Возвращение на родину
Справившись со своим подавленным состоянием и утвердившись в собственной правоте, Мане возвращается в Париж и с новыми силами берётся за работу. В 1867 году в отдельном павильоне, организованном самолично в рамках Всемирной выставки, предъявляет публике пять десятков своих картин – художник теперь более решителен. Официальный салон также не противится и берёт некоторые к показу. Эдуард Мане ведёт активный образ жизни, много общается, становится завсегдатаем на вечеринках в кафе, где собираются как знаменитости, так и начинающие художники, литераторы. Бывают здесь и молодые живописцы, будущие импрессионисты, с которыми Мане особо сближается. Появляется у него и целая плеяда поклонников и ярых защитников.
В эти годы во Франции обостряется политическая ситуация. Разворачиваются военные действия, империя терпит крах, и Эдуард Мане, вступив в армию, защищает Париж. В это тревожное время он около года не подходит к мольберту. По окончании политических перипетий Мане возвращается к работе, но приём публикой и критикой его творчества подобен волнам – то взлёт, то порицания. К 1874 году Эдуард Мане стилистически стал близок к импрессионизму, первые ростки которого уже пробивались.
Описание
На полотне изображен лодочник в компании молодой женщины на берегу Сены , в Аржантёе (ныне Валь-д’Уаз ). На заднем плане видна деревня Аржантей.
Эдуард Мане просит Клода Моне и его жену Камиллу позировать для картины, но они не могут удерживать позу достаточно долго. Рудольф Линхофф , зять Мане, вероятно, служит образцом для яхтсменов, если только это не барон Барбье, друг Ги де Мопассана. Личность женщины неизвестна.
Это, в истории искусства , один из первых произведений Мане вполне заслуживающий Классификатор импрессиониста , как много из — за его натуралистический субъект как его дерзкого мастерства, с в частности броского голубой реки., Что Figaro журналист Жан Руссо смеется: «По сути, мармелад Аржантей на реке индиго . »
Как появилось течение «импрессионизм»?
Клод Моне постепенно пытается изменить традиционный способ рисования с натуры, используя то новые световые решения, то меняя угол обзора и положение художника при написании картины. Предпочитая пленэр студийной работе, он ищет красоту в окружающем его мире, пытаясь запечатлеть мгновение и свое восприятие увиденного.
Одно из главных отличий зарождающегося импрессионизма – новая работа с тенью и цветом. Моне выбирал то колористическое наполнение картин, которое он видит и чувствует в определенный момент времени. Рисуя тени светлыми, а не черными, как предшественники, он наполнил внутренним светом свои полотна.
Постоянная бедность и нужда 70 — 80-х гг., начало Франко-прусской войны вынудили его переехать в Англию. Здесь Моне знакомится с торговцем Полем Дюран-Рюэлем, который покупает его полотна. Это позволило по возвращении на родину приобрести небольшой дом в Аржантее.
Официальной точкой отсчета направления «импрессионизм» принято считать 1874 г., когда легкой рукой одного из критиков картину окрестили «впечатлением, впечатленством» — impressionnisme. В 1883 г. Клод Моне вместе со своей семьей переезжает в Живерни, где на скопленные деньги он уже мог себе позволить приобрести дом с землей и садом. В этой же небольшой деревне ему было суждено в 1926 г. закончить свой земной путь.
У Моне с молодых лет были проблемы со зрением, а в 1912 году ему даже удалили хрусталик одного глаза. Считается, что эта болезнь способствовала природному таланту художника видеть и отражать необычные цвета и оттенки в природе.
ГОДЫ В ЖИВЕРНИ
К этому времени карьера Моне круто пошла в гору, и это дает ему возможность выкупить в 1890 году дом, в котором жила его семья. К 50 годам Моне стал вполне обеспеченным человеком. Этот успех позволил ему расширить сад в Живерни, который стал теперь самой большой его любовью, и едва ли не единственным объектом, который Моне изображал на своих поздних полотнах. Невзирая на ухудшающееся зрение, Моне продолжал работать до самых последних дней своей жизни. Когда он умер в Живерни 6 декабря 1926 года в возрасте 86 лет, он был признанным и почитаемым патриархом французской живописи. Его дом и сады были открыты для посещения в 1981 году, и с тех пор поток туристов не иссякает, что является подтверждением любви и признательности к одному из величайших художников всех времен.
Известные картины Моне
Популярность Моне сегодня переоценить невозможно: по сей день он входит в число трех самых дорогих художников мира.
- Одна из наиболее известных и ранних работ Клода Моне – картина «Женщины в саду», созданная в 1866 г. Для написания её он вырыл траншею, чтобы удачнее выбрать ракурс, правильно установить мольберт и встать самому. Сюжет картины прост: четыре молодые дамы прогуливаются по летнему саду, собирая цветы и мило беседуя. Одна из них – молодая натурщица Камилла Донсье – в дальнейшем стала женой Моне.
- 1866 год стал также временем написания картины «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Объектом изображения стала молодая девушка, приемная дочь Моне Сюзанна. Художник смотрит на натурщицу снизу вверх, захватывая, помимо фигуры девушки, траву и цветы крупным планом и большой кусок неба. Один из главных героев картины – ветер, который управляет движением объектов, создавая ощущение энергии и движения сюжета.
- Картина «Водяные лилии» 1905 г. после её покупки неизвестным любителем живописи была скрыта от посторонних глаз более 70 лет. На ней изображены пруд, лилии в нем и отражающиеся в глади воды облака. Считается, что этот сюжет художник срисовал с водоема в Живерни. Этому полотну суждено было стать самым дорогим на лондонских торгах: его оценили в 54 миллиона долларов.
- «Маннпорт» (1883 год) сейчас находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Объект изображения для этой картины – скалы Нормандии. В эту страну Моне часто ездил, создав более 60 картин о её могучей и суровой природе.
- На картине «Дама с зонтиком» (1886 г.) изображена жена Моне Камилла Донсье. Полотно относят к раннему периоду творчества: линии размыты и неточны, основной акцент сделан на красках и ощущениях самого художника.
- Знаменитое полотно, давшее имя всему направлению «импрессионизма» — «Впечатление. Восход солнца» редко кого оставляет равнодушным. Порт Гавр, раннее утро, лодки на глади воды, еле заметные в утреннем тумане, мрачные и темные краски с контрастирующим на их фоне ярким солнцем – картина была создана, чтобы перевернуть представление о технике и назначении живописи. Однако первые зрители отнеслись к новаторству прохладно, не оценив её скрытой силы и перспектив.
- Интересна, с точки зрения создания сюжета, картина «Завтрак на траве» 1866 года. Сам стиль полотна не свойственен импрессионистической манере письма Моне. Это картина перехода, поиска себя. Идейным вдохновителем стал Эдуард Мане (не стоит путать эти разные произведения искусства), которые создал несколькими годами ранее одноименную картину. Она вызвала бурную реакцию и скандал из-за реалистично изображенных на ней обнаженных женщин. Клода Моне эта картина привела в восторг. Он решил повторить успех этого полотна и эпатировать публику. На данный момент то, что мы видим на картине, – это одна из трех частей огромного полотна, который так и остался незавершенным, хотя был выставлен на Парижском салоне.
- «Кувшинки» 1916 года – продолжение темы воды и водяных линий в творчестве Моне и часть серии водяных пейзажей. В ней интересно композиционное решение: сюжет как будто выхвачен из огромной, бескрайней картины. Художник обрезал крупные центральные цветы, чтобы показать бесконечность природного пространства. Благодаря ярким краскам и необычной композиции, казалось бы, обычный пруд завораживает зрителя.
- «Терраса в Сент-Адресс» – одно из ранних творений художника, созданных в 1867 г. На картине изображена летняя терраса с сидящими в креслах мужчинами и девушкой, которая стоит у перил вместе со своим спутником. Строгие линии, отсутствие размытости и композиционное решение не свойственны манере импрессионизма.
- «Поле маков у Аржантея» 1873 г.. Герои картины – сын и жена художника. Они пробираются сквозь высокую траву и яркие красные маки. На заднем плане видны фигуры еще двоих, а также маленький белый дом вдалеке.
Искусствоведы пришли к выводу, что в последние годы своей жизни художник выходит за рамки импрессионизма, предвосхищая дальнейшие изменения в живописи и очерчивая перспективы. Войдя в историю мировой живописи и обретя множество сторонников и последователей, картины Моне, с названиями и кратким описанием которых мы ознакомились, остаются не только в памяти зрителей, но и в их сердце, вызывая настоящие чувства и некую тоску по уходящей и сиюминутной красоте этого мира.
Описание и особенности картины
«Поле маков у Аржантея» имеет достаточно простую, и в то же время эффектную композицию. На переднем плане Клод Моне изобразил маки, окруженные густой, высокой растительностью. С левой стороны холста «Поле маков» – ярко-красные, пышные маки, опускающиеся по склону вниз. Справа картина изображает две фигуры – женщину и ребенка. Такая же пара силуэтов виднеется в левом углу, на вершине холма. На дальнем плане – линия темно-зеленых деревьев, прерываемая по центру желто-песочным домиком с бледно-красной крышей. Основные оттенки, которые Клод Моне использовал в композиции «Поле маков»:
- Желтовато-зеленый – трава.
- Темно-зеленый – деревья.
- Чернильно-синий и бежевый – фигуры.
- Лазорево-голубой и белый – небо.
- Насыщенно красный – мак.
- Бежевый и кирпичный – дом.
Женщину и мальчика, изображенных на картине «Поле маков», Клод Моне писал со своей жены Камиллы и их сына Жана. Мак на треть закрывает их, заставляет утопать в цветах. Главная задача этих фигур в композиции работы «Поле маков» — создать дополнительные цветовые акценты, уравновешивающие верхнюю и нижнюю части произведения. По размеру картина «Поле маков» небольшая — 50×63, форма ее – горизонтальный прямоугольник.
Аржантей. 1874 г.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org
В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.
Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного импрессиониста. Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.
Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…
Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.
Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.
Прием [ править ]
Мане хотел представить картину в Парижском салоне, но она была отклонена, потому что считалась пренебрежительной к морали того времени. Французское общество не было подготовлено к столь откровенным изображениям проституции, и критики не увидели художественных качеств произведения и сосредоточились исключительно на той сцене, которая была представлена. Одним из защитников Мане был Эмиль Золя, который в 1880 году опубликовал роман с тем же названием, что и девятый том серии Les Rougon-Macquart . Однако нет явных свидетельств взаимного вдохновения в выборе темы и названия, поскольку книга была издана тремя годами позже. Вполне вероятно, что Мане нашел вдохновение в L’Assommoir., Предыдущая книга Золя, в которой персонаж Наны появляется впервые.
Клод-Моне.рф
С декабря 1871 по 1878 год Клод Моне жил в Аржантёе, селе на правом берегу реки Сены недалеко от Парижа. Это место было очень популярно у парижан, которые с удовольствием проводили там свои воскресные прогулки.
В Аржантёе Моне написал много своих известных работ, основными темами которых становятся парусные лодки, различные виды железнодорожного моста и чудесные пейзажи с окрестностями Аржантёя.Моне говорил:”Мне тогда удалось особенно удачно продать одну картину, так что я сразу получил сумму, необходимую для покупки лодки.
В Аржантёй у Моне бывали Эдуард Мане и Сислей, часто приезжал Ренуар. Они много работали вместе, а совместный живописный опыт повлиял не только на манеру письма каждого из них, но и на развитие всего импрессионизма в целом.
1 … 2 … 3 … 4
Девушки в саду1875г Докеры с углём1875г Дом художника в Аржантёе1876г Женщина с зонтиком в саду Аржантёя1875г Заандам, дамба1874г
Залив, вид с моста в Аржантёе1874г Иней1875г Камилла Моне в саду у дома в Аржантёе1876г Камилла с зеленым зонтиком1876г Красные лодки Аржентей1875г
Лето, маковое поле1875г Лодка-студия1874г Луг с маками1875г Мадам Моне вышивает1875г Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее.1875г
Маковое поле, Аржатнёй.1875г Мельница на канале Онбекенде, Амстердам.1874г Море в Амстердаме1874г Море, порт в Амстердаме1874г Мороз1875г
На лугу1876г Отдых в саду, Аржантёй1876г Парк Монсо1876г Парк Монсо, Париж1876г Поезд в снегу. Локомотив.1875г
Поезд в снегу, Аржантёй1875г Прибытие в Монтежерон1876г Прогулка в Аржантёе.1875г Прогулка в Аржантёе, закат1874г Прогулка, Аржантёй1875г
Прогулка, женщина с зонтиком.1875г Семья художника в саду.1875г Сена близ Аржантёя1874г Сена в Аржантёе1874г Сена в Аржантёе1875г
Снег в Аржантёе1875г Снег в Аржантёе1875г Снежный эффект с заходящим солнцем1875г Снежный эффект, Бульвар де Понтуаз в Аржантёе1875г Снежный эффект, улица в Аржантёе1875г
Уголок квартиры1875г Этюд камышей в Аржантёе1876г Южная церковь в Амстердаме1874г Японка. Камилла Моне в японском костюме1876г Аржантёй, цветы у речного берега1877г
Берег реки в Аржантёе1877г Берега Сены1878г Берега Сены в Лавакуре1878г Берега Сены, Лавакур1878г Берега Сены, Лавакур1878г
Берега Сены, осень1876г Берега Сены, остров Гранд-Жатт1878г Букет из гладиолусов, лилий и ромашек1878г Вокзал Сен-Лазар1877г Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи1877г
Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи1877г Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи1877г Вокзал Сен-Лазар, навесы товаровзападного регионам 1877г Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда1877г Вокзал Сен-Лазар, рельсовый путь1877г
Вокзал Сен-Лазар, эффект солнечного света1877г Выстрел1876г Дерево, постриженное в форме шара. Аржантёй1876г Дорога1878г Дорога в Ветёй1878г
Европеский мост, вокзал Сен-Лазар1877г Жан-Пьер Хосхеде. Малыш Жан1878г Женщина в саду1876г Ивы на реке1876г Лодка-студия1876г
Лодка-студия1876г Маленький рукавСены1878г Маленький рукавСены в Аржантёе1876г Вокзал Сен-Лазар1877г Остров Гранд-Жат сквозь деревья1878г
Остров Гранд-Жатт1878г Остров Гранд-Жатт на Сене1878г Парк Монсо1878г Парк Монсо1878г Парк Монсо1878г
Побережье в Сент-Адресе1876г Портрет Жермены Хосхеде с куклой1877г Пруд в Монжероне1876г Пруд в Монжероне1876г Равнина Женвилье1877г
Роща1876г Рукав Сены1878г Рукав Сены близ Ветёя1878г Рю Монтаргей с флагами1878г Рю Монтаргей, Париж1878г
Сад 1876г Сад, мальвы1877г Садовые ворота в Ветёе1876г Сена близ Ветёя, бурная погода1878г Сена в Лавакуре1878г
Тюильри (этюд)1876г Уголок садав Монжероне1877г Утро на Сене близ Ветёя1878г Ферма1878г Хризантемы1878г
Завтрак на траве. 1863 г.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).
Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.
Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.
Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.
“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.
Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.
Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.
Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.
Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан
Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане
Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы
О картине также читайте в статье “Завтрак на траве. Как Эдуард Мане придумал современное искусство”.
ПЕРЕЕЗД В ВЕТЕЙ
На короткое время Моне доверил ведение своих финансовых дел Эрнесту Гошеде, бизнесмену, покупавшемукартины художника. К несчастью, в 1878 году Гошеде обанкротился. На следующий год семьи Моне и Гошеде объединили оставшиеся у них деньги и переехали в Ветёй, деревушку на берегу Сены в 65 километрах к северо-западу от Парижа. Вскоре после переезда рождается второй сын Моне, Мишель. Однако здоровье Камиллы стремительно угасает, и в сентябре 1879 го да она умирает. Вероятно, на какое-то время завязывается роман между Моне и Алисой Гошеде, ее муж, Эрнест, уезжает, оставив Клода и Алису с восемью детьми на руках. В конце концов, Моне женится на Алисе, но это происходит только в 1892 году, после смерти ее первого мужа. В1881 году семейство Моне покидает Ветей и в 1883 переселяется в Живерни, другую деревушку на берегу Сены. Именно здесь Моне и провел остаток своей долгой жизни.