапошников. Сакральный календарь друидов (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 31 марта 2014. Архивировано 31 марта 2014 года.
- Пантеон Олимпа. Комментарий (неопр.) .Античная мифология . Поволжский региональный центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ) (19 февраля 2007). Дата обращения 8 октября 2014.
- Овидий. Метаморфозы I 534—539
- Парфений. О любовных страстях 15, 4, ссылка на Диодора из Элаиты и Филарха
- Филаргирий. Комментарий к «Буколикам» Вергилия III 12 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.665
- Греческая мифология: Дафна — горная нимфа
- ЛАВР (Словарь античности)
- Грейвс Р. Мифы древней Греции. Зевс и его родичи. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДЕЯНИЯ ГЕРМЕСА
- Филострат. Жизнь Аполлония Тианского I 16
- Либаний. Речи XI 94-99 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 586
- Дельфийский оракул // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
- Тахо-Годи А. А. Нимфы // Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — Энциклопедия. (В 2 томах). — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. II. — С. 219—220.
- ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА стр.0685
- ↑ 12 Бочаров Николай Алексеевич. Справочник мифологии
- Аполлон и Дафна. Франческо Тревизани (1656—1746). Холст, масло. 1708—1717 гг. 73 × 59,5 см. Инв. № ГЭ 238. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Описание картины Христос и грешница – Василий Поленов
Знаменитое полотно Александра Иванова “Явление Христа народу” производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. Каждый, кто имел отношение к живописи, пристально следил за созданием картины долгих 20 лет и мечтали в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. В их числе был и молодой художник Василий Поленов.
Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе “Христос и грешница”.
За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии.
И продолжил писать, не проронив больше ни слова.
Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину. Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить.
Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там.
Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа.
Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте.
Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ.
Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – “Кто из вас без греха?”.
Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на “Христос и грешница”.
Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа.
Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения? Дело в том, что Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах.
Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей.
Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города.
Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой.
И ему удалось это сделать.
(2 votes, average: 3.00
Неизвестная научному сообществу картина «Аполлон и Фаэтон» напрямую связана с фреской, украшавшей потолок одной из комнат во дворце
Когда, в 1730 году, Джованни Баттиста Тьеполо (Джамбаттиста) Тьеполо был вызван из своей родной Венеции в Милан семьей Арчинто, чтобы украсить их дворец, он начал карьеру, которая, через некоторое время, сделала его главным декоративным художником Европы.
Тьеполо учился у Джорджио Лаззарини, но намного большее влияние на его творчество оказали огромные произведения других художников, а именно: потолочные картины Паоло Веронезе, мастера шестнадцатого века, и впечатляющий алтарь Джованни Баттисты Пьяццетта, современника Тьеполо. Еще в 1726 году Тьеполо был назван «celebre Pittor» за его фрески, эскизы и станковые картины, которые, вскоре после того, как он прославился в своём родном городе Удине, сделали его одним из самых востребованных художников в Европе. Он прожил яркую жизни и умер в Испании в 1770 году.
«Аполлон и Фаэтон» — чрезвычайно важное произведение в цикле живописи Тьеполо в палаццо Ачинто, которое было разрушено бомбами в 1943 году. Неопубликованная и неизвестная научному сообществу до того, как появилась на аукционе в 1985 году, картина напрямую связана с фреской, украшавшей потолок одной из четырех приемных комнат во дворце
В ней рассказывается история о полу божественном мифическом существе Фатэоне, который пытался доказать своей матери факт того, что он знает, что он — сын бога Аполлона.
«Аполлон и Фаэтон»
Он выяснил это, уговорив Аполлона разрешить ему водить колесницу Солнца через зодиак, чтобы наступил новый день. Аполлон, который и на самом деле был отцом Фаэтона, неохотно согласился, но молодой человек, неспособный контролировать жеребцов во время их путешествия по небу, слишком близко подошёл к земле, поджег её и создал пустыни Африки. Планета была избавлена от полного сожжения Юпитером, который остановил Фаэтона, поразив его молнией.
Джамбаттиста Тьеполо не стал рисовать наиболее типичный эпизод истории — падение Фаэтона, и без того часто изображавшийся различными художниками. Он написал более ранний момент, когда молодой человек просит разрешения у своего отца позволить ему управлять лошадьми. В центре композиции, перед своим храмом, стоит Аполлон, его руки подняты в знак протеста против мольбы Фаэтона, который жестом указывает на колесницу внизу. Беспокойные лошади, тянувшие и дёргавшие его, едва контролировались им с помощью Нимф и Путти. Тьеполо тщательно читал Овидия, включив его яркое описание того, что Фаэтон увидел на Олимпе.
В правой стороне картины он напсал персонификации четырех сезонов: «… Здесь появляется Весна с венками из полевых цветов; здесь Лето в пшеничной гирлянде; здесь Осень богатая урожаями бесчисленных виноградников; и седая (муж.род) Зима на заднем плане …» (Метаморфозы 2: 23-30). В левой части картины изображён зодиак, образующий дугу на небе со Скорпионом в центре, намекая на часть истории, где Фаэтон бросает поводья после того, как испугался Скорпиона. Вверху изображён Сатурн, бог времени, атакующий с небес.
Аполлон и Фаэтон. Джованни Баттиста Тьеполо
Похожие сообщения:
На Музейной улице Омска обнаружены древние захоронения
Фотография в расширенном виде: живопись, перформанс и нео-авангард
Авангардное искусство (Avant-Garde Art)
Что скрывают Сикстинская капелла, «Джоконда» и «Черный квадрат»
Мстительный Аполлон
Оружие в качестве дара приходилось повзрослевшему Аполлону. Он был привязан к матери, и не хотел видеть её мучений из-за Пифона. Отправившись к Парнасу, где змей дожидался появления соперницы своей хозяйки, Аполлон убил его золотыми стрелами.
Странствуя по новым землям, бог познакомился с лесным Паном, что научил его прорицанию. У Аполлона был необыкновенный дар видеть будущее, что он передавал преданным служителям. С тех пор греки строили святилища-оракулы, где люди могли получить пророчество от светлого бога.
Розальба Каррьера «Аполлон», между 1740 и 1746 гг.Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, РоссияПоступила в 1925 г. Передана из Гатчинского дворца
Легенды рассказывают, что самым известным сыном Аполлона стал Асклепий. Этот полубог посвятил себя служению людям, стал покровителем медицины, в которой он достиг невероятных высот. Асклепий даже сумел воскрешать умерших, чего Зевс и другие старшие божества не простили ему.
Когда Аполлон узнал, что Громовержец убил молнией его сына, бог в ярости уничтожил всех циклопов, что помогали Зевсу ковать его оружие. Даже собственному отпрыску верховный бог простить такого не мог. Зевс хотел изгнать Аполлона в Тартар, однако по просьбе Лето смилостивился, выслав сына к царю Адмету. Там Аполлон должен был прослужить несколько лет простым пастухом, искупить своё прегрешение. По иронии судьбы Аполлон не раз спасал Адмета, который был обязан богу жизнью.