Картина «крик» эдварда мунка

«Генерал Бернардо де Гальвеса», автор неизвестен

В отеле Galvez, в штате Техас, США, находится картина, пугающая постояльцев. Этот портрет принадлежит, предположительно, кисти Бернардо де Гальвеса, умершему в 1786 году.

По сути этот портрет – пристанище призрака художника. Ни одному постояльцу не удается сфотографировать полотно – снимок получается размытым, независимо от того, какая у них техника.

Постояльцы жалуются на то, что от картины им становится не по себе – они ощущают на себе взгляд, когда идут по коридору и спускаются с лестницы, будто бы генерал следует за ними.

Кроме того, с отелем Galvez, в котором находится картина, связано много легенд.

Богема Христиании. Ранний период творчества. Против реализма

В 1881 Эдвард поступил в Королевскую школу рисования, где в
полной мере проявился его яркий и самобытный талант. Мунк был любимым учеником
скульптора Юлиуса Миддельтуна, старшего преподавателя и главного вдохновителя
всей творческой деятельности школы. Но опытному педагогу и художнику-академисту
так и не удалось удержать юного гения в русле традиционной живописи.

Как только Эдвард почувствовал в себе силы сказать что-то
свое, он резко отвернулся от академического пути и встал на тропу
контр-культуры, выступающей против официального искусства.

Эдвард Мунк «За журнальным столиком» 1883

Еще в школе рисования Мунк познакомился с художником-натуралистом Кристианом Крогом и даже посещал курс последнего. Крог ввел молодого гения в «Богему Христиании». Эта группа объединяла непримиримых бунтарей от искусства, проповедующих свободную любовь, нигилизм и отход от традиций. Идейным вдохновителем «Богемы» был яркий писатель и убежденный анархист Ханс Егер, оказавший на Мунка сильное влияние.

Эдвард Мунк «Писатель Ханс Егер» 1889

В живописи, тем временем, намечался революционный переворот.
В начале 1880-х годов импрессионизм громко заявил о себе и стал самой
обсуждаемой темой в кругах художников. Мунк живо присоединился к дискуссии – он
рассматривал новое направление как основу для поиска собственного стиля.

Картина Мунка «Больная девочка», написанная под
влиянием импрессионизма и выставленная на Осенней выставке 1886 года, принесла
первый успех и вызвала неоднозначную реакцию. Критикам не понравилась именно
манера письма – непроработка деталей, незавершенность композиции, грубая, почти
неряшливая, фактурность.

Эдвард Мунк «Больная девочка» 1885

Но художник не обращал внимания на подобные замечания. Его
внутреннее устроение, философские раздумья и эмоциональный опыт нуждались в
таком резком и незавершенном выплеске. Мунк сначала долго вынашивал в себе
нечто, проникался этим и уже потом неожиданно воплощал. Выкрикивал осмысленное
на холст.

В сюжете «Больной девочки»,  Мунк вновь вернулся к смерти своей любимой
сестры Софии. Долго мучаясь над картиной (ему никак не удавалось передать
бледную, почти прозрачную кожу) Мунк, как будто проходил ритуал очищения. Он
мучительно вытравливал из себя стойкое присутствие смерти.

Судьба картины

Мне нравитсяНе нравится

В настоящее время картина находится в Национальном музее Осло. Там находится и вторая версия картины, выполненная пастелью.

Наверху от картины, на стене выскоблена фраза: «Такое мог нарисовать только сумасшедший». По данным исследований, эта надпись принадлежит самому художнику.

За свою историю существования картина была не раз похищена. Последнее похищение произошло в 2004 году. Злоумышленники украли также и другую известную работу артиста — «Мадонну». После возвращения полотна нуждались в реставрации. Публика увидела их лишь через 4 года.

Эдвард Мунк стал вдохновителем для мирового художественного искусства. Корифеи кинематографа тоже черпали свои идеи из его картины. Например, известный фильм ужасов «Крик» был создан по мотивам этой картины. Маска антагониста полностью повторяет выражение лица героя одноименной картины.


Не забывайте поделиться своим мнением о картине и рассказать, какие чувства она будит у вас.

«Мученик», автор неизвестен

Автор этой картины неизвестен, но из рассказа англичанина Шона Робинсона, который получил ее в наследство, выяснилось, что при ее создании художник использовал собственную кровь, смешанную с масляными красками.

Он назвал ее «Страдающий человек», после того, как работа была завершена, через некоторое время художник покончил с собой.

Шон Робинсон стал замечать в своем доме необъяснимые явления и призраков: по ночам его семья слышала в доме шепот и плач.

Сначала Шон все списал на природные явления, но однажды он увидел темную фигуру в доме… И его жена через какое-то время тоже начала ее видеть. Он сделал вывод, что картина была создана при содействии темных сил.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».


Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.


Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.


Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».


Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Мнение искусствоведов

Историки искусств, наоборот, сходятся в мнении, что живопись Ван Гога – это проявление гениальности. Неповторимый стиль, основанный на классике и импрессионизме, указывает на индивидуализм художника. В перерывах между приступами безумия и галлюцинаций Ван Гог проявлял удивительную точность в постановке художественных целей и задач. Его самоконтроль подчеркивает ясность мышления в момент творчества.

Средство для создания воображаемого мира – такой видит свою живопись Ван Гог. Картина «Крик» пронизана мрачным предчувствием беды. Дребезжащее марево на заднем фоне, вопль ужаса на переднем плане – это поистине мистическое предчувствие будущей катастрофы.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Смерть отца. Депрессия. Переосмысление творчества.

Осенью того же года Мунк отправился в Париж, где посещал уроки французского живописца Леона Бонна. Наставник высоко оценивал талант юноши, но не разделял его вольности в обращении с цветовой палитрой. Эдвард также активно экспериментировал со стилями. В картинах этого периода прослеживается влияние импрессионизма и пуантилизма 一 стилистического направления неоимпрессионизма. В основе обоих стилей лежит манера письма геометрическими раздельными мазками и отказ от смешения красок на полотне для достижения оптического эффекта.

В Париже свободное время художник посвящал не только музеям, экскурсиям и изучению классического искусства, но и выпивке:

В конце 1889 года приходит известие о смерти Кристиана Мунка. Это событие стало для художником тяжелым испытанием. Из-за задержки письма Эдвард не успел на похороны отца. Он впал в депрессию, прекратил посещать уроки Бонна, ушел в себя и отдалился от друзей.

Ночь в Сен-Клу, 1890

Художник посвятил покойному отцу «Ночь в Сен-Клу», одну из самых ярких картин парижского периода. Комната залита лунным светом, но в глубине, у окна, угадывается фигура человека. В этом образе искусствоведы видят как Кристиана Мунка в ожидании смерти, так и самого живописца.

В мае 1890-го года Эдвард вернулся домой, в Христианию, где прошла выставка его работ. Отзывы критиков были неоднозначными, но уже более теплыми. В конце года он опять вернулся во Францию.

В апреле 1892-го года Мунк посетил Салон Отверженных в Париже, где выставлялись Гоген и Ван Гог, которыми художник позже стал восхищаться. В этот период Мунк уже твердо шел собственным творческим путем

«Экспрессионистский» стиль художника обрел законченные черты: простые формы, символические сюжеты, драматические линии и большое внимание к цвету

Эдвард Мунк и женщины

Эдвард Мунк пользовался успехом у женщин, особенно роковых и взбалмошных. Одна из его муз, Тулла Ларсен – требовала свадьбы и, по словам самого художника, преследовала его. Во время одной из ссор, случившейся в 1902 году, он был ранен из пистолета в левую руку — один из пальцев навсегда остался искалеченным.

Этот неудачный роман был одним из факторов, приведших к депрессии, сопровождавшейся параноидальными идеями и алкоголизмом.

Женщины на картинах Мунка – часть безжалостной природы и в то же время ее пленницы. Их можно увидеть на картинах «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Пепел» и «Поцелуй».

Как появился Эдвард Мунк

Хрупкое здоровье самого Эдварда, преждевременная смерть сначала матери, а позже нежно любимой старшей сестры сформировали тревожного молодого человека, который относился к природе с опаской, ведь все, что она делала – отнимала.

Одна из первых картин Мунка — «Больная девочка» — воспоминание об угасании сестры Софии. Изможденная, больная и отчаявшаяся поза сидящей на стуле женщины передают, вероятно, обреченность, которую чувствовал художник после смерти сестры. Страх и тревога пропитывают холсты и всех последующих работ автора.

Главная заслуга художника в том, что он одним из первых изобразил на картине внутренний мир – не «что я вижу», «как я вижу». Консерваторам это пришлось не по вкусу. Выставку Мунка 1892 в Берлине освистали. Но этим они только добавили художнику славы – среди прогрессивных людей стало принято восхищаться его картинами. «Я не верю в искусство, созданное не по зову сердца. Мои картины – это мой дневник. Я все это пережил сам. Искусство дало смысл моей жизни. Я верю в картины, написанные кровью сердца», — пояснял Эдвард Мунк.

Джоконда XX века

«Крик» традиционно называют вторым самым узнаваемым произведением живописи после шедевра Леонардо «Мона Лиза». То есть он впереди «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, «Возвращения блудного сына» Рембрандта, «Вавилонской башни» Брейгеля и других образов, уже многие века считающихся фундаментом европейской культуры. Почему? Возможно, потому, что ни одна другая картина не выразила в такой яркой и символичной форме самоощущение человека XX века — с его постоянным предчувствием или переживанием катастрофы, отчаянием и тотальной потерей душевного равновесия.

«Как-то вечером я шел по дороге — с одной стороны подо мной раскинулись город и фьорд. Я был уставшим и больным — стоял и смотрел на фьорд. Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали» — так сам Мунк изложил историю создания «Крика» в дневниках.

Фото: Национальный музей Осло

«Крик», масло, 1893 год

«Как обеспечить три рубежа охраны, не понимает никто»

Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — о безопасности в российских музеях, столетней идеологической шелухе и новом взгляде на Репина

В этом описании уже сформулированы ключевые мотивы экспрессионизма: ирреальность, дисгармоничность мира («природу пронзил крик»), кровавые видения (вспомним, как Воццеку в одноименной опере Берга чудится кровавая луна), болезненность героя, невыносимость момента (судя по изображению, он слышит оглушающий крик)… Но важнее, что Мунк нашел идеальное визуальное воплощение своего чувства: центральный персонаж на мосту впечатывается в память зрителя своей деформированной головой и характерным жестом — удлиненными руками, обхватывающими голову. Портрет нарочито нереалистичный: то ли перед нами пришелец, то ли мы видим реального человека в галлюциногенном искажении… При этом собственно лица у него нет — и это усиливает ощущение кошмара.

Фон не менее значим. Залив на заднем плане будто становится продолжением головы центрального персонажа и образует «рождающуюся» из беззвучного крика петлю, «срифмованную» с кровавыми облаками. Тогда как мост, на котором стоит герой и, видимо, зритель, создает ощущение стремительного движения вперед — как будто мы проносимся по нему, а не стоим на месте. Это ощущение потери устойчивости, в буквальном смысле уходящей почвы из-под ног или стремительно уносящей героя — еще один типичный мотив экспрессионизма. Вспомним начало рассказа Франца Кафки «Сон» (1914), предвосхищающего роман «Процесс»:

«Йозефу К. снилось: стоял погожий день и К. захотел прогуляться. Но едва он ступил два шага, как уже был на кладбище. Там пролегали очень искусственные, до неудобного извилистые дорожки, однако он скользил по одной из таких дорожек, словно по бурной воде, в незыблемо парящей позе».

Фото: Музей Мунка

«Крик», 1910 год

На сочетании трех этих элементов — моста, воды, сливающейся с облаками, и центральной фигуры — построена композиция. Показательно, что во всех вариантах «Крика» эти компоненты присутствуют, то есть долгого поиска не было, как, видимо, и предварительных эскизов (если не считать таковым первое изображение пастелью). «Крик» стал гениальным озарением, и это тот редкий случай, когда даже в черно-белом варианте изображение сохраняет свою силу, несмотря на цветовую выразительность картины. Мунк это прекрасно понял и создал литографический вариант.

Линия эксперимента: Русский музей представил редкую графику Малевича

В Санкт-Петербурге впервые экспонируются 117 рисунков авангардиста из собрания его ученицы

Кстати, цветные варианты отличаются по гамме. Главный «Крик» 1893 года из Национального музея Осло мрачнее, а повторение 1910 года из Музея Мунка светлее, но в нем сильнее неприятные зеленоватые тона. И общий характер более «галлюциногенный».

Кстати, вот еще одно подтверждение уникальности «Крика»: если мы посмотрим на другие самые дорогие картины, то увидим, что они совершенно немыслимы без цвета. «Крик» же покоряет своей простотой: цвет здесь может быть разным, а может его и вовсе не быть. И это стало залогом массового успеха произведения Мунка. Успеха, выходящего далеко за пределы арт-индустрии.

Нервный срыв и последние годы

Мунк начал менять свой стиль еще в 1900-м году. Картины этого периода написаны размашистыми, «тяжелыми» мазками, они отличаются повседневностью сюжетов, резкими формами и более светлыми цветами.

Убийца, 1910 Солнце, 1916

Художника окутало одиночество и обреченность, которое он пытался заглушить алкоголем. Экспрессионист все глубже погружался в депрессию, с которой не находил сил бороться. Обострилась его мания преследования, которая потянула за собой алкоголизм:

«Единственное, что помогает мне перейти через улицу, — это рюмка водки. А лучше две-три.».

В 1908 году живописца поместили в психиатрическую клинику Копенгагена после нескольких нервных срывов. В больнице он продолжал писать. Там он создал портрет своего лечащего врача Якобсона.

Портрет доктора Даниеля Якобсона, 1909

После выписки художественная манера Мунка стала еще более «светлой». Темы были уже не такие мрачные и угнетающие. Живописец погрузился в различные способы выражения форм и геометрии. Эксперименты с техникой и «визуалом» стали для Мунка более важны, чем смысл картин.

В 1910-х — 1920-х годов художник отказался от алкоголя, а после 1920 года выпивал, но как только чувствовал, что это начинает ослаблять его трудоспособность, прекращал. Этот период оказался успешным для художника, его работы пользовались огромным спросом и популярностью. С каждым годом цены на картины становились выше, ему поступали заказы на роспись общественных зданий, создание декораций для пьес. Его приглашали с выставками по Европе и Америке. Общественное признание все же не принесло художнику спокойствия и счастья: ему было тяжело расставаться с картинами. Удачные работы Мунк буквально отрывал от сердца, а неудачные — продавал с тоской и грустью.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла. Эдвард Мунк

Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: