Интересные факты из жизни художника
Эдгар Дега был настолько очарован балетными танцовщицами, что создал более 1500 работ с их участием.
Как и Моне, Дега писал свои полотна почти вслепую: у художника в течение 20 лет прогрессировала дегенерация желтого пятна. В результате, работая над полотнами, он видел собственные картины совершенно не в том виде, в котором их видели окружающие. Один из французских критиков назвал поздние работы Дега «трагическим свидетельством борьбы художника со своим недугом».
Все картины Дега отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Казалось бы, Эдгар Дега увидел определенный образ совершенно случайно и наспех его изобразил. В этом и заключается парадокс. При взгляде на картину художника может показаться, что она замерла всего лишь на секунду, и скоро все детали на ней придут в движение. И так и должно быть. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени.
Дега был не только живописцем, но еще скульптором и, что еще более интересно, графиком. Свои монотипии Эдгар Дега мало кому показывал — только тем, кому особо доверял: коллекционерам Руару и Воллару, писателю Людовику Галеви, художникам Гогену и Тулуз Лотреку. Графика Дега — это мимолетные, иногда сделанные по памяти зарисовки повседневной жизни Парижа, а точнее Монмартра, конца XIX века
Недавно в Эрмитаже прошла выставка под названием «Фигура в движении», на которой были продемонстрированы скульптуры Дега. Интересно, что Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины.
Дега был очень не бедным человеком, но старость свою проводил в запущенной холостяцкой квартире, без друзей и поддержки. Похороны, как и завещал художник, были тихими и скромными.
Описание
Скульптура представляет собой юную балерину, стоящую в состоянии покоя, ноги вывернуты наружу, ступни образуют классическую четвертую позицию , руки за спиной, бюст приподнят, голова запрокинута. На ней шелковое бюстье, тюлевая пачка , чулки и балетные тапочки. Волосы перевязаны атласной лентой. Оригинальная скульптура, тело которой выполнено из цветного воска, имитирующего структуру человеческой кожи, была покрыта аксессуарами из настоящей ткани и париком для волос, сделанным мадам Кюссет, мастером париков. Бронзовая проба сохраняет только ленту для волос и юбку как настоящие аксессуары, а остальные покрыты патиной различных цветов, которые выделяют тело одежды.
Форма и цвет пачки были предметом споров со времен выставки Дега и маленькой танцовщицы в Художественном музее Джослин в 1998 году. Первоначально юбка представляла собой длинную шифоновую пачку романтического типа (эту модель также называют «пачка Дега». » ). Для бронзовых копий использовалась более короткая и жесткая пачка, вдохновленная оригинальной пачкой восковой статуи 1881 года, но состояние которой было испорчено временем; который для куратора выставки Ричарда Кендалла не соответствовал оригинальной одежде, которая была выставлена в 1881 году. Его версия пышной белой пачки, доходящей до колен, основанная на подготовительных рисунках Дега и периода документов, вызвала споры в мир искусства.
Творчество Дега
Первыми работами Дега были гравюры. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии, в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме.
С 1865 по 1870 год он регулярно выставлялся в салоне. Вскоре Дега познакомился с Эдуардом Мане и обратился к портретам, композиционная схема которых заимствована у Мане, а моделировка формы и острота характеристики выдают руку оригинального и талантливого художника.
Острая наблюдательность и интерес к современности сблизили его с импрессионистами, первые впечатления от новаторских поисков которых он уже получил в мастерской Эдуарда Мане.
Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу — главному жанру импрессионистов — Дега остался равнодушным.
Дега изучал современные биологические исследования по механизму движения животных и человека, рассматривал только что появившиеся моментальные фотоснимки. Балет и скачки — вот те сферы, в которых все подчинено движению. Замечательные «Голубые танцовщицы» передают все богатство техники Дега.
В отличие от других импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалевка.
Расстановка в пределах одной картинной плоскости нескольких фигур в разных ракурсах, каждая из которых как бы застыла на определенном этапе поворота или шага, создавала иллюзию процесса движения. Иллюстрацией такого приема Дега являются как «Голубые танцовщицы», так и «Проездка скаковых лошадей». Созданию в станковой картине иллюзии движения способствуют также и строго продуманные срезы композиции рамой и крупные планы, как бы выводящие движение из картины за ее пределы.
Дега принимал участие почти во всех выставках импрессионистов, начиная с первой; наряду с Клодом Моне, Писсарро и Ренуаром он был активнейшим членом «Группы независимых художников». Однако он не разделял полностью взглядов импрессионистов и часто подвергался критике с их стороны.
В конце жизни, несмотря на прогрессирующую болезнь глаз, Дега продолжал писать в основном пастелью.
Тонкая чистая линия
Дега родился в обеспеченной семье. Его отец был преуспевающим банкиром, а мать — дочерью хлопкового брокера. Детей в семье было пятеро, и отец хотел, чтобы его дело унаследовал первенец, Эдгар. К слову сказать, будущий художник изначально носил фамилию де Га, так как семья отца имела аристократические корни, но позже сменил ее на более демократичную, не столь вызывающую.
Эдгар Дега «Автопортрет» (1854-1855)
Хотя ему прочили карьеру юриста, Эдгар с детства проявлял желание стать художником; в юриспруденции и банковском деле он ничего не понимал. Договориться с отцом оказалось непросто, но юноша сумел добиться разрешения заняться живописью.
Сначала он обучался в лицее Луи-ля-Гран, делая основной упор на рисование. Долгие часы проводил в Лувре, копируя рисунки мастеров, и достиг в этом значительных успехов. Дега вообще был склонен к перфекционизму.
Позже его друзья шутили, что, если у него не отобрать картину, он никогда не закончит работу над полотном, постоянно внося в него какие-то изменения в стремлении к совершенству.
В 1855 году Эдгар поступил в Школу изящных искусств, оказавшись по итогам вступительного конкурса только в начале четвертого десятка. Дега выбрал мастерскую художника Ламота, ученика самого Энгра, которым Эдгар восхищался и которого ему довелось встречать у знакомых. Линия, четкая и ясная, форма, строго очерченная этой изящной линией, — вот что лежало в основе метода Энгра и его последователей. И это стало для Эдгара внутренним мерилом собственного творчества.
Форма или цвет?
Оставив родительский дом, Дега переехал в мастерскую на Рю-де-Лаваль, в которой ему будет суждено прожить до конца своих дней. Теперь натура для него — повседневная жизнь, посетители кафе, парижане на прогулке, певицы и танцовщицы из дешевых кабаре. С 1870-х годов художник начал экспериментировать с техникой пастели. Естественное и органичное сочетание живописи и графики крайне привлекало Дега. Он сам называл себя «колористом посредством линий». Его манеру невозможно не узнать — легкая, эскизная, но при этом удивительно точная и пластичная в рисунке, она сразу, же приобрела своих почитателей и подражателей, самым известным из которых стал Тулуз-Лотрек.
Эдгар Дега «Скаковые лошади перед трибунами» (1869-1872)
Дега был активным членом «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, графиков и пр.», постоянно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив лишь одну (в 1882 году). Критики упоминали его вместе с Моне, Ренуаром и Сислеем, но на самом деле в группе этих художников Эдгар Дега стоял особняком. Импрессионисты ставили во главу угла цвет, Дега — рисунок. И это противоречие не имело решения. Постепенно зревший конфликт привел, в конце концов, к расколу группы. К Дега присоединились художники более молодого поколения: Видаль, Кэссет, Руар, Тил-ло. В сущности, назвать Дега импрессионистом можно лишь очень условно, его творческие искания лежали за гранью этого направления — там, где позже зародится мощное течение постимпрессионизма.
Особенно ярко противостояние «рисовальщика» Дега «колористам» лагеря Моне отразилось в картине «Любители абсента» (1876).
Легенды Парижской оперы
Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.
Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.
Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.
Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5. Он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.
Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.
Ложа Призрака Оперы
Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.
Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!
Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.
О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897. Галерея искусств Америки и Европы XIX-XX вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Волшебство композиции
Вы думаете, что на картине танцуют четыре балерины? На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре.
Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины, наклонилась к пуанту. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца.
Самое интересное, что на картине, скорее всего, не четыре разные девушки. Это одна танцовщица, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий балерины в разных позах. Возможно, именно по этим снимкам и создана композиция.
Итальянец в Италии
Семья Эдгара была родом из Неаполя, так что обычное для французских художников путешествие в Италию дало молодому человеку возможность ближе познакомиться со своей итальянской родней. Впрочем, большую часть времени он исследовал шедевры прошлого и осваивал классическую композицию.
Эдгар Дега «Сидящий обнаженный мальчик» (1856)
Очень большое влияние на молодого художника оказало знакомство с Гюставом Моро, с которым он встретился в Риме в 1858 году. Моро был искренне увлечен творчеством итальянцев: Рафаэля, Корреджо, Микеланджело, Тициана — причем в основном изучал и стремился передать их палитру, не уделяя особого внимания рисунку и композиции. Гюстав много экспериментировал с техниками, в том числе с акварелью и пастелью, и Дега перенял это увлечение. Позже Эдгар тоже начнет экспериментировать с пастелью, и в итоге на свет появится растворитель его собственного «сочинения», основой которого станет скипидар. Применение этого растворителя позволит ему получать сухую, нежную и хрупкую поверхность картины.
В Италии Дега провел три года и вернулся оттуда с историческими полотнами и портретами родственников. Самой известной картиной того периода стала «Семейство Белелли» (1860-1862), на которой изображено семейство тетки Эдгара Лауры де Га: она сама, ее муж и две дочери.
Эдгар Дега «Семейство Беллели» (1860-1862)
Уже по возвращении во Францию, в 1862 году, произошла судьбоносная для Дега встреча: в одном из залов Лувра он познакомился с Эдуардом Мане. Сведя знакомство также с Ренуаром и Моне, Эдгар стал завсегдатаем парижского кафе Гербуа, часами разговаривал с молодыми художниками и писателями, создававшими новую реальность в искусстве. К концу 1860-х годов Дега решил окончательно: ему не по пути с классикой, он принимает «новую веру», свободную от канонов.
По лезвию ножа
Начиная с 1880-х годов Дега работал уже в совершенно самостоятельной манере, отдавая предпочтение пастели и темпере. Собственно традиции в этой технике не существовало, и художник смело экспериментировал: делал растушевку при помощи щетки, воды и собственных пальцев, добиваясь незаметных, плавных переходов текстуры и цвета.
Картины он писал сериями. В серии «В ателье модистки» он собрал картины, написанные после походов с дамами по шляпным магазинам. В этот период появились первые работы из серии «Обнаженные женщины за туалетом». Техника пастели позволяла живописцу добиваться желаемого эффекта минимальными средствами.
Эдгар Дега «Мытьё» (1886)
Как и многие художники того времени, Дега увлекся японской гравюрой, столь полно отражающей его художественный идеал — отсутствие глубокой перспективы, ограниченность в цвете, выверенную точность и пластичность контура. С другой стороны, он не упускал из виду и новаторский вид искусства — фотографию, у которой заимствовал неожиданные ракурсы и непривычные, словно случайно обрезанные по краям композиции.
Серия «Обнаженные за туалетом» просто шокировала современников художника. Изображение натурщиц в такой реалистичной манере, без всякой идеализации и прикрас, сочли вульгарностью. Но Дега был непреклонен: его задачей было передать движение, а рисуя специально позирующую женщину, сделать это невозможно.
Еще одной довольно обширной серией стали изображения конных скачек. Здесь художник искал все того же — движения, тонкой грани баланса, жизни в линии.
Однако любимой темой для Дега оставались театр и танец, особенно балет. Он почти не делал зарисовок с натуры, в балетных залах Дега наблюдал. Все свои впечатления он переносил на полотно уже в мастерской, по памяти, и считал такой метод единственно возможным: на картину должно попадать только то, что удержано памятью и осмыслено.
Легкость картин Дега — это легкость полета балерины во время спектакля. За этими отточенными, полными вдохновения движениями стоят часы и дни монотонного тяжелого труда, которого зритель никогда не увидит и не почувствует. Одним из главных шедевров Дега признана картина «Голубые танцовщицы» (1899). Признайтесь, вам казалось, что эти девушки танцуют? На самом деле они просто поправляют костюмы перед выходом на сцену. Но композиция выстроена так, что всё — руки, плечи, шеи танцовщиц — складывается в своеобразный танец. Удивительно и прекрасно!
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» (1899)